гребки или весла что лучше
Какие весла выбрать рыбаку на свою лодку
При покупке новой лодки владельца вряд ли заинтересует вопрос, касающийся весел. Как правило, этот дополнительный аксессуар идет в комплекте с плавсредством. Но проходит время и даже самые качественные изделия подлежат замене. Можно выделить две основные причины, по которым владелец лодки вынужден обращаться в магазин: это утеря весла или его поломка. С этого момента и начинаются основные сложности.
Весла для лодки в специализированном магазине представлены в широком ассортименте. Задача потенциального покупателя заключается в том, чтобы выбрать подходящую по стоимости модель, но в то же время удобную и надежную, которая прослужила бы не один год. Опытные рыбаки имеют определенный опыт. Пользуясь теми или иными веслами, они формируют собственное мнение. Начинающему любителю природы и активного отдыха полезно будет познакомиться с рекомендациями.
Классификация
С течением времени легкие лодки ПВХ усовершенствуются. Все новые внедрения и разработки производителя направлены на повышение функциональности, качества и надежности устройства при одновременном снижении его стоимости. Не обошли изменения стороной и весла. Постоянной доработке подвергалась форма весла, геометрия, а также материалы. Говоря о форме, необходимо понимать, что речь идет не о всем весле целиком, а о его лопасти. Уже в этом можно разглядеть некое разделение. Лопасть может быть плоской или вогнутой.
Представленная классификация не является единственной. Разделять устройства на отдельные типы можно по одному из параметров. Так как у весел таких параметров несколько, то и классификаций может быть несколько. Например, модели могут быть разборными или неразборными.
Разборные весла отличаются компактностью. Их удобно транспортировать, особенно в условиях ограниченности пространства. Неразборные весла хороши тем, что при отсутствии мест соединений износ механизма или резьбы исключается, следовательно, повышается долговечность конструкции.
Косвенным параметром считается наличие или отсутствие уключин в лодке. Уключина позволяет установить точку опоры на борту. Весла, приспособленные под уключины, делятся на три вида:
Если лодка ПВХ оснащена мотором, то специальные весла на держателях играют роль вспомогательного элемента. Они используются при прохождении труднодоступных участков с препятствиями на малых скоростях. Пользоваться данными веслами любители вряд ли смогут, так как необходим определенный навык вождения судна.
Среднестатистический рыбак отдаст предпочтение классическому веслу байдарочного типа. Помимо прочности устройство должно обладать малой массой. Современные алюминиевые весла имеют пластиковые элементы для уменьшения массы. Геометрия весла рассчитывается, исходя из условий его эксплуатации. Учитывается особенность места крепления, способ крепления, а также назначение. В итоге, по длине весла можно поделить на две категории: длиной до 160 см и до 180 см.
В процессе выбора покупатель обязан соотнести длину весла с габаритами своего плавсредства, а также учесть планируемые расстояния, которые он будет преодолевать. Длинные весла представляют собой рычаг. Они имеют больший размах, зато обладают более высокой массой. Охотники и рыбаки большие расстояния преодолевают с помощью силы тяги мотора, а весла используют при движении по камышам. Исходя из этих соображений, можно определить приоритетные модели весел.
Материалы
Задача разработчика, как было уже отмечено, повысить функциональность устройства. Весло, как бы это странно ни звучало, имеет свой коэффициент полезного действия. Действительно, коль он по своей сути представляет рычаг, то может идти речь о полезной работе. Различные решения в области формы весла привели к тому, что веретено изготавливается в виде цилиндра, конуса или прямоугольника, имеющего сглаженные углы. Однако испытания и практика показали, что не только форма веретена, но и материал имеет решающее значение в наборе скорости и маневренности лодки. Мастерство гребца учитывать не будем, так как человеческий фактор нас не интересует.
Парадоксально, но профессионалы не советуют новичкам покупать деревянные весла. Они массивны и не разбираются, поэтому не считаются практичными. Несмотря на малый спрос такие весла остаются самыми дорогими.
Для надувной резиновой или ПВХ лодки оптимальным вариантом будут весла из сплавов или пластика. Эти материалы устойчивы к влаге и перемене температуры.
Но любое устройство не может состоять только из одних достоинств. Пластик становится хрупким на морозе. Даже случайное падение весла, находящегося на хранении, приведет к его порче. На этом фоне выгодно смотрится алюминий. Алюминиевые весла могут быть телескопическими или разборными. Срок их эксплуатации исчисляется десятками лет.
Параметры для выбора
Как ни странно, но именно разнообразие становится препятствием перед покупателем, не обладающим опытом. Множество моделей лодочных весел начинающего рыбака просто заводит в тупик. Тем не менее, элементарные теоретические знания помогут сделать выбор в соответствии с персональными предпочтениями. Необходимо сформулировать критерии, то есть, условия для выбора оптимальной модели. Далее мы рассмотрим только лодку ПВХ, как самое популярное плавательное средство для рыбалки, охоты и активного отдыха. При наличии уключин правильно подобранные весла соответствуют ряду требований.
При всех достоинствах разборных весел у них проявляются и недостатки. Следует обращать внимание на то, чтобы элементы соединения обеспечивали герметичность. Вода, попавшая внутрь веретена, увеличит массу весла. Наконец, необходимо оценить механизм крепления весла к уключине. Именно от него будет зависеть производительность работы гребца.
Ценовая категория
Политика любого магазина основывается на принципах получения прибыли. Известно, что многие интернет магазины завоевали популярность, благодаря низкой наценке. Заказать весло в таком магазине теоретически можно. Однако покупатель должен быть готов к тому, что за попытку сэкономить он получает вероятность купить не совсем то, на что рассчитывал.
Тонкости заказа мы рассматривать не будем. Отметим только, что в специализированном магазине ценники очень сильно отличаются друг от друга. Если бюджетные модели весел можно купить за 700 рублей, то за некоторые экземпляры придется отдать около 8000 рублей. Разброс цен вполне объясним. Достаточно только вернуться к началу статьи и вспомнить, по скольким параметрам ведется классификация.
Выбираем недорогую лодку ПВХ к летнему сезону! Дельные советы!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20.
По мере приближения летнего рыболовного сезона, многие из нас задумываются о приобретении гребной лодки ПВХ. Поговорим о тех из них, которые используются без мотора, только при гребле веслами. Такие лодки ПВХ отлично подходят для небольших и средних водоемов, со слабым течением или без него (небольшие реки, пруды, карьеры и озера).
Рыбалка с ее использованием будет значительно результативнее за счет доступа к самым заветным местам водоема. Такие лодки легкие, прочные и занимают мало места в сдутом состоянии. При выборе «правильной» лодки ПВХ у рыболова, впервые озадачившегося этим вопросом, наверняка возникнут трудности. Бренд, габариты, цвет, вид весел, насос и еще много того, что может разочаровать при неправильном выборе.
Торговая марка (бренд)
Итак, при выборе бренда, торговой марки, предлагающей свои изделия, следует обратить внимание на самые популярные у рыболовов и наиболее продаваемые. Не стоит тратить время при поиске, акцентируя свое внимание на малоизвестные, зачастую произведенные Китае, модели лодок.
Учитесь на чужих ошибках.
В нашей стране и странах бывшего союза, производят качественные лодки ПВХ из лучших материалов. Такие производителями являются:
«Мастер лодок», их лодки «Аква оптима», широко используются по всей стране и рыболовы отмечают высокое качество материалов и фурнитуры, отсутствие брака и возможность подбора плав средства в соответствии со своими параметрами.
Эта Уфимская компания выпускает и другие модели (Таймень, Ривьера и другие), но их стоимость гораздо выше, при этом качество на том же уровне.
«BARK», лодки от украинских умельцев, завоевавшие популярность как у профессионалов, так и у любителей рыбной ловли, их гребные лодки отличаются удобными и продуманными техническими исполнениями.
«FLINC», питерская компания, занимающаяся производством и продажей очень качественных, но не дешевых лодок ПВХ и имеющая высокую репутацию среди рыболовов.
Выбирая лодку от этих производителей, можно быть уверенным в использовании высококачественной армированной ткани ПВХ при производстве лодок и не жалеть о приобретении.
Габариты и вес
Выбирая гребную лодку ПВХ, необходимо примерно представлять, в каких условиях, с какими снастями и для чего именно она будет использоваться.
Два рыболова со скрабом и лодкой с легкостью умещаются на одной Планете)
Ну и неплохо было бы определиться, сколько посадочных мест будет в вашей лодке.
Как раз количество посадочных мест напрямую зависит от габаритов лодки, а габариты в конечном итоге повлияют на вес.
Для рыболова-одиночки, использующего спиннинг лучшим выбором будет лодка в длине не менее 220 см.
В нее уместится весь инвентарь и рыболову будет удобно грести и вываживать рыбу. Весить такая лодка будет около 10 кг и ее можно будет переносить в сдутом состоянии в сумке на приличные расстояния.
Если рыболов, в основном собирается ловить на поплавочную снасть карасиков в камышах, то лодка в 190 см, без весел (с гребками), будет просто отличным вариантом и поможет легко доплыть в самые заросшие места и удобно расположиться для ловли.
Вес такой лодки составит около 7 кг.
Для ловли вдвоем, подойдут лодки длиной от 240 см, но не менее. 2 посадочных места избавят рыболовов от сидения на борту, при этом один из них будет грести, а второй якорить лодку или крепить ее к камышам.
Ловить на гребной лодке ПВХ без мотора более 2 человек вообще не рекомендуется.
Не рыбалка, а мучение)
Ведь 3 рыболова это не только люди со спиннингами, это еще и инвентарь, который создаст много неудобств.
Производителями лодок ПВХ, используются в основном материалы трех расцветок: болотный (темно-зеленый), графит и белый.
Хотя в некоторых случаях изготавливают изделия в различном камуфляже, но как правило, такие лодки существенно повышаются в цене.
Лучшим приобретением будет лодка ПВХ в темно-зеленом (болотном) цвете. На ней меньше заметна грязь и налет от воды, т. е. ее использование более практично, а также она в любое время года не будет контрастировать с водной средой.
Различные оттенки зеленого
Аксессуары (допы)
При приобретении гребной лодки ПВХ, нужно обратить внимание на комплектацию.
В стандартную, как правило, входит ножной насос со шлангом, посадочная доска или две в лодках от 240 см, два весла или гребки у лодок в 170-190 см, ремкомплект, документация и сумка или рюкзак для всего комплекта.
В дополнение предлагают жесткое дно, для возможности ловить стоя (довольно дорогой доп, добавляющий веса), насосы большего объема и электрические, различные приспособления для крепления моторов, держатели удилищ (вещь удобная, но на деле проще сложить удилища вдоль борта), веревки для якорей и сами якоря, спасательные жилеты, мягкие накладки на посадочные доски и т. п.
Без покупки всего перечисленного можно с легкостью обойтись! Например, в любом случае необходимый якорь можно заменить кирпичом, булыжником или тяжелой железкой без острых углов.
Если бы выбирал гребную лодку ПВХ для себя, то рассмотрел бы одну из лодок, вышеперечисленных производителей, в длину 240 см и болотном цвете! Из допов, возможно приобрел бы жесткое дно (слань).
Выбранная мной длина неплохо подходит для одного спиннингиста, а при желании взять с собой на рыбалку, к примеру сына или товарища, обоим в ней будет комфортно. Вот так-то!
Главное, чтобы после покупки, рыболову в лодке было комфортно!
Весла для резиновых лодок
Купили лодку и хотите подобрать к ней вёсла? Потерялось или сломалось весло, и нужно приобрести новую пару? Тогда вам будет небесполезна нижеследующая информация.
Ассортимент вёсел в магазинах рыболовных и охотничьих товаров рассчитан на удовлетворение разных потребностей покупателей. Кто-то подбирает комплект для большой гребной лодки, кому-то нужен «аварийный» запас на случай, если откажет мотор, или двуручное весло для одноместной круглой лодки. Но чтобы сделать правильный выбор, нужно знать основные принципы подбора гребного инструмента в соответствии с параметрами лодки и другими признаками.
По каким параметрам выбирать вёсла для лодки пвх
С одной стороны, обширный ассортимент позволяет потребителю выбрать то, что ему хочется, но с другой – начинающие рыбаки или туристы нередко не представляют, какие именно вёсла им нужны. Отсутствие исходной информации чрезвычайно усложняет процесс выбора, делая результат фактически случайным.
Гораздо проще выбирать при наличии хотя бы теоретических представлений о предмете. Рассмотрим, каким требованиям должны отвечать, к примеру, вёсла для ПВХ лодки небольших размеров. Именно такими плавсредствами обычно пользуются на рыбалке, охоте или во время туристических походов. Если лодка оборудована уключинами, то вёсла для неё должны быть:
Следует учесть, что короткие вёсла подходят для перемещения в узких протоках и зарослях плавней. Если же вы собираетесь плавать по свободной воде, то необходимо выбирать совершенно другие модели.
Материалы для лодочных вёсел
Традиционное весло изготавливали из древесины. В настоящее время к ней прибавились современные материалы, отвечающие требованиям лёгкости и прочности:
Древесина сегодня используется крайне редко и в очень специфических целях, когда требуется, чтобы результат отвечал строго определённым требованиям. Наиболее часто деревянные вёсла используют с небольшими надувными лодками и прочими видами компактных плавсредств.
Пластики, используемые для изготовления гребных приспособлений, обладают особым набором качеств, в частности, хорошо переносят температурные перепады и солнечный ультрафиолет, обладают прочностью и упругостью, чтобы выдерживать изгибающие нагрузки. Тем не менее, их можно использовать только с лёгкими лодками при плавании на небольшие расстояния по спокойной воде.
Стеклопластиковые изделия обладают минимальным весом и высокой упругостью, однако использовать их, чтобы оттолкнуться от берега или дна водоёма, не рекомендуется – могут сломаться.
Алюминиевые весла для резиновых лодок отвечают практически всем требованиям: они обладают минимальным весом, достаточной прочностью и упругостью, хорошо переносят удары и сжимающие нагрузки. Большой популярностью пользуются компактные сборные изделия, которые легко перевозить в багажнике легковой машины. Следует отметить неприхотливость и невысокую стоимость вёсел из алюминия.
Модели из дерева прекрасно выглядят и достаточно прочны, однако по сравнению с прочими изделиями чересчур тяжелы. Кроме того, древесина требует особого ухода – просушивания в специальных условиях, обработки различными составами и т.д. Часто это неразборные конструкции, которые сложно перевозить при отсутствии объёмного багажника.
Как определить длину и форму весла
При выборе вёсел следует учесть габариты лодки и тип водоёма, в котором будет использоваться комплект. Кроме того, немаловажное значение имеет вес изделий, материал, из которого их изготовили, форма гребных лопастей и другие нюансы.
Определить подходящую для вас длину весла легче всего по длине лодки:
Рекомендации рассчитаны на среднюю длину рук гребца.
Отдельного внимания заслуживает форма гребных лопастей. Следует выбрать:
Резюмируем: чтобы упростить для себя решение задачи по выбору вёсел для лодки пвх, желательно учитывать наиболее значимые факторы:
Как правило, вёсла необходимы для гребли, однако часто их используют и в других целях: например, чтобы оттолкнуть корягу, разгрести водоросли, обойти заросли и т.д. Желательно не ограничиться покупкой пары вёсел и приобрести третий, запасной экземпляр на случай поломки, потери или других непредвиденных обстоятельств.
Гребцы и весла
Даже сухопутному ёжику в тамбовском лесу понятно, что корабль с тремя рядами вёсел будет быстроходнее, чем с одним. А с пятью — быстроходнее, чем с тремя. И так далее. Так же корабль с дизелем в 3000 л.с. (при прочих равных или близких параметрах) будет быстроходнее, чем с 1000-сильным. Как я уже говорил, из книги в книгу плывут, пеня волны, «античные триремы», правда, почему-то всегда в современном изображении. Ни одной «античной» вазы, ни одной «античной» фрески с достоверным, однозначно трактуемым и столь же однозначно датированным изображением корабля с многоярусным расположением вёсел никто, по-моему, предъявить еще не сумел. Всё, что предлагают нам источники (например, Шершов А.П., «К истории военного кораблестроения»), при ближайшем рассмотрении оказывается либо скульптурными композициями неких памятников (триумфальные/ростральные колонны и т.д.), либо — украшениями на посуде или на чем-нибудь еще. «Роспись на винном кубке», например.
А, между прочим, художники-монументалисты и художники-оформители всех времен и народов никогда не считали себя связанными необходимостью точно соблюдать формы и пропорции изображаемых предметов. Можно соблюдать, а можно и того-с! Есть даже термин такой — «стилизация». А еще есть термин «канон». Откуда взялись портреты Петра I и Александра Суворова, закованных в вороненую сталь рыцарских доспехов? Которых они никогда не носили? А канон такой был в те времена. Не более того.
До нас не дошло ничего, что можно было бы хоть с натяжкой считать «чертежом триремы». Дошли картинки. Дошел канон.
1) насколько канон соответствует прообразу?
2) когда он возник? Если в ходе или после становления КВИ, то говорить попросту не о чем. Художник рисовал не то, что видел, а то, в чем его убедил учитель истории.
Хорошо бы иметь независимый, так сказать, «абсолютный» метод датировки всех этих колонн, барельефов, ваз и ночных горшков. По принципу — приложили к объекту датчик, прибор попищал, и выдал возраст изделия. Но чего нет, того нет, а значит, эти изображения никакой доказательной силой не обладают. Впрочем, возможно, современные историки лучше греков-очевидцев знают, как выглядели греческие триремы. Те из них, кто почестнее, так и указывают в подписях к иллюстрациям: «реконструкция».
У того же А.П. Шершова имеются чертежи «трирем» с разрезами, где все подробно разрисовано. А еще в книге Dudszus, Henriot, Krumrey. Das Grossbuch der Shiffstipen (Transpress, Berlin, 1983), и в целом море прочей литературы по истории кораблестроения. И везде — реконструкция. Это видно невооруженным глазом: все эти чертежи выполнены согласно современным требованиям ГОСТа. Я не изобретатель, не творец, даже не конструктор и не реконструктор, но по начертательной геометрии всегда имел железобетонную «пятерку», что в институте, что в военном училище.
Да, планы, «боковики» и разрезы симпатичные. Но сдается мне, что авторы этих бумажных трирем сами никогда не пытались выгрести против ветра хотя бы на стандартном флотском «Ял-6», шестивёсельной спасательной шлюпке. Водоизмещение (грубо говоря, вес) пустого — 960 кг. Со штатной командой, снаряжением и запасами примерно полторы тонны. В училище я был капитаном шлюпочной команды. Так вот, авторитетно заявляю: работа каторжная. Особенно, если волнишку развело балла на четыре. Совсем не случайно «каторга» — это и есть галера, на которой осужденные уголовники отбывают срок гребцами. Это потом уже морской термин переполз на сушу с сохранением своего, так сказать, пенитенциарного содержания.
Гребля — очень тяжелая работа. Во-первых, она требует больших физических сил, чтобы хотя бы просто поднимать и заносить тяжелое весло, а во-вторых, прекрасного чувства ритма. Очень прошу не путать прогулочную лодочку на Москве-реке со спасательной шлюпкой и тем более галерой! При высоте надводного борта «шестёрки» порядка 40-50 см длина весла составляет около 4 м, сделано оно из ясеня — тяжелого прочного дерева, а валёк, противовес, еще и залит свинцом, чтобы облегчить гребцу момент подъема весла из воды.
Вдумаемся. Для шестивёсельной шлюпки высота борта в полметра вполне достаточна: ее штатная команда 8 человек, вес 1500 кг. Допустим, наша гипотетическая трирема имеет только по 10 вёсел в ряду на каждый борт, всего 60. Допустим, по гребцу на весло, плюс десять палубных матросов, человек тридцать солдат, плюс начальство и «артиллеристы» — всего около 110 человек. Особо подчеркиваю — все мои «допустим» взяты не просто по минимуму, а ниже нижнего предела, возмутительно малы, все расчеты здесь я упрощаю до предела и далеко за этот предел! Но даже при таком нереально льготном подходе получаем судно тоннажем в 150 тонн. Такое судно обязано иметь высоту борта не менее метра, если, конечно, это не речная баржа и не портовый плашкоут. Долго объяснять, почему, примите на веру или справьтесь у корабельных инженеров. Только не забудьте предупредить, что речь идет именно о мореходном судне.
Теперь построим простейший чертежик. Бином Ньютона тут не нужен, достаточно вспомнить теорему Фалеса. Получаем длину весла НИЖНЕГО ряда порядка ВОСЬМИ метров! Шлюпочное весло весит около 4-5 кг, точно, к сожалению, уже не помню. Сколько будет весить галерное, для нижнего ряда? 8-10? Дудки, 32-40, так как зависимость здесь кубическая, это вам любой инженер подтвердит, не только кораблестроитель. Можно ли ворочать таким веслом в одиночку? Много-много часов подряд?! Нет. Кто сомневается — прошу на вёсла, хоть на тот самый ял. Значит, имеем по два гребца на весло, да и то умозрительно! — кто пробовал? может, их там трое нужно? — а не по одному, что автоматически увеличивает наш экипаж со 110 человек до 170. Что происходит с водоизмещением? Оно так же автоматически увеличивается!
Уже завертелся заколдованный круг, вернее, спираль, которая во все времена была форменным проклятием, жупелом для инженеров, проектирующих подвижные технические средства, причем неважно, какие, — инвалидные коляски или стратегические бомбардировщики. Растет мощность, — растет масса, чем больше масса, — тем больше требуемая мощность! Хоть плачь! Поэтому качественные скачки в этой области достигались только резким повышением удельной мощности двигателей и КПД движителей. Пример: создал Парсонс работоспособную паровую турбину, и сразу боевые корабли ощутимо прибавили в скорости при резком улучшении прочих боевых качеств.
Но это только цветики. У нас ведь еще два ряда вёсел остались.
Высоту яруса я беру в 1 метр, что опять-таки мало, ну да Бог с ним. Будем считать, что на всех античных галерах гребцами служили рабы, которым этого пространства между палубами вполне хватало даже в ходе многодневных, а то и многомесячных плаваний, хотя это, вообще-то, противоречит даже КВИ, согласно которому на победоносных римских галерах гребцами были легионеры, свободные римские граждане. Соответственно, весло второго яруса получается шестнадцатиметровой длины и массой примерно около 300 кг.
Хоть убейте, ворочать таким веслом сидя невозможно. Ни вдвоем, ни впятером. Нет, вообще-то можно, но надолго ли тех гребцов хватит? На час? На полчаса? На десять минут? И самое главное: какова будет частота той гребли? Десять гребков в минуту? Пять гребков? Один? Чуть позже я к этому вернусь, а сейчас быстренько глянем на третий ярус. А здесь весло длиной 24 метра, массой 0,7-0,8 тонн. По сколько человек прикажете сажать на весло? По пять? По десять? На сколько потяжелеет после этого корабль? Значит, снова наращиваем борт, водоизмещение опять возрастет, корабль станет намного шире и больше осадкой; — потянут ли его те гребцы? Надо увеличить количество вёсел в ряду, но на сколько возрастут размеры корабля? А водоизмещение? На дворе трава, на траве дрова. А ветер в морду и волна балла в четыре? А, не дай Бог, в шесть?
А как, позвольте спросить, будут синхронизировать свои действия гребцы первого, второго и третьего ярусов? Опять-таки, как бывалый капитан шлюпочной команды, докладываю: отладить синхронную, слаженную работу шести гребцов на спасательной шлюпке — очень непростое дело, и это притом, что шлюпочная команда — сплошь энтузиасты, за право занять место гребца в шлюпке чуть не драка идет. А на галере, пардон, ублюдки-с. И предстоит им (если верить КВИ) многосуточная работа на вёслах совершенно разной массы, следовательно, с совершенно разным моментом инерции, следовательно, с совершенно разной рабочей частотой гребли, и все это совершенно синхронно! Подчеркиваю: совершенно синхронно! Сбейся хоть один гребец, и хана, в лучшем случае — трирема остановится, в худшем уйдет с курса (врезавшись в соседнюю), и половину вёсел еще до боя переломает.
Нельзя на гребном судне использовать вёсла с разным моментом инерции. Вёсла должны быть близкими по параметрам друг другу. Желательно — вообще идентичными. Но любая схема, предложенная «реконструкторами», предполагает наличие вёсел разной длины и массы, то есть с разным моментом инерции. (Кстати, на яле есть два штатных запасных весла, аж 30%-й запас. А где прикажете хранить на триреме 30%-й запас ее вёсел? Считайте сами, сколько и каких.)
Добравшись в своих рассуждениях до этого места, я, честно говоря, сам засомневался. В конце концов, мои расчеты, что ни говори, грешат приблизительностью, так как основаны на простом применении принципа геометрического подобия. Может быть, он для данного случая не вполне применим? Для проверки я обратился к профессионалу, инженеру-металлисту, сотруднику Уральского филиала РАН, к.т.н. М.В. Дегтярёву, с просьбой провести соответствующий расчет по всем правилам сопромата. Михаил Васильевич любезно пошел мне навстречу, и вот что вышло: чтобы получить, так сказать, «право на жизнь», двадцатипятиметровое весло должно иметь диаметр у уключины 0,5 м (!) и весить 300 кг — это при условии, что сделано оно из сосны. Ясеневое, понятно каждому, будет тяжелее. Так что же, выходит, принцип подобия меня здорово подвел? Я так не думаю. 300 кг или 700 — не суть разница. И то, и другое одинаково непригодно для классической, сидячей гребли. Так что если я и ошибся, то ненамного, не принципиально.
А теперь смотрим на картины и гравюры реальных галер, хорошо датированных и документированных, XVI—ХVIII веков. На наше счастье, галера как класс боевого корабля сохранялась в составе военных флотов многих стран довольно длительное время, до конца ХVIII столетия, пока где раньше, где позже, не была вытеснена более совершенным типом корабля прибрежного действия, так называемой канонерской лодкой (англ. gunboat), более удачно сочетавшей весло, парус и артиллерийское вооружение.
И вот перед нами целые табуны галер: испанские, генуэзские, венецианские, французские, шведские, петровские, турецкие, арабские. Все до единой с одним рядом вёсел. Ну, ладно, христиане тупые, как пробки, но арабы-то — что ли, тоже триремы строить разучились?!
Для разъяснения вопроса почитаем умные книги.
Вот что пишет тот же профессор А.П. Шершов, всего лишь несколько страниц назад мучительно пытавшийся воссоздать трирему, о средиземноморской галере: вёсла могли достигать длины 25 м, масса весла — 300 кг, число гребцов — до 10 на весло. Почтенный «Das Grosse Buch der Schiffstipen» сообщает: вёсла могли достигать длины 12 м, масса весла 300 кг. При высоте борта галеры (галеаса — тяжелой палубной галеры) в 1,5-2 м.
Вопросов больше, чем ответов. Поэтому ни о каком однозначном переводе старинных массо-габаритных параметров в современные речи нет и быть не может. Речь может идти только о приблизительном, плюс-минус лапоть, переводе. Так что разнобой будет — это естественно. Но он не будет — и не есть — принципиальным. Действительно, мой расчет довольно грубый, расчет Дегтярёва инженерно-точный, сообщения историков (основанные на надежной документации эпохи Возрождения) укладываются очень близко одно к одному. Нигде нет разброса хотя бы на порядок.
Зайдем с другой стороны. Лет тридцать назад в моду вошли так называемые реплики, копии разной старинной техники, изготовленные с максимально возможным приближением к историческому прототипу. Копируют все: от египетских папирусных лодок до истребителей Первой мировой. В том числе, копируют и гребно-парусные старинные суда. Так, в Дании, Швеции и Норвегии понастроено великое множество реплик драккаров, судов викингов. Все — однорядные! Англичанин Тим Северин создал реплики ирландского гребно-парусного судна и — о счастье! — греческой галеры, пресловутого «Арго». Но вот тебе на: и то, и другое — однорядные!
В конце пятидесятых — начале шестидесятых Голливуд захлестнуло очередное поветрие: мода на фильмы из античной истории. Многие из них даже стали мировой классикой: тут и «Бен-Гур», и «Спартак», и «Клеопатра». Бюджеты у них, даже по нынешним временам, были бешеными, тем более, что доллар в те времена был куда дороже. Продюсеры денег не жалели, масштабы массовок и декораций превосходят любое воображение. И вот, в дополнение ко всему, для-ради пущего антуража было решено заказать полноценные реплики-новоделы античных камнеметательных машин и античных же трирем. О катапультах речь ниже, это отдельная и очень любопытная тема, здесь — о кораблях.
Так вот, с триремой вышла незадача: дело, казалось бы, столь привычное для античных корабельщиков, неожиданно оказалось не по плечу корабельным инженерам-профессионалам середины ХХ века. Предвижу мгновенный ответ-возражение защитников КВИ: древние корабельщики владели «особыми приемами», магией и герметикой, позволявшей им решать технически невыполнимые ныне задачи. А потом пришли неизвестные кочевники, мастеров порубили в капусту, а свитки с магическими заклинаниями пожгли. И концы в воду.
Нет, кроме шуток. На месте стражей трад. истории я бы перед каждым гуманитарным ВУЗом воздвиг бы Памятник Неизвестному Кочевнику. Воистину, если бы не этот вездесущий и неуловимый парень неопределенного облика и загадочного происхождения, прятать концы в воду было бы гораздо сложнее.
А если оставаться реалистами, то понятно: «древнегреческий» плотник не знал и знать не мог и тысячной доли того, что известно современным специалистам по материаловедению, механике, корабельной архитектуре и т.д. Не было в его распоряжении ни алюминий-магниевых сплавов, ни титана, ни сверхлегких углепластиков. Если бы это было не так, мы бы все сейчас говорили по-гречески и ударными темпами вели бы колонизацию спутников Юпитера.
В общем, пришлось киношникам снимать триремы в павильоне, сделав их из пенопласта и фанеры. С каркасом из дюралевых труб или я уж не знаю, чего. Ну, да им не привыкать.
ВЫВОД. Никаких двух-, трех- и более ярусных судов ни греки, не римляне не строили, поскольку, в отличие от историков, дружили с головой. Мнение о существовании в античности «бирем», «трирем» и т.д. есть недоразумение, возникшее либо:
а) вследствие полного непонимания авторами античных текстов того, о чем пишут;
б) из-за проблем с переводом и интерпретацией. Весьма вероятно, что Плиний-то с Диодором как раз хорошо представляли себе, о чем речь, но при написании оригиналов своих работ пользовались какой-то не дошедшей до нас морской терминологией, в их время привычной и общепринятой. Им в голову не могло прийти поместить в конце свитка глоссарий. Потом переводчик — как обычно, насквозь сухопутная штафирка, к тому же, возможно, не первоклассный знаток языка, не поняв какой-то речевой оборот и не вникнув в тему, сотворил (на бумаге) «трирему», «квадрирему» и т.д.
А потом потерялся оригинал. И всё, крышка истине.
Третий вариант: авторы под терминами, содержащими числительные, подразумевали что-то иное, какую-то другую характерную черту, позволяющую отличать суда одного типа от другого. Какую? Вот вариант. Все термины с числительным обозначают не количество гребных ярусов, а штатное количество гребцов из расчета на весло. При соблюдении этого условия, возможно, обретет право на жизнь даже невероятная децера. Интересно: в абсолютистских и раннебуржуазных флотах критерием распределения боевых кораблей по рангам было нечто схожее, а именно число пушек. Заметьте, не число батарейных палуб, а именно число пушек! То есть получается, что трирема — это средних размеров галера, однорядная, естественно, с тремя гребцами на весло. А пентирема или децера — крупный гребно-парусный корабль, на котором вёсла, само собой, помассивнее, вследствие чего гребцов требуется больше.
Снова перечитываем описание средневековых галер и их «сестер» из Нового времени. Что же мы видим?! Число гребцов на весло достигало десяти человек!! При этом гребцы не сидели на банках-скамьях, а непрерывно ходили по палубе вперед-назад. Вот оно! Действительно, при таком способе гребли можно поставить десять человек на весло, и они будут работать примерно с одинаковым КПД. Просто крайний внешний гребец будет делать один-два шага, а крайний внутренний — пять-шесть. Если же посадить на банки хотя бы пять гребцов, то крайний внешний будет лишь чуть-чуть шевелить руками, а крайний внутренний — мотаться на конце весла, как тряпка на шесте. Абсурд! От трех до десяти человек к одному веслу можно ставить ТОЛЬКО В ПОЛОЖЕНИИ «СТОЯ».
Но тогда опять-таки ни о каких многорядных судах не может идти и речи: если таков первый ряд, то какими же будут вёсла второго, или, оборони Господи, третьего ряда, учитывая, что высота яруса у нас автоматически подскочила минимум до двух метров, гребцы-то ведь в рост стоят!
Что же касается галер Северной Европы, например, шведских или идентичных им петровских, то это уже другая кораблестроительная традиция, идущая от драккаров викингов. На ее формирование повлияли суровые условия плавания на Балтике, в Северном и Баренцевом морях. Гребля там исключительно сидячая, не более двух человек на весло, и вёсла, соответственно, и короче, и легче. Кстати, средиземноморские галеры и галеасы в негостеприимных северных водах чувствовали себя очень неуютно и проигрывали судам северно-европейского типа.
Я не утверждаю, что прав безоговорочно и однозначно. Возможно, кто-то сможет предложить более изящное объяснение. Сейчас важно то, что никаких многопалубных гребных кораблей у «античных» моряков не было и не могло быть, а были обычные галеры. Одни крупнее, другие меньше, но в целом близкие по типу и все, естественно, с одним рядом вёсел.