дитя сиона что значит
«Дочь Сиона – как шатер в винограднике»
Книга пророка Исаии. Беседа 7-я
Вместе с пророком Исаией мы продолжаем оплакивать духовное состояние иудейского общества перед вавилонским пленом.
В разговоре о будущем Исаия использует время «прошедшее пророческое», характерное для пророческих речей. Для Исаии грядущее разрушение Иерусалима настолько очевидно, как и события прошлого.
«Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город» (Ис. 1: 7–8).
Пророк рисует печальную картину разоренной неприятелем страны. Опустошенные земли, разграбленные запасы продовольствия, сожженные города – вот то, что ожидает непокорную Богу Иудею.
Святитель Василий Великий, используя аллегорическое толкование, считает возможным применять эти стихи к человеку, находящемуся в грехе. Пустая земля – душа, не имеющая в себе любви к Богу и Его заповедям. Сожженные города – это суетные дела человека, которые сгорят в день Страшного суда. Съедение плодов поля чужими – расхищение нечистыми помыслами всего того, что приобретено прежними духовными трудами.
Такого рода параллелизм мы часто будем встречать далее у наших толкователей: иудейское общество воспринимается как один человек, а духовные болезни Израиля – как недуги человеческой души. Смыслы Священного Писания вечны и работают как в отношении целого общества, так и отдельного человека.
Дочь Сиона – как шатер в винограднике
«Дщерь Сиона» – персонифицированный образ Иерусалима. «Дочерью Сиона пророк называет Иерусалим, потому что он лежит при этой горе», – замечает Златоуст. Можно сказать, что Сион в данном случае символизирует весь народ Иудеи.
«Для охранения плодов в виноградниках ставятся кущи. Посему, когда виноградник изобилен свойственными ему плодами, о куще заботятся и прилагают всякое попечение, чтобы сторож смотрел из нее, не обирают ли винограда проходящие мимо; когда же виноградник бесплоден, то необходимо небрегут об охранении винограда. Посему Бог угрожает израильскому народу оставлением за то, что не приносит надлежащих плодов», – пишет святитель Василий Великий.
В антропологическом же смысле виноградник «есть душа, от которой требуется плодоношение» (святитель Василий Великий). И нам нужно бояться стать бесплодными, чтобы не остаться без Божиего охранения. Наш страж – Святой Дух. Когда душа приносит духовные плоды, Дух пребывает с ней и охраняет ее. Когда душа грешит, Дух оставляет ее, и она попирается нечистыми мыслями и желаниями.
Интересный вариант такого же толкования предлагает блаженный Иероним Стридонский: «В иносказательном смысле виноградником Божиим и плодовым садом может быть названа душа наша, которою, если будет управлять ум, то есть νοῦς, то она имеет стражем ума Бога. Если же будут опустошать нас пороки, как некие зверьки, то мы оставляемся стражем – Богом, и все наше придет в запустение».
Господь Саваоф
Пророк продолжает свою печальную речь:
«Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис. 1: 9).
«Господь Саваоф». Это имя Божие впервые встречается в 1 Цар. 1: 3. Саваоф – слово еврейское (zebaoth – множ. число от слова zoba), которое может значить:
б) небесное (ангельское) воинство или небесные светила (с прибавлением haschamaim – «небес»).
«Поэтому одни толкователи в словосочетании “Господь Саваоф” видят указание на Господа как на национального еврейского бога войны. Другие под “воинствами” разумеют совокупность творений Божиих как проявление Божественной силы, и выражение “Сущий – воинство” считают синонимом выражению “Вседержитель”. Второе толкование более отвечает общему понятию о Боге, какое дает в настоящей главе пророк Исаия: Бог является здесь, в 9-м стихе, как Промыслитель Израиля, оставляющий некоторый остаток от него, а не как “бог войны”. Поэтому лучше толковать словосочетание “Сущий – воинство” в смысле Вседержителя, имеющего в Своем распоряжении все существа вселенной, даже и ангельские воинства, и направляющего эти “воинства” на служение Своим высоким целям» ( Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах).
В Писании это имя Божие открывалось Израилю, когда народ оказывался в стесненных обстоятельствах. Оно не встречается в Пятикнижии и исторических книгах, лишь изредка упоминается в псалмах. При этом Иеремия, пророчествуя о наказании Божием, употребляет это имя около 80 раз; Захария в 14 главах призывает имя «Господа сил» более 50 раз.
Священный остаток
«Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка…» (Ис. 1: 9).
О каком «остатке» идет речь?
В буквальном смысле это немногочисленные жители Иерусалима и другие иудеи, спасшиеся от нашествия врагов. Но кроме того пророк имел здесь в виду и тот остаток святого семени, ради которого Господь щадил преступный еврейский народ: небольшое общество благочестивых людей, группировавшихся вокруг пророка Исаии.
Господь, храня верность Своим обещаниям, продолжает осуществлять замысел об искуплении всего человечества. Учение Исаии об остатке Израиля, призыв стать частью этого остатка и надежда, которая дается остатку, красной нитью проходят через всю книгу.
Иудеи, несмотря на их вину, будут пощажены Господом Саваофом ради «остатка святого семени». Столетия спустя aпостол Павел сошлется на это место: «А Исаия провозглашает об Израиле: “хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле”. И, как предсказал Исаия: “если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре”» (Рим. 9: 27–29).
Если бы не праведники «остатка», иудеи уподобились бы Содому и Гоморре (которые, как известно, настолько прогневили Господа, что Он полностью уничтожил их).
Можно сказать, что и сегодня Бог терпит нас ради молитвы праведников. Хотя мы порой достойны, по грехам нашим, полного уничтожения. На молитве святых держится весь мир.
И сегодня Бог терпит нас ради молитв праведников
Дальнейшие слова пророка адресованы высшему обществу Иерусалима, аристократии. Эти слова должны были привести их в шок. Они звучали, как звонкая пощечина. Но об этом – в следующей статье.
Дитя сиона что значит
Приходится констатировать, что не все видят отличия между различными названиями представителей еврейской нации. А они существуют, не являясь при этом синонимами. Для того чтобы правильно называть их в каждой конкретной ситуации, мы предлагаем разобраться в нюансах значений этих названий.
Еврей
Это представитель народа семитского происхождения, который восходит к людям, населявшим Израильское и Иудейское царства. Они проживают во многих странах планеты. Однако в 1948 году в мире появилось собственно еврейское Государство Израиль (Мединат Исраэль). В стране государственный язык – иврит, который был возрожден как разговорный в XIX столетии. Еще одним специфическим языком считается идиш, на котором также общается множество евреев Европы и США. По большому счету, еврей – это национальность человека, рожденного от еврейки или принявшего иудаизм в установленном порядке.
Иудей
Если рассматривать данное понятие с исторической точки зрения, то оно обозначает жителя Иудеи. В Библии эта обширная историческая область в Земле Израиля, простиравшаяся от Мертвого до Средиземного морей, впервые упоминается как Земля Йехуды – самого многочисленного колена Израилева.
Сейчас иудеем называют человека, который исповедует иудейскую религию, основанную на национально-этическом мировоззрении, зародившемся во II тысячелетии до н.э. у еврейского народа, а также строго соблюдает законы Торы. Так что понятие иудей, по большому счету, отражает религиозную принадлежность лица, в том числе и того, кто обратился в иудаизм.
Так что не всех этнических евреев можно назвать иудеями.
Дети Сиона
Это наименование связано с Сионом. Согласно Библии так именуют Храмовую гору с холмом Офель либо город Давида. «Дом Божий», «царственный град Божий» – так называли Сион, считающейся «святой горой». Сионом именовалось также царство Божие как на земле, так и на небесах до полного исполнения всего в вечности. Именно с ним связывали спасение Израиля и появление Всевышнего во всей его славе. Если же говорить о пренесносном смысле этого наименования, то оно обозначает как всю землю Иудеи, так и весь иудейский народ. Отсюда и «дети Сиона».
Сионист
Так именуют человека, поддерживающего идеологию сионизма, изначально направленную на объединение еврейского народа в Эрец-Исраэль (Израиле), являющегося его исторической родиной. Данные термин походит от названия горы Сион, расположенной в духовном центре городе Иерусалиме. Сионисты активно поддерживали идею воссоздания на этих землях собственного государства. Именно они приезжали сюда малыми и большими группами в разные периоды, таким образом, готовя его возрождения. Сионистами могут быть люди другой нации, выступающие за то, чтобы возвратить детям Сиона их историческую родину.
Народ Моисея
Это понятие связано с пророком, законодателем, основателем иудаизма, организовавшего исход евреев из Древнего Египта. Именно ему израильские колена обязаны сплочением в единый народ.
В Торе говорится, что именно Моисею Всевышний повелел освободить евреев из египетского плена. Ему на горе Синай были даны Господом 10 заповедей. Этот самый важный пророк после 40 лет скитаний по пустыне вывел своих соплеменников к земле Ханаанской. Так что недаром евреев именуют народом Моисея.
Израильтянин
Так называют любого гражданина Государства Израиль. При этом его национальность значения не имеет. Ведь в стране, официально существующей с 1948 года, проживает множество представителей разных народов, а также тех, кто считается особыми этносами. В их числе бедуины, друзы, арабы, черкесы и т.д. В Израиле также много семей, где один из супругов нееврей. Все они израильтяне, потому что имеют гражданство страны проживания. Однако следует помнить, что речь идет о современных гражданах Израиля. Что касается древних израильтян, то они, являясь потомками 12 колен, были мононациональны.
Юдофил
Этим устаревшим словом называют человека, который с благосклонностью, уважительно, с неподдельным интересом относится к евреям как к нации, к еврейским традициям, религии, культуре и т.д. Таким образом, юдофилом можно назвать представителя любой нации. Главное – это благожелательное и гуманное отношение ко всему еврейскому.
Дети Авраама
Этот библейский персонаж, являющийся сыном Фарры, родителем пророков Исмаила и Исаака, находится в центре исторической памяти. Его жизнь, испытания рассматриваются как поучительный пример, который символически отображает дальнейшую историю народа. Авраам считается родоначальником еврейского народа, первым патриархом, принесшим веру во владыку мира, Единого Бога, сотворившего землю и небо. Согласно Книге Бытия Авраам отец всех евреев на Земле.
Народ Книги
Такое название обусловлено несколькими причинами. Во-первых, считается, что он через пророка Моисея, получив Тору на горе Синай, живет и учится по этой священной книге. Во-вторых, не секрет, что процесс обучения у иудеев длится на протяжении всей жизни. Они постоянно находятся рядом со святыми книгами, перечитывают их, совершенствуясь в их знании. Книги для иудеев – абсолютная ценность, потому что именно благодаря им человек получает знания о мире и его Творце. Недаром самыми уважаемыми авторитетными людьми считаются те, кто прочитал и изучил больше книг.
Избранный народ
Истоки этого выражения следует искать в религиозных текстах. В Торе Господь, обращаясь к Аврааму, вещает о том, что сделает его народом великим, благословит, возвеличит имя его. Слова об избранности еврейского народа впервые прозвучали на Синае от Моисея. Он передал волю Всевышнего слушать Его, соблюдать с Ним союз, и тогда будет Им избран среди других народов. Таким образом, Бог заключил с еврейским народом Завет, трактующийся, с одной стороны, как благословение, милость, с другой, как большую ответственность. Избранность евреев не связана с их заслугами или каким-то превосходством над другими, а дана им для спасения всего человечества, а отнюдь не для стремления к мировому господству.
Псалом 86. Дети Сиона
Псалом 86. Дети Сиона
В этом псалме сливаются три темы Ветхого Завета и разъясняется их часто загадочный смысл. 1) Тема города (Ис. 2:2—4; 26:1–4; 54 — 56; 60; Евр. 12:22–24). Первая человеческая попытка устройства мира без обращения к Богу выразилась в строительстве города (Быт. 11:1—9), и Библия показывает завершение созидательной работы Бога как Его грядущий мир–город (Отк. 21:1–2,15–27). 2) Тема духовного рождения. Когда Неемия задумал заселить свой новый Сион, то к будущим жителям он предъявил серьезное требование: представить доказательства, что они по праву рождения могут жить там (Неем. 7:4,64; ср.: Езд. 2:59,62). Это соответствует «новому рождению» (Ин. 1:12–13; 3:3–8). 3) Тема «книги» Господней (Исх. 32:32; Пс. 55:9; 68:29; Иез. 13:9; Дан. 12:1; Лк. 10:20; Флп. 4:3; Евр. 12:23; Отк. 3:5). Текст в Ис. 4:3 важен как звено, соединяющее тему «книги» с темой Сиона. Эти три темы составляют содержание псалма 86. Это псалом о Сионе (2—3), о месте рождения (4—5) и о книге переписи народов (6). По сути он возвещает о грядущем мире–городе Божьем, проживание в котором по праву рождения распространится и на прежде враждебные языческие народы (4), которые Господь запишет в Свою книгу (6).
А 1 (2а) Основание Иерусалима
Б 1 (2б) Любовь Господа
Г (4) Всемирный град
В 2 (5) Град Всевышнего
Б 2 (6) Господня книга переписи
А 2 (7) Мое основание
Сопоставление ст. 2 и 7 выявляет развитие основной идеи псалма: от отношения Господа к Сиону (2—3) до народа, который живет там и наслаждается его благами (5–7) (ср.: Неем. 7:4). Таким образом, центральная мысль псалма выражена в ст. 4: народы всего мира станут поклоняться истинному Богу и нарекутся сынами Сиона. Основание и возвеличение города Самим Богом (2) подтверждается в ст. 3: славное возвещается о граде Божьем. Что понимается здесь под «славным»? Ответ находим в ст. 4: это его жители — люди всего мира; они знают Господа и по праву рождения принадлежат этому городу. Сион, таким образом, представляет собой реализацию замысла Божьего. Но этот приток новых граждан со всех стран отнюдь не приуменьшает особого назначения Сиона (5), ведь Сам Всевышний укрепил его. Но что дает народам право на проживание там? Это право дается Богом, потому что Господь Сам (6) внес их в Свою книгу, где записано, что они родились «там», т. е. на Сионе. Следовательно, все равны, и (7) «поющие и играющие» в едином порыве, ликуя, будут, говоря словами пророка Исайи (12:3), черпать радость из «источников спасения» (ср.: Иоил. 3:18).
Примечание. 4 Раав — иносказательное название Египта (Ис. 30:7). Египет и Вавилон — два мировых гегемона; Филистия и Тир — крупные военные и торговые державы; Ефиопия — страна, расположенная на окраине описываемого древнего мира.
Читайте также
56:1 — 66:24 Слава и посрамление Сиона
56:1 — 66:24 Слава и посрамление Сиона В то время как в гл. 40 — 55 говорится о вавилонском пленении, а для искупления используется в основном образ возвращения домой израильтян, оставшаяся часть книги привлекает наше внимание к отчизне, которая частично видится с хорошо
56:9 — 59:15а Посрамление Сиона
56:9 — 59:15а Посрамление Сиона 56:9—12 Стражи спят. Для противопоставления см.: Ис. 52:8; 62:6. Приведенные здесь выражения (немые псы, спящие псы, жадные псы) все сосредоточены в ст. 10—11а и характеризуют духовных вождей (стражи; ср.: Иез. 3:17), в то время как пастыри в Ветхом Завете
60:1 — 62:12 Слава Сиона
60:1 — 62:12 Слава Сиона Грядущие мир и процветание, описанные в этих безусловно мессианских главах, превосходят все возможное не только в доевангельском мире, но и в христианском современном обществе, однако выражено это на языке ветхозаветных законов и исторического
63:7— 64:12 Вопиющая нужда Сиона
63:7— 64:12 Вопиющая нужда Сиона Описание славы Господа в гл. 60 — 62 и видение Бога карающего в 63:1—6 подводят пророка к одному из самых патетических моментов всей Библии, поскольку он пережил и прошлые милости Господа и Его нынешний гнев на Свой народ.63:7—14 Воспомяну милости
От Эдема до Сиона
От Эдема до Сиона Сердце Еврейской Библии — это эпическая история, описывающая появление народа Израиля и их непрерывные взаимоотношения с Богом. В отличие от других мифологий древнего Ближнего Востока, таких как египетские сказания об Осирисе, Исиде и Горе или
Дети Всевышнего и дети дьявола
Дети Всевышнего и дети дьявола 31 Иса сказал иудеям, поверившим в Него:— Если вы будете верны Моему учению, то вы действительно Мои ученики. 32 Вы тогда узнаете истину, и истина сделает вас свободными.33 Они ответили:— Мы потомки Ибрахима и никогда не были никому рабами. Как
Дети рабыни и дети свободной
Дети рабыни и дети свободной 21 Скажите мне, вы, желающие быть под Законом, разве вы не понимаете, что говорит Закон? 22 Ведь написано, что у Ибрахима было двое сыновей, один родился от рабыни, а другой — от свободной женщины. c 23 Сын рабыни родился по человеческой инициативе, а
Грядущее возвышение Сиона
Грядущее возвышение Сиона Когда же придут последние дни,гора, на которой Храм Господень стоит,главной станет среди всех гори над холмами возвысится –и все племена к ней потекут,2 устремятся туда народы многие,говоря с отрадой:«Взойдем на гору Господню,ко Храму Бога
Грядущий Царь Сиона
Грядущий Царь Сиона 9 Веселись от души, дочь Сиона,торжествуй, дочь Иерусалима!Смотри, идет к тебе Царь твой,праведный, дарующий спасение и кроткий,восседает Он на осле,молодом осле, идущем рядом с матерью-ослицей.10 «Отниму колесницы у Ефрема,Иерусалим лишу его конницы,и
9. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, 10. которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; 11. сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших
9. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, 10. которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; 11. сойдите с дороги, уклонитесь от пути;
Господь — Утешитель Сиона
Господь — Утешитель Сиона 1 — Послушайте Меня, стремящиеся к правдеи ищущие Господа!Взгляните на скалу, из которой вы вытесаны,и на каменоломню, из которой вы извлечены;2 взгляните на Авраама, вашего отца,и на Сарру, родившую вас.Когда Я призвал его, он был один,но Я
Грядущая слава Сиона
Грядущая слава Сиона 1 — Ликуй, бесплодная, не рожавшая детей!Запевай песню, кричи и ликуй,никогда не испытывавшая родовых мук,потому что у покинутой женщины будет больше детей,чем у той, что имеет мужа, –говорит Господь. –2 Расширь место своего шатра,натяни покрывала
Грядущая слава Сиона
Грядущая слава Сиона 1 — Встань, воссияй, так как свет твой пришел,и слава Господня уже восходит над тобою.2 Вот, мрак покроет землю,и тьма — народы,но над тобою взойдет Господь,и слава Его явится над тобою.3 Народы придут к твоему свету,и цари — к сиянию твоей зари.4 Подними
Новое имя Сиона
Новое имя Сиона 1 Ради Сиона не буду молчать,ради Иерусалима не успокоюсь,пока его праведность не воссияет, как заря,и его спасение — как факел пылающий.2 Народы увидят твою праведность,и все цари — твою славу.Ты назовешься новым именем,которое нарекут Господни уста.3 Ты
Дети рабыни и дети свободной
Дети рабыни и дети свободной 21 Скажите мне, вы, желающие быть под Законом, разве вы не слушаете Закона? 22 Ведь написано, что у Авраама было двое сыновей — один родился от рабыни, а другой — от свободной женщины b. 23 Сын рабыни родился по человеческой инициативе c, а сын
5. И взглянул (Исав) и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему. 6. И подошли служанки и дети их и поклонились; 7. подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились. 8. И сказал Исав: для чего у тебя это множес
5. И взглянул (Исав) и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему. 6. И подошли служанки и дети их и поклонились; 7. подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились. 8. И сказал Исав: для чего у
Глава 49
Это – одна из важнейших мессианских глав пророка Исаии, непосредственно примыкающая к 42 главе и имеющая теснейшую связь с 50 и 52 главой. Ею начинается второй отдел второй части кн. пророка Исаии (с 49–57 гл.). Начиная с этой главы речь пророка, со стороны ее предметного содержания, заметно меняется: пророк перестает говорить о вавилонском плене и роли Кира, как о событиях временных и преходящих, и устремляет свой взор, главным образом, к тому вечному мировому акту, который имел открыть собой новую эру в истории всего человечества (искупление через Мессию). Правда, касался этого предмета пророк Исаия не раз и раньше (в особен. 42 гл.), но как-то мимоходом и прикровенно, больше образно, чем прямо. Теперь же внешняя история избранного народа Божия отходит на задний план, а на передний выступает внутренняя история домостроительства Божия о спасении Израиля и всего грешного мира добровольной крестной жертвой Искупителя. Отсюда начинается самый важный отдел кн. пророка Исаии, за который он, главным образом, и получил вполне заслуженный им почетный титул «ветхозаветного евангелиста».
1–5. Призвание Сына Божия на Его специальное, мессианское служение, 6–7. распространение Его миссии и на язычников, 8–12. чудесно-благодетельный характер этого служения и его благотворные плоды, 13–21. торжественно-благодарственный, универсальный гимн Господу от лица всего возрожденного и обновленного Сиона, 22–26. победное торжество новозаветного, духовного Израиля над всеми его врагами и высшее прославление Господа.
«Являясь в мир, Отрок Господень изображается здесь, как исполнитель воли Божией ( Пс.39:8–9 ; Мф.5:17 ); а так как исполнение таковой воли составляло историческое призвание израильского народа и служило к прославлению Господа, то исполнивший всю волю Божию, Отрок Господень, чрез это являлся представителем Израиля, через которого прославится Бог (ср. Ис.42:1 ; Ин.17 – СПб. проф.).
По поводу этой вставки, собственно второй половины ее, можно разве заметить только то, на что усиленное внимание обратил еще блаженный Иероним, именно, разночтение в текстах и переводах: еврейский, мазоретский, Таргум, LXX и Акилла читают в положительном смысле: чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; блаженный же Иероним, а также Симмах и Феодорит переводят в отрицательной форме: Иаков не обратится и Израиль не соберется.
«Седьмой стих является довольно важным моментом в процессе постепенного сообщения ветхозаветного откровения о страждущем Праведнике. С одной стороны он воспроизводит известный Пс.21 (отчасти Пс.68 ), в котором Страдалец-Христос говорит о Себе: «Я – червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (7 с. Ср. Пс.68:15 ), а с другой – служит вступлением к пророчеству 42–43 глав, где с такой подробностью изображаются страдания праведника» (И. Григорьев «Пророчество Исаии о Мессии и Его царстве» – 168 с. Казань 1902).
Фактическое исполнение этого пророчества дает вся история христианских народов, где цари и властители нередко шли впереди всех ко Христу и вели к Нему свои народы. Не без основания также древнехристианская традиция считает и известных восточных мудрецов, пришедших в пещеру на поклонение Христу-Младенцу, местными князьями, или царями (The pulp. Comment. 231 р.). Все это совершится «ради Господа, Который верен, ради святого Израилева», «потому что, Мессия – посланный от Господа – единосущен Отцу; потому что, несмотря на образ раба, Он – Бог Всемогущий; потому что Избирающий и Избранный одна суть: «Я и Отец – одно» ( Ин.10 – Властов).
«Вторая половина стиха переносит читателя в будущий момент торжества Мессии, когда Он победит мировой грех и будет окружен блестящим ореолом неземного величия. Цари, которые прежде презирали смиренного Раба, теперь с благоговейным почтением станут вокруг Его престола; князья, которые до сих пор гнушались страждущим Отроком, преклонят пред Ним колена и подчинятся Ему» (И. Григорьев Op. cit.).
Это – так называемое – praeteritum propheticum – «прошедшее пророческое», которое для выражения несомненности будущего говорит о нем языком прошедшего.
Хотя та помощь Господа Своему Рабу и была, как известно, оказываема Ему во все продолжение Его мессианского служения ( Лк.2:40, 52 ; Ин.3:2 ; Ин.8:28 ; Ин.12:28 ; Ин.14и др.), но преимущественным и для всех очевидным моментом ее ниспослания здесь указывается особое время благоприятное ( καιρω – δεκτω ), день спасения. Апостол Павел, приводя это место из пророка Исаии, относит его к своему времени, т. е. к торжеству церкви христианской, и в частности, видит исполнение данного пророчества в универсальности христианства и в его всепобеждающей силе ( 2Кор.6:2–10 ). Все это красноречивее всяких слов говорило, что дело Мессии далеко не было тщетным.
Отсюда, под «наследиями опустошенными» в мессианском смысле следует разуметь всю область языческого мира, опустошенную заблуждениями идолопоклонства, но некогда знавшую лучшие времена, более близкие к истинному богопочтению («древний монотеизм». Потому-то и сказано «возвратить» ).
С 9–12 идет непосредственное продолжение и дальнейшее развитие той же самой мысли – о благодетельных плодах мессианского служения Посланника Божия. Из них два первых стиха (9–10) служат даже окончанием того периода, который начался со второй половины 8-го стиха.
«Весь стих 10-й берет образы из кн. Исхода. Но настоящее значение голода и жажды и утоления их навечно в смысле духовном раскрыто лишь Господом ( Ин.6:35, 54 ). О полном и окончательном исполнении в будущем пророчества о приводимых «Милующим к источнику вод» ср. Откр.7:16–17 :): «они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец. будет пасти их и водить на живые источники вод» (Властов)».
Большинство новейших комментаторов склонно под землею «Син» или «Хин» видеть намек на отдаленную юго-восточную страну – Китай, сведения о котором пророк будто бы уже мог иметь и в его время (Гезениус – СПб. проф. 776 с.). Однако «настольный английский комментарий» оспаривает это, на том веском основании, что этническое наименование Китая не было известно даже и грекам до эпохи Птолемея (за 120 до Р. Х.). Поэтому, под землею Синим он видит одну из южно-финикийских областей, о которой под именем земли «Синеев или Синитов» говорится и в известной библейской таблице народов ( Быт.10:17 ).
«А Сион говорил: оставил меня Господь, и Бог Мой забыл меня!» Сопоставляя это место с одной из ближайших параллелей ( Ис.40:27 ), мы имеем полное право относить его к историческому Израилю и к тому малодушному ропоту на Бога, который не раз выходил из уст этого жестоковыйного и неблагодарного народа, всегда готового ответственность за все свои мнимые и действительные несчастия сложить с себя на кого-либо другого, главным образом, на Самого Бога.
«Невестой» Христовой в Новом Завете называется вся церковь, а не одна какая-либо часть ее ( 2Кор.11:2 ; Еф.5:29, 32 ; Откр.21:2, 9 ; Откр.22:12 и др.).
Cтихи 19–20 особенно ясно говорят о замене прежних чад плотского Израиля новыми сынами духовного Израиля, причем самые краски для этой картины берутся из всей последующей судьбы исторического Израиля.
«Кто мне родил их. кто же возрастил. где же они были?» Этими возгласами удивления пророк довольно ясно показывает нам необычайность и сверхъестественность факта, о котором он говорит. Следовательно, здесь идет речь не о плотском рождении естественных чад, а о чудесном духовном рождении чад новозаветной церкви. Некоторые комментаторы в этом изумлении готовы видеть пророчественный намек на те споры об обрезании и о значении Моисеева закона, которые существовали в первенствующей (преимущ. иерусалимской) церкви и которые были разрешены на апостольском соборе ( Деян.15:5–29 ).
Как бы в ответ на вопросы предшествующего стиха, Сам Бог говорит, что это все произошло не само собою, не путем каких-либо естественных исторических процессов, а единственно по мановению Его всемогущей Десницы, которой послушны все сильные мира.
Заканчивая Свою речь о силе исключительного Божественного покровительства новозаветной церкви, пророк от лица Господа говорит, что в сравнение с ним не могут идти никакие обычные подобия и примеры. Так, у людей принято думать, что никто не может вырвать добычу из рук сильного или пленников у победителя (24). У Господа же, наоборот, добыча тирана будет у него отнята и пленные будут избавлены от рабства победителя. Сами образы «добычи» и «плена» взяты, по-видимому, из эпохи вавилонского плена; но получили здесь мессиански аллегорический характер, который блаженный Иероним толкует приспособительно к речам Иисуса Христа о власти сатаны над грешным миром, уничтоженной кровью Искупителя.
По LXX «Персефия» и славянскому переводу «инии же от земли Персския» – Прим. ред.
Совершенно ясно – придут от севера и моря. Море – Средиземное, там все острова. А земля Персская – лежащая на востоке Персия. Издалека – юг. Там обитаемые страны лежат далеко, за Аравийской пустыней. Прим. ред.
в Славянском переводе – «вскоре возградишася» – Прим. ред.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»