губительное поветрие что это
Антикоронавирусная молитва: что требуется сокрушить в своем сердце
«Мы во всех нынешних скорбных обстоятельствах всё равно воссылаем Богу славу, и желаем эту славу воссылать всегда, вне зависимости от того, как Бог решит поступить с нами»
Игумен Пантелеимон (Королев), настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле Залесском:
– Слово «поветрие» в современном употреблении обычно обозначает поверхностную моду, распространённое увлечение чем-то, чаще всего, предосудительным.
Но есть и его более древний смысл — это мор, быстро распространяющаяся эпидемия. Из самого слова понятно, как болезнь распространяется — по ветру, или, как бы сказали врачи, «воздушно-капельным путём».
Сам же текст «молитвы, во время распространения вредоносного поветрия чтомыя» такой:
«Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими и огради нас от губительнаго поветрия, на ны движимаго. Пощади нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Мы просим Господа и Бога нашего: «не вниди в суд с рабы Твоими», то есть не начинай с нами судиться, обвиняя нас и заставляя нас оправдываться.
Это почти цитата из 142 псалма, в котором говорится: «и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» — не начинай тяжбу с Твоим рабом, потому что никто из живущих не сможет перед Тобой оправдаться.
Так и мы, проверив себя по заповедям, понимаем, что ни одну из них не исполнили, лишь к некоторым прикоснулись кончиками пальцев — поэтому и просим, чтобы Господь отнёсся к нам как к младенцам, неразумным и неподсудным.
«Огради нас от губительнаго поветрия, на ны движимаго» — просим мы. Стань нам оградой, крепкой стеной, сквозь которую не проникнет к нам губительное поветрие, которое на нас надвигается.
«Пощади нас, смиренных и недостойных рабов Твоих». Смирение и кротость — это христианские добродетели. Путь к ним долог – это труд, борьба со своим тщеславием и гневом, уподобление Христу и полная надежда на Его благодатную помощь.
И в этой молитве мы, конечно, не хвалимся тем, что уже стали кроткими и смиренными, здесь «смиренные» — это несчастные, попавшие в тяжкие обстоятельства.
В смирении как добродетели есть благородство и внутренняя мощь, а здесь мы сознаёмся в своём немощном и жалком состоянии, признаваясь в том, что мы, своими грехами навлекшие гнев Божий, недостойны что-то просить.
Фото Михаил Метцель/ТАСС
Но, сознавая своё недостоинство, мы всё же не можем не припадать к Богу, «уповая» — то есть, возлагая на Него всю свою надежду – как евангельская жена-хананеянка.
Всякое трудное обстоятельство мы призваны воспринимать как особую задачу, которую задаёт нам Бог, чтобы мы научились следовать Его заповедям и Его повелению: «будьте святы». И к решению этой задачи мы должны приступать «в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным».
С покаянием – значит, с желанием измениться к лучшему.
С «теплой верой» означает «с горячей, пламенной верой» (а русское «тёплый» в переводе на славянский звучит как «обуморенный»).
Сокрушение сердечное — это не поломка самого сердца как центра нашего существа и источника наших устремлений.
Сокрушению подлежат те жёсткие конструкции, которые мы в сердце нагородили самонадеянностью, желанием отстраниться от чужих проблем и слепотой к собственным грехам.
Мы припадаем с молитвой к «милосердному и благопременительному Богу», то есть Богу, у Которого сердце милостивое и Сам Он готов переменить Свой гнев на благость, суровость и строгость – на заботливую ласку.
И заключительные слова этой молитвы совпадают с одним из священнических возгласов в конце утрени: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны…», то есть Тебе свойственно миловать и спасать нас.
Эти заключительные слова, о которых мы редко задумываемся из-за того, что так часто их слышим, вот такие: «и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Мы во всех нынешних скорбных обстоятельствах всё равно воссылаем Богу славу, и желаем эту славу воссылать всегда, вне зависимости от того, как Бог решит поступить с нами.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Православная Жизнь
В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции во всех храмах будут возносить особые прошения.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил тексты молитвенных прошений в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Особые молитвы будут возноситься во всех храмах Русской Православной Церкви, начиная с 22 марта 2020 года, сообщает Patriarchia.ru.
Прошения на сугубой ектении Божественной литургии,
возносимая во время распространения вредоносного поветрия
Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже милостивно пощадити нас от губительнаго поветрия на ны движимаго и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя, недугующим исцеление и здравие подати, нам же всем Твое божественное ограждение и заступление, молим Тя, милосерде Господи, скоро услыши и милостивно помилуй.
Еще молимся, о еже умирити смятение человек и страхования всяческая, упованием твердым оградити верных Своих, мир же и тишину вселити в сердца наша, молим Ти ся, Господи, услыши и помилуй.
Молитва
во время распространения вредоносного поветрия чтомая
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих.
Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Напомним, на заседании 18 марта 2020 года Священный Синод Украинской Православной Церкви утвердил текст молитвы и прошений на сугубой ектении, которые необходимо возносить за Божественной литургией в храмах Украинской Православной Церкви в течение объявленного в Украине карантина.
Молитва от коронавируса
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Молитва от вируса — не совсем точное понятие, но, конечно же, традиционно в условиях эпидемий Церковь молилась об избавлении от болезней. За две тысячи лет сложились особые молитвенные практики, которые применяются и сейчас. Так, по решению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в условиях пандемии коронавируса особые молитвенные прошения звучат теперь на каждой церковной Литургии, есть также молитвы, которые можно читать дома.
Чтение домашней молитвы особенно приветствуется сейчас, когда посещение храма в условиях карантина становится затруднительным, а порой и просто невозможным. В такой ситуации церковное священноначалие призвало по-возможности оставаться дома, но продолжать молиться.
Молитва от коронавируса дома
Это традиционный текст молитвы об избавлении от эпидемии, который читают православные христиане. Ее можно читать вместе с утренним или вечерним правилом, либо в течении дня.
Господи! Послушай земли, смиренно призывающей Твое пренебесное Имя, и отъими язву от России. Сохрани град сей и верою живущих в нем. Благослови плодоносящих и добродеющих во святых храмах Твоих! Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя! Аминь
Молитва от коронавируса, утвержденная Патриархом Кириллом
Данная молитва, «читаемая во время распространения вредоносного поветрия», специально была утверждена Патриархом Кириллом в условиях пандемии короновируса и предназначается для чтения в храмах во время богослужения. Ее также можно читать и дома:
«Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Помимо данной молитвы за каждой службой теперь читаются дополнительные прошения, которые включены в текст так называемой ектении. Ектения — это особая часть богослужения, представляющая список молитвенных прошений, с которыми духовенство и прихожане обращаются к Господу Богу. Традиционно список этих прошений не меняется, но в особых случаях (например, при общественных бедствиях) он дополняется особыми прошениями.
Так делается и сейчас, в условиях эпидемии короновируса. Молитвенные прошения на сугубой ектении во время Божественной Литургии дополнены следующим текстом:
«Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже милостивно пощадити нас от губительнаго поветрия на ны движимаго и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя, недугующим исцеление и здравие подати, нам же всем Твое божественное ограждение и заступление, молим Тя, милосерде Господи, скоро услыши и милостивно помилуй».
«Еще молимся, о еже умирити смятение человек и страхования всяческая, упованием твердым оградити верных Своих, мир же и тишину вселити в сердца наша, молим Ти ся, Господи, услыши и помилуй»
Псалом 90 «Живый в помощи…»
Помимо молитв в условиях бедствий и невзгод православные христиане также часто читают девяностый Псалом, известный также по первой строчке как «Живый в помощи Вышняго…»
Это прекрасное по своей поэтической силе обращение к Богу, написано по преданию самим царем Давидом. Автор призывает на себя помощь Господа и в тоже замечает, что тому, кто получил ее не стоит бояться чего-либо в этом мире, потому что отныне он — в руках Божиих.
С началом эпидемии короновируса псалом также начали читать прихожане многих храмов, часто его читают просто дома, а иногда — как «молитву по соглашению»: верующие договариваются, оставаясь дома читать псалом в одно и тоже время, чтобы молитва, пусть даже и на расстоянии, оставалась совместной.
Русская Церковь утвердила текст молитвы об избавлении от коронавируса
22 марта. ПРАВМИР. Патриарх Кирилл утвердил тексты молитвенных прошений в связи с распространением коронавируса нового типа. Молитвы будут возноситься на литургии во всех храмах Русской Православной Церкви, сообщает пресс-служба Патриархии.
Прошения на сугубой ектении Божественной литургии, возносимая во время распространения вредоносного поветрия
Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже милостивно пощадити нас от губительнаго поветрия на ны движимаго и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя, недугующим исцеление и здравие подати, нам же всем Твое божественное ограждение и заступление, молим Тя, милосерде Господи, скоро услыши и милостивно помилуй.
Еще молимся, о еже умирити смятение человек и страхования всяческая, упованием твердым оградити верных Своих, мир же и тишину вселити в сердца наша, молим Ти ся, Господи, услыши и помилуй.
Молитва во время распространения вредоносного поветрия чтомая
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих.
Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ранее Синод выпустил инструкции для совершения таинств во время эпидемии коронавируса. Всего в России заболело COVID-19 более 300 человек.
Читайте также:
В РПЦ объяснили отсутствие упоминания коронавируса в молитве против него
13:51 Март 22, 2020 6980
0
Заболевание обозначается в тексте как «губительное поветрие».
С сегодняшнего дня в русских православных храмах начали проводить особые литургии, направленные на борьбу с COVID-19. Накануне их утвердил патриарх Кирилл. СМИ обратили внимание, что в самом тексте отсутствует упоминание вируса.
Зампредседателя отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе в интервью радиостанции «Говорит Москва» пояснил, что подобные молитвы проводились на протяжении всей истории христианства, а название самой болезни в церковнославянском языке имеет другую формулировку.
«Дело в том, что есть нормы, которые предполагают определённые особенности молитвы на церковнославянском языке. Я думаю, что инфекция, о которой идёт речь, она упоминается там в формулировках «губительное поветрие». Церковь, за историю своего существования более двух тысяч лет, пережила очень много эпидемий. Молитвы никогда не прекращались. Не прекращалась богослужебная деятельность. В преданиях церкви есть множество молитв, связанных с различными заболеваниями, которые всегда поражали человечество.
На основании этого опыта, на основании традиции был предложен для употребления на регулярных богослужениях соответствующий текст молитвы, который опирается на традицию. Который, на мой взгляд, содержит очень важные слова о том, чтобы люди не поддавались смятению, то есть панике; о том, чтобы все молились, те, кто участвуют в богослужении, о прекращении этого губительного поветрия. Я думаю, что это очень важно, потому что многим людям требуется именно молитвенная поддержка, потому что новостной фон, связанный с распространением коронавирусной инфекции, очень агрессивный. Необходимы какие-то ориентиры, чтобы не потерять голову, чтобы трезво относиться к происходящему, соблюдать необходимые предписания научного и врачебного характера, но при этом не терять головы».
Кипшидзе добавил, что в повседневной церковной практике заздравные молитвы возносятся всегда, но в случае эпидемий применяются особые тексты.
Ранее синод распорядился принять санитарные меры по профилактике распространения коронавирусной инфекции.