кататимно имагинативной психотерапии что это
Кататимно имагинативной психотерапии что это
* Публикуется по изданию:
Обухов Я. Л. Кататимное переживание образов // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / Под общ. ред. И. И. Кутько, П. Т. Петрюка. — Харьков, 1996. — Т. 3. — С. 284–286.
Символдрама (известная также как кататимное переживание образов (КПО), метод «сновидений наяву» и кататимно-имагинативная психотерапия) — это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высоко эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при помощи образов». Из известных на сегодняшний день порядка пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.
Метод разработан известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода — глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории (теория объектных отношений М. Кляйн, эгопсихология А. Фрейд, психология «собственного «Я» X. Хартмана и психология «собственного Я» X. Когута и их последующая разработка в трудах Ш. Ференци, М. Балинта, Э. Эриксона, Р. Спитца, Д. В. Винникотта, О. Кернберга, И. Лихтенберга, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.
Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К. Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.
С феноменологической точки зрения можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме И. Морено и Г. Лёйц и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане КПО близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по И. Вольпе.
Тем не менее, символдрама — это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии.
В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга.
Лучше всего применение методов кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков успешно используется также при лечении детских навязчивых состояний, в случае нейро- и психовегетативных нарушений средней тяжести, при психосоматических расстройствах, энурезе, заикании, нервной анорексии и других нарушениях питания, деструкции функциональных или психических компонентов при различных соматических заболеваниях, в случае нарушений адаптационной способности, обусловленных невротическим развитием личности, при замкнутости, закомплексованности, в случае нарушений концентрации внимания и проблем с успеваемостью в учёбе.
Доклад и семинар с демонстрацией видеофильма:
Семинар знакомит участников с основными техниками символдрамы (кататимно-имагинативной психотерапии) — прикладного метода современного психоанализа, разработанного немецким психотерапевтом проф. Ханскарлом Лёйнером.
Семинар включает в себя теоретическую часть, знакомящую с историей создания метода, его теоретическими основами и местом в ряду других направлений психотерапии. Детально рассматривается структура психотерапевтического сеанса, разбираются показания и целесообразность индивидуальной и групповой психотерапии.
В ходе данного семинара прорабатываются следующие темы:
Бессознательное использование своего тела женщиной. Стратегии и способы реализации психосоматического конфликта женственности и материнства. Возможности кататимно-имагинативной психотерапии
Арсенал психосоматических заболеваний неуклонно расширяется. К 7 знаменитым психосоматическим заболеваниям прошлого века добавляются все новые и новые сложные психосоматические синдромы с многогранностью их клинических и психологических проявлений.
В последние десятилетия психосоматика захватила и сферу репродуктивного здоровья, породив не только медицинские, но и психосоциальные и демографические проблемы. И не смотря на увеличение численности медицинских учреждений, направленных на лечение урогенитальных проблем, бесплодия и невынашивания беременности, процент бесплодных пар неуклонно растет.
Пациенты, страдающие бесплодием и нарушениями репродуктивного здоровья, все чаще обращаются к психологам.
В течение последнего десятилетия в психологии сформировалась самостоятельная область – перинатальная психология, занимающаяся проблемами зачатия, вынашивания, рождением ребенка и ранним периодом его развития. Составной частью этой области психологии является психология репродуктивной сферы, изучающая психологические особенности формирования и реализации репродуктивной функции у женщин и мужчин.
Психосоматические проявления в репродуктивной сфере разнолики и многообразны. Но в основе базового психологического конфликта лежит конфликт психологического принятия беременности и готовности к материнству, а также конфликт сферы сексуальных отношений.
Поскольку в тематике конференции рассматривается тело как символ психологического конфликта, то в докладе я рассматриваю именно психосоматические защитные стратегии избегания беременности, материнства и женственности и способов их реализаций через тело.
Наиболее часто встречающимися маркерами психосоматических расстройств являются вторичные нарушения менструального цикла после отмены контрацепции, овуляторный синдром, рецидивирующие ретенционные кисты яичников, рецидивирующие, не поддающиеся лечению уро-генитальные инфекции, кандидозные кольпиты и генитальный герпес, обостряющиеся в период овуляции, миома матки в репродуктивном периоде и полипы эндометрия, бесплодие неясного генеза.
Репродуктивная сфера состоит из трех составляющих: психологической, телесной (анатомической) и физиологической.
Нейрогуморальное управление репродуктивной системой осуществляется доминантой материнства (теменно-височная зона левого полушария коры головного мозга).
Репродуктивный цикл не подвержен сознательному управлению, это более древние структуры. Нейрогуморальная система формируется в течение длительного времени (до окончания полового созревания).
Женский репродуктивный цикл состоит из нескольких этапов, на каждом этапе соотношение трех составляющих не равнозначно, но во всех случаях психическая составляющая доминирует.
Женская репродуктивная система состоит из НПО, влагалища, шейки матки, тела матки, маточных труб и яичников.
Оценив стратегическую модель и определив орган-мишень можно не только достоверно точно выявить уровень психологического конфликта, но и определиться с психотерапевтическим направлением работы с этим конфликтом.
Репродуктивная система выполняет также ряд ролевых позиций:
Метод который помогает! Что такое психотерапевтический метод символдрама?
Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву») – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии1, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символдрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов. Этот метод прекрасно работает в ситуациях когда клиент говорит: «Я все понимаю, осознаю в чем моя проблема, но сделать ничего не могу.» Психотерапия по методу символдрамы помогает мягко, ненавязчиво и заинтересовывает с первых занятий.
Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919–1996).
Из многих направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.
В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения.
Тем не менее, символдрама – это не комбинация из смежных методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии.
В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии.
1) использование представления образов по четко разработанной схеме – главный и основной инструмент психотерапевтического воздействия метода символдрамы, в то время как в других имагинативных техниках обращение к работе с образами (что делает в своей практике, наверное, каждый психотерапевт) часто бывает случайным, фрагментарным и непоследовательным;
2) метод символдрамы системно структурирован, описаны все последовательные шаги его использования в зависимости от конкретных показаний; четко определено, что и как нужно делать на каждом этапе работы (это особенно важно для начинающего психотерапевта);
3) в основе метода лежит глубокая теоретическая база; это, прежде всего, общепризнанные концепции классического и современного психоанализа (психоаналитические теории развития личности, теория объектных отношений, теория сновидений, общая теория неврозов и психоаналитическое учение о болезни, психосоматических заболеваниях, нарушениях развития «Я», пограничных состояниях Borderline); во многом символдрама опирается также на аналитическую психологию К.Г. Юнга (теория архетипов и коллективного бессознательного, принципы интеграции, метод активного воображения);
4) до минимума сведены суггестивные факторы, все используемые техники направлены на наиболее полное и свободное раскрытие личности пациента (например, каждый вопрос психотерапевта должен задаваться в свободной, открытой форме3); из всех известных нам методов психотерапии символдрама это самый гуманный, мягкий и в то же время высокоэффективный метод.
Эффективность метода у детей
Символдрама детей и подростков имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии. Гюнтер Хорн выделяет следующие преимущества метода символдрамы:
1. Символдрама в определенном смысле закрывает пробел между игровой и разговорной психотерапией детей и подростков, компенсируя их недостатки и эффективно используя их преимущества
2. Символдрама позволяет ребенку разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическом уровне. Тем самым можно обойтись без интеллектуального разбора собственных проблем, к которому ребенок может быть еще не готов.
3. Пожалуй, нет другого метода психотерапии детей и подростков, который столь же оптимально учитывал бы нарциссические переживания ребенка, огромную важность которых для процесса психотерапии показали последние исследования Х. Когута и О. Кернберга. Дети с психическими нарушениями часто испытывают нарциссическое страдание, когда при столь важном для них сравнении их ловкости и умений с достижениями других детей и взрослых они оказываются несостоятельными. В игровой терапии, тоже очень важной в этом возрасте форме психотерапии, терапевт постоянно сталкивается с вопросом: что делать, если ребенок не умеет проигрывать? Либо он должен почти в каждой соревновательной игре сверх всякой меры разочаровывать ребенка его поражением, либо он дает ребенку возможность победить и тем самым испытывает конфликт из-за собственного неестественного, фальшивого поведения. Эта проблема разрешается только в имагинативной психотерапии, в ходе которой ребенок может себе позволить представить на уровне фантазии нарциссически обусловленные переживания собственной “грандиозности”.
4. Благодаря особой пластичности метода символдрамы, с творческим использованием рисования, удается хорошо варьировать его применение, сочетая и дополняя им другие методы психотерапии. Символдрама может использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией, что позволяет существенно динамизировать терапевтический процесс и сделать важные диагностические выводы о ходе лечения.
5. Символдрама может использоваться как в форме индивидуальной сихотерапии, так и в форме психотерапии пар, когда психотерапевт одновременно работает с ребенком и одним из родителей. Хорошо себя зарекомендовала и семейная психотерапия по методу символдрамы.
6. Часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребенка, чем другие формы беседы и убеждения.
Высокоэффективными оказались результаты психотерапии и в случае невротических нарушений школьной успеваемости и утомляемости, при психосоматических расстройствах (за исключением энуреза) и в случае чисто эмоциональных нарушений. Наименее эффективными оказались результаты лечения заикания и коррекции асоциального поведения. У половины детей с энурезом после прохождения психотерапии наблюдалось определенное улучшение их состояния, у других детей вновь возобновилось ночное недержание мочи.
Обобщая, можно сказать, что, по данным проведенного исследования, эффективность Кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков составляет около 85%. В случае энуреза позднее потребовалось проведение дополнительной гипнотической терапии. При заикании вопрос о целесообразности символдрамы проблематичен. Для детей со склонностью к асоциальному поведению символдрама в изолированном виде противопоказана.
Перейти на страницу специалиста: Натарова Кира Александровна
Последние события
Первый шаг к твоей профессии!
Проводим психодиагностические исследования для решения задач профориентации.
ПРАЗДНУЕМ ВМЕСТЕ! В честь 5- летия центра дарим скидки на услуги 10%
— ЭЭГ с расшифровкой
— Консультацию логопеда
— Экспериментально психологическое исследование клинического психолога
Кататимно-имагинативная психотерапия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Кататимно-имагинативная психотерапия – имеющий широкое распространение за рубежом (во многих европейских странах), но все еще мало известный в России метод психотерапии, который также имеет название «символдрама».
Появление и развитие кататимно-имагинативной психотерапии
Кататимно-имагинативная психотерапия основана немецким психотерапевт Ханскарлом Лёйнером. В 1948 году он провел несколько научных экспериментов на тему юнгианской работы с бессознательным применяя технику активного воображения. Через шесть лет экспериментов психотерапевт опубликовал свою первую статью о кататимном переживании образов. Это дало начало развитию кататимно-имагинативной психотерапии, в теоретической основе которой лежат идеи классического и современного психоанализа.
Затем кататимно-имагинативная психотерапия начала стремительно развиваться, что было вызвано стараниями как самого Ханскарла Лёйнера, так и его последователей. На территорию постсоветского пространства символдраму привёз один из его учеников, российский психотерапевт Яков Леонидович Обухов-Козаровицкий.
Методы кататимно-имагинативной психотерапии
Метод кататимного переживания образов особенно эффективен при необходимости лечения фобий, неврозов и психосоматических расстройств, от которых часто страдают бывшие участники боевых действий. Кататимно-имагинативная психотерапия часто используется для того, чтобы достичь расслабления, снять напряжение, осознать трудности, проработать вытесненные желания и проблемы (установлено, что проблемы в раннем детстве в будущем увеличивают риск психосоматических расстройств).
Во время сеанса специалисту важно в первую очередь расслабить человека, после чего можно задавать некоторые конкретные представления (мотивы), которые в психотерапии называются имагинациями (от английского слова «image», что означает «образ»). Имагинации похожи на сновидения наяву. Человеку необходимо сообщать вслух, какие образы перед ним возникают. Специалист имеет возможность влиять на них в соответствии со специально разработанными правилами.
Готовые работы на аналогичную тему
Обычно используются 3 ступени метода кататимного переживания образов (КПО). К ним относится основная, средняя и высшая ступени. В кризисных ситуациях чаще применяют короткую терапию (до 30 сеансов).
На основной ступени для лечения посттравматических стрессовых расстройств специалист внутренне (эмоционально) с сочувствием переживает то же самое, что и человек, обратившийся за помощью. На каждом сеансе должно переживаться не более одного мотива. При этом происходит перенос вероятных пробных действий на реальное поведение человека, что отчасти происходит непреднамеренно. Применяется также представление ситуаций, происходивший на самом деле, что, в отличие от стандартных мотивов, дает более быстрый способ решения проблемы и изменения поведения.
Мотивы, используемые кататимно-имагинативной психотерапией
Перечисленные пять мотивов считаются стандартными на основной ступени кататимно-имагинативной психотерапии. В большинстве случаев их вполне достаточно для достижения результата. Также для людей с посттравматическими стрессовыми расстройствами применяется представление реальных ситуаций.
В некоторых случаях можно применять мотивы и методы средней ступени. Так, например, для устранения сексуальных расстройств применяется мотив спальни в доме (для всех полов) или поездки автостопом (для женщин) и куста розы (для мужчин). На высшей ступени используются мотивы вулкана или окна на болоте. Для работы с фобиями обычно рассматриваются реальные ситуации, которые происходили в действительности.
Применение кататимно-имагинативной психотерапии
Кататимно-имагинативная психотерапия особенно результативна при необходимости лечения:
Однако существуют заболевания, при которых кататимно-имагинативная психотерапия не может помочь и даже может быть опасной. Это:
Кататимно-имагинативная психотерапия
Немного о психотерапевтическом методе, в котором я работаю.
КИП (кататимно-имагинативная психотерапия) – международно признанный метод глубинно-ориентированной психотерапии, разработанный в Германии в 50-х годах прошлого века. КИП исходит из важности бессознательных процессов, доступ к которым терапевт и пациент получают посредством имагинаций (образов, фантазий), которые предлагается представить пациенту. В представляемых образах отражаются актуальные переживания человека, связанные с его прошлым опытом, а также с архетипическими элементами коллективного бессознательного. При этом важнейшим инструментом КИП как любого другого глубинно-ориентированного метода являются психотерапевтические беседы, в которых обсуждаются чувства пациента и затрагивается динамика отношений не только между пациентом и его окружением, но также и между пациентом и терапевтом.
Работа с образом не ограничивается лишь представлением, а продолжается через работу с рисунком по представленному образу. При этом перед психотерапевтом не стоит задача прямой интерпретации. Все возникающие ассоциации принимаются как части индивидуальной картины личности пациента. Предлагаемые имагинации при этом не случайны, а выбираются в соответствии с психотерапевтической задачей.
КИП предлагает решение многих проблем: от улучшения качества жизни, поиска идентичности или смысла до работы с психическими расстройствами. Метод признан клинически высокоэффективным при лечении неврозов, депрессий, фобий, панических атак, психосоматических заболеваний, зависимостей. КИП сегодня является признанным в мировом психотерапевтическом сообществе методом психодинамической психотерапии, во многих европейских странах метод включён в систему медицинского страхования. КИП содержит в своем арсенале возможности как для краткосрочной психотерапии/психологического консультирования (от нескольких консультаций до 50 сессий), так и для долгосрочной психоаналитической психотерапии (3 года и более).
Применение КИП позволяет расширить знания о собственной психике, исследовать механизмы защиты, вследствие работы которых формируются паттерны поведения, часто неосознаваемые человеком. Задача КИП как психодинамического метода распознать эти механизмы, сделать их осознаваемыми, найти ресурсы личности и раскрыть чувственно-эмоциональный потенциал пациента, что в результате ведёт к стойким изменениям в его жизни.
Ощутить результативность метода вы можете на онлайн-консультации.
Для записи на консультацию пишите в Viber, Telegram, Skype на номер +79108800557.