камерная певица что это
Камерное пение
Вот видели когда ни — будь в кино на балах или торжественных приёмах в доме, какого ни будь графа сидит и играет камерный ансамбль. Вот, а поскольку музыкантов воспитывали и обучали, сразу ориентируясь на вид и условия их дальнейшей трудовой деятельности, то конечно появился и такой предмет в музыкальных академиях, как камерное искусство или камерный класс! Само собой, вокалистов тоже не смогло не коснуться, подобное событие и вокал стал ещё и камерным.
Т.е. что б Вы понимали:
1этап. Сначала люди понастроили огромных оперных театров, в которые брали лишь певцов, которые могли голосом стекла разбивать, потому что они должны были озвучивать огромные залы. Создалась куча вокальных школ развивающих и воспитывающих таких вокалистов.
2этап. Потом, театры поднадоели, и захотелось ради разнообразия послушать тихое, но очень мелодичное, пунктуальное в нюансах пение.
Это конечно, каламбур, но и доля правды в нём тоже есть.
Так вот. Каким должен быть камерный певец?:
Вот, например голоса камерные: Александр Пономарев, Андреа Бачелли, Алесандро Сафино, Сергей Лемешев, Тарья Турунен, Лара Фабиан
Вот например, Серёжа Лемешев:
А вот Вам Ларочка Фабиан:
Что касается женских голосов, то с ними немного проще. В силу лёгкости голосового аппарата, многие оперные певицы способны запросто исполнять произведения и в камерном жанре. Конечно, мужские оперные голоса тоже на это способны, но им придётся сдерживать свой голос, а от этого он станет не совсем естественным.
В камерном вокальном жанре репертуар состоит преимущественно из романсов и песен, а арии, каватины и ариозо из опер исполняются очень редко!
Полина Арцис: «Камерная музыка – это не второстепенный жанр»
В Калуге с 20 по 25 августа проходил Третий международный конкурс молодых оперных певцов имени Максима Михайлова. Лауреатом первой премии в конкурсе исполнителей камерной вокальной музык и стала обладательница редкого меццо-сопранового тембра Полина Арцис перспективная оперная певица, с отличием закончившая учебу в Московской Консерватории, и продолжившая свое обучение в Академии Молодых певцов при Мариинском театре.
В эксклюзивном интервью радио «Орфей» солистка Академии Молодых певцов Полина Арцис рассказала о сложностях работы в жанре камерного пения, минусах стенобитного голоса, особенностях учебы в Консерватории, подготовке китайских вокалистов и внутренних зажимах молодого певца.
— Полина, прежде всего хочу поздравить Вас с победой! Это не первый конкурс, в котором Вы одерживаете победу. И у каждого конкурса есть свои нюансы. Как я поняла, в широком масштабе конкурс им. Михайлова имеет два направления: конкурс камерной музыки и «классический» оперный конкурс. Как эти направления друг с другом соседствуют во время проведения конкурса?
Большое спасибо! Да, в августе в Калуге проходило одновременно два конкурса, и мне кажется, что это замечательная возможность для молодых певцов максимально разносторонне себя проявить. К сожалению, конкурсов, целиком посвященных камерной вокальной музыке, существует крайне мало, здесь же этот жанр был представлен развёрнуто. Очень хочется поблагодарить всех организаторов и лично Ларису Абисаловну Гергиеву за такое серьёзное отношение к жанру камерной вокальной музыки и желание поддерживать и развивать его! Даже в оперном направлении обязательными к исполнению на первом туре были старинные арии и камерные сочинения.
Главной проблемой мне видится даже не сложность музыки и технические способности исполнителей, а само отношение к этому жанру среди певцов в наше время. К сожалению, очень часто я встречаю среди коллег мнение, что камерная музыка это некий второстепенный жанр. И этот стереотип складывается ещё во время обучения, когда старинная музыка воспринимается как необходимый мучительный этап на первых шагах, а романсы и песни только лишь закуска к основному блюду опере.
Полина Арцис во время концерта
в Малом Зале Консерватории
Есть такое шутливое определение русской вокальной школы: «хорошо = громко». Конечно, это ирония, но, к сожалению, именно у нас в России многие певцы, особенно начинающие, мерилом качества считают масштабность звучания голоса. Тем временем, этот критерий не является основным ни в опере, ни тем более в камерном вокальном жанре. Стенобитный голос поражает в первые мгновения, но если за силой звука ничего не следует, то он так же быстро перестаёт быть интересен. Главным всё равно в итоге оказывается интеллект, способность работать с музыкальным и литературным текстом. Например, гениальная Зара Долуханова пела сложнейшую, тончайшую музыку и как обидно слышать комментарии из серии: «Да, но голос-то у неё был небольшой и вообще непонятный». Мне кажется, определение «большой/маленький» совершенно не уместно в разговоре о качестве пения. «Умный/не умный» подошло бы больше.
— Вы учились в Италии у профессора Карло Пари. Я была на одном из мастер-классов Пари, он большое внимание уделяет музыкальной фразе, логике, акцентам. И, конечно, произношению. У нас мало внимания уделяют произношению. Хотя если бы певец думал о том, не как громко он поет, а что, то это бы помогало ему избавиться и от технических проблем. Это правда? Снимает ли правильное звукоизвлечение вокальные зажимы?
Да, это пересекается с тем, о чём я сейчас говорила. К любому исполнению нужно подходить с умом, а особенно к исполнению на иностранном языке.
Когда ты чётко понимаешь, о чём поёшь, решаются сразу две проблемы: физиологическая и артистическая. Во-первых, если певцу понятна внутренняя логика построения фразы, ему гораздо проще выстроить музыкальную фразировку, акценты. Как правило, автор не дурак, а значит, он уже сделал так, чтобы музыкальное развитие совпадало со смысловым, особенно в бельканто и романтической музыке. Внутренние зажимы неизбежны, если человек рассматривает музыкальный материал как набор нот, среди которых есть лёгкие и сложные, и где-то можно расслабиться, а главное показать крайний верх на фермате. При этом та же верхняя нота даётся гораздо легче, если понимаешь, откуда и зачем она появилась, а не воспринимаешь её наличие, как планку, которую нужно перепрыгнуть в беге с препятствиями и понестись дальше. А что касается исполнительской стороны, то тут всё просто: как можно убедить в чём-то зрителя, если ты сам не понимаешь, о чём поёшь? Поэтому непременно нужно изучить своего персонажа, сюжет оперы и дословно перевести свою арию, ведь художественный перевод подчас имеет к оригинальному тексту очень мало отношения.
Что же касается произношения в пении, то это профессиональная необходимость. Если русский певец едет за рубеж и собирается петь на языке той страны, в которой он находится, то к нему будет очень пристальное внимание. Например, гласные в русском строятся более глубоко, чем в итальянском, поэтому итальянцы часто смеются над нашими «амуоре» и «чиель», даже когда мы совершенно искренне стараемся сделать фонетически чистый звук. А поскольку итальянская школа изначально строится от речи, то можно сделать вывод, что вокальный аспект будет зависеть от чистоты произношения напрямую.
Разумеется, всё это не означает, что не нужно заниматься техникой пения. Это по умолчанию на первом месте. Но музыкальный подход необходим, и именно об этом говорит маэстро Пари и другие оперные коучи. Кстати, о существовании такой специальности, как коуч, я узнала только за пределами России. У нас принято, что есть педагог по вокалу и концертмейстер, с первым мы по большей части занимаемся техникой, а со вторым выучиваем ноты. Коуч это пианист, который не просто аккомпанирует певцу, а разучивает с ним произведение с точки зрения стилистики, языка, фразировки. В наших учебных заведениях подобного нет. Никто не занимается с певцами отдельно музыкальностью, вот и получаются в этой области пробелы.
Вообще, я никогда не рассматривала себя как «колоратурное меццо» и далеко не сразу начала петь произведения соответствующего репертуара. Я думаю, что навыки может развить каждый. Конечно, если в голосе есть подвижность от природы, это несколько проще, но при желании каждый может достичь результата. Например, на первом курсе мне сказали, что трель это врождённое, и если у меня её нет, то нужно с этим смириться. А я категорически не могла понять, как люди делают трель. Спрашивала у подруг-колоратурных сопрано, все говорили мне, что нужно освободить гортань, и я очень хорошо это запомнила, но как именно освободить гортань, никто почему-то объяснить не мог. Однако через какое-то время проб, ошибок и упражнений (исчисляемое годами) я всё же что-то поняла и теперь применяю. Поэтому мне кажется, что всё достижимо, и даже для тех певцов, чья фактура голоса не предполагает подобного репертуара, это полезно в качестве тренировки дыхания и концентрации звука. На тему «как правильно колоратурить» я не считаю себя в праве давать советы, мне самой ещё есть, к чему стремиться, да и сложно описывать технические процессы в интервью. В любом случае, очень важно, чтобы был человек, способный объяснить и проконтролировать со стороны.
Действительно, на конкурс приехала большая группа молодых исполнителей из Китая. Как и среди всех остальных, среди них были и очень сильные, и совсем начинающие певцы. Скажу честно, меня поразило, что средний возраст участников 19-20 лет, особенно в камерном конкурсе (часть из них участвовала только в камерном, а в оперном нет). Похвально, что ребята пробуют себя с самого юного возраста, приобретая опыт на будущее. Однако я не могу сказать, что все как один китайцы приехали достаточно подготовленными: возвращаясь к разговору об иностранных языках, выступление некоторых ребят могло служить наглядным примером. Они очень старались, исполняя русские романсы, но многие участники просто брали дыхание посреди слова. Казалось бы, такой пустяк, но ведь каждый в зале это услышал и понял, и сразу потерял интерес к певцу, даже если у него неплохой голос. Голоса, кстати, и правда были неплохие. В общем, основываясь на впечатлениях от данного конкретного конкурса, я сказала бы, что среди представителей Китая достаточно хороших певцов, но глобального завоевания ими мировой оперной сцены опасаться пока не нужно.
— Полина, Вы закончили Консерваторию с отличием в классе Клары Григорьевны Кадинской. Партия Любаши из «Царской невесты», которую Вы исполнили в оперной студии, стала для Вас творческим успехом. Расскажите о периоде своей консерваторской жизни? Какие советы Вы бы хотели дать тому, кто только поступил в Консерваторию? Например, нужно ли обязательно петь в Оперной студии? На что молодому певцу необходимо обращать внимание в расписании, а на чем можно «сэкономить»? Будем надеяться, что советы помогут сэкономить время молодым певцам и заострить их внимание на важных вещах, сделать правильный выбор.
Это непростой вопрос. У меня был комплекс отличницы, я очень переживала за свои оценки по всем предметам. В моём красном дипломе стоит одна четвёрка, по отечественной истории, которая до сих пор мозолит мне глаза, хотя очевидно, что не только эта оценка не имеет никакого значения для карьеры оперного певца, но и сам диплом никого не интересует, а только твои собственные профессиональные качества, которые ты либо демонстрируешь, либо нет.
«Царская Невеста» Н.А.Римского-Корсакова
И всё же, я придерживаюсь мнения, что у певца в голове должно быть что-то кроме резонатора. Нам необходимо уметь читать с листа и не теряться в многоголосии, поэтому важно посещать сольфеджио. Или, например, фортепиано обычно у вокалистов этот предмет проходит довольно условно, но я рада, что попала к требовательному педагогу, потому что сейчас я могу самостоятельно разобрать музыкальный материал и сэкономить время и деньги, не прибегая к помощи концертмейстеров. Знание истории музыки помогает ориентироваться в стилях и эпохах, сопоставить исторические факты с биографией композиторов и получить представление о том, что имел в виду автор.
Но важнее всего, конечно, специальность. Я занималась в классе Клары Григорьевны Кадинской, которая с большой теплотой относится ко всем своим подопечным. Я благодарна ей не только за вокальные советы, но и за то, что она поддерживала все мои эксперименты с репертуаром, а иногда сама настаивала на том, чтобы я бралась за вещи, к которым считала себя ещё не готовой. В Консерваторию люди поступают так или иначе с каким-то багажом знаний и умений, и, мне кажется, очень важно попасть к такому педагогу, который кроме прочего поможет начинающему певцу почувствовать почву под ногами и разобраться, в какое русло направить свои способности.
Сцена из спектакля Оперного театра
при Московской Консерватории им.П.И. Чайковского
Поэтому я лично советовала бы поступившим в Консерваторию брать максимально из того, что предлагается в плане специальности. Но и не только от Консерватории, конечно нужно искать конкурсы, прослушивания, участвовать в концертах, пробовать себя везде. Чтобы потом не упрекать себя за потерянное время. Я хочу сказать, многие думают, что они «ещё не готовы» и всё ждут, что рано или поздно запоют как боги, и уже тогда Самокритика должна быть здоровой. Нужно просто понимать, до чего ты дорос, а до чего пока нет (естественно, не следует на втором курсе подавать заявку на конкурс Чайковского), но проверять себя нужно постоянно, чтобы как минимум иметь возможность смотреть по сторонам и понимать, каков общий уровень и соответствуешь ли ты ему. Это только моё мнение, я знаю многих людей, которые копят-копят силы, а потом сразу выстреливают. Я всегда искренне радуюсь, когда наблюдаю подобное у своих друзей! Но тут каждому своё, наверное.
В Академии молодых певцов я занимаюсь в классе у замечательной меццо-сопрано, солистки Мариинского театра Анны Гургеновны Кикнадзе. Я рада этому обстоятельству, ведь у меня есть возможность не только лично взаимодействовать с выдающейся певицей, но и наблюдать за действующей солисткой оперы на практике и учиться многому «в режиме реального времени». Кроме того, всё, что я беру в работу, давно есть в её репертуаре, и она как никто может объяснить многое по собственному опыту изнутри. Это уже не совсем учёба, это некий процесс со-творчества, совместной работы и поиска, от которого я получаю и большое удовольствие, и большую пользу.
Полина Арцис в гостях «Музыкальной гостиной» Святослава Бэлзы
Материал подготовила специальный корреспондент радио «Орфей»
Фото- Дарья Кузнецова, личный архив Полины Арцис
Камерная музыка
Ка́мерная му́зыка (от итал. camera — комната, палата) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов—инструменталистов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет как правило только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон.
В XVI—XVIII веках термин «камерная музыка» (итал. musica da camera ) применялся по отношению к любой светской музыке и противопоставлялся музыке церковной (итал. musica da chiesa ). В дальнейшем, с зарождением и развитием симфонической музыки, камерной музыкой стали называть произведения, рассчитанные на небольшое количество исполнителей и ограниченный круг слушателей. В XIX—XX веках значение камерной музыки как «музыки для избранных» постепенно отпало, и термин сохранил смысл как определение произведений, предназначенных для исполнения небольшими коллективами музыкантов и для малой группы слушателей.
Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем. Как правило, в камерный ансамбль входят от двух до десяти музыкантов, реже — больше. Исторически сложились канонические инструментальные составы некоторых камерных ансамблей, например, фортепианное трио, струнный квартет, фортепианный квинтет и др.
Существует также понятие камерного оркестра — как правило, это сокращённый (не более 15-20 человек) состав струнного оркестра, иногда с добавлением нескольких духовых инструментов.
Некоторые исторически сложившиеся инструментальные составы камерных ансамблей
Ссылки
См. также
Театр |
---|