господин никто в чем смысл
Скрытый смысл
Анализ фильмов и философская пропедевтика
Вы здесь
Философия «Господина Никто»
Миф о забвении
Немо обладает чудесной способностью вспоминать будущее.
Пока мы не родились, мы знаем все, что случится потом. Когда приходит твой черед, ангелы забвения прикасаются пальцем к твоим губам. На верхней губе от него остается след. Это значит, что ты все забыл. Но меня ангелы пропустили.
Другими словами, душа человека до рождения пребывает на небе вместе с ангелами и ей доступна вся полнота знания своей жизни. После того, как она переходит в земной мир и воплощается, человек забывает всё, что знал.
Этот миф явно навеян учением Платона о знании как припоминании, которое он раскрывает в своих диалогах Менон и Федр. (Если кто не знал: сочинения Платона имеют форму диалога, а главным действующим лицом является Сократ)
Платон устами Сократа рассказывает своему собеседнику миф о том, как бессмертная душа до своего воплощения, находясь в идеальном мире, получает непосредственное знание от богов. А затем, ниспадая в материальный мир, забывает то, что видела.
В переводе на язык отвлеченной философии, это означает, что помимо знаний, полученных извне при помощи органов восприятия, есть другой тип знания, который мы получаем из самих себя при помощи ума. Такой тип знания Платон называет припоминанием.
Как он говорит, найти знания в самом себе – это и значит припомнить. И лишь немногим людям, в первую очередь философам, удаётся, находясь в материальном мире, умом воспарять в мир идеальный для созерцания истинного знания, то есть, припоминать то, что они видели до рождения.
Наверное, многим из вас знаком такой термин как знание априори, который означает знание, независимое от опыта. Вот, примерно об этом и сообщает миф Платона, а вслед за ним и Господин Никто.
Так что миф вовсе не является чем-то ложным, напротив, он содержит определенный первичный опыт, но выраженный не в понятиях, а в образах.
Стало быть, что такое идеальный мир, в котором пребывают ангелы и души? Это не что иное, как смысловая сфера действительности. Разберем это подробнее.
Идеальный мир
Никто не станет спорить, что любая вещь имеет смысл. Споры обычно ведутся только относительно того, как понимать этот смысл – как порождение человеческого субъекта или объективно. Для мифического сознания (как и для античной философии) такой проблемы не существует, и смысл вещи понимается как объективно существующий.
Соответственно, весь видимый мир как целое, все вещи и все совокупности вещей имеют свой смысл. И всё это множество смыслов понимается как множество объективно существующих личностей, которые и образуют в античной мифологии мир богов, а в иудео-христианской традиции – мир ангелов.
Таким образом, то, что в философии и вообще, в абстрактно-научном сознании называется общими понятиями и категориями, для мифического сознания суть боги или ангелы, и наоборот.
Вечность
Далее, согласно мифу, этот ангельский мир находится вне времени, что тоже имеет вполне понятную логику, ведь смысл во времени не меняется. Объясню почему.
Один из главных принципов мышления формулируется так: если есть нечто одно, значит, есть и нечто противоположное. Соответственно, если что-то меняется, значит что-то не меняется.
Человек, например, Немо, постоянно меняется: сначала он младенец, потом ребенок, потом взрослый, а через 100 лет – старик. Атомы его тела за всю жизнь обновились сотни раз, но он остался тем же самым Немо, а не стал кем-то другим. Значит, несмотря на полное изменение тела, что-то в Немо остаётся неизменным. Это «что-то» в философии называется сущностью или смыслом. Вещи меняются, но их смыслы не меняются. Машина горит, но смысл этой машины не горит.
Стало быть, любое изменение вещи уже заложено в ее смысле. Любые возможные поступки, которые совершает Немо и все возможные варианты его жизни, и даже вариант, что он не рождается, уже предполагаются его смыслом.
Итак, в сфере смысла всё существует неизменно и во всех возможных вариантах, а мифическое сознание понимает эту сферу как вечный ангельский мир.
Абсолютное знание
То есть, ангельский мир, смысловая сфера – это сфера абсолютного знания, знания всех возможных состояний мира и каждой его вещи в отдельности.
А душа человека – это тоже своего рода смысл, это смысл, который активно соотносится с самим собой и с другими смыслами. Такое соотнесение мы называем сознанием.
Таким образом, следуя логике платонизма, человек гипотетически может сознательно сконцентрироваться на той вечной и неизменной точке, в которой обретается полнота знания. В платонизме такая точка называется умом.
Немо и является таким человеком, который может направлять свое сознание в эту умопостигаемую сферу, где все варианты смыслов даны одновременно. Поэтому он может «припоминать» то, что еще не произошло, а так же различные версии того, что может произойти.
Выводы
Исходя из этого, нам становится понятным значение фразы «Всё могло быть другим, но иметь тот же смысл».
Действительно, поскольку смысл каждой вещи и всего мира в целом потенциально содержит все возможные варианты своей реализации, то при любом развертывании событий во времени, сам смысл не меняется, остаётся всегда самотождественным. Поэтому и всё происходящее имеет тот же смысл, независимо от того, какой вариант актуально реализуется.
Одним из символов, который постоянно встречается в фильме – это вода.
Рождение человека, переход его души из идеального мира в реальный, режиссер показывает как погружение в воду, что символизирует переход из вневременного плана бытия в текуче-временной.
Смерть Немо обычно тоже заканчивается в воде.
Поэтому вода здесь символизирует текучесть времени и всего сущего, а также первостихию, из которой всё возникает и в которую всё возвращается.
Древнегреческий философ Фалес, живший задолго до Платона, определял воду как первоначало всего сущего. По Фалесу, «все – из воды, и все разрешается в воду».
Позже Гераклит учил о том, что всё течёт и изменяется. Ему принадлежит известное изречение, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды, так как она в каждый следующий миг уже другая.
Платон впоследствии объединил учение о текучести сущего с учением о неизменности идей, следуя логике, что если есть нечто текучее, то есть и нечто нетекучее.
Свобода воли
Сквозная тема фильма Господин Никто – это тема выбора. Правда, режиссер раскрывает эту тему лишь с одной стороны, ставя вопрос о правильности выбора и почти не затрагивая вопроса о свободе воли.
Главного героя интересует, что будет в итоге каждого выбранного варианта.
Но раз поставлен вопрос о правильности, значит должен быть и ее критерий. А критерием правильности выбора для Немо выступает индивидуальное благо, или счастье: в детстве – это удовольствие, во взрослом возрасте – брак с Анной и долгая жизнь.
Вопрос о счастье других людей, которое тоже зависит от нашего выбора, в этом фильме не ставится.
И вот, Немо выясняет, что на итог выбора влияет бесконечное количество внешних обстоятельств. И счастливый исход зависит не только от того, с кем из родителей он решит остаться или какую жену выберет, но и от того, будут ли в его ботинках достаточно прочные шнурки, разорится ли фабрика джинсов, сварит ли бразилец яйцо и случится ли метеоритный дождь. То есть итог выбора зависит от факторов, которые обычному человеку предусмотреть невозможно.
На станции маленький Немо сначала остаётся с отцом, но в последний момент внезапно срывается и бежит за поездом. Вероятно, его первоначальное решение было рассудочным, но эмоциональная привязанность вынудила броситься за матерью.
Поэтому фигуры отца и матери здесь могут символизировать рассудочную и эмоциональную сторону в главном герое. Что и подтверждается дальнейшим характером его действий в каждой из этих двух сюжетных линий.
Остался с отцом
С отцом Немо остаётся не по внутреннему побуждению а из-за случайного внешнего фактора. И в этой ветке сюжета он совершает поступки рассудочные, внешне обусловленные, а не идущие изнутри его существа.
Например, Немо совершает выбор при помощи монетки, т.е. полагаясь на случайность. В такой жизненной позиции личная воля отключена, отсутствует стремление к счастью, и Немо просто плывет по течению.
Немо решает жениться на девушке, которая с ним потанцует. Это тоже рассудочное решение, само по себе случайное и полагающееся на случайность.
Затем Немо определяет для себя счастье как внешнее богатство и благополучие. Такое понимание счастья обусловлено принятыми в обществе представлениями о счастливой жизни. Стало быть, и это решение Немо исходит не из внутренней свободы, а из внешних обстоятельств.
Уезжает с матерью
В той сюжетной линии, где Немо уезжает с матерью, он следует, что называется «зову сердца». Ведь новый друг его матери – это отец Анны, к которой Немо почувствовал интерес.
Режиссер и делает здесь акцент на том, что выбор должен быть не безразличным, а идущим из сердца, должен быть обусловлен стремлением к благу, которым в данном случае выступает любовь к Анне. Но тем не менее, ни в одной из дальнейших веток Немо не достигает счастья. А значит, по мнению режиссера, выбор на основе чувств тоже неудовлетворителен.
Невозможность выбора
На вопрос журналиста, какая из его жизней правильная, старик Немо отвечает: все жизни правильные.
Конечно, старик-Немо тут лукавит: да, все описанные ветви его жизни равноценны, но ни одна из них его не удовлетворила, т.к. не привела к счастью.
Поэтому он и говорит о ситуации цугцванг, в которой любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции.
Любой вариант плох, иначе Немо не составило бы труда сделать выбор.
Раньше мальчик не мог сделать выбор, т.к. не знал, чем всё закончится. Теперь знает – и тоже не может сделать выбор, потому что все варианты одинаково неудовлетворительны. Наверное и правда, если бы мы знали свое будущее, то не могли бы сдвинуться с места, поскольку нас не удовлетворил бы ни один вариант.
Кстати, невозможность сделать выбор — одна из причин депрессии: человек не может изменить свою жизнь, поскольку думает, что любой его поступок только ухудшит ситуацию. Из-за этого его энергия не может течь свободно и утекает в черную дыру безысходности. В такой ситуации оказалась Элиза: она не может уйти из семьи, иначе будет считать себя плохой матерью, но и не может оставаться с Немо, так как любит другого мужчину. Именно из-за невозможности совершить выбор, она погрузилась в депрессию.
В ситуации невозможности выбора действительно самое простое – либо бросить монетку, либо ждать, пока всё само собой как-то разрешится.
Но режиссер доносит до нас мысль о том, что подлинно свободный выбор – это не выбор из предложенных вариантов. Ведь в этом случае наш выбор несвободен, так как ограничен самими вариантами, и наша воля определена внешними факторами.
Подлинно свободный выбор – это выбор, идущий изнутри нас, возвышающийся над внешней ограниченностью и творчески преобразующий нашу жизнь.
Немо, вспомнив все возможные варианты своей жизни, возвышается над ситуацией, ограниченной выбором из двух вариантов, предложенных родителями, и идет третьим, собственным путем. Несомненно, сам этот акт символизирует взросление и переход к самодостаточности, когда наша личная воля достигает подлинной свободы.
И, по замыслу режиссера, именно этот поступок, поступок взрослого человека, основанный на решимости сделать выбор, не обусловленный ни родительскими предписаниями, ни общепринятыми представлениями о счастье, ни случайностью, этот поступок приводит Немо к счастью, показанному как встреча с Анной.
Господин Никто 2009 — эффект шнурков и яиц
В 2009 году бельгийский режиссер Жако Ван Дормаль представил миру сюрреалистическую картину Господин Никто, смысл которого в проблеме выбора. Фильм не оставил равнодушным никого. Кто-то категорически не принял некий сумбур и хаотичность повествования, не разглядев за этим смысл фильма Господин Никто. А кто-то считает картину лучшей в истории существования кинематографа, недоумевая, почему ее обошли наградами именитые кинофестивали.
Господин Никто: смысл и сюжет
Интересно! Режиссер в одном из своих интервью говорит: «То, что главный герой остался последним из смертных – очень важно. Идея контраста между теми, для кого чувства являются неким атавизмом, и стариком, который только и делает, что говорит о любви.»
Рождение и смерть
Весь фильм представляет собой переплетение различных вариантов развития событий из жизни одного человека в зависимости от сделанного им когда-то выбора.
Бытует красивая легенда о том, что ребенок до своего рождения знает досконально всю свою будущую жизнь. Но потом к губам малыша притрагивается Ангел Забвения и, оставив отметину над верхней, лишает его этого знания. И отныне вся жизнь ежесекундно зависит от сделанного выбора:
Существует мнение, что одна из причин, по которой люди не страшатся смерти в том, что умирают все. Ведь никому не дано закончить свое жизненное путешествие как-то по-другому. Но в мире бессмертных умирающий старик, единственный в своем роде. Его последние дни, в течение которых он анализирует и вспоминает все, что с ним случалось (случалось ли?), превращаются в реалити-шоу.
Эффект бабочки
История жизни Немо вовсе не линейна. Она предстает в виде дерева со множеством разветвлений – дорог, по которым двигается герой в зависимости от принятый им в какой-то момент судьбоносных решений. Именно выбор определяет смысл Господина Никто. Выбор, возможность выбора. А также последствия, которые он несет, влияние несущественных мелочей, вынуждающих выбирать то или иное. Этакий «эффект бабочки».
На заметку! Эффектом бабочки называют зависимость макропоследствий от микроизменений, им предшествующих. Например, взмах крыльев южноамериканской бабочки может привести к североамериканскому торнадо.
Одной из центральных «развилок» в жизни главного героя был выбор, сделанный им на вокзале с символичным названием Шанс.
С кем остаться после развода родителей:
Господин Никто: смысл в мелочах
Но и в этом, казалось бы абсолютно осознанном выборе, существует множество сторонних причин, влияющих на него. Порванный шнурок лишает мальчика возможности догнать уезжающую мать, оставляя его с отцом.
В фильме вообще множество незначительных событий, предопределяющих дальнейший путь героя. Уволенный рабочий в другой стране, не имея другой еды, варит себе яйцо. Пар, поднятый в атмосферу от этого процесса, влияет на пролившийся в Америке дождь. Дождь, смывший с бумажки номер телефона Анны, который она оставляет Немо при одной из многочисленных их встреч в разных реальностях.
Таким образом, режиссер добавляет некую долю случайности в попытку сделать взвешенный и обдуманный выбор. Как говорят: «Человек предполагает, а Бог располагает». Бог, высшая сила, бабочка в Южной Америке, низкого качества шнурки или вареное яйцо.
Нелюбимые
Кроме этого, любое решение влечет за собой последствия не только для решающего, но и для окружающих его людей. Немо, в какой-то момент в одной из реальностей, решается на отношения.
Но ни то, ни другое не приносит счастья ни в одной из жизней. Даже избежав смерти Элизы и простроив с ней семью с тремя детьми, Немо чувствует, что его жизнь неправильна и нелепа. По инерции, он какое-то время старается сохранять отношения, но Элиза, не чувствуя любви, уходит от него.
На заметку! Режиссер в какой-то момент просто уходит со сцены, предоставляя зрителю возможность самому искать ответы на вопросы. Он не скрывает, что имея множество вопросов, найти на них ответы он и сам не может.
Чем заканчивается фильм Господин Никто
Концовка фильма возвращается зрителя на вокзал Шанс. Возможно, все происходящее было лишь в воображении маленького мальчика, который принимал столь сложное, и столь важное для себя решения. Изучив все возможные последствия, Немо понимает, что не будет счастлив ни в одном из возможных вариантов развития событий. А потому он.. просто убегает от матери, от отца. Убегает так и не сделав выбор, но открыв тем самым еще одно, неизведанное до селе разветвление.
Именно эта жизнь приводит Немо в конце концов к Анне. Она приходит на маяк и романтично утопает в его объятиях. Господин Никто, смысл жизни которого раскрывается в этот момент, счастлив. Центральная нить, связывающая воедино и дарящая целостность существованию, даже в моменты, когда все рушится и разваливается – это любовь. Последнее слово, произнесенное умирающим Немо – Анна.
Жизнь – не компьютерная игра, в которой можно сохраниться в какой-то момент и при любой ошибке начать с хорошо знакомого чекпоинта. Выкинуть черновик и попробовать решить задачку заново. Но в этом и прелесть, нет? Ведь в самые темные времена приходит момент, когда зажигается свет. И чем темнее было до него, тем он ярче.
В чем смысл фильма «Господин Никто»?
Фильм «Господин Никто» (2009) режиссера Жако Ван Дормеля за десять лет производства стал главной надеждой авторского европейского кинематографа, но в итоге эта лента произвела неоднозначное впечатление. Одни увидели в фильме лишь пустой пафос вечных вопросов без попытки внятного ответа на них, для других же фильм стал откровением и позволил по-новому взглянуть на свою жизнь.
Давайте разберем философию этого фильма и посмотрим, что он действительно хочет нам сказать (со всеми спойлерами).
Сюжет
Главный герой Господин Немо (или Никто) очнулся в недалеком будущем. Ему 118 лет, и он последний смертный человек на Земле, за последними днями жизни которого наблюдают телезрители. Все остальные люди бессмертны, поскольку их клетки искусственно обновляются.
Немо уверенно заявляет, что ничего не помнит из своего прошлого. При этом сам фильм – это нарезка из разных вариантов его жизни, которые он мог бы прожить. И только в конце фильма мы узнаем, что все его содержание – это проекции разных жизней ребенка, обладающего способностью видеть будущее. И какой во всем этом смысл?
Платон
Фильм начинается с пролога, в котором нам рассказывают, что до рождения человек знает всю свою жизнь. Но перед самым рождением ангел прикасается к губам ребенка, и он все забывает.
Это напрямую отсылает нас к идее древнегреческого философа Платона. Он считал, что человеческая душа бессмертна и обладает всей полнотой истины о мире. Но перед тем, как воплотиться в теле, она выпивает из реки забвения Леты. И все, что мы делаем в своей земной жизни – «вспоминаем» знания, которые у нас уже есть. Кстати, в фильме есть сцена, где дети погружаются в воду, как раз отсылая нас к этому сюжету.
Особенность главного героя в том, что ангел не прикоснулся к нему, и он не потерял свое знание. Поэтому он единственный человек, который может вспомнить будущее, так как оно для него уже известно.
Проблема выбора
Главная тема фильма – проблема выбора. Сначала Немо выбирает родителей, в семье которых он родится. А затем встает перед выбором, с кем из родителей ему остаться при разводе. Сцена расставания на вокзале – ключевая для понимания фильма. Именно здесь формируется перекресток с двумя возможными векторами жизни главного героя – с папой или с мамой. И маленький мальчик начинает продумывать свое будущее во всех возможных вариантах, которые мы и видим на протяжении фильма. В каждой линии есть множеств вариантов развития событий. И от чего же они зависят? Как мы видим, от случая.
Детерминизм
Первое, что приходит в голову при просмотре этого фильма – идея детерминизма. Это такая концепция, которая говорит о существовании единой причинно-следственной связи. Детерминизм предполагает, что если рассчитать положение всех частиц в мире, то мы будем знать как прошлое, так и будущее. На этой идее построен сериал «Разрабы» режиссера Алекса Гарленда.
Но в «Господине Никто» нет никакой предопределенности. В фильме мир представлен как набор бесконечно множащихся случайностей, взаимосвязь которых объясняется «эффектом бабочки».
Эффект бабочки
«Эффект бабочки» сформулировал американский математик и метеоролог Эдвард Лоренц (1917-2008). Это свойство хаотической системы, в которой любое мельчайшее изменение может привести к глобальным последствиям. Например, бабочка, махнувшая крылом в Америке, может привести к торнадо в Индонезии.
На протяжении всего фильма мы видим «эффект бабочки» в действии: то яичная скорлупа приводит к трагедии, то плохие шнурки не дают ребенку добежать до мамы, то переваренное яйцо ведет к дождю, который смывает номер телефона, записанный на листке бумаги.
Нам постоянно показывают, как любая случайность может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Так, если бы ветер не сорвал листок с дерева и не оставил его на тротуаре, то отец главного героя не поскользнулся бы на нем и не познакомился с мамой героя.
Но что тогда делать человеку в мире, полном случайностей? Выбирать.
Кто я?
Глядя на тысячи вариантов своей будущей жизни, герой неизбежно задается вопросом: а где среди всех этих вариантов настоящий он? И фильм дает нам ответ: именно выбор делает нас теми, кто мы есть.
Сартр как-то сказал: «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня». Иными словами, французский философ-экзистенциалист говорит нам о том, что обстоятельства нас не определяют. Решающее слово всегда остается за нами, и мы сами выбираем свою судьбу.
Фильм показывает нам человека, который может видеть тысячи вариантов будущего, но ключевой выбор ему все равно приходится совершать самостоятельно.
Во всех вариантах жизней, которые показывают нам на протяжении фильма, герой приходит к разным негативным финалам. Поэтому в решающий момент на станции герой бежит третьей дорогой, выбирая свой путь, не следуя ни за мамой, ни за папой. И только на этом пути он обрел настоящее счастье.
Таким образом, главная идея фильма заключается в том, что мы должны взять судьбу в свои руки и делать свой выбор, несмотря ни на что. Предопределенности не существует, и мы свободны проживать жизнь так, как сами считаем это нужным.
Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!
Какой смысл фильма «Господин никто» 2009
Господин Никто – фантастическая драма Жака Ван Дормаля, которая вышла на экраны в 2010 году и в силу особенностей своего сюжета стала предметом многочисленных обзоров и рецензий. Неискушенному зрителю сложно понять некоторые моменты картины, однако смысл фильма господин никто заключен в идее, которая лежит на поверхности – трудность человеческого выбора.
О чем фильм «Господин никто»
Сюжет фильма разворачивается в мире будущего, где просыпается главный герой Немо. К этому времени человечеству постигло механизм бесконечного обновления клеток и центральный персонаж является последним смертным. Это служит причиной снять реалити-шоу с Немо в главной роли, описывающего свою жизнь. В силу своего 129-летнего возраста герой собирает пазлы из своей биографии и вспоминает прошлое при помощи сеансов гипноза. Однако герой рассказывает о событиях достаточно необычным образом, раскрывая альтернативные варианты событий, но не говоря о том, какие из них происходили на самом деле.
До рождения Немо оказывается в мире забвения, где еще не рожденные дети могут видеть все, что может произойти с ними в будущем. Они выбирают себе семьи, после чего ангелы забвения касаются губ малышей и они забывают все, что происходило здесь, а также теряют способность видеть будущее. Немо ангелы обходят, после чего он приходит мир, в котором ему приходят видения и предчувствия о том, что случится.
Далее судьба героя претерпевает проблему выбора. При разводе родителей Немо выбирает остаться с отцом или с матерью. В первом случае он женится на Элизе или Джил. При последнем варианте герой переезжает жить в другой город и встречает Анну, с которой его отношения весьма неоднозначны.
Скрытый смысл фильма «Господин никто»
В фильме есть философская отсылка к учениям Платона. В них рассказывается миф о мире до рождения, в котором человеку доступны знания обо всем. После появления на свет данные знания доступны лишь в виде припоминаний. Этот термин описывает способность людей постигать знания не извне, а при помощи органов восприятия, то есть находить их в самом себе. Рассуждения некоторых философов есть не что иное, как их способность подняться в идеальный мир и созерцать истинную суть вещей, не основанную на опыте и внешних источниках.
Абстрактный мир – это место абсолютного знания, где каждая вещь имеет свой смысл, а их множество являет собой мифические лица в виде богов и ангелов. Все это обосновано тем, что в учениях каждая вещь имеет изменяемую и неизменную часть. Главный герой прожил больше 100 лет и в это время каждая клетка его тела изменилась бесчисленное количество раз, а постоянная часть, которая была с ним до рождения, во время жизни и после неё является смыслом. Поэтому любой выбор, который сделает герой все равно будет нести смысл.
Немо имеет способность подниматься к тому самому абсолютному знанию, которое дает ему способность увидеть варианты смыслов, которые принесет ему выбор. Но имея эту возможность, персонаж не может определить какой из них является правильным. Так как цель заключена в достижении счастья, Немо делает его главным критерием выбора. При этом герой понимает, что исход событий зависит от множества внешних факторов, что разделяет его выборы на внешне обусловленный и эмоциональный.
Первый тип решения зависит от внешних факторов, например, когда герой бежал за поездом у него порвался шнурок. Такой же способ выбирать Немо применил, когда бросал монетку либо решился жениться на первой девушке, которая с ним потанцует. Руководствуясь эмоциональным выбором герой стал жить с матерью. Но ни один из предложенных вариантов развития судьбы не удовлетворили персонажа и погрузили его в патовую ситуацию, где любое действие обречено на провал. Смысл фильма господин никто завязан не только на обращении к фантастике и мифам, но и на объективных научных принципах и теориях.
Научные концепции
Стоит сделать отсылку к эксперименту с голубем, которая показывается в начале картины. Как и голубь, который связывает случайную подачу зерна в кормушку с нажатием кнопки, так и Немо не понимает безысходности любых своих решений. Любое совершенное им действие будет сопровождаться бесчисленным множеством обстоятельств. Эта проблема раскрывается в фильме при помощи теории, именуемой эффектом бабочки.
Суть концепции приводится с помощью примеров, когда порвались шнурки Немо, разорилась фабрика по производству джинсов, бразилец сварил яйцо и пар послужил причиной дождя, который уничтожил номер Анны, записанный на листке.
Еще одной деталью является тот факт, что Немо работает ведущим и рассказывает о научных принципах. Фрагменты записи передач – это объяснения сути сюжета самим героем. Можно выделить часть фильма, где ведущий говорит о невозможности возвращения времени вспять и о стремлении вселенной к хаосу. Эти вырезки отчасти объясняют ошибочность склонности Немо контролировать свою судьбу и то, почему все его выборы одинаково правильны в своей неправильности.
Смысл концовки фильма «Господин никто»
Развязкой служит подводка режиссера к той части, где у Немо спрашивают какой из его выборов является верным. Герой лукавит о верности всех своих решений, но также заявляет о безысходности любых исходов его выбора. Он говорит о том, что настоящее время может не существовать объективно, а являться его очередным видением, а сам герой является 9-летним мальчиком, который так и не смог сделать выбор.
Несмотря на то, что фильм утверждает равноценность всех исходов, которые ожидают человека вне зависимости от его выбора, автор дает зрителю свою оценку выборов. Заключается она в том, что Немо видит все пути, которые его окружают, возвышается над ситуациями и делает выбор за пределами вариантов.
Господин Никто – пример фильма, который может осмыслить неподготовленный зритель. Проблема выбора широко освещается в картине и может интерпретироваться каждым по его собственному усмотрению. Она дает возможность понять двойственность человеческой натуры в стремлении к счастью, а также осмыслить тот факт, что самый худший выбор тот, который не сделан.
Напишите в комментариях свой смысл фильма Господин никто. Мы с нетерпением будем ждать!