датчик дкпв что это

Устройство и принцип работы датчика положения коленвала

Все современные двигатели работают под контролем электронного блока управления (ЭБУ), куда поступает информация о работе разных систем от множества сенсоров. За корректную работу системы зажигания и мотора в целом во многом отвечает датчик положения коленчатого вала (ДПКВ). О его назначении и работе пойдет речь далее в статье.

Что такое ДПКВ

Как уже было сказано выше, ДПКВ расшифровывается как датчик положения коленчатого вала. Он определяет положение коленвала в каждый момент времени, тем самым отслеживая частоту его вращения, и обеспечивает правильное функционирование системы зажигания.

ДПКВ передает в блок управления следующие показатели:

На основе этих данных ЭБУ автомобиля может регулировать следующие процессы:

Ни один инжекторный двигатель с электронным блоком управления не сможет работать без ДПКВ. В карбюраторных двигателях в нем нет необходимости, так как в мотор поступает насыщенная топливовоздушная смесь в равном количестве вне зависимости от потребностей. Инжектор позволяет регулировать подачу топлива и экономить его расход. И именно на основе данных от ДПКВ система регулирует свою работу.

Многие водители путают ДПКВ с датчиком положения распределительного вала (ДПРВ). Хотя их устройство и назначение во многом схожи, отличия есть. ДПРВ определяет угловое положение распредвала и отвечает за впрыск топлива в цилиндры и зажигание в нужный момент времени. В ДПРВ применяется постоянный магнит, и его работа основана на эффекте Холла. Можно сказать, что ДПКВ и ДПРВ работают в паре друг с другом, но первый более важен для работы двигателя.

Устройство и где находится датчик положения коленвала

Датчик имеет простое устройство. Внутри находится намагниченный стальной стержень с медной проволочной обмоткой. Стержень с обмоткой помещены в пластиковый корпус и залиты компаундной смолой для изоляции проводов. От него идет стандартный электрический разъем, который подключается к электросети автомобиля. Фиксируется ДПКВ на блоке цилиндров или картере коробки передач. Также он может быть установлен на кронштейне возле приводного шкива.

Датчик располагается напротив зубьев задающего диска. Иногда его могут называть синхронизирующий или реперный. Он представляет собой диск с зубцами по внешнему кругу. Может быть закреплен на шкиве коленчатого вала или маховике и вращаться с ним с одинаковой частотой.

Принцип работы

Принцип работы ДПКВ будет зависеть от его типа. Наиболее распространенными являются индуктивные или магнитные. Рассмотрим их работу поэтапно:

Также существуют задающие диски с двумя пропусками зубцов под углом 180° типа 60-2-2, которые нашли применение на некоторых видах дизельных моторов.

Важно! Индуктивный датчик не использует напряжение питания, а электрический сигнал образуется за счет магнитного поля, проходящего через обмотку.

Виды датчиков

Существует три вида ДПКВ, которые отличаются по принципу действия.

Признаки неисправности

На поломку датчика положения коленвала могут указывать следующие признаки:

Однако, стоит иметь ввиду, что данные признаки являются самыми распространенными и могут указывать на поломку других датчиков автомобиля, которые также желательно проверить. Поэтому не лишним будет провести комплексную диагностику с помощью автосканера. К примеру, для большинства отечественных и импортных автомобилей подойдет Rokodil ScanX Pro.

Эти признаки могут указывать и на другие неисправности, но в любом случае необходимо провести диагностику и выявить причину. Сам по себе датчик редко ломается, а в случае поломки его просто меняют на новый.

Как проверить

На глаз неисправность увидеть довольно сложно. Может повредиться обмотка внутри или окислиться контакты разъема, также причиной нестабильной работы может стать неправильный зазор между зубцами и датчиком. Расстояние от зубца до сердечника должно быть в пределах 0,5-1,5 мм. Более точные данные указываются в руководстве по ремонту. Для замены всегда стоит выбирать оригинальные детали.

Наверное, самой простой и действенной диагностикой будет замена на новый. Если после замены неисправности исчезли, то датчик был сломан.

Между тем, есть три способа проверки ДПКВ:

Самым доступным способом является проверка мультиметром (“прозвонка”). Прибор нужно переключить в режим измерения сопротивления. Так можно определить сопротивление катушки индуктивности. Сделать измерения просто. Нужно поочередно коснуться щупами выводов катушки. Сопротивление большего числа катушек находится в пределах от 500 Ом до 1100 Ом. Соответственно, на мультиметре нужно задать верхний предел 2 кОм.

Самым совершенным и точным методом проверки ДПКВ является проверка осциллографом. В рабочем режиме прибор подключается к контактам датчика и снимается осциллограмма.

Датчик положения коленвала – это простое устройство, имеющее большое значение для правильной работы двигателя. Для проверки индуктивного датчика иногда достаточно измерения сопротивления, в других случаях понадобится дополнительное оборудование.

Источник

Глохнет, не едет, детонирует: что такое датчик положения коленчатого вала и как его проверить?

датчик дкпв что это. Смотреть фото датчик дкпв что это. Смотреть картинку датчик дкпв что это. Картинка про датчик дкпв что это. Фото датчик дкпв что это

Почему-то мне хорошо запомнилось, как на заре появления инжекторных моторов в России датчиком положения коленвала пугали фанатов карбюраторов. Мол, вот отвалится один датчик (а он обязательно отвалится, потому что «электрический»), и встанешь ты на своём «ынжекторе» посреди дороги. И мотор потом не запустишь. Прошли уже не годы, а целые десятилетия, но этот датчик так и не стал главной головной болью владельцев инжекторных машин. Что же получается, зря пугали? И да, и нет. Обездвижить машину ДПКВ иногда действительно может, но делает это очень редко. Потому что ломаться там, если честно, нечему. Почти нечему.

Так точно!​

Для чего нужен датчик положения коленвала? Ответ кроется в его названии: определять положение коленвала. Вот так просто, да. Но кроме этого тот же датчик определяет ещё одну важную деталь – момент прохождения поршнями верхних и нижних мёртвых точек. Делает он это, конечно, не сам – всё считает ЭБУ. Но без него получать эти данные просто невозможно. На всякий случай скажем несколько слов о том, зачем блоку управления эти данные нужны и как он их использует.

Несмотря на кажущуюся скудность информации, которую передаёт ДПКВ, она крайне необходима для регулировки блоком сразу нескольких параметров. Во-первых, это, конечно же, время подачи топлива. Кстати, тут как раз важно определить момент прохождения мёртвых точек. Во-вторых, это угол опережения зажигания. В-третьих, не без участия ДПКВ определяется количество поданного топлива. И, наконец, этот датчик нужен для синхронизации работы коленвала и распредвалов и для нормального функционирования адсорбера (если быть точнее – его клапана). Если всё суммировать, то датчик положения коленвала – один из основных датчиков, сигнал с которого требуется ЭБУ для корректного управления зажиганием. Конечно же, им одним дело не ограничивается, без него мотор нормально работать тоже не может. А иногда – и вообще просто работать, хотя бы как-то. Ведь если ЭБУ не знает, в какой момент ему следует подать напряжение на свечи зажигания или велеть форсункам впрыснуть очередную дозу топлива, куда деваться мотору? Только глохнуть.

датчик дкпв что это. Смотреть фото датчик дкпв что это. Смотреть картинку датчик дкпв что это. Картинка про датчик дкпв что это. Фото датчик дкпв что это

Собственно, обычно так и происходит. Дело осложняется тем, что ДПКВ практически не умеет «глючить» в силу своей простоты. Так что если он умирает, то делает это полностью. Одно из наименее тяжёлых последствий – это появляющаяся ошибка фаз (например, Р0016). Разумеется, при этой ошибке в первую очередь возникает желание проверить механизм газораспределения (может быть, растянулась цепь, перескочил ремень ГРМ или что-то не так с натяжителем или успокоителем цепи или с демпфером шкива коленвала). Но эту ошибку вполне может зажечь и ДПКВ.

В один момент ЭБУ видит, что сигнал с датчика расположения распредвала не совпадает с сигналом датчика положения коленвала. При нормальной работе пики на осциллограмме должны совпадать через раз, так как за два оборота коленвала распредвал сделает только один оборот. Если же при наложении двух сигналов замечается рассинхронизация, появляется ошибка фаз. Таким образом, ЭБУ не только управляет зажиганием и впрыском, но и проводит своеобразную самодиагностику, проверяя синхронизацию фаз. И ДПКВ – один из элементов, который в ходе этой самодиагностики проходит постоянную проверку. Каким-то образом искажать или переносить сигнал во времени этот датчик не может, и единственная его неисправность – полное отсутствие сигнала.

Свет, магнит и Холл

Существует три типа ДПКВ: оптический, индукционный (магнитный) и датчик, основанный на эффекте Холла (иногда его так и называют – датчик Холла). Для работы каждому датчику нужна ещё одна деталь – задающий (или реперный) диск, который стоит либо на шкиве коленвала, либо прямо на его носке. Задача реперного диска: вращаться с той же скоростью, что и коленвал, и подавать сигналы о каждом обороте датчику.

Оптический датчик используется реже остальных. Он состоит из двух частей: из источника света и его приёмника. Обычно это светодиод и фотодиод соответственно. При вращении задающий диск в определённый момент перекрывает светодиод, и фотодиод фиксирует изменение сигнала. Недостаток этого типа датчика очевиден: если он покроется пылью или грязью, то работать не будет. Намного проще и надёжнее работает индукционный датчик.

Это всего лишь катушка с магнитным сердечником и обмоткой. В момент прохождения метки реперного диска рядом с датчиком, около сердечника, изменяется магнитное поле, а в обмотке появляется ток. Ну, а ток – это и есть тот сигнал, которого так ждёт ЭБУ. Индукционные датчики – наиболее популярные. Они надёжные, простые, недорогие и почти безотказные.

датчик дкпв что это. Смотреть фото датчик дкпв что это. Смотреть картинку датчик дкпв что это. Картинка про датчик дкпв что это. Фото датчик дкпв что это

Датчик Холла – он и есть датчик Холла. В корпусе с магнитопроводами стоят микросхемы, а реперный диск для такого датчика отличается намагниченными зубцами. Дальше всё понятно: намагниченный зубец проходит около датчика, возникает ток, ЭБУ получает сигнал. Теоретически это наиболее продвинутый датчик, хотя и более сложный. Хотя бы по одной причине: ему нужно питание, а значит, и проводов к нему идёт больше. Зато он очень точный.

Думаю, надо сказать несколько слов и о задающих дисках. Обычно это простой зубчатый диск, у которого отсутствует пара зубчиков. Обычно общее количество зубцов – 60. Таким образом, каждый зубец отмеряет 6 градусов вращения (6х60=360, полный оборот). Такие диски называют дисками типа 60-2 (без двух зубчиков). Но иногда встречаются диски, у которых нет ещё двух зубов на противоположенной стороне (через 180 градусов). Их называют тип 60-2-2.

Если с материалом для оптических и индукционных датчиков обычно не заморачиваются (их часто отливают из стали вместе со шкивом коленвала), то диски для датчика Холла немного сложнее из-за необходимости ставить в зубцы магниты. Поэтому они обычно пластмассовые.

Дёргается, не едет, не запускается

На всякий случай опишем симптомы выхода из строя ДПКВ. Как я уже говорил, машина не будет нормально ехать или пуск мотора может быть вообще невозможен. Кроме того, это тот редкий случай, когда мотор может глохнуть прямо на ходу без видимых причин.

датчик дкпв что это. Смотреть фото датчик дкпв что это. Смотреть картинку датчик дкпв что это. Картинка про датчик дкпв что это. Фото датчик дкпв что это

Так как неработающий ДПКВ вносит изменения в работу системы зажигания, то возможна детонация (особенно под нагрузкой). На холостых мотор может работать неустойчиво, могут плавать обороты. Одним словом, букет последствий большой и неприятный. И вряд ли получится разобраться со всем этим набором без диагностики. Но у ДПКВ есть одна приятная особенность: часто его можно очень легко снять, а вместо него поставить новый. Чаще всего даже не придётся стирать ошибки или совершать другие действия со сканером: если мотор заработал, дело в этом датчике. Это, конечно, хорошо, но вряд ли у кого-то дома лежит запас ДПКВ. Может, есть способ проверить его без замены? И даже без сканера? Да, такой способ есть.

Малой кровью

Пальцем, конечно, ДПКВ не проверишь, понадобится хотя бы мультиметр. И проверить так можно только наиболее распространённый индукционный датчик. Способ очень простой: выставляем мультиметр в режим омметра и проверяем сопротивление катушки. Оно у датчиков бывает разным, но приблизительное значение сопротивления катушки – от 500 Ом до 1 кОм. Само собой, перед замером желательно найти точное значение того датчика, который стоит на конкретном автомобиле. Но в целом можно ориентироваться на эти значения – 0,5-1 кОм.

К сожалению, этот способ не даёт стопроцентного результата. То есть отсутствие сопротивления – это гарантия выхода из строя датчика, а вот его наличие – ещё не гарантия его нормальной работы. И в нормальных сервисах ДПКВ проверяют ещё двумя способами. Но для первого нужен как минимум измеритель индуктивности, для второго – осциллограф. Ни того, ни другого дома просто так не держат, так что описывать эти методы не буду.

Печально, но датчик Холла обычным мультиметром вообще проверить невозможно, так что тут потребуется либо дорогое оборудование, либо (что намного проще и эффективнее) новый датчик. Вообще, замена подозрительного датчика на заведомо исправный – лучший способ диагностики.

датчик дкпв что это. Смотреть фото датчик дкпв что это. Смотреть картинку датчик дкпв что это. Картинка про датчик дкпв что это. Фото датчик дкпв что это

К счастью, ДПКВ сам по себе ломается крайне редко. Внутри него ничего не движется и не изнашивается, так что механически износиться у него не получается. Повреждают его обычно при криворуком ремонте, так что если есть подозрение, что ДПКВ начал дурить после посещения «дяди Васи», это подозрение может быть вполне обосновано.

Прежде чем искать на мультиметре режим омметра и думать, куда в датчик засунуть два щупа прибора, нужно обязательно осмотреть его снаружи. Каким бы простым он ни был, если его нечаянно ушатали молотком, он может и погибнуть. Чаще он умирает от попадания грязи между ним и задающим диском. Расстояние между ними небольшое (в среднем 0,5-1,5 мм), так что даже небольшой камешек, неудачно прилипший к грязи, способен принести много горя.

Кроме того, как и любая электрическая деталь, датчик может отказываться работать из-за неисправной или окислившейся проводки. Поэтому нужно проверить его разъёмы, и если они грязные или окисленные, почистить. Может так получится, что проблема именно в них, а не в датчике.

И последнее: трясущийся и глохнущий мотор вместе с горящим Check Engine и ошибками Р0016 (равно как и Р0335 или Р0336) не всегда указывают на неисправность ДПКВ однозначно. Да, есть ошибки, которые более-менее точно указывают на отсутствие сигнала с датчика, и хороший диагност увидит это сразу. Лучше всего не заниматься «самолечением» и обратиться к профессионалу.

Источник

Признак неисправности датчика коленвала

датчик дкпв что это. Смотреть фото датчик дкпв что это. Смотреть картинку датчик дкпв что это. Картинка про датчик дкпв что это. Фото датчик дкпв что это

Одним из важнейших узлов современного автомобиля является ДПКВ – датчик положения коленвала, признаки неисправности которого сигнализируют водителю о необходимости срочного ремонта данного агрегата. Такой незамедлительный ремонт действительно нужен, так как без него двигатель авто остановится.

датчик дкпв что это. Смотреть фото датчик дкпв что это. Смотреть картинку датчик дкпв что это. Картинка про датчик дкпв что это. Фото датчик дкпв что это

Что представляет собой ДПКВ
Прежде чем выяснить, как определить неисправность датчика коленвала, называемого также индикатором сигнализации, следует определиться с тем, что он собой представляет и для чего предназначен. Этот узел дает возможность системе топливного впрыска транспортного средства осуществлять синхронное функционирование топливных форсунок и системы зажигания.

Его устройство совсем несложное: капроновый каркас, обмотанный медным проводом, крепится на стальном сердечнике. Провод заизолирован эмалью, роль герметика выполняет компаудная смола. Во время работы датчик отправляет сигналы ЭБУ о работе и положении коленчатого вала.

Датчик коленвала – признаки неисправности.

Можно выделить следующие наиболее понятные для водителя симптомы неисправности датчика коленвала:

1. ощутимая детонация в моторе при динамической нагрузке;
2. обороты с признаками неустойчивости на холостом ходу;
3. уменьшение мощности двигателя, заметное без показаний приборов;
4. существенное уменьшение во время езды динамики авто – явный симптом неисправности датчика положения коленвала, который, впрочем, может сигнализировать и о каких-либо иных проблем с двигателем;
5. обороты неконтролируемо повышаются либо понижаются;
6. банальная невозможность запустить автодвигатель.

Как проверить датчик положения коленвала
Работоспособность данного узла можно проанализировать несколькими способами. Нужно лишь запастись необходимыми приборами, снять датчик синхронизации с двигателя, осмотреть его и приступить непосредственно к проверке. Заметим, что при внешнем осмотре есть возможность установить те или иные повреждения контактной колодки, сердечника или корпуса ДПКВ. Иногда элементарная очистка сердечников и контактов от загрязнений решает все проблемы. Если явных дефектов агрегата не выявлено, следует начинать проверку «скрытых угроз».

Как прозвонить датчик коленвала омметром
Данный, честно скажем, элементарный вариант позволяет легко решить проблему того, как проверить датчик положения коленвала на исправность. Омметром нужно всего лишь произвести замер сопротивления обмотки ДПКВ. Для большинства транспортных средств нормальная его величина варьируется от 550 до 750 Ом.

Второй способ проверки
Он более сложный, предполагает применение:
омметра и мегаомметра для измерения сопротивления (как указано ранее);
измерителя индуктивности, нормальный показатель – от 200 до 400 мГц;
цифрового вольтметра (допускается использовать и обычный прибор) и сетевого трансформатора.
Результат замеров дают однозначный ответ о том, исправен или неисправен датчик положения коленчатого вала.

Источник

Как проверить датчик коленвала?

датчик дкпв что это. Смотреть фото датчик дкпв что это. Смотреть картинку датчик дкпв что это. Картинка про датчик дкпв что это. Фото датчик дкпв что это

датчик дкпв что это. Смотреть фото датчик дкпв что это. Смотреть картинку датчик дкпв что это. Картинка про датчик дкпв что это. Фото датчик дкпв что это

Каждый автовладелец отлично осведомлен, насколько для работоспособности автомобиля важен датчик положения коленвала (ДПКВ). Также его еще иногда, благодаря тому, что с его помощью синхронизируется работа электронного блока управления двигателем, данный прибор называют датчиком синхронизации.

При возникновении поломок в работе описанного датчика, невозможно запустить двигатель либо же в его работе будет происходить сбой, способный привести к полной остановке (уменьшение мощности, сбои в оборотах). Также данный датчик отвечает за синхронизацию подачи топлива при повороте ключа в замке зажигания.

Признаки неправильной работы датчика коленвала:

— заметное понижение его динамических характеристик в процессе движения машины (конечно же, у данной проблемы могут быть различные причины, но именно об этой неисправности сообщит контроллер, который зафиксирует проблему и зажжёт «check engine» на панели приборов).
— мотор самопроизвольно понижает или повышает обороты;
— на холостом ходу нет устойчивости в оборотах;
— возникновение детонации в двигателе во время динамической нагрузке;
— невозможность запустить двигатель.

Приведены лишь основные характерные показатели поломок датчика оборотов коленвала, шкива привода ГРМ или генератора.

Изначально необходимо для себя понимать, каким образом можно осуществить качественную проверку его работоспособности и быть стопроцентно уверенным, что все в порядке. Для чего такую проверку необходимо осуществлять всегда первой?

Все достаточно несложно. Несмотря на то, что в большинстве автомобилей данный датчик расположен не в самом удобном месте, его проверка исправности отнимет у вас совсем мало ресурсов и времени. После же проверки вам станет абсолютно ясно, нужно ли заменить датчик.

Как осуществить проверку датчика коленвала?

Проверить исправность данного датчика (ДПКВ) можно несколькими способами. Для каждого варианта вам понадобятся воспользоваться определенными приборами. Наиболее часто применяются три основных подхода к проверке работоспособности датчика оборотов коленвала, рассмотрим их.

Исходя из советов профессионалов, всегда перед проверкой датчик коленвала необходимо демонтировать, не забыв, при этом обозначить метками его изначальное расположение на двигателе. Понятно, что после снятия необходимо произвести визуальный осмотр датчика. Результаты визуального осмотра дают возможность обнаружить повреждения на нем, понять состояние контактной колодки, сердечника самих контактов. Загрязнения следует удалить, используя спирт или бензин. У датчика коленвала должны быть чистые контакты.
В процессе демонтажа необходимо установить расстояние от сердечника датчика до диска синхронизации. Оно должно варьироваться от 0,6 мм до 1,5 мм.
При отсутствии видимых проблем можно переходить к обнаружению скрытых в электрической схеме данного устройства.

Диагностика датчика с использованием омметра

Для измерения сопротивления обмотки датчика коленвала можно использовать омметр (мультиметр). Правильно функционирующий датчик покажет значения от 550 до 750 Ом.

Такая проверка тестером (мультиметром) заключается в проверке сопротивления катушки индуктивного датчика. Поскольку при поврежденной катушке, характеристики датчика отобразятся в первую очередь на сопротивлении. Устанавливаем нужный диапазон и проверяем щупами на выводах. Такая проверка самая элементарная и простая, по этому не может дать 100% уверенности что диагноз датчику поставлен правильно.

Если вы хотите не сомневаться в собственных действиях, перед началом работ изучите внимательно инструкцию к вашему автомобилю. Когда же, полученные вами, показатели измерений не соответствуют заявленному интервалу, необходимо произвести замену датчика оборотов коленвала.

Второй подход к проверке работоспособности ДПКВ является более трудоемким и для его проведения вам уже понадобиться больше приборов:

— мегаомметр;
— сетевой трансформатор;
— измеритель индуктивности;
— вольтметр (желательно цифровой);

Температура воздуха в помещении имеет значение для корректности получаемых показателей, предпочтительнее 20-22 градуса. Сопротивление обмотки, как и указывалось ранее, измеряем омметром.

Далее переходим к измерению индуктивности обмотки с применением специально измерителя. У нормального датчика она должна равняться 200-400 мГн.

Далее, используя мегомметр, переходим к измерению сопротивления изоляции. Если напряжение будет составлять 500В, данный параметр не может превышать 20 МОм.

При возникновении случайного намагничивания диска синхронизации из-за ремонта датчика, следует обязательно произвести его размагничивание, используя сетевой трансформатор.

Анализируя все, полученные в результате данных измерений, показатели, вы сможете сделать заключение о работоспособности датчика коленвала или же необходимости провести его замену.
Не забудьте при установке на место нового или старого прибора, внимательно ориентироваться на метки, оставленные вами при демонтаже, помня о необходимости наличия расстояния 0,5-1,5 мм от сердечника до диска синхронизации.

Третий способ диагностики датчика оборотов коленвала является наиболее точным и применяется на профессиональных станциях. Он требует наличие осциллографа и программы. При нем нет необходимости в демонтаже с двигателя прибора. Поскольку позволяет увидеть формирование сигнала. Наличие цифрового осциллографа позволяет специалистам эффективно обнаруживать различные проблемы в системе впрыска.

Диагностика сигнала с выхода датчика осциллографом

Для получения корректных показателей необходимо черный зажим осциллографа, называемый «крокодил», подключить к массе двигателя проверяемого автомобиля, пробник щупа установить параллельно сигнальному выводу датчика. Второй разъем щупа осциллографа следует подключить к аналоговому входу № 5 USB Autoscope II. Данные манипуляции необходимо выполнить для того, чтобы увидеть осциллограммы напряжения сигнала на входе датчика положения коленвала.

Далее необходимо выбрать режим для показа осциллограмм «Inductive_Crankshaft». Теперь можно запускать автомобиль. Если же запуск его двигателя невозможен, необходимо покрутить двигатель стартером.

Когда сигнал от датчика положения коленвала присутствует, но его выходные параметры не совпадают с нормальными, может наблюдаться подергивание машины, затрудненный пуск ее двигателя, провалы… Подобные нарушения характеристик выходного сигнала датчика коленвала служат свидетельством имеющихся неисправностей либо самого датчика, либо же задающего синхродиска и поломки зубцов. Истинность предположений о неисправности станет понятна при рассмотрении характера волны на осциллограмме синхроимпульсов напряжения, снятых на выходе датчика положения коленвала.

Вы ознакомились с тремя возможными способами проверки датчика коленвала:

— проверка мультиметром (сопротивление обмотки);
— проверка тестером (сопротивления изоляции и индуктивности);
— проверка на осциллографе.

Способ проверки каждый выбирает сам по своим возможностям и знаниям. Будьте объективны в полученных результатах, а также предельно внимательны и осторожны при проверке.


Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *