гонки rds что это
Российский дрифт. Как хулиганские гонки стали большим бизнесом
Почему дрифт популярен в России
Если бы не коронавирус, сезон 2020 года для российского дрифта мог стать знаковым и прорывным: впервые заезды должны были показать по телевизору. Телеканал «Матч ТВ» купил права на трансляции у «Российской дрифт серии» (РДС/RDS) — главного организатора этих соревнований в стране.
Впрочем, и без телеаудитории российский дрифт не обделён вниманием. На этапы в 2019 году приходили до 18 500 зрителей, что сопоставимо со средней посещаемостью футбольных матчей Российской премьер-лиги. Ни одни другие гонки не вызывают такого интереса у россиян — конечно, за исключением «Формулы-1» (посмотреть на Гран-при России в Сочи приходят до 60 000 человек).
Причин для такой популярности несколько. Главная — зрелищность. В каждый поворот машины входят в заносе, часто на скорости более 100 км/ч, и при этом движутся почти перпендикулярно трассе — то есть едут боком. Всё это сопровождается эффектным дымом из-под колёс.
Фото: mskagency.ru/Андрей Никеричев
Как проходят заезды
Заезды парные: сначала один пилот «убегает» по заданной траектории, а второй пытается держаться на хвосте максимально близко к первому. Затем гонщики меняются ролям. Судьи оценивают, как каждый входил в повороты, насколько близко ехал к сопернику (или смог оторваться от преследователя), а также как быстро и зрелищно ехал. Проигравший выбывает, победитель идёт дальше до финала по олимпийской системе.
Трассы в дрифте компактные, поэтому зрителям видно всё происходящее от старта до финиша. В большинстве кольцевых автогонок, например, у «Формулы-1», с трибуны просматривается лишь небольшой отрезок. В этом у дрифта также преимущество.
Этапы топовой гоночной серии RDS GP проходят в разных городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Рязани, Нижнем Новгороде, Красноярске и Владивостоке. Всего в серии около сотни пилотов, представляющих около десятка команд.
Часто на этапы заявляются мировые звёзды дрифта из Японии и Европы, а российский чемпионат регулярно называют в числе трёх-пяти самых сильных в мире — это тоже сказывается на интересе к RDS GP. Как и заграничные победы главной звезды русского дрифта — красноярца Георгия Чивчяна по кличке Гоча. Он выступал в Европе и в США, но чаще — на родине дрифта в Японии, где ещё в 2013 году поразил местную публику своим мастерством. В 2018 и 2019 году Чивчян победил в Межконтинентальном кубке по дрифту.
Как развивался дрифт в России
Дрифт зародился в Японии как нелегальная уличная субкультура в 1980-х годах. Соревновательной дисциплиной дрифт стал там в 2001 году, в 2004-м он пришёл в США.
В России про дрифт многие узнали после выхода фильма «Тройной форсаж. Токийский дрифт» в 2006 году. Но к тому времени на востоке страны уже были энтузиасты, которые быстро сформировали сильнейшие школы дрифта в России — красноярскую и владивостокскую.
Сказалась близость к Японии, откуда в восточные регионы завозили подержанные праворульные машины, в том числе подходящие для дрифта спортивные заднеприводные Nissan Silvia, Toyota Supra и другие. Запчасти для их тюнинга здесь также были доступнее, чем в европейской части России. Позже сибирские и дальневосточные пилоты начнут регулярно ездить соревноваться в Японию и принимать родоначальников дрифта во Владивостоке.
Поначалу поклонники дрифта осваивали езду боком на парковках супермаркетов и дорогах общего пользования, нарушая ПДД. Однако уже в 2005 году во Владивостоке прошёл первый любительский чемпионат по дрифту. Затем культура стала двигаться на запад: в 2007 в Подмосковье появилась гоночная серия «Формула дрифт». Она просуществовала четыре года, но так и не смогла стать коммерчески успешным проектом.
Зато это удалось РДС. Серию в 2009 году создал гонщик Тимофей Кошарный, позже к проекту присоединился профессиональный управленец Александр Смоляр. Они стали продавать билеты на соревнования, а в 2010 году привлекли первого крупного спонсора — бренд смазочных материалов Aimol Дмитрия Добровольского.
В 2015 году Добровольский выкупил РДС. Сумму сделки стороны не раскрывают. «Я купил не убыточный проект, — говорил Дмитрий. — Благодаря разумному, жёсткому стилю руководства Саши Смоляра РДС удалось в 2014–2015 годах стать более-менее коммерчески успешной структурой. Поэтому мне как бизнесмену было проще всё это вывести на новый уровень. Я купил не идею, а нормальный стартап».
Фото: mskagency.ru/Кирилл Зыков
Сколько тратят и зарабатывают на дрифте
По данным СПАРК, в 2018 году доходы РДС составили 81,6 млн рублей, а расходы — 85,6 млн рублей. Данных за 2019 год ещё нет.
«Пока расходы превышают доходы, потому что я продолжаю инвестиции, — объясняет Добровольский. — Если не брать вирус и экономический кризис, то в целом уже сейчас РДС может спокойно существовать в коммерческом поле, на свои собственные деньги без дополнительных вложений. Для этого требуется немного сократить текущие затраты на маркетинг и приглашение звёзд. Я этого не делаю только потому, что понимаю: мы можем достичь большего. Мне льстит упоминание РДС в тройке ведущих мировых чемпионатов. Но я думаю о том, что мы можем быть на первом месте».
Более половины выручки РДС приносит продажа билетов. Другая важная статья дохода — спонсорские контракты. Помимо Aimol в числе крупных партнёров серии — Toyota и производитель энергетических напитков Monster Energy. Также РДС привлекает локальных рекламодателей. «На каждом этапе у нас есть 5–15 местных компаний, которым важен именно офлайновый зритель», — говорит Добровольский.
Ещё у РДС есть интернет-магазин, где продают брендированную одежду и аксессуары, а в 2020 году серия продала права на трансляции этапов телеканалу «МатчТВ». Сумму контракта Добровольский не раскрыл, но отметил, что это «взаимовыгодное сотрудничество». Попадание в телевизор — сильный аргумент на переговорах с некоторыми рекламодателями.
Однако чаще бренды подписывают контракты не с самой серией, а с отдельной командой. Например, команду «Форвард авто» Георгия Чивчяна спонсируют известные производители моторных масел (Motul), свечей зажигания (NGK), шин (Toyo Tires), тормозных колодок (Kashiyama) и другие.
«Нужно понимать что мы вкладываем в понятие гоночной команды. Изначально это объединение нескольких пилотов в команду скорее ради взаимной поддержки, чем для поиска какой-либо выгоды, — говорит директор “Форвард авто” Александр Смирнов. — Но сейчас стали появляться команды, создание которых было инициировано каким-то брендом ради привлечения внимания к этому бренду с последующим использованием этой команды как рекламной площадки».
Например, в 2019 года «Лукойл» выставил на RDS GP две машины. «Для нас это может стать отличным маркетинговым инструментом», — не скрывал руководитель «Лукойл рейсинг» Евгений Малиновский.
Команда также может получать призовые. Но пока RDS GP платит совсем немного: победителю сезона платят 500 000 рублей, обладателю серебра — 300 000 рублей, занявшему третье место — 200 000 рублей. За победу на этапах призовые не предусмотрены.
Пока ни одна команда в РДС не смогла стать прибыльным предприятием — слишком велики расходы, говорит Смирнов. По его словам, хороший гоночный автомобиль для дрифта стоит 8–15 млн рублей. Разорительны и расходники.
Не следите за российским дрифтом? Вот 4 доказательства, что вы много теряете
В эти выходные стартует главный российский дрифт-турнир – и вот почему его не стоит игнорировать
Дрифт редко становится темой для публикаций Motorsport.com. Но в этом году ситуация изменится – благодаря брендам StartVolt и Airline. Которые не только стали спонсорами дрифт-команды Carville Racing с целью прорекламировать свои товары для автомобилистов, но и помогут читателям Motorsport.com больше узнать об этом ярком виде гонок.
Уже в эти выходные на трассе Moscow Raceway стартует RDS GP – российский дрифт-турнир, за которым следят не только российские болельщики, но и фанаты дрифта за рубежом. И в преддверии старта сезона самое время рассказать, в чем привлекательность дрифта и как он собирает на трибунах российских трасс по 20 тысяч человек.
Дрифт – это мега-зрелищно
Фанаты гонок любят заносы. Спорить с этим бессмысленно. Много ли в соцсетях популярных постов с видео, где Хэмилтон или Ферстаппен проходят поворот как по рельсам? Зато стоит пилоту вытянуть поехавшую было боком машину – как тут же начинают мелькать заголовком об очередном «эпичном сейве».
Ну, а дрифт – это один сплошной занос длиной больше чем полминуты. Причем если у гонщика-кольцевика при попадании в занос цель, по большому счету, одна – как можно быстрее и с наименьшими потерями стабилизировать машину, то дрифтеру надо решать сразу несколько задач. И не распрямиться, и не потерять контроль над машиной, и удержаться на нужной траектории, и избежать контакта с соперником. Все это, мягко говоря, непросто сделать – особенно если пускать машину в занос на скорости под 200 км/ч.
Двукратный чемпион RDS Евгений Ружейников дает дыма на прошлогоднем этапе турнира на трассе «Игора Драйв»
Фото: Evgeniy Safronov
К тому же, если в кольцевых гонках пилоты достаточно быстро могут растянуться по трассе (и потом жаловаться в интервью на «грязный» воздух), то в дрифте соперники почти всегда едут в плотном контакте друг с другом. И в сочетании с ездой под большим углом и клубами дыма из-под колес (ведь его количество тоже оценивается судьями) это делает соревнования по дрифту крайне увлекательными.
Мотор «флагманской» машины команды Carville Racing – Toyota Supra, на которой будет выступать москвич Никита Шиков – развивает 1013 л.с. То есть больше, чем двигатели внутреннего сгорания на машинах Формулы 1. При этом, если супермоторы для болидов Хэмилтона и Ферстаппена создаются с нуля, то силовой агрегат под капотом дрифт-кара создан вокруг блока серийного тойотовского мотора 2JZ-GTE. Который в самом мощном из стандартных вариантов развивал чуть больше 320 л.с.
Изначально Шиков планировал провести за рулем Supra прошлый сезон, но работа над машиной затянулась. Так что, дебюта этой машины в RDS фанаты ждут с большим нетерпением
Фото: Carville Racing
При этом гоночные подразделения крупных автопроизводителей, которые так любят хвастаться талантами своих инженеров и продвинутостью своих технологий, до постройки машин для езды боком не снисходят. И «раздуванием» мощности мотора или масштабной перестройкой подвески занимаются, по большому счету, команды энтузиастов.
Руководству мерседесовского подразделения HWA они наверняка покажутся стритрейсерами из фильма «Форсаж» – однако в результате машины звезд российского дрифта здорово выглядят и не менее здорово едут (хоть и ломаются почаще болидов Ф1). Да и авторитет этих энтузиастов год от года укрепляется. К примеру, марка StartVolt не собирается ограничиваться ролью спонсора, но и планирует использовать дрифт-кары для испытаний своей продукции – катушек зажигания, стартеров и генераторов. А механики Carville Racing смогут оценить широчайший ассортимент инструментов и аксессуаров марки Airline – от гаечных ключей до автомобильных пылесосов.
Отличный пример разнообразия техники в дрифте: удлиненная «Лада», известная как «Царь-Жига», против спорткара Flanker-F, созданного в Петербурге с нуля специально для выступлений в дрифте
Фото: Evgeniy Safronov
Российские дрифтеры дают прикурить лучшим пилотам мира
Родина дрифта – Япония. Поэтому турниром номер один в этой дисциплине долгие годы считался проходящий в Стране восходящего солнца чемпионат D1 Grand Prix. А первые российские фанаты езды боком засыпали с мечтой когда-нибудь оказаться на легендарной трассе Эбису (ее построил один из пилотов D1 с изначальным прицелом на дрифт) – и хотя бы поглотать дым, пытаясь удержаться на хвосте за славящимся сверхагрессивным стилем Нобушиге Кумакубо или Кеном Номурой, большим любителем корчить рожи и прозванным за это Манки-меном.
Казалось, что на попадание россиян в элиту мирового дрифта уйдет лет пятьдесят – на практике же понадобилось чуть больше десяти. С 2017 по 2019 год на той самой легендарной трассе Эбису трижды прошел санкционированный FIA Интерконтинентальный кубок по дрифту – и дважды его в борьбе с пилотами из двух десятков стран выигрывал россиянин, Георгий Чивчян из Красноярска.
Читайте также:
И это только полдела. Российским болельщикам, желающим своими глазами увидеть легендарных японских мастеров, теперь совсем не обязательно покупать билеты на самолет до Токио. Людей, при упоминании о которых еще сравнительно недавно фанаты дрифта в восторге закатывали глаза, регулярно можно увидеть на российских трассах. К примеру, в ближайшие выходные в этапе на Moscow Raceway примут участие не только лучшие пилоты нашей страны, но и сразу два экс-чемпиона D1 Grand Prix. Всемирно известные звезды, заявившиеся на этап национального российского турнира – таким пока не может похвастаться ни одна другая автоспортивная дисциплина.
Гонки, когда зарубежные звезды присутствуют в паддоке только в виде портретов, в RDS скорее исключение. Кстати, на счету Чарльза Нга (справа) из Гонконга есть также выступления в кузовном чемпионате мира WTCC
Фото: Evgeniy Safronov
С дрифтерами всегда весело
Устали от однотипных интервью пилотов Формулы 1 – этих постоянных «все в равных условиях», «еще рано судить о раскладе сил», «нам предстоит серьезная работа»? Что ж, тогда российский дрифт – лучший способ проветриться. По умению развлекаться и развлекать других мастера езды боком дадут сто очков вперед представителям любой другой дисциплины. Они никогда не против ввернуть хлесткое словцо, записать пару забавных сториз или примерить на себя какой-нибудь яркий образ.
Так что, на дрифте есть за кого поболеть. Взять хотя бы упомянутого Никиту Шикова. Которого можно сравнить с легендарным Стирлингом Моссом. Нынешний лидер Carville Racing был среди первых поклонников дрифта в стране, участвует в соревнованиях уже лет пятнадцать, всегда был среди лидеров и пользуется среди соперников и фанатов огромным уважением. Он всегда в центре внимания – но еще ни разу не становился чемпионом, хотя несколько раз занимал в турнирной таблице вторую строчку. И вопрос «возьмет ли наконец Шиков титул?» – один из главных в российском дрифте. Может, партнерство с маркой StartVolt приведет гонщика к долгожданной победе?
Что такое RDS и почему дрифт так популярен в России
Что такое дрифт? Почему его так полюбили в России? Как развивается экзотическая гоночная серия в наших реалиях? Как российское первенство догоняет и перегоняет самые известные западные аналоги? Об этом мы побеседовали с генеральным директором «Российской Дрифт Серии» Дмитрием Добровольским.
Беседовал Вадим Клепнёв
Насколько я знаю, в прошлом Вы не жаловали дрифт. Это правда? Что повлияло на изменение отношения?
В большинстве автоспортивных дисциплин к скольжению относятся как к потере скорости и ошибке в пилотировании. Кроме того, до сих пор многие воспринимают дрифт больше как шоу, нежели как серьёзный вид спорта. Я тоже относился к этому действу скептически, но однажды попал на заезды и был поражён количеством зрителей и степенью их вовлечённости в процесс. Я и сам быстро увлёкся интригой, накалом страстей и зрелищем. Каждый заезд — это непредсказуемая битва. За гоночный день проходят десятки заездов. У зрителей на протяжении семи-восьми часов всегда есть что посмотреть, за кого болеть. В этом выгодное отличие дрифта от классических гонок, где за 10 минут происходят все события и зрителю просто не из чего выбирать.
Пробуете ли свои силы в дрифте и как часто?
Как оцениваете прогресс RDS за последние годы? Можете ли Вы выделить ключевые моменты, которые, по вашему мнению, привели RDS к нынешнему уровню?
Пожалуй, можно сказать, что RDS «генетически» предрасположен к популярности. Дрифт помимо зрелищности объединяет вокруг себя целый мир увлечённых людей самого разного возраста, и заслуга нашей команды заключается в создании платформы, инфраструктуры для их общения. Наша главная задача — была, есть и будет — узнаваемость этого спорта и бренда RDS, и здесь ещё многое предстоит сделать. Все наши усилия направлены на это.
Не люблю оценивать самого себя: либо будешь хвастаться, либо занижать достижения. Постараюсь быть объективным: то, что мы сделали в 2019 году — на «четвёрку с плюсом». Много было операционных ошибок, но некритичных. Мы извлекли много уроков в вопросах судейства, тайминга и правил. Стали больше внимания уделять зрительскому опыту во время мероприятия — будь то элементы шоу, конкурсы и розыгрыши, детские развлечения или эксклюзивные услуги, вроде дрифт-такси и VIP-ложи.
Обращаете ли Вы внимание на иностранные гоночные серии и спортивные мероприятия, чтобы перенять какие-то моменты в RDS? Например, американцы уже давно превратили NASCAR в настоящее шоу: от активностей на трибунах до самих гонок. Будет ли больше элементов шоу?
Конечно, мы не можем не замечать и не использовать западный опыт. Но его необходимо адаптировать и дорабатывать. Например, я считаю, наши трансляции и телевизионные отчёты — одни из лучших, если рассматривать автоспорт на ТВ. На чужих ошибках учиться лучше и, что важно — дешевле.
Есть планы или желание провести совместные мероприятия с Drift Masters?
Мы думали о сотрудничестве, но у каждой серии своя специфика. Но проводить, по аналогии с хоккеем, «выездные матчи», какие-то разовые совместные мероприятия — почему нет? У нас есть пилоты, которые участвуют и у нас, и у них — в этом смысле мы все в выигрыше. Мы заинтересованы, чтобы у нас было больше участников.
Чего ждать от предстоящего сезона RDS GP 2020?
Главный прорыв в Гран-при в новом сезоне — это увеличение количества этапов с шести до семи. Календарь сезона уже утверждён, и география Гран-при теперь включает пять федеральных округов страны.
Важнейшая задача, над которой трудится наша команда, — это повышение уровня трансляции и производство разнообразного видео- и телевизионного контента. Зрителей RDS, думаю, порадуют наши телевизионные отчёты. Для настоящих фанатов Серии мы готовим онлайн-платформу, на которой им будет доступен видеоконтент высочайшего качества.
Технический регламент существенных изменений не претерпит: мы не хотим ограничивать простор для творчества инженеров и пилотов.
Какие планы по развитию региональных подразделений RDS, таких как РДС Юг, Восток и Запад?
«Младшие» серии RDS призваны развивать дрифт в своих регионах. Именно из региональных серий в Гран-при приходят новые пилоты и команды. В прошлом сезоне все регионы отработали очень успешно. Увеличивается аудитория каждого этапа, серьёзно подрос уровень организации соревнований, радует интерес к сериям со стороны российских и международных брендов. В 2020 году наша задача — улучшить медийное покрытие серий, повысить уровень информированности зрителей о наших мероприятиях. Переговоры с местными СМИ уже ведутся.
Есть ли какой-то пилот в RDS, которому Вы симпатизируете больше остальных? Лучшие пилоты серии RDS, по Вашему мнению, на сегодняшний день?
Непросто выделить кого-то отдельно, да и не мне этим заниматься. Если взять по каждому этапу топ-4, как раз и будут понятны наши лидеры. Мы всячески поддерживаем творчество — необычные технические решения. Чтобы машины были необычные, чтобы, в свою очередь, заинтересовать зрителей. Понятно, что не у всех сезон проходит без сбоев. Наш чемпион Георгий Чивчян уже два сезона опережает всех в Кубке мира по дрифту — вот лучшее доказательство его мастерства. И я считаю, что многие наши пилоты в любой иностранной серии будут смотреться уверенно и бороться за победу — и это наше с ними важнейшее достижение.
Иностранные пилоты — как они попадают в RDS: Вы сами их приглашаете или они замечают RDS и изъявляют желание участвовать?
Раньше я сам ездил, разговаривал, приглашал… Рассказывал, как у нас всё устроено. Приехал один, второй — и теперь у нас уже много заявок, даже очередь образовалась, и мы физически не можем привезти всех. У RDS GP уже очень высокие критерии отбора, многим иностранцам требуется наша помощь с логистикой, с организационными моментами. Иностранцев у нас будет всё больше, поскольку, повторюсь, уровень нашего первенства крайне высок, и если мы допустим кого-то без отбора, это будет спортсмен высочайшего уровня.
Есть ли планы или желание привезти Кубок мира по дрифту в Россию?
Конкретных планов нет, желание есть. Кубок мира по дрифту проходит под эгидой FIA (Международной федерации автоспорта), они определяют промоутеров, а уж промоутер выбирает место проведения. В прошлом году промоутерами были японцы — к ним накопилось много претензий и по организации, и по работе со зрителями. Как только будет объявлен новый тендер, мы непременно будем в нём участвовать. Увы, уровень бюрократии в FIA очень высок. Кроме того, нельзя забывать про отношение к России в мировом сообществе. Та же история с допингом — FIA подписала конвенцию, поэтому на нас они в любом случае смотрят более пристально. Конечно, все понимают, что допинг и автоспорт имеют мало общего, но и сбрасывать со счетов этот фактор нельзя. Главное, мы понимаем, что это — уже другой финансовый уровень, и мы к этому готовы.
Мы открыли голосование за пилотов RDS GP 2020. Поддержите любимого пилота, за которого вы болели с первого этапа!
Если он не победит в этом сезоне, то сможет получить приз симпатий читателей журнала «5 колесо». Симпатии болельщиков для спортсменов очень важны.
Отдать свой голос можно здесь