гчп что это такое простыми
Что такое ГЧП. Объясняем простыми словами
В результате такого сотрудничества государство получает функционирующий объект (дорога, школа, электростанция), а предприниматели зарабатывают средства на строительстве и/или последующей эксплуатации объекта.
Первый пример ГЧП в современной России — строительство станции аэрации в московском Южном Бутове в 1998 году немецкой фирмой SHW Holter Wassertechnik. Построенная станция больше 12 лет была в собственности компании, которая получала средства за её эксплуатацию. А потом станцию передали городу.
Также существуют муниципально-частные партнёрства (МЧП): муниципальные образования проводят открытый конкурс на выбор инвестора. ГЧП и МЧП отличаются только масштабами.
Пример употребления на «Секрете»
«Чтобы удержать людей на Дальнем Востоке и в северных регионах, нужно обеспечить им качественные условия жизни. А это означает серьёзные бюджетные вложения в социальную и коммунальную сферы. Конечно, часть может осуществляться на принципах государственно-частного партнёрства. Но всё равно в этом партнёрстве финансовая нагрузка на государство неизбежно будет высокой, так как в этих регионах дорого любое строительство, а рыночный спрос на услуги — не очень большой».
(Руководитель Экспертного совета по промышленной политике Комитета РСПП Моисей Фурщик — о том, как должна развиваться Россия.)
Нюансы
Государственно-частное партнёрство регламентируют два федеральных закона:
Формы ГЧП:
Соглашение о ГЧП защищает вложения инвестора: оно гарантирует возврат денег. Более того, в этом документе прописывают норму доходности. Если она ниже установленного уровня, государство компенсирует разницу.
Концессия — более рискованная для бизнеса форма сотрудничества. Чтобы вернуть деньги, у инвестора есть определённый срок — период действия соглашения. Вложения должны окупиться за счёт взимаемой с пользователей объекта платы.
Главная сфера, где используется государственно-частное партнёрство, — инфраструктура. Это могут быть:
Цифры
Больше всего концессий заключают в коммунально-энергетической сфере (90%). На социальную сферу приходится 7% и всего 3% — на транспортную.
В Москве реализуются по договорам ГЧП более 50 проектов в различных отраслях:
У государства существует широкий спектр инструментов влияния на экономику. Одним из них является государственно-частное партнерство. Что оно собой представляет? В каких случаях к нему обращаются? Можно ли привести примеры реализованных проектов ГЧП?
Общая информация
Для начала давайте разберемся с терминологией. ГЧП – это один из множества способов развить общественную инфраструктуру, который базируется на долгосрочном взаимодействии бизнеса и государства. При этом частная сторона принимает участие не только в проектировании, финансировании и строительстве объекта, но и в его последующей эксплуатации, предоставлении услуг на созданной базе, техническом обслуживании и реконструкции.
Какие цели при этом преследуются? Главное, чего хочет достичь государство – стимулирование привлечения инвестиций частных лиц и структур в производство потребительских товаров, услуг, работ. Этот подход применяется тогда, когда необходимо обеспечить определенное публично-правовое образование за счет конкретного бюджета, а также сократить участие властных структур в определенном секторе экономики. Последнее выполняется исключительно в тех случаях, когда бизнес может эффективно выполнять возложенные на него обязанности.
С юридической точки зрения ГЧП – это форма взаимоотношений определенного публично-правового образования (например, Российской Федерации, отдельного субъекта РФ, конкретного муниципального образования) и частных лиц. Строятся они на соглашении концессионном (КС) или государственно-частном партнерстве (СГЧП), которые заключаются между участниками. По своей природе они являются гражданско-правовыми документами.
Законодательные основы
Итак, мы уже выяснили, что собой представляет ГЧП. Это неплохое начало, но для более внимательного изучения необходимо узнать множество деталей, на которых базируется этот механизм. Законодательное определение для него содержится в федеральном законе № 224-ФЗ от 13.07.2015. В статье № 3 дается определение ГЧП. Это было уже рассмотрено ранее. Более интересными являются понятия СГЧП и КС. С точки зрения законодательства – это самостоятельные правовые институты.
Таким образом, рассмотрение, заключение и реализация соглашений регулируется разными федеральными законами. Но при этом КС является одной из моделей (форм) ГЧП. Чтобы заключить соглашение, необходимо решение уполномоченного публичного органа, который представляет интересы определенного публично-правового образования. В нем должно четко и недвусмысленно быть объявлено о начале реализации конкретного проекта.
Для заключения КС или СГЧП законодательством предусмотрен процесс проведения торгов в виде конкурса, на котором участники борются за право заключить соглашение. Хотя предусмотрены и отдельные случаи, когда оно заключается без него. Механизм ГЧП – это популярная и быстроразвивающаяся форма взаимодействия между частными инвесторами и государством, которая предполагает распределение рисков между ними.
О моделях и законодательных моментах
Как ранее говорилось, СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами. Отличие между ними заключается вот в чем:
Вот такие формы ГЧП предусмотрены. Какая именно из них будет использована, зависит от преследуемых целей. Какие общие свойства имеют формы ГЧП? Вкратце, это:
О преимуществах для частной стороны
Что же получает инвестор, который выбирает государственно-частное партнерство? Механизмы реализации ГЧП закрепляются в долгосрочном соглашении. Также частник может получить земельный, лесной, водный участок без торгов (но только для реализации оговоренных целей). Еще один приятный момент – это возможность софинансирования проекта публичной стороной или же получение дополнительных гарантий (например, минимальной доходности).
Благодаря наличию довольно широких возможностей для работы часто используются дополнительные способы увеличения выручки. Это и оказание дополнительных платных услуг, и применение оптимальных решений, которые позволяют снизить траты на этапах как создания, так и использования объекта. Также эта модель позволяет закрепиться в сферах, которые традиционно считаются государственными. Кроме того, часть рисков передается публичному партнеру. Это позволяет более уверенно смотреть на реализацию проекта и его последующую эксплуатацию.
О преимуществах для государства
Вот мы и ответили на вопрос о том, что привлекает частный бизнес в ГЧП. А какова выгода для государства? Вот краткий перечень основных преимуществ, которые приносит развитие ГЧП:
Наиболее важным и перспективным здесь является первый пункт. Следует признать, что у государства не хватает денег на полное выполнение всех взятых на себя обязательств. Поэтому механизм ГЧП позволяет минимизировать все негативные моменты и сделать жизнь более комфортной как для граждан, так и для тех, кто обязан заботиться о нас.
Об организации
Как же устроены проекты ГЧП? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим организационные моменты. Основное внимание уделяется процессу подготовки и проведения публичной процедуры, во время которой выбирается частный партнер, заключается с ним контракт, который определяет деятельность, обязанности и права сторон для достижения оговоренных целей, а также обеспечивается контроль за исполнением взятых на себя обязательств. Государственные контракты в виде документов могут быть оформлены в нескольких формах:
По сути, государственные контракты делятся на две модели (об этом ранее говорилось). Но в их основе лежат различные законодательные документы. Перечисленный только что список – это форма контракта, которую он принимает на практике. Это хоть и не значительное, но чрезвычайно важное отличие.
О примерах
Итак, нами уже было рассмотрено понятие, формы, возможные области применения и модели ГЧП. Этой теории хватит, чтобы иметь базу, позволяющую разбираться в реальных ситуациях. Чтобы лучше ознакомиться со всеми механизмами, будут рассмотрены примеры ГЧП как регионального, так и федерального уровня. И первым на очереди у нас Камчатский край.
В 2010 году там было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, что позволяло привлекать средства различных источников для финансирования перспективных инвестиционных проектов. Как дополнение на уроне самого Камчатского края был принят нормативно-правовой документ «О государственно-частном партнерстве». Было предусмотрено ГЧП в виде концессионных соглашений в сфере энергетики. При этом проекты создаются на принципах государственного (или муниципального) и частного партнерств. На территории Камчатского края предусмотрена передача на время объектов имущества с целью реконструкции и последующей модернизации.
Еще один интересный момент, о котором не было упомянуто ранее, – это плата концедента. В чем ее суть? В случаях, когда предусмотрен этот механизм, государство (или орган местной власти) может выплачивать партнеру определенную сумму. Это необходимо в случаях реализации проектов, обладающих низкой инвестиционной привлекательностью. В качестве примера можно назвать социальные объекты.
А что с примерами на федеральном уровне?
Можно ли рассказать здесь о чем-то? Да, есть целый ряд событий, которые были следствием ГЧП. Что же интересует частный бизнес в данном случае? Например, можно привести несколько громких случаев, связанных с транспортной сферой. В первую очередь следует вспомнить о строительстве западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, а также трассу от города к Москве. Но, пожалуй, наибольшую известность в стране приобрела система взимания платы с грузовых автомобилей «Платон», из-за которой довольно длительное время наблюдались забастовки по всей стране.
Но просто количественные цифры не дают полного представления. Поэтому давайте поговорим о стоимости. Сколько денег получили проекты ГЧП? Точнее, частных вложений, ведь государственные деньги – это наши средства, собранные как налоги. В данном случае было привлечено около 700 миллиардов рублей. При этом 440 из них направлены на региональные проекты.
О критике
Практически всегда можно найти людей, недовольных каким-либо нововведением. ГЧП в России тоже поддается критике. И это делают не только простые граждане, но и многие высокопоставленные государственные служащие. Так, можно привести слова главы ФАС Игоря Артемьева, который первого марта 2017 года журналистам заявил, что целый ряд проектов государственно-частного партнерства является имитацией концессии. В качестве аргументации он сообщил, что в них все расходы компенсируются за счет бюджета. И частные компании не вкладывают своих средств. Дополнительно об этом сообщил заместитель главы ФАС Рачик Петросян. По его словам, государственно-частное партнерство используется как механизм для обхода госзакупок. И в качестве подобного злоупотребления был приведен пример строительства дороги Стерлитамак-Магнитогорск.
Одновременно эти слова в штыки воспринимают другие высокопоставленные государственные служащие. Так, например, заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский заявил, что такие заявления представляют угрозу для работы всего механизма ГЧП.
Возможности развития
Безусловно, механизм государственно-частного партнерства заслуживает внимания. Он позволяет сконцентрироваться на создании необходимых проектов, на которые в данный момент времени у государства нет денег. Также благодаря ГЧП можно держать под контролем уровень долгов и успешно реализовывать стратегию по их уменьшению. Но, увы, здесь есть место и для многих негативных аспектов.
Например, если было достигнуто соглашение о том, что работа над проектом финансируется и из бюджета, и из частных средств, то спустя определенное время может оказаться, что по факту все полученные деньги направлялись, скажем, в офшор. Необходимо работать над тем, чтобы такого не происходило.
Также довольно остро стоит вопрос о коррупции. К примеру, после принятия решения о внедрении системы «Платон» было множество неудовлетворенных людей, которые считали, что это результат близкой дружбы Ротенбергов с президентом Российской Федерации. Но тот факт, что об этом говорят, кое-что да значит. Конечно, недостатки есть, но пока с этим будут бороться, совершенствуя сам механизм, дела будут постепенно улучшаться. Не следует считать, что абсолютно все ужасно. Ведь есть люди вроде Игоря Артемьева, которые высказываются против всех недостатков. И есть правоохранительные структуры, борющиеся с преступностью.
Государственно-частное партнерство: что это.
ГЧП: что это?
Для поддержания экономического потенциала страны важную роль играет привлечение инвестиций. Причем в приоритете находится привлечение инвестиций именно местных, казахстанских предпринимателей. Одним из наиболее перспективных и эффективных для казахстанской экономики механизмов привлечения частных инвестиций является государственно-частное партнерство (ГЧП).
ГЧП – это сотрудничество госорганов с частными предпринимателями для реализации различных проектов (как правило, в социальной сфере, ЖКХ, системах жизнеобеспечения, транспортной инфраструктуре и т.д.).
Проектами ГЧП могут выступать:
Партнерство предполагает равновесное распределение между участниками прав, обязанностей, рисков, выгод и затрат. Условия частно-государственного партнерства закрепляются двусторонним договором.
Цель государственно-частного партнерства –это создание долговременного сотрудничества государства и предпринимателей, объединение имеющихся ресурсов и повышение качества и доступности для населения общественных благ и услуг.
Основными задачами ГЧП является:
При взаимодействии государства и частного партнера объединяются ресурсы, возможности, финансы и управленческий опыт обеих сторон. В результате реализация проекта проходит эффективнее и с наименьшими затратами. При этом в основу партнерства заложен принцип равенства при реализации проектов. Государство оказывает предпринимателю-партнеру поддержку в виде:
Предприниматель со своей стороны вкладывает в реализацию проекта:
Помимо собственных средств, источниками финансирования проектов ГЧП могут быть:
Регулируется ГЧП законом №379-V от 31.10.2015 г.
Какие существуют формы и виды ГЧП?
По способу осуществления ГЧП подразделяется на две основные формы:
В свою очередь, контрактное ГЧП имеет следующие виды:
В Казахстане в настоящее время нашло применение только контрактное ГЧП, институциональное же находится на стадии проработки правовой базы.
Какие объекты не могут быть реализованы с помощью ГЧП?
Постановлением Правительства РК №710 от 06.11.2017 г. утвержден перечень объектов, которые не могут быть реализованы в рамках ГЧП. К таким объектам относятся:
Казахстанский центр ГЧП: какова его роль в создании партнерства?
Для того, чтобы на практике заключать партнерские соглашения между государством и частным бизнесом, при акиматах действуют Центры государственно-частного партнерства, которые курируются единым Казахстанским центром ГЧП.
АО «Казахстанский центр ГЧП» создано постановлением Правительства РК №693 от 17.07.2008 г. Единственным акционером его является Правительство РК в лице Министерства национальной экономики.
Каждый из территориальных Центров курирует проекты в сфере ГЧП в рамках своего города (района).
В функции Центра входит:
Территориальные комиссии составляют и утверждают список проектов, которые государство планирует к реализации в рамках ГЧП, обеспечивает их финансирование со стороны государства и оказание иных мер поддержки партнеров в реализации проекта.
Также Центр ежегодно проводит оценку эффективности реализации проектов и вырабатывает рекомендации для партнеров (частных инвесторов).
Какова роль Нацпалаты предпринимателей «Атамекен» в ГЧП?
В создании ГЧП немаловажная роль отводится и Национальной палате предпринимателей. Согласно закону №379-V от 31.10.2015 г. НПП «Атамекен» выполняет следующие функции:
Также, параллельно с Казахстанским центром ГЧП, проводит:
Преимущества и недостатки ГЧП.
Преимущества ГЧП для государства очевидны. Механизм ГЧП позволяет государству снять себя часть административных функций и сократить расходы бюджетных средств на реализацию проектов. При этом выполняется социальная роль государства в части обеспечения населения доступной инфраструктурой. Чем же ГЧП привлекательно для частных инвесторов?
Основным плюсом ГЧП для частного бизнеса является стабильность и надежность партнера в лице государства. Закон гарантирует соблюдение принципа сбалансированности, что означает, что коммерческие риски также распределяются между двумя партнерами. Договора ГЧП предусматривают обязательный пункт об обязательствах государства. А в случае нарушения прав партнера-инвестора, предусмотрена возможность применения им санкций. Как в стабильных условиях, так и в условиях кризиса государство представляется самым надежным партнером. А значит инвестор защищен как от юридических казусов, так и от невыполнения второй стороной своих финансовых обязательств.
Также ГЧП, как правило, подразумевает долгосрочные контракты продолжительностью 5-10 лет. Тем самым инвесторы обеспечивают себе стабильный бизнес с минимальным риском потери средств.
Недостатками ГЧП для частного бизнеса можно считать большое количество бюрократических процедур, а также традиционно невысокую рентабельность проектов социальной сферы.
Перспективы развития ГЧП в Казахстане.
В Госпрограмме развития образования и науки РК на 2020-2025 гг. запланировано увеличение количества школ и детсадов. При этом основное внимание уделяется реализации этих проектов с помощью механизма ГЧП, что означает рост количества проектов в сфере строительства школ и дошкольных учреждений.
На текущий момент наиболее привлекательными для использования механизма ГЧП являются проекты в сфере:
Наименьшее число (но при этом наиболее крупномасштабные проекты) составляют проекты в сфере транспорта и инфраструктуры.
Невостребованными пока остаются проекты в сфере сельского хозяйства и туризма.
С 2017 г. внедрено так называемое «Программное ГЧП», которое нашло наибольшее применение в сферах здравоохранения и образования. Его особенность в том, что проекты ГЧП и их базовые параметры определяются еще на стадии разработки и планирования госпрограмм. Такой подход облегчает частному бизнесу процедуру согласования документации и прохождение экспертиз.
На стадии согласования находится новая форма – «Возвратное ГЧП», подразумевающее возмещение частному инвестору расходов на создание инженерно-коммуникационной инфраструктуры, необходимой для дальнейшей реализации проекта. После возмещения затрат отдельным договором определяются условия дальнейшей эксплуатации созданной инфраструктуры.
Таким образом, для предпринимателей, желающих обрести надежного долгосрочного партнера и обеспечить себе стабильный доход, ГЧП является перспективным направлением. Получить консультации по поводу партнерства можно в Нацпалате предпринимателей.
Государственно-частное партнерство: куда и зачем инвестируют частники
Публично-правовые образования направлены на стимулирование экономического развития и инвестиций, создание и поддержание необходимой инфраструктуры — транспортной, инженерной, социальной, культурной. Однако власти на разных уровнях сталкиваются с финансовым и временным дефицитом, управленческими рисками и нехваткой компетенций и инновационных решений.
На помощь федеральной контрактной системе приходит более гибкая форма взаимодействия — государственно-частное партнерство (ГЧП), легально оформленное в виде концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве.
Проекты в рамках ГЧП: цели, гарантии, риски
Объединенные под общим названием проекты ГЧП должны:
— привлекать инвестиции;
— повышать качество благ, доступных гражданам;
— увеличивать эффективность управления публичной собственностью.
Проекты, реализуемые в форме ГЧП, очень отличаются друг от друга. Среди них могут быть как привлекательные проекты, высококонкурентные и самоокупаемые, так и проекты фактического кредитования публичного образования в рассрочку за счет частных средств.
Например, во время заключения концессионного соглашения на проектирование, строительство, реконструкцию и использование (эксплуатацию) аэропортового комплекса в Новом Уренгое удалось привлечь инвестиции. Изначально регион был готов выплатить более 3,8 млрд руб. в качестве финансирования капитальных затрат и почти 2 млрд руб. в качестве финансирования эксплуатационных затрат. В итоге победила компания, отказавшаяся от публичного финансирования и полностью взявшая на себя весь объем инвестиций (более 7,2 млрд при ожидавшихся 5 млрд руб.) и все эксплуатационные затраты.
Выгоды публичной стороны не означают, что частный партнер — донор проекта. Цель частной стороны — получение прибыли. Участие в проектах ГЧП на начальных этапах требует вложений, но обеспечивает возврат инвестиций и получение прибыли. Гарантией окупаемости может выступать как сама экономика проекта, так и государственные гарантии или государственное финансирование, а также различные компенсационные механизмы. Кроме того, наличие государственных или муниципальных гарантий, возможность залога прав по соглашению, как правило, открывает частному инвестору доступ к более дешевому банковскому финансированию.
В то же время социально значимые проекты в сфере дошкольного и школьного образования, социального обслуживания, культуры довольно часто сталкиваются с проблемой окупаемости: их экономическая составляющая обычно не обеспечивает доходности частного инвестора. В таких случаях используются различные механизмы, усиливающие публичное финансовое участие:
— плата за доступность или минимальный гарантированный доход;
— компенсация при наступлении особых обстоятельств;
— привлечение арендаторов, операторов;
— средства перераспределения рисков.
При отсутствии достаточных бюджетных средств для реализации проекта на основе госконтракта публичная сторона получает в нужные сроки частные инвестиции, которые потом в той или иной мере рефинансирует.
ГЧП заинтересовано в профессионалах
Государственно-частное партнерство привлекает частные компетенции и с их помощью повышает эффективность реализации проектов и качество доступных населению благ. Там, где государственный или муниципальный чиновник связан регламентами, страхом ответственности, бюджетной дисциплиной и собственной безынициативностью, частный инвестор имеет бóльшую свободу выбора формы и способа исполнения возложенных на него в рамках ГЧП обязательств, а также обладает бóльшими возможностями по привлечению внутренних и внешних компетенций. Как правило, частная сторона ГЧП — профессионал в той отрасли, где реализуется проект ГЧП с его участием: автодорожный и авиационный транспорт и связанная с ним инфраструктура, связь, благоустройство, здравоохранение.
Существующая процедура частной инициативы позволяет частным инвесторам самим предлагать свои компетенции и профессионально формировать параметры проекта. Например, футбольный клуб «Зенит» одним из первых в стране сформировал такое предложение в отношении спортивного объекта и успешно реализовал его. «Зенит» принял на себя обязательства по реконструкции, разработке проектной документации и эксплуатации спортивной школы. Участие профессионального инвестора позволило подготовить объект к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Кроме того, эффективность проектов ГЧП достигается также за счет концентрации управления: если муниципалитет должен охватить вниманием десятки и сотни разнородных объектов, частный инвестор обычно может выделить специализированную профессиональную команду под конкретный объект.
Конечно, есть исключения, когда частный инвестор участвует в проекте как «строитель», а не профессионал в отрасли. В этом случае используются арендные операторские схемы или стороны приходят к необходимости расторгнуть соглашение по окончании капитального строительства, в том числе по суду. Особенно остро эта проблема стоит для низкомаржинальных и коммерчески малопривлекательных отраслей, то есть все те же социально значимые объекты в области образования и культуры.
Всего по состоянию на 2018 год в проекты ГЧП было привлечено более 1,8 трлн руб. частных инвестиций, из них больше всего в проекты транспортной (около 1 трлн), коммунально-энергетической (0,5 трлн) и социальной сферы (0,2 трлн).
Порог вхождения в проекты ГЧП
Не все проекты одинаково доступны для частных инвесторов. Порог вхождения зависит от отрасли, уровня проекта и его конкретных параметров, в том числе бюджетной обеспеченности, от необходимости и возможности привлечения банковского финансирования. Оценить требования к наличию собственных средств сложно, так как финансовый объем проекта зависит от многих, в том числе случайных, условий. Инвестиции в муниципальные проекты обычно варьируются в пределах от сотен тысяч до нескольких десятков миллионов рублей, региональные проекты — от нескольких миллионов до миллиарда. Федеральные проекты, как правило, самые дорогие. Например, в 2018 году в транспортной сфере, где реализуется большинство федеральных проектов, на каждый проект приходилось в среднем 12 млрд руб. частных инвестиций, в то время как в коммунально-энергетической сфере, где большинство проектов муниципальные, на проект приходится около 200 млн. При этом для одного из самых компактных проектов местного уровня — артезианской скважины с водонапорной башней в Яльчикском районе — требуется всего 200 тыс. руб. инвестиций.