какой срок дают за то что сбил человека насмерть
Сбил человека насмерть
Наезд автомобиля на пешехода не обходится без неприятных последствий для последнего, но страшнее всего то, когда в результате этого столкновения человек погибает. Учитывая, что управление автотранспортом относится к сфере деятельности, представляющей повышенную опасность для жизни людей, законодательством предусмотрена жесткая ответственность в отношении водителя.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный со сбитым насмерть пешеходом, то вам следует помнить, что:
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:
При этом стоит понимать, что даже профессионал со стажем вождения, исчисляющимся не одним десятилетием, не застрахован от того, чтобы сбить человека насмерть, ведь зачастую правила дорожного движения нарушают сами же пешеходы. Поэтому, исходя из ряда обстоятельств и нюансов дорожного происшествия, к водителю может быть применено наказание по всей строгости закона, смягченное, а в некоторых случаях и оправдательный приговор.
Что берется в учет при назначении ответственности
При назначении ответственности водителю, который сбил человека насмерть, суд обязательно учитывает все обстоятельства происшествия:
Например, рассмотрим пункт «где именно произошел наезд». Одно дело на трассе, в месте, не разрешающем переход, и совсем другое – в черте города прямо на пешеходном переходе. Во втором случае сложно говорить о невиновности водителя, но нужно посмотреть, на какой сигнал светофора двигался пешеход, причём неважно, был ли пострадавший пьян (с точки зрения закона в любом состоянии он самый обычный человек). Но если отсутствие вины водителя будет доказано, можно рассчитывать на смягченный приговор. Аналогичным образом рассматриваются нюансы и по всем остальным обстоятельствам.
Важно! Рассчитывать на смягчение приговора можно в том случае, если приняты все меры по оказанию помощи пострадавшему, оплачено его лечение (если человек с травмами какое-то время находился в больнице), оказана материальная поддержка семье погибшего.
Уголовная ответственность для того, кто сбил пешехода насмерть
Смерть человека является самым отягчающим обстоятельством любого преступления, и в случае летального исхода в результате ДТП, к водителю применяется статья 264 Уголовного кодекса РФ. В ней сказано, что если речь идет о гибели человека, то могут быть присуждены:
Если при этом водитель находился под влиянием алкоголя или наркотиков, но совершил неумышленный наезд на пешехода и сбил насмерть, то в этом случае ему грозит лишение свободы сроком до 7-ми лет с лишением права заниматься определенной деятельностью или занимать некоторые должности.
В ст. 264 Уголовного кодекса РФ также сказано, что если речь идет о гибели двух и более лиц, то водителю могут быть присуждены:
Если при этом водитель находился под влиянием алкоголя или наркотиков, но совершил наезд на людей неумышленно, то в этом случае ему грозит лишение свободы сроком до девяти лет.
Ко всем перечисленным наказаниям за сбитого насмерть пешехода будет добавлено лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать некоторые должности (обычно это касается права вождения).
Ответственность за сбитого насмерть человека по Гражданскому кодексу
Если все факты подтверждают, что водитель не виноват, а правила нарушил пешеход, то это может положительно отразиться только в отношении Уголовной ответственности (например, срок отбывания наказания заменен на условный), но не в части Гражданского кодекса. Имущественный ущерб возместить придется:
Что нужно делать в случае наезда на пешехода
При назначении ответственности роль сыграет и то, насколько правильно водитель повел себя сразу после аварии. Очень важно, несмотря на стресс при этой ситуации, взять себя в руки, и не совершать необдуманных действий. Необходимо:
Почему без юриста в данной ситуации не обойтись
Все дела, связанные с наездом на пешехода, рассматриваются по Уголовному кодексу, и ответственность может быть самой разнообразной: как лишение свободы, так и условное заключение. Все это зависит от множества факторов, и только адвокат сможет объективно оценить ситуацию и продумать, как лучше всего защитить ваши интересы в суде.
В стрессовой ситуации водитель, сбивший человека насмерть, не может объективно смотреть на многие вещи и не замечает важных деталей, тогда, когда с участием профессионального взгляда правозащитника ни одна мелочь не будет пропущена.
Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя
По статистике Госавтоинспекции, в 2020 году произошло около 39 000 аварий с наездом на пешеходов. При этом каждый восьмой человек погибает в таких ДТП. Поэтому водитель должен быть предельно внимательным и следить за обстановкой на дороге. Но пешеходы также являются участниками дорожного движения. Соответственно, они тоже обязаны соблюдать ПДД. Поэтому не всегда за наезд на человека накажут автомобилиста.
Иллюстрация: «Право.Ru»/Оксана Острогорская
Чаще всего судьи назначают лишение прав водителям, сбившим пешеходов. Так, в июле 2018 года Егор Вершинин* ехал по двору многоквартирного дома. Не заметив несовершеннолетнего Ваню Трубчанинова*, он наехал на него. Ребенок ушибся головой и получил сотрясение. Приехавшие на место ДТП полицейские выписали Вершинину штраф 1000 руб. за нарушение ПДД в жилой зоне по ч. 1 ст. 12.28 КоАП «Нарушение правил для движения авто в жилых зонах». Они составили протокол осмотра места происшествия, схему места аварии, опросили очевидцев.
По заключению судебно-медицинской экспертизы Ване Трубчанинову причинили вред здоровью легкой тяжести. Поэтому инспектор направил дело по ч. 1 ст. 12.24 КоАП «Нарушение ПДД, повлекшее причинение вреда здоровью» для рассмотрения в Железнодорожный районный суд г. Самары.
В судебном заседании Вершинин свою вину признал и обстоятельства ДТП не оспаривал. Но просил суд не забирать у него права, так как использует автомобиль для ухода за свекровью. Мать несовершеннолетнего потерпевшего просила лишить Вершинина водительского удостоверения. После аварии сын нуждается в постоянном присмотре врачей и реабилитации. Более того, Вершинин высказывал угрозы при разговорах с ней. По этой причине ей пришлось даже обращаться к адвокату.
Судья изучила материалы дела: рапорты сотрудников ГИБДД, протокол осмотра места происшествия, схему ДТП, фотографии с места аварии, а также заключение эксперта. Она установила, что травмы потерпевшего возникли по вине Вершинина, поэтому лишила его прав на один год по ч. 1 ст. 12.24 КоАП (дело № 5-13/2019).
Вершинин с решением суда не согласился и подал жалобу в Самарский областной суд. Он настаивал, что судья неверно установила обстоятельства аварии. К тому же обратила внимание только на объяснения полицейских и протокол об административном правонарушении, а другие документы не исследовала.
Судья Петр Тукмаков оставил решение суда в силе. Полицейские – это должностные лица, наделенные государственно-властными полномочиями, поэтому их устным показаниям и составленным документам нельзя не доверять, решила апелляция (дело № 12-59/2019).
Тогда Вершинин обратился в Верховный суд с требованием вернуть права. Он вспомнил, что на месте ДТП полицейские уже составляли на него идентичный протокол. Поэтому суд не мог привлекать его к ответственности за одно и то же нарушение.
Судья Сергей Никифоров поддержал позицию коллег. Несоблюдение ПДД в жилой зоне и причинение легкого вреда здоровью – это два разных нарушения. Водитель должен понести наказание за каждое из них. При этом суд правильно установил, что из-за автомобилиста пострадал потерпевший. Поэтому постановление является законным и обоснованным (дело № 46-АД19-21).
Когда водителя не накажут за наезд на человека
Если вины автовладельца в столкновении с пешеходом не будет, то полицейский не возбудит дело. Его также поддержит суд. Так, в ноябре 2019 года водитель Ирина Меренкова* ехала по ул. Пархоменко в Волгограде. Возле тротуаров было много припаркованных машин. Выйдя из-за них, Людмила Девиченко* стала переходить дорогу не по зебре. Автомобилист пыталась затормозить, но наезда на пешехода избежать не удалось. В результате Девиченко получила вред здоровью средней тяжести.
Инспектор ГИБДД приехал на место столкновения и зафиксировал обстоятельства аварии. Он направил материалы дела эксперту. Но специалист не смог определить, имела ли Меренкова возможность остановиться перед пешеходом и увидеть его заранее. На основании этого заключения, протокола осмотра места происшествия, схемы ДТП и объяснений его участников полицейский установил, что вины автомобилиста в наезде на пешехода нет. По этой причине он отказал в возбуждении дела.
Потерпевшая не согласилась с решением полицейского и подала жалобу в Центральный районный суд г. Волгограда. Она считала, что водитель могла затормозить перед ней. Судья Галина Рудых не согласилась с потерпевшей. Ведь из заключения экспертизы видно, что обзору водителя мешал другой автомобиль на встречке. К тому же на обочине дороги стояло много авто, а выскочившую из-за них женщину просто не было видно. Суд обратил внимание, что пешеход нарушила ПДД и перешла дорогу не по зебре. Поэтому инспектор вынес законное постановление (дело № 12-1297/2020).
Тогда Девиченко обратилась с жалобой в Волгоградский областной суд. Она настаивала, что заключение эксперта не соответствует обстоятельствам ДТП. По этой причине инспектор отказал в возбуждении дела незаконно. Судья Игорь Циренщиков поддержал позицию коллег. Ведь в материалах дела нет доказательств, подтверждающих вину автомобилиста. Тот факт, что потерпевшая не согласилась с заключением эксперта, не является причиной для сомнения в его истинности. К тому же эксперт был предупрежден об уголовной ответственности, а его выводы мотивированны (дело №07р-1143/2020).
Эксперты: водитель не всегда виновен в наезде на пешехода
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что к спорным ситуациям относится наезд на пешехода вне зебры. Только автотехнический эксперт сможет ответить на вопрос, была ли у водителя техническая возможность остановиться перед человеком. Если она имелась, а автомобилист ею не воспользовался (отвлекся, растерялся и др.), то будет виновен в ДТП. Даже если пешеход перебегал дорогу в неположенном месте. Если водитель не смог затормозить по техническим причинам, то не понесет наказание за наезд. «Впрочем, отсутствие вины все равно не исключит возмещение вреда здоровью и компенсацию морального вреда пешеходу», – дополняет эксперт.
Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин считает, что каждое ДТП с пешеходами сугубо индивидуально. Виновность водителя будет определять инспектор по обстоятельствам аварии и из заключения автотехнических, судебно-медицинских и других экспертиз. При этом если за рулем авто во время ДТП находился не собственник, то владельцу придется возмещать вред здоровью и нравственные страдания пешехода. Но собственник также может потребовать с пешехода деньги на ремонт его машины после аварии.
Рубрика «Вопрос–ответ»
Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что водителю не получится себя полностью обезопасить. Ведь инспектор ГИБДД уже назначил ему штраф за непропуск пешехода. Теперь наказание будет зависеть от степени тяжести вреда здоровью. При легкой или средней автомобилист может рассчитывать на лишение прав или штраф, а при тяжкой наступит уголовная ответственность. «Размер наказания зависит от поведения виновного (признание вины, возмещение вреда и др.) и мнения пострадавшего», – добавляет эксперт.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что в первую очередь водитель получит лишение прав до 2 лет или арест до 15 суток за оставление места аварии по ст. 12.27 КоАП «Невыполнение обязанностей при ДТП». Если пешеход обратится в полицию, то санкция будет зависеть от степени тяжести вреда здоровью пешехода. «В любом случае отъезд с места ДТП станет отягчающим обстоятельством при назначении наказания автомобилисту», – обращает внимание юрист.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что при наличии действующего полиса ОСАГО страховая компания возместит вред пешеходу. Размер выплаты будет зависеть от диагноза пострадавшего и заключения судебно-медицинского эксперта. Дополнительные расходы пешехода (санаторно-курортное лечение, протезирование и др.) и утраченный заработок возместит страховщик в пределах 500 000 руб. Весь ущерб сверх этой суммы, а также моральный вред будет компенсировать виновник аварии.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что при вине пешехода и соблюдении ПДД автомобилистом последний не будет привлечен к ответственности за случившееся. Но нельзя забывать, что автомобиль – это источник повышенной опасности. По этой причине водитель обязан возместить вред здоровью пешехода, а также компенсировать понесенные им нравственные страдания.
Тюрьма или спасение? Что делать, если сбил человека на дороге
От такого происшествия не застрахованы даже самые опытные водители. Плохая погода или наглый пешеход, решивший переходить дорогу там, где хочется, могут разделить жизнь водителя на “до” и “после”. Юристы и бывшие инспекторы рассказали, как нужно вести себя в случае наезда на человека.
Уехал — считай сел
Стоит определиться в терминологии с самого начала и сказать, что водитель машины, будь он хоть трижды опытным, трезвым и внимательным, в случае ДТП с пешеходом будет рассматриваться как виновник. Так сформулированы Правила дорожного движения. Машина всегда представляет собой средство повышенной опасности, и, в каком бы месте пешеход ни пересекал проезжую часть, водитель всегда будет отвечать. Особенно если сбитый человек скончается. Тогда у водителя гарантированно прибавится седых волос.
И здесь важно сказать, что, нарушая ПДД, пешеход автоматически подставляет под возможную уголовную ответственность водителя. Главное правило такое — если вы заметили на дороге пешехода, даже если это ребёнок или старик, ни в коем случае не маневрируйте, не виляйте по дороге, пытаясь его объехать. Как и предписывают правила, применяйте только экстренное торможение и держите руль прямо. Жизнь показывает, что чаще всего пешеход успевает отскочить в сторону и избежать столкновения. А если вы начнёте метаться по дороге, то угадать траекторию и поведение пешехода уже будет невозможно. Обычно по злой иронии он бросится в ту же сторону, что и автомобиль. В итоге наезд неизбежен.
— Если вы всё сделали по правилам и всё-таки сбили человека, вы не виновны ни с юридической, ни с моральной стороны, потому что у вас не было технической возможности путём применения экстренного торможения избежать наезда, — рассказал один из бывших сотрудников автоинспекции.
Даже если наезд на пешехода произошёл, уезжать ни в коем случае нельзя. Оставление места ДТП не только гарантированно станет основанием для лишения прав, но и станет отягчающим обстоятельством в суде, если пешеход получит тяжёлые травмы или (не дай бог) скончается либо до приезда скорой помощи, либо в больнице.
Юрист Антон Боровиков отметил, что в суде такие случаи в подавляющем большинстве приводят к обвинительным вердиктам.
“Чаще, конечно, в зависимости от состояния, водители получают условные сроки. Но всего этого можно избежать, если не действовать, руководствуясь эмоциями”, – Антон Боровиков.
Не врать инспектору
Юристы говорят, что уезжать с места ДТП нельзя даже в том случае, если пешеход чувствует себя хорошо и самостоятельно уходит домой. Такие “клиенты” очень часто сразу после прыжка под автомобиль идут в больницу, где фиксируют повреждения. Сразу за этим действием следует заявление, и, как правило, пострадавший пешеход всегда помнит номер автомобиля. Если владелец убедился в нормальном самочувствии пешехода и потом уехал, то он будет виноват и, скорее всего, не только лишится прав, но и получит срок за причинение тяжкого вреда здоровью.
Если пешеход подаёт признаки жизни, но не хочет (или не может) двигаться, ни в коем случае нельзя помогать ему самостоятельно. Одно неловкое движение, и пережатая артерия откроет крови путь наружу. Если пешеход умрёт от кровопотери прямо на дороге, то водитель гарантированно сядет в тюрьму, причём “загреметь” на нары можно сразу по нескольким статьям, главной из которых может стать “Причинение смерти по неосторожности”.
Важно знать, что непосредственными свидетелями ДТП могут быть пассажиры и даже ближайшие родственники. Их слов о том, что пешеход появился на дороге внезапно и совершенно не там, где это предусмотрено, может быть достаточно для того, чтобы инспекторы начали сомневаться в виновности водителя. Кстати, самому водителю ни в коем случае не стоит врать инспектору относительно скорости движения. Часто (либо от испуга, либо по другой причине) водители пытаются занизить скорость, с которой двигались.
Запомните, что у экспертов есть методики и специальные инструменты для определения тормозного пути. Исходя из этих данных, следователи сделают однозначный вывод о скорости движения, и тогда ложь станет отягчающим обстоятельством в суде.
Чтобы не навесили лишнего
Если решение говорить всё честно принято, то стоит знать, что инспекторы тоже люди и могут ошибаться. Причём как в ту, так и в другую сторону. После того как сотрудник начинает рисовать схему, важно не просто следить за замерами, но и делать это в присутствии двух понятых. Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, то данные не засчитают в суде.
Также особенно важно уточнить в итоговом протоколе состояние проезжей части. Если на момент совершения ДТП шёл дождь, а инспектор записал состояние проезжей части как “сухая”, то суд вряд ли встанет на сторону водителя. Обязательно нужно отразить погоду, состояние дороги, освещение, препятствия, зону видимости.
Прежде чем подписывать протоколы о ДТП, нужно их внимательно прочитать. Лучше, если у водителя заранее будет телефон приличного юриста, который прочитает документы внимательно, с профессиональной точки зрения сделает замечания инспектору и внесёт свои правки в протокол.
Если у пострадавшего в ДТП пешехода или инспекторов есть вопросы по трезвости водителя, ни в коем случае не стоит отказываться от освидетельствования. Отказ от поездки в больницу приравняют к вождению в нетрезвом состоянии, и тогда песенка будет спета — ДТП, да ещё и с наездом на пешехода, плюс повреждения — минимум условный срок.
Если следователь, а затем суд установят, что водитель не нарушал правил и действовал в рамках закона, это смягчит его наказание.
А теперь внимание
Выбирать приходится из двух зол: лучше “поймать” на капот и лобовое стекло одного пешехода, чем двух, трёх и даже пятерых людей с полосы встречного движения. С точки зрения ПДД, инспекторов и суда, который обязательно будет, если пешеход получил травмы или скончался, экстренное торможение — единственное правильное и законное решение водителя.
ВАЖНО! Никакие звуковые сигналы, дальний свет или отборный мат не спасут водителя от тюрьмы. Первое, что нужно делать, если на дорогу выбежал пешеход, — применить экстренное торможение. А вот после того, как педаль тормоза будет утоплена и машина начнёт тормозить, можно “гудеть” сигналом и переключить свет в “дальний” режим. Ещё раз — сначала торможение, потом всё остальное. Это принципиально важный момент, реализовать который на практике и рассказать о котором инспекторам нужно именно в такой последовательности.
Одно неверное слово — и тюрьма
Юристы отмечают, что важно не путаться в терминах. Неправильной реплики будет достаточно, чтобы со слов водителя инспектор составил протокол с неправильными данными, а дальше — лишение прав и условный срок. Категорически нельзя называть экстренное торможение резким. Резкое торможение приводит к заносу, при котором увеличивается тормозной путь. Резкое торможение — неправильное действие с точки зрения ПДД, из-за которого и может возникнуть аварийная ситуация. Занос автомобиля при экстренном торможении ни в коем случае нельзя называть уводом автомобиля в сторону. Увод в сторону, особенно если будут пострадавшие или погибшие, почти 100-процентная статья.
Разблокировку колёс, необходимую для сохранения траектории, ни в коем случае не называть прекращением торможения и отпусканием педали тормоза. Такие термины будут истолкованы следствием не в пользу водителя.
Предупреждать светом и сигналом пешехода нужно одновременно с торможением. Суть в том, что с точки зрения ПДД мигание дальним светом и гудки до применения экстренного торможения — неправильные действия со стороны водителя, и судом они могут быть истолкованы как причина наезда.
Рассказывать инспектору о плохом самочувствии тоже не нужно, не говоря уже о технических проблемах машины. Дело в том, что болезненное, утомлённое и нервозное состояние резко ухудшает реакцию водителя. Согласно правилам, запрещается управлять автомобилем в болезненном состоянии, угрожающем безопасности (головокружение, тошнота, удушье, боль). Таким образом, болезненное состояние будет истолковано не в пользу водителя. На жалость инспекторов в таких ситуациях тоже не возьмёшь, а явная ложь может быть зафиксирована и в суде станет доказательством виновности.
Простые правила, описанные выше, помогут не только грамотно оформить ДТП, но и оказать водителю “скорую юридическую помощь”. Дальше, опираясь на правильные действия и правильные слова, адвокаты в суде будут доказывать невиновность.
Итак, автомобиль сбил человека вне пешеходного перехода, виновен ли водитель? Казалось бы, простой вопрос и однозначный ответ, однако не все так просто…
Сбил человека вне пешеходного перехода: ответственность
При столкновении автотехники и человека в любом случае железный агрегат пострадает в меньшей степени. На авто останется, скорее всего, небольшая вмятина, которая без следа устраняется в обыкновенном автосервисе, а вот пешеход может получить серьезное увечье, инвалидность или вовсе погибнуть…
Допустим, случайно сбил человека, полицию не вызывали, поскольку никто не пострадал, все разрешили мирно, без эксцессов. Но такой сценарий разыгрывается нечасто.
Поэтому в зависимости от степени нанесенного вреда человеку (или нескольким людям) и вследствие несоблюдения правил дорожного движения автомобилисту может грозить гражданская, административная или уголовная ответственность:
Сотрудники Госавтоинспекции проводят проверку по факту наезда по двум направлениям:
1) была ли возможность избежать столкновения с пешеходом в отдельно взятом случае;
2) нарушил ли водитель правила дорожного движения.
Кроме того, проверяется техническая исправность автомобиля на момент правонарушения и выясняется, насколько сильно подорвано здоровье пострадавшего вследствие попадания под колеса.
ДТП при обгоне на перекрестке.
Об ответственности за наезд на пешехода узнайте тут.
Что делать если задела человека машиной на стоянке
Если сбил человека вне пешеходного перехода, ответственность несет водитель по факту проверки происшествия. Если в ходе проверки устанавливается полная невиновность водителя, то водитель не подлежит ни уголовной, ни административной ответственности.
В случае получения пешеходом тяжелых травм или вообще все закончилось его летальным исходом, то есть все основания привлекать виновного к уголовной ответственности. Тяжкий подрыв здоровья — это когда пострадавший находится при смерти или остался на длительное время (или навсегда) недееспособен.
Насколько все серьезно с состоянием потерпевшего — должна определять судебно-медицинская экспертиза. К примеру, экспертиза сочла причинение вреда незначительным, то уголовное дело не возбуждается, пусть и доказана вина шофера. Материалы передаются в суд для последующего разбирательства и вынесения административного наказания.
Важно! Максимум, что присуждается виновному по таким делам — лишение свободы сроком девять лет, а также изъятие прав на три года.
Сбил пьяного человека вне пешеходного перехода: что делать
Когда обвиняемый протестует против того, что ему инкриминируется нарушение дорожных правил. Уверяет, что виноват не он, а пешеход, который в состоянии алкогольного опьянения спровоцировал аварию, то требуется тщательно продумать действия при оформлении протокола на месте происшествия и при разбирательстве в суде. Нужно как следует разобраться, что делать:
Такие дела считаются довольно непростыми для решения. И даже несмотря на то, что попавший под колеса человек был в тот момент пьян, это не становится смягчающим обстоятельством для водителя, и все равно он подпадает под административную или уголовную ответственность.
Важно! Не убирать транспортное средство с места происшествия!
В случае такой ситуации необходимо срочно вызвать карету скорой помощи для пострадавших. Отыскать очевидцев случившегося. До прибытия сотрудников автоинспекции внимательно исследовать место торможения и выставить аварийный знак.
Зафиксировать расположение осколков стекла на асфальте для составления полноты картины происшествия. Сфотографировать на камеру мобильного телефона место аварии с разных ракурсов. Следить за правильностью всех замеров, производимых инспектором, и за верностью заполнения протокола.
Сбил пьяного человека вне пешеходного перехода насмерть: какая ждет ответственность
После злополучного столкновения с пешеходом водителей интересует вопрос, какое наказание им уготовано?
Ответственность за оставление места ДТП.
Что делать если виновник ДТП не признает вину узнайте тут.
Об ответственности виновника ДТП по ОСАГО
Юристы еще раз напоминают: если водитель зацепил машиной пешехода, то все зависит от степени тяжести содеянного. Градация наказаний перерастает из гражданской в административную или уголовную ответственность. При этом факт остается фактом: для сотрудников правоохранительных органов не столь важно, что пешеход под хмельком был сбит далеко от пешеходного перехода. Главная проблема в том, что присутствует неопровержимое доказательство виновности водителя в дорожно-транспортном происшествии. Если человек пусть и подвыпивший погиб, значит, отвечаешь по полной программе.
Не исключено, что в ДТП виноват сам подвыпивший товарищ пешеход. В случае если это будет доказано, тогда с водителя снимется и административная, и уголовная ответственности.
Видео, сбил человека вне пешеходного перехода ответственность
ДТП с пешеходом, особенно в ситуациях, когда авария произошла не на зебре, достаточно частая ситуация. В связи с этим ответ на вопрос, какое наказание за наезд на пешехода вне пешеходного перехода может грозить автомобилисту, довольно часто беспокоит участников ДД. В данном случае все будет зависеть от последствий, а также от того, остался ли пешеход жив и прочих факторов, сопутствующих происшествию.
Будет ли автомобилист виновен?
В любой ситуации, в каком бы состоянии не находился пешеход, определенные последствия в виде привлечения к ответственности водитель будут иметь место. Несмотря на то, что пешеходы, как полноправные участники ДД, несут обязательство пересекать дорожное полотно исключительно в отведенных местах, переход дороги в неположенном месте, который приводит к ДТП, в любой ситуации несколько затронет автомобилиста.
Судебная практика, при рассмотрении дел, связанных с наездом, отмечает несение таких видов ответственности:
От чего зависит мера наказания
Административная ответственность за сбитого человека вне перехода влечет за собой:
Привлечение к гражданской ответственности. Подобный вид наступает в том случае, если в результате аварии был причинен вред здоровью и заключается она в необходимости перечисления определенной суммы средств, направленной на возмещение причиненного вреда здоровью. Стоит отметить, что она не применяется при аварии со смертельным исходом.
При повреждениях легкой и средней тяжести автомобилист может ограничиться привлечением исключительно к одному из вариантов гражданской или административной ответственности:
Уголовная является наиболее тяжелой формой и к ней привлекаются лица, сбившие пешехода насмерть. В такой ситуации наказание будет, зависеть от факторов ДТП и сопутствующих обстоятельств. Статья уголовного кодекса, рассматривающая подобные случаи, предусматривает:
Нюансы определения вины
Определение степени вины водителя и того, какое наказание он будет нести, осуществляется с учетом следующих факторов и нюансов:
В этой статье мы разберем довольно популярное дорожно-транспортное происшествие — наезд на пешехода вне пешеходного перехода.
Напомню, что в статье «Правила пешехода на дороге. Как правильно переходить дорогу?» рассмотрены пункты правил дорожного движения, регламентирующие поведение пешеходов на дороге и повторно их рассматривать мы не будем.
Основная тема этой статьи — ответственность за наезд на пешехода, который нарушает правила дорожного движения.
Наезд на пешехода вне перехода
Для начала давайте рассмотрим типичную ситуацию, в которой пешеход нарушает правила дорожного движения, а водитель — нет.
Пусть пешеход переходит проезжую часть дороги в 10 метрах от нерегулируемого пешеходного перехода и при этом выходит из-за стоящего автобуса. Автомобиль движется по дороге со скоростью 40 км/ч. После того, как водитель замечает пешехода, он начинает тормозить и совершает наезд на скорости 20 км/ч. При столкновении пешеход получает вред здоровью средней тяжести (перелом руки).
В описанной ситуации водитель не нарушает ПДД, пешеход же нарушает следующие пункты правил:
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Очевидно, что виновником ситуации является пешеход, однако платить за ДТП будет не только он.
Ответственность за наезд на пешехода
Давайте по пунктам рассмотрим все виды ответственности за наезд на пешехода:
Гражданско-правовая ответственность водителя
Статья 1079 гражданского кодекса РФ:
Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих
1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обратите внимание, что водитель, который не является виновником ДТП, обязан оплатить лечение пешехода (по ОСАГО), а также возместить ему моральный вред (из собственного кармана).
Административная ответственность пешехода
За нарушение правил дорожного движения на пешехода будет наложен административный штраф в размере 1 000 рублей:
1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Гражданско-правовая ответственность пешехода
Ремонт поврежденного транспортного средства, в соответствии со статьей 1064 гражданского кодекса, должен оплатить пешеход из собственного кармана:
Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Хочу обратить внимание, что на практике чаще всего суд обязывает водителя заплатить за лечение пешехода, однако далеко не всегда заставляет пешехода ремонтировать автомобиль.
Расскажу об одной реальной ситуации, в которой несовершеннолетний пешеход нарушил ПДД и попал под колеса автомобиля. Как и положено, страховая компания выплатила пострадавшему пешеходу деньги на лечение (по ОСАГО), а выплату на ремонт автомобиля водитель получил по КАСКО.
В свою очередь страховая компания предъявила иск к родителям пешехода и суд этот иск удовлетворил. Однако родители пешехода попытались оспорить это решение сначала в районном суде, затем в краевом, Верховном и, наконец, в Конституционном. Конституционный суд оставил решение в силе. С полным текстом определения можете ознакомиться здесь.
На практике это означает, что в случае наезда на пешехода вне перехода водителю теперь будет значительно проще взыскать деньги на ремонт автомобиля. Ну а пешеходам хочу напомнить, что, например, замена и покраска бампера недорого автомобиля стоит 15 000 — 20 000 рублей. Так что не спешите нарушать правила.
Одно из самых страшных дорожно-транспортных происшествий — наезд на пешехода. К сожалению, с такой неприятной ситуацией может столкнуться каждый водитель, так как ни один автомобилист не может быть застрахован от того, что человек выскочит на дорогу и попытается перебежать трассу, не смотря по сторонам.
В правила дорожного движения постоянно вносятся различные изменения и коррективы, однако неизменным остается одно: пешеход всегда считается приоритетным участником дорожного движения.
Вид наказания и его размер определяется в зависимости от степени тяжести причиненных пострадавшему травм, а также от обстоятельств произошедшего. В случаях, когда ДТП произошло не на пешеходном переходе, водитель может быть освобожден от ответственности и даже может рассчитывать на получение денежной компенсации.
Понятие наезд на пешехода
По наездом принято считать любое дорожно-транспортное происшествие, в котором водитель транспортного средства сталкивается с человеком, идущим пешком. Ситуация, в которой пешеход сталкивается с транспортным средством, также считается наездом.
Кроме того, к наезду относится не только наезд автомобиля на человека, но и столкновения такого лица с грузом, который перевозит транспортное средство. Как показывает практика, зачастую столкновения может произойти из-за того, что пешеход просто не заметил негабаритный груз, такой как доски или железные прутья.
Чтобы избежать таких неприятных происшествий, автолюбитель должен перевозить груз в строгом соответствии с нормами законодательства.
При приближении к пешеходному переходу, водитель должен убедиться в отсутствии людей, желающих пересечь проезжую часть. Пешеход, в свою очередь, должен удостовериться в том, что переход безопасен. Движение может быть осуществлено только после этого.
В ситуации, когда дорожно-транспортное происшествие случилось в пределах пешеходного перехода, виновным всегда признается водитель автомобиля. А если же авария произошла вне этого участка дороги, виновника ДТП можно будет установить через суд. В случаях, когда у водителя не было возможности предвидеть факт того, что человек выскочит на дорогу, или если пешеход умышленно выскочил под колеса авто (таким вариантом часто пользуются мошенники, чтобы получить с автовладельца компенсацию за причиненный ущерб).
Доказать этот факт можно только при наличии неоспоримых свидетельств, таких как записи с видеорегистратора или иных средств фиксации (к примеру, городских камер, которые установлены для контроля скоростного режима).
Классификация нарушений
Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов можно квалифицировать по нескольким категориям. На подержанный автомобиль? Данная классификация проводится в соответствии с определенными признаками.
Разделение наездов на пешеходов по нескольким категориям требуется для проведения автотехнической экспертизы в ходе судебного производства по делу.
Классификация преступления проводится по нескольким признакам. Первый из них — то, как именно шел человек:
Второй признак — характеристика движений пешехода:
Третий признак — характеристика движений автомобиля. Оно может быть:
Место авто, в которое пришелся удар:
Отдельный признак — характеристика произошедшего удара:
Еще один признак, по которому можно квалифицировать дорожно-транспортное происшествие — обзор и степень видимости в момент аварии:
Наезд на пешехода на переходном переходе
В соответствии с нормами российского законодательства, транспортное средство — источник повышенной опасности, поэтому каждый водитель должен помнить об ответственности, которую он может понести за несоблюдение правил дорожного движения. Чтобы не произошло, автомобилист практически всегда остается виновником ДТП.
Именно по этой причине, водители, при выезде на проезжую часть, должны соблюдать некоторые правила:
Наезд на человека вне пешеходного перехода
К несчастью, некоторые пешеходы также любят нарушать ПДД и переходить дорогу без зебры. Большая часть таких ситуаций заканчивается дорожно-транспортными происшествиями. В большинстве случаев виновником такого ДТП признается водитель транспортного средства. Чтобы избежать неприятных последствий и доказать свою точку зрения, автомобилист должен придерживаться определенных правил поведения:
Что делать, если пешеход хочет покинуть место ДТП
В случае если пешеход старается покинуть место дорожно-транспортного происшествия и игнорирует слова водителя авто, он обязательно должен оставить расписку. В тексе этого документа необходимо прописать, что произошло ДТП с транспортным средством определенной марки и номерным знаком. Здесь же должна быть информация о том, что у пешехода нет никаких претензий, он отказывается от медицинской помощи. Желательно, чтобы в документ содержались контактные данные пострадавшего.
Ответственность за наезд на пешехода
Каждая конкретная ситуация подразумевает отдельный вид наказания. Если в некоторых случаях водитель может ограничиться штрафом, после сильных аварий он может быть лишен своего водительского удостоверения на достаточно продолжительный промежуток времени.
В зависимости от тяжести полученных пострадавшим повреждений, степени виновности автомобилиста, водитель может быть привлечен к административной или к уголовной ответственности.
Уголовная ответственность за наезд
Автолюбитель привлекается к уголовной ответственности за причинение тяжкого вреда здоровью пострадавшего. В случаях такого нарушения, автомобилист может быть привлечен к следующим видам ответственности:
Административная ответственность
Дорожно-транспортное происшествие, в котором автомобилист был признан виновен за наезд на пешехода, может влечь за собой и административную ответственность, выраженную в денежном отношении.
В частности, водитель может быть обязан выплачивать:
В случае если водитель, который совершил наезд на человека, пытается скрыться с места происшествия, ему грозит лишение его водительского удостоверения на срок до полутора лет или административный арест сроком до 15 суток.