джус в казахстане что это

Борьба жузов и растущая радикальная исламизация страны. Тайная война в степях и городах Казахстана

Мне приходилось общаться с людьми, долгое время жившими и работавшими на ответственных постах в Казахстане, и они отмечают, что экс-президенту Нурсулстану Назарбаеву действительно удалось выстроить эффективно функционирующее государство, и не в последнюю очередь благодаря тому, что прибыли от нефтедобычи доходят и до рядовых граждан.

Тем не менее, не всегда гладко и с этим. Но, главное, у Казахстана есть ахиллесова пята, которая кроется в самом устройстве казахского этноса, изначально делившегося на три жуза (племенных объединения) — Старший, Средний и Младший.

У казахов есть популярная поговорка «Дай Старшему жузу посох и пусть пасет скот, дай Среднему жузу перо и пусть решает споры, дай Младшему жузу копье и отправь на врага». Сильные различия в менталитете между представителями разных жузов сохранились до сих пор.

«В Младшем жузе самая большая популяция гопников, самые приставучие менты… самый недружелюбный народ… Люди здесь агрессивны, я бы сказал — задиристы… Казахи из Чимкента (город на юге Казахстана, с 1992 году официально переименован в Шымкент, находится на территории Старшего жуза. — Авт.), подвозившие меня в районе Аральского моря (территория Младшего жуза. — Авт.), прямо говорили: «Тут варвары живут!»» — писал в 2013 году после целой серии поездок по Казахстану популярный российский блогер-путешественник Илья Буяновский aka varandej.

джус в казахстане что это. Смотреть фото джус в казахстане что это. Смотреть картинку джус в казахстане что это. Картинка про джус в казахстане что это. Фото джус в казахстане что это

По словам Буяновского, казахов Младшего жуза отличает и повышенная, агрессивная ксенофобия: «Русскоязычные казахи тут — редкость…. В Аральске вечером… (путешественника. — Авт.) чуть не побили казахские подростки». Все это напоминает недавний отзыв одного моего знакомого о посещении Нормандии: «Цветных (мигрантов из Африки. — Авт.) почти нет. В портовых городах много ультраправой молодежи… Ночью меня как-то чуть не избили за попытку спросить что-то по-английски».

Аналогичные оценки высказывают и сами жители Казахстана, конечно, в более деликатной форме. «Младший жуз — это воители. У них быстрее реакция на чрезвычайные ситуации и яркий темперамент. Выходцы Старшего жуза известны своей рассудительностью, оттуда пришло много правителей. У них хорошо было развито гостеприимство… Кстати, с этим и связывают большую русифицированность севера, так как (в данном случае скорее «в то время как». — Авт.) Младший жуз с трудом шел на компромиссы с соседями», — отмечал в 2016 году «Почетный связист Казахстана» Батырбек Мусин, за полвека своей жизни поработавший в самых разных регионах страны.

Можно вспомнить, что самые громкие этнические конфликты проходили в Казахстане за прошедшие десятилетия именно на территории Младшего жуза. Это и кровавый погром чеченцев и ингушей 17 — 28 июня 1989 года в Новом Узене (на тот момент в составе Гурьевской области, с 1990 года в составе Мангистауской области), вызвавший бегство шести тысяч человек, и нападения нескольких тысяч казахских националистов на юбилейные мероприятия уральских казаков 15 сентября 1991 года в Уральске (административном центре на тот момент Уральской области, в 1992 году переименованной в Западно-Казахстанскую).

Газета «Жас Алаш» в 2009 году опубликовала выдержки из дневника омоновца, участвовавшего в подавлении волнений в Новом Узене в 1989 году: «Мне приходилось участвовать как спецназовцу во многих горячих точках. Обычно, когда мы, омоновцы, выстроившись в ряд, с автоматом в руке пускали очередь поверх голов толпы, то те сразу с шумом и гамом падали на землю, прикрывая головы руками. А здесь все было по-другому. Когда мы крикнули толпе остановиться и сделали предупредительный выстрел поверх голов, они остановились. И вдруг один из впереди идущих парней крикнул остальным: «Не бойтесь, у них резиновые пули». И тут тысячи людей, сметая ограждение, кинулись вперед. Вот теперь я лежу в больнице. Никогда не встречал такого бесстрашного народа…»

Нищета на фоне нефтедобычи

Причем, на национальные особенности накладываются и социальные. Представители Младшего жуза при Назарбаеве были оттеснены от власти в стране. Не в последнюю очередь поэтому западноказахстанские регионы поражают своей бедностью, так как влиятельные чиновники занимаются развитием только своих малых родин. При том, что именно здесь, на берегах Каспия, добывают главное богатство Казахстана — нефть!

26 июня 2006 года на центральной площади города Актау, административного центра Мангистауской области, прошел несанкционированный митинг рабочих предприятия «Мангистаумунайгаз», собравший от 200 (по официальным заявлениям полиции) до 1000 (по свидетельствам очевидцев) человек. Как писали журналисты: «Разгоряченные молодые ребята выкрикивали националистические лозунги и обещали повторить Новый Узень 1989 года. И в знак того, что это не просто угрозы, разгромили несколько кафе и магазины». Митинг был разогнан полицией, но тогда обошлось без жертв.

Только по официальным данным, 16 декабря 2011 года в Жанаозене было убито 15 (еще один человек был убит полицейскими днем позже при разгоне демонстрации протеста в поселке Шетле) и ранено 100 участников протеста. 37 задержанных были затем отданы под суд, многие получили тюремные сроки.

Ощущение национального и социального угнетения со стороны Центра, как это часто бывает, дало почву и для религиозного обособления западноказахстанских областей. В середине 1990-х годов сюда проник салафизм, известный также как ваххабизм.

Вероятнее всего, проник он с Северного Кавказа, где как раз в те годы наблюдался подъем неформального ислама, а промежуточным пунктом в распространении этой идеологии была Астрахань, где, с одной стороны, традиционно проживает много казахов, с другой — есть мощная диаспора, сформированная выходцами из Дагестана. Среди последних в 1996 году прибыли вытесненные из дагестанского аула Кванада члены салафитского джамаата Ангута Омарова, известного также как Аюб Астраханский. К 2000 году «астраханский джамаат» распался, но в городе одна за другой начали возникать другие салафитские группировки, многие из которых затем переходили к терактам.

Что такое салафизм? В религиоведческой литературе давно найдено удачное сравнение «пуритане ислама». Действительно, салафиты очень похожи на гугенотов XVI века, так ярко описанных Проспером Мериме в «Хрониках короля Карла IX», которые приравнивали почитание статуй и икон святых к идолопоклонству (и поэтому уничтожали их при первой возможности), запрещали танцы и пение как проявления язычества и т.д.

джус в казахстане что это. Смотреть фото джус в казахстане что это. Смотреть картинку джус в казахстане что это. Картинка про джус в казахстане что это. Фото джус в казахстане что это

Причем, что интересно, центром салафизма в Казахстане уже тогда являлся Жанаозен. Однако в результате проведенной в 2005 году репрессивной кампании казахским силовикам удалось разгромить ячейки салафитов в Жанаозене и Актау, многие их лидеры были отправлены за решетку, а активистов побуждали к выезду из страны.

После этого активность салафитов переместилась в соседние Атыраускую (до 1992 года Гурьевскую) и Актюбинскую области.

В марте 2009 года в поселке Шубарши Актюбинской области начались аресты. Первым 14 марта взяли имама местной салафитской общины Азамата Каримбаева. До 2004 года Каримбаев работал в нефтяной компании, но затем уволился, возглавил в родном селе салафитскую общину и построил в Шубарши мечеть для своих единомышленников. 21 марта взяли пятерых его прихожан.

23 сентября 2009 года все задержанные получили тюремные сроки от 10 до 17 лет. Имам уже в декабре 2009 года при странных обстоятельствах погиб в тюрьме.

17 мая 2011 года в центре Актобе на проходной областного департамента Комитета национальной безопасности (КНБ, местный аналог российского ФСБ) подорвал себя 25-летний местный житель Рахимжан Махатов. Силовики сначала пытались выдать все за обычный криминал, но очень быстро выяснилось, что Махатов был членом местной салафитской общины. В апреле 2011 года Махатов и еще ряд актобинских салафитов были задержаны правоохранительными органами (позже его отпустили под подписку о невыезде), продолжалось следствие, и он решил сыграть на опережение.

Кстати, многие реально уезжали. Первое сообщение о присутствии казахов в рядах «Имарата Кавказ»* относится к 25 июля 2009 года, когда МВД Дагестана сообщило, что у пяти боевиков, убитых в ходе спецоперации близ села Агачаул под Махачкалой, найдены казахские паспорта. 5 октября 2010 года в Махачкале в ходе спецоперации подорвался на «поясе шахида» уроженец Актау Ерлан Юсупов. В феврале 2010 года в Махачкале сдались силовиками сразу четверо приехавших (самостоятельно группами по 2 человека) «на джихад» из Актюбинской области казахов.

20 апреля 2011 года в поселке Хушет под Махачкалой в перестрелке погиб уроженец поселка Сазды, что в 18 км от Актобе, Сабитби Аманов, которого называли «правой рукой» Саида Бурятского. 7 ноября 2012 года в Хасавюрте среди убитых членов бандгруппы оказался гражданин Казахстана Вадим Кадымов, как сообщалось в массмедиа Актау, завербованный ими в этом городе. И скорее все этого не единственные примеры.

Казахский фронт джихада

Джамааты боевиков возникали и в самом Казахстане. «4 мая 2011 года сотрудники ДКНБ на оживленной улице Актобе блокировали внедорожник местного жителя Есета Махуова. При обыске машины оперативники обнаружили в тайниках автомат Калашникова, пистолеты системы Макарова и ТТ и более 50 патронов к ним, а также несколько ножей», — цитата из официального сообщенияо задержании амира джамаата «Ансар ад-Дин» («Защитники веры»).

Затем мы переносимся в упоминавшийся выше поселок Шубарши Актюбинской области. 28 июня 2011 года наряд полиции также остановил здесь легковую машину, за рулем которой находился 22-летний Талгат Шаканов. В багажнике машины обнаружили несколько незарегистрированных охотничьих ружей и салафитскую литературу. Шаканова отправили в местный изолятор временного содержания.

Однако в ночь с 28 июня на 1 июля 2011 года салафиты освободили задержанного, при этом устроив настоящую охоту на всех полицейских в поселке. По официальной версии, патрульную машину расстреляли из охотничьего ружья и пистолета Макарова. Однако 4 июля 2011 года в газете «Республика» был опубликован рассказ жителя одного из соседних населенных пунктов, ссылавшегося на свою родню в Шубарши: «Врут, что у опорного пункта в автомобиле убили двух этих полицейских, на самом деле их гоняли всю ночь по поселку, двоих нашли, одного еще не нашли, и он остался жив. Полицейских убивали дома. Одного дома застали, детей и жену закрыли в другую комнату, полицейского застрелили… Другой у родственников прятался, но его тоже нашли».

В район пришлось стягивать оперативные силы и спецназ полиции со всей страны. Из той же статьи в газете «Время»: «То, что сейчас происходит в Темирском районе Актюбинской области, можно по праву назвать полномасштабной войсковой операцией. Туда стянуты практически все боеспособные полицейские силы чуть ли не со всей республики. Из Алматы прибыли краповые береты из спецподразделения МВД РК (Республики Казахстан. — Авт.) «Сункар» и спецназа внутренних войск «Беркут». В оцеплении района, где могут скрываться убийцы полицейских, участвуют военнослужащие нескольких полков полиции и Внутренних войск. Задействована имеющаяся бронетехника. Патрулированием с воздуха занимаются два вертолета Ми-8 и самолет Ан-2».

Возглавил операцию прибывший на место событий из Алматы заместитель министра внутренних дел генерал-полковник Амантай Аубакиров.

Финальный бой произошел 8 июля 2011 года в поселке Кенкияк, соседнем с Шубарши, в нем погиб один боец «Сункара» и девять боевиков. По свидетельству местных жителей, бой продолжался несколько часов, использовались БТРы и гранатометы.

Молодое поколение радикалов

С тех пор в общем-то не так-то уж много изменилось. Да, раздавлены салафитские «гнезда» в Шубарши и Актобе. И в целом протестные действия в Западном Казахстане после расстрела 16 декабря 2011 года в Жанаозене резко пошли на убыль, так как стало ясно, что власть не остановится для их подавления даже перед большой кровью.

6 февраля 2018 года КНБ Атырауской области сообщило о задержании группы салафитов, «занимавшейся в течение двух лет систематическим вымогательством денежных средств с лиц, осуществляющих международные и междугородние пассажирские перевозки по маршрутам Атырау — Астрахань, Атырау — Уральск, Атырау — Бейнеу». Понятно, что отдавать от 5 до 25 тысяч тенге с каждого водителя (а упоминается, что данью салафиты обложили порядка 200 автобусов) убеждали не только добрым словом.

Пусть чисто уголовный аспект деятельности исламских радикалов не смущает. Глава пресс-службы ДВД Актюбинской области Алмат Имангалиев на брифинге 9 июля 2011 года также описывал ликвидированную года в Темирском районе вооруженную группу салафитов как «ОПГ, которая, прикрываясь религиозными идеями, занималась кражей нефти вблизи поселков Шубарши и Кенкияка, а также совершала другие преступления корыстно-насильственного характера». Как бы, одному другому не мешает, противостояние государству, которое салафиты маркируют как неисламское и потому незаконное (от Аллаха — лишь халифат), может быть вооруженным и в плане ограблений.

Есть ощущение, например, судя по наличию в Интернете рэп-роликов, воспевающих убитых в Шубарши боевиков-салафитов как героев, что неформальный ислам в Казахстане — как и среди арабской молодежи во Франции, — постепенно входит в систему мира околокриминальной молодежи или стремящейся хотя бы казаться таковой.

Несложно представить, что в случае ослабления центральной власти, которая пока что целиком замкнута на личности Назарбаева, и падения мировых цен на нефть контроль над западноказахстанскими областями будет резко ослаблен и местные радикалы, имеющие мобилизационные ресурсы из местной исламизированной агрессивной шпаны, получат шансы если не взять власть на местах, то как минимум поучаствовать в ее дележе.

Источник

Джус в казахстане что это

джус в казахстане что это. Смотреть фото джус в казахстане что это. Смотреть картинку джус в казахстане что это. Картинка про джус в казахстане что это. Фото джус в казахстане что это

джус в казахстане что это. Смотреть фото джус в казахстане что это. Смотреть картинку джус в казахстане что это. Картинка про джус в казахстане что это. Фото джус в казахстане что это

Жуз (каз. жүз — «союз», из-за омонимии часто неправильно переводят «сотня») — исторически сложившееся объединение казахов. Всего образовалось 3 жуза: Старший жуз, Средний жуз и Младший жуз.

Вне жузовой классификации состоят:

Торе считались «ақ-сүйек» (белая кость) — то есть аристократами.

Содержание

Возникновение

По мнению Н. А. Аристова, объединение жузы произошло во время набегов джунгар.

В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности.

М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что обособленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы.

Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до объединения Чингизханом тюрков и монгол в одну тюрко-монгольскую империю.

Востоковед Султанов Т. И. говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предполагает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы.

Не полностью раскрыта ещё и само понятие — «жуз». Некоторые учёные связывают его с арабским словом «джуз» — «основная часть чего-то, ответвление». В восточных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в. В трудах Махмуда бен Вали, написаных в 1634—1641 гг., описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» некоторые учёные сравнивают с казахскими жузом.

Историческая особенность жузов

У казахских жузов имелись следующие особенности:

Раскроем шире эти особенности. У каждого казахского жуза имелось своё исторически сложившееся пространство, территория. Так, у Старшего жуза — Это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего Жуза — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза — Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов.

Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой была казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях.

Современное состояние

В современном Казахстане жузы сохраняют лишь историко-этнографическое значение, население Казахстана трансформировалось от деления на жузы в единый казахский народ во второй половине XX века.

Литература

Ссылки

джус в казахстане что это. Смотреть фото джус в казахстане что это. Смотреть картинку джус в казахстане что это. Картинка про джус в казахстане что это. Фото джус в казахстане что это
джус в казахстане что это. Смотреть фото джус в казахстане что это. Смотреть картинку джус в казахстане что это. Картинка про джус в казахстане что это. Фото джус в казахстане что это
джус в казахстане что это. Смотреть фото джус в казахстане что это. Смотреть картинку джус в казахстане что это. Картинка про джус в казахстане что это. Фото джус в казахстане что это Казахи
ЖузыСтарший жуз · Средний жуз · Младший жуз · Ру
КультураИстория · Язык · Письменность · Литература · Казахская народная поэзия · Традиции · Религия · Кухня
ДиаспораКитай · Узбекистан · Россия · Монголия · Туркмения · Киргизия · Турция · Афганистан · Иран · Америка
РазноеКазахские ханы · Казахское шежире · Родство у казахов · Казахское имя · Оралманы

Источник

Что такое казахский жуз и какие племена туда входят?

джус в казахстане что это. Смотреть фото джус в казахстане что это. Смотреть картинку джус в казахстане что это. Картинка про джус в казахстане что это. Фото джус в казахстане что это
Иллюстративное фото

Жузы ( «ветвь», «часть», «сотня») – всегда играли большую роль в истории Казахстана. В определении и происхождении жузов есть немало вопросов. Kakatakto разобрался, откуда произошли жузы и что они означают.

Для образования жузов было несколько причин: хозяйственно-экономические, природно-географические, военно-политические и исторические.

По разному называют и время образования жузов. Первое официальное упоминание о жузах появилось в трудах Махмуда бен Вали, написанных в 1634-1641 годах. В них говорилось, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Под словом «йуз» подразумевается казахское слово «жуз», которое является политэтнонимом и означает «племенной союз казахских родов».

Политэтноним «жуз» в Казахском ханстве официально появляется во времена Тауке-хана при написании сводов закона «Жеті Жарғы» главными биями — Толе, Казыбек и Айтеке, которые разделили Казахское ханство на три территориально-административные части.

джус в казахстане что это. Смотреть фото джус в казахстане что это. Смотреть картинку джус в казахстане что это. Картинка про джус в казахстане что это. Фото джус в казахстане что это

Жузы имеют названия: Старший (Великий), Средний и Младший. Значение такой иерархии тоже объясняют по-разному. В частности, Великим считается жуз по его древнему происхождению, он — прародина всех племен; Младшим – потому, что он оформился позднее всех.

Территории и основные роды и племена, составляющие жузы:

Старший жуз — это Семиречье и Южный Казахстан — сарыуйсін, дулаты, жалаиры, канлы, шапрашты, суюн, ошакты, сиргели.

Средний жуз — Восточный, Северный и Центральный Казахстан — аргыны, кыпчаки, найманы, кереи, коныраты.

Младший жуз — Западный Казахстан — алимулы, байулы, жетыру.

Источник

Жузы: Лебедь, рак и щука казахской идентичности

джус в казахстане что это. Смотреть фото джус в казахстане что это. Смотреть картинку джус в казахстане что это. Картинка про джус в казахстане что это. Фото джус в казахстане что это Осколки Золотой Орды
джус в казахстане что это. Смотреть фото джус в казахстане что это. Смотреть картинку джус в казахстане что это. Картинка про джус в казахстане что это. Фото джус в казахстане что это

Деление на жузы у казахов – атавизм прошлого или способ самоидентификации? Возможность сохранения связи с предками или желание выделиться и получить благодаря принадлежности к роду тепленькое местечко? На эти и другие вопросы отвечают наши эксперты.

“Жузге болгеннiң – жузi куйсiн”, – говорил великий Толе би, один из авторов свода законов “Жеты Жаргы”. В переводе означает: “У того, кто делитcя на жузы, пусть горит лицо”. Между тем тема жузовщины преследует каждого казаха почти с пеленок. “Руың кім?” (“Какого ты рода?”) – любят спрашивать едва начавшего ходить мальчишку. Вырастет парень, соберется жениться – и вновь встанет вопрос: “Из какого рода невесту берешь?”.

Умер человек – на его могиле воздвигли памятник, мазар, на котором высекают его имя и род. Но, как выяснилось, сегодня многие не ограничиваются этим. Несколько лет назад пришлось услышать рассказ человека, купившего земельный участок в Алматинской области: пришли к нему люди и вежливо “попросили” отдать участок за символическую плату. “Ты ведь не из этих мест” – был аргумент.

Единичны ли такие случаи? Статистики нет, как и достоверных подтверждений. Все на уровне бытовых разговоров. На этом же уровне и предположения, что бастыки разного калибра берут на работу лишь представителей своего рода. Многие начинают видеть в этом опасность непотизма или даже трайбализма. Хотя некоторые наши эксперты склонны утверждать: непотизм (это когда берут на работу родственников) у нас еще существует, а вот трайбализма (когда принимают в штат представителей только определенного рода или жуза) нет!

Моя корпорация меня бережет!

Научный координатор проекта Shejire DNA Жаксылык САБИТОВ поделился с нами своим мнением о том, почему казахи продолжают говорить о своей родовой принадлежности:

– Раньше, в кочевом обществе, принадлежность к роду была “наше всё”. Род был коллективным собственником земель, при этом по мере разрастания рода он делился на подроды. По тем временам род и подрод был, как современная корпорация или по крайней мере закрытое акционерное общество: в него нельзя было вступить, в нем можно было только родиться, хотя и были исключения в виде родов кiрме (вхожденцы) и родов, происходящих от жиенов (внуки со стороны дочери). Каждый казах был собственником, миноритарным акционером этой корпорации. Если он становился безродным или начинал вести оседлый образ жизни, то терял все свои права и “акции” в родовых пастбищах. Поэтому чисто из прагматических соображений принадлежность к роду и жети ата (семь поколений отцов и дедов) знали наизусть, так как по казахским канонам это было “юридическое обоснование” (акции же на руки не раздавали!) принадлежности к определенной корпорации.

Кроме того, род выступал в качестве одного из политических институтов защиты простых людей от произвола вышестоящих.

Даже бунты и мятежи казахов против политики Российской империи по большей части были выступлениями одного или нескольких родов против попыток забрать у них землю.

Все изменилось после окончательного вхождения в состав Российской империи, оседания. А советские власти окончательно ликвидировали понятие родовой принадлежности как потенциальную оппозицию для себя, поскольку роды и кланы имели очень сильную внутреннюю “корпоративную солидарность”.

“Казахи на роды не делятся – они в них состоят”

Президент общественного фонда “Республика – Регион – Развитие” Галым БАЙТУК с долей шутки говорит, что казахи не делятся на роды – они в них состоят.

– То, что сегодня происходит деление, делается, скорее, для вхождения в информационные потоки, налаживания связей. Мол, если вокруг собрались сородичи, то будет легче решать вопросы. Но на деле может оказаться совсем не так, и даже наоборот. Взятый на работу соплеменник может оказаться никудышным менеджером.

Однако желание группироваться по какому-либо признаку остается. Так почему бы не группироваться по признаку рода? Взять евреев, у которых есть разделение на сефардов и ашкенази, или кланы у итальянцев (южные и северные), кантоны в Швейцарии. В советское время деление на жузы отчасти негласно поддерживалось руководством страны: так легче было управлять. Для нынешнего понимания политического расклада, наверное, это тоже неплохо: все знают – там “наш” сидит, а там “не наш”. В целом это некоторым образом подстегивает конкуренцию во власти.

Интересно, что в исследованиях вопроса жузов в Казахстане все чаще упоминается период Кунаева. Мол, именно в его время началось возрождение темы жузо-родовой принадлежности. Сам Динмухамед Ахмедович, как известно, принадлежал к роду ысты Старшего жуза.

К примеру, в исследовании политолога Нурлана АМРЕКУЛОВА приводится такой расклад:

– В годы правления Кунаева структура правящей элиты страны выглядела следующим образом: Первый секретарь ЦК КПК – казах Старшего жуза Д. Кунаев, второй секретарь – несколько сменявшихся представителей славянских народов, присланных Москвой, Председатель Совета Министров – аргын Среднего жуза, Председатель Президиума Верховного Совета – казах Младшего жуза С. Ниязбеков. В итоге “Старший жуз – 1 + Средний жуз – 1 + Младший жуз – 1” или 1-1-1 – такова была формула межжузового традиционалистского баланса сил.

Любопытно, но, по мнению одного из наших экспертов, пожелавшего остаться неизвестным, расстановка сил в сегодняшней властной элите этот баланс сил сильно нарушает в пользу Старшего жуза. Но на первый план выходят не столько жузовые и родовые интересы, сколько клановые, объединяющие людей по более широким интересам, по сути, делится не только власть, но и бизнес.

На место жузов придут сословия?

По мнению политконсультанта научно-образовательного фонда “Аспандау” Еркина ИРГАЛИЕВА, жузовое деление давно вымирает.

– Жузовые механизмы и структуры в политике и экономике – зло очевидное. Это безусловный факт исторического прошлого нашего народа. Он не имеет и не должен иметь никакого будущего в рамках экономических и политических реалий Казахстана XXI века. И для этого нужно сегодня честно и беспристрастно разобраться с ним раз и навсегда.

Жузовая идентификация не справилась с задачей интеграции общества и может быть использована как орудие против целостности.

Жузы как триединство умерли в 1831 году. Как идентификаторы умерли в период сталинской модернизации. Как культурно-этнические анклавы умерли в период создания “советского народа”. Сейчас наблюдается попытка искусственного возрождения жузовой системы для защиты процесса первоначального накопления капитала. После завершения этого процесса жузы вообще отомрут как политологическое понятие. Сословия же будут сформированы не по жузо-племенному типу, а по праву собственности.

О зарождении опасного тренда – сословности – говорит и другой наш эксперт Галым Байтук:

– Меня это очень сильно беспокоит. Мы полагаем, что живем в социальном государстве, где все равны в правах, а в законе проскальзывает наказание за разжигание сословной розни наряду с национальной, родовой и прочей рознью. Кто и какие сословия имел в виду?

Зона особой чувствительности

Между тем президент общественного фонда “Стратегия” социолог Гульмира ИЛЕУОВА, презентовавшая недавно исследование “Самоорганизация современных казахов по родовому признаку: руластық (родство по признаку рода) или рушылдық (трайбализм)?” в своих размышлениях по поводу традиционного деления казахов пошла чуть глубже. Она считает, что тема приверженности родовым отношениям относится к разряду особо чувствительных. И говорит, что во время опросов экспертов и глав родовых общин присутствовала настороженность и попытка уйти от прямых ответов.

– Дело даже не в том, что действует негласное табу на открытое обсуждение темы, а в двойственном положении самого явления рушылдық в казахстанском обществе. Если при неформальном разговоре любой казах с удовольствием расскажет про свой ру (род), его историю, о взаимоотношениях между одноплеменниками, сородичами и выдаст серию стереотипов о представителях других родов, то в формализованной обстановке демонстрация родовой принадлежности будет считаться дурным тоном, – говорит Гульмира Илеуова.

Сегодня во многих областях, в частности, на юге и западе Казахстана, представители родов объединяются в родовые общины, со своим главой (төраға), активными деятелями, фондом и членскими взносами. Чаще всего инициатором создания таких фондов выступает интеллигенция – писатели, ученые, аксакалы. Община выполняет несколько функций: культурно-историческую, консолидирующую, функцию социальной поддержки и, возможно, экономическую.

К примеру, из исследования становится ясно: изучая родословную, восстанавливая истории про батыров и биев, многие казахи лучше узнают историю рода, находят новых родственников, помогают друг другу во время крупных семейных событий (свадьба, похороны).

Есть ли будущее у родовых общин?

– По оценкам опрошенных экспертов, нужно не менее 50 лет, чтобы произошли изменения в национальном сознании. При таком видении, – пишет Гульмира Илеуова в исследовании, – должна произойти смена поколений, т. е. на смену людям, выросшим в условиях запрета на родовую идентификацию, и для которых этот запрет оказался “прерывом постепенности” и которые при первой возможности снова (в 90-е годы) возродили традиционные формы сообщества, – на смену им должно прийти молодое поколение казахов, выросшее в условиях свободного выбора форм идентичности, в том числе и родовой.

Она процитировала одного из экспертов: “Молодежь больше слышит о национальной идее, нежели о родовой принадлежности. Они считают себя казахами – и все. Родовое сознание уйдет вместе с нами”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

джус в казахстане что это. Смотреть фото джус в казахстане что это. Смотреть картинку джус в казахстане что это. Картинка про джус в казахстане что это. Фото джус в казахстане что это