директор по связям с общественностью чем занимается

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Должностная инструкция директора по связям с общественностью

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

Должностная инструкция директора по связям с общественностью

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Директор по связям с общественностью относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя]

1.2. На должность директора по связям с общественностью принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Связи с общественностью» и стаж работы на руководящих должностях не менее [значение] лет или высшее профессиональное образование и дополнительную подготовку в области связей с общественностью и стаж работы на руководящих должностях не менее [значение] лет.

1.3. Директор по связям с общественностью назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Директор по связям с общественностью должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты, относящиеся к вопросам регулирования сферы связей с общественностью;

— законодательство о средствах массовой информации и рекламе;

— международные и российские кодексы профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью;

— международные стандарты качества в области связей с общественностью;

— цели, стратегию развития и бизнес-план организации;

— профиль, специализацию, технологию производства и особенности структуры организации;

— перспективы и направления развития информационных технологий и средств массовой коммуникации;

— методы анализа, планирования и прогнозирования информационных процессов и сферы массовых коммуникаций;

— методы оценки эффективности и стимулирования деятельности в области связей с общественностью;

— передовые технологии, отечественный и зарубежный опыт в области связей с общественностью;

— принципы планирования, методы организации и проведения PR-кампаний;

— структуру и функции средств массовой информации;

— методику работы со средствами массовой информации;

— основы риторики и технику публичных выступлений;

— этику делового общения и правила ведения деловой переписки;

— основы политологии, социологии, психологии, маркетинга и менеджмента;

— основные принципы работы с конкурентной средой;

— порядок организации и подготовки пресс-релизов, информационных сообщений, проведения брифингов, пресс-конференций, форумов;

— компьютерные технологии и программное обеспечение по автоматизированной обработке информации (текстов, базы данных и т. д.);

— иностранный язык [указать какой язык и уровень владения им];

— основы законодательства о труде;

— правила по охране труда.

1.5. К основным функциям директора по связям с общественностью относятся:

— изучение общественного мнения, планов, программ и концепций внешней и внутренней политики предприятия в области связей с общественностью;

— разработка общей концепции внешней и внутренней политики организации в области связей с общественностью;

— обеспечение своевременного устранения недостатков деятельности организации, оказывающих негативное влияние на репутацию организации;

— разработка долгосрочных программ по продвижению новых видов продукции организации, информационному сопровождению новых направлений деятельности и контроль их исполнения;

— организация здоровых и безопасных условий труда для подчиненного персонала.

2. Должностные обязанности

Директор по связям с общественностью:

2.1. Осуществляет руководство формированием, реализацией и развитием политики организации в области связей с общественностью.

2.2. Определяет основные направления деятельности организации в области связей с общественностью.

2.3. Утверждает концепцию внешней и внутренней политики организации в области связей с общественностью.

2.4. Участвует в подготовке комплексных программ, составлении перспективных и текущих планов деятельности организации.

2.5. Выполняет представительские функции при взаимодействии со средствами массовой информации, общественными и коммерческими организациями, а также физическими лицами.

2.6. Комментирует и разъясняет действия и аспекты деятельности организации.

2.7. Принимает решение о проведении комплексных исследований общественного мнения с целью корректировки существующих планов, программ и концепции внешней и внутренней политики организации в области связей с общественностью.

2.8. Вносит предложения по повышению эффективности деятельности организации на основе результатов изучения общественного мнения.

2.9. Осуществляет контроль эффективности деятельности организации в области связей с общественностью.

2.10. Обеспечивает своевременное устранение недостатков в деятельности организации, оказывающих негативное влияние на репутацию организации.

2.11. Обеспечивает оперативное информирование вышестоящего руководства, а также руководителей структурных подразделений организации по всем вопросам, связанным с деятельностью организации в сфере связей с общественностью, информационно-рекламной политикой, долгосрочными программами по продвижению новых видов продукции организации, информационному сопровождению новых направлений деятельности.

2.12. Осуществляет контроль за соблюдением норм российского законодательства и международных принципов профессионального поведения в области связей с общественностью в деятельности организации.

2.13. Обеспечивает постоянное совершенствование деятельности организации на основе внедрения передовых технологий в области связей с общественностью.

2.14. Руководит и координирует работу структурных подразделений организации, обеспечивающих реализацию политики организации в области рекламы и связей с общественностью.

2.15. Осуществляет анализ стратегий конкурентов с выявлением их сильных и слабых сторон.

2.16. Руководит работой подчиненных сотрудников.

2.17. [другие должностные обязанности].

3. Права

Директор по связям с общественностью имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам, и т. д.

3.3. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.4. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.

3.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Контролировать работу подчиненных сотрудников, отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий.

3.9. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.10. [иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Директор по связям с общественностью несет ответственность:

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Источник

Связи с общественностью (PR)

Включить медиаактивность. Когда компании может понадобиться PR-специалист

директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть фото директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть картинку директор по связям с общественностью чем занимается. Картинка про директор по связям с общественностью чем занимается. Фото директор по связям с общественностью чем занимается

Обойтись без PR-отдела или хотя бы одного специалиста по связям с общественностью сейчас могут лишь совсем мелкие компании, занимающиеся одним видом деятельности, имеющие очень маленький штат сотрудников и не собирающиеся расширяться.

Да и в этом случае кому-то из специалистов компании придется принять на себя функции PR-менеджера, потому что осуществлять взаимодействие с внешним миром для того, чтобы о компании узнавало все больше и больше людей, необходимо. Многие руководители предпочитают общаться с журналистами напрямую, а о последних новостях своей компании сообщать через корпоративный (или даже свой персональный) «Твиттер».

Управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко в колонке для «Секрета фирмы» вообще утверждает : «Основной рупор компании — владелец и гендиректор. Все. Никакие пишущие девочки и пресс-служба не нужны». Замечательно, когда директор берет на себя часть забот об обеспечении PR-активности компании, однако в большинстве случаев этого недостаточно.

Главная задача отдела по связям с общественностью в том, чтобы вовремя заметить негатив о компании в медийном пространстве и погасить отрицательную информационную волну.

Функции специалистов по связям с общественностью

PR-специалисты осуществляют взаимодействие со СМИ, организуют различные профильные мероприятия, а в последнее время еще и поддерживают медиаприсутствие компании в социальных сетях. Задача специалиста по связям с общественностью заключается в том, чтобы подобрать оптимальные каналы связи с целевой аудиторией компании. А поскольку обычно она делится на сегменты, необходимо задействовать различные PR-инструменты. Некоторые бизнесмены считают, что все знают сами, нанимают студента-филолога на небольшую ставку, который им помогает при нехватке времени. Однако хороший PR-специалист нужен для того, чтобы сориентировать руководство компании, в каком направлении следует двигаться, стоит ли описывать очередное «великое» достижение производителя в пресс-релизе и реально ли попасть в прайм-тайм федерального канала с комментарием спикера.

PR отдел

Если бизнес только запускается, работа над техническими деталями еще не завершена и продолжается поиск партнеров, вероятно, с агрессивным PR лучше повременить. Очень часто случаются ситуации, когда едва оформившийся стартап в срочном порядке ищет PR-директора. При этом описание функций нового члена команды не определено и специалист по связям с общественностью просто высасывает из пальца информационные поводы, пишет пространные новости и ведет никому не нужный «Твиттер», состоящий в основном из ретвитов более опытных коллег, а иногда и конкурентов, потому что о себе сообщить пока нечего.

Заводить PR-отдел, «чтобы было», конечно, не нужно, это потерянные деньги и время. Выдумывание сомнительных активностей целым штатом специалистов ни к чему хорошему не приведет. На первых порах лучше вложить деньги в рекламу и участие в профильных семинарах и конференциях. Там можно познакомиться с журналистами, участвовать в обсуждениях и презентовать себя и компанию со всех сторон. Если размеры компании скромны, можно поискать копирайтера на фрилансе, поскольку зарплата хорошего специалиста по связям с общественностью может быть довольно высока и держать в штате такого сотрудника может быть невыгодно.

PR и реклама

Некоторые руководители считают, что «PR — это бесплатная реклама». Это действительно так. Но не стоит рассчитывать на шквал публикаций после одного мероприятия или ждать очереди клиентов после одной публикации. PR повышает узнаваемость компании, привлекает партнеров и потенциальных инвесторов. Но самая главная задача отдела по связям с общественностью в том, чтобы вовремя заметить негативные сообщения о компании в медийном пространстве, ответить на них и погасить отрицательную информационную волну, чтобы репутация компании всегда оставалась безупречной.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Специалист по связям с общественностью: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2021 году. Обзор профессии.

Кто такой специалист по связям с общественностью?

Специалист по связям с общественностью (PR-менеджер, пиар-менеджер, пиарщик) — это человек, который отвечают за разработку и реализацию PR- и медиастратегии организации, создание ее репутации и обеспечение эффективного освещения в СМИ. В качестве PR-менеджера вы будете составлять и контролировать создание медиа-релизов и контента в социальных сетях, налаживать отношения с журналистами и лидерами мнений, а также управлять реакциями на “кризисные” ситуации. PR-менеджеры работают во всех отраслях – от финансов до моды, от образования до благотворительных организаций.

Что делают специалисты по связям с общественностью и чем занимаются?

Обязанности на примере одной из вакансий:

Что должен знать и уметь специалист по связям с общественностью?

Требования к специалистам по связям с общественностью:

Востребованность и зарплаты специалистов по связям с общественностью

На сайте поиска работы в данный момент открыто 2 281 вакансий, с каждым месяцем спрос на специалистов по связям с общественностью растет.

Количество вакансий с указанной зарплатой специалиста по связям с общественностью по всей России:

Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:

Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:

Как стать специалистом по связям с общественностью и где учиться?

Варианты обучения для специалиста по связям с общественностью с нуля:

Ниже сделали обзор 15+ лучших онлайн-курсов.

15+ лучших курсов для обучения специалиста по связям с общественностью: подробный обзор

1 место. Курс «Профессия PR-менеджер» — Skillbox

директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть фото директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть картинку директор по связям с общественностью чем занимается. Картинка про директор по связям с общественностью чем занимается. Фото директор по связям с общественностью чем занимается

Кому подойдёт этот курс:

Чему вы научитесь:

Содержание курса:

Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.
49 тематических модулей, 244 онлайн-урока

Специализация

Курсы в подарок

Дипломные проекты

Диплом Skillbox
Подтвердит, что вы прошли курс, и станет дополнительным аргументом при устройстве на работу.

2 место. Курс «PR в digital» — Нетология

директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть фото директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть картинку директор по связям с общественностью чем занимается. Картинка про директор по связям с общественностью чем занимается. Фото директор по связям с общественностью чем занимается

Кому подойдёт курс:

Чему научитесь:

Программа курса

При успешной защите итогового проекта вы получите удостоверение о повышении квалификации, которое сможете добавить к резюме.

3 место.Курс «PR-менеджер от PRT» — Skillbox

директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть фото директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть картинку директор по связям с общественностью чем занимается. Картинка про директор по связям с общественностью чем занимается. Фото директор по связям с общественностью чем занимается

Кому подойдёт этот курс:

Чему вы научитесь:

Содержание курса

Вас ждут онлайн-лекции и практические задания. Студент выбирает свой или уже существующий бренд, затем анализирует его коммуникацию на занятиях.
12 тематических модулей, 68 онлайн-уроков

Диплом Skillbox
Подтвердит, что вы прошли курс, и станет дополнительным аргументом при устройстве на работу.

Курс «PR BASIS» — SKVOT

директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть фото директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть картинку директор по связям с общественностью чем занимается. Картинка про директор по связям с общественностью чем занимается. Фото директор по связям с общественностью чем занимается

Научимся чувствовать свой бренд и аудиторию, определять позиционирование и выстраивать живые коммуникации.
На примере кейсов поймем, как реагировать на критику и как обернуть негатив в свою пользу. Поднимем тему ивентов и научимся делать промо так, чтобы солд-аут стал нормой.
Результатом курса станет готовый PR-план твоего проекта.
Курс будет полезен авторам брендов и стартапов, маркетологам и ивентщикам.

Программа:

После курса:

Курс «Эффективные PR-коммуникации: стратегия, продвижение, репутация» — РАНХиГС

директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть фото директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть картинку директор по связям с общественностью чем занимается. Картинка про директор по связям с общественностью чем занимается. Фото директор по связям с общественностью чем занимается

Цель программы: получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере маркетинга и PR.
Программа охватывает стратегически важные направления развития PR-коммуникаций для практикующих и потенциальных руководителей PR-служб, обучение по которой позволит получить базовые теоретические знания по курсу, изучить актуальный опыт и освоить технологии управления коммуникациями, необходимые для профессиональной деятельности PR-директора.

Содержание программы:

Выдаваемый документ: диплом о профессиональной переподготовке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации с правом ведения нового вида профессиональной деятельности.

Курс «Организация PR-деятельности компании» — Русская Школа Управления

директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть фото директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть картинку директор по связям с общественностью чем занимается. Картинка про директор по связям с общественностью чем занимается. Фото директор по связям с общественностью чем занимается

На курсе вы разберетесь в видах и особенностях социальных медиа, научитесь проводить рекламные кампании, использовать инструменты интернет-маркетинга для продвижения бизнеса, узнаете об эффективных каналах контент-маркетинга и научитесь рассчитывать бюджеты. Преподаватели-практики расскажут о принципах формирования информационной стратегии компании, роли, месте и оценке эффективности PR-деятельности и рекламных мероприятий, объяснят, как выстроить онлайн- и офлайн-работу со СМИ.

Что входит:

Программа:

Курс «PR-менеджер» — irs.academy

директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть фото директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть картинку директор по связям с общественностью чем занимается. Картинка про директор по связям с общественностью чем занимается. Фото директор по связям с общественностью чем занимается

После окончания курса вы сможете:

Программа курса:

Урок № 1 – Введение в профессию
На первом занятии, мы узнаем, кто такой PR-менеджер, чем он занимается и его ключевые обязанности. Какие цели и задачи он преследует в своей работе, с чего начать успешную PR-компанию, какие бывают виды PR, разберемся, чем он отличается от рекламы.

Урок № 2 – Образ компании
На втором уроке, мы научимся формировать образ успешной компании, каким он должен быть в интернете, как позиционировать себя в социальных сетях, что такое репутация компании и как ее сохранить? Разбор на примерах.

Урок № 3 – KPI-менеджера
На третьем уроке, вы узнаете, как отслеживать и оценивать эффективность рекламной компании, какие метрики использовать, как формировать и распределять рекламный бюджет, инструменты, применяемые в работе, аналитика и инструменты.

Урок № 4 – СМИ
Вы узнаете, как взаимодействовать со СМИ, в каких из них публиковаться, как найти контакт с ними, какие инфоповоды стоит развивать, полезен ли черный пиар и стоит ли прибегать к нему. Учимся писать пресс-релиз, анонс мероприятий, работать с журналистами.

Урок № 5 – Социальные сети
На пятом уроке, мы разберемся в принципах позиционирования компании в социальных сетях, как выбрать основную социальную сеть, поговорим о том, что такое кросс-постинг, каким должен быть контент в SMM, аналитика и общение с подписчиками.

Урок № 6 – Лидеры мнений
Работа с блогерами является необходимой и очень важной для развития бизнеса. Как выбрать блогера, который поможет вам привлечь клиентов? Подходит ли вам его целевая аудитория? Основные тенденции в выборе лидера мнений. Брифинг.

Урок № 7 – Контент и текст
На седьмом занятии, мы научимся писать эффективный продающий текст, который будет решать задачи вашего бизнеса. Где искать идеи для контента? Как делать качественно и на разные темы. Виды и формы контента, что больше всего любят люди и что подойдет вашей компании.

Урок № 8 – Мероприятия
На восьмом уроке, мы поговорим о проведении мероприятий. Как разработать формат мероприятия, организация вечеринок, презентации и бизнес-завтраков, как организовать выступление спикера, как искать спонсоров и партнеров.

Урок № 9 – Работа с негативом
Вы узнаете, как поддерживать репутацию в сети, как работать с негативом и отвечать на отзывы, какие события влияют на отношение к вашему бренду. Исследуем природу кризисов и какими они бывают, этапы, восстановление репутации.

Урок № 10 – Стратегия
На десятом уроке, мы выясним, нужен ли креатив, как он работает, разберем на популярных примерах других компаний. Где он уместен и как не перейти черту, не задеть чувства людей. Разберемся, что такое позиционирование, инсайт, как работать в команде и искать заказчиков.

Вы получаете:

Курс «PR-Директор» — Eworld

директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть фото директор по связям с общественностью чем занимается. Смотреть картинку директор по связям с общественностью чем занимается. Картинка про директор по связям с общественностью чем занимается. Фото директор по связям с общественностью чем занимается

Цели и задачи курса:

Модули программы:

Источник

PR-директор: от функции к должности

В последнее время все чаще раздаются голоса в пользу делегирования функции «связи с общественностью» самостоятельной структурной единице, которая находилась бы в прямом подчинении у генерального директора. Означает ли это, что в своей эволюции российский PR достиг нового этапа?

Говорить о самостоятельности и стратегическом значении PR в современной экономической ситуации особенно увлекательно. Одни компании уже научились критически относиться к опыту своих «глобальных» конкурентов, другие «доедают» советские активы, а среднее арифметическое, выведенное из этих двух крайностей, ничего не значит. Как создатель и руководитель российского PR-агентства я хорошо представляю себе логику развития бизнеса и могу, с одной стороны, моделировать «идеальное» место PR в управлении. С другой, благодаря сотрудничеству со службами, выполняющими функции связей с общественностью в компаниях различных бизнес-типов, я могу отслеживать практические трансформации этой модели.

От PR до пиарщика

Итак, в идеале (к этому выводу пришло большинство крупнейших международных и российских корпораций) специалист по связям с общественностью должен участвовать в стратегическом планировании развития компании наравне с директорами по развитию бизнеса, финансам, маркетингу, HR и т. д. В действительности же специалист по PR в большинстве компаний — это прежде всего тактик. Чаще всего он реализует более или менее внятно выработанную (а нередко лишь интуитивно предлагаемую) кем-то наверху стратегию, транслирует официальную позицию компании, сопровождает маркетинговые акции. Такой пиарщик подчиняется чаще всего директору по маркетингу или даже совмещает обязанности PR-менеджера с функциями специалиста по маркетингу или рекламе.

Однако пропасть между идеальным и реальным положением дел лишь кажется огромной. Не выделяя связи с общественностью в отдельную структуру, функции этого гипотетического подразделения берет на себя… топ-менеджмент. Насколько это эффективно — отдельный вопрос. Здесь же для нас важно понимать, что разделение обязанностей почти всегда происходит постепенно, по мере роста компании. Это неизбежный процесс. На мой взгляд, создание PR-департамента — вопрос формализации и закрепления в оргструктуре уже существующего положения дел. Связи с общественностью — естественная составляющая жизнедеятельности компании, а закрепление этой функции за специальным департаментом становится закономерным на определенном этапе развития как самого бизнеса, так и внешнего информационного пространства — на уровне отрасли и страны в целом.

Не будет преувеличением сказать, что PR как функция возникает практически одновременно с появлением компании. Это можно увидеть на примере самой общей схемы создания любого бизнеса. «Связи с общественностью» — абсолютно прозрачный термин, особенно если применить его к первым попыткам бизнесмена контактировать с окружающими уже не от себя лично, а от имени своей компании или в связи с ней. Интуитивно или осознанно — не имеет значения — он выберет такую коммуникативную стратегию (пока именно коммуникативную, поскольку можно предположить, что это будут в большей степени личные контакты), которая покажется ему наиболее эффективной.

Уже на этом этапе он увидит разницу в тактике общения с представителями крупнейших групп своей аудитории, закладывая основы government relations (пока это, возможно, будут лишь налоговики), internal public relations, human resources (даже если наемных рабочих пока не больше десятка), investor relations (собрать стартовый капитал, скорее всего, было непросто, и соучредители наверняка хотят гарантий) и т. д. И от того, насколько успешным «пиарщиком» окажется бизнесмен, во многом зависит дальнейшее развитие бизнеса в целом.

Впоследствии накопленный опыт будет суммирован, оформлен в виде рекомендаций, а функция «находить общий язык с внешними и внутренними аудиториями и добиваться их лояльности» передана помощнику. Хотя под словом «культура» обычно понимается некая высокоразвитая система, я считаю, что уже на уровне первых контактов владельца или организатора бизнеса с различными группами формируется коммуникационная культура этой компании. И это происходит задолго до того, как возникает хотя бы мысль о необходимости создания PR-службы, которая взяла бы на себя эти обязанности.

За всем этим несложно узнать первую попытку разработки миссии компании. То, что в развитых компаниях поручается специалистам по PR, в самом начале делает сам бизнесмен. Именно на примере миссии мы можем видеть максимальное сближение управления и PR. С одной стороны, она призвана фиксировать определенный этап стратегического планирования. Но другая ее цель — продемонстрировать различным аудиториям общественную значимость компании. Очевидно, что квалификация специалиста пресс-службы или помощника директора по маркетингу не предполагает решения подобного рода задач.

Таким образом, глубинный смысл миссии организации и прочих стратегических документов, фиксирующих те или иные аспекты корпоративной культуры, опирается на логику создания и развития компании. Под этим же углом зрения отчетливо видно стратегическое назначение связей с общественностью, присутствие этой функции в деятельности компании любого происхождения, типа бизнес-стратегии или размера.

От функции к подразделению

Остается понять, до какой степени компании требуется формализовать функцию связей с общественностью в своей оргструктуре. Очевидно, что PR должен соответствовать уровню развития компании, ее размеру и даже рынку, на котором она работает. Возможно, для небольшого частного предприятия было бы достаточно, если бы его руководитель получил самое общее представление

о корпоративных коммуникациях и мог использовать этот инструмент более осознанно и эффективно. Однако я предлагаю рассмотреть ситуацию, наиболее актуальную сегодня в России практически во всех отраслях экономики, когда отечественная компания вынуждена конкурировать с иностранным гигантом, в том числе на уровне коммуникационной и корпоративной культуры. В этом случае придется признать: планку задает конкурент, находящийся в заведомо более выигрышной позиции. Его стандарты управления и корпоративных коммуникаций были выработаны в других экономических и политических условиях, а также в более широких временных рамках, они уже подтвердили свою успешность на других рынках.

Более того, вполне возможно, именно эта корпорация входит в число тех образцов успешности, с опыта которых срисованы всевозможные ИСО 9000 и аналогичные им российские ГОСТы управления качеством. Отечественная компания вынуждена принять не только этикет взаимодействия с внешними аудиториями, но еще и соответствовать международным стандартам на организационном уровне. Именно инструментами PR предприятие должно продемонстрировать уровень своей корпоративной культуры, и ожидается, что он будет сопоставим с уровнем западных транснациональных гигантов, работающих в России.

В такой ситуации привлечение PR к участию в управлении, стратегическом планировании — это вопрос выживания компании, удержания ее позиций на рынке. Онако должно ли это стимулировать россиян к тому, чтобы уже сейчас нанять специалиста, уровень которого соответствует поставленным задачам? Это возможно только при условии, что структура компании готова к появлению такой единицы.

О российском гиганте замолвите слово

Довольно интересный опыт с точки зрения развития направления PR в соответствии с требованиями конкурентоспособности демонстрирует газпромовская «дочка» «Газпромгеофизика». Она была основана на базе советской министерской структуры, далекой от рыночных реалий. Это вполне распространенный в России случай, когда укомплектованные производственные базы, кадры и даже заказчики у компании появились раньше, чем бизнес-идея. В то же время ситуация в отрасли не оставляла времени на промедление. Компания, с одной стороны, вынуждена конкурировать с крупнейшими международными сервисными гигантами, а с другой — находится под строжайшим контролем государства и головной компании — ОАО «Газпром». В 2002 г. в компании были начаты реформы на всех уровнях, и сегодня она экономически эффективна; полностью пересмотрена оргструктура; ведется подготовка к сертификации по системе ИСО 9000. В 2006 г. «Газпромгеофизика» приступила к формированию имиджа публичной компании.

Это стало возможно в результате целого ряда внутренних преобразований, которые позволили оценить стоимость нематериальных активов, увидеть, каким образом репутация и лояльность способны повлиять на капитализацию предприятия. Сейчас реализуется несколько проектов, направленных на взаимодействие компании как с внешними, так и с внутренними аудиториями. Однако стоит отметить, что внешняя PR-структура контактирует напрямую с топ-менеджерами и даже генеральным директором компании, разрабатывает и предлагает решения, ориентируясь на общую стратегию развития, пока функции PR-управленца распределены между несколькими топ-менеджерами. Однако можно прогнозировать, что уже в ближайшее время в компании появится как минимум личный консультант генерального директора по вопросам PR.

Аналогичный путь был пройден подразделением АФК «Система» — «Система-Телеком». На сегодняшний день здесь сформирована PR-служба, которая централизованно управляет связями с общественностью всех компаний, входящих в группу. Лишь после такой централизации корпоративных коммуникаций стало возможно недавнее внедрение единого для компаний «СистемыТелеком» бренда.

С небес на землю: PR должен приносить деньги!

Очевидно, что оформление какого-то направления деятельности, особой функции в самостоятельное подразделение, бизнес-процесс происходит тогда, когда осознаются способности конкретного актива влиять на капитализацию компании. Подобный прорыв произошел сравнительно недавно с human resources, и сегодня HR-директор — одна из самых высокооплачиваемых должностей на рынке труда.

Хотя связи с общественностью — постоянная составляющая деятельности компании, сопровождающая ее развитие начиная с первых шагов, PR выводится в отдельную функцию и закрепляется за самостоятельной структурной единицей одним из последних. По мере роста компании связи с общественностью сначала не осознаются как естественная, уже присутствующая функция, а затем не выводятся на передний край в силу неочевидности их участия в повышении прибыли. Тот же рекламный отдел, который вроде бы должен следовать выработанным пиарщиками рекомендациям, дает более ощутимый и быстрый эффект, «отрабатывает» затраты, а потому нередко наделяется чрезмерными полномочиями.

Методики измерения стоимости имиджа, лояльности целевых групп, доверия клиентов и потребителей уже существуют и активно осваиваются российскими компаниями. Как только затраты на нематериальные активы станут экономически оправданными, а их влияние на капитализацию предприятия очевидным, специалист по PR займет свое место среди топ-менеджеров. Потому что главная цель любого бизнеса — и я хотел бы напомнить об этом в первую очередь специалистам по PR — это получение прибыли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *