дерево бодхи что это такое
Священное дерево бодхи – это не баньян
Немного истории и преданий
Дерево бодхи (bodhi tree, дерево пробуждения) – священное дерево в индуизме, буддизме и джайнизме, хотя эпитету «бодхи» оно обязано все-таки буддизму, поскольку последний Будда нашего времени – индийский принц Сиддхартха Гаутама – именно под ним достиг пробуждения (в европейских источниках чаше пишут «просветления», но слово «бодхи» означает именно «пробуждение»).
Само дерево, как вид, имеет несколько традиционных современных и древних имен. В религиозных текстах оно именуется на санскрите «ашваттха» (ashvatha), а на пали – «ашаттха» (assattha) и «руккха» (rukkha).
Пипал (ашваттха) упоминался уже в «Ригведе» и является «мировым деревом» в космологии брахманизма.
Само дерево имело важное значение в культовой практике, а его древесина использовалось в различных ритуалах.
Практика медитации под этим священным деревом известна с еще добуддийских времен, т.е. Будда Гаутама медитировал под священным деревом, а не пипал (как вид) стал священным, потому что под его сенью медитировал и достиг пробуждения Будда Гаутама.
Пипал, под которым достиг пробуждения Будда Гаутама, (а ныне – уже потомок этого дерева) называется Дерево Махабодхи (Mahabodhi-tree). Вместе с Ваджрасаной (Vajrasana, Алмазный трон – каменная плита, находящаяся под деревом на месте пробуждения Будды) оно является самой почитаемой святыней для буддистов всего мира.
Второе по священности Дерево Бодхи находится на Шри Ланке, в Анурадхапуре. Согласно буддистской традиции оно выросло из южной ветви Дерево Бодхи, которое доставила на Шри Ланку в 3-ем веке до н.э. дочь индийского императора Ашоки Сангхамитта.
На фото: слева – Дерево Бодхи в Бодх-Гае (Индия), справа – в Анурадхапуре (Шри Ланка)
Дерево Махабодхи расположено с западной стороны храма Mahabodhi в Бодх-Гае (Bodhgaya, штат Бихар, Индия). Его высота составляет около 80 метров, возраст – приблизительно 130 лет (подробно об истории храма Махабодхи и Дерева Бодхи см. Бодх Гая – место просветления Будды Гаутамы). Хотя наверное правильнее было бы сказать, что храм находится в нескольких метрах к востоку от дерева, а между ними расположено место, где медитировал и достиг пробуждения Будда (его лицо было обращено туда, где сейчас находится западная стена храма).
Существует два основных предания о восстановлении нынешнего Дерева Махабодхи. Согласно первому отросток дерево был привезен из Анурадхапуры (со Шри Ланки), согласно второму – взят на территории расположенного близ Шравасти монастыря Джетвана (Jetavana) от дерева Анандабодхи (Anandabodhi).
На самом деле, в 1880-х годах по завершению реставрационных работ над храмом Махабодхи тогдашний руководитель Археологической службы Индии (ASI) А. Каннингэм лично посадил рядом с внешним Ваджрасаной (Алмазным троном) небольшой саженец, выросший из семени прежнего Дерева Бодхи (предварительно определив место, где раньше росли предыдущие Деревья Бодхи). Сегодня именно это дерево, которому сейчас уже около 130-ти лет, раскинуло свои ветви над внешним Алмазным троном у западной стены храма Махабодхи.
В буддисткой традиции считается обязательным иметь на территории монастыря Дерево Бодхи, отросток которого должен быть взят из Бодх-Гаи.
К примеру, в Иволгинском дацане (Бурятия) есть специальная оранжерея, в которой растет Дерева Бодхи. В 1970-ом году тогдашний Хамбо Лама Доржи Гомбоев привез из Индии крохотный отросток, из которого оно и выросло.
Немного об архитектуре …
Лист пипала имеет довольно изящную форму, которая считается прототипом для архитектурных компонентов буддистских религиозных сооружений (и в том числе для входных порталов пещерных храмов).
На фото: один из самых ранних буддистских пещерных храмов в Бхадже (конец 3-го – начало 2-го века до н.э.)
А вот одна из трактовок листа пипала, которая взята из книги о Бодхгайе, написанной президентом Буддистского общества Индии Шанти Сварупом Бауддхой (Shanti Swaroop Bauddh) (высказывание о брахманах – на совести автора).
… и о ботанике
Дерево бодхи (пипал) – это Ficus religiosa (Фикус священный) и баньяну является только родственником (по виду развития – так и не самым близким). Оба относятся к роду фикусов, семейства тутовых.
Вечнозеленое дерево, произрастающее в Индии, Непале, Шри Ланке, юго-западном Китае и странах полуострова Индокитай. Отличается сильными ветвями сероватого цвета с сердцевидными листьями размером 8—12 см, имеющими гладкие края и длинное капельное острие. Прожилки листа видны отчетливо. Соцветия в форме котелка дают несъедобные соплодия, которые, созрев, приобретают фиолетовую окраску (Википедия).
Семейство фикусов очень огромно и каждый вид имеет еще и множество разновидностей. Фикусы имеют первостепенное значение в обеспечении пищей обитателей тропических лесов – практически все фикусы обильно плодоносят.
Фикусами является и инжир (фига, смоква) (Ficus carica), и Фикус каучуконосный (Ficus elastica), выделяющий сок, содержащий латекс – популярное ранее комнатное растение с огромными толстыми глянцевыми листьями темно-зеленого цвета.
Бенгальский фикус–баньян (Ficus benghalensis) и фикус бенджамина (Ficus benjamina) – тоже из этого семейства. И это наверное самые экзотические и самые обращающие на себя внимание туристов его представители.
B противовес им Ficus religiosa – довольно обычное дерево, лично на меня он особого впечатления, как представитель флоры, не произвел (почему-то присутствует ассоциация с большой разлапистой осиной).
А о двух упомянутых выше красавцах хочется рассказать немного поподробнее.
Вообще фикусы начинают свою жизнь двумя способами наземной (из семени, проросшего в земле) и эпифитной (с ветки дерева-опоры).
Обычно переносчиками семян фикусов-эпифитов являются птицы, животные, летучие мыши и пр. при чем переваренные семена прорастают лучше.
Далее эпифит может развиваться в двух видах: баньян (здесь это не название дерева, а форма вегетативного размножения) и душитель.
Баньяны ( к ним относится и бенгальский фикус-баньян) – это фикусы, развивающиеся как наземным так и эпифитным способом и при этом выпускающие из ствола и ветвей многочисленные воздушные корни (см. фото выше слева).
Формирование баньяна собственно и начинается с образования на ветвях о дерева воздушных корней. В определённые моменты жизни дерева их появляется очень много, и они гирляндами свисают с горизонтальных ветвей.
Воздушные корни растут очень медленно, и через некоторое время большая часть их засыхает, так и не достигнув почвы. Единичные воздушные корни дорастают до земли и укореняются, после чего надземная их часть интенсивно утолщается, приобретая облик стволов.
Баньян может разрастись в целую рощу, при этом гибель основного ствола никак не сказывается на жизни проросших воздушных корней.
Самым известным представителем этого вида является Великий баньян (Great Banyan Tree) – дерево с самой большой в мире площадью кроны – который находится в Индийском ботаническом саду.
Возраст этого дерева оценивается в 200—250 лет. Благодаря большому количеству воздушных корней Великий баньян больше похож на рощу, чем на отдельное дерево, причем на данный момент он живёт без своего главного ствола, который был удалён в 1925 году. Площадь дерева составляет примерно 1,5 га. Крона дерева имеет длину окружности около 350 метров, наибольшая высота достигает 25 метров. В настоящее время Великий баньян имеет 2880 воздушных корней, доходящих до земли. Вокруг баньяна проложена дорожка протяжённостью 330 метров, но дерево продолжает разрастаться и за её пределы.
Душители (к ним относится фикус бенджамина) – всегда начинают свою жизнь как эпифиты на ветках высоких деревьев (высота определяет доступность света для фотосинтеза).
На ранней стадии это похоже на оплетенное лианами дерево, но в дальнейшем картина становится довольно сюрреалистичной, когда объем оплетающих корней возрастает настолько, что в отдельные «окошки» только проглядывается кора «хозяина».
Далее, лишенный света, «хозяин» гибнет и разлагается в труху, а центральная часть фикуса остается полой, со множеством входов-выходов на разных уровнях (см. фото выше справа).
«Душителями» такие фикусы называют не совсем справедливо, на самом деле они не сдавливают дерево-опору, т.е. не душат, а «морят голодом в темнице» – препятствуют питанию и фотосинтезу «хозяина».
После разгрома Аютхайи бирманцами 230 лет назад по-видимому кто-то из монахов спрятал эту голову в дупло фикуса. Было это в те же годы или позже – не известно.
Скорее всего в фикусе была пустота или труха дерева-хозяина. За многие годы фикус сросся в монолитное дерево и выдавил из себя скульптуру.
Но это только мои предположения. Как было на самом деле – не знает никто.
Живой символ буддизма, или дерево Бодхи шагает по планете
Автор: Николай Цыремпилов
Маленький грязный городок Бодхгайя, который находится в беднейшем штате Индии – Бихар, ежегодно привлекает к себе миллионы туристов. Этот поток растет с каждым годом с начала XX века, с тех пор, как британский археолог Кэннингэм и сингальский буддист Анагарика Дхармапала вернули это место буддистам.
На входе в парк, где растет дерево Бо, нужно снять обувь или надеть бахилы. Обойдя по кругу величественное здание храма Махабодхи, паломники видят то, ради чего проделали свой путь в этот бедный городок. Ветви дерева раскинулись широко, и под его сенью паломники ждут дуновения ветра, которое, возможно, сорвет листочек или веточку с этого самого священного дерева в мире. Мальчишкам, торгующим засушенными листьями «с того самого дерева» уже мало кто верит. За подлинные листья туристы готовы платить по 500 долларов США за штуку. Вокруг дерева установлены камеры внешнего наблюдения, чтобы защитить дерево от негодяев, обрывающих его листья. Они были установлены после того, как выяснилось, что охранники парка продавали ростки с дерева богатым туристам за тысячи долларов. Кругом целый парк точно таких же фикусов, но всех интересует только один из них, огороженный металлической оградкой. Ее, кстати, установили для защиты от диких слонов. Людей греет вера в то, что именно под этой благородной кроной произошло великое таинство. Но так ли это? На самом деле возраст этого дерева известен. Ему, увы, всего лишь около 140 лет. В 1881 году его посадил британский археолог сэр Джон Маршалл, но об этом чуть позднее.
Буддисты заново открыли свои святыни через много веков спустя, в конце XIX века. Британский археолог сэр Каннингэм, который вел раскопки в Бодхгайе, не только способствовал реставрации древнего храма Махабодхи. В 1881 году его коллега, первооткрыватель Хараппской цивилизации Джон Маршалл посадил новое дерево Бодхи на месте упавшего. Для этого известный сингальский буддист, основатель Всемирного братства буддистов Анагарика Дхармапала привез саженец от старого дерева из Анурадхапуры. Ростки прижились, и прямой потомок «того самого» дерева снова стал объектом почитания буддистов. Но на этот раз поток почитателей приобрел поистине глобальные масштабы. Круглый год, и в сезон дождей, и в период засухи буддисты со всего мира приезжают в Бодхгайю, чтобы воочию увидеть «то самое дерево». И уже не важно, что в Бодхгайе они видят внука настоящего дерева Бо. Дерево стареет и уже поражено различными возрастными болезнями. Комитет храма Махабодхи и Институт исследования лесов (Дерадун, Индия) уже с тревогой констатируют, что чрезмерно разросшиеся ветви дерева могут в любой момент привести его к падению. Этими организациями разработан поэтапный план по минимизации рисков. Мониторинг состояния дерева ведется постоянно. Его ежегодные результаты публикуются в Интернет.
Священное дерево Бодхи
Шри-Ланка — не только остров чая, красивых пляжей и завораживающих душу пейзажей, но и страна, притягательная для паломников. Особенно сакральным и священным местом для многих последователей буддизма стал городок Анурадхапура (находится в списке культурного наследия Юнеско). Своей популярностью этот населённый пункт обязан легендарному дереву Бодхи.
Священное дерево Бодхи (или Бо) — дерево-долгожитель, а все ныне растущие или посаженные позже на этом острове Бодхи его отростки.
Сейчас это дерево оберегается Министерством сельского хозяйства Шри-Ланки. Для дополнительной защиты в 1966-м году вокруг него был сооружён позолоченный забор, а для склонившихся веток священного дерева оборудовали специальные подпорки. Чтобы уберечь Бодхи от стихий и животных, было решено создать ещё одно ограждение. Увы, но приблизиться вплотную к этому священному дереву у путешественников не выйдет, так как все входы охраняются. Туристы должны быть готовы и к детальному досмотру охраной. Также перед посещением паломнического объекта следует снять обувь и головные уборы.
Дерево Будды
Но почему же дерево вызывает такой трепет и почитание? Согласно легенде, именно под раскидистыми ветвями Бодхи во время медитации достиг своего просветления Гаутама Будда.
Правда, до наших дней то дерево так и не сохранилось. Считается, что в Анурадхапуру оно было завезено дочерью индийского правителя Сангамиттой. Произошло это событие очень давно — в III веке до нашей эры. А уже из семян дерева и было выращено почитаемое всеми паломниками Бодхи.
По сути, дерево Бодхи — это одна из разновидностей фикуса. Её ещё называют Священной фигой или Фикусом священным. Дерево имеет не только важное религиозное, но и аюрведическое значение — его листья и плоды содержат полезные вещества и обладают рядом лечебных свойств.
Благодаря необычному строению листьев, вызывающему движение от любого, даже малейшего дуновения ветерка, кажется, будто дерево все время трепещет. Из-за этого свойства в древние времена фикус считали обителью духов и носителем энергии.
Бодхи как символ
Дерево Бодхи — не только символ буддизма, но и ещё и сакральный символ, объединяющий в себе сферы мироздания — преисподнюю, земной мир и небо. По этой причине фикус можно увидеть практически возле любого буддистского храма. Если присмотреться внимательно, можно заметить, что купола и арки храмов повторяют очертания листьев этого растения. Своё отражение фикус нашёл не только в архитектуре буддистских религиозных сооружений, но и в исламских, индуистских и даже христианских зданиях. К слову, «близкий родственник» этого дерева, смоковница, фигурировала и в Библии при упоминании райского сада. А «потомок» священного дерева Бодхи растёт даже на территории Российской Федерации, в Бурятии.
Как добраться
Чтобы посмотреть на священное дерево, для начала нужно добраться в Анурадхапуру. Городок расположен примерно в 200 км от Коломбо.
Если вы добираетесь в город из аэропорта Бандаранайке, который находится в Коломбо, можно воспользоваться автобусом. Транспорт отправляется с автобусной станции. Будьте готовы к тому, что вам придётся ехать с пересадками. Общий путь в таком случае займёт около шести часов. Если вы прилетаете во второй половине дня, то лучше перенесите поездку на следующий день. Так вы избавите себя от риска застрять где-нибудь на полпути.
Есть и ещё один вариант — доехать до автобусной станции в городе Негомбо. Там вам нужно сесть на автобус, идущий либо до Анурадхапуры, либо до Куренегалы (там нужно будет пересесть на другой автобус). Из города Путталам можно добраться без пересадок.
Поездом: поезд отправляется с железнодорожной станции под названием «Colombo Fort» до Анурадхапуры порядка восьми раз в день. Общий путь занимает примерно пять часов.
Удобнее всего доехать до городка Анурадхапуры на такси. Если вы хотите проникнуться местным колоритом, воспользуйтесь услугами тук-тука. Тук-тук — это популярный на островном государстве вид транспортного средства, представляющий собой крытый мотороллер. Он отличается эффективностью и небольшой ценой (по сравнению со стандартным такси). Найти тук-тук можно как на стоянках у железнодорожных и автобусных станций, так и возле крупных торговых центров.
Дерево Бодхи на панораме Google
Видео про дерево Бо в Шри-Ланке
Дерево бодхи — что это такое?
Здравствуйте, дорогие друзья.
Сегодня мы поговорим об одном из важнейших символов буддизма, который имеет место быть во всех направлениях этой религии – дереве Бодхи. По преданию, именно под его раскидистыми ветвями принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой.
Если верить историческим фактам и свидетельствам, то имеется в виду вполне конкретное растение, некогда произраставшее на территории нынешнего города Бодх-Гая на северо-востоке Индии. Впрочем, расскажем обо всем по порядку.
Под каким деревом медитировал Будда
Суть практически всех направлений буддизма (в том или ином роде) – достижение просветления или состояния отрешенности и свободы от всего сущего. Будда достиг этого состояния, медитируя под деревом Бодхи, и потому символ его очень значим для буддистов. Попробуем разобраться: дерево Бодхи — что это такое, и в чем символизм этого растения?
Фикус или баньян
Не только в отдаленных регионах, но даже на родине самого Гаутамы – в Индии – многие считают, что он стал гуру, медитируя именно под баньяном. Другие же оспаривают этот факт, называя в качестве священного растения древовидный фикус. Кто же прав? Следует признать, что и те, и другие.
Дело в том, что баньян, называемый в научной литературе Ficus indica, принадлежит к роду Фикусов. Так же как и другое похожее дерево – пиппала, латинское название которого – Ficus religiosa. Именно этот вид фикуса является «тем самым» – приходится близким родственником баньяну и внешне похож на него.
Ficus religiosa
Именно эту разновидность фикуса в народе и называют древом Бодхи, которая также известна как Священная фига или Фикус священный. Это вечнозеленое растение широко распространено на территории Индостана, Индокитая, в Юго-Западной части Китае и на Шри-Ланке.
В его листьях и плодах содержатся естественные слабительные, алкалоиды и минеральные вещества, способствующие общему повышению тонуса организма, нормализации пищеварения, укреплению сердечнососудистой системы, поэтому растение имеет значение не только как религиозный символ, но и широко используется в Аюрведе.
Одна из интересных особенностей Ficus religiosa – строение его листьев. Благодаря особой форме – большой ширине и длинному черешку – они приходят в движение от малейшего дуновения.
Это создает ощущение, что все растение подрагивает, трепещет даже в безветренную погоду, поэтому с древних времен считалось, что пиппала является пристанищем духов и носителем божественной энергии.
История просветления
Согласно преданиям и дошедшим до нас древним буддийским текстам, принц Гаутама с самого рождения чувствовал в себе присутствие сверхъестественной силы и энергии, но долгое время не мог понять сути своего предназначения.
В своих скитаниях по стране однажды он достиг состояния Дхьяны, вспомнив, что в детстве уже погружался в подобный транс, а затем, изможденный, остался под фикусом и погрузился в медитацию, поклявшись, что не покинет это место, пока не прозреет и не поймет Истину.
Гаутаме потребовалось 49 дней, чтобы достичь просветления. Все это время он непрерывно медитировал, стараясь не поддаться чарам демона-искусителя Мары, который стремился нарушить сосредоточение принца.
В ночь полнолуния, когда ему исполнилось ровно 35 лет, Гаутама стал Буддой. После чего еще несколько дней пребывал в нирване, сидя под деревом, чтобы решить, стоит ли ему обучать своему учению людей, или они не достойны этого знания. Убедил его в этом один из богов – Брахма-Сахампати, который также незаметно для Гаутамы способствовал его пробуждению.
Что стало с деревом
После смерти Будды в период создания Империи Маурьев и правления царя Ашоки священное древо попытались уничтожить. По одному из преданий, император, хоть и интересовался буддизмом, усомнился в реальной его значимости, а потому приказал спалить его.
Но растение продолжало сиять в пламени жертвенного костра и так и не упало. После этого Ашока приказал омыть его молоком. На следующее утро дерево Бодхи полностью восстановило свою форму.
Правда, до наших дней «та самая» пиппала все же не дожила. Но её семена были разосланы по всем уголкам Индии и далеко за ее пределами. Так что на том же самом месте в Бодх-Гая сейчас произрастает «прапраправнук» священного фикуса.
Это дерево у западной стены местного монастыря имеет возраст более 120 лет и высоту 80 метров. Это один из главных буддийских символов, являющийся объектом ежегодного паломничества и поклонения.
Еще одно дерево Бодхи произрастает на Шри-Ланке – в городе Анурадхапура, и является прямым потомком пиппалы из Бодх-Гая, росток (а по некоторым данным – семена) которого был привезен на остров дочерью императора Ашоки.
Позже, после гибели дерева Махабодхи от старости, росток именно этой цейлонской пиппалы был перевезен на первоначальное место. Там древовидный фикус рос более 800 лет, пока не был срублен в один из периодов гонений на буддизм – во время царствования бенгальского императора Шашанги.
И опять из Анурадхапура был привезен росток, из которого выросло новое дерево Бодхи, просуществовавшее еще несколько столетий – до 1876 года, когда было повалено бурей. Некоторое время спустя был посажен новый росток «материнского растения» со Шри-Ланки, который произрастает и по сегодняшний день.
Культ дерева Бодхи
Пиппала с древних времен считалась священной на территории Индии. Возле нее строили дома и храмы. Места произрастания священного фикуса считались полными светлой божественной энергии. Именно по этой причине Гаутама и медитировал под пиппалой в поисках просветления.
Вообще дерево Бодхи – это несколько переосмысленный буддийской философией древнейший символ – Мировое древо, объединяющее в одно три сферы мироздания:
Неудивительно, что культ Бодхи так успешно «взошел» на почве буддийской философии. Сегодня Ficus religiosa имеется в каждом храме (дацане). А там, где он не может расти по климатическим причинам, его заменяют менее теплолюбивым баньяном, уже упоминавшимся выше.
Есть древо Бодхи и на территории России – в Бурятии в Иволгинском дацане. Оно было выращено из ростка, привезенного из Бодх-Гая в 1970 году.
Символизм, связанный с сюжетом о просветлении Будды, прослеживается во многих аспектах буддийской культуры. Например, монахи и миряне активно используют четки из Ficus religiosa (точнее – из его семян), а сама древесина часто применяется для изготовления различных объектов культа.
Кроме того, если взглянуть на традиционную архитектуру, то можно заметить, что арки и купола буддийских храмов имеют характерную форму, повторяющую контуры листа пиппалы. Кстати, подобные формы можно найти в исламских, христианских и индуистских религиозных сооружениях. Да и вообще саму ведийскую культуру и построенную на Ведах веру часто сравнивают именно с баньяном – за его способность давать стволы на новом месте из спускающихся с ветвей воздушных корней.
Фикус в других религиях
В том или ином виде древо Бодхи присутствует во многих религиях – индуизме, буддизме, даосизме и даже христианстве. Здесь у него другие названия, но всё тот же важный сакральный символ:
Кстати, именно фиговое дерево (из рода Фикусов), являющееся близким родственником Ficus religiosa, произрастало в райском саду, откуда были изгнаны Адам и Ева в христианской традиции. К слову в Библии это растение упоминается регулярно как Смоковница.
Хотя с одной стороны дерево Бодхи – это типичный для всех религий символ Мирового древа, в буддизме оно приобрело особое значение и статус. Можно сказать, что культ пиппалы и двух священных деревьев (в Индии и на Шри-Ланке) лежит в основе большинства буддийских течений.
Заключение
Сегодня мы с Вами узнали про священное дерево буддизма. Если статья оказалась для вас полезной, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, и будем искать истину вместе.