гонка критериум что это
Критериум. Принцип действия и соревнования. Особенности
Критериум, или «крит», как сокращенно именуют спортсмены, — очень интенсивная и зрелищная велогонка. Особенно популярна она в Австралии и Соединенных Штатах, где ее участниками становятся многие профессиональные гонщики. Да и во многих других государствах крит выступает самостоятельной дисциплиной, по нему проходят национальные чемпионаты.
Что представляет собой критериум
Это групповой заезд на велосипедах по кольцевому маршруту, проходящему по городским улицам. Дороги общего пользования на время проведения состязаний обычно закрываются для других участников движения. Один круг, как правило, имеет протяженность 2-3 км, но возможны варианты от нескольких сотен метров до 10 км. В процессе гонки спортсмены делают несколько кругов с максимальным ускорением, преодолевая при этом подъемы и крутые повороты. Темп велогонки увеличивается на последних кругах, когда участники делают финальный рывок.
По продолжительности критериум уступает обычной шоссейной гонке. Один заезд длится 45-60 мин. Причем организаторы состязаний могут по своему усмотрению определить продолжительность гонки одним из следующих способов:
Победителем в заезде становится тот, кто первым пришел к финишу, не отстав при этом от соперников ни на один круг. Но иногда организаторами может быть предусмотрен другой порядок: помимо основного финиша могут устанавливаться и промежуточные, за которые начисляются очки, учитываемые при распределении мест. За первое место на промежуточном финише начисляется 5 баллов, за второе – 3, за третье – 2, за четвертое – 1. На последнем финише за аналогичные места начисляются удвоенные баллы.
Существует в критериуме и такое понятие, как «престижные круги». За них предусмотрен промежуточный приз. Некоторые велогонщики участвуют в гонках исключительно с целью победить в «престижных кругах», иные же стремятся к первенству во всем заезде. Критериум позволяет спортсменам показать свои навыки в управлении велосипедом, ведь им приходится преодолевать сложные и даже опасные ситуации, соревнуясь при этом со множеством противников. Самыми важными навыками считаются прохождение виражей, выполнение маневров, определение более выгодной позиции на маршруте. Кроме того, спортсмену обязательно иметь хорошую физическую форму и уметь быстро набирать ускорение.
Почему популярен
Правила этой гонки задают высокий ритм соревнованиям. А с учетом того, что маршруты прокладываются по городским улицам и за ними удобно наблюдать зрителям, критериум завоевал признание по всему земному шару.
Пусть заезды непродолжительны по времени, но при этом они проходят на значительно больших скоростях. За ними удобно наблюдать болельщикам, так как на каждом участке маршрута можно увидеть несколько раз одного и того же участника. А поскольку мероприятие организуется в городе, многим зрителям вообще никуда не приходится ехать, чтобы посмотреть соревнования.
Критериум отличается высокой динамичностью, борьба в нем ведется со старта и до финиша. Для победы гонщику требуется собственная тактика, отличающаяся от остальных, а также навыки спринтера и мастерское владение велосипедом. двигаться по трассе в черте города совсем нелегко, поскольку группа участников очень плотная, а виражей на маршруте немало.
Тактика в критериуме
Она аналогична любой групповой гонке, но при этом для выявления чемпиона применяются более жесткие требования. Победа одного участника во многом зависит от других членов команды. Поэтому в основе тактики лежит коллективная борьба, где каждый участник обязан помочь своему товарищу, имеющему все шансы на победу. Так, несколько спортсменов, идя наравне с товарищем, стремящимся к финишу, незадолго до заветной черты ускоряются и поочередно раскатывают своего лидера. А на последних 100 м, гонщик с большим запасом сил делает рывок вперед и устремляется к финишной линии. Такой прием позволяет добиться первенства с меньшими затратами сил и энергии.
Но описанному выше маневру имеется и контрприем. Так, гонщик преследует противника, которого ведут к финишу его товарищи, и на последних 100-150 м. до финиша вступает с ним в ожесточенную борьбу. Этот способ позволяет дезориентировать соперника, заставить его поменять тактику.
Некоторые гонщики поддерживают достаточный темп во время заезда, но для решающего рывка у них не хватает сил. Тем не менее, их роль для команды очень важна, поскольку они задают темп во время гонки и разрушают организацию финишей у противников. Ведь тот, кто лидировал на промежуточном финише посредством мощного рывка, необходимо восстановить свои силы, а подобная тактика не дает возможности лидерам-соперникам набраться сил для следующего броска. Но зато один из темповиков получает шанс сделать решительный рывок и вырвать преимущество, а затем со своими коллегами зарабатывать дополнительные баллы на промежуточных отрезках.
Нередко вся команда направляет свои силы на победу одного из своих товарищей. Однако такая тактика оставляет вероятность победы для других членов группы. За лидером устремляется вся остальная группа, и тот, кто добился в этом успеха, на финишной прямой может побороться за первенство. Критериум отличается быстрой сменой лидеров, что повышает темп соревнования и создает преграды для успеха потенциального финишера.
Спортсмен, выступающий лидером, не всегда стремится получить дополнительные баллы на промежуточных финишах. Зачастую его усилия направлены на помощь коллегам по команде. Такое разнообразие приемов и контрприемов создает возможность для всех участников бороться за победу, создавая порой совсем непредвиденные ситуации, совершенствующие тактические навыки гонщиков.
Немного истории
Как уже говорилось выше, критериум особенно популярен в Америке. Наиболее известными соревнованиями выступают гонки Red Hook Crit, где спортсмены выступают на специальных велосипедах, именуемых fixed-gear. У них фиксированная передача, отсутствуют тормоза и свободный ход. Первый раз такая гонка прошла в 2008 г. в Нью-Йорке. Она быстро завоевала популярность, и число ее участников неимоверно выросло. Вскоре Red Hook Crit стал проводиться не только в Соединенных Штатах, но и в станах Европы — Франции, Германии, Англии. В 2019 г. гонки этой серии прекратились, но организаторы обещают их скорое восстановление.
Популярность критериума способствует тому, чтобы в нем принимали участие и мастера велосипедного спорта. Поэтому команды, выступающие на fixed-gear велосипедах, сегодня состоят не только из любителей. В их состав все чаще входят и профессионалы, такие как Филиппо Фортин из Италии и Иван Гарсия из Испании. В гонках в июле-августе каждого года принимают участие и звезды известных шоссейных гонок «Тур де Франс». Для них состязания проводятся в Бельгии и Нидерландах, собирая огромное количество зрителей. За участие в гонках звездам выплачиваются неплохие гонорары.
В июле 1995 г. участники «Тур де Франс» посетили Россию, где состоялся критериум. Инициаторами этого мероприятия выступили директор гонки Жан-Мари Леблан и председатель Комитета по физической культуре России Валерий Сысоев.
Гонка получила название «Masters Criterium» и прошла в г. Москва. В ней поучаствовали:
Участники заезда 22 раза объехали вокруг Московского Кремля. Победу одержал Индурайн. Но особого значения это не имело, поскольку в подобных «звездных» соревнованиях будущий победитель нередко определяется организаторами еще до начала гонки.
Что такое критериум в велоспорте?
В велоспорте существует множество форм велогонок, классифицирующихся по типу принимающих в них участие велосипедов и интенсивности езды. Возможно одной из наиболее интенсивных и зрелищных гонок на велосипедах является «критериум», или, как её часто сокращенно называют между собой велосипедисты, «крит». Критериум проводят на коротких, замкнутых в кольцо маршрутах, проходящих по дорогам городских кварталов, которые на время соревнования закрываются для автомобильного транспорта. Обычно длина маршрута не превышает пяти километров, и во время соревнования велогонщики проезжают маршрут несколько раз на максимально возможной скорости. На маршрутах часто встречаются сложные повороты и крутые подъемы.
Критериум – это сильно сокращенная версия многоуровневой дорожной велогонки, длящейся около 45 – 60 минут. Каждая велогонка имеет свои правила. В критериуме велогонщики едут по установленному маршруту определенное количество времени, а после его истечения ещё оговоренное количество кругов этого же маршрута. Например, 45 минут + 5 кругов. Темп велогонки критериум возрастает на последних кругах, когда велогонщики готовятся к совершению финального рывка.
Чтобы велогонка сохраняла высокий темп, в критериуме существуют так называемые «престижные круги», победитель которых получает промежуточный приз и признание среди опытных велогонщиков. Престижные круги не дают велогонщикам расслабиться и не позволяют им выжидать окончания основного времени работая педалями в пол накала, экономя силы для рывка в финальных кругах. Одни велогонщики соревнуются ради победы только в престижных кругах, другие ради победы во всей гонке. Существуют также велогонщики, выполняющие функцию помощника. Их задача заключается в оказании помощи и поддержке члена своей команды для одержания им победы.
Участие в критериуме очень хорошо демонстрирует способность велогонщика управлять велосипедом. В этой гонке велогонщику важно уметь управлять велосипедом в сложных, и часто опасных ситуациях, когда вокруг множество таких же соперников, жаждущих одержать победу. Умение проходить повороты, маневрировать, занимать более выгодные позиции – всё это очень важные навыки в критериуме. Велогонщики должны быть в отличной физической форме и уметь не только быстро разогнаться, но и обогнать ускоряющегося соперника. Такие условия задают велогонке очень интенсивный ритм. Благодаря проходящим по общественным улицам маршрутам, и удобным наблюдением за ними, гонки критериум получили огромную популярность во всем мире.
Критериум
Крите́риум — в шоссейном велоспорте групповая круговая (кольцевая) гонка, как правило по улицам города, по очкам.
В критериуме длина одного круга, как правило, составляет от одного до трёх километров, количество таких кругов — до пятидесяти. Через определённое количество кругов устраивается промежуточный финиш, где первый пересекший черту гонщик получает 5 очков, второй — 3 очка, третий — 2, четвёртый — 1. Длина круга и количество кругов в гонке может сильно варьировать (к примеру: каждый пятый круг — промежуточный финиш, двадцатый круг (середина гонки) — очки за финиш удваиваются), это определяет оргкомитет гонки и судейство. Таким образом, критериум представляет собой зрелищную динамичную гонку, изобилующую тактическими хитростями, которые видны зрителю, и требующую большой физической выносливости. Критериум напоминает групповую гонку по очкам на треке, только в критериуме может быть как индивидуальный зачет, так и командный, а на треке — только индивидуальный.
Очень часто критериум проводится после окончания какого-либо супер тура в целях рекламы того или иного коммерческого предприятия, проекта, при этом являяся одним из способов дополнительного заработка для профессионалов.
Полезное
Смотреть что такое «Критериум» в других словарях:
критериум — а, м. critérium m., нем. Kriterium < гр. kryterion мерило, средство суждения, способность различения. 1. Устар. Признак, на основании которого производится оценка. определение или классификация чего л.; мерило суждения, оценки. БАС 1. Таинство … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КРИТЕРИУМ — признак, по которому можно отличить истинное от ложного; мирило истинности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. КРИТЕРИЙ или КРИТЕРИУМ (лат. criterium). Верный признак для распознавания истины, которым… … Словарь иностранных слов русского языка
критериум — см. критерий Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. критериум сущ., кол во синонимов: 2 • … Словарь синонимов
КРИТЕРИУМ — [тэ], критериума, муж. (книжн. устар.). То же, что критерий. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КРИТЕРИУМ — (проф.), традиц. приз для л. верховых п д 2 3 лет в гладких скачках на д цию 1200 м … Справочник по коневодству
Критериум — I м. устар. Признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; критерий. II м. Велогонка по короткому городскому кольцевому маршруту; пролог (как оценка сил и возможностей участников соревнований… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
критериум — крит ериум, а (устар. к крит ерий; велогонка) … Русский орфографический словарь
критериум — (грч. kriterion) 1. мерило за оценување на нешто, основа за правење разлика 2. начело според кое некој се раководи … Macedonian dictionary
критериум — критери/ум/ … Морфемно-орфографический словарь
Тактика в критериуме
Автор: best-of-moto · Опубликовано 08.10.2012 · Обновлено 25.06.2018
Спортивная борьба, которая ведется в гонке критериум, основана на применении тактики свойственной обычной групповой гонке, со всеми ее контрприемами и приёмами. Критерии при определении победителя в данном соревновательном виде сопряжены с более твёрдыми требованиями к ее участникам.
Правильно, в критериуме имеется пара промежуточных финишей. Первое место на промежуточном финише приносит 5 бонусных очков, второе – 3 очка, третье – 2, четвертое – одно очко. Эти же позиции, занимаемые спортсменами на последнем финишном отрезке, приносят удвоенные бонусные очки.
Устремления гонщиков по комплекту бонусов на промежуточных этапах активирует их, обостряя борьбу за победу на финишном отрезке.
Критериум — групповая гонка для шоссейников, гонка, которая выглядит достаточно эмоционально. Тут твоя победа сильно зависит от помощи и взаимодействия сотрудников по команде. На каждом промежуточном финише смогут повстречаться соперники, каковые выкладываются по полной, оказывая хорошее противостояние.
Исходя из этого участникам гонки дается установка придерживаться тактики коллективной борьбы, всячески помогая собственному товарищу, что может добиться победы. Пара гонщиков, держа на колесе собственного товарища, что будет финишировать, приблизительно за километр до финишной черты разгоняются и оставшиеся полкилометра попеременно раскатывают собственного товарища. А на оставшейся стометровке гонщик, что сохранил больше сил, и борется за пальму первенства выходит вперёд и спешит к финишу.
Данную тактику используют все команды, стараясь занять предпочтительное положение перед завершающим броском у финишной черты. Отличную позицию возможно занять в следствии последовательности действий, каковые направлены для выигрыша гонки с мельчайшими энергетическими затратами. Но данному маневру противопоставляют следующий контрприем.
Спортсмен садится на колесо гонщика, которого ведут к финишу его коллеги по команде и начинает с ним бороться за сто — сто пятьдесят метров до финишной черты. Данный прием использовал таковой узнаваемый гонщик, как Ааво Пиккуус. Он вырывал победу и параллельно психологически травмировал соперников, принуждая поменять их тактику.
Многие участники гонки критериум не отличаются достаточным рывком, не смотря на то, что смогут сохранять достаточно хороший темп в езде. Им то и предстоит разрушать организацию финишей у команд-соперников. Финишный рывок требует больших затрат энергии и, ясно, что любой очередной финиш, тем кто борется за очки, требуется непосредственный отдых и восстановление энергии.
Для гонщиков, задающих темп, основной задачей на начальных финишных отрезках есть отказ от активности в добывании очков для возможности создавать ускорение перед финишной чертой и поддерживать скорость в течении всей гонки. Такая тактика лишает возможность у финишера вернуть энергию по окончании выполненного рывка и поддерживать борьбу на более действенном уровне. Это разрешает темповику совершить решительный бросок и взять явное преимущество, дабы попеременно с товарищами по собственной команде добывать бонусные очки на промежуточных отрезках.
Время от времени команда все усилия и свои действия направляет для победы одного из велосипедистов собственной команды. Но это не исключает шанса на победу кого-то из тех, кто находится в составе неспециализированной группы. Организуется гонка за теми, кто ушел в отрыв, и при успехе, тут же организуется новая атака за выбор лучшей позиции дабы победить на финишном отрезке. Быстрая смена одной лидирующей группы второй увеличивает темп гонки, что формирует препятствие для успеха финишера.
Гонщики-темповики берут инициативу в собственные руки. Исходя из этого, сочетание контрприемов и приёмов в критериуме позволяет в проведении победы и борьбы в гонке.
Гонщику, что есть фаворитом, иногда не нужно устремляться завоевывать очки на финишных отрезках. Ему направляться помогать своим товарищам, каковые не являются ему соперниками. Множественность ходов каждой участвующей в гонке команды порождает иногда непредвиденную обстановку, которая разрешает гонщикам совершенствоваться в области тактики.
Опыт участия в критериуме благоприятно отражается на успехе в простой групповой шоссейной гонке.
Велоспорт.In Velo Veritas. Командна тактика.
Критериум — «Южный рубеж» или самое интересное из мира шоссе
Свежий отчет с соревнований критериум «Южный рубеж» 22.08.2015
В минувшие выходные, я, Андрей Пантелеев выступал на гонке критерум «Южный Рубеж» которая проходила в Санкт-Петербурге. Мой гоночный инвентарь это шоссейный карбоновый велосипед SCOTT Foil, который был собран и подготовлен к старту в мастерской BikeTrip.
Гонка критериум — это, на мой взгляд, наиболее зрелищное и жесткое шоу в шоссейном велоспорте. Представляет из себя кольцевую гонку, трасса которой проходит по улицам нашего прекрасного города Санкт-Петербурга.
Схема трассы критериума «Южный рубеж»
Длина круга составляет от одного до трех километров, а количество таких кругов может достигать пятидесяти. Через определенное количество кругов утраивается промежуточный финиш, где присваиваются очки : первому пересекшему — 5 очков, второму — 3, третьему-2, четвертый получает 1 очко, изюминкой гонки служит и то, что на определенных финишных кругах бонусные очки могут удваиваться, например, на 5, 10, 15, либо на заключительном финише, порядок финишей и их » стоимость» определяет судейская коллегия и организаторы старта.
Старт категории » Элита «
Все это делает гонку очень зрелищной и динамичной, изобилующей тактическими уловками и командными решениями, а самое главное, вся » игра» видна зрителю.
Как не странно, но во-время выступлений на шоссе гонка критериум была самой выигрываемой мной, а вместе с тем и любимой, поэтому узнав о предстоящем старте, было решено принять в нем участие и показать всю мощь и красоту команды BikeTrip Racing Team.
Выходя на старт я всегда ставлю перед собой высокие цели, программа максимум — победить в соревнованиях, попасть на пьедестал почета, или программа — минимум как-либо отметиться на гонке, проведя ее активно и продуктивно, критериум «Южный рубеж » не стал исключением и с самого старта я уезжаю в отрыв, задача минимум продержаться разгонный круг и побороться за очки на промежуточном финише, сказано-сделано финширую вторым, получаю 3 бонусных очка.
Папа — Андрей работает в отрыве не щадя себя и партнеров по побегу
Практически сразу после финиша вливаюсь в основную группу и стараюсь прийти в себя, что и говорить, скорость в отрыве была от 45-52 км/час, в финишном створе удалось развить 57 км/час. Программа минимум была выполнена, бонусные баллы получены, но самолюбие требовало «продолжения банкета» и я решаю «попробовать ногу» в финише из общей группы — получилось отлично, на следующих пяти промежуточных финишах дважды заезжаю вторым и еще разок третьим, набрав в итоге 9 очков занимаю далекое от пьедестала, но все же почетное 5-ое место.
Готовлю финишный рывок
Отдельно хочу сказать слова благодарности организатору соревнований Алле, за ее энтузиазм в возрождении велоспорта на шоссе и критериума в частности.
Фото с соревнований можно посмотреть по ссылкам ниже.