грот парус что это
Грот (парус)
Грот (нидерл. groot ) — нижний прямой парус на грот-мачте парусного судна. Если на грот-мачте нет прямых парусов, то гротом называют нижний косой парус.
На одномачтовых судах гротом, как правило, называется задний парус.
Слова грот или грота- прибавляются к наименованию парусов, рангоута и такелажа для обозначения их принадлежности к грот-мачте, например: грот-стень-ванты — снасти стоячего такелажа, удерживающие грот-стеньгу с боков.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Грот (парус)» в других словарях:
грот-парус — грот парус, грот паруса … Орфографический словарь-справочник
грот-парус — грот па/рус, грот па/руса, мн. грот паруса/, грот парусо/в … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Грот, парус — на судах с прямым вооружением есть прямоугольный парус, привязываемый на грота рее; самый большой парус, достигающий на больших судах 4000 кв. фт. с лишком. На судах с косым воружением (на яхтах и шкунах) и на гребных судах есть главный парус при … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ГРОТ — (голланд. groot, от нем. gross большой). Большой прямой парус, привязываемый к нижней рее главной мачты. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРОТ (итал. grotta). Пещера. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
ГРОТ — муж. пещера, вертеп, выход, подвал, подземелье, копаное и украшенное или природное. Гротный вход. II. ГРОТ муж., мор. на парусных судах, большой прямой парус, на нижнем рее средней мачты; косой или штормовой грот, треугольный парус внизу этой же… … Толковый словарь Даля
ГРОТ — муж. пещера, вертеп, выход, подвал, подземелье, копаное и украшенное или природное. Гротный вход. II. ГРОТ муж., мор. на парусных судах, большой прямой парус, на нижнем рее средней мачты; косой или штормовой грот, треугольный парус внизу этой же… … Толковый словарь Даля
ГРОТ — (1. Main sail. 2. Main) 1. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот мачте). Привязывается к грота рею. 2. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящимся выше марса грот мачты. Самойлов К. И. Морской… … Морской словарь
парус — на всех парусах.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. парус марса лисель, штаковина, спинакер, стаксель, пандатив, фок, драйвер, грот, балун, трюмсель, брифок, апсель, дымсель … Словарь синонимов
грот- — (от голланд. groot, букв. большой) (мор.). Первая часть сложных морских терминов, обозначающих принадлежности грот мачты, напр. грот марсель (второй снизу парус на средней мачте), грот стаксель (парус, протянутый между грот и фок мачтами).… … Толковый словарь Ушакова
грот- — (от голланд. groot, букв. большой) (мор.). Первая часть сложных морских терминов, обозначающих принадлежности грот мачты, напр. грот марсель (второй снизу парус на средней мачте), грот стаксель (парус, протянутый между грот и фок мачтами).… … Толковый словарь Ушакова
Грот парус что это
Конечно, будут правы те, кто скажут, что генуя «главнее», и что именно она обеспечивает основное тяговое усилие, движущее лодку вперёд. Но будут правы и те, кто напомнит о серьёзной роли грота, как в обеспечении правильного обтекания стакселя воздушным потоком, так и в рулевом балансе яхты.
И вообще, не стоит забывать о том, что существуют типы парусных лодок, которые вооружены только гротом и больше ничем.
Если вы хотите, чтобы стаксель работал правильно, чтобы яхта имела сбалансированный руль, чтобы её ход был ровным и стабильным, необходимо научиться правильно настраивать грот.
Как добиться эффективной работы грота? Что нужно сделать для его грамотной настройки?
Наверно, излишне напоминать основные параметры настройки грота. Они такие же, как и у стакселя – это угол установки паруса к ветру и форма паруса (твист, пузо и его положение). Но вот инструменты для настройки этих параметров у грота отличаются: и каретка, и шкоты служат для настройки иных параметров паруса, чем в случае со стакселем.
Начинаем смотреть, каким арсеналом настроечных средств мы располагаем.
Основные инструменты для настройки грота это:
Грота-шкот (main sheet) контролирует глубину в нижней части грота. Чем больше набит грота-шкот, тем более плоской становится нижняя треть грота. И наоборот: для того, чтобы «запузатить» грот в нижней части нужно грота-шкот потравить.
2. Гика-шкот (boom-sheet)
Гика-шкот (2) совместно с кареткой (3) (traveler) управляет углом установки гика к ДП яхты, но в большей степени управляет твистом (twist) грота. Набивая гика-шкот, мы уменьшаем твист («закрываем парус»), а потравливая гика-шкот, мы твист грота увеличиваем («открываем парус»).
3. Каретка гика-шкота (её положение на погоне)
Каретка управляет углом установки гика к ДП яхты. К сожалению яхты не имеют совершенного погона (длинная дуга), он прямой и короткий. Поэтому кареткой можно устанавливать угол паруса только до галфвинда. На бакштаге и более полных курсах угол установки грота регулируется только гика-шкотом.
4. Оттяжка гика (степень её натяжения)
Оттяжка гика (boom vang) на полных курсах контролирует твист, управляя положением гика в вертикальной плоскости. На полных курсах для установки нужного угла паруса к ДП мы вынуждены травить гика-шкот. В результате, нок гика задирается наверх, натяжение задней шкаторины ослабевает и, как следствие, грот получает излишний твист, сбрасывая ветер с верхней части паруса. Для того, чтобы устранить этот ненужный и вредный эффект и применяют оттяжку гика. Оттягивая гик вниз, она уменьшает твист грота.
С помощью этих двух инструментов настраивают «пузо» паруса и его положение.
Ахтерштаг (back stay), изгибая верхнюю часть мачты, отвечает в большей степени за размер «пуза» в верхней и средней части грота.
Натяжение грота-фала (halyard) влияет на положение «пуза» (draft) паруса. Чем сильнее набит фал, тем больше «пузо» перемещается вперёд.
Вот и все основные секреты. Можно начинать настройку грота.
Но прежде вернёмся на несколько шагов назад и посмотрим, что произошло до этого момента. После того, как грот был поднят, мы установили его под примерным углом к ДП (плюс-минус два лаптя). Этот примерный угол принимается, исходя из того, что, чем острее курс, тем меньше угол, а чем полнее, тем угол больше. Ясно, что на гоночном бейдевинде грот будет стоять почти в ДП. Есть, как-то поставили. После чего ставим и настраиваем стаксель. А вот после настройки стакселя приходит пора заниматься гротом. И заниматься мы будем всё тем же, чем и на стакселе: установкой угла грота к ветру и приданием ему оптимальной формы.
Основные настроечные операции для грота:
1. Придаём гроту нужный твист с помощью гика-шкота и оттяжки гика;
2. Настраиваем глубину паруса (пузо) с помощью грота-шкота и изгиба мачты;
3. Передвигаем пузо паруса в нужное положение изменяя натяжение грота-фала и (или)
применяя оттяжку Каннингхэма;
4. Настраиваем баланс руля положением каретки гика-шкота.
Грот оказывает большое влияние на рулевой баланс яхты. Настраивая этот парус для получения оптимального баланса руля, особое внимание нужно обратить на заднюю шкаторину.
Закрытая (натянутая) задняя шкаторина увеличивает тенденцию лодки приводиться к ветру.
Открытая (ослабленная) задняя шкаторина уменьшает тенденцию лодки приводиться к ветру.
Но если шкаторина излишне открыта (избыточный твист), то уменьшается сила тяги и острота курса. Замечу, что положение каретки гика-шкота никак не влияет на натяжение задней шкаторины (на твист).
Настройка твиста грота
Положение каретки гика-шкота на погоне практически не влияет на твист грота. И хорошо, что это так: ведь уже выставленный твист при перемещении каретки (для установки угла грота) не меняется. А это значит, что устанавливая необходимый угол грота к ветру, мы не изменяем настроек твиста.
Твист уменьшается натяжением гика-шкота и оттяжки гика.
Твист увеличивается потравливанием гика-шкота и оттяжки гика.
Увеличенный твист часто используют при очень сильных ветрах для того, чтобы «выпустить» в верхней части паруса лишний ветер, не зарифливая при этом паруса.
Для уменьшения твиста грота на большинстве яхт применяют оттяжку гика, препятствующую задиранию нока вверх. Свидетельством правильной регулировки натяжения оттяжки гика может служить одновременное (по всей высоте) заполаскивание паруса у передней шкаторины при потравливании шкота.
Регулировка твиста на острых курсах
Базовая настройка твиста заключается в следующем. Потравите гика-шкот. Как только вы ослабите шкот, твист увеличится, и вершина паруса отклонится в подветренную сторону. Чтобы уменьшить твист, шкот нужно выбрать. До какого момента?
Лучшим индикатором настройки твиста является задняя шкаторина. Практика показывает, что нужно набивать шкот, пока верхняя лата грота (либо её задняя часть, 50 см ) не окажется параллельна гику.
В качестве эксперимента попробуйте и дальше выбирать шкот. Очень быстро вы увидите, что верхняя лата окажется направленной в наветренную сторону, верхняя часть шкаторины закроется и парус затормозится. Если на гроте будут колдунчики, вы увидите, что верхний колдунчик изогнулся в подветренную сторону. Вы перетянули шкот и твист слишком мал. Поток воздуха не может обтекать грот без завихрений.
Для того, чтобы исправить ситуацию, потравите шкот до того момента, когда колдунчик выпрямится горизонтально. Ветер будет обтекать парус равномерно, без турбулентности. По окончании регулировки твиста устанавливается угол паруса к ДП с помощью каретки.
Регулировка твиста на полных курсах
В галфвинд или бакштаг для регулировки твиста применяют оттяжку гика. На бакштаге твист должен быть минимальный.
Глубина (пузо) грота
Глубина (пузо) грота настраивается двумя инструментами. Причём каждый из них отвечает за свою часть паруса.
Пузо в верхней части грота регулируют небольшим изгибом мачты, используя ахтерштаг. Изгиб мачты отодвигает заднюю шкаторину от передней, растягивая ткань и уплощая парус.
Уплощенный за счет изгиба мачты грот меньше кренит яхту и не так сильно приводит ее на ветер, особенно на острых курсах.
При слабом ветре и полных курсах мачту, наоборот, стараются держать более прямой, ослабляя ахтерштаг и бакштаги.
Уплощение верхней части паруса оправдано, если:
· вы идёте в хороший ветер, но на спокойной воде;
· вы хотите идти как можно более остро;
· яхта имеет тенденцию к приводу (наветренный руль), а с рифлением вы решили подождать.
Посмотрите, как это делается.
Мы идём бейдевиндом, пузо несколько великовато для ветра в 15-17 узлов. Уплощаем грот, изгибая мачту ахтерштагом. Парус уплостился, но при этом пузо ушло назад. А нам нужно, чтобы оно было ближе к середине, ведь ветер усилился. Для этого выбираем грота-фал: пузо уменьшилось и сместилось вперёд.
Пузо в нижней части грота обеспечивают изменением натяжения грота-шкота. Чем более выбран грота-шкот, тем более плоским будет парус в нижней части. На волнении нужно увеличить тягу грота и обеспечить широкий курсовой сектор. Для этого грота-шкот потравливают, делая нижнюю часть паруса поглубже.
Если вы не в гонке, то для регулировки пуза чаще всего будете пользоваться именно грота-шкотом.
На полных курсах и при слабом ветре нижнюю шкаторину ослабляют, т.к. в этом случае появление большого пуза дает парусу возможность развивать большую тягу.
Если яхта сильно кренится и вдобавок заметно приводится, значит у вас паруса или излишне пузаты, или недостаточно уплощены (а).
После того, как мы подобьём грота-шкот и натянем нижнюю шкаторину как можно более туго, парус заметно уплостится (б).
На острых курсах грот тоже должен быть уплощён — это помогает лавироваться, поэтому грота-шкот должен быть туго набит.
Общее правило для регулировки пуза грота такое же, как и для стакселя:
А если и ветер сильный, и волну раскатало? Однозначно ответить невозможно. Настройка парусов — это не таблица умножения. Это искусство компромисса. Да, есть определённые правила, но комплекс настроечных операций не является догмой. В этом и заключается искусство яхтсмена, которое во многом приобретается с годами практических походов в море.
Экспериментируйте с формой паруса, наблюдайте за результатами. Используя общие правила и ваш опыт, пытайтесь создать «индпошив». Для каждой лодки, для каждого вида паруса, для конкретных волновых и ветровых условий существует одна-единственная оптимальная форма паруса. И то, что было хорошо для маленьких яхт, окажется не здорово на больших. А, когда вы пытаетесь настроить грот на закрутке, используя свой опыт работы с лейзи-джеком, вдруг оказывается, что тут есть своя специфика. Беря лодку в чартер на неделю, вы каждый раз будете заново привыкать к особенностям неизвестной вам яхты. Но это и интересно!
Но давайте закончим с пузом. Теперь займёмся его положением.
Положение пуза паруса
Настройка пуза не ограничивается регулировкой его величины.
Но «таблица умножения» говорит, что общей рекомендацией для положения пуза будет:
В слабый ветер — пузо ближе к корме (55-60%)
В средний ветер — пузо посередине (45-50%)
В сильный ветер — пузо ближе к мачте (40%)
Перемещают «пузо», используя грота-фал или оттяжку Каннингхэма (downhaul or Cunningham). Чем сильнее будет выбрана та или другая снасть, тем дальше вперёд сместится «пузо».
Именно грота-фал и оттяжка Каннингхэма отвечают за положение пуза грота. Выбирая их, мы перемещаем пузо вперёд, а потравливая — назад. Но оттяжка Каннингхэма даёт больший эффект, чем натяжение фала.
Открытая задняя шкаторина правильно настроенного паруса позволяет яхте стабильно придерживается курса.
После обтягивания передней шкаторины каннингхэмом полоса грота вдоль гика приобретает некоторую мешковатость, а от люверса к гику собирается пара складок. На это можно не обращать внимание: на качество «скоростных заездов» это не влияет.
Имейте в виду, если паруса изношены фал (или оттяжку) нужно набивать сильнее, чем обычно, так как у старых растянутых парусов пузо всегда смещено назад.
Или другой случай. Решив уплостить верхнюю часть грота, мы изогнули мачту назад. Пузо стало меньше, но переместилось к корме. Нужно сдвинуть «пузо» в первоначальное положение. Для этого необходимо набить грота-фал или оттяжку Каннингхэма. После этого парус будет уплощён, «пузо» возвращено в правильное положение, задняя шкаторина открыта.
Под занавес следует немного потравить гика-шкот, чтобы сохранить прежний твист.
Баланс руля или «Каретку мне, каретку!»
Операции по настройке грота завершает регулировка баланса руля. Регулировка баланса руля на гроте позволяет избавить яхту от излишнего приведения или уваливания.
Фактически — это установка нужного угла грота к ДП (или угла к ветру), без изменения при этом установленного твиста паруса.
Устанавливают угол паруса к ДП яхты, перемещая каретку шкота. Угол установки грота к ДП яхты и к ветру зависит от натяжения шкота и положения каретки на погоне.
Зависимость между положением каретки и натяжением гика-шкота достаточно сложна. Но мы попробуем. Просто представьте себе, что погон является частью окружности с центром, расположенным в мачте. В этом случае вы набиваете (или потравливаете) шкот, придавая парусу определённый твист, а затем можете выставлять угол паруса к ДП, перемещая каретку по погону. Твист не будет меняться, пока вы не измените натяжение шкота.
На большинстве крейсерских яхт устанавливается короткий и прямой погон, что усложняет настройку. В итоге на настройку паруса влияет и положение каретки, и натяжение шкота. А в галфвинд и в бакштаг — ещё и натяжение оттяжки гика.
В зависимости от силы ветра для острых курсов существуют три положения каретки гика-шкота:
1. Слабый и свежий ветер — каретку смещают в сторону наветренного борта. Почему? На слабом ветру необходим сильный твист: разница по векторам вымпельного ветра вверху и внизу значительна. Поэтому мы (при отданной оттяжке гика) травим гика-шкот, позволяя ноку гика уйти вверх создавая необходимый твист.
2. Ветер средней силы (4-5 баллов) — каретку держат посредине погона. Твист должен быть поменьше: мы подобрали гика-шкот и, возможно, оттяжку гика.
3. При дальнейшем усилении ветра нам потребуется плоский парус с минимальным твистом. Поэтому, не отдавая гика-шкота, каретку смещают под ветер. При этом задняя шкаторина освобождается от избыточного давления; яхта теряет способность идти очень остро к ветру, но её крен уменьшается и, соответственно увеличивается скорость выхода на ветер.
Обратите внимание: все манипуляции выполняются с использованием и каретки, и гика-шкота, и оттяжки гика. Но можно утверждать, что угол установки грота к ветру на острых курсах обеспечивается с помощью каретки.
Изменяя угол с помощью каретки, мы сохраняем важный (и уже установленный!) параметр профиля паруса — твист.
На острых курсах оттяжка гика практически не нужна и, как правило, потравлена.
Краткий обзор настроек грота
Можно подводить черту под настройками грота. Коротко повторим всё, что мы сделали.
· При выставленной в ДП каретке гика-шкотов выставляем нужный твист (гика-шкотом)
· Регулируем пузо грота. Чтобы изменить пузо в нижней трети грота используем грота-шкот. Для регулировки пуза в верхней части применяем ахтерштаг: изгибая мачту назад – уплощаем парус, выпрямляя её (ослабляя ахтерштаг), делаем верхнюю и среднюю часть грота более полной
· После чего регулируем положение пуза грота-фалом и оттяжкой Каннингхэма
· Затем кареткой гика-шкотов устанавливаем необходимый угол грота. В бейдевинд — перемещаем каретку, чтобы установить угол грота к ДП. В бакштаг — сдвигаем каретку в подветренную сторону до упора; для дальнейшего увеличения угла установки грота травим гика-шкот; затем набиваем оттяжку гика для того, чтобы восстановить нужный твист паруса.
Чтобы на полных курсах грот работал правильно, оттяжка должна прижимать гик вниз, уменьшая твист. Если оттяжка гика будет выбрана недостаточно, то парус в своей верхней части будет «выпускать ветер». Правило параллельности верхней латы гику (при установке твиста) никто не отменял и на полных курсах. Если вы набили оттяжку гика правильно, то верхние латы будут параллельны гику даже при потравленном гика-шкоте как на острых, так и на полных курсах.
Следите за колдунчиками (если они есть), особенно за верхним! Колдунчики должны гладко струиться и не загибаться вокруг шкаторины. Не допускайте закрытия задней шкаторины, это сразу же усиливает тенденцию яхты к приведению.
Тенденция лодки приводиться к ветру уменьшится, если при усилении ветра каретку переместить в подветренную сторону. Вам потребуется меньший угол перекладки руля, легче станет управлять лодкой, скорость увеличится.
Начало разговора о настройках парусов см.:
При подготовке статьи были использованы материалы учебника «Школа яхтинга», Андрей Иваничкин
Методичка яхтсмена. Грот и стаксель
Большинство небольших современных яхт имеет два паруса – грот и стаксель. Такое судно называется “шлюп” (или бермудский шлюп). Кроме того, шлюп может быть оснащен спинакером – его используют на полных курсах, от галфвинда до фордевинда.
Грот и стаксель – это треугольные паруса (разновидность косых). Они хороши тем, что позволяют идти остро к ветру, то есть когда угол между носом лодки и направлением ветра менее 90°. Именно косые паруса позволили морякам ходить по морю против ветра.
Закрепление стакселя
Стаксель – это передний парус, прикрепленный к штагу своей передней шкаториной. Передний угол стакселя называется – галсовый угол, задний – шкотовый угол, верхний – фаловый.
К форштагу парус крепится ракс-карабинами, а галсовый угол – такелажной скобой у основания леера. Чтобы не путать фаловый и галсовый углы при разворачивании стакселя из мешка, стоит заранее маркировать их. Ракс-карабины лучше пристегивать снизу вверх, и смотреть они должны в одну сторону, чтобы передняя шкаторина не скрутилась. Прикрепите один конец фала к верхней части стакселя, а второй его конец – к крепительной утке, что располагается слева от мачты. Шкоты прикрепляются к шкотовому углу стакселя булинями. Свободные концы размещаются вокруг вант, а потом через шкот-блоки к крепительным уткам у кокпита. Чтобы они не выскочили, их нужно закрепить узлами-восьмерками. Галсовый угол паруса крепится к носу лодки стаксель-галсом. Фаловый угол стакселя тянется вверх с помощью стаксель-фала.
Закрепление грота
Грот – задний парус, прикрепленный к мачте передней шкаториной с помощью ползунов грота, а к гику – нижней шкаториной. Задняя шкаторина свободна.
Грот начинают закреплять снизу. Для этого нижнюю шкаторину (то есть ликтрос, которым обшивается край паруса) вставить в ликпаз гика. Дойдите до конца гика, начав со шкотового угла вертлюга гика. Свободный конец гика обычно поддерживается топенантом или опорным сектором. Закрепите сначала галсовый, а затем штоковый угол паруса. Оттяжками на нижней шкаторине расправьте морщины.
Для увеличения площади паруса и для того, чтобы он лучше держал форму, используются латы – деревянные или пластиковые вставки, которые помещают в латкарманы, нашитые на задней шкаторине паруса. Обратите внимание, что латы должны вкладываться без особых усилий, но при этом сидеть в латкарманах достаточно плотно. Крепятся латы рифовым узлом на концах некоторых латкарманов. Латы могут использоваться и на других типах парусов, но чаще и используют именно на гротах. Впрочем, бывают гроты и без лат. Дополнительную площадь называют серпом. Передняя шкаторина крепится к мачте так же, как и нижняя. Затем беседочным узлом (или карабином) фал крепится к фаловосу углу паруса. Грота-фал спускается с правой стороны от мачты к крепительной утке.
В описании процесс установки парусов может показаться сложным и запутанным, но, потренировавшись пару-тройку раз, для вас этот процесс уже не составит и труда и в дальнейшем не будет занимать много времени.