гражданство еаэс что это
Мигрант в законе: правила трудоустройства в РФ граждан ЕАЭС
29.05.2014 года был подписан договор о ЕАЭС, который сформировал единый Евразийский экономический союз между следующими странами:
Разберем основные этапы, которые обязан пройти каждый иностранец из ЕАЭС с момента прибытия в Россию.
Въезд иностранца из ЕАЭС в Россию
Все иностранцы, которые въезжают в РФ, получают на границе миграционную карту. Если иностранец планирует трудоустраиваться в РФ, он должны указать рабочую цель въезда в миграционной карте.
Граждане республики Беларусь не оформляют миграционную карту, благодаря соглашению между нашими странами от 24.01.06 года.
А так как белорусы не получают миграционную карту на границе, отследить сроки их пребывания в РФ сложно. Именно поэтому среди белорусов можно найти большое количество нелегалов. Будьте внимательны при трудоустройстве данных мигрантов.
Оформление полиса ОМС/ДМС для иностранца
С первого дня въезда каждый иностранец, пребывающий в нашу страну, обязан оформить себе медицинский полис для легального пребывания, а также для дальнейшего трудоустройства (п.5 ст.27 ФЗ № 114, ст. 327.2 ТК РФ).
Граждане ЕАЭС вправе самостоятельно выбирать, какой полис им необходим – ДМС или ОМС (приказ Минздрава РФ от 27.10.2016 N 803н).
Миграционный учет иностранцев из ЕАЭС
Граждане ЕАЭС могут встать на миграционный учет по особенным условиям, в отличие от других стран: им дается 30 календарных дней, а не 7 рабочих, как большинству мигрантов.
Внимание! Если иностранец приезжает во время ЧМ-2018 по футболу, то зарегистрироваться он должен за 3 календарных дня, согласно Указа Президента РФ от 12.05.2018 № 214.
Чтобы встать на миграционный учет, иностранцу необходима принимающая сторона. Ей могут быть:
Оформление трудового договора
Если иностранный гражданин не находит себе работодателя в течение трех месяцев, он обязан покинуть Россию на 180 суток (на основании закона «90 из 180»).
Для осуществления трудовой деятельности в России гражданам ЕАЭС не нужно оформлять патент на работу (в рамках Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г.).
Таким образом, для трудоустройства в РФ гражданам ЕАЭС потребуются:
После оформления трудового договора работодатель обязан:
Иностранец должен оформить себе ИНН и сообщить работодателю номер документа для оплаты НДФЛ.
Действия работодателя после оформления иностранца из ЕАЭС в штат
Даже после оформления работника в штат расслабляться не стоит. Во время трудовых отношений вы должны следить за сроками действия миграционных документов иностранного сотрудника.
Помните, что медицинский полис иностранца всегда должен быть действительным. ДМС продлевается после того, как истек срок, на который он был оформлен. Сумма страхового покрытия для мигранта должна быть не менее 100 000 рублей.
ОМС также необходимо продлевать ежегодно (Приказ Минздрава РФ от 27.10.2016 N 803н). Данный полис действует только до конца календарного года, поэтому с первого января 2018 года у мигрантов должен быть оформлен новый полис ОМС, который будет действовать до конца 2018 года и т.д.
Миграционный учет необходимо заново оформлять, если сотрудник выезжал из страны, находился на лечении в больнице или регистрировался в гостиницах и отелях (даже если они находятся в вашем городе).
Так как граждане ЕАЭС не оформляют патент на работу, процедура их трудоустройства мало отличается от оформления в штат российских граждан. Но все же нюансы присутствуют, и мы их подробно разобрали.
НДФЛ граждан ЕАЭС в России
Нормы международного права связывают гражданство физлица и ставку для расчета НДФЛ. В Налоговом кодексе РФ ставка НДФЛ и льготы зависят от статуса налогового резидента. Статус налогового резидента автоматически определяет и налоговую ставку 13%, и право на льготы. Обратное неверно: 13-процентная ставка НДФЛ не обеспечивает статуса резидента и права на налоговые вычеты.
Противопоставление прав граждан ЕАЭС правам граждан РФ кажется неправильным, ведь Российская Федерация входит в состав ЕАЭС. Сложности добавляет употребление в Договоре о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014 (в ред. от 15.03.2018), понятия «работа по найму», не определенного ни российским законодательством, ни международным правом.
Зная о противоречиях применения ставки НДФЛ к доходам работников из стран ЕАЭС, работодатель получает возможность принять взвешенное решение при исчислении налога и применении вычетов.
Статус резидентства РФ
Как выясняется статус резидентства РФ
Пункт 2 статьи 207 НК РФ определяет порядок выяснения наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса резидента РФ. Резидентом РФ становится человек, который фактически находится в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Примечание
О налоговом статусе физлица, о начислении НДФЛ у нерезидентов и учете в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 читайте в статье «НДФЛ у нерезидентов: учет в 1С:ЗУП 8».
Следовательно, иностранец может стать налоговым резидентом РФ только спустя полгода после въезда в Россию, а россиянин может утратить статус резидента РФ, уехав из страны на полгода.
Письма Минфина России от 06.06.2014 № 03-04-05/27351, от 22.11.2012 № 03-04-06/6-331, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157, ФНС России от 05.03.2013 № ЕД-3-3/743@ и др. разъясняют особенности исчисления 183 дней пребывания на территории РФ.
Для определения статуса физического лица суммируются все календарные дни, в которых физическое лицо фактически находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев. Эти 12 месяцев могут начинаться в одном налоговом периоде и завершаться в другом. За эти 12 месяцев следует сложить все календарные дни нахождения налогоплательщика на территории РФ. Законодательство не содержит требований непрерывности периода. В расчет 183 дней кроме непосредственного пребывания на территории РФ включаются дни (в соответствии со ст. 207 НК РФ):
Для некоторых категорий граждан (например, командированных за рубеж российских военнослужащих и сотрудников органов госвласти) налоговое резидентство определяется независимо от времени нахождения в РФ.
Что дает статус резидентства РФ
В соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налоговые вычеты по НДФЛ применяются к доходам только резидентов РФ.
Когда и зачем пересматривать статус резидентства РФ
Пересмотр налогового статуса необходим для выяснения правомерности применения ставки НДФЛ и вычетов по налогу.
Минфин России и ФНС России настаивают на необходимости уточнения окончательного статуса физлица по итогам календарного года и пересчете налога по иной ставке при приобретении статуса налогового резидента и при утере этого статуса (см. письма Минфина России от 22.04.2016 № 03-04-06/23366, от 19.03.2013 № 03-04-06/8402, от 28.03.2012 № 03-04-06/6-81, от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293, ФНС России от 22.10.2012 № АС-3-3/3797@, от 14.08.2012 № ЕД-3-3/2898@). Одновременно Налоговый кодекс РФ не содержит норм, которые требуют в конце года определять налоговый статус физлица и пересчитывать в связи с этим ранее исчисленный НДФЛ.
1С:ИТС
Статус гражданина ЕАЭС
Когда следует применять нормы Договора о ЕАЭС, а не НК РФ
В понятие «доход в связи с работой по найму» входит всякий доход, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором. Причем деятельность осуществляется непосредственно на территории РФ. Это обязательное условие применения ставки НДФЛ 13% (см. письма Минфина России от 10.06.2016 № 03-04-06/34256, от 17.07.2015 № 03-08-05/41341). В письме от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ ФНС России уточняет, что факт нахождения сотрудника и работы в России подтверждается копиями страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, сведениями из табеля учета рабочего времени, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства (пребывания).
Обратите внимание, что такой порядок налогообложения не распространяется на резидентов ЕАЭС, работающих по договору с российским работодателем в другом государстве (например, дистанционно в Беларуси). В этом случае применяются общие правила: работодатель не должен удерживать НДФЛ с вознаграждения сотрудника-нерезидента РФ, полученного за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ).
Когда следует применять НК РФ, а не нормы Договора о ЕАЭС
Одновременно с разъяснениями необходимости пересчета НДФЛ в конце налогового периода в соответствии с налоговым статусом Минфин России в своем письме от 22.01.2019 № 03-04-06/3032 сообщает, что указанное письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письме.
В письме ФНС России от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ отражена противоположная позиция об отсутствии необходимости пересчета налога.
Ни мнение Минфина России, ни ФНС России нельзя считать более или менее выгодным для граждан ЕАЭС. Пересмотр налогового статуса приведет к увеличению ставки НДФЛ к доходам нерезидента, а отсутствие пересмотра повлечет неприменение положенных резидентам вычетов.
1С:ИТС
Налоговый статус сотрудника и НДФЛ в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3)
В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 предусмотрена возможность расчета НДФЛ в соответствии с Договором о ЕАЭС. Возможность управлять налоговым статусом сотрудника в программе позволяет осуществлять перерасчеты НДФЛ.
Пример 1
Сотрудник А.М. Клубника, гражданин Беларуси (входит в состав ЕАЭС), приехал в РФ и работает в России с 10.07.2018 по трудовому договору.
Рис. 1. Заполнение данных в карточке сотрудника
Пример 2
Сотруднику А.М. Клубнике работодатель компенсирует стоимость оплаты фитнеса в клубе в соответствии с трудовым договором и оплачивает не предусмотренные трудовым договором посещения бассейна.
Для соблюдения нормы Договора о ЕАЭС о доходах от работы по найму в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 при таком налоговом статусе нерезидента ставка 13% применяется только к доходам в виде оплаты труда. Для регистрации вида дохода в программе используется понятие Категория дохода. Ставка 13% применяется в программе для категорий Оплата труда и Прочие доходы от трудовой деятельности, Оплата труда в натуральной форме. Для категории Прочий доход для нерезидентов (в т. ч. и граждан ЕАЭС) в программе применяется ставка 30 %.
В Примере 2 оплата фитнеса предусмотрена трудовым договором, потому при настройке начисления «Оплата фитнеса» на закладке Налоги, взносы, бухучет следует выбрать для кода дохода 4800 категорию дохода Прочие доходы от трудовой деятельности. Оплата бассейна трудовым договором не предусмотрена, и, соответственно, при настройке начисления категорию дохода необходимо указать Прочие доходы. При расчете НДФЛ на доход в размере 1 000 руб., предусмотренный трудовым договором, применена ставка 13%, и сумма налога составила 130 руб., а для дохода в том же размере, не указанном в трудовом договоре, применена ставка 30%, и сумма налога составила 300 руб. (рис. 2).
Рис. 2. Зависимость ставки НДФЛ нерезидента от категории дохода
Пользователю «1С:Зарплаты и управления персоналом 8» редакции 3 следует помнить, что в программе недостаточно сведений для определения необходимости изменения налогового статуса сотрудника. При получении статуса резидента гражданином ЕАЭС, как и при утрате, необходимо зарегистрировать соответствующие изменения в программе. Если бы в Примере 2 А.М. Клубника в налоговом периоде получил статус резидента, то при очередном расчете зарплаты НДФЛ, исчисленный ранее по ставке 30%, зачелся бы по ставке 13%. При утрате статуса резидента гражданином ЕАЭС в программе следует отменить примененные ранее вычеты, и при очередном расчете будет доначислен НДФЛ по ставке 13%.
Трудоустройство иностранцев из ЕАЭС: инструкция
Статус иностранных работников
Условно всех иностранных работников, пребывающих в Россию в целях трудоустройства, можно разделить на две большие категории:
Первая категория соискателей при трудоустройстве, помимо общих документов, указанных в ст. 65 ТК РФ, должна предоставить работодателю:
В отношении же второй категории иностранцев действует упрощенный порядок трудоустройства в РФ. В упрощенном порядке принимаются на работу граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Собственно, их прием на работу мало чем отличается от трудоустройства граждан РФ. Но есть некоторые нюансы.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. В отношении иностранных работников, пребывших из стран-участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, действует упрощенный порядок трудоустройства в РФ.
2. В упрощенном порядке принимаются на работу граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии.
3. Принимая на работу иностранца из ЕАЭС, работодателям нужно руководствоваться ст. 97 Договора о ЕАЭС, а также ст. 65, 327.1-327.3 ТК РФ. Кроме того, нужно учитывать отдельные нормы Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
4. Уведомление о трудоустройстве иностранного гражданина нужно направить в Главное управление по вопросам миграции МВД России в течение трех дней со дня заключения трудового договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
5. Уведомлять ИФНС о трудоустройстве иностранцев не требуется.
6. Работники из ЕАЭС должны быть поставлены на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в РФ. Постановка на учет осуществляется в ГУВМ МВД России путем подачи уведомления по форме, утвержденной приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287.
Как принять на работу иностранца из ЕАЭС
Принимая на работу таких сотрудников, работодателям нужно руководствоваться ст. 97 Договора о ЕАЭС, а также ст. 65, 327.1-327.3 ТК РФ. Кроме того, нужно учитывать отдельные нормы Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 97 Договора о ЕАЭС при трудоустройстве граждане из стран ЕАЭС не должны предоставлять, а работодатель не обязан с них требовать:
Также работодатель не обязан:
Оформление трудовых отношений с иностранцами из ЕАЭС происходит в несколько этапов.
1. Получение с иностранного гражданина необходимого комплекта документов
В обязательный перечень документов входят:
2. Оформление трудовых отношений
На этой стадии происходит:
3. Уведомление о трудоустройстве иностранного гражданина
Это уведомление нужно направить в Главное управление по вопросам миграции МВД России в течение трех дней со дня заключения трудового договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Уведомление подается на каждого принятого на работу иностранца.
Уведомлять ИФНС о трудоустройстве иностранцев не требуется.
О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан стран, входящих в Евразийский экономический союз
Согласно статье 97 договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда.
В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.
Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена в случаях, предусмотренных законодательством государства въезда, используют миграционные карты (карточки), если иное не предусмотрено отдельными международными договорами государств-членов.
Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда, освобождаются от использования миграционной карты (карточки), если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.
Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.
Подписанный в Астане 29 мая 2014 года международный договор положил начало Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). На сегодняшний день членами наднациональной организации являются пять стран: Российская Федерация, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия. А в 2018 года Молдавия получила статус страны-наблюдателя.
ЕАЭС представляет собой международное интеграционное экономическое объединение, внутри которого соблюдается свободное перемещение продукции, услуг, финансовых и трудовых ресурсов.
Евразийский экономический союз стал преемником Таможенного союза, но представляет собой следующую, более высокую ступень наднациональной интеграции. Она включает в себя, в том числе, выработку единой стратегии в ключевых хозяйственных отраслях, модернизацию и повышение конкурентной привлекательности национальных экономик в условиях глобализации, повышение уровня жизни населения стран-участниц.
Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС) – является главным органом, он состоит из глав стран-участниц и собирается ежегодно (возможны и внеочередные собрания). ВЕЭС принимает принципиальные решения, касающиеся направления развития, стратегии и целей.
Евразийский межправительственный совет (МЕС), состоящий из глав правительств стран-участниц, собирается не реже двух раз в год. МЕС контролирует соблюдение законодательства ЕАЭС и решений ВЕЭС.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – регулирующий орган ЕАЭС. ЕЭК принимает решения, которые имеют нормативно-правовой характер (их исполнение обязательно для всех стран-участниц), распоряжения и рекомендации. Штаб-квартира находится в Москве.
Также в Союзе существует судебный орган – Суд ЕАЭС, располагающийся в Минске.
Финансирование управляющих органов организации осуществляется за счёт бюджета, который формируют участники.
ЕАЭС открыт для вступления в него новых членов, которые разделяют его принципы и основные цели.