демография что за профессия

Профессия: демограф

— Михаил Борисович, давно ли существует такая профессия, как демограф? И только ли демографы занимаются проблемами народонаселения?

— У нас есть профессия экономист-демограф. Она появилась в классификаторе профессий в 1990-е годы по инициативе руководителя Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ, известного ученого и организатора науки Дмитрия Игнатьевича Валентея. Кроме экономистов на проблемах народонаселения специализируются еще социологи и выпускники других специальностей вузов. Среди них есть, например, географы, математики, историки.

Я, к примеру, по образованию экономист, математик, но профессионально занимаюсь вопросами демографии – анализом демографических процессов и разработкой политики в сфере народонаселения.

— У вас редкая профессия. Известный демограф Владимир Борисов утверждал, что люди его профессии «встречаются так же часто, как египтологи». Это так?

— Если говорить о специалистах, которые занимаются чисто демографическими исследованиями, то их и в самом деле немного. Но так же сравнительно немного и тех, кто занимается, например, и теоретической физикой. Тех, кто занимается фундаментальной наукой, меньше, чем тех, кто занимается ее прикладными аспектами, меньше, чем инженеров.

Конечно, в отечественной демографии ощущается недостаток специалистов в области фундаментальных демографических исследований. У нас в институте работает 15 человек. В МГУ – еще около 20. На мой взгляд, подобных демографических центров в такой стране, как Россия, должно быть не два, а как минимум пять-шесть – в Новосибирске, Санкт-Петербурге, на Северном Кавказе, на Дальнем Востоке. Если бы в каждом из них работало по 20–30 сотрудников, в стране бы насчитывалось около 200 профессионалов в области демографии. А сейчас – в несколько раз меньше необходимого. Учитывая возрастной состав ученых, может получиться так, что лет через 5–10 демографов придется сравнивать не с египтологами, а с исчезающими видами из Красной книги…

— Вы получили сначала экономическое образование, затем закончили факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Как так случилось, что вы занимаетесь демографией?

— Меня с детства интересовали проблемы народонаселения, и именно поэтому я поступил на экономический факультет МГУ. Там была кафедра народонаселения. Специфика обучения демографов состояла в том, что мы изучали все те же дисциплины, что и наши сокурсники, но если у тех было три пары в день, у нас – четыре, если у них на 4-м курсе появился выходной – у нас его не было. У нас была дополнительная нагрузка в виде демографических дисциплин и иностранного языка, поскольку демография считалась специализацией международной.

На факультет вычислительной математики и кибернетики я поступал намеренно, чтобы овладеть математическим аппаратом – уметь считать и моделировать. Я уже тогда понимал, что хочу заниматься фундаментальной наукой. Кстати говоря, не случайно: в числе основателей демографической науки есть математики, статистики и даже физики. Из современных физиков своими демографическими публикациями известен Сергей Петрович Капица.

Если бы я хотел удовлетворить свои научные интересы сейчас, то вначале получил бы базовую специальность по экономике или математике, а затем поступил бы в магистратуру ГУ-ВШЭ на программу по демографии.

В мире демографическое образование получают, как правило, на магистерских программах по демографии направления «Социология» или «Экономика». Однако в ряде стран (США, Франция), есть профильные демографические магистерские программы, выпускники которых получают специальность «Демограф». Строго говоря, выпускник магистерской программы «Демография» ГУ–ВШЭ получает диплом социолога, специализирующегося в области народонаселения. Студенты нашей магистерской программы заканчивали разные вузы и имеют различное базовое образование: среди них много социологов, есть экономисты, географы, историки, медики, политологи, юристы. По сути, в ходе обучения в дополнение к своей базовой они получают еще одну, а иногда и две специальности – демографа и социолога. Это существенно расширяет возможности по трудоустройству.

— И какие у них возможности? Где работают демографы?

— Демограф, как и социолог, может работать в социологических службах и центрах по изучению общественного мнения. Причем в сравнении с социологом он будет обладать даже рядом преимуществ, поскольку демографы лучше знают источники данных о населении – переписи, текущую демографическую иммиграционную статистику, административные источники информации. Поэтому демографы могут найти себе применение в такой сфере, как, маркетинг. В США или Канаде выпускники магистерских программ по демографии решают такую маркетинговую задачу, как сегментирование рынка и выполнение соответствующих прогнозных оценок. Они владеют необходимыми для этого методами, знают, где искать и как обрабатывать необходимую информацию, разбираются в демографических тенденциях, которые сегодня нельзя не учитывать при развитии бизнеса.

К примеру, в автомобильной промышленности нельзя не принимать во внимание того факта, что население стареет: пожилые люди скорее оценят экономность и высокую степень надежности, чем мощь и большие скорости автомобилей.

Демографические знания необходимы также в страховании и при работе в пенсионных фондах, поскольку с помощью демографических методов выполняются многие расчеты, а специалисты-страховщики должны разбираться в таких понятиях, как продолжительность жизни, знать тенденции относительно смертности и здоровья населения.

Очевидно, что специалист-демограф будет востребован в аналитических службах и отделах разного рода предприятий. Знания о тенденциях развития населения в России, в ее регионах, городах и даже муниципальных образованиях, в разных странах мира интересуют и политиков, и бизнес, и науку, и широкую общественность.

Конечно же, многие из тех, кто получил демографическую подготовку еще в те годы, когда она осуществлялась в МГУ и в МЭСИ (до начала 1990-х годов), работают в госструктурах, прежде всего в Росстате, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития. Результаты демографического анализа и демографических прогнозов используются в построении программ и планов развития экономики, системы здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения.

— … и еще демографы могут преподавать?

— Конечно. Профессионально подготовленные преподаватели демографии должны быть в каждом вузе. Причем не только на экономических и социологических направлениях подготовки, но, допустим, и в медицине – ведь будущие медики изучают курс, связанный с общественным здоровьем.

Проблема подготовки кадров в сфере демографического образования у нас стоит очень остро. В советское время до начала 1990-х годов демографов готовили на экономическом факультете МГУ и в МЭСИ (специализация по демографической статистике). Но 1990-е были непростыми для науки и образования: интерес студентов к фундаментальным дисциплинам снизился, поскольку на рынке вырос спрос на финансистов, бухгалтеров, менеджеров. Экономические факультеты урезали программы по социальной тематике.

Но в те же 1990-е демография как дисциплина стала обязательной у социологов и экономистов. В условиях недостатка профессионалов ее преподавали те, у кого не было даже профильного экономического или социологического образования. Все это, конечно, тормозило развитие исследований в области демографии и не способствовало своевременному осознанию остроты стоящих перед нашим обществом демографических проблем.

В результате приходится сталкиваться с тем, как спекулируют на теме, используя всеобщую демографическую неграмотность.

К примеру, мы часто слышим о китайской угрозе – возможном захвате и заселении наших территорий. Но население Китая стареет, и через 15 лет оно будет таким же старым, как и население России. Это значит, что в ближайшее время Китай столкнется с теми же проблемами, что и мы – сокращением численности людей трудоспособного возраста. Вместе с тем в Китае уже сейчас ощущается недостаток рабочей силы высокой квалификации. Стареющая страна не может быть источником значительной миграции. Конечно, будут перемещаться «челноки», торговцы, бизнесмены, студенты. Но о массовом переселении китайцев в Россию говорить не стоит.

— Если все же молодой человек планирует реализовать себя в науке, к чему надо быть готовым? Какие исследования вы и ваши коллеги ведете в Институте демографии?

— Прежде всего, могу сказать, что все сотрудники института востребованы. К нам часто обращаются представители госструктур, бизнеса, международных организаций с предложением реализовать тот или иной проект, выступить с лекциями, комментариями, провести демографическую экспертизу. Подчас даже не остается времени для других собственно фундаментальных исследований. Меня, к примеру, интересуют долговременные социальные и экономические последствия демографических изменений – не только современности, но и прошлого: 17–19 веков, однако заниматься этой проблематикой в полной мере не получается.

Недавно, к примеру, институт проводил исследование по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей. В достаточно сжатый период времени – в нашем распоряжении было 3 месяца – необходимо было показать, как изменяются демографические процессы и структуры населения России и по возможности оценить экономические последствия этих изменений.

Согласно демографическим прогнозам, численность населения в трудоспособных возрастах в ближайшие 10–12 лет сократится в России, как минимум, на 11 миллионов человек. К чему это приведет? Как преодолеть негативные последствия этого сокращения? Сейчас много говорят о миграции как о главном ресурсе восполнения естественной убыли населения. А вместе с тем даже умеренный (по европейским меркам) рост продолжительности жизни позволит за тот же период сохранить жизни, более 4 миллионов человек, большая часть из которых – в трудоспособном возрасте.

— А эти расчеты находят применение? Прислушиваются ли к рекомендациям демографов? Ведь часто можно прочитать, как эксперты ставят под сомнение решения властей в сфере демографии, и создается впечатление, что демографы и власть существуют независимо друг от друга.

— Сам факт наличия демографической политики говорит о том, что к демографам прислушиваются – в 1990-е годы, к примеру, об этом даже нельзя было подумать. Общепризнано, что демографические индикаторы – одни из ключевых показателей уровня и качества жизни. Во многих странах политики и даже экономисты прямо говорят, что для них главная оценка прогресса – это продолжительность жизни населения. Если она растет, значит, в стране действительно все делается для блага людей – и в сфере экономики, и в социальной сфере, и в сфере безопасности.

С другой стороны, я не вижу особенных противоречий в том, что демографы не всегда соглашаются с решениями властей по тем или иным социальным вопросам. Известный французский ученый, экономист-демограф Альфред Сови (именно им, между прочим, было введено в научный оборот понятие «третьи страны») указал на главное отличие демографов от экономистов. Внимание экономистов приковано в основном к решению краткосрочных проблем, к анализу конъюнктурных изменений, значительную роль в которых играют капризы денег: изменения в течении дня, ближайшей недели, месяца. Демографы мыслят продолжительными временными категориями … У них основная единица измерения времени – поколение, отрезок времени, равный примерно 25годам. Из-за этих двух исходных позиций демографы и большинство экономистов живут как будто на разных планетах. Конечно, надо обладать политической волей, принципиальностью и дальновидностью, принимая решения в пользу долгосрочных проблем в ущерб сиюминутной выгоде и интересам отдельных групп населения.

Однако демографическое развитие все чаще подталкивает экономистов к переходу от решения «краткосрочных» задач у к «долгоиграющим» проектам. Например, такие феномены, как «длинные деньги» или накопительные проекты приобрели смысл по мере роста продолжительности жизни населения. В странах с высокой продолжительностью жизни у людей даже в старших возрастах есть время и стимулы для того, чтобы делать сбережения и участвовать в разного рода инвестиционных проектах. Трудно говорить о модернизации в стране, у населения которой плохое здоровье и сравнительно короткая жизнь. Например, многим ли мужчинам в возрасте 40 лет будут интересны программы по непрерывному образованию или накопительные финансовые схемы, когда при нынешнем режиме смертности в стране до пенсионного возраста доживает менее 60% мужского населения?

Источник

Нацпроект Демография: как после 50 лет бесплатно освоить новую профессию и получать стипендию во время обучения

Национальный проект «Демография» и все входящие в него программы и федеральные проекты были разработаны Министерством труда и социальной защиты населения. Утверждение данный национальный проект прошел 3 сентября 2018 года.

💡 Национальный проект «Демография»

Национальный проект «Демография» включает в себя достаточно широкий круг мер в рамках федеральных проектов, которые направлены не только на увеличение рождаемости среди населения Российской Федерации, но и на улучшение жизни различных групп населения, которым необходимы различные меры социальной поддержки.

К числу ключевых федеральных проектов, входящих в нацпроект «Демография», относятся такие федеральные проекты:

⭐ Нормативное регулирование

Регулирование осуществления федерального проекта «Старшее поколение» осуществляется с помощью ряда федеральных нормативных актов, в том числе федеральных программ:

❗ Федеральный проект «Старшее поколение»

Федеральный проект «Старшее поколение» направлен на улучшение жизни населения, которое перешагнуло рубеж пятидесятилетнего возраста. В первую очередь, действие данного проекта направлено на то, чтобы сформировать у населения старшего возраста принципы жизни, которые можно охарактеризовать, как активное долголетие.

Кроме того, у данного проекта имеются также и определенные задачи, к числу которых относятся:

В рамках направления федерального проекта по переобучению и дополнительному профессиональному образованию планируется обучить порядка 450 тысяч человек, которые получили статус предпенсионеров.

Источник

Демография: это простыми словами, определение

Демография: что это такое?

«Демография» произошло от древнегреческих слов δῆμος (дословно народ) и γράφω (переводится, как описание).

Демография это наука о законах увеличения численности населения какого-либо государства.

Она изучает зависимость её характера от социально-экономических, а также и природных условий. На постоянной основе пытается найти пути миграции, изучает численность, национальность и состав населения. В сферу интересов также входит причины и следствия любых изменений. Даёт советы по возможному их улучшению.

Соответственно, человек, который этим занимается, называется демографом. Кому это надо и зачем? Во-первых, правительству страны. Не зря же они периодически проводят перепись численности своих граждан. Чем их больше — тем лучше, с одной стороны. Больше рабочих рук, значит и поступления в казну в виде налогов увеличится. Армию, опять же, есть из кого набирать.

демография что за профессия. Смотреть фото демография что за профессия. Смотреть картинку демография что за профессия. Картинка про демография что за профессия. Фото демография что за профессия

Но с другой стороны, всё не так уж и радостно. Перенаселение влечёт за собой другие неприятности. Всех надо кормить, обеспечивать рабочими местами. А там, где есть безработица, автоматически растёт уровень преступности. Кушать хочется всем, а средств к существованию катастрофически не хватает. Вот и начинают грабить и воровать.

Совсем ещё недавно в Китае, было официально запрещено иметь в семье больше одного ребёнка. Может быть сейчас это кажется смешной, но именно так и было. Воробьев стреляли и загружали грузовиками, чтобы урожай не клевали на полях. А может и ели их заодно. Кто его знает.

Краткий экскурс в историю

Своим появлением эти научные изыскания уходят в глубь веков. Древние мудрецы и философы пытались понять причинные связи между общим развитием страны и численностью населения. Предлагали проводить регистрацию граждан (Аристотель, Платон, Конфуций). До этого в Средневековье таким данным не уделяли должного внимания. Всё было пущено на самотёк.

демография что за профессия. Смотреть фото демография что за профессия. Смотреть картинку демография что за профессия. Картинка про демография что за профессия. Фото демография что за профессия

В первый раз термин «демография» возник в 1855 году в названии книги ученого из Франции А. Гийяра.

В 1790 г. в США заложили основы переписи граждан. Наладили текущий учёт. В России М. В. Ломоносов первым предложил обращать внимание на проблемы сохранения народа. Приблизительно в то же время появились монографии Л. Эйлера и Д. Бернулли, которые были посвящены анализу смертности при помощи математики.

В 19 веке остро встал вопрос о месте, предназначении и роли науки в развитии всей социально-экономической сферы. Начались первые попытки рассмотрения движение и состава населения. Подключились такие всемирно известные учёные, как француз Л. А. Бертильон и немец Г. Ф. Кнапп.

Наши дни

В наше время даже трудно себе представить, что кто-нибудь считает такие действия абсолютно ненужными. Всем нам хорошо известно к чему приводит хаотичная миграция людей. Американский президент Дональд Трамп возводит стену на границе с Мексикой. Многие европейские страны усиливают таможенный контроль на своих кордонах. Практически везде урезают квоты для вновь прибывших эмигрантов.

Правительства стран поняли, что большой прирост количества своих граждан не всегда идёт на пользу общества. Особенно это наглядно выглядит в свете последних событий в ряде стран Азии и Африки. Ирак, Ливия, Судан, Афганистан, Сирия раздираются на части противоборствующими сторонами внутренних конфликтов. Тысячи беженцев покидают насиженные места. Они прорываются в развитые страны с надеждой улучшить жизнь себе и своим потомкам.

Будем надеяться, что со временем всё наладиться. Но пока что этому не видно ни конца, ни края.

Источник

Что такое демография: понятие, объект и предмет, методы

демография что за профессия. Смотреть фото демография что за профессия. Смотреть картинку демография что за профессия. Картинка про демография что за профессия. Фото демография что за профессия

Приветствую Вас, друзья!

Демография всегда была одной из важнейших наук. Ещё античные мыслители и философы размышляли о том, как лучше учитывать население, планировать развитие городов и государств, справедливо распределять ресурсы и эффективно собирать налоги. За несколько тысяч лет существования человеческой цивилизации эти вопросы не потеряли актуальности, а вместе с ними актуальной остаётся и данная наука. Сегодня мы подробно разберём что представляет собой демография, что она изучает и какие методы использует, а также выясним, когда появилась и как развивалась данная дисциплина.

Что такое демография?

Демография – это наука, изучающая население и закономерности его воспроизводства. Основной интерес для данной дисциплины представляет динамика численности населения и её взаимосвязь с различными факторами, такими как наличие природных ресурсов, погодные условия и прочее. Также демографией часто называют саму деятельность, связанную со сбором различных демографических данных, необходимых для корректировки социально-экономической политики.

Термин «демография» имеет греческое происхождение. Он образован от слов δῆμος (дэмос – народ) и γράφω (графо – пишу, записываю). Таким образом, данный термин подразумевает запись информации о населении и его численности. При этом слово γράφω обозначает действие, происходящее прямо сейчас, подчеркивая, что демография изучает динамические процессы, происходящие в данный момент времени.

Демография изучает рождаемость и смертность, пытается понять, какими факторами обусловлены данные показатели и как они связаны между собой. Также она исследует структуру населения и то, как эта структура меняется с течением времени под влиянием различных факторов. Сегодня эта наука имеет важное практическое значение – она позволяет обнаруживать закономерности, основываясь на собранных и проанализированных данных, и использовать их для предсказания развития демографической ситуации в ближайшие десятилетия.

Объект и предмет изучения демографии

Основные характеристики, дающие понимание о том, что изучает какая-либо наука, это объект и предмет науки. Если кратко охарактеризовать эти понятия, то объект — это область изучения данной науки, а предмет — это та сторона исследуемого объекта, которая нас интересует. Таким образом, предмет — это часть объекта. Теперь рассмотрим объект и предмет демографии.

Объект изучения демографии – это население, проживающее на определенной территории. Данная научная дисциплина изучает все характеристики населения, такие как соотношение различных возрастных групп, соотношение полов в этих возрастных группах, семейное положение, количество детей в семье и прочее.

Предмет изучения демографии – воспроизводство населения. Демография ищет закономерности данного процесса и строит прогнозы на основании собранной и проанализированной информации. В демографических исследованиях применяется два подхода:

Методы демографического анализа

Методы демографического анализа – это специальные приемы и подходы, используемые демографами при исследовании процессов воспроизводства населения. Существует большое количество методов, которые делятся на четыре группы:

Структура демографии

Современная демография – это комплексная наука, включающая три больших раздела, каждый из которых можно считать самостоятельной научной дисциплиной:

Лучше понять, что такое демография, поможет более подробная классификация, согласно которой данная наука подразделяется на такие области как:

В современном виде демография сформировалась относительно недавно, поэтому её структура сегодня является предметом дискуссии и постоянно меняется, дополняясь новыми разделами, подходами и научными дисциплинами.

История развития демографии

Демография – это одна из первых наук в истории, несмотря на то, что современный вид она приобрела далеко не сразу. В разных формах она возникала во всех древних цивилизациях. Она всегда была необходима как инструмент для учета количества населения, формирования армии, расчёта налогов, планирования экономических и прочих процессов в государстве. Историю развития демографии принято делить на 4 периода.

Период 1: Ранние идеи

Попытки изучать демографические процессы прослеживаются у многих древнекитайских и древнегреческих мыслителей. На государственном уровне также проводились соответствующие исследования. И в Древнем Китае, Риме и Греции вёлся учет населения по полу и возрасту. Многие философы (в частности, Платон и Аристотель) считали, что в будущем количество населения обязательно будет регулироваться искусственно.

Период 2: Формирование демографии в XVII–XVIII веках

Учет населения и его состава проводился многими государствами, но все эти изыскания были далеки от демографии в современном понимании вплоть до середины XVII века. Родоначальником современной демографии считается английский ученый Джон Граунт (1620-1674). В 1662 году он опубликовал большое исследование, основанное на данных из бюллетеней о смертности, которое считается первым демографическим трудом в истории. В рамках данного исследования он изучил большое количество факторов, описав динамику смертности и рождаемости с привязкой к этим факторам.

Автором термина «демография» (а также «крёстным отцом» данной науки) считается французский статистик Ашиль Гияр, опубликовавший в 1855 году книгу «Сравнительная демография». В 1871 году его немецкий коллега Эрнст Энгель предложил другое название – «демология». Несмотря на то, что данный термин более точно отражал характер молодой науки на том этапе развития, он был отвергнут.

В 1798 году английский демограф и экономист Томас Мальтус опубликовал большое теоретическое исследование, в котором описал ряд идей по улучшению жизни населения посредством контроля его численности. Он заметил, что численность населения растёт в геометрической прогрессии, а количество ресурсов – в арифметической. В связи с этим он считал, что благополучное развитие человечества возможно лишь при осуществлении тщательно продуманного контроля за рождаемостью.

Период 3: Развитие демографии в XIX-XX веках

Особенно активно данная научная дисциплина развивалась во второй половине XIX и первой половине XX века. Именно в этот период она стала полностью самостоятельной наукой, развивающейся параллельно в двух направлениях. Первый вектор развития был связан с конкретизацией предмета изучения, а второй – с расширением спектра изучаемых факторов и процессов.

Американский демограф Альфред Лотка разработал математически обоснованную «Теорию стабильного населения», Ричард Пирл сформулировал закон роста населения. Значительное влияние на развитие демографии оказали французский демограф Адольф Ландри и его ученик Альфред Сови. В начале XX века было организовано несколько международных конгрессов, посвященных демографическим вопросам. В Европе было учреждено несколько периодических изданий по данной теме.

Период 4: Современная демография

Современное понимание того, что такое демография, сформировалось во второй половине XX века, и дальнейшее развитие данной научной дисциплины определялось процессами глобализации. В частности, повысился интерес к условиям и факторам, влияющим на временное и постоянное перемещение населения. При этом совершенствовались методы сбора информации, благодаря чему демография получила доступ к большому массиву новых данных.

Интересно, что и в 21 веке демографов больше всего беспокоят вопросы, которыми задавались ещё древние мыслители – оптимальная численность населения и потенциальные проблемы, которые могут возникнуть при её дальнейшем увеличении. Исследователи моделируют рост численности населения планеты и строят гипотезы о том, как скоро исчерпаются природные ресурсы, как этого избежать и что делать, когда это произойдёт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *