готы что за народ
Готы – покорить Рим и… исчезнуть
Когда в наше время заходит речь о готах, то чаще всего подразумеваются представители молодёжной субкультуры, однако я хочу рассказать не о них, а о настоящих готах. Но кто такие готы? Они составляли один из самых могущественных союзов древних германцев, что распространил свою власть по Европе во II веке нашей эры. Римляне называли их дикими племенами, однако признавали, что эти люди способны на очень многое.
Каким образом воинственным варварам удавалось покорять новые земли, что подчас защищались целыми армиями государств? Откуда пришли готы и что несли они с собой? Почему к нашему времени о готах остались лишь упоминания в исторических источниках?
Скандинавы в Европе
Появлению готов способствовала обстановка, что тогда сложилась в Европе. Когда античная культура уже начинала изживать себя, а новая христианская ещё не приходила ей на смену (совершались лишь первые пробы обращения в эту веру), начинается так называемый «переходной» период, что способствовал приходу новых племён на европейские земли.
Одними из них были готы. Историк Иордан называл их родиной Скандинавию. Глядя на старинные фрески, можно отметить и внешнее сходство готов со скандинавами. Светловолосые и голубоглазые, высокие и статные, они походили на северные народы, о которых так много рассказывали греки, египтяне и финикийцы.
Эварист Виталь Лумине «Готы пересекают реку»
Однако меня подобное сходство озадачило: зачем готы покинули свой родной край и отправились в неизвестность? На их пути было немало препятствий, а серьёзное столкновение с сильным соперником могло и вовсе уничтожить народ. Среди главных причин переселения готов на юг историки называют увеличение численности людей в Скандинавии.
Рядом с готами появлялись более агрессивные и могущественные соседи, а потому племена предпочли спасаться бегством. Однако долгий переход положительно повлиял на готов. За несколько веков передвижения на юг они научились сражаться в самых разных условиях, были всегда готовы к нападению местных племён, а потому превратились в превосходных воинов.
Дикие завоеватели
В I-II веках нашей эры, согласно Иордану, готы уже занимали часть европейских земель. Здесь хочу заметить, что готы были не просто другим народом, но и носителями совершенно иной культуры.
Высокие люди в звериных шкурах вели себя дерзко и самоуверенно, в любой момент готы могли выхватить свои мечи и устроить бойню, а потому европейцы побаивались их, предпочитая обходить стороной. На мой взгляд, такая ситуация полностью устраивала готов – угроза нападения недовольных аборигенов полностью исчезла.
К середине III века готы уже находятся в Крыму, где многие общины поселяются, отказавшись от дальнейших кочевий. Впрочем, это был один из немногих случаев, когда готы стремились «остепениться». Чаще всего они продолжали кочевать в поисках новых территорий, лучшей жизни и укрепления своей власти.
Летописец Иордан рассказывает, что готы никогда не хоронили умерших там, где те родились – слишком далеко находились эти края за незначительный период человеческой жизни. Вся жизнь готов проходила в дороге, и нечасто им приходилось ночевать на одном и том же месте.
Александр Зик «Готское сражение на Везувии»
Готы и римляне
В IV веке готы оказываются у границ Римской империи. Наличие такого сильного соседа не смущает кочевников, которые периодически совершают набеги на пограничные районы. Римляне оказываются бессильны против хитрости и ловкости этих людей, внезапно появляющихся из лесов и так же незаметно исчезающих среди деревьев.
Кроме того, готы представляли собой не пару отрядов, а настоящее поселение со множеством человек, бесчисленными повозками и скотом. Римские правители понимали, что империя уже не имеет былой мощи. Чтобы спасти своё ослабленное коррупцией и интригами государство, император Валент договорился с готами о ненападении и взаимном сотрудничестве.
Эдуард Бендеман
«Мирное соглашение между Афанарихом и императором Валентом» 369 год
Захват Рима – ради справедливости
Казалось бы, в тот момент готы достигли вершины своей власти в Европе. С ними считались даже римляне, некогда непобедимый народ. Вот только опасность пришла с неожиданной стороны. В середине IV века на европейские земли с востока надвигается целая лавина гуннов, предводителем которых был Аттила.
В это же время происходит разделение готов на две ветви: вестготы и остготы. Увы, остготов постигла незавидная участь – они были разгромлены гуннами, народом, в котором позднее полностью растворились. Вестготы вынуждены были объединиться с римлянами, что некогда считались их противниками. Они охраняли рубежи Римской империи, получая плату за свою службу.
И снова коррумпированность римской власти навлекла беду на Рим. Готы почти не получали снабжения. Не выдержав издевательств и голодной жизни, готам пришлось отправляются к главному городу империи. Не ожидавший нападения Рим в скором времени оказывается в руках готов, которые добились восстановления своих прав, не захватив власть и не уничтожив сам город.
Жозеф Ноэль Сильвестр «Разграбление Рима варварами в 410 году»
Несмотря на многие победы готов, время оказалось беспощадно к ним. Гунны и пришедшие за ними арабские завоеватели были сильнее германских племён. Часть народа покорилась, часть была уничтожена, а культура готов растворилась в совершенно новых традициях, принесенных другими народами. Бытует мнение, что среди готов были и славяне.
Возможно ли это? В целом готы не были славянским племенем, однако в процессе перехода нередко приобретали черты народов, присоединявшихся к ним. Спустя много веков одно только упоминание этого народа навевает ассоциации с решительными и жестокими воинами, которым удалось покорить даже «вечный город».
Кем были готы на самом деле
Когда начинаешь вникать в историю готов, сразу бросаются в глаза три особенности, обусловившие написание этой статьи:
1. Все письменные источники по готам исторически изначально оказались в монастырях германоязычных стран.
2. Первыми их стали изучать и писать на них рецензии также германоязычные писатели и историки.
3. Последние, соответственно, и направили толкование исторических древностей в нужное русло, а именно возвеличивания и присвоения глубокой древности именно германским народам.
Первое упоминание о гуттонах, возможных предках готов, находим у купца Пифея из Массилии (Марсель), жившего во второй половине IV в. до н.э.
До I века н.э. и во время войн Цезаря про готов ничего не было известно, если только не считать их предшественниками славянское племя хаттов. Если копнуть историю поглубже, то, согласно исследованиям Н. Кудряшова, в Месопотамии существовало воинственное племя «кутиев», возможно являвшееся дальними предками готов.
Позднее, где-то в районе нынешней Польши «засветилось» племя гутонов (естественно славянское).
Следующее, уже очень существенное и засвидетельствованное в хрониках появление во II в. н.э. уже собственно ГОТОВ мы видим в Скандинавии, вернее, именно в Швеции, причиной чего стало переименование венедского о-ва Винета в Готланд.
Все хроники написаны на латыни, причём авторы, в т.ч. и сами готы, их писавшие, придерживались латинской транскрипции во всех наименованиях, как имён собственных, так и племён и городов, иначе они рисковали быть не понятыми современниками, т.е. вся их писанина насмарку.
Исходя из этого предположения и взглянув на тему славянским взглядом, мы и постараемся восстановить тот бурный период европейской истории.
Такой ареал соответствует найденной археологами культуре одиночных погребений «(KGJ) — археологическая культура эпохи энеолита. Существовала на территории Ютландии, на северо-западе Германии и юго-западе Польши (Поморье, Великая Польша, Куявия) в период 2800—2300 гг. до н. э., которая считается северным вариантом культуры шнуровой керамики»( ru.wikipedia.org›wiki/Категория:Археология_в_Дании).
Вероятно, исходя из написания польских городов, её соседка Дания сначала называлась Годанска (по аналогии с Польска). Отсюда логичный вывод о происхождении самоназвания датчан: dansker. Предпосылки таковы:
1. Древние славянские языки были «музыкальны», т.е. включали долгие и краткие гласные, как в английском, например. Это сохранилось до настоящего времени в чешском языке. Поэтому постепенно краткая буква «о» исчезла, что и наблюдается в названиях вышеуказанных городов в Польше.
2. Две согласных буквы вместе не очень удобно произносить и «г» видимо тоже постепенно утратилась.
Подтверждение того, что на земле Дании жили славяне, мы находим и у нашего известного историка, современника Пушкина Е. И. Классена: «в то время (VII в.) Зеландия (остров в составе Дании) населена была одними славянами».
Что подвигло годов уйти с насиженных мест и наброситься на Швецию неизвестно, но «шороху» они там наделали. Напали в т.ч. и на родственный славянский народ венедов, т.к. те были очень богаты и утопали в роскоши. Очевидно, после этого возник, ныне русский, г. Гдов (Годов).
Здесь мы видим сходство с известным тезисом Карла Маркса, что история развивается по спирали (причём на её ошибках, как правило, никто не учится). Через 14 веков другой варвар, Иван Грозный, опустошил процветающие страны Прибалтики.
Об этом же писал в 1601 г. известный теперь Мавро Орбини: «Эта земля содержит ныне в себе три королевства: Норвегию, Швецию и Готию, с частью королевства Датского, и некоторые другие провинции, которые суть Ботния, Финмаркия, Лаппония и Финляндия, в которой в прежние времена проживал народ славянский и которая имела их язык. Выйдя изначально из Скандинавии, их общей родины, все эти народы (кроме иллирийцев и фракийцев) назывались одним именем готы. Франческе Иренико говорит о том, что и анты (которые, на основе свидетельства Прокопия, были настоящими славянами) были готами, привлекая свидетельства Иордана и Аблавия».
Кроме Иордана, существуют упоминания о готах из римских источников. Читаем «Википедию»: «Исидор Севильский упоминает имя Радагайса (Радегаст) под 399 годом, когда по его словам готы разделили своё королевство на 2 части между вождями Радагайсом и Аларихом (Мал или Ал-царь, воможно был аланом)».
Далее:«В 401 в Италию вторглись вестготы (везеготы) во главе с Аларихом, а в 404 — остготы (остроготы), вандалы и бургунды (боргоды, т.е. лесные годы) под предводительством Радагайса, которых с большим трудом удалось разгромить опекуну императора Гонория (410—423) вандалу Стилихону».
В середине VI в. войсками византийского императора Юстиниана были уничтожены королевства вандалов и остготов. В 534 г. королевство бургундов было присоединено к государству Меровингов. Франки, вестготы, бургундцы смешались с ранее романизированным населением Галлии и Испании, стоявшем на более высоком уровне общественного и культурного развития и восприняли язык побежденных ими народов.
Цитата из журнала «Вокруг света» (в скобках примечания автора этой статьи): «В начале VIII в. наканунe арабского вторжения в вестготской Испании не было ни порядка, ни власти (как это похоже на славян!). Герцог Родерик (Род-царь) отстранил от власти сыновей скончавшегося монарха Витицы (кто скажет, что это не славянское имя?! Да это и есть «Витязь»!). Этим воспользовались арабы во главе с Тариком».
Кроме этого, известны последние данные науки, что антропологический тип готов отличен от остальных германцев.
Что касается якобы существовавшего языка и письменности готов, на эту тему есть основательное расследование С. Лесного. Убедительно доказано, что письменности у готов не было (бумажной, во всяком случае: автор не затрагивал руны). Так называемый готский язык на основе германских слов тоже оказывается под сомнением по следующим веским причинам:
1. Ни один из важнейших готских хронистов не называет готов германцами. Сам Иордан называет себя просто мезийским готом. Также и не выделяет отдельно славян. Это немудрено, потому что и Мезия и Норик представляли в то время славянский край. Это косвенно подтверждает словарь древнеславянского языка, где напротив слова «Норик» стоит перевод – «славяне».
2. Библия Ульфилы до нас не дошла и была написана она на языке, во всяком случае, не германском.
Напрашивается вывод, что «готский» язык был искусственно сформирован в немецких монастырях позднее. Это подтверждает и книга известного исследователя Уве Топпера «Великий обман. Выдуманная история Европы». В самом деле, тот язык, который можно найти в «Википедии» представляет слегка изменённый немецкий со славянскими суффиксами имён. Что касается якобы заимствованных у готов слов «изба» и «хлеб», то первое могло происходить от названия венедского города Выжба на о-ове Готланд, где жили в деревянных домах. Слово же «хлеб» прямо следует из древнеславянского «хлевьць», что значит поле, пашня.
В заключение приношу на суд читателей логичное, вытекающее из этой статьи, но тем не менее несколько парадоксальное для господствующей в настоящее время точки зрения, умозаключение.
Пришлые дикие племена зарождающегося англосаксонского народа (скорей всего, это были потомки скифов), глядя на это великолепие, почитали годов богами. Тем более, что славяне выглядели внушительно. Они были высокого роста, белокуры и с ледяными глазами.
Так вот, «не лепо ли ны бяшеть», как говорится у Бояна. Нельзя ли предположить, что германское название слова «Бог» произошло именно от годов: немецкое Gott, ну а по-английски Вы сами знаете, вот именно, просто God. У датчан, правда, это слово означает «языческий бог». Вообще у скандинавов Бог значит «Gud», но по-датски и по- норвежски языческий бог – «hedenske gud», т.е. ГОДАНСКИЙ БОГ! Вот ещё одно подтверждение исторического существования годов. Раньше датчане говорили на языке букмол, который они и навязали норвежцам. Название официально переводится, как «книжная речь», хотя никаких книг в то время не было. Мол (молва) – речь – это понятно. Но первая часть слова скорей всего раньше значила БОГ, т. е. Божественная речь (на которой говорят с богами).
Я хочу извиниться перед немцами и англосаксами, что своими статьями почти полностью лишил их древней истории, но, как говорилось у древних римлян: Amicus Plato, sed magis amica veritas.
ГОты наши предки
Готы ; наши предки. V–IX в
Почему жмайты и аукштайты назвали предков беларусов гудами? Не от готов ли? Откуда взялись готы на территории Беларуси?
Совсем недавно в Липецкой области на берегу Дона близ села Ксизово археологи Института археологии РАН нашли хорошо сохранившееся захоронение готского воина в доспехах из металлических пластин (V в.). Там же была обнаружена и хозяйственная постройка, доказывающая, что готы здесь жили оседло.
Готы, как и балты, населяли практически все побережье Балтийского моря, доходя на юге до берегов своей священной реки – Дона, которую именовали Дунхейд, устья Днепра (Готии) и Северного Причерноморья. Вся южная часть Крыма и Таманского полуострова были заселены готами, которые жили здесь до XV в., пока не ассимилировались в русской среде. Именно в честь Дона называло себя готское племя данов (будущих датчан), которое жило на берегу этой реки, а позже переселилось в Скандинавию. Там, в Скандинавии, донские готы основали Дунленд (Данию) – «страну Дона».
Ранние готы – гауты – одинаково были похожи и на западных балтов, и на славян, и на тюркских половцев (людей светлоглазых и высоких), с которыми часто организовывали союзы, роднились, что, вероятно, и послужило причиной того, что первые русские историки объявили готов предками печенегов и половцев, как и германцев, балтов со скандинавами и славянами. В принципе, славян как таковых во времена ранних готов-гаутов (эпоха, предшествующая Александру Македонскому – V в. до н. э.) еще не существовало. Это и не славяне пока были, а скорее балты, чей язык только-только начинал отличаться от языка восточных собратьев. Чем древнее готы, тем сложней их отличить от балтов.
Киевский хронист Софонович Феодосий, называя Литву ветвью мифологического Иафета, сына Ноя, писал про готов и балтов следующее:
«Тыи все народы были потом готами и епидами, ядвежами, печенегами и половцами названый».
Нельзя не обратить внимание на частые упоминания в старых летописях вместе с кельтами, скифами и германцами с балтамм (славянами) представителей совершенно иной языковой группы уральских языков – половцев и печенегов, как у Лызлова или казанского летописца Затопа Засекина, чья летопись исчезла при дворе Екатерины Великой.
Российский исследователь Константин Боровой, опираясь на внешнюю схожесть готов и половцев, их одинаковый тотем – лебедь и на строчку из «Слова о полку Игореве» («красные готские девы въспеша на берегу Синего (Азовского) моря звоня русским златом, поют время Бусово, лелеют месть за Шаруканя»), делает вывод, что это единый народ. Однако это не совсем так. Из скандинавских саг, повествующих о противостоянии гуннов и готов на реке Дон, следует, что эти два народа часто роднятся. Так, готский конунг Ангантюр (вероятно, прототип короля Артура) воюет с Хлелом, своим братом, но гунном. Отсюда и схожесть тотемов.
Племя гаутов, ведомое легендарным Одином, пришло на Балтику с Дона не позже начала IV в. до н. э., так как древнегреческий мореплаватель Пифей описал в 300–330 гг. до н. э. северную страну Ультима Туле (Скандинавию), землю готов, гутонов и ингвеонов (предков англов и свеонов) на Севере Европы, а также тевтонов, покупающих у них янтарь. «Один» скорее чин, чем имя собственное, так как в XI в., во времена Всеслава Брячиславовича (Чародея), языческий жрец, восставший против христиан Полоцкой Руси, также называл себя Водилой – производное от Водин/Один, что значит «водитель, вождь».
Гауты шли с Северного Кавказа, с «земель торков» на север, заселяя земли современных Украины, России и Беларуси – так называемую Холодную, или Великую Швецию, или Свитьод (Улей), а затем северную землю современной Германии. Примечательно, что, перебравшись на Скандинавский полуостров, племя Одина назвало эту страну Малой Швецией (Свитьодом) и Скандией. Скорее всего, гауты, или свеоны (т. е. собранные), IV в. до н. э., и были тем самым индоевропейским народом, общим и германцам, и балтам, и славянам. Так считал российский историк М. Б. Щукин. Такой вывод можно сделать, прослеживая перемещения народа Одина (скорее всего, Один был не один) и расселение балтов, славян и германцев в Балтийском бассейне.
Готов трудно назвать стопроцентными скандинавами-викингами, ибо их письменность, их христианская религия (арианство) V–VI вв. выглядят куда как более современными, чем культура скандинавов периода Эпохи викингов (VIII–XI вв.).
Готы и проживают в основном не на севере, а в глубине континента, в Причерноморье, в Италии, на Балканах, в Испании. Устье Днепра носило название Готия вплоть до XVI в. Там же найден и рунический камень, доказывающий, что готы, а также другие переселенцы из Скандинавии жили здесь оседло. Киев Днепровский, как и Кневец Дунайский, были основаны готом Кием в середине V в. Готы (особенно восточные) создали собственную уникальную культуру, которая позже растворилась среди населения европейских стран. Русские вельможи, подписавшие первый договор Киевской Руси с Византией в 904 г., имели остготские (восточно-шведские) имена: Карл Ингелот, Фалов, Рюар, Веремид, Стемил, Рулав, Гуды, Карн, Руальд, Флелав, Лидулфост, кроме Актутруяна – это имя финское.
Все это говорит в пользу того, что Киевская Русь начала X в., где главным идолом является также готский Перун (Перкунас, реплика латинского Иеркусиос – Громовержец) – это и есть политическое государство готов, а вовсе не славян. Они, захватив опорные города по днепровскому пути в Византию, воссоздали свою легендарную империю Рейлготаланд, развалившуюся примерно в V в. Версия о том, что варяги якобы выполняли роль наемников в славянском государстве, разбивается в пух и прах, ибо все политическое руководство Руси времен Олега – шведы, представители Восточной Готии. Это не наемники – это правительство! Славяне, видимо, выполняли в этом государстве роль тыловиков, роль градостроителей, а роль армии, флота и политического руководства лежала на крепких плечах норманн. Однако скандинавы достаточно быстро ассимилируются в более богатой славянской языковой среде. Так, стопроцентный варяжский состав русского посольства Олега в 904 г. при Игоре (Ингваре) в 945 г. меняется: скандинавы составляют треть в правительстве Руси, остальная часть – уже славяне. Это прямое доказательство постепенной, но достаточно интенсивной экспансии славян в готском государстве, где славян становится много уже и в правительстве.
Во времена Святослава (Сфендислейва) император Византии Константин Багрянородный, записывая сведения о Руси со слов самих же русов, как отражение в зеркале фиксирует то, что Русь – двуязычная, ибо русы используют скандинавско-славянскую трасянку, называя свои города Новгород и Смоленск как Немогард и Малениски. Почему Малениски? Потому что Смоленск, что и фиксируют археологи, основали шведские викинги из Смоланда – Малой Земли (область в Геталанде – Южной Швеции). «Смоленск» по-шведски значит «Смоландский». Под Смоленском и сейчас существует крупнейший некрополь скандинавского происхождении – более сорока погребальных курганов. Русские славяне X в. пытаются переводить Смоленск на славянско-русский язык и получается Малениски. Правда, эта неуклюжая попытка произносить Смоленск по-русски (и не менее неуклюжая запись греков) вскоре была забыта, и до наших дней дошел оригинальный вариант скандинавского названия города.
Так родилась остготская (восточно-шведская) империя Рейдготаланд, императорами которой были и Аларих, первым захвативший Рим, и Ангантюр (возможный прототип короля Артура), разбивший на Доне гуннов своего названного брата Хледа, и Теодорих, укрепивший Рим во второй половине V в. и уравнявший в правах готов и римлян. Во времена колонизации этих земель русинами (норманнами, славянами и русскими западными балтами) в IX–X вв. готы смешанно с восточными балтами и кельтами галлами, раками и кимрами все еще проживали в землях нынешней Беларуси и Украины. Автор «Слова о полку Игореве» в XI в. все еще упоминает союзных с половцами готов, живущих на берегах Азовского моря: «красные готские девы на берегу Синего моря…».
Татищев в «Истории российской» пишет о готах следующее:
«Готы и геты едино Скандинавия. Сии народы хотя в именах сходственны и от польских писателей погрешно смешивались, как например Вельский в особой главе о гетах и готфах написал, стр. 19, так: «геты, или готфы (ибо то один парод был)», ссылается в том на Спартана; Вельский равно Стрыковскому рассказывает, что они вышли из Скандинавии, что ныне Швеция, и к нам с вождем их Берикием пришли, о чем Облавий и Иордан, историки готские, свидетельствуют, и так поселились по реке Висле, где их Птоломей географ, именуя гитоны, указывает. С ними же пришли и епиды (гепиды. – М. Г.), единородные им, и поселились в Пруссии у Улмигоров. Стрыковский в гл. 2 части первой гепидов народ указывает с кимбрами единородных и основой литовского народа, а в гл. 3 пространнее описал».
«Основа литовского народа»…
Вот почему прибалты часто в старину называли беларусов гудами, так как прусские кривичи и другие пришли па землю именно готов, нынешнюю Беларусь, смешавшись с готами.
Таким образом, готы (поздние готы V–VIII вв.). проживавшие по всем балтийским берегам как севера, так и юга Балтики, стали составной частью как будущих польской, беларуской, литовской, латышской, так и шведской, датской и норвежской наций, смешавшись в Прибалтике с восточными и западными балтами, с которыми были близкой родней (или же их близкими потомками). Татищев упоминает, что польский город Гданьск (как и беларуский Гоцк) – это производные от Годанум, «город готов». Греки называли беларуское племя древлян германцами, видимо, тоже не зря. Вероятно, древляне – это готы, а вовсе не половцы, как полагает писатель А. Бычков, жившие в беларуских лесах еще со времен Великой Швеции. О готской природе древлян говорит и имя дочери древлянского короля Мала. По-славянски она Малуша, а по греческим источникам – Мальфрида, имя готское. Хотя большая вероятность того, что древляне – это ятвяжское или же дайновское племя, народ восточно-балтский.
Сейчас все эти племена трудно отделить одно от другого, потому что все они были близкородственными балтийскими индоевропейцами (кроме чернявых кельтов), достаточно быстро слившимися в единую культуру, суть которой была обшей с незначительными отличиями. Различались лишь имена богов и религиозные культы.
Увы, готы, так много сделавшие в истории Европы, оставившие так много географических названий и сведений о своих походах, не сохранили собственного королевства с названием Готия. Последние два готских королевства (Восточная Готия и Западная Готия) слились со Свеаландом в 1208 г. в единое королевство Швеция. С тех пор Швецию и называют «Тре крунур» – страна трех корон. Однако юг Швеции и по сей день именуется Геталандом (йотландом).