день сурка в чем смысл
Восемь философских объяснений фильма «День сурка»
Одному из лучших в мире фильмов в этом году исполняется 25. Все это время фанаты (судьба всех культовых произведений) искали в нем скрытые смыслы и применяли его философию к другим вещам.
1. Билл Мюррей — это Будда
«День сурка» — один из любимых фильмов буддистов, которые видят в нем метафору сансары. Концепция махаяны, крупнейшего направления буддизма, включает фигуру боддхисатвы — человека, который отказывается выходить из круга перерождений, пока все живые существа не будут спасены. Методом проб и ошибок Фил Коннорс находит тот же путь, который приводит его к нирване (счастливому будущему).
2. Сурок Фил — это Иисус
Как замечает кинокритик Майкл Бронски, Фил из Панксатони — это символ воскресшего Христа, его пробуждение символизирует надежду на тепло и расцвет новой жизни (хронологически — в большей степени, чем Рождество, приходящееся на середину зимы).
3. Панксатони — это чистилище
Согласно доктрине католической церкви, между раем и адом находится чистилище. По фильму, городок в Пенсильвании — это то место, в котором душа желчного самовлюбленного телеведущего должна преобразиться, через раскаяние — в активную добродетель. Здесь (англ.) можно ознакомиться с десятком обоснований этой гипотезы.
4. «День сурка» — это фильм об иудаизме
Нью-йоркский раввин Нил Гольдштейн убежден: философия картины Гарольда Рамиса чисто еврейская. В отличие от христианского принцпипа вознаграждения праведников (будь послушным Богу и получишь место на небесах), Тора учит, что хорошие поступки влекут за собой другие хорошие поступки, и нужно продолжать делать добро до тех пор, пока мир вокруг тебя не станет совершенным.
5. «День сурка» — это метафора психоанализа
По словам режиссера, многие психоаналитики говорили ему, что фильм «очевидно является метафорой подхода, изобретенного Фрейдом — психоанализ точно так же делает акцент на том, что в жизни мы постоянно возвращаемся к одним и тем же сюжетам из детства». А цель психоанализа совпадает с целью Фила Коннорса — разрушить цепь этих повторов.
6. «День сурка» — это метафора армейских будней
Вскоре после выхода фильма американские военные стали использовать словосочетание «день сурка» в своем сленге, имея в виду предельную монотонность своих расписанных по минутам дней. Команда авианосца Саратога окрестила свою службу «вахта сурка», Билл Клинтон цитировал термин в своем обращении к солдатам, а Оксфордский учебник по военной психологии содержит статью «День сурка как эвфемизм скуки в Ираке».
7. «День сурка» — это иллюстрация экономической теории
В 2006 году экономист Дуглас Маккензи опубликовал статью «Экономика Дня сурка», в которой отметил, что повтор одного и того же дня является наглядной иллюстрацией конкурентного равновесия, основанного на идеальной информированности. «Обладая полным знанием о том, как извлечь пользу из каждой возможности этого дня, Коннорс получае максимальную выгоду. Разница между его первой и последней итерраций дня колоссальна. Именно ее экономисты имеют виду, говоря о расхождении между идеальными условиями и реальностью».
8. «День сурка» — это библия самопомощи
Пол Ханнам в книге «Магия Дня сурка» пишет, что 101 минута фильма — это ключ к самореализации. Его программа трансформации личности основана на сценарии этой комедии и обещает «избавить вас от постоянно повторяющихся мыслей и поступков, которыми вы каждый раз загоняете себя в угол».
«День сурка»: история преображения Фила Коннорса или фильм о каждом из нас?
Не так часто название фильма становится фразеологизмом, да еще во многих языках. «Дню сурка» в этом плане повезло, и не только в этом. Более 25 лет фильм про застрявшего в провинциальном городке метеоролога смотрят с удовольствием в разных странах: простая вроде бы история, в которой нет ни дорогостоящих визуальных спецэффектов, ни головокружительных сюжетных виражей, стала культовой. И хотя саму идею временной петли, на которой основывается сюжет фильма Г.Рамиса, никак нельзя назвать новой, в «Дне сурка» она раскрыта так, что фильм вошел в учебники философии и эконометрики, а заодно и в пособия для сценаристов.
Откуда взялся мотив временной петли и в чем его смысл?
Самым древним прообразом временной петли следует считать буддистское и индуистское Колесо Сансары. Считается, что душа обречена вращаться в круге перерождений до тех пор, пока не достигнет просветления. Из восточной традиции эта идея перешла в европейскую и американскую культуры, и в XX веке искусство много раз обращалось к образам героев, для которых исчезло линейное время и которые вынуждены снова и снова переживать одни и те же события. Такие герои присутствуют в фильмах «Зеркало для героя» и «Повтор», эпизоде «Игра тени» сериала «Сумеречная зона», романе Л.Ардена «Дьявольская дрожь», рассказе Р.Лупоффа «12:01». По иронии судьбы, рассказ был экранизирован в том же 1993-м, и явное сходство сюжетов «12:01» и «Дня сурка» вызвало скандал и судебное разбирательство, закончившееся соглашением сторон.
Популярность мотива временной петли вызвана прежде всего его многоплановостью. Временную петлю можно трактовать и как символ экзистенциального кризиса, и как метафорическое искупление грехов, и как пародийное воплощение бессмысленности бытия в обществе потребления, и даже как иллюстрацию к теории возможных миров. Одно из достоинств «Дня сурка» заключается в том, что к фильму применимы едва ли не все трактовки. То, что зритель увидит в фильме Рамиса, зависит не столько от фильма, сколько от самого зрителя.
Жанр фильма
Хотя традиционно «День сурка» считается комедией, нельзя сказать, что при его просмотре зритель непрерывно хохочет. Чем дальше развивается действие, тем драматичнее оно становится, а попытка самоубийства главного героя и вовсе трагична (другое дело, что он не умер). Необычность фильма — в тонком и выверенном сочетании откровенно юмористических и драматических эпизодов, так что точнее было бы назвать «День сурка» своеобразным гибридом комедии и философской притчи.
Почему Фил Коннорс застрял в Панксатони?
Маленький город, такой, как Панксатони — место, где обычно ничего никогда не происходит, разве что сурок вылезет из норы. Здесь трудно что-либо изменить и без всякой фантастики: ты из года в год ходишь в одно и то же кафе, общаешься с одними и теми же людьми, и все дни похожи один на другой. Для амбициозного Коннорса Панксатони — своеобразное воплощение ада на земле, и очевидно, что он страдал бы в этом городе даже в том случае, если бы просто не мог из него уехать без временной петли.
Однако метеоролог не просто остается в Панксатони, но и без конца проживает один и тот же день — 2 февраля. В отличие от других произведений, создатели «Дня сурка» отказались объяснять причины появления временной петли, хотя первоначально такие поползновения у них были. И дело не только в том, что эти причины, по большому счету, не так уж важны для зрителя, охотно принимающего мир фильма таким, какой он есть. Отказ от объяснения причин тесно связан с главной идеей фильма.
В чем главная идея фильма?
Если бы причиной временной петли Фила оказалось колдовство его бывшей подружки, как планировалось в одной из версий сценария, то для того, чтобы вырваться из нее, ему потребовалось бы воздействовать на внешние обстоятельства, и это был бы совсем другой фильм. Главная же идея «Дня сурка» в том, что все временные петли и экзистенциальные тупики находятся в нас самих, они обусловлены нашим «Эго», нашим мироощущением и этическим кодексом. Иными словами, в бесконечный День сурка нас загоняют не темные силы или несправедливое общество, а мы сами. Соответственно, чтобы выйти из тупика, надо измениться изнутри, выйти из скорлупы эгоцентризма и научиться любить.
В чем смысл поступков Фила?
Поведение Коннорса — при всей фантастичности ситуации — внутренне логично и психологически достоверно. Оправившись от первого шока и убедившись, что психиатры ему не помогут, он начинает экспериментировать, проверять на прочность мир, в котором оказался, и ведет себя как дорвавшийся до парка развлечений ребенок или как игрок в компьютерную игру. На этом этапе Фил еще зациклен на самом себе, он ведет себя эгоистично и саморазрушительно. Но эксперименты и развлечения не могут быть смыслом жизни, и в итоге метеоролог впадает в отчаяние. Его попытка самоубийства — метафора духовной смерти, вслед за которой должно придти обновление.
И оно действительно приходит. Постепенно Фил начинает меняться, не только осваивая что-то новое, но и поворачиваясь лицом к людям. Особую роль в процессе духовного обновления играют отношения Фила и Риты, и не потому, что именно она указала ему на необходимость изменений. «День сурка» заканчивается для Фила вместе с обретением подлинной любви. Дело не только в силе этого чувства: зрителю дают понять, что любые успешные личностные перемены основаны на любви, и шире — на позитиве. Нельзя стать другим человеком, принуждая себя к изменениям.
Почему Фил в конце фильма остался жить в Панксатони?
Отказом от возвращения в Питтсбург авторы фильма подчеркивают глубину перемен, случившихся с Коннорсом. Если для прежнего амбициозного эгоцентрика маленький город был тоскливым, скучным местом, то обновленный Коннорс способен увидеть и понять всю его прелесть. Он стал другим человеком, и город стал для него другим: ведь то, что мы видим, зависит от наших установок и угла зрения.
В чем причина популярности фильма?
Львиной долей популярности «День сурка» обязан личности главного героя. Фил Коннорс — откровенно заурядный человек, лишенный особых талантов; в чем-то он симпатичен, в чем-то отталкивающ. Лучше всего того Фила, которого мы видим в начале фильма, характеризует термин «амбивалентный», т.е. двойственный, вызывающий неопределенное отношение. В то же время в поступках Коннорса нет ничего необычного: и в добре, и в зле он не выходит за некие рамки (например, он никого не убивает). Он всегда понятен, хотя и не всегда приятен. Среднестатистическому зрителю легко отождествить себя с Филом, мысленно встать его место: ведь мало кто может похвалиться, что каждый его день — уникален и не похож на предыдущий.
Сложные философские и моральные вопросы в фильме Рамиса показаны на примере судьбы рядового человека, впитавшего все недостатки нашего общества от цинизма до эгоизма. Нравится нам или нет, но «День сурка» — фильм не столько о метеорологе из Питтсбурга, сколько о всех нас. И потому вряд ли он когда-либо устареет.
Почему нужно снова и снова пересматривать фильм «День сурка»
Предыстория такова: самовлюблённый телеобозреватель погоды Фил Коннорс (Мюррей) приезжает со своим новым продюсером Ритой (Энди Макдауэлл) и оператором Ларри (Крис Эллиотт) в городок Панксатони, Пенсильвания, на праздник под названием «День сурка», чтобы посмотреть, увидит ли сурок Фил свою тень. Увы, но Фил (телеобозреватель, а не сурок) ненавидит Панксатони. Он ненавидит в нем все, начиная от захолустного отеля и заканчивая его жителями. И особенно он ненавидит «День сурка». Фил ждет-не дождется, чтобы этот день закончился и наступило 3-е февраля.
Но 3-е февраля не наступит. Когда Фил просыпается на следующее утро, вновь наступает «День сурка». И на следующее утро тоже. И на следующее, и на следующее. Он застрял в петле времени, и он не может понять, как разорвать порочный круг.
Буддисты нежно любят этот фильм: бесконечно повторяющийся для Фила «День сурка» они сравнивают с учением о реинкарнации – бесконечном цикле смертей и перерождений до распадения или достижения «великой пустоты». Но христиане могут найти в этом фильме иной смысл.
Для меня фильм важен тем, что в нем задается один из самых животрепещущих вопросов о смысле жизни: Зачем мы вообще родились на свет? Или: Что придает смысл нашей жизни?
В «День сурка» Фил проходит через три этапа.
Ешь, пей и веселись, ведь завтра все начнется заново
«Что бы вы делали, если бы застряли в одном месте, где каждый день такой же как предыдущий, и ничего нельзя изменить?» – спрашивает Фил парня в баре.
Ответ очевиден и не имеет никакого дополнительного духовного подтекста: Да все что угодно!
В тот вечер, Фил начинает свой эпикурейский эксперимент, вовлекая полицию в дикую погоню через весь город. Несколько последующих дней, он объедается пирожными, тортами и беконом (о холестерине можно ведь не беспокоиться, верно?). Он грабит инкассатор и покупает Мерседес. Он соблазняет красивых женщин и, в конце концов, решается затащить в постель своего продюсера — красавицу Риту.
Фил считает, что это и есть блаженство. Он пытается заполнить вечность мимолетными чувственными наслаждениями. И какое-то время этого ему достаточно.
Но любовь ускользает от него. Рита упорно сопротивляются чарам Фила – каждая попытка заканчивается в конце дня пощечиной. Жизнь превращается в бесконечную череду дней, состоящих из обжорства и пьянок. И то что могло бы показаться мечтой превращается в кошмар.
Однажды утром мы застаем Фила лежащим в постели, уставившись в потолок. Он с горечью повторяет слова, которые слышит бесконечное количество раз каждое утро по радио.
Просто уже убейте меня
Фил не нашел смысла жизни в чувственных радостях. А значит—опять же без дополнительного духовного подтекста —жизнь бессмысленна. Он переходит от эпикуреизма к нигилизму, и примерно десяток «Дней сурка» пытается покончить с собой.
Он пускает машину с обрыва. Не вышло. Он бьет себя током в ванной. Неа. Он прыгает с церковной башни. Но чтобы он ни делал, на следующее утро он как огурчик.
Забавно, не так ли? Иногда, только опустившись на самое дно, мы вдруг понимаем, что нам надо что-то изменить в своей жизни. Попробуйте поговорить с кем-то, у кого за плечами есть большой жизненный опыт, и они скажут, что самый худший день в их жизни стал тем катализатором, который заставил их измениться. Мы должны потерять надежду, чтобы снова ее найти. Мы должны увидеть насколько мы слабы, прежде чем сможем довериться Богу.
Поздно вечером, когда Рита заснула, Фил делает еще одно признание: «Ты самый добрый, самый милый и самый красивый человек из всех, кого я встречал в своей жизни. Я не заслуживаю такого человека как ты. Но если, я когда-нибудь мог, клянусь, я любил бы тебя до конца своих дней».
На следующий день, впервые за долгое время, Фил просыпается с надеждой. Возможно, он видит в Рите ту цель, которую до этого у него не было— цель заботиться и жить для других. Возможно, это внезапное желание стать лучше, тем человеком, который может заслужить такого человека как Рита. В любом случае, этот «День сурка» похоже самый лучший не только для Фила, но и для всех остальных.
Найти смысл в каждой минуте
Фил становится добрым самаритянином Панксатони. Он успевает поймать ребенка, который падает с дерева. В одной из наиболее проникновенных сцен фильм, он снова и снова пытается спасти старого, бездомного бродягу и т. д.
«Отдавая, мы получаем», – сказал святой Франциск, и Фил воплощает эти слова в жизнь.
Когда очередной «День сурка» подходит к концу, Рита поражается глубине этого человека. И Фила, несмотря на то, что он живет в бесконечном цикле повторяющихся дней, охватывает странное чувство: он счастлив.
«Что бы потом ни случилось, сейчас я счастлив, — говорит он ей. — Потому что я люблю тебя».
В этот момент что-то меняется. В этот момент Фил благодарен.
«Хотите увидеть рай на земле? — спросил меня недавно проповедник. — Будьте благодарны за сегодняшний день». Так просто и так верно. Быть благодарным за те дары, которые дарует нам Бог. И в том числе за испытания, ибо так мы учимся и растем. Будьте благодарны.
В конце «Дня сурка» Фил научился быть благодарным, даже за бесконечный день. И в этот момент цикл прерывается.
Я думаю, многие из нас иногда чувствуют, что жизнь превратилась в «День сурка». Мы теряем себя в монотонности рабочей недели или чувственных радостей. Мы забываем о том, что действительно важно. Мы спрашиваем себя, что нам делать с нашей жизнью даже тогда, когда ответ находится прямо перед нашими глазами. «За все благодарите» — говорит апостол Павел в послании к фессалоникийцам.
Об этом так легко забыть. Как хорошо, что у нас есть хороший фильм, который напоминает нам об этом.
Перевод с английского Марии Строгановой
Анализ фильма «День сурка»
Фильм — шедевр. Он НАСТОЛЬКО ТОЧНО, идеально, поставлен по основам Обучения человека личному миропостроению, что можно только диву даваться.
Главная мысль этого фильма — Миру БЕЗРАЗЛИЧНО, СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ у человека, который строит в себе Личность, займёт его Обучение. Человек будет рождаться снова и снова, и заново начинать свой путь Воплощений, пока не научится ВСЁ делать точно и красиво, не научится ЦЕНИТЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА И ВИДЕТЬ В ПРОСТОМ СМЫСЛ И КРАСОТУ.
В фильме показано, что его возвращали в один и тот же день. Но в обычной нашей жизни каждый из нас тоже проживает свой «День сурка» в тех своих Программах, которые решает неточно или неверно. Вспомните, Фил говорит: «если бы вам пришлось проживать день за днём одно и то же!», а его подвыпивший знакомый отвечает: «Так я так и живу!».
По сути, фильм показывает прохождение двух Программ. Генетической, в которой Герой вынужден изо дня в день справляться с собой и учиться ладить с одними и теми же людьми в сходных обстоятельствах времени и места, верно решать жизненные Сцены. И Ментальной, где Герой поставлен перед необходимостью оттачивать своё мастерство в различных проявлениях и совершать разнообразные добрые дела и маленькие подвиги человечности. В фильме проходит 10 лет, пока ему удаётся верно решить задачу. В жизни человека — иногда проходит вся жизнь. Но ни одной Личности Ученика, попавшей в наш Мир, не удавалось сходу стать Хорошим Героем и Прекрасным Человеком. Этому учат из Воплощения в Воплощение.
Давайте подумаем, что объединяет Фила в начале фильма с Филом в конце? Прошло 10 лет в реальности и только 1 день в его ЛИЧНОЙ жизни. Можно ли сказать, что это разные люди? Нет, конечно. Это один человек, Но как же он отличается своим поведением и мышлением от себя самого в первых кадрах! А что объединяет всех этих Филов? Его Личность. Его Живой поток, который и делает его одним и тем же человеком, вне зависимости от того, какие Роли он на себя примеряет. Прошёл только один день в 10 годах роста и обучения человека.
Это один день по отношению к его Личности. Потому что это множество вариантов развития одного и того же сюжета в исполнении одного и того же человека.
В начале мы видим Фила крайне несимпатичным, с гипертрофированным ЭГО, не уважающим никого, и даже себя самого, по его собственному признанию в одной из своих бесед с Ритой. Он ставит неверные цели, и неправильно решает свои жизненные задачи. Он заблуждается в своих ценностях, и Мир упорно возвращает его в тот же день снова и снова.
И в начале, ощутив себя в тупике, и осознав свою безнаказанность, Фил, как и большая часть человечества в начале своего развития, пускается во все тяжкие и проявляет все свои худшие качества, проживая себя в Ролях Отрицательного Героя. Он грабит банк, хамит, грубит окружающим, использует в своих интересах понравившихся женщин, пьёт, ест не в меру, угоняет и разбивает машину. Перепробовав всё и устав от таких развлечений, он пытается покончить жизнь самоубийствами.
Фил, поняв тщетность своих усилий избавления от своей жизни, начинает учиться музыке и, стараясь понравиться любимой женщине, постепенно изменяется к лучшему. Настолько, что даже первоначальная цель понравиться и переспать с этой женщиной перестаёт быть главной. В процессе своего становления Филу удаётся измениться настолько, чтобы по-настоящему полюбить каждого из простых людей, которые его окружают.
Посмотрите внимательно фильм. Сравните героев со своим окружением. Наверняка вы найдёте аналогии. Не все жители Панксатони симпатичны, как не все нравятся вам в своём окружении. Но Герою удалось полюбить их всех.
Это и есть главная задача каждого человека. Мы все имеем свой Круг общения. Найти хорошее, привлекательное в каждом человеке, научиться уважать каждого и стремиться помочь каждому в его жизни — наша основная жизненная задача.
Фильм даёт надежду всем, кто заперт в тупике личного миропостроения, кто застрял в безысходности своего временного потока. Даже в условиях ограниченного однообразием времени можно достичь очень многого и жить разнообразно и интересно. Если к этому стремиться. Если над этим упорно работать. Если не поддаваться лени, отчаянию и наплевательскому отношению к жизни, миру и окружающим людям.
Пусть наши дни ведут каждого из нас к изменению себя к лучшему!
Восемь философских объяснений фильма «День сурка»
Одному из лучших в мире фильмов в этом году исполняется 25. Всё это время фанаты (судьба всех культовых произведений) искали в нем скрытые смыслы и применяли его философию к другим вещам.
1. Билл Мюррей — это Будда
«День сурка» — один из любимых фильмов буддистов, которые видят в нем метафору сансары. Концепция махаяны, крупнейшего направления буддизма, включает фигуру боддхисатвы — человека, который отказывается выходить из круга перерождений, пока все живые существа не будут спасены. Методом проб и ошибок Фил Коннорс находит тот же путь, который приводит его к нирване (счастливому будущему).
2. Сурок Фил — это Иисус
Как замечает кинокритик Майкл Бронски, Фил из Панксатони — это символ воскресшего Христа, его пробуждение символизирует надежду на тепло и расцвет новой жизни (хронологически — в большей степени, чем Рождество, приходящееся на середину зимы).
3. Панксатони — это чистилище
Согласно доктрине католической церкви, между раем и адом находится чистилище. По фильму, городок в Пенсильвании — это то место, в котором душа желчного самовлюбленного телеведущего должна преобразиться, через раскаяние — в активную добродетель. Здесь (англ.) можно ознакомиться с десятком обоснований этой гипотезы.
4. «День сурка» — это фильм об иудаизме
Нью-йоркский раввин Нил Гольдштейн убежден: философия картины Гарольда Рамиса чисто еврейская. В отличие от христианского принцпипа вознаграждения праведников (будь послушным Богу и получишь место на небесах), Тора учит, что хорошие поступки влекут за собой другие хорошие поступки, и нужно продолжать делать добро до тех пор, пока мир вокруг тебя не станет совершенным.
5. «День сурка» — это метафора психоанализа
По словам режиссера, многие психоаналитики говорили ему, что фильм «очевидно является метафорой подхода, изобретенного Фрейдом — психоанализ точно так же делает акцент на том, что в жизни мы постоянно возвращаемся к одним и тем же сюжетам из детства». А цель психоанализа совпадает с целью Фила Коннорса — разрушить цепь этих повторов.
6. «День сурка» — это метафора армейских будней
Вскоре после выхода фильма американские военные стали использовать словосочетание «день сурка» в своем сленге, имея в виду предельную монотонность своих расписанных по минутам дней. Команда авианосца Саратога окрестила свою службу «вахта сурка», Билл Клинтон цитировал термин в своем обращении к солдатам, а Оксфордский учебник по военной психологии содержит статью «День сурка как эвфемизм скуки в Ираке».
7. «День сурка» — это иллюстрация экономической теории
В 2006 году экономист Дуглас Маккензи опубликовал статью «Экономика Дня сурка», в которой отметил, что повтор одного и того же дня является наглядной иллюстрацией конкурентного равновесия, основанного на идеальной информированности. «Обладая полным знанием о том, как извлечь пользу из каждой возможности этого дня, Коннорс получает максимальную выгоду. Разница между его первой и последней итерраций дня колоссальна. Именно ее экономисты имеют виду, говоря о расхождении между идеальными условиями и реальностью».
8. «День сурка» — это библия самопомощи
Пол Ханнам в книге «Магия Дня сурка» пишет, что 101 минута фильма — это ключ к самореализации. Его программа трансформации личности основана на сценарии этой комедии и обещает «избавить вас от постоянно повторяющихся мыслей и поступков, которыми вы каждый раз загоняете себя в угол».