делимобиль что случилось сегодня
«Делимобиль» отложил IPO на Нью-Йоркской и Московской биржах
Сервис «Делимобиль» решил отложить проведение IPO на Нью-Йоркской бирже, сообщил РБК представитель компании.
«Несмотря на высокий интерес со стороны инвесторов, «Делимобиль» принял решение перенести сроки IPO из-за рыночных условий», — пояснили там.
По словам источника, знакомого с деталями процесса, сроки IPO перенесли на начало 2022 года.
2 ноября «Интерфакс» со ссылкой на источник передал, что книга заявок в рамках IPO «Делимобиля» «переподписана». На следующий день агентство сообщило, что подведение итогов IPO затянулось из-за диалога с «дополнительными» инвесторами, на который нужно больше времени. Об этом «Интерфаксу» сказали два инвестора со ссылкой на информацию организаторов размещения.
До IPO основными акционерами компании Delimobil было несколько структур Винченцо Трани (в сумме владели 68,22%), аффилированная с «ВТБ Капитал» Nevsky Property Finance (13,39%), сооснователи Артем Сергеев (11,13%) и Артур Меликян (4,23%), а также бывший гендиректор Станислав Грошов (3,04%). После IPO структура акционеров должна была выглядеть следующим образом: у Винченцо Трани — 50,26%, у Nevsky Property Finance — 9,87%, у Артема Сергеева — 8,2%, у Артура Меликяна — 3,12%, у Станислава Грошова — 2,24%, free float — 26,31%.
В каком состоянии «Делимобиль» подошел к IPO
«Делимобиль» был создан в 2015 году. Сейчас автопарк сервиса превышает 18 тыс. автомобилей в 11 городах России, cреднее количество пользователей в месяц (показатель MAU) сервиса составлял 461 тыс. за девять месяцев 2021 года.
Помимо одноименного каршеринга компания также развивает сервис долгосрочной аренды автомобилей под брендом Anytime Prime, в чьем парке 600 автомобилей. На 30 сентября этого года у «Делимобиль» и Anytime в сумме было 7,1 млн зарегистрированных пользователей.
Компания растет высокими темпами, но пока является убыточной. Так, в 2020 году выручка Delimobil увеличилась на 29% по сравнению с 2019 годом и составила 6,4 млрд. Показатель скорректированной EBITDA равнялся 286 млн руб., тогда как в 2019 году был отрицательным — 1,055 млрд руб. Убыток составил 3,06 млрд руб., что на 14,5% меньше, чем в 2019 году.
По итогам первого полугодия выручка выросла на 120% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 4,9 млрд руб. Скорректированная EBITDA составила 785 млн руб. вместо отрицательной EBITDA в размере 605 млн руб. год назад. Убыток составил 1,07 млрд руб., что на 53% ниже, чем год назад.
В своем проспекте компания указала следующие риски для своего бизнеса:
«Делимобиль» опять кидает и разводит клиентов
Как вы, возможно, помните, пару лет назад у меня возникли некоторые разногласия с гопниками из «Делимобиля». Они обиделись на то, что их сервис постоянно наёбывает клиентов, а я об этом посмел рассказать.
Собственно, с тех пор ничего не изменилось. «Делимобиль» продолжает выдвигать своим клиентам идиотские требования и пользуется любой возможностью, чтобы содрать с них побольше бабла, в том числе абсолютно незаконными методами.
Вот свежая история с TJ от пользователя Se Aleksanian.
Далее слово пострадавшему:
Видео аварии, за которую «Делимобиль» хочет оштрафовать меня на 200 000 рублей. Убегающий пьяный водитель – это не я.
Доброе летнее прекрасное утро, 22.07.2019 время 4 утра я прибываю на поезде на Ярославский вокзал. Для того что бы добраться домой я открываю каршеринговые приложения и смотрю есть ли рядом машины.
Время 04:29. Обнаруживаю на карте единственную машину, это Volkswagen Polo от «Делимобиль», бронирую. Мы с девушкой направляемся в направлении к машине. Обнаружив, что бедный Поло находится на территории платной парковки Ленинградского вокзала, я позвонил в диспетчерскую «Делимобиль» и оповестил их о том, что предыдущий арендатор Поло, оставил ее не в надлежащем месте. Девушка на телефоне дала инструкцию, что я могу оплатить парку из своего кармана, и прислать им чек, тогда они мне вернут деньги. Ок думаю, оплачу. Тем более других вариантов не было. На такси не люблю и выходит дороже, общественный транспорт долго едет, да и 4 утра, рядом других свободных машине не было. Сделаю добро для «Делимобиль» и вывезу их машину с платной парковки, подумал я.
Время 04:43 начинаю поездку. Паркуюсь рядом с паркоматом, там очередь на оплату. Оплачиваю парковку, и сразу же присылаю им чек на почту.
Это была вам инструкция от меня, как распрощаться с 2000 рублей. Кто же знал, что «Делимобиль» мне их не вернет на карту, а закинет на бонусный счет, который в дальнейшем заблокирует.
Доезжаем до квартиры девушки, паркуюсь, завершаю аренду. Время 05:02. И сразу же в 05:03 бронирую, что бы на ней же поехать домой к себе.
Провожаю девушку, помогаю донести вещи. Прощаюсь и иду обратно на парковку. Снова осматриваю, все ок, поехал домой.
В 05:26 завершаю аренду, слышу щелчок блокировки дверей, проверяю переднюю водительскую дверь, все закрыто, деньги списались, я пошел спокойно домой.
Около 7и утра, я просыпаюсь от звонка, на том конце сотрудник «Делимобиль» спрашивает,- меня попадал ли я в аварию у гостиницы Смирновская 25? Который находится не так далеко от моего дома. Называет гос номер Поло, спрашивает,- закрывал ли я двери? Все эти вопросы смешались в голове. Я отрицаю все, и случайно говорю нет на вопрос о том проверял ли я, что все двери закрыты. Ведь я проверил водительскую дверь, она была закрыта. Но это я не уточнил, просто потому, что был сонный и не понимал, что происходит.
После этого я не могу уснуть, и начинаю собираться на работу. Далее захожу в приложение «Делимобиль» и бронирую машину (кстати тоже Поло, но с другим гос. номером). Я уже полон решимости поехать на место ДТП и посмотреть, что там случилось.
К моему дому подошли мои коллеги. Я выхожу к ним, рассказываю о случившимся. Мы направились к машине которую я забронировал заранее, открываю приложение «Делимобиль» и обнаруживаю, что аккаунт заблокирован. Класс, звоню в тех. поддержку узнать, что случилось, ничего внятного мне не смогли объяснить, я попросил тогда завершить текущую аренду. Сказали ок. Но я что-то усомнился в компетенции сотрудника и в том, что аренду мне завершили. Позвонил еще раз, с удивлением узнал, что автомобиль еще в аренде, попросил завершить аренду так как я не могу этого сделать по причине блокировки приложения. Завершили аренду в итоге только через два часа, когда я им еще раз позвонил. И насчитали мне 257 рублей.
Мы доходим до разбитой машины, я сделал несколько фотографий. Выходили сотрудники гостиницы. Я им рассказал, что я был последним арендатор этого авто. Обменялся номером телефона с администратором отеля в случае возникновения вопросов.
Вечером того же дня, после работы, я решил поехать в эту гостиницу и спросить есть ли какие-то новости. Они сказали, что показывали по новостям про эту аварию. Позже я нашел этот выпуск новостей в интернете. Вот видео, обратите внимание во сколько (06:02) произошло ДТП. После завершения мною аренды, прошло 36 минут.
В «Делимобиль» я обратился 29.07, рассказал им все как было, и написал объяснительную. Мне настоятельно рекомендуют поехать в Мытищи осмотреть машину и подписать документы о повреждениях как последний официальный арендатор этого автомобиля.
Я 02.08 поехал к ним в «гараж» с сотнями разбитых тачек, подписал документы.
10.04.20 без предупреждений и писем «Делимобиль» с моей карты списывают 15 000 рублей. Позвонив им я узнаю, что это штраф за якобы не закрытые двери. Меня конечно это возмутило. Ведь они никаких доказательств этому не предоставили.
«DM Contract Fines MOSCOW RUS – это автоматическое списание средств с банковской карты, назначенное вам каршеринг-сервисом «Делимобиль».»
Через пару месяцев, попытка списать, но уже более 200 000 рублей. Видимо карантин сказался. Много жалоб в интернете как «Делимобиль» пытается списать всевозможные штрафы. У кого-то годовой или более давности, например как у меня. Видимо что бы во время карантина деньги не закончились «Делимобиль» решил взяться за своих клиентов, и списать сколько сможет по беспределу.
Я в это время находился заграницей и не мог вернуть в Москву из-за закрытия границ. После попытки списать более 200 000 рублей от «Делимобиль». Сбербанк мне блокирует карту, за что спасибо им, но в тот же момент мне пришлось выкидывать эту карту. Так как ее возможно восстановить только лишь подтвердив операцию, а если я не подтверждаю то значит и карту не получится разблокировать. Супер! Напомню, я нахожусь в другой стране с заблокированной картой. Спасибо «Делимобиль».
Далее, приходили письма с необоснованными заявлениями о том, что я разбил автомобиль и скрылся с места ДТП, что у меня была активная сессия во время ДТП. И тому подобными обвинениями. На которые я отправлял скриншоты о завершенной сессии, списании средств, видео с камер наблюдения у отеля и тп информацию.
Без каких либо доказательств «Делимобиль» пытается все время списывать разные суммы 200 000, 1000, 5000, 10 000. А вдруг получится хоть сколько-нибудь. Так у них получилось несколько раз до блокировки карты списать по несколько тысяч.
Проходило время, поступали письма о начислении пеней, о том, что будут подавать в суд. Ну ок, давайте судиться. (До сих пор письма с теми же формулировками поступают)
Я прилетел наконец-то, забронировав себе место на вывозном рейсе из Еревана, откуда не так-то просто вернуться. Самолет с 120 местами бронировался за считанные секунды.
Через месяц мне позвонили. С наездом, мол где вы? Давайте мы к вам приедем. Называют улицу где я живу. Говорят вы скрылись с места ДТП. Возникло ощущение, что это не сотрудник компании, а коллектор. Уточнив информацию кто это и откуда звонит, я предложил самому подъехать к ним в офис.
Приехал на следующий день, выходят два сотрудника «Делимобиль». Мы проходим в комнату. Я дал выговориться одному из них, понял, что он не разобрался в сути дела. Я заново все объяснил, в деталях. Ответил на все вопросы. Так же сам задавал им вопросы, к примеру как человек может завести автомобиль каршеринга без активной сессий и поехать на ней? Где ваша служба безопасности? Почему эту машину не заблокировали? А если бы там у входа в отель находились люди, и все бы закончилось фатально для кого-то.
Так же показал им видео аварии и как убегает виновник. Я думаю, что они это видео неоднократно уже смотрели. После просмотра заявляют мне, а мы думаем, что это вы. Я еле сдержал смех. Звучало это как-то заготовлено и отрепетированно.
Просто, давайте подумаем, разве человек совершивший преступление будет предоставлять видео материал с собой как он разбивает машину и скрывается. Странно не правда ли.
Я им предложил использовать свои ресурсы и найти видео с камер видеонаблюдения там где я завершил аренду. С чем они согласились. Выслушав меня они удалились обсуждать, сказали примут решение и позвонят мне.
Надеюсь руководство «Делимобиль» обратит внимание на эту историю. Приложит усилие и разберется в данном деле. Так же, возместит мне все потраченные деньги, и необоснованные списания».
Ну что тут можно сказать. Каршеринг – это невероятно удобная штука, но с «Делимобилем» никому иметь дела не советую. Лучше найти другой сервис или переплатить один раз за такси, чем потом терять тысячи и десятки тысяч рублей с карты по прихоти этих гопников.
Кстати, сегодня московскому каршерингу исполнилось 5 лет. Сейчас в столице работают 6 операторов, так что выбор, слава богу, есть. Дважды подумайте, прежде чем связываться с агрессивными вымогателями.
«Делимобиль» отложил IPO из-за плохого спроса на бумаги
Однако 4 ноября стало известно, что «Делимобиль» перенес IPO на 2022 год «из-за рыночных условий». Об этом сообщила Forbes пресс-служба компании.
По словам управляющего, который рассматривал возможность участвовать в IPO, у «Делимобиль» интересный, но непростой бизнес. Компания конкурирует с «Яндекс.Драйвом», который может стать лидером на рынке, обогнав «Делимобиль», говорит собеседник Forbes. «В сегменте такси «Яндекс» сильно давит на «Ситимобил», показатели за III квартал которого сильно упали. Аналогичная ситуация может сложиться с «Делимобилем», — считает он.
По словам управляющего, который рассматривал возможность участвовать в IPO, terminal value (стоимость всех будущих денежных потоков акции) на 80% состоит из того, что «Делимобиль» может заработать в будущем, но не факт, что это случится. Также у бизнеса «Делимобиля» есть проблема, связанная со стоимостью автомобилей, которые растут в цене из-за полупроводникового кризиса и нехватки чипов, говорит собеседник Forbes.
Даже если часть новых машин «Делимобиль» купит по старым ценам, наценку на более дорогие автомобили придется заложить в стоимость поездки для пользователей, которые могут отдать предпочтение такси. Кроме того, «Яндекс» разрабатывает беспилотники, которые через 5-7 лет будут введены в эксплуатацию, но получит ли доступ к этой технологии «Делимобиль» — неизвестно, говорит управляющий, который рассматривал возможность участвовать в IPO. По его словам, «Делимобиль» также сильно зависит от госрегулирования, так как получает субсидии на парковку.
Есть предположение, что если книга «Делимобиля» и была закрыта, то за счет одного большого инвестора, который в итоге передумал, рассказал Forbes аналитик «Атона» Никита Емельянов. По его словам, объяснение компании переноса IPO «из-за рыночных условий» выглядит странно, так как сейчас рынок находится на максимуме, а Uber и Lyft хотя и представляют собой немного другой бизнес, но чувствуют себя прекрасно.
Представитель «Делимобиля» заявил Forbes, что компания переподписала книгу заявок и довольна пулом инвесторов.
История вопроса
Когда «Делимобиль» объявил о переносе IPO, источник Forbes, знакомый с ходом сделки, рассказал, что размещение должно состояться в начале 2022 года, а инвесторам, которые подали заявки на участие, вернут деньги.
Закрытие книги заявок на IPO «Делимобиля» изначально планировалось на 2 ноября, но в среду стало известно, что подведение итогов затянулось из-за диалога с «дополнительными» инвесторами, сообщил 3 ноября «Интерфакс» со ссылкой на двух участников размещения. Организаторы IPO утверждали, что книга заявок переподписана и в ней присутствует большое количество высококачественных инвесторов, говорили собеседники агентства.
Риски для бизнеса
«Делимобиль» в своем проспекте к IPO пишет, что закончил 2020 год с убытком, хоть компании и удалось увеличить выручку до 6,5 млрд рублей против 5,012 млрд рублей в 2019 году. По итогам первого полугодия 2021 года выручка составила уже 4,93 млрд рублей (это в два с лишним раза больше, чем за аналогичный период 2020 года).
Но вместе с тем компания несла расходы. В 2020 году на маркетинг и продажи она направила 436 млн рублей (против 445 млн рублей в 2019 году), а на общие, административные и прочие расходы ушло почти 1,3 млрд рублей, что немногим меньше, чем в 2019-м. В первом полугодии 2021 года расходы на маркетинг и продажи, а также на административные и другие цели выросли более чем в полтора раза по сравнению с первым полугодием 2020 года. На маркетинг и продажи ушло 276 млн рублей против 158 млн за шесть месяцев 2020 года, общие и административные расходы составили 795 млн против 484 млн рублей, прочие — 49 млн против 26 млн. В итоге убыток по итогам первых шести месяцев 2021 года составил 1,1 млрд рублей (в 2020 году убыток был 3,1 млрд рублей). «Делимобиль» не исключает убытков в ближайшем будущем, так как ожидает увеличения расходов. Она вынуждена, в частности, инвестировать в увеличение автопарка, предлагать клиентам промоакции, скидки и льготы и увеличивать число сотрудников.
Компания пишет, что ее бизнес испытал негативные последствия пандемии. В частности, большая часть спроса приходилась на тех, кто пользовался автомобилями, чтобы добраться до работы. Но во время локдауна этот спрос упал. Кроме того, во время локдауна (в частности, в Москве и Санкт-Петербурге) власти ввели запрет на использование каршеринга, что также негативно сказалось на работе «Делимобиля». Также компании пришлось дважды сокращать размер зарплат. Если пандемия будет развиваться, то есть риск возвращения запрета на работу каршеринга, а это может повлиять на способность компании получать доход в будущем, говорится в проспекте.
Еще одна проблема для «Делимобиля» — уход части сотрудников на удаленную работу. Если такая практика будет расширятьcя, это может негативно сказаться на способности компании проводить техобслуживание и ремонт автомобилей.
В проспекте «Делимобиль» пишет, что вынужден работать на высокофрагментированном рынке, который хоть и растет быстро, но все еще относительно новый, и неизвестно, какими темпами он будет расти в будущем. Клиенты склонны пользоваться личными автомобилями, кроме того, общественный транспорт и такси для них также являются альтернативой услугам каршеринга, говорится в проспекте. В числе компаний, с которыми «Делимобиль» конкурирует, в проспекте называются «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и Gett (такси), «Яндекс.Драйв», «Белка Car», «Ситидрайв». Также компания упоминает подписки на авто от Kia и Hyundai. В будущем «Делимобиль» не исключает появления новых игроков.
В работе крупнейшего оператора каршеринга произошел сбой
В работе крупнейшего столичного каршеринга «Делимобиль» произошел сбой. В самой компании эту информацию подтвердили. Как говорится в сообщении фирмы в Twitter, трудности в работе произошли из-за технических проблем у оператора связи.
«Из-за технических проблем на стороне оператора связи возможны трудности в работе нашего сервиса», — говорится в сообщении. О сроках восстановления работы системы пока не сообщается.
Как пишут пользователи сервиса, в большинстве случаев у них не получается вовремя завершить аренду. У некоторых клиентов деньги за аренду списываются, а машина при этом остается заблокированной. Также в комментариях некоторые водители жалуются, что у них не получается связаться со службой поддержки.
Городская система краткосрочной аренды автомобилей была запущена мэром Москвы Сергеем Собяниным в сентябре 2015 года. Для того чтобы начать пользоваться системой каршеринга, необходимо скачать мобильное приложение и зарегистрироваться в системе. Помимо стандартных персональных данных приложение попросит фотографии водительского удостоверения и первой страницы паспорта — по этим документам сотрудники компании проверяют благонадежность клиента.
На данный момент услуги по краткосрочной аренде автомобилей в Москве оказывают девять компаний. По предварительным данным, в 2020 г. общее количество машин в системе каршеринга увеличится до 30 тыс. единиц. В зависимости от выбора оператора каршеринга средняя стоимость поездки по городу варьируется от 6 до 10 рублей за одну минуту.
«Делимобиль» потратил 150 миллионов на покупку автомоек и сервисов
«Делимобиль» занялся активным развитием своего оффлайн-направления – SMM – заключающегося в обслуживании и мойке каршеринговых авто. В том числе «Делимобиль» приобрел трех подрядчиков SMM за общую сумму 150 млн руб. Продавцом выступил предприниматель Иван Демин, начинавший свой бизнес с услуг по обклейке каршеринговых авто.
Оффлайн-бизнес «Делимобиль»
Каршеринговый сервис «Делимобиль» решил развивать оффлайн-направление по обслуживанию своего автопарка – Smart Mobility Management (SMM). Об этом говорится в инвестиционной проспекте «Делимобиль», опубликованном на сайте Американской комиссии по ценным бумагам (SEC) в процессе подготовки IPO (первичного размещения акций) на Нью-Йоркской фондовой бирже.
В рамках SMM оказываются разнообразные услуги: ремонт, мытье, шиномонтаж, эксплуатация и заправка авто. Данное направление обслуживает весь автопарк «Делимобиль», состоящий из 18 тыс. авто 15 различных марок.
За счет SMM уменьшается время простоя автомашин каршеринга и время поиска свободной машины клиентом, что, в свою очередь, увеличивает время полезной работы авто на 90%. Благодаря SMM средняя стоимость обслуживания одного автомобиля «Делимобиль» сократилось с 207 тыс. руб. в 2019 г. до 129 тыс. руб. в 2020 г.
Правда, за первое полугодие 2021 г данный показатель, наоборот, вырос с 52 тыс. руб. в аналогичный период 2020 г. до 70 тыс. руб. Но это связано с тем, что из-за пандемии короновируса в первом полугодии 2020 г. работы каршеринговых сервисов в российских городах была приостановлена и, соответственно, сократилось число машин, нуждающихся в ремонте.
Как Delimobil продавал и покупал SMM
Весной 2021 г. в рамках подготовки к проведению IPO головная структура «Делимобль» люксембургская Delimobil Holdings приобрела у структур Трани основные операционные компании сервиса: «Каршеринг Руссия» (работает под брендом «Делимобиль»), «Энитайм» (работает под брендом Anytime Prime) и СММ. В обмен на эти актив была проведена допэмиссия акций Delimobil Holdings, увеличившая его уставной капитал с 5 млн до 100 млн акций.
Мобильная платформа Guido
В СММ работает 600 сотрудников, из них 355 оформлены на полный рабочий день. СММ непосредственно оказывает услуги в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, в остальных городах присутствия «Делимобиль» компания берет подрядчиков.
Покупка подрядчиков SMM
СММ также провела несколько сделок по слияниям-поглощениям. В 2020 г. была приобретена 40% доля в ООО «КаршайнРуссия» и получила опцион типа Call на выкуп еще 25% в данной компании. Опцион не был реализован, вместо этого был заключен опцион типа out, обязывающий SMM выкупить покупку оставшихся 60% в «КаршайнРуссия» за 119,5 млн руб. Этот опцион был реализован в сентябре 2021 г.
Также в апреле 2021 г СММ купила 30% в ООО «Пролив Плюс». Одновременно был заключен опцион типа Call на покупку еще 21% в данной компании. Этот опцион не был реализован. Вместо этого был заключен опцион типа Put, обязывающий СММ выкупить оставшиеся 70% в «Пролив плюс» за 27,9 млн руб. Этот опцион был реализован в июле 2021 г.
Кроме того, в июле 2021 г. СММ получила опцион типа Put, обязывающий приобрести 90% долю в созданной за несколько месяц до этого ООО «Каршайнмойка». Эта компания должна организовать сеть моек для машин «Делимобиля». В сентябре 2021 г. данный опцион был реализован за символическую сумму – 14,4 тыс. руб. То есть всего за 2021 г. СММ осуществила три сделки на общую сумму 147,4 млн руб.
Кто стоял за подрядчиками СММ
Иван Демин имел 40% доли в «КаршайнРуссия» и «Пролив Плюс», также ему принадлежало 22% в «Каршайнмойка». Как объяснил CNews источник на рынке каршеринга, Демин получил известность, в первую очередь, как основатель компании «Стайлдт+», занимающейся обклейкой машин для «Делимобиля» и других игроков на московском рынке.
Представители «Делимобиля» пояснили CNews, что в процессе подготовки к IPO компания решили выкупить своих основных подрядчиков по направлению SMM, так как для компании удобнее иметь их в рамках одного холдинга.