глубоководный горизонт что случилось на самом деле
Взрыв там был такой, что океан с нефтяным пятном и самой платформой тушили 36 часов. Со всех пожарным судов, каких только можно. А столб дыма над платформой поднимался в высоту на 3 километра. И так и не потушили! Платформа, величиной в два футбольных поля, навсегда опустилось на глубину в 1,5 километра Мексиканского залива. 11 человек погибло от взрыва, еще 17 из 126 человек получили тяжелые повреждения.
Greenpeace, например, уже назвал аварию в Норильске одной из самых масштабных, сравнив ее с разливом нефти с танкера «Эксон Валдиз» в 1989-м году.
Но на «Эксон Валдиз» разлился 41 миллион литров нефти, и это в два раза больше, чем в Норильске.
И эта авария, произошедшая у берегов Аляски, действительно была самой крупной экологической катастрофой на тот момент времени. Танкер обезобразил 2 000 километров береговой лини.
Была самой крупной, пока не настало 10 апреля 2010 года, когда случилась авария на «Глубоководном горизонте».
Но – обо всем по порядку.
С Норильском сейчас ситуацию достаточно понятная. В реках Амбарная и Далдыкан установлены боновые ограждения, чтобы не допустить попадания токсичных веществ в озеро Пясино, а также в реку с одноименным названием и Карское море. А оттуда – в чем главная опасность – в Арктику.
Ориентировочно для устранения очага разлива понадобится 8–10 дней и до 30 дней на зачистку береговой черты. Пятно наблюдается по периметру 1 км на 150 м.
Смущает только одно. Произошло все, как во время Чернобыля. Там, если помните, об аварии сообщили только через несколько дней. Сначала думали – местные, потом – ЦК во главе с Горбачевым. За это время многие в округе успели неизличимо заболеть. А вывезли их оттуда – не по решению власти, а под натиском умаляющих просьб академика Легасова, который тогда и стал главным героем спасения страны. А, возможно, и мира.
Сейчас, правда, пауза оказалась только на одном уровне – местном. Центральная власть нам обо всем сообщила мгновенно. Только вот паузы местной власти, наверное, хватило, чтобы как минимум удвоить эту катастрофу по своим масштабам.
— Дизельное топливо токсичнее, чем нефть, и содержит в себе химические соединения, которые не улавливаются бонами. Часть соединений хорошо взаимодействует с водой, растворяется и просачивается через боны, — сказал Колотов.
Он также отметил, что последствия могут растянуться на несколько месяцев и более. Обеспокоенность у Колотова вызывает и другой факт: по данным его коллег из Всемирного фонда дикой природы, река Далдыкан не впервые окрашивается в неестественный цвет. Это видно по спутниковым снимкам, отмечает эколог.
Он отметил, что если бы разлив произошел в средней полосе, то нефть разложилась бы за 3–4 года, поскольку это природный продукт, и катастрофических последствий на поверхности земли он не вызывает.
В Greenpeace же считают, что эта катастрофа все равно не пройдет бесследно — последствия аварии будут ещё долго наблюдаться, особенно в условиях северной природы, что может поменять жизнь коренных народов и серьезно повлиять на здоровье людей. На восстановление природы потребуется больше 10 лет.
Вернемся в 20-е апреля 2010 года. В 22:00 по местному времени.
Но, по данным Геологической службы США, обнародованным 10 июня 2010 года, количество вытекавшей до 3 июня нефти составляло от 20 000 до 40 000 баррелей!
20 июня 2010 года сенатор от Демократической партии США Эд Марки обнародовал внутренний документ ВР, согласно которому объём ежедневно вытекающей из скважины нефти достигает 100 000 баррелей в сутки! Вместо 1000! Как вначале кто-то пытался скрыть, а кто-то утешить себя, что не все так страшно.
К этому времени само правительство США оценивало объём выброса нефти уже в 60 000 баррелей в сутки.
После обнародования этих данных официальный представитель BP Тоби Одоун выступил с заявлением о том, что BP никогда и не допускал недооценки объёмов разлива нефти. О том, что объём утечки нефти может составлять до 100 000 баррелей в сутки, по его словам, заявлял ещё 2 мая 2010 года Министр внутренних дел США Кен Салазар.
Вообщем, кто-то пытался всеми силами скрыть страшные реалии (1,5 километра глубины, кто и что там увидит?), а кто-то боялся услышать эту страшную правду. Потому что такие объемы могут изменить не то что Мексиканский залив, а весь мир!
Через три месяца после катастрофы объём утечки составлял 80 000 баррелей нефти в сутки, но она почти полностью собиралась специальными куполами и судами.
Нефтяное пятно достигло по площади 75 тысяч квадратных километров, заняв 5% всего Мексиканского залива. Хотя по состоянию на 23 апреля 2010 года – через три дня после взрыва – оно еще составлял «всего» 250 квадратных километров.
Но к 29 апреля нефтяное пятно достигло в окружности 965 километров и находилось на расстоянии 34 километров от побережья штата Луизиана. Вечером 29 апреля оно достигло устья Миссисипи, 6 мая нефть была обнаружена на острове Фримейсон архипелага Шанделур, входящего в один из старейших заповедников США.
4 июня нефть появилась на пляже города Пенсакола во Флориде, считающимся одним из «самых белых пляжей» США.
28 июня нефть достигла штата Миссисипи, где были загрязнены пляжи в 16 километрах от города Билокси.
6 июля сгустки нефти были обнаружены на пляжах в окрестностях городов Галвестон и Техас-Сити штата Техас. Также нефтяные сгустки были обнаружены в крупнейшем озере штата Луизиана Пончартрейн.
Кроме того, были обнаружены многочисленные подводные шлейфы нефти. Уже в мае сообщали о существовании шлейфов нефти размерами до 16 километров в длину, до 5 километров в ширину и 90 метров толщиной. По состоянию на август размер подводного шлейфа достигал уже 35 километров в длину на глубине 1100 метров.
О потерях мира фауны лучше даже не вспоминать. По крайне мере, официально на 2-е ноября 2010 года было собрано 6814 мёртвых животных, в том числе 6104 птицы, 609 морских черепах, 100 дельфинов и других млекопитающих.
Дальше – больше. По данным Управления особо охраняемых ресурсов 2010—2011 годах было зафиксировано повышение смертности китов на севере Мексиканского залива в несколько раз!
Впоследствии и вовсе были обнаружены некие бактерии, якобы поедающие углеводороды, которые повлекли за собой проблемы со здоровьем у жителей побережья залива.
Морской токсиколог Рики Отт считает именно их причиной вспышки ранее не наблюдавшихся кожных заболеваний.
Можно, конечно, здесь еще привести разную статистику о невероятных потерях рыболовной, туристической и нефтяной отрасли США, но, по-моему, здесь это будет не к месту.
Достаточно сказать, что количество истцов к ВР и еще некоторым компаниям, осуществлявшим работу на «Глубоководном горизонте» составило более 100 тысяч. При этом единственный человек, чьё имя озвучено в докладе как виновника, — это инженер BP Марк Хэйфл, который принял решение не проводить анализ, определяющий качество цементирования и отказался исследовать некоторые другие аномалии. Помните, как его потрясающе в кино играет Джон Малкович.
Сбор нефти осуществлялся как в открытом море с помощью специальных кораблей-скиммеров, так и на побережье, где значительная часть работ выполнялась вручную добровольцами и собственниками очищаемых участков. Особую сложность для очистки представляли песчаные пляжи, где нефть смешивалась с песком и работы осуществлялись вручную, и болота, откуда нефть приходилось выкачивать.
Лишь 9 ноября 2011 года в СМИ сообщалось, что Береговая охрана США завершает основные работы по очистке побережья Мексиканского залива от нефти. К этому времени было очищено 90 % загрязнённых участков.
Но это – только начало. Дальше – Гольфстрим. О том, как может измениться жизнь мира, Европы и наша с вами в новом климатической реальности (если предположения ученых верны) – читайте в ближайших постах «Абсолютного рейтинга».
Все дело в том, что администрация Обамы, пытаясь скрыть следы того невероятного масштаба разрушения климата, позволила ВР использовались диспергенты семейства Corexit. Да, они помогли создать видимость благополучия в районе взрыва. Но нефть в огромных количествах покрыла дно залива. Так, в толще вод, например, обнаружено пятно длиной 16 километров и толщиной в 90 метров. Это и многое другое навсегда изменили Гольфстрим.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как это было: катастрофа в Мексиканском заливе
20 апреля 2010 года стало днем триумфа для компании British Petroleum и для команды буровой платформы Deepwater Horizon компании Transocean. Плавучая буровая платформа в 80 км от побережья штата Луизиана в точке, где глубина воды составляла 1,5 км, уже почти завершила бурение скважины, уходящей на 3,6 км под океанское дно. Это была столь сложная задача, что ее часто сравнивали с полетом на Луну. Теперь, после 74 дней непрерывного бурения, компания BP готовилась запечатать скважину Macondo Prospect и оставить ее в таком виде, пока не будет доставлено на место все эксплуатационное оборудование, чтобы обеспечить регулярную подачу нефти и газа. Где-то в 10:30 утра вертолет привез четверых функционеров высшего звена — двух из BP и двух из Transocean — для праздничной церемонии в связи с завершением буровых работ, а заодно по поводу семи лет безаварийной работы этой буровой платформы.
В следующие несколько часов на платформе развернулись события, которые вполне заслуживали бы включения в учебники по технике безопасности. Как и частичное расплавление активной зоны реактора на атомной электростанции Три-Майл Айленд в 1979 году, утечка токсичных веществ на химическом заводе в Бхопале (Индия) в 1984-м, разрушение «Челленджера» и Чернобыльская катастрофа в 1986-м, эти события имели причиной не какой-то один неверный шаг или поломку в конкретном узле. Катастрофа на Deepwater Horizon стала результатом целой цепи событий.
Самоуспокоение
Глубоководные скважины работают без проблем десятилетия подряд. Разумеется, подводное бурение— сложная задача, но существует уже 3423 действующие скважины только в Мексиканском заливе, причем 25 из них пробурены на глубинах более 300 м. За семь месяцев до катастрофы в четырех сотнях километров к юго-востоку от Хьюстона эта же буровая платформа пробурила самую глубокую в мире скважину, уходящую под океанское дно на фантастическую глубину в 10,5 км.
То, что было невозможным, стало рутинной процедурой. BP и Transocean били рекорд за рекордом. Та же технология морского бурения и то же оборудование, которые прекрасно себя оправдали при разработках на мелководье, вполне эффективны, как показала практика, на более серьезных глубинах. Нефтяники, как при золотой лихорадке, ринулись в океанские глубины.
Гордыня подготовила почву к несчастью, которое случилось на буровой. «В случае, если скважина неожиданно начнет фонтанировать, создавая разлив нефти, не следует опасаться серьезных последствий, поскольку работы ведутся в соответствии с принятыми в данной отрасли нормами, используется проверенное оборудование и имеются методики, специально разработанные для подобных случаев. » — так написано в плане изыскательских работ, который 10 марта 2009 года компания BP представила в американскую надзорную инстанцию — Службу эксплуатации месторождений (Minerals Managements Service, MMS) министерства недр США. Самопроизвольное фонтанирование подводных скважин случается сплошь и рядом, только в Мексиканском заливе с 1980 по 2008 год отмечено 173 случая, однако еще ни один подобный выброс не случался на глубоководье. На самом деле ни у BP, ни у его конкурентов не имелось на такой случай ни «проверенного оборудования», ни «специально разработанных методик» — вообще никакого страховочного плана в предвидении какой-либо катастрофической аварии на больших глубинах.
Легкомыслие
Многие годы компания BP гордилась тем, что умеет браться за рискованные дела в политически нестабильных государствах (например, в Анголе и Азербайджане), что способна реализовать изощренные технологические решения в самых глухих уголках Аляски или на огромных глубинах в Мексиканском заливе. Как говорил Тони Хэйуорд, бывший гендиректор компании, «мы беремся за то, чего другие не могут или не отваживаются сделать». Среди нефтедобытчиков эта компания славилась легкомысленным отношением к проблемам безопасности. По данным Центра общественной безопасности (Center for Public Integrity), с июня 2007 года по февраль 2010 года на нефтеперерабатывающих заводах BP в штатах Техас и Огайо из 851 нарушения правил техники безопасности 829 были признаны Управлением охраны труда США «сознательными» или «злонамеренными».
Реальная история нефтяной платформы «Глубоководный горизонт»
В современном мире нефть играет немаловажную роль в жизнеобеспечении Земли. Благодаря ей ездят автомобили, работают многие установки и так далее. Используя нефть человечество в научно-техническом прогрессе продвигается, создавая новые устройства и машины. Но всем издавна известно, что нефть пагубно влияет на окружающую среду: капля этого продукта способна сделать тысячу литров воды непригодной для питья. Сложно даже представить, что будет, если тысячи тонн нефти выльются в океан. Однако, это произошло.
Обычные трудовые будни
Deepwater Horizon – американская нефтяная платформа, название которой переводится на русский язык как «Глубоководный горизонт». Работала эта установка в Мексиканском заливе у месторождения Тайбер. Кстати, платформа являлась рекордсменом по бурению глубоких скважин – рекорд глубины больше десяти километров принадлежит именно ей.
Изо дня в день нефтедобывающая установка работала, продолжая ставить все новые рекорды по добыче полезного ископаемого. По сообщениям различных источников, количество работников составляло от 130 до 160 человек, одновременно находившихся на платформе.
Взрыв на платформе
Что же произошло?
Так как нефть – это, прежде всего, горючее вещество, то и одной искры достаточно, чтобы начался пожар. В апреле 2010 года платформа «Глубоководный горизонт» загорелась. Это реальная история, повлекшая за собой большое количество человеческих жертв.
А причиной возникновения пожара стала халатность людей, работающих на Horizon. Мониторы уже давно показывали сильные скачки давления, но никто не обращал на это внимания. И клапана не выдержали, а наружу вырвался горючий газ метан. Одной только искры достаточно, чтобы платформа превратилась в горящий факел. Так и произошло – все окуталось огнем.
Все люди, находящиеся на рабочих местах, спасались как могли: кто-то прыгал с высоты в 25 метров, кто-то по «головам» бежал к спасательным лодкам. В итоге, серьезные ранения были получены семью людьми, одиннадцать человек пропали без вести, а четверо находились в критическом состоянии.
Нефть разливается на большое расстояние
По сообщениям западных средств массовой информации, нефть разливалась более 150 дней. За такой солидный промежуток времени скважина «выдавила» из себя пять миллионов баррелей нефти (к сведению, один баррель – это примерно 159 литров). Каждые сутки из нефтяного канала вытекало пять тысяч баррелей природного ископаемого.
Пятно нефти в океане достигло умопомрачительных цифр – 75 тысяч квадратных метров. Расстояние до близлежащего берега всего 34 километра, в частности, до штата Луизиана. Природное сырье распространялось с бешеной скоростью, засоряя реки и озера.
Страшно представить, что могло произойти, когда нефть дотянется до теплого течения Гольфстрим. Если бы это все-таки случилось, то Западные побережья Европы были бы окутаны нефтью. А вся флора и фауна попросту начала погибать.
Что повлекла за собой катастрофа?
Последствия катастрофы были очень серьезные. Конечно же, первым делом страдает экология. Только представьте – было загрязнено нефтью почти 1800 километров побережий. Естественно, после всего произошедшего воды больше не пригодны для отдыхающих, а побережья «покрашены» в черный цвет. Запрет на рыбную ловлю введен в нескольких штатах Америки.
Множество животных погибало: было обнаружено около 600 мертвых черепах, тонны мертвой рыбы, много мертвых птиц. Запрещены различные промысловые работы в водах Мексиканского залива.
Многие отрасли страдали от произошедшей катастрофы: нефтяная, туристическая и рыболовная отрасли понесли колоссальные убытки. Третья часть всего залива была закрыта для рыболовов. Хоть и другая часть была в свободном доступе, все равно были проблемы при реализации продукции.
Устранение последствий аварии
Ликвидировать последствия катастрофы принялась служба береговой охраны Соединенных Штатов Америки. Более 1000 человек и 6000 военнослужащих принимали участие в операции. Множество кораблей, барж и лодок пытались очистить воду от злокачественной нефти.
Самый действенный способ ликвидации нефтяного пятна – это выжигание. В ночь с 28 на 29 апреля 2010 года пятно было подожжено первый раз вблизи штата Луизиана. За все время ликвидации последствий произведено больше четырехсот случаев выжигания. Конечно же, свои плоды это дало.
Один из действенных способов очистки воды – это распыление при помощи самолетов специального химического раствора – диспергента. В данном случае нефть будет разбита на небольшие пятна, которые под тяжестью собственного веса опустятся на дно.
Последний способ – это обычный сбор нефти. Он осуществлялся либо при помощи специальных судов-скиммеров (так называемых сборщиков), либо при помощи добровольцев на побережье. Сложно было очистить песчаные пляжи, так как нефть попросту смешалась с песком, прекратившись в однородную массу.
Причины аварии
Расследованием причин катастрофы занимались две организации – ВР и Береговая охрана Соединенных Штатов Америки. По версии первых, главная причина – антропогенная. Человек попросту не уследил за приборами, показывающими критические значения.
А «береговики» думают иначе. По их мнению, виновата компания ВР, так как они пытались сократить расходы на добычу нефти. Вследствие этого некоторые правила техники безопасности не были соблюдены. Именно это версия в настоящее время является официально признанной и заключительной.
Вывод
Конечно, реальная история «Глубоководного горизонта» является страшным событием, повлекшим за собой смерти людей, экономические развалы и природные катастрофы. Именно эти факты должны заставить быть более бдительными, ведь из-за простой халатности рабочих был нанесен серьезный ущерб всем отраслям промышленности. Средства массовой информации активно призывают людей более тщательно наблюдать за происходящим вокруг, чтобы больше последствия такого уровня не повторялись. Но, к сожалению, не всегда все так, как хочет общественность.
Правда о «Горизонте», нефти, катастрофе и алчности
Став технологической цивилизацией, человечество окончательно «подсело» на иглу глобального «наркотика» – углеводороды. В тайге, в болотах, в степи, в пустыне, подо льдами, на дне океана люди качают «чёрное золото» и находят «чёрную смерть» в виде технологических катастроф. Сегодня об одной из них. Она произошла шесть лет назад – одна из самых масштабных в истории. И она вновь произойдёт завтра, 29 сентября, в «Удокане» в «документальном» блокбастере-катастрофе «Глубоководный горизонт».
Нефть, «бочка», платформа
Нефть (из тур. «neft», от персидск. «нефт», она же petroleum) – природная маслянистая горючая жидкость со специфическим запахом, состоящая из сложной смеси углеводородов различной молекулярной массы и некоторых других химических соединений. Цвет: обычно чёрный, бывает буро-коричневым, светло-жёлтым и даже насыщено-зелёным или вообще бесцветным. Имеет специфический запах, варьирующийся от лёгкого и очень приятного до тяжёлого и очень неприятного. Сырая нефть по плотности бывает: лёгкой, средней и тяжёлой, как жидкой, так и едва текущим плотным веществом. Добытую нефть на мировом рынке измеряют в баррелях («бочках»). Один баррель равен 158,988 литрам. Добывается посредством бурения скважин как на суше, так и в акватории океана (либо других водоёмов) при помощи специальных морских буровых судов и платформ.
Одно морское месторождение может выдать за один день 250 тысяч баррелей нефти-сырца. Этого достаточно, чтобы наполнить бензобаки 2,5 миллионов автомашин.
На постройку новой нефтяной платформы необходимо 4 года и 500 миллионов долларов.
Одна буровая платформа ежедневно добывает нефти на 4 миллиона «зелёных».
На сегодня в мировом океане действует 100 разведывательных морских буровых платформ, ряд из которых способны пробуривать скважины свыше 10 000 метров. До 20 апреля 2010 года одной из них была Deepwater Horizon с экипажем-бригадой в 126 человек.
Платформа Deepwater Horizon
Она была построена для сверхглубокого бурения южно-корейской судостроительной компанией Hyundai Heavy Industries и спущена на воду в конце февраля 2001 года. К июлю её взяла в аренду нефтегазовая компания ВР – «Бритиш Петролеум» (вторая в мире по величине компания, занимающаяся торговлей и добычей нефте-углеводородов) и отбуксировала к месту эксплуатации в Мексиканский залив.
В феврале 2010 года на месторождении Макондо платформа Deepwater Horizon приступила к бурению скважины на глубине 1500 метров. Вскоре нефть была обнаружена. Бур был вынут и, чтобы нефть не вытекала в море, скважину на дне, как это и полагается, запечатали «превентором» (от лат. Praevenio – предупреждаю) – особой «пробкой-втулкой» высотой 15 метров, весом в 27 тонн и специальными контрольными приборами, связанными с пультом управления всего этого сооружения. Для дополнительной герметизации пространство вокруг скважины цементируется и опрессовывается под давлением специальным цементом. Добыча «чёрного золота» началась с интенсивностью 8000 баррелей в сутки.
Накануне ада В этот раз у Deepwater Horizon появился ряд проблем, ставших фатальными. Среди них: низкое качество цемента для герметизации скважины (нефтедобытчики-«фирмачи» экономили), его марка (использовали цемент, насыщенный азотом, отлично схватывающийся за определённое время со скальными породами, но требующий чрезвычайно внимательного обращения). В не успевший окончательно застыть цемент проникли пузырьки газа из воды и образовали крохотные каналы, по которым в скважину могли проникать нефть, углеводороды, вода. Наконец, сам превентор оказался новым опытным образцом и был почти в нерабочем состоянии (зато дёшево достался компании ВР). (На прилагающейся фотоиллюстрации можно увидеть, что представлял собой превентор Deepwater Horizon).
В аду В первых сообщениях не говорилось о том, как там происходила борьба за выживание. Ревел сигнал бедствия: «Пожар на платформе! Всем покинуть судно!». На платформе было 126 человек персонала и рабочих. В первую минуту после взрыва их стало на шестеро меньше – двое инженеров, пытающихся заблокировать работу дизелей, сгорело мгновенно, за ними ещё четверо специалистов в нижних помещениях платформы.
На самой платформе разворачивалась трагедия. Иные ударились в панику, жестоко боролись за право попасть в спасательные шлюпки, которых на платформе всего две, и кричали, что пора их спускать, другие требовали с кулаками подождать отстающих, третьи в страхе сгореть заживо бросались с высоты 25 метров (десятиэтажный дом) в воду. Кто-то впал в состояние шока и полной прострации, но нашлись и те, кто не уповал на спасателей, которым требовалось время, чтобы достичь места аварии, отважно приняли вызов и вступили в яростную схватку со смертью, спасая своих более слабых коллег и раненых.
Платформа горела в почти 40 часов! Чёрный дым, беснуясь, поднялся на три километра в атмосферу. Подоспевшая через некоторое время после взрыва флотилия пожарных судов (шесть бортов) так и не смогла окончательно справиться с огненным адом, бушевавшем на платформе, и 22 апреля она затонула на глубине полутора километров. Но ужас продолжался – даже из-под воды в небо рвалась бушующим пламенем порождённая человеком преисподняя. 115 человек «Глубоководного горизонта» были спасены, 17 из них получили поражения различной тяжести. В огненном нефтяном аду осталось навсегда 11.
А далее началась ещё более страшная катастрофа. Экологическая. Но она осталась «за кадром» фильма, о котором пойдёт речь ниже.
Опасная «нефтерадиация» покрывает всё, к чему ни прикоснётся, ядовитой плёнкой, отравляя на десятки (и даже сотни) лет почву и воду. К примеру, выловленную даже в слабо заражённой нефтью воде рыбу уже ни в коем случае нельзя употреблять в пищу. Ещё пример: если в пресную воду попадёт хотя бы 0,0005 мг/л нефти (или её производной – бензина), из-за неприятного запаха её невозможно будет пить. Всего один литр бензина может полностью сделать непригодным для употребления 20 тысяч кубометров воды.
Попытки остановить утечку «чёрной смерти» из повреждённой скважины начались сразу, как затонул «Глубоководный горизонт». Но только спустя пять месяцев после аварии, после целого ряда неудачных решений и ценой жизни двоих специалистов, 18 сентября повреждённая скважина на глубине 1500 метров посредством закачки в неё цемента и полной герметизации была остановлена.
Против «чёрной смерти»
За это время в залив вытекло более 5 миллионов (или 795 миллионов литров!) баррелей «чёрной смерти». Гигантское нефтяное пятно диаметром почти тысячу километров и площадью в 75 тысяч квадратных километров было отлично видно даже из космоса. Некоторые его шлейфы уходили на глубину более тысячи метров.
С дрейфующей смертью боролись всеми способами: боновыми заграждениями, распылением диспергентов (особые вещества-пластификаторы «разбивающие» нефтяную плёнку), контролируемым сжиганием (441 сжигание, каждое продолжалось от 7 минут до нескольких часов, в зависимости от размеров нефтяного пятна), распылением искусственно выведенных бактерий-деструкторов (пожирают нефть) и обычным механическим сбором нефти при помощи специальных судов – скиммеров. Лишь к 9 ноября 2011 года было объявлено, что 90% побережья Мексиканского залива очищено.
Ответчик – капитализм
Виновниками гибели «Глубоководного горизонта», 11 человек её персонала и последующей экологической катастрофы явились компании: Transocean Ltd. (собственник платформы), Halliburton (подрядная организация, проводившая глубоководное цементирование скважины), но прежде всего ВР. «Бритиш Петролеум», как типичный продукт капиталистического мира, стремящаяся во что бы то ни стало извлечь максимум дохода, при минимуме затрат, просто сэкономила на расходах по разработке скважины, ради чего пренебрегла рядом норм по безопасности её обслуживания и эксплуатации. Результат был предсказуем.
«Газетный» сценарий
Вскоре после аварии на «Глубоководном горизонте» в еженедельнике «The New York Times» была опубликована большая статья Дэвида Барстоу и Лэвида С. Роде «Последние часы Deepwater Horizon» о трагических событиях на нефтяной платформе. 8 марта 2011 года произошло довольно редкое (если не уникальное) явление для кинематографа США – кинокомпаниями Summit Entertainment, Participant Media и Imagenation были куплены права на экранизацию статьи в газете! (В этом деле американцы оказались не первыми – ещё в СССР газетные и журнальные статьи и даже заметки экранизировались. Порой с большим успехом. Пример: «Кавказская пленница» Л. Гайдая, «Берегись автомобиля» Э. Рязанова.).
Летом 2014 года был написан сценарий фильма, в который было вложено порядка 156 млн долларов, и он обрёл ранг «блокбастера». Режиссёром проекта стал Питер Берг, знающий толк, как в «простых» зрелищных картинах («Хэнкок», 2008), так и в «морских» («Морской бой», 2012). На главные роли отважных американских работяг были приглашены Марк Уолберг («Идеальный шторм, «Маск Пэйн»), Курт Рассел («Нечто», «Побег из Нью-Йорка»), Джон Малкович («Воздушная тюрьма», «РЭД»), Дилан О’Брайен («Бегущий в лабиринте»).
Прежде чем приступить к съёмкам, актёры прошли основную часть спецкурсов по подготовке пожарных, специализирующихся на тушении объектов, содержащих нефтепродукты, участвовали в нескольких учениях и даже выезжали на тушение реального возгорания. О сюжетной основе фильма, созданного на реальных событиях говорить нет смысла, тем более, когда вы, уважаемые друзья уже в курсе этих событий.
Начиная с 29 сентября всем добро пожаловать к экрану «Удокана» – в море, нефть, газ и огненный ад «Глубоководного горизонта»!
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№38 (1418) // 21.09.2016 г.