какой налог при сдаче квартиры в аренду
Какие налоги есть при сдаче квартиры
Если решили сдавать ее легально
Этот материал обновлен 14.04.2021
Я несколько раз снимал квартиру, и хозяева были против договора, потому что боялись налоговой.
Я устал слушать отговорки про то, что платить налоги дорого, и предложил им компенсировать их. Чтобы понять, какой вариант по налогам выгоднее всего, я сел и посчитал. Вот что у меня вышло.
Законодательная основа
Если человек позволяет жить в своей квартире, доме или комнате постороннему лицу за плату — это наем. В быту это называют арендой, но это не совсем корректно. Аренда — это использование зданий и нежилой недвижимости кем угодно или использование жилой недвижимости юридическим лицом. Но поскольку всем привычнее термин «аренда», я буду его употреблять и в значении найма.
В основном аренда регулируется главой 35 ГК РФ о найме жилого помещения и некоторыми статьями жилищного кодекса. Например, статья 3 говорит о неприкосновенности жилища, статья 30 — о правах и обязанностях собственника, статья 35 — о выселении гражданина, статья 39 — о содержании общего имущества дома, а седьмой раздел — о плате за жилое помещение и коммунальные услуги.
С контролирующей стороны аренда регулируется налоговым кодексом:
Это основное, но не все. Отдельные нормативные акты я буду упоминать по ходу статьи.
Преимущества легального оформления сдачи квартиры
Часто собственники избегают уплаты налога, поскольку не понимают, в чем выгода, и считают это дополнительными тратами. Но легальная сдача квартиры все-таки дает преимущества, хотя и не такие очевидные. Здесь и дальше я буду говорить о договоре и налогах как едином целом.
В Тинькофф—журнале уже рассказывали, зачем сдавать квартиру легально. Если кратко, то вот зачем:
Освободят ли собственника от НДФЛ, если квартиру продать
Многие собственники переживают, что если сдавать квартиру официально, то можно лишиться налогового вычета при продаже квартиры. С 2019 года ИП и самозанятые, которые сдают одну или несколько квартир в аренду, могут избежать начисления НДФЛ при продаже. Для этого квартиру нужно продавать после минимального срока владения:
Мы разобрали этот закон в отдельной статье
Как оформить сдачу жилья в аренду
Заключение договора. Договор и уплата налогов позволяют собственнику законно сдавать квартиру и получать доход, а жильцу — находиться в ней на законных основаниях. Чтобы собственнику обезопасить себя, лучше составить такой договор, который будет работать. Вот что обязательно нужно указать в договоре:
Дополнительно к договору лучше составить акт приема-передачи с описью имущества: мебели, вещей, техники, ремонта.
Предмет договора. Это существенное условие договора найма. Нужно указать, какая квартира и по какому адресу сдается. Для дополнительной защиты укажите площадь квартиры, которая должна совпадать с площадью в выписке из ЕГРН.
Условия внесения, использования и возврата обеспечительного платежа. Обычно его называют депозитом. Он страхует собственника от нарушений договора жильцами в случаях, если, например, сломан стол, съехали без предупреждения или обнаружился долг за коммуналку. Опишите, когда обеспечительный платеж остается у собственника, а когда возвращается жильцам.
Собственники часто тратят эти деньги в первый месяц и вместо возврата позволяют жильцам последний месяц жить в счет этих денег. Это небезопасно, потому что в случае чего компенсировать потери будет неоткуда.
Условия оплаты и других расходов. Нужно распределить, кто и за какие расходы по содержанию квартиры платит. Обычно все, что по счетчикам, оплачивают жильцы — воду, свет, интернет, газ, где-то даже отопление. А общие платежи за собственником.
Если есть долги за коммуналку, пропишите сумму долга и срок, за который собственник этот долг погасит. Можно договориться погасить долг из стоимости аренды.
Если оплата в безналичной форме, то пишите, что днем оплаты считается день поступления денег на ваш счет.
Также лучше указать, кто отвечает за ремонт и что в этот ремонт входит, чтобы сохранить мирные отношения при расчете после ремонта. Это особенно важно, когда ремонт становится неотъемлемой частью квартиры, то есть жильцы не заберут его с собой, когда будут уезжать. Такие ситуации встречаются, например, когда квартиру сдают дешевле из-за плохого состояния, а арендатор переклеивает обои или меняет сантехнику.
Отмечу, что неотделимый ремонт считается доходом в натуральной форме и облагается налогом, но на практике доказать это практически нереально.
Ответственность за нарушение договора. За нарушение договора найма по закону нет особых требований к ответственности, поэтому написать в этом пункте можно так, как договоритесь между собой. Например, можно указать размер штрафа, если одна из сторон решит расторгнуть договор и не предупредит об этом заранее.
Акт приема-передачи с описью. Перечислите вещи, которые находятся в квартире, и их состояние. Можно сделать фотографии, описать текстом или даже лучше все вместе. Все крупные и ценные вещи нужно обязательно указать.
Во время проживания жильцы несут ответственность по закону за состояние квартиры. Поэтому лучше потратить лишний час на детальное описание, чем спустя год или два вспоминать, была дырка в стене или нет.
Подтверждение оплаты. Если оплата за квартиру производится наличными, составьте расписку, а если банковским переводом — используйте реквизиты из договора и укажите назначение платежа.
В расписке обязательно указать:
Если договоритесь устно и жильцы вовремя не оплатят месяц, взыскать с них долг будет проблематично. Наглядный пример: супруги в Ростове-на-Дону сдали квартиру паре по устной договоренности. Муж занимался арендой, а жена получала оплату на карту. Спустя два года супруги захотели получить долг с жильцов — 270 000 Р за аренду и 72 000 Р неустойку. Почему спустя два года, а не два месяца, то есть сразу, как только жильцы перестали платить, — в решении данных нет.
В результате собственник не смог доказать суду, что квартира вообще сдавалась. Его главный аргумент — жена получала регулярные денежные переводы от жильцов. Однако суд это не убедило. Без письменного договора переводы не могут служить доказательством заключенного договора. В графе «Назначение платежа» тоже было пусто, а жена собственника вообще не участвовала в сделке. Суд отказал собственнику во взыскании долга.
Апелляционное определение от 2.04.19 по делу № 33-5768/2019 PDF, 93 КБ
Как платить налог со сдачи квартиры: пошаговая инструкция
Сдавая квартиру в аренду, вы получаете доход. А любой доход облагается налогом.
Какие существуют варианты уплаты налогов на доходы со сдачи жилья?
Существует 3 способа:
Как заплатить налог от сдачи квартиры в виде НДФЛ?
Шаг 2. В случае необходимости зарегистрируйте договор в Росреестре.
Если договор аренды или найма заключен на срок более 1 года, зарегистрируйте его в Росреестре через МФЦ или портал «Госуслуги». Это необходимо сделать в течение месяца после заключения договора.
Если срок договора менее одного года, регистрация в Росреестре не требуется.
Шаг 3. Соберите документы для подачи налоговой декларации.
Документы, подтверждающие право собственности на квартиру или возможность ею распоряжаться, например, свидетельство о регистрации права собственности (выдавалось до июля 2016 года), выписка из Единого государственного реестра недвижимости или договор социального найма
Шаг 4. Подайте налоговую декларацию в налоговую инспекцию по месту постановки на учет.
Заполнить декларацию можно от руки, если вы лично приедете в налоговую, или в электронном виде, например, с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС». На основании поданной декларации и приложенных документов налоговая начислит сумму НДФЛ к уплате (13% от дохода, полученного от сдачи жилья).
Идти в налоговую сразу после заключения договора не нужно: подать декларацию за доходы в текущем году необходимо до 30 апреля следующего года. Внимательно отнеситесь к срокам подачи декларации: за каждый полный или неполный месяц просрочки вам грозит штраф в размере 5% от суммы налога.
Шаг 5. Уплатите НДФЛ.
Форму квитанции можно скачать на сайте ФНС, заполнить ее самостоятельно и оплатить в банке, а можно воспользоваться сервисом «Уплата налогов физических лиц». В этом случае платеж можно провести онлайн в личном кабинете.
Сколько налогов я должен платить от сдачи квартиры в России, если проживаю за рубежом?
Если вы сдаете квартиру в аренду или внаем и проживаете в России более 183 дней в году, вам необходимо уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13%. Если же вы находитесь в России менее 183 дней в году, налоговая ставка составит 30%.
Подтвердить статус налогового резидента можно, получив специальный документ через сервис ФНС России. К заявлению на подтверждение статуса можно приложить копии документов, подтверждающие ваше пребывание в России за последние 12 месяцев, например, копии страниц загранпаспорта с отметками о пересечении границы.
Выгоден ли патент при уплате налогов со сдачи квартиры?
Еще один способ сдавать жилье легально — использовать патентную систему налогообложения (ПСН). Эта опция доступна только индивидуальным предпринимателям. Стоимость патента устанавливается государством и составляет 6% от суммы примерного годового дохода, который может получить предприниматель от сдачи недвижимости в аренду. Патент приобретается на срок от 1 до 12 месяцев. При наличии патента вам не придется платить НДФЛ с доходов, полученных от использования имущества и налога на данное имущество.
В Москве, и ряде крупных городов стоимость патента на сдачу квартиры рассчитывается исходя из ее площади и района, где она находится. В остальных регионах это фиксированная сумма за количество объектов, которое вы планируете сдавать. Стоимость патента можно рассчитать на сайте.
Заявку на оформление патента можно подать лично или в электронном виде на сайте ФНС. Обратитесь в налоговую не позднее чем за 10 дней до предполагаемого начала действия патента. Патент выдадут в течение 5 дней, он вступает в силу с момента выдачи.
Патентная система налогообложения позволяет сэкономить за счет более низкой процентной ставки, чем НДФЛ. Например, если вы сдаете квартиру за 30 тыс. рублей в месяц, сумма, которую вам придется перевести в Налоговую службу при использовании патента составит 21 тыс. рублей. В случае с НДФЛ общая сумма будет почти в два раза больше — 47 тыс. рублей (и может вырасти еще до 50 тыс. с учетом налога на имущество).
Выгодна ли самозанятость для арендодателей (наймодателей)?
Еще один способ оптимизировать налоги от сдачи квартиры — зарегистрировать статус самозанятого. В данном случае ставка налога составит 4% при сдаче квартиры внаем физлицу и 6% при сдаче ее в аренду компаниям. Новый налоговый режим доступен тем, чьи доходы не превышают 2,4 млн рублей в год, то есть доход от сдачи недвижимости не должен быть больше 200 тысяч рублей в месяц.
Самозанятость можно совмещать с работой по найму и с наличием ИП. Сейчас специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» доступен в 80 регионах России.
Еще один плюс режима самозанятости — отсутствие страховых взносов. Отчисления в Пенсионный фонд и на медицинское страхование — дело каждого самозанятого, при этом закон гарантирует им минимальную социальную пенсию даже при отсутствии отчислений. Кроме того, самозанятым доступен один налоговый вычет в размере не более 10 тысяч рублей, что позволит сократить сумму налоговых отчислений в первые месяцы.
Встать на учет в качестве самозанятого можно с помощью мобильного приложения «Мой налог». В нем же нужно регистрировать платежи, на основе которых налоговая будет ежемесячно начислять сумму налога к оплате.
Закон не требует перезаключать договор найма, если арендодатель уже в процессе сдачи квартиры получит статус самозанятого.
Жить за границей и сдавать квартиру
По закону и без высоких налогов
Мы с супругой получили контракт за рубежом и решили поехать на несколько лет в Великобританию.
В России у нас оставалась квартира, в которой мы только-только сделали ремонт. Мы хотели, чтобы квартира не простаивала, а приносила доход. Поэтому решили ее сдавать. В этой статье я расскажу, как это сделать законно и не платить налоги для нерезидентов.
Самозанятость
Пока мы готовили статью, прошел третье чтение закон о самозанятых. Он не отменяет актуальность этой статьи, но жителям Москвы и Московской области, Татарстана и Калужской области предлагает поучаствовать в эксперименте. Эксперимент дает возможность работать без трудоустройства и без регистрации бизнеса с небольшим налогом в 4 или 6% с дохода. Налоги все равно нужно платить.
В чем проблема для нерезидентов
Если вы собираетесь переезжать за границу, а в России у вас остается недвижимость, возникает вопрос: как сделать так, чтобы она приносила как можно больший доход? Как вариант, можно передать квартиру в доверительное управление теще для посуточной сдачи через «Букинг» или «Эйр-би-эн-би». Или просто сдать квартиру по договору найма или аренды.
Но нужно понимать, что если собственник уезжает надолго из России, он может стать нерезидентом, и возрастет его налоговая нагрузка.
Это значит, что если вы решите сдавать квартиру по договору, будучи нерезидентом, то по закону вы должны будете отдавать 30% от дохода государству.
Мы с женой предполагали, что будем отсутствовать в России в течение нескольких лет, и понимали, что станем нерезидентами уже в год отъезда, то есть ставка НДФЛ для нас составит 30%. Такой высокий налог сделал бы аренду не особо выгодной, поэтому мы начали думать, как можно все оформить по закону и оптимизировать налоговую нагрузку.
Зачем нерезиденту сдавать квартиру как ИП
А еще, если своевременно не декларировать доход и не платить налоги, налоговая может их доначислить и добавить штраф, если решит изучить ваши доходы и выявит нарушение. Для забывчивых и занятых сдача квартиры может обернуться головной болью, потерей времени на суды и почти половиной полученного дохода.
Вы можете быть ИП и при этом быть нерезидентом РФ
Это то, что нам было нужно.
Какой налоговый режим выбрать
Предприниматели, которые сдают квартиру внаем или в аренду, могут воспользоваться основной, упрощенной или патентной системой налогообложения. Единый налог на вмененный доход для сдачи внаем своей квартиры не подходит.
У нас квартира в Санкт-Петербурге площадью 72 квадратных метра. В нашем случае стоимость патента в год составила бы 54 тысячи рублей, хотя при площади 70 квадратных метров патент обошелся бы всего в 24 тысячи рублей. Поэтому ПСН для Санкт-Петербурга имеет смысл рассматривать, когда площадь квартиры небольшая — не больше 70 квадратных метров. Для других регионов нужно проверять стоимость патента на сайте налоговой. Тогда можно вообще не касаться бухгалтерии и отчетности.
На УСН «Доходы минус расходы» составляет 15%, однако региональными законами может быть установлена иная ставка от 5% до 15%. Например, для Санкт-Петербурга установлена ставка 7%. Но для этого режима уже необходимо почти по-настоящему вести бухгалтерию, собирать документы, чтобы подтвердить и принять расходы и уменьшить налогооблагаемую базу.
Расчет налогов и взносов
Размер взносов пересматривается и индексируется государством ежегодно. За 2018 год это 26 545 рублей на обязательное пенсионное страхование, 5 840 рублей на медицинское страхование и 1% от превышения выручки в 300 тысяч рублей. Размер взносов можно проверить в общедоступном калькуляторе на сайте налоговой.
Например, если сдавать квартиру за 40 тысяч рублей, обязательные отчисления в фонды составят 34 185 рублей.
Пример расчета обязательных взносов ИП за сдачу квартиры
Налоги. Сумма налога напрямую зависит от режима налогообложения, арендной платы и иногда — от площади квартиры.
Поэтому, чтобы выбрать наиболее выгодный вариант, нужно предварительно все рассчитать.
Расчет налогов за сдачу квартиры для физического лица
Расчет налогов за сдачу квартиры для ИП
Итого: 86 400 Р + 40 745 Р + 34 185 Р = 161 330 Р
Итого: 9507 Р + 34 185 Р = 43 692 Р
Итого: 54 000 Р + 34 185 Р = 88 185 Р
Чтобы следить за движением денежных средств и вести мини-бухгалтерию, можно использовать любой из множества сервисов онлайновой бухгалтерии. Мы пользуемся бесплатным сервисом Тинькофф-бухгалтерия.
Как зарегистрировать ИП для сдачи квартиры
Обратиться в налоговую. Наша квартира оформлена в собственность супруги. Она уже была зарегистрирована в качестве ИП по не связанному с недвижимостью виду деятельности. Поэтому открывать ИП нам было не нужно.
Договор и другие формальности
Чтобы все оформить по закону и минимизировать риски, мы решили не мудрить и обратились к профессиональному юристу. Мы опубликовали задание на «Юду»: консультация по составлению договора и расчетам с потенциальным клиентом. Ответ мы получили в тот же день, а с ним — шаблон договора и хорошее представление о расчетах с нанимателем и налогообложении.
Объектом договора найма может быть только жилое помещение, а объектом аренды — офис, торговые помещения, склады, лофты и студии. Нанимателем может быть только физическое лицо, арендатором — юридическое.
Получается, что если вы сдаете квартиру физическому лицу, то нужно будет заключать договор найма жилого помещения, а если юридическому — то договор аренды.
Регистрация договора. По закону договор найма, который заключен менее чем на один год, регистрировать в Росреестре не нужно.
Мы решили заключить договор на 11 месяцев, в том числе чтобы не регистрировать его. Мы еще не знали, как обустроимся на новом месте. Был риск, что мы захотим вернуться домой как можно скорее. Да и нанимателя такой период устраивал: он тоже не был уверен в своих долгосрочных планах.
Чтобы и дальше не регистрировать договор, по окончании срока найма нужно заключать новый или продлевать старый, также на 11 месяцев, не больше года. Мы заключили новый, а старый закрыли актами приема-передачи квартиры и обеспечительного платежа.
Страхование. Мы решили обезопасить себя от всяких неприятностей и застраховать квартиру. Мы застраховали конструктивные элементы, отделку, движимое имущество, а также гражданскую ответственность перед соседями, чтобы в случае каких-то неприятностей рассчитывать на компенсацию убытков.
Квартиру практически невозможно застраховать от действий нанимателей, потому что мы сами позволяем им находиться в квартире и пользоваться имуществом. Страховка покрывает противоправные действия третьих лиц, то есть сможет защитить, если ущерб наступит от кого-то со стороны. Для дополнительной подстраховки необходим обеспечительный платеж.
Расчеты. Вопрос расчетов был один из тех, что волновали нас больше всего. Нанимателю было удобнее всего переводить деньги за квартиру на банковскую карту физлица или отдавать наличными.
Онлайн-касса. По закону для того чтобы сдавать в аренду или внаем собственное жилое помещение, ИП не нужна онлайн-касса. Это льготный вид услуг. Поэтому с кассой заморачиваться нам было не нужно.
Доверенность и согласие на регистрацию
Чтобы получать ежемесячную плату за квартиру наличными и при необходимости закрыть договор с текущим нанимателем или подписать новый с другим, пока мы находимся за границей, мы оформили доверенность от ИП на имя родственника.
Мы разрешили нашим нанимателям временную регистрацию на срок договора, поэтому составили нотариальное согласие на временную регистрацию и включили такие полномочия в доверенность представителя. Оформить согласие также обошлось в 1500 рублей.
Если ИП нужно срочно продать квартиру
Сразу предупреждаю: тут нужна консультация юриста или налогового специалиста. Статеек в интернете не хватит, не рискуйте. На что следует обратить внимание, работая со специалистом:
В нашем случае вопрос с продажей не стоит. Наша цель — сдача внаем с полным соблюдением налогового законодательства и наименьшими финансовыми потерями.
Мы считаем, что все сделали правильно. Хотя бывают случаи, когда ИП годами сдает декларации и к нему нет претензий, а потом ему доначисляют сотни тысяч рублей. На всякий случай проконсультируйтесь с экспертом.
Запомнить
Вы забыли только, что станете налоговым резидентом Великобритании. Возникает обязанность заплатить налог там. Точнее, учитывая договоры между странами об избежании двойного налогообложения, там придется доплатить. И доплатить существенно. Так что вся схема ИП коту под хвост.
Alex, спасибо, хороший комментарий! Нужно ли доплачивать налог в Великобритании, будет зависить от структуры локальных доходов и выбранного режима налогообложения зарубежного дохода, которых существует целых два. Первый, при котором под налогообложение попадает весь доход налогоплательщика по всему миру, и применяется необлагаемый лимит в £11,850.00 и налог нужно платить только с превышения лимита, вероятно за вычетом налога уплаченного в РФ. Второй — налогом облагается только тот зарубежный доход, который физически переводится из-за рубежа на территорию Британии, и Британия на него не претендует, доход облагается налогом только в РФ. Вторым режимом Британские резиденты, происходящие из других стран, могут пользоваться бесплатно до 6 лет.
Alex, а почему это не должно действовать для ИП? С какой стати налоговое законодательство Великобритании начнет учитывать такие тонкости вашего налогового статуса (ИП вы или не ИП) на территории другой страны?
Так что зря вы вообще ее сдали, и уж тем более оформляли официально. Вам там ремонт весь перепортят, а потом замучаетесь согласовывать налоги в РФ и Великобритании. Лучше бы дали там вашим родственникам пожить бесплатно (если есть такие родственники, конечно).
Михаил, зачем постить письма минфина от 2015 года, когда есть новый закон: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/8201848/
Михаил, по второму пункту не поделитесь ссылочкой на закон, в котором такая норма описана? Я из того большинства, которое впервые об этом слышит (и даже подозревает, что это выдумка).
Михаил, вы забываете одну важную веСЧь: налоговым органам и Великобритании, и большинства цивилизованных стран тоже не хочется брать на себя «гемор», отслеживая копеечные иностранные доходы своих резидентов. Именно поэтому в налоговых законодательствах многиз стран предусмотрен вычет из налогооблагаемой базы по доходам за границей, который позволяет не только не платить налоги по небольшим заграничным доходам, но даже позволяет не декларировать такие мелкие доходы, пока налоговые органы этого не потребуют.
Yana, спасибо за эту хорошую новость. 🙂
Yana, спасибо. Очень хорошо, что закон изменили. Значит, мой совет устарел 🙂
Timothey,
пфф.. а тут человек еще и ИП зарегистрировал. Мол «вот я сдаю квартиру, и это моя предпринимательская деятельность». Т.е. сам назвался груздем и лезет в кузов.