дефектовка гбц что это
Ремонт головки блока цилиндров двигателя
🔧 Ремонт головки блока цилиндров двигателя
Головка блока современного двигателя — это сложный комплекс узлов и механизмов. И когда речь идет о капитальном ремонте мотора, то полноценное восстановление этих механизмов едва ли не сложнее традиционных операций — расточки цилиндров и шлифовки коленчатого вала — вместе взятых. В данной статье мы поговорим, как произвести ремонт головки блока цилиндра двигателя: снятие и разборка, а также дефектовка головки блока.
🔎 Снимаем головку блока цилиндров
Если установлено, что головка блока нуждается в ремонте, ее в подавляющем большинстве случаев приходится снимать с двигателя. Исключение составляют только работы по замене некоторых уплотнений — например, маслосъемных колпачков. А раз так, то перед началом работы стоит обзавестись запчастями, без которых потом все равно не обойтись. Для этого используют наборы, включающие прокладку головки и все прокладки и сальники, расположенные выше нее. У дизелей в такой набор прокладка головки обычно не входит, и ее приходится приобретать отдельно.
Перед демонтажом желательно проверить взаимное положение коленчатого и распределительного валов, совместив соответствующие метки. Для отечественных двигателей такая операция не обязательна, но у некоторых иностранных моторов с достаточно сложной установкой фаз газораспределения иногда полезно даже нанести дополнительные метки.
Обычно технология демонтажа головки достаточно подробно излагается в руководствах по ремонту автомобилей конкретных моделей. Но есть и некоторые общие приемы, среди которых стоит отметить следующие. При отворачивании болтов крепления головки их сначала поочередно ослабляют их на 0,5—1 оборот, начиная со средних, и только затем выворачивают полностью. Это исключает коробление головки из-за неравномерных усилий, когда один из соседних болтов полностью затянут, а другой совсем отпущен.
У большинства иностранных машин к головке блока подходит множество вакуумных трубок. Если нет схемы вакуумных соединений данной модели, то все разъединяемые магистрали надо пометить или зарисовать. Не стоит полагаться на память, даже если трубок мало: ошибка при сборке может привести к большой потере времени.
🔎 Разборка головки блока цилиндров
После снятия головку необходимо полностью разобрать и вынуть клапаны. Для снятия пружин клапанов используют приспособления рычажного типа: на снятой головке удобнее те из них, которые одновременно с нажатием на тарелку и пружины толкают клапан в противоположную сторону. При отсутствии таковых можно пользоваться традиционными съемниками.
Некоторые “умельцы” разбирают головку сильным ударом молотка по тарелке пружины через стальную трубу. Этого делать нельзя, особенно если предполагается использовать старые клапаны. После “ударной” разборки на стержне клапана всегда остаются засечки от тарелки пружины, и как раз в том месте, где ходит маслосъемный колпачок. Легко также погнуть клапан, особенно если он с тонким стержнем. Да и сухари при такой разборке имеют привычку улетать в неизвестном направлении.
Разобранную головку следует полностью очистить от остатков старых прокладок и вымыть. Далее приступают к измерениям и проверкам, позволяющим определить объем необходимых работ.
🔎 Проверка и дефектовка головки блока цилиндров
Нижняя плоскость головки. Тут понадобятся специальная лекальная линейка длиной от 350 мм, а также набор щупов. Линейку поочередно кладут на плоскость по диагоналям головки и подбирают щуп, свободно проходящий в зазор между линейкой и плоскостью в средней зоне. Максимально допустимая толщина этого щупа составляет 0,05—0,06 мм, в противном случае плоскость придется обрабатывать.
Износ опорных шеек кулачкового вала и его подшипников. Диаметры шеек измеряют микрометром, а отверстий подшипников — нутромером с точностью 0,01 мм. Разность полученных размеров дает зазор в подшипнике, который не должен превышать 0,10 мм. При этом контролируемые поверхности не должны иметь явно выраженных следов износа — круговых канавок, выступов, задиров и т. д. В противном случае распределительный вал заменяют, а головку ремонтируют.
Износ стержней клапанов и направляющих втулок. Микрометром измеряют диаметр стержня в верхней части, непосредственно под канавкой для сухарей, а затем в нижней части рабочей поверхности. Поскольку изношенный стержень может быть овальным, замеры надо делать в нескольких точках по окружности. Износ, то есть разница диаметров в верхней и нижней части стержня, не должен превышать 0,02—0,03 мм, иначе клапан подлежит замене.
Изношенность направляющих втулок определяют специальным нутромером, но допустима и косвенная оценка по люфту нового клапана во втулке, для чего понадобится стойка с индикатором часового типа. Поскольку максимальный износ наблюдается в нижней части втулки, то, измерив боковой люфт тарелки клапана, установленного во втулку, нетрудно по результату определить зазор именно в этом месте. Если зазор превышает 0,07—0,08 мм, втулку необходимо заменить (в крайнем случае — отремонтировать).
Износ седел, толкателей, рычагов, коромысел, кулачков определяется в основном визуально. Износ фасок клапанов можно оценить, приложив к фаске линейку и посмотрев на яркий свет. Если середина фаски “провалена”, а стержень не изношен, то можно обработать фаску и использовать такой клапан вновь. У коромысел помимо состояния поверхностей, контактирующих с клапаном и кулачком, необходимо проверить зазор с осью — он не должен превышать 0,06—0,07 мм. В противном случае двигатель после ремонта головки останется таким же шумным, как был до него.
Различные дефекты местного характера также определяются визуально. Здесь необходимо уделить внимание состоянию поверхности головки, соприкасающейся с окантовкой прокладки: засечки, заусенцы и прочие дефекты обычно приводят к негерметичности соединения головки с блоком цилиндров. Иногда также удается разглядеть трещины в стенках камеры сгорания. Если трещина сквозная (в рубашку охлаждения), то нагара на стенках не будет либо около трещины, либо по всей камере.
🔎 Проверка головки блока цилиндров на герметичность
Когда есть подозрение, что появилась трещина в камере сгорания, либо ее стенки повреждены обломками деталей, то перед началом ремонта головку надо обязательно проверить на герметичность, иначе весь ремонт может быть впустую. Организовать такую проверку в условиях мастерской непросто, поскольку требуется специальное оборудование.
Чтобы опрессовать головку блока, надо герметично заглушить все окна рубашки охлаждения, выходящие на нижнюю плоскость, а также все фланцы и патрубки на боковых поверхностях, кроме одного, через который будет поступать жидкость. Опрессовывают головку водой, подаваемой специальным ручным плунжерным насосом под давлением 0,6—0,8 МПа. Трещины выявляются по падению давления в течение контрольного времени (от четверти часа до двух часов) и появлению капель воды или течи.
Менее сложна проверка керосином, хотя она требует изготовления герметичных заглушек на седла клапанов. Головку переворачивают камерами сгорания вверх, вворачивают в нее свечи, после чего в подозрительную камеру наливают керосин. Имея очень высокую текучесть, керосин способен проникать в очень малые трещины. При этом его уровень в камере сгорания уменьшается (контрольное время обычно составляет 1—3 часа).
Если трещина обнаружена, головку блока лучше заменить. В принципе, существуют способы ремонта трещин, но обеспечить высокую надежность отремонтированной головки пока не удается из-за несовершенства ремонтных технологий.
Спасибо, что прочитали статью до конца 👍
Удачи на дорогах 😉
Дефектовка ГБЦ
Дефект 1. Деформация, коррозия и прогары привалочной плоскости головки блока
Примечание: При любом снятии головки необходимо проверять геометрию привалочной плоскости с помощью лекальной линейки. При прогибе необходима фрезеровка или шлифовка плоскости. Допустимая величина прогиба обычно определяется производителем двигателя и указана в технической литературе. При наличии больших прогаров или глубоких раковин от коррозии, если головка блока алюминиевая, возможна наплавка повреждённых мест, а затем фрезеровка или шлифовка. Если головка блока чугунная, то в этом случае наплавить повреждённые места практически не возможно и рекомендуется замена головки блока.
Дефект 2. Трещины головки блока и сопутствующих деталей
Примечание: Определить наличие трещин можно визуально или с помощью опрессовки.
Дефект 3. Износ направляющих втулок клапанов
Примечание: При замене направляющих втулок обязательной операцией является правка сёдел клапанов для получения необходимой геометрии седла и соосности седла и направляющей втулки.
Дефект 4. Износ сёдел клапанов
Примечание: При замене сёдел обязательна проверка и при необходимости замена направляющих втулок клапанов.
Дефект 5. Износ или разрушение резьбы в отверстиях головки блока для монтажа различных элементов
Дефект 6. Износ постелей под распределительный вал (или валы)
Запись N6: «Демонтаж и дефектовка ДВС, ГБЦ».
Снял силовые агрегаты. Мда. Последствия эксплуатации автомобиля видны.
Сразу скажу, что немного слукавил, написав в описании, что не было ни одного ремонта. Был. Один. В октябре 14го, снимал ГБЦ, далее просто «башку». В то время заливал дешевый тосол, который в прямом смысле съел башку. Вид был такой, как будто в ней жили червяки и перерыли её как землю. Бывалые мужики заходя в сервис удивлялись, как вообще она дошла до такого состояния и вдобавок работала. В то время, в Челнах, мне смогли её отремонтировать, так сказать «залить» алюминием те места, которые скушал тосол. Пот шлифанули и как новая. Тогда мне все это обошлось 2500р + 400р шлифовка.
Так вот о башке, а вернее о её состоянии на сегодняшний день. Те места, которые в тот раз заливали в Челнах, изрядно испортились. В некоторых местах вздулось, в некоторых отслоилось. Качество фото плохое, но если приглядеться, то видно, что они отличаются цветом. Даже не знаю, как быть. Хочется конечно все новое и качественное, но карман не резиновый. Предстоит обдумать этот момент и решить: замена ГБЦ или ремонт. Нужно ведь заново восстановить поверхность, прилегающую к блоку. И это не все: необходимо заменить направляйки. Как поступлю- еще не решил. Наверно оставлю свою башку.
О направляйках: читал, что заводские не выдерживают нагрузку двигателей, объемом 1.6 литра. Что это недоработка завода и необходимо ставить медно-никеливые. Да, так и есть. Проверил на 8клапанной двенашке товарища, избавились от загадочной потери масла после капремонта. Себе тоже буду менять. И этот момент усложняет решение по судьбе башки. В старую вкладывать такие деньги, а вдруг она отъедет. Хмм. Надо думать.
Кстати о потере масла: этот момент появился и на моей машине, незадолго до решения сделать этот полный ремонт автомобиля. Вот только понять причину я не успел: первый раз не плотно села резинка маслянного насоса, устранили. Потом потекло где то в районе ремня ГРМ. Не разобрался, не успел. Помню только, что гофра была сухая. Поэтому в любом случае направляйки меняем.
Блок. Состояние «зеркала» в гильзах просто идеальное! Я такого не видел за 5лет ремонта двигателей. Идеальное. Компрессия на горячую перед разбором была 14 атмосфер во всех горшках. И это 245 тыс пробега! Без единого вмешательства в блок и МКПП! Вот это показатель. Не каждый автоваз такое сможет.
Завтра Жена заедет, попробую сфоткать. У нее камера хорошая.
Думаю у многих возник вопрос: «а нахера Ты туда полез, если там так все хорошо». Хорошо, да не хорошо. Сверху смотрю-кольца вижу. Зеркало хорошее, но и выработка добрая. Да и в кислоте промыть, все каналы почистить. За 10 лет там наверно беда. Сапун возле основания забился полностью, отвертка еле пролезла. Заливал самый дешевый лукойл, и это на машину с гидрачами.
Значит блок точим, поршневую группу меняем. Коленвал скорее всего не трогаем, меняем только вкладыши, на нем «муха не сидела». Но это решат спецы на расточке, проверенные мужики в Челнах. Лишнего никогда не возьмут, работаю с ними более 5ти лет.
Итак, подведем итог:
ГБЦ: напыление, шлифовка, замена направляек, маслаков, притирка, проливка клапанов.
Блок: расточка, замена поршневой группы, вкладышей.
Пока вот так. Позже отпишусь по ценам и своим мыслям о поршнях. Или оставлять стоковые, или поставить приоровские, облегченные. Так же коробка. Что же с ней сделать, или ничего не делать? В общем, не знаю, как принято на этом сайте, я тут меньше суток на данный момент, но похоже у меня будет очень много записей, как в прочем и выполненных работ.
Кстати, сейчас заходил клиент на переобувку авто, разузнал что и как и похоже его «десятка» заедет следом!) Так что получается это не просто проект, а ПЕРВЫЙ проект полного восстановления и доработки автомобиля моими силами)
18. Разборка двигателя. Демонтаж, дефектовка гбц
Предпосылок к разбору двигателя было две: конский масложор и подозрение на пробитую прокладку гбц. О последнем говорил периодический уход тосола без внешних подтёков и бульканье в печке сразу после запуска двигателя.
Перед разборкой замерил компрессию: 6-6-5-5. Грустно. Когда выворачивал свечи, открылась такая картина:
Такие наросты говорят о том, что в цилиндр попадало масло. Такие же наросты в дальнейшем обнаружились в камерах сгорания.
Работу начал с разборки передка, чтобы ничего не испортить снял бампер, маску, радиатор с диффузором. Далее открутил крышку грм, снял корпус термостата и ослабил натяжной ролик (без снятия корпуса я не смог влезть туда головкой с трещоткой). Снял ремень, шестерню рв, ее круглый щиток. Далее в порядке обратном затяжке ослабил болты крепления гбц торксом т55. И тут произошло недоумение.
В целом, снятие головы прошло максимально легко: открутилось все, но были некоторые вопросы. В частности, к моменту затяжки впускного коллектора (середина, где находится канал системы охлаждения, была не затянута как следует), и болты головки блока цилиндров. Когда срываешь болт или гайку крепления гбц, происходит рывок с щелчком. Такое Я наблюдал лишь на трёх болтах из десяти. Вывод: во время установки мотора не затянули голову и впускной коллектор и тосол проникал в цилиндры.
Дефектовка двигателя что это такое
Что такое дефектовка двигателя
Узлы и детали автомобиля подвергаются интенсивному износу. При этом выработка происходит неравномерно, особенно это касается моторов машин, которые подвергаются интенсивной эксплуатации.
Важно! Дефектовка – процесс экспертной оценки и выявления причин, провоцирующих выход из строя силового агрегата либо отдельных узлов и механизмов.
Предварительно проводится разборка двигателя на отдельные элементы. Специалист проводит визуальный контроль и необходимые замеры. Осуществляется мониторинг состояния всех важных деталей на наличие явных и скрытых дефектов.
Причины, побудившие на проведение мероприятия, могут быть разные. Одной из них является необходимость в предварительном углубленном осмотре ДВС непосредственно перед осуществлением планового капремонта. Дополнительным стимулом на разборку и оценку состояния служит оценка возможного ущерба при возникновении внезапной поломки, например, когда оборвался ремень ГРМ, слетел шатун либо произошло заклинивание двигателя.
В естественных условиях происходит относительно предсказуемый и прогнозируемый износ рабочих деталей. Со временем стираются поршневые кольца, деформируется зеркало камеры сгорания, седла клапанов изнашиваются и пр.
Ресурс двигателя инженерами рассчитывается на определенный пробег, в течение которого будет происходить выработка и снижение рабочих характеристик расходников. Однако случаются и нештатные ситуации, при которых эксплуатационные параметры понижаются достаточно резко. Выявить падение ресурса помогает тщательная визуальная и метрическая проверка, поэтому дефектовку относят к нередко к диагностическим мероприятиям.
Проведение дефектовки силового агрегата
Дефектовка двигателя проводится в несколько этапов:
Каким образом выполняется дефектовка силового агрегата
Перед началом работы необходимо позаботиться о хорошем освещении и необходимом наборе мерительных инструментов. Желательно кроме общего освещения иметь лампы для локальной подсветки, помогающие выявить мелкие дефекты.
Проводить дефектовку деталей разбираемого двигателя можно параллельно с демонтажными операциями. Мастера, занимающиеся ремонтом моторов, могут в это время оценивать состояние каждой детали и узла, что позволит сделать обобщенные первичные выводы.
Стоит сразу же отбраковывать слишком сильно поврежденные детали или элементы, которые не рассчитаны на восстановление. В другую сторону откладываются детали, на которых не обнаружены видимые дефекты. Эта группа отправляется на следующий этап диагностики.
Выбранные элементы проверяются по техническим и геометрическим характеристикам:
Необходимо учитывать, что у размеров деталей есть поле допуска, в пределах которого находятся размеры. Рекомендуем заполнять в процессе дефектовочный лист, в таблицу которого вносятся названия, размеры и возможные необходимые работы по замене или восстановлению первоначальных характеристик.
Особое внимание необходимо уделить блоку цилиндров, так как это – базовая деталь двигателя. Выявленные проблемы обязательно необходимо описать и подготовить к устранению. В процессе осмотра выявляются неполадки:
Для поиска трещин, которые могли появиться при попадании в цилиндры антифриза или масла через рубашку, применяют опрессовку блока. Также при дефектовке контролируются масляные или температурные заглушки на целостность. Цилиндры внутри замеряют нутромером, что позволит выявить возможность дальнейшей эксплуатации блока.
Уделяем внимание дефектации головки блока цилиндров. Основные работы ведутся по выявлению качества гнезд клапанов и деформации сопрягающейся плоскости с блоком. Также должны быть в порядке отверстия для подшипников распредвала.
Проверка вала заключается в измерениях диаметра на всех рабочих участках. Проводится контроль не только диаметра, но и овальности шейки, определяя наибольший и наименьший параметр. Осуществляются замеры биения на каждом участке.
Как выполняется дефектовка силового агрегата
Разобравшись с тем, зачем нужно дефектовать двигатель, давайте теперь рассмотрим саму процедуру. Как правило, дефектовку двигателя можно разделить на несколько основных этапов.
Дефектовка блока цилиндров двигателя
Как известно, блок цилиндров фактически является основной деталью всего двигателя. Более того, БЦ представляет собой номерную деталь, так как номер двигателя выполнен именно на блоке. Другими словами, блок нужно дефектовать особенно тщательно, так как его полная замена предполагает в дальнейшем определенные сложности по юридической части.
Как видно, специалисты по ремонту ДВС уделяют максимум внимания блоку цилиндров. Блок тщательно осматривается на наличие трещин и глубоких задиров в области зеркала цилиндра, также проверяются масляные и другие каналы.
Если блок имеет такие повреждения, тогда принимается решение о возможности и целесообразности ремонта тех или иных дефектов, расточке цилиндров, гильзовке блока и т.д. Подлежащий ремонту блок затем отмывается, производится вскрытие масляных полостей с последующей промывкой.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое капитальный ремонт двигателя автомобиля. Из этой статьи вы узнаете об особенностях капитального ремонта, какие операции предполагает такой ремонт ДВС и т.д.
Далее БЦ шлифуется в ремонтные размеры или гильзуется для восстановления необходимых параметров (в зависимости от типа блока, материала его изготовления, степени повреждений и т.д). При этом очень важно провести все операции правильно, а также соблюдать особенности техпроцесса.
Например, специалисты особое внимание уделяют хону в цилиндрах. Хонингование позволяет добиться правильной работы поршневых колец, избавиться от повышенного расхода масла и т.д.
Особенности процедуры дефектовки
Дефектовка — оценочно-диагностическая процедура, выявляющая скрытые повреждения. Ее проводит специалист посредством осмотра с использованием электронных и технических средств.
В ходе дефектовки выявляются внутренние повреждения механизма, работоспособность отдельных систем и определяется необходимость замены функциональных запчастей. По результатам проверки создается перечень услуг, использованных деталей и расчет полной стоимости работ и комплектующих.
Сколько стоит дефектовка двигателя? Цена варьируется от 300 до 1500 рублей в зависимости от необходимости разбора транспортного средства.
Сведения, приведенные в образце акта дефектовки, могут использоваться для:
Дефектовка выполняется в течение одного дня в присутствии заказчика. В день обращения заполняется образец акта дефектовки и выдаются письменные и устные рекомендации.
Дефектовка блока цилиндров
Центральной частью любого двигателя является блок цилиндров. Выход его из строя может привести к серьезным техническим неполадкам. Своевременная и грамотная дефектовка деталей двигателя поможет определить причины выхода мотора из строя и возможность его дальнейшей эксплуатации.
Вам будет интересно:Отзывы о Mitsubishi Pajero: краткий обзор
При наличии перечисленных повреждений у блока специалист решает, целесообразно ли провести ремонт определенных деталей. После ремонта блок промывается от масляных следов и прочих загрязнений. Все работы должны проводиться в соответствии с техническими процедурами.
Дефектовка автомобиля
Вам будет интересно:»Мерседес 208″: обзор и технические характеристики
В случае ДТП для оценки повреждений и обращения за страховой компенсацией выполняются следующие действия: