детство темы чем понравилось произведение
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Гарин-Михайловский «Детство Темы» Читательский дневник, краткое содержание
Гарин-Михайловский «Детство Темы» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
Название: «Детство Тёмы»
Жанр: Повесть
Тема произведения: Детство
Число страниц: 192
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
В повести рассказывается о детстве Тёмы: его проблемах, мыслях, рассуждениях, эмоциях.
Сюжет — краткое содержание:
Тёма случайно ломает папин любимый цветок. Когда родители уезжают в город, мальчик проказничает и балуется. За это отец порет его и наказывает, а мать защищает и проводит беседу. Внезапно ребенок узнаёт, что его собаку бросили в колодец, и он, рискуя жизнью, её спасает. После этого мальчик заболевает и проводит много времени в постели. После выздоровления у мальчика много привилегий от родителей, и он ими пользуется. Тёма поступает в гимназию и находит новых друзей. Лучшего друга исключают из заведения. Тёма начинает дружить с Даниловым и Касицким. Вместе у них много планов на жизнь. Тёма определяется с профессией и советуется с родителями. Герой успешно пересдаёт проваленные экзамены. Отец умирает, и детство заканчивается.
Понравившийся эпизод:
Мне очень понравился эпизод, где Тёма спас Жучку, свою собаку. Он был невероятно смел и находчив, готов пожертвовать жизнью ради друга. Я очень волновалась, что Артемий сам упадёт в колодец. Хорошо, что этого не случилось.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Детство – самая лучшая и интересная пора в жизни человека.
Чему учит эта повесть:
Повесть учит слушаться старших, сначала думать, а затем делать, быть честным, справедливым, старательным человеком.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Автор очень точно передал эмоции и переживания ребёнка. Тёма учился на своих ошибках и рос, наслаждаясь своим прекрасным детством.
Новые слова и выражения:
Мошка – мелкое двукрылое насекомое
Вожжи – ремни, верёвки для управления лошадью в упряжи Государь – правитель
Пословицы к произведению:
У ребенка заболит пальчик, у матери сердце.
Посеешь привычку — вырастишь характер.
Детство — время золотое.
Родительское слово мимо не молвится.
Гарин-Михайловский Николай повесть «Детство Тёмы»
Читательский дневник по повести «Детство Тёмы» Николая Гарина-Михайловского
Автор: Николай Гарин-Михайловский.
Название произведения: «Детство Тёмы».
Жанр произведения: повесть.
Главные герои: Тёма.
Второстепенные герои: Зина, отец-генерал Николай Семёнович, мать Аглаида Васильевна, одноклассники Иванов и Вахнов.
Характеристика главных героев:
Тёма — мальчик, который любит играть и баловаться.
На протяжении повести взрослеет и меняется.
Характеристика второстепенных героев:
Николай Карташов — отец мальчика, генерал. Строгий и суровый, но справедливый.
Аглаида Васильевна — любящая, добрая мать. Воспитывает сына честным.
Зина — сестра Тёмы. Добрая, умная, находчивая. Всегда помогала брату.
Иванов — лучший друг Тёмы. Добрый и отзывчивый.
Вахнов — одноклассник Тёмы. Верзила и хулиган. Постоянно задирает мальчика.
Краткое содержание повести «Детство Тёмы»
В тот день на Тёму несчастья сыпались одно за другим.
Он сломал папин цветок, упал в навоз, поломал лозы, порвал юбку бонны и разбил кувшин.
Поэтому отец высек сына и строго наказал.
Тёма узнал, что собачку Жучку бросили в колодец и решил спасти её.
Он спустился в колодец, вытащил Жучку и чуть не упал.
После этого Тёма долго болел.
Он дружил и часто играл с деревенскими мальчишками.
Когда мальчик поступил в гимназии и получил новый мундир, он с ребятами пошёл купаться.
Мундир мальчика украли и ему было очень стыдно.
В гимназии у него сразу всё не сложилось.
Верзила Вахнов постоянно приставал к Тёме, из-за чего учился мальчик плохо.
Он подружился с Ивановым, но того отчислили, когда он отказался доносить на Вахнова.
Тёма, напротив, выдал Вахнова и мучился угрызениями совести.
Он сдружился с Косицким и Даниловым.
Они строили лодку, чтобы сбежать в Америку.
Но затея провалилась, а Тёма получил три двойки в гимназии.
Он хотел покончить с собой, но неудачно. Зато многое понял и принялся с жаром учить уроки.
Он успешно сдал экзамены.
Вскоре отец мальчика заболел и умер.
План повести:
Основная мысль произведения «Детство Тёмы»
Главная мысль повести заключается в том, что нужно уметь признавать свои ошибки и не перекладывать вину на других.
Основная идея повести в том, что преодолевая трудности и испытания, воспитывается характер молодого человека.
Главной мыслью повести можно назвать и то, что воспитание — это сложная наука, которая требует мудрости и терпения.
Чему учит повесть
Повесть учит быть честными не только с другими, но и самим с собой.
Учит ценить дружбу и помогать близким в трудную минуту.
Учит быть добрыми, хорошо учиться и не обманывать старших.
Краткий отзыв о повести «Детство Тёмы» для читательского дневника
Прочитав эту повесть, я подумала о том, что сколько бы неприятностей ни случалось у человека в детстве, какими бы страшными они ни казались, всё равно следуют любить жизнь и ценить эти самые бесценные годы.
Герой повести часто оказывался в сложном положении.
То сам делал что-то неправильное, то становился жертвой нападок учителей и более сильных товарищей.
Но он рос и менялся и его характер.
В конце повести Тёма уже не был тем наивным мальчиком из её начала.
Он научился ответственности, умению признавать ошибки и их исправлять.
Это интересная повесть, которая показывает нам процесс взросления героя.
Автору удалось убедительно показать, что только преодолевая самого себя и трудности, человек может изменить свою жизнь.
Главное, не совершать поступков, которых сам же потом стыдился бы.
Мне нравится главный герой повести.
Это открытый, романтичный, честный мальчик.
У него случаются промахи, он иногда мало думает о последствиях своих действий, но когда понимает, что поступил плохо, всегда старается исправиться.
Он учится на ошибках, и это замечательно.
Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, что те проблемы, которые сегодня кажутся нам непреодолимыми, ужасными, завтра могут оказаться смешными.
А потому не стоит принимать поспешных, опрометчивых решений.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
– Ну, хорошо! будем играться в индейцев! – говорит Тёма.
– Нет, в индейцев опасно без мамы, ты разойдёшься.
– А я хочу в индейцев! – настаивает Тёма, и в его голосе слышится капризное раздражение.
– Ну, хорошо! – спроси у фрейлейн, ведь ты обещал, как папу и маму любишь, слушаться фрейлейн?
Зина становится так, чтобы только фрейлейн видела её лицо, а Тёма – нет.
– Фрейлейн, правда в индейцев играть не надо?
Тёма всё же таки видит, как Зина делает невозможные гримасы фрейлейн; он смеётся и кричит:
Ещё читательские дневники по произведениям Николая Гарина-Михайловского:
Библиотека произведений автора пополняется.
Детство Темы
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
С этой книгой читают
Отзывы 8
Отличное произведение рекомендую всем детям.
Отличное произведение рекомендую всем детям.
Чудесная книга… Мне, как матери тоже сына Темы как-то всё близко, знакомо. Трогательно описаны движения души и ума мальчика, его матери, чувства отца. Предельно открыто описаны мотивы поведения мальчишек.
Чудесная книга… Мне, как матери тоже сына Темы как-то всё близко, знакомо. Трогательно описаны движения души и ума мальчика, его матери, чувства отца. Предельно открыто описаны мотивы поведения мальчишек.
Очень жизненная книга, иногда грустная, но очень поучительная. Нам с сыном понравилась! В школе сын читал одну главу, которая заинтересовала, решили прочесть всю книгу и не пожалели!
Очень жизненная книга, иногда грустная, но очень поучительная. Нам с сыном понравилась! В школе сын читал одну главу, которая заинтересовала, решили прочесть всю книгу и не пожалели!
учит добру отважности и смелости что пригодится в жизни короче мне очень понравилась книга детство темы желаю всем прочитать эту книгу обещаю всем очень понравится
учит добру отважности и смелости что пригодится в жизни короче мне очень понравилась книга детство темы желаю всем прочитать эту книгу обещаю всем очень понравится
Книга просто шедевр! О стольких вещах заставляет задуматься…Большой психологический труд, написанный удивительным художественным языком
Книга просто шедевр! О стольких вещах заставляет задуматься…Большой психологический труд, написанный удивительным художественным языком
Книга странная в некоторых местах непонятно что происходит атак нормально сюжет неплохой книга на 3 можно было сделать лучше т
Книга странная в некоторых местах непонятно что происходит атак нормально сюжет неплохой книга на 3 можно было сделать лучше т
Рецензии на книгу « Детство Темы » Николай Гарин-Михайловский
«. Ведь если в пору детства нет счастья, когда ж оно будет?» (Н. Г. Гарин-Михайловский, «Агаточка»)
Повесть великолепна! Несмотря на первое спотыкание о стиль, влюбилась в автора. Теперь буду внимательно следить за появлением других его книг. Человек кипучей энергии – инженер, проектировщик, деревенский реформатор, писатель, путешественник, борец с бесхозяйственностью и казнокрадством, многодетный отец – в семье Гарина-Михайловского было 11 своих и 3 приемных детей (на минутку!). И вместе с тем, он был очень светлым, бодрым и веселым человеком, создающим вокруг себя праздник. В конце даю ссылку на статью о нем, почитайте, сама жизнь этого человека – большой подарок всем нам.
Насчет повести, соглашусь с предыдущими рецензентами, что ребенок, возможно, не вынесет из нее столько, сколько родитель, но последним всячески рекомендую ее прочитать или прослушать. Ребенку, в зависимости от возраста, лучше дать отдельные главы, или прочитать вместе, чтобы обсудить. В книге необыкновенно пронзительное, искреннее и живое описание событий и переживаний ребенка, но какое тонкое и психологичное. И какое тактичное. Из всех воспоминаний о суровом детстве, (а генерал Михайловский, отец автора, был человеком жестким, если не жестоким, были и порки, и домашний карцер), автор взял всего одно лишь событие. Наверняка были и другие истории, но он ограничился только одной и показал разницу между необъясненным наказанием и объясненным. Насколько драгоценной выглядит в этой истории проницательность и мудрость матери, которая, выслушав Тему, смогла объяснить ему, что было той самой первой слабостью, которая подтолкнула его к последующим проступкам и глупой и опасной браваде. Есть у этой женщины чему поучиться. Например, тому, как она из немногословных реплик Темы, почувствовала, что его волнует судьба умирающего учителя, как предложила выразить эту жалость в действии – вместе с ним навестить учителя дома. Ведь, по сути, она не только показала пример, что нужно делать в такой ситуации, но и своим присутствием поддержала его в этих первых робких и неуверенных шагах. А чего стоит история спасения Жучки! А столкновение с системой (в данном случае школьной)! А какая пронзительная и в то же время светлая последняя глава, примиряющая отца и сына. Ведь неслучайно отношениями с отцом книга начинается и отношениями с отцом она и заканчивается. В повести много сложных ситуаций – и предательство, и отношения с товарищами, и война, и отношение к смерти, и базовые христианские истины, растворенные в повседневной жизни. Некоторые истории сохранят свою ценность и в следующих поколениях, а некоторые мы уже воспринимаем по-другому, как нечто устарелое. Поэтому, в семейном прочтении этой повести, наверное, есть свой плюс, потому что он даст возможность эти трудные и неоднозначные моменты вместе обсудить, причем, как бы дистанцировавшись от нашего времени, хотя к нам все вполне применимо. Вообщем, книжка стоящая!
Об издании: страницы средней плотности, не просвечивают, сероватые, шрифт средний, удобный. Черно-белых иллюстраций на 218 страниц около 20 с хвостиком – маловато, хотелось бы больше. Тем более, что в «Теме и Жучке» с иллюстрациями того же Штеренберга, их значительно больше, и они, похоже, динамичнее. Возможно, издание другое. Но и эти понравились, особенно обложка.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
20.04.2020
Гарин-Михайловский Н. «Детство Темы»
Главные герои повести «Детство Темы» и их характеристика
Краткое содержание повести «Детство Темы»для читательского дневника в 6 предложений
Чему учит повесть «Детство Темы»
Повесть учит быть честным, добрым, ответственным. Учит не баловаться и слушать своих родителей. Учит хорошо учиться, думать своей головой и не идти на поводу у дурных товарищей. Учит отвечать за свои поступки, а не решать легких решений. Учит не жалеть себя, ради спасения друга.
Отзыв на повесть «Детство Темы»
Мне очень понравилась эта повесть и понравился мальчик Тема. У него было много недостатков, он был легкомысленным и недисциплинированным. Но Тема понял, что поступает плохо и стал исправляться. Он сумел взглянуть на себя самокритично и увидеть, каким он был. А значит у него появился шанс стать хорошим человеком.
Мне не понравились порядки в гимназии, в которой учился Тема. Равнодушные учителя, постоянные наказания, могли отбить страсть к учению у любого. Но такие методы сильно закаляли характер.
Пословицы к повести «Детство Темы»
Терпенье и труд дивные всходы дают.
Тяжело в учении, легко в бою.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старого человека надо слушаться. молодого учить.
Характер закаляется в труде.
Читать краткое содержание повести «Детство Темы» по главам:
Восьмилетний Тема первым увидел, что расцвел любимый папин цветок. Он уже представлял себе, как обрадуется отец, когда он скажет ему о цветке. Но неожиданно мальчик потерял равновесие и упал. Цветок оказался сломанным.
Тема потрясен несчастьем и видит словно наяву гнев отца и маленький ремешок, который тот тянет из штанов. Ничего не соображая Тема бежит, пока не находит спасение в кухне.
Узнав, что родители уезжают в город, Тема обрадовался, папа еще долго не увидит цветок. На радостях он выскакивает на улицу и чуть не попадает под экипаж. Потом он вместе с Иоськой играет в индейцев и ломает папины лозы, но делает вид, что так и надо.
Потом Тема садится на Гнедко и не удержавшись падает в кучу навоза. Он рвет юбку бонны и ругается с сестрой Зиной.
За завтраком Тема опять сцепился с Зиной и разбил судок с маслом. Он роняет пастилу и бросается сахарницей.
Потом Тема мрачно сидит у окна в ожидании родителей. Внезапно он вспоминает про Жучку, которую сегодня не видел. Мальчик спрашивает у Акима, но тот только ухмыляется. Тема ищет Жучку повсюду, но не находит. И слышит звук подъехавшего экипажа.
Наказание было неожиданно суровым. Отец велел Теме спустить штаны и жестоко высек его. Мальчик в ярости прокусил отцу палец, и тут забежала мать. Она обругала отца и сказала, что никогда больше не даст ему коснуться ее сына.
Весь день Тема просидел в детской. Вечером дети прошли в купальню. Последним сходил помыться Тема. В купальне он нашел специально для него оставленный кусок хлеба и с наслаждением его съел.
Потом он стоял перед мамой и рассказывал все, что случилось в этот неприятный день. Мама сказала, что больше не сердится, но что Тема вел себя как трус. если бы он сразу подошел к ней, после того,как сломал цветок, ничего плохого больше не случилось бы.
Няня рассказывает Теме, что Жучку бросили в колодец. Во сне Тема видит, как он пытается спасти собаку, но только сам падает в колодец.
Однако, рано утром мальчик отправляется выручать друга. Он пытается достать Жучку веревочной петлей, но собака срывается в воду. И Тема лезет в колодец. Он обвязывает собаку и спешит подняться, чтобы вытащить Жучку.
Сил не хватает и мальчика охватывает страх. Кажется, что он сейчас упадет. Но отдохнув, Тема продолжает подъем. А потом вытаскивает Жучку.
Вскоре Тема оказывается в кровати. Он бредит и все переживают за мальчика.
В десять лет Тема сдал экзамены и поступил в первый класс. Он одел новый мундир и побежал к друзьям. Его появление произвело фурор и мальчишки пошли на море.
Некий старик предложил Теме подержать мундир, и пока Тема плавал, убежал с его вещами.
Теме пришлось возвращаться домой голышом через весь город. Люди спрашивали, чей он сын, и узнав, что генерала Карташева, смеялись. Только какой-то старик помог мальчику, посадив его на возок и укутав в свитку.
Новый мундир был готов через неделю и Тема отправился учиться.
Его посадили на последней парте, рядом с верзилой Вахновым, который учился в первом классе уже третий год. Вахнов тут же уколол Тему, и когда мальчик закричал, пригрозил отдубасить под шинелями. Тему выгнали из класса.
В коридоре его увидел директор и обозвал негодяем, а потом выгнал из гимназии.
Отцу с матерью пришлось ехать и объясняться с директором. Тот оказался большой сволочью и ничего не хотел слышать. Теме пришлось каждый день на лишний час оставаться после уроков в наказание.
Зина будит Тему, но тот не торопится. Он старательно делает все назло, и опаздывает в гимназию. Там он умоляет учителей не записывать опоздание, получает толчок от Вахнова и неудачно склоняет слова. На уроке грамматики Вахнов толкает его на пол и Тема поднимается весь красный. Он пытается пнуть Вахнова и получает единицу за поведение.
Учителя немецкого проказы Вахнова довели до болей в сердце. Только учитель естественной истории Томылин снисходительно относился к Теме и прости невыученный урок.
Тема сошелся со своим новым соседом по парте Ивановым, и даже стал косить, как он. Иванов знал много страшных историй и советовал Теме, какие почитать книги. Постепенно Тема привязался к Иванову, который был круглым сиротой и жил у богатых родственников.
Учитель немецкого умер, а вместо него появился новый. Он невзлюбил Вахнова и тот подложил учителю иголку. Поднялся страшный скандал. Тему вызвали к директору, и мальчик испугался. Он выдал Вахнова и того исключили, как и Иванова, который не стал выдавать товарища.
Теме было мучительно стыдно и дома он скрыл свой поступок. И только мать, что-то почувствовав, вынудила сына рассказать ей правду. Засыпал Тема в мучительной тоске.
Тема обманывал родителей так долго, как мог, но в конце концов был вынужден сказать, что срезался по трем предметам. Мать назвала Тему негодяем, а отец болваном.
Тема решил отравиться из мести, и набрав спичечных головок, высыпал их в стакан с водой. Но горничная заметила это и позвала родителей. Отец заставил Тему пить молоко, а мать решила позвать доктора.
Тема чувствовал раскаяние, обещал быть хорошим, и пил молоко. Доктор дал мальчику микстуру и сказал, что ничего страшного не будет. А Тема с жаром принялся учить уроки.
Зина помогала Теме, и на экзаменах Тема отвечал без малейшей запинки.
Дома известие о том, что сына перевели в третий класс, приняли с восторгом. А Тема вспоминал себя неделю назад, и не мог поверить, что это был он.
Вскоре отец Темы стал слабеть. Он часто рассказывал случаи из своего военного прошлого и требовал от Темы, чтобы тот никогда не ходил против царя. Вскоре отец так ослабел, что не мог подняться с кровати. Началась агония и отец умер.