гуна невежества что это такое
Благость, страсть, невежество: какая гуна правит вами?
Согласно Ведам, материальный мир образуют три вида энергий, именуемые гунами: гуна страсти, гуна невежества и гуна благости. Каждая из энергий толкает человека к определенным действиям, образу жизни и даже мыслям. Благость, страсть и невежество правят миром и каждым человеком в нем.
О чем вы узнаете из статьи:
Благость, страсть, невежество – кто правит вами прямо сейчас?
Гуна невежества (тамо)
Страх, разрушение, негативные эмоции. Человек, управляемый этой гуной, поступает импульсивно, необдуманно, часто агрессивен и раздражителен, ему страшно и беспокойно. В гуне невежества человек спит допоздна, а ложится далеко за полночь – именно в это время суток творятся все дела в невежестве: преступления, черная магия, драки и конфликты. Бары и ночные клубы также территория этой гуны. Человек в гуне невежества становится ленивым, сонным и бездейственным.
Время суток невежества – ночь.
Место гуны в пространстве: иньские места, где сосредоточена неживая энергия – больницы с моргами, кладбища, скотобойня и мясокомбинат, а также подземные объекты, такие как метрополитен, подвал, шахта…
Гуна страсти (раджо)
Соревнование, амбиции, постановка целей и достижение их во что бы то ни стало, материальные желания, отношения на уровне отдавания только взамен на какую-то ценность. Гуна страсти поднимает людей с утра и отправляет на работу, гуна страсти толкает к развитию и конкуренции. Эта гуна несет в себе и разрушение и созидание: именно в этой гуне рождены все человеческие творения и научный прогресс. Именно через эту гуну человек из невежества может выбраться в благость.
Еда страсти – это продукты с ярко выраженным и подчеркнутым вкусом, часто это мясо, насыщенный вкус, обилие приправ и пряностей, перца, остроты, а также это чересчур разнообразное питание. В страсти человек ест быстро, на ходу, в спешке.
Время суток страсти – день.
Как проявляется в делах: деятельность имеет четкую направленность на материальные желания, достижение любой ценой поставленных целей в условиях борьбы и жесткой конкуренции. Человеком в страсти правит импульсивность в принятии решений, ответственность только за себя и желание получать только для себя, гордыня. Чрезмерная привязанность к результату и получению личной выгоды часто приводит к разочарованиям, депрессии и в итоге к агрессии – а это уже прямая дорога в невежество.
Место гуны в пространстве: большие города, столпотворения людей – вокзалы, стадионы во время соревнований, базары, огромные торговые центры, кинотеатры, аэропорты.
Гуна благости (саттва)
Это энергии спокойствия, любви, умиротворения, чистота и свет, духовность и благодать. В гуне благости человек поднимается и ложится вместе с солнышком. Его утро наполнено обращением к высшим силам – молитвы, медитации, мантры, неспешная работа с телом. В гуне благости человек стремиться давать миру бескорыстно во имя всеобщей любви и гармонии. В то же время гуна благости держит на себе все долгопротекающие процессы: люди идут на работу в благости. В страсти зарождаются великие цели, в благости они реализуются.
Еда благости: в основном простая, минимально обработанная пища, которая сохраняет свои природные вкус, консистенцию и вид – овощи, фрукты, орехи, молоко. Свежая «живая» еда.
Время суток благости – утро.
Как проявляется в делах: гуна благости означает ответственность, спокойное погружение в дела здесь и сейчас без страстной привязки к результату, без конкуренции и соперничества. Наслаждение процессом, доведение начатого до конца. Энтузиазм и интерес правят работой в благости.
Место гуны в пространстве: природные объекты, храмы любых религий и вероисповеданий, монастыри, места силы.
Гуна, в которой пребывает человек бОльшую часть своей жизни, правит им, определяя его распорядок дня, его пристрастия в еде и даже в отношениях.
Если невежество и страсть появляются в жизни человека сами по себе, то благость можно и нужно в себе взращивать и воспитывать. На внешнем уровне – это правильный распорядок дня, правильное здоровое питание, синхронизированный с законами природы сон. На внутреннем – стремление к любви, гармонии, помощи тем, кто рядом, добро по отношению ко всем независимо от отдачи.
Человек, достигший благости и научившийся пребывать в ней постоянно, приближается к просветлению и согласно Ведам, очищает карму, один за одним искупая свои грехи.
Обрабатывая эту статью, я поняла, что на мою жизнь в разной степени влияют все три гуны. А какая гуна правит вашей жизнью? Напишите в комментариях!
Невежество
Е сли в любой из так называемых праздничных дней зайти в алкогольный отдел крупного супермаркета, то можно увидеть там весьма печальную картину: десятки людей с пустыми безумными глазами хватают бутылки с наркотическим ядом, несут их к кассе и своими честно заработанными (ну, или не совсем честно) деньгами оплачивают собственное самоотравление. Почему они так поступают? Их ли это выбор? Наверное, сложно сегодня найти человека, который не слышал бы о вреде алкоголя, и все эти люди, скорее всего, знают, что причиняют себе вред.
Ещё две с половиной тысячи лет назад один серьёзный практик разъяснил своим ученикам, что невежество является корнем всех страданий. Это коренное омрачение, из которого, подобно семени, упавшему в почву, вырастает огромное дерево с развесистыми ветвями, на котором обильно созревают плоды, — страдания. Данная концепция отражена в одной распространённой мандале, которая называется «Бхавачакра» — круг взаимозависимого происхождения. И именно там указано, что причинами страданий являются «три яда ума», которые изображены на рисунке в виде свиньи, змеи и петуха. Свинья символизирует невежество, змея — ненависть, а петух — страсть. И чаще всего змея и петух на рисунке изображаются появляющимися изо рта свиньи, то есть невежество является базовой причиной страданий, а так же первопричиной, которая и крутит всё это колесо Сансары с безначальных времён. Почему же Татхагата называл невежество причиной всех остальных страданий? Сложив ладони у сердца, искренне поблагодарим Почитаемого в мирах за бесценное Учение, но всё же подвергнем сомнению его слова. Собственно сам Татхагата завещал не верить ему на слово и всё проверять на личном опыте.
В чем сила невежества
Итак, вернёмся к рассмотренному ранее примеру с алкоголиками. Они знают — в большинстве своём, — что пить вредно, но продолжают пить. Стало быть, если они осведомлены о вреде алкоголя, то невежество здесь отсутствует, на первый взгляд. Однако это только на первый взгляд. На самом деле, когда Будда говорил о невежестве, он имел ввиду иную, гораздо более глубинную форму невежества, чем, скажем, незнание законов физики или таблицы Менделеева. Многие из нас не знают всех законов физики и не помнят наизусть таблицу Менделеева и, собственно, не сильно от этого страдают. Более того, все эти вещи можно досконально знать и тем не менее продолжать страдать на всех уровнях. Стало быть, речь идёт о другом невежестве. Татхагата говорил о той глубинной форме невежества, когда человек не осознаёт своё истинное «Я», не знает законов вселенной, не верит/не знает о законе кармы и так далее. Кстати, по словам Будды Шакьямуни, неверие в закон кармы является самым тяжёлым невежеством, в которое вообще может впасть живое существо. То есть в проповедях Татхагаты невежество было представлено не в форме незнания чего-либо, а, скорее, в определённых заблуждениях и омрачениях, которым подвержены живые существа.
Теперь снова вернёмся к нашему примеру с зависимыми от алкоголя людьми. Большинство из них примерно знают химический состав алкоголя, однако это не является признаком отсутствия невежества. Проявление невежества в данном случае состоит в том, что люди не понимают простой вещи: стремясь к таким вот наслаждениям, они, на самом деле, стремятся к страданиям. Причём страдание будет на трёх уровнях: физическом, энергетическом и духовном. И если последние два страдания такие люди чаще всего отследить просто не могут (опять-таки в силу своего невежества), то вот страдание на физическом уровне у них проявляется регулярно в виде похмелья, болей в голове, депрессии и тому подобного. Однако люди находятся в таком глубоком невежестве, что не могут сложить, что называется, два плюс два и утром пытаются похмелье устранить новой порцией алкоголя, вследствие чего у них создаётся иллюзия, что им стало легче. И вот на этом ярком примере видна вся связь между невежеством и страданием. И в такую ситуацию попадает сегодня большинство людей. Именно в силу своего невежества люди полагают, что стремление к наслаждениям избавит их от страданий.
Чтобы было понятнее, можно представить себе собаку, которая нашла старую сухую кость. Она начинает её грызть, и острые края кости ранят дёсны собаки — течёт кровь, а собака думает: «Какая сочная и вкусная кость» и начинает грызть её ещё сильнее — кровь течёт ещё больше, а рвение собаки только увеличивается, и так бесконечно. В этом и проявляется глубинное невежество живых существ: пытаясь убежать от страданий, они тем временем стремятся к причинам страданий. Наверное, тут не совсем понятно, о чём речь. К примеру, у человека есть зависимость от сладкого. И чтобы снять стресс, или расслабиться, или же просто побаловать себя, он идёт и покупает торт. Таким образом человек стремится устранить страдание в виде беспокойства своего ума и дискомфорта. И, съедая этот торт, человек на самом деле на какое-то время получает удовольствие и не понимает, что он только что создал сам себе причину для дальнейших страданий: во-первых, он укрепил свою зависимость от сладкого, во-вторых, он причинил вред своему здоровью. Не будем углубляться в то, какой колоссальный вред организму причиняет сахар, я думаю, многие итак об этом знают.
Таким образом, в будущем, человек будет и дальше страдать от своей зависимости, причём, как показывает опыт, объёмы потребления будут только увеличиваться, вследствие чего будет разрушаться здоровье, но человек будет пребывать в полной иллюзии, что потребление торта устраняет его страдание в виде желания это торта. И тут проявляется актуальность ещё одной истины, которую поведал нам Татхагата: причиной страдания являются желания человека. А желание возникает именно по причине невежества, то есть человек просто не осознаёт, что тот же торт не может стать причиной счастья и желание употреблять сладкое лучше в своём уме просто устранить, тогда это и будет избавлением от страданий. А чтобы устранить это желание из своего ума, и существует такая ценная вещь, как йога. И методов работы со своим умом масса. Таким образом, если рассмотреть любое страдание, то можно понять, что оно прорастает из зерна невежества.
Подумайте сами, к примеру, насколько бы лучше и гармоничнее стала жизнь во всём мире, если бы все люди знали о законе кармы? Стали бы они совершать то, что совершают? Если бы только одно это знание на глубинном уровне присутствовало в каждом — большая часть страданий ушла бы из нашей жизни. Но, как ни парадоксально, именно сам закон кармы и не позволяет многим поверить в его существование. Дело в том, что если человек уже, что называется, накармовал, то вокруг него формируется энергия невежества, которая не позволит ему поверить в закон кармы. Почему так? Потому что по его карме ему уже суждено перевоплощение в нижних мирах, а если он осознает наличие закона кармы, то, прилагая к себе усилия, сможет избежать дурного перевоплощения. И чтобы такой хитрец не избежал возмездия, ему просто не дано поверить в закон кармы на данном этапе развития.
Гуна невежества
Что же определяет поступки и мотивации людей? Существует такое понятие, как «гуны». Гуны — это виды энергии. Всего в нашем мире их три:
Так или иначе, всё в нашем мире обусловлено действием этих гун и их сочетанием. Сталкивались ли вы когда-нибудь с такой ситуацией, что человек причиняет себе вред, а вы, руководствуясь самыми благородными мотивами, пытаетесь ему, так сказать, указать на причину его страданий, но не находите понимания? Чаще всего люди пытаются что-то доказывать, спорить, но, на самом деле, это бессмысленно в определённых случаях. И именно здесь тот случай, когда ситуация обусловлена энергией. Если человек пребывает в гуне тамаса — невежества. К примеру, наверное, большинство из тех, кто отказался от мясной пищи, проходил этап конфликтов с окружающими. Некоторые даже весьма фанатично пытаются что-то людям доказать, и опыт показывает, что ни к чему, кроме потерянного времени, энергии, испорченного настроения, это не приводит.
Почему так? Потому что те, которым вы пытаетесь что-то доказать, находятся в гуне тамаса, и они вас просто не слышат. Да вспомните даже свой пример: мало кто из нас является вегетарианцем с рождения. Чаще всего большинство вегетарианцев ели мясо на протяжении 20–30 лет своей жизни. Разве они не знали о том, откуда берётся мясо? Почему не задумывались о том, что животным причиняют страдания? Или разве они ни разу не слышали о людях, которые не едят мясо по тем или иным причинам? Да нет, всё это они знали, слышали и видели, но именно гуна тамаса, в которой они пребывали, обуславливала то, что все аргументы против мясоедения не просто отвергались — они даже не поступали на рассмотрение. И то, что человек спустя 20–30 лет своей жизни наконец-то задумался о том, что есть мясо — не самый лучший выбор, обусловлено именно тем, что у него изменилась энергия в силу каких-либо причин. Разумеется, это изменение обусловлено законом кармы.
Если человеку по его карме положено столкнуться со знаниями о здравом образе жизни и о саморазвитии, то в его судьбе произойдут события, которые позволят его энергии измениться, чтобы он мог хотя бы услышать те аргументы, от которых регулярно отмахивается, и встать на путь саморазвития. Но для этого практически всегда нужен какой-то толчок извне. Поэтому бесполезно доказывать человеку, к примеру, о вреде мяса. Гуна тамаса, в которой он пребывает (отчасти, кстати, по причине того, что ест мясо), просто не позволит ему услышать вас. Поэтому, если желаете помочь такому человеку, постарайтесь изменить энергию вокруг него. Как это сделать — способов существует масса. Если этот человек находится рядом с вами, то старайтесь заниматься духовными практиками. Изменив свою энергию, вы сможете развеять гуну тамаса и в этом человеке. Это и станет причиной того, что он «внезапно» вас, наконец-то, услышит.
Ничто не возникает без причины, и даже если человек однажды утром проснулся и решил больше не есть мяса, это всё равно проявление его благой кармы, и решение человека обусловлено тем, что гуна тамаса, в которой он пребывал, существенно ослабела. Однако, как ни печально это признать, бывает и обратный процесс: когда люди, уже вставшие на духовный путь, вдруг начинают возвращаться к старым привычкам, перестают практиковать йогу, начинают неправильно питаться и неправильно себя вести — это также признак того, что саттва-гуна сменилась гуной тамаса. Что тоже, в общем-то, обусловлено кармой.
Таким образом, мышление человека полностью контролируется той гуной, в которой он пребывает. То есть даже самый благостный человек, попадая под власть гуны тамаса, может заметить у себя странные мотивации и желания. И помочь здесь может только развитие осознанности: когда ты просто отслеживаешь свои мотивации и те, которые тебе не свойственны. Думаю, многие из вас сталкивались с такой ситуацией, когда после общения с каким-либо человеком у вас начинают проявляться какие-то его привычки и желания. Именно об этом говорит старая русская пословица: «С кем поведёшься, от того и наберёшься».
Здесь стоит вернуться к вопросу о том, почему же зависимые люди часто оправдывают свои зависимости одними и теми же словами. На примере алкоголиков это прослеживается очень чётко, и если вам когда-либо приходилось вступать с такими людьми в полемику по поводу вреда алкоголя (совершенно бессмысленное, надо отметить, занятие), то вы могли заметить, что совершенно, казалось бы, разные и незнакомые друг с другом люди приводят аргументы, которые похожи, как две капли воды. Почему так происходит? Здесь стоит затронуть такое понятие, как «эгрегор».
Думаю, многие слышали о том, что это за «зверь». Это определённая энерго-информационная структура, которая объединяет людей по какому-либо признаку. Так, у употребляющих алкоголь есть эгрегор, который контролирует их поведение. И когда вы пытаетесь образумить пьющего, вы в прямом смысле слова вторгаетесь в сферу интересов эгрегора, так как эгрегор может потерять своего адепта, энергией которого он питается, за счёт чего, собственно, и живёт. И эгрегор, защищая свою территорию, начинает транслировать в сознание своего адепта определённые аргументы и концепции. То есть, вступая в полемику с пьющим человеком, вы спорите не с человеком, а с эгрегором. Поэтому, с кем бы из пьющих людей вы не беседовали, вы всегда будете вести диалог с эгрегором. Это важно понимать.
Однако нет в нашем мире ничего абсолютно хорошего или абсолютно плохого. Эгрегор — это всего лишь одна из форм энергии. И если эта энергия представлена гуной саттвы, то есть благости, то к таким эгрегорам подключаться полезно, так как это будет двигать вас в вашем развитии. К примеру, йога — это тоже эгрегор, подключаясь к которому, вы будете обмениваться энергией со всеми, кто её практикует. Конечно, далеко не все практикующие йогу глубоко альтруистичные и высокодуховные люди, но большая их часть (по крайней мере, хочется верить) пребывает в саттва-гуне. Следовательно, подключаясь к этому эгрегору, вы будете и сами пребывать в таком состоянии.
Подключаясь же к таким эгрегорам, как эгрегор употребления алкоголя, эгрегор футбольных фанатов, эгрегор любителей сериалов, вы будете получать всю ту грязь, которая находится в умах этих людей. Кстати, просмотр телевизора — это коллективная медитация, когда сотни тысяч людей в режиме реального времени концентрируются на чём-то чаще всего негативном, и эффект от этого невероятно разрушающий. Опыт показывает, что людям, которые регулярно смотрят телевизор, как правило, бесполезно рассказывать какие-то альтернативные господствующей точки зрения относительно того, как надо жить. На самом деле, у людей, которые регулярно смотрят телевизор, весьма специфическое сознание. Как правило, они всегда ориентированы на негатив и имеют крайне шаблонное мышление. И это признак воздействия на них гуны тамаса, которую транслирует тот эрегор, к которому они подключаются посредством просмотра телевизора.
Гуна невежества: методики борьбы
Как же не попасть под влияние гуны невежества и не обнаружить себя однажды с бутылкой пива на диване за просмотром футбольного матча? В первую очередь, как уже сказано выше, избегайте взаимодействия с теми эгрегорами, которые сами пребывают в гуне тамаса. Как определить такой эгрегор? Очень просто. Как правило, мотивация представителей этого эрегора сугубо эгоистичная и направлена либо на удовлетворение страстей, либо разжигание ненависти. К примеру, различные радикальные религиозные и политические движения. Тут есть опасность: создаётся иллюзия, что мотивации этих людей якобы альтруистичны, а вот методы, как показывает практика, оставляют желать лучшего.
И это тот признак, по которому данные эгрегоры также следует считать деструктивными. Однако, невозможно жить и вовсе без эгрегоров, поэтому старайтесь подключаться к тем, представители которых вам симпатичны своими мотивациями, духовными качествами и т. д. Вообще, это простое правило: хотите выбрать тот эгрегор, к которому подключаться, посмотрите за теми, кто уже к нему подключён. Если вас устраивает то, как живут эти люди, и что они в себе взращивают, тогда смело можете обмениваться с ними энергией.
Также следует соблюдать информационную гигиену: контролируйте то, что вы в себя погружаете. От телевизора вовсе лучше отказаться, так как по большей части там ничего позитивного нет. Тоже самое касается музыки и интернета: старайтесь использовать эти вещи разумно. Ну, и по возможности старайтесь воздерживаться от тесных контактов с людьми, которые сами пребывают в гуне тамаса, так как эта энергия чрезвычайно заразна. К примеру, если вы долгое время пообщаетесь с человеком, который плотно «подсел» на компьютерные игры, то сами можете не заметить, как уже вечером будете, нервно клацая мышкой, штурмовать «Рейхстаг».
Произойти такое может потому, что вы обменялись энергией с человеком; у него, конечно, может, в свою очередь, возникнуть желание попрактиковать йогу, но, как показывает опыт, это, чаще всего только теоретически. А вот шанс для вас подсесть на компьютерные игрушки очень даже реален. В случае если нет возможности избежать общения с таким человеком (к примеру, это ваш родственник), следует проявлять осознанность, и если после общения с таким геймером, у самого возникло желание поиграть, то нужно осознать, что это не ваше желание. Что в таком случае делать? Час пения мантры «Ом» быстро избавит от желания покорять «Рейхстаг». На самом деле, практик в йоге великое множество, и можно для трансформации энергии применять то, что вам по душе. Это могут быть и асаны, и пранаямы, и мантры, и чтение писаний.
Важно отметить, что, изменив свою энергию и не поддавшись страсти, вы, таким образом, поможете тому человеку, от которого эта энергия пришла. То есть, если желаете помочь своему зависимому родственнику, больше практикуйте, и со временем, возможно, преодолевая гуну тамаса в себе, преодолеете её и в нём. В этом и есть главный плюс существования гун в этом мире: трансформируя свою энергетику, мы трансформируем энергетику окружающего мира. Также стоит помнить о законе кармы: если вокруг вас настойчиво постоянно генерируется энергия тамаса в виде какого-либо человека или явления, значит, вы сами в прошлом подобное транслировали в мир и теперь должны достойно пережить это. Достойно — значит не убежать и скрыться от проблемы, а путём прикладывания усилий к себе трансформировать эту энергию.
Невежество: значение слова и синонимы
Откуда же произошло слово «невежество» и что оно обозначает? Слово «невежество» происходит от слова «ведать» — ‘знать’. Приставка «не» формирует отрицание данного качества, а согласно правилам чередования согласных буква «д» меняется на букву «ж». Поэтому слово «невежество» дословно означает ‘незнание’. Также существуют и другие интерпретации данного слова: ‘бескультурье’, ‘невоспитанность’, ‘невежливость’. Если человек не знает, по каким законам живёт этот мир, то и во взаимодействии с этим миром он будет проявлять себя не самым лучшим образом, что мы и можем видеть регулярно.
У слова «невежество» есть масса синонимов, которые и отражают пагубность данного явления во всех аспектах: непросвещённость, невоспитанность, необразованность, некомпетентность, неведение, неосведомлённость, дремучесть, неразвитость, неграмотность, отсталость, неумелость, беспомощность. Встречаются и более красноречивые синонимы: варварство, дикарство и так далее. Таким образом, мы можем видеть, что невежество, в самом деле, является корнем всех бед и страданий. И по большому счёту всё негативное, происходящее сегодня в мире, происходит по причине невежества.
Три гуны материальной природы
Три гуны материальной природы: Саттва, Раджас, Тамас
Гу́на (санскр. गुण, guṇa) — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». Описание трех гун материальной природы:
В Ведах говорится, что всё материальное мироздание и все живые существа находятся во власти трех состояний — благости, страсти и невежества. Эти состояния называются гунами. Гуна — это энергия, которая «окрашивает» духовное живое существо в разнообразные качества материи. Материальная природа имеет всего три качества, или три гуны. Поэтому одна и та же душа, попадая под влияние различных гун, проявляет себя по-разному.
Гуны определяют всё в нашем мире, пронизывают всю природу вещей. Весь мир является порождением этих трёх гун, которые смешиваясь, порождают огромный спектр сочетаний и многообразия этого мира.
Гуны влияют на сознание всех живых существ — на наши интересы, поведение в обществе, цели, настроения, предпочтения… Всё находится под их влиянием — люди, общение, еда, работа, воспитание детей, учеба, религия, наука, жильё и так далее.
Здесь все опутаны верёвками материальной природы — гунами, которые для большей силы сплетены между собой. Чтобы распознавать влияние гун, важно знать их признаки.
Гуна благости (Саттва)
Гуна благости, которая чище других гун, просветляет живое существо и освобождает его от последствий всех грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья.
Бхагавад-гита, 14.6
Cаттва-гуна отвечает за поддержание жизни и ей свойственно качество знания. Характеризуется чувством просветления и счастья. Ей сопутствуют чистота, самообладание, свобода от грехов, радость, праведность, свежесть чувств, спокойствие, аскетизм, терпение, честность, мудрость, религиозность, сила, здоровье, решимость и энтузиазм в исполнении долга, в том числе при неудачах, свобода от привязанностей, ясное сознание даже во сне, милосердие, управление чувствами и умом, понимание души, удовлетворенность, вера в Бога, смирение, стыд от плохих поступков, благотворительность по отношению к достойной личности, сопровождающаяся чувством долга.
Жизнь в саттве предполагает счастье само по себе: человек обладает внутренним счастьем (независимо от обстоятельств), действует согласно своему предназначению и желает счастья всем живым существам. Человек в благости ведёт чистый образ жизни, обретает знание и ощущает счастье, освобождаясь от греха.
Гуна страсти (Раджас)
Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.
Бхагавад-гита, 14.7
Раджа-гуна отвечает за созидание, творение и рождение. Характеризуется неудержимым стремлением к плодам своего труда и желаниями, которые не поддаются контролю. Проявляет в человеке жадность, похоть, привязанность, сепаратизм, желание борьбы, переживания за престиж и удачу, героизм, доблесть, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство, умение руководить, периодические страдания, потеря духовного знания, ослепление личными желаниями, жизнь в городе, неудовлетворенность даже при успехе, ложная гордость, ложное эго, желание большего успеха, чем у других, оправдание своих поступков силой, желание слушать прославления в свой адрес, осмеяние других, полное нежелание давать пожертвования, благотворительность в расчёте на возмещение или ради престижа.
Наш современный мир преимущественно находится в гуне страсти: вся деятельность связана с соперничеством, достижением и удержанием материальных благ. Понимание счастья здесь таково, что пусть будет хорошо мне и моим близким, и не особо важно, что происходит в мире. Состояние счастья обычно временное, например, купил новую машину и рад целый месяц, а потом снова хочется чего-то нового.
Алчность и жадность вовлекают человека в бурную деятельность и он привязывается к деятельности и к плодам деятельности.
В итоге алчность заставляет стремиться всё к новым вершинам в постоянной погоне, и связанный гуной страсти, человек начинает больше работать, его ум становится беспокойным, накапливается усталость и, желая отвлечься, он отупляет себя с помощью алкоголя и других веществ, проводит ночи в клубах и т.п. Так он деградирует, попадая под влияние гуны невежества.
Гуна невежества (Тамас)
Гуна тьмы, порождённая невежеством, держит всех воплощённых живых существ в плену иллюзии. Её влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу.
Бхагавад-гита, 14.8
Тамас — гуна порождает разрушение и уничтожение. Характеризуется такими качествами, как пассивность, лень, всевозможные иллюзии, агрессия, безбожие, скорбь, глупость, долгий сон, безумие, поклонение призракам и духам, упрямство, лживость, оскорбление других, депрессия, скупость, отвержение наставлений священных писаний, неспособность сосредоточить внимание, деградация, паразитизм, лицемерие, постоянная усталость, ложные ожидания, страхи, несчастья, угрюмость, печаль, деятельность без заботы о её последствиях, самоистязание, пристрастие к нечистой и убойной пище, интоксикации алкоголем и табаком и др.
Если человек не прилагает усилий, чтобы возвышать своё сознание, и «просто живёт», он неминуемо вынужден будет деградировать, опускаясь всё ниже и ниже. Деградация же всегда сопровождается ощущением неудовлетворённости и несчастья. Таков материальный мир.
Если гуна невежества и страсти обычно сами по себе присутствуют в нашей жизни, то гуну благости необходимо осознанно развивать и вносить в свою жизнь.