камни санкары что это
Шесть самых загадочных камней в мире
В то время, как древние стоячие камни, каменные круги и мегалиты разбросаны по всему миру, учёные и историки продолжают спорить об их предназначении, теорий предостаточно. Некоторые предполагают, что они служили для астрономии, в то время как другие предполагают, что их построили прошлые цивилизации как места ритуалов и поклонений. На протяжении веков люди ломали голову над тем, как перевозили и возводили эти тяжёлые камни задолго до создания колеса, не говоря уже о других современных технологиях. Мы в Zagge.ru решили рассказать вам о шести мегалитических объектах, которые всё ещё окутаны тайной.
Стоунхендж, Англия
Стоунхендж в графстве Уилтшир, Англия, является одним из самых знаковых мегалитических памятников в мире. Люди неолита начали строить круг из камней около 3000 лет назад. Голубые камни, из которых состоит древний памятник, были доставлены на место строительства Стоунхенджа, вероятно, с расстояния в 380 км — примерно с восточной части Уэльса, поскольку это ближайший каменный карьер.
Историки предположили, что камни были перевезены на плотах по рекам, а затем их приволокли на деревянных санях с помощью роликов — процесс, который, должно быть, потребовал месяцев тяжелой работы. Каменный круг — лишь часть серии древних построек, разбросанных по ландшафту Солсберийской равнины. Это место издавна было священным местом: даже сегодня язычники собираются здесь, чтобы праздновать зимнее и летнее солнцестояние.
Карнакские камни, Франция
Вокруг небольшой деревни Карнак в Бретани, Франция, стоят тысячи древних менгиров (одиночных вертикальных монолитов) и других типов мегалитов. Камни относятся к одному из периодов неолита, вероятно 3300 г. до н. э., однако некоторые сооружения могут датироваться приблизительно 4500 г. до н. э. Всего камней более 3000, высота некоторых из них достигает 6 метров.
На этом участке собраны мегалиты, курганы и ограды, представляющие собой выдающееся достижение неолитического строительства. Долгое время считалось, что эти сооружения служили какой-то ритуальной или религиозной цели, но никто точно не знает, какой именно. Историки, изучающие это место, предположили, что линии камней очерчивают священное пространство, возможно, ведущее людей к месту поклонения. Согласно одной популярной легенде, когда римская армия маршировала на Бретань, появился волшебник Мерлин и превратил солдат в камни.
Каменные шары Коста-Рики
Археологи спорят о точном происхождении и назначении этих камней. Поскольку многие из таинственных сфер были повреждены или перемещены с их первоначальных мест, традиционные стратиграфические методы датировки к ним малоприменимы. По находкам древней керамики вблизи вновь открытых петросфер их пытаются приурочить к тем или иным археологическим культурам Центральной Америки. Разлёт датировок при этом составляет от 200 г. до н. э. до 1500 г. н. э., то есть охватывает практически весь период существования доколумбовых цивилизаций. Некоторые из камней были обнаружены в, казалось бы, астрономически значимом расположении, что побудило некоторых археологов предположить, что они могли быть астрономическими или навигационными инструментами.
Что мы знаем наверняка, так это то, что камни состоят из твёрдых магматических пород (затвердевшая лава или магма), таких как гранодиорит. Они были скорее сформированы людьми, а не природой. В настоящее время только шесть шаров находятся в местах их первоначального обнаружения; остальные можно увидеть в музеях — как в самой Коста-Рике, так и за её пределами, в частности в Вашингтоне и Кембридже.
Оленные камни, Монголия и Сибирь
Оленные камни представляют собой серию из более чем 1200 древних массивных плит, получивших своё название из-за того, что многие из них содержат сложные резные изображения оленей. Встречаются на Алтае, в Тыве, Забайкалье, Монголии и Китае и других местах. Камни имеют высоту от 1 до 4 метров и часто сгруппированы вместе.
Ученые считают, что кочевники бронзового века установили их более 3000 лет назад. Хотя изображения оленей наиболее распространены, в структурах также есть изображения лошадей, людей, солярных знаков, предметов вооружения, тамгообразных знаков, пояса с орнаментами, различные геометрические фигуры и т. д. Сложная резьба потребовала большого мастерства, поэтому историки считают, что камни могли быть посвящены великим воинам или вождям.
Эйвбери, Англия
Вы можете найти самый большой в мире доисторический круг из камней в деревне Эйвбери, недалеко от Стоунхенджа. Изначально круг содержал около 100 мегалитов и окружал два небольших кольца из камней. Считается, что камни являются частью широкого ритуального ландшафта, который был создан и интенсивно использовался в период с 2100 года до н. э. по 1650 год до н. э. Археологи считают, что круги, изгороди и аллеи из камней являлись частью общественного пространства для религиозных церемоний, но их точное использование и природа этих церемоний остаются загадкой.
Дольмены в Кочхане, Хвасуне и на Канхвадо, Южная Корея
Дольмены — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Эти постройки эпохи неолита и раннего бронзового века сделаны из двух или более камней, с большим замковым камнем сверху, который служит маркером места захоронения.
Каменные мегалитические сооружения ставились на могилы знати. Археологи находят в них гончарные изделия, бронзовые и другие украшения. Исследование дольменов позволяет судить о технологиях обработки и транспортировки камня в то время.
В основном дольмены расположены в Корее, Индии, Северной Африке (в Рокнии), Западной, Северной и Южной Европе. На Корейском полуострове обнаружено наибольшее количество дольменов: до начала войны 1950—1953 г. их насчитывалось около 80 000, к настоящему времени сохранилось не менее 30 000. Также имеются дольмены в странах Южной и Юго-Восточной Азии — Индии, Индонезии, Тайване и Вьетнаме.
Буддийский памятник Санкарам (Sankaram)
Буддийский памятник Санкарам (Sankaram)
Буддийский памятник Санкарам
На этом холме есть шесть скальных пещер. Главная пещера имеет шестнадцать столбов, пять из них разбиты, и в ней закреплена монолитная ступа. Вокруг неё есть прадхакшина-пата. На потолке, над ступой, находится резная чхатра, т.е. зонтик, который первоначально был связан с вершиной ступы. Над этой пещерой находится верхний этаж с фигурами Будды. В целом, на холме Bojjannakonda есть шесть скальных пещер, в которых сохранились скульптурные панели. Большинство панелей изображает сидящего Будду и обслуживающий его персонал.
Западный холм, известный как Лингалаконда, покрыт большим количеством скальных небольших ступ, образующих форму хребта. Многочисленные предметы старины были найдены во время раскопок, проведенных г-ном Александром Ри в 1907-08 годах на обоих холмах.
Во время раскопок в этой области, в соответствии с археологическими источниками, были обнаружены: гончарные изделия, печати, терракотовые надписи, терракотовые шарики и терракотовые фигуры, одна золотая монета, принадлежащая Самудре Гупте (династии Гупта правившая Магадхой с 340 до 375 года нашей эры), некоторые медные монеты, принадлежащие восточному царю Чалукья Вишнувардхана по прозвищу Вишамасиддхи (633 г. н.э.) и одна свинцовая монета. Именно на свидетельствах этих древностей можно было датировать это буддийское поселение как процветавшее между 2-м и 9-м столетиями нашей эры. Среди ранних монет, обнаруженных на этом месте, находится Самудра Гупта 4-го века нашей эры.
По мере того, как буддизм начал распространяться, в разных регионах были созданы многие центры обучения и вихары для монахов. Их также можно увидеть в Thotlakonda, Bavikonda, Pavurallakonda вокруг Visakhapatnam. Все они процветали около 3-го века до н. Э. Но затем постепенно исчезали, вероятно, из-за возрождения индуизма.
Первоначально холм был известен как Буддхуни-конда (холм Будды), но со временем он стал известен как «Боджьяннаконда».
Индийский национальный фонд по искусству и культурному наследию (INTACH) уже обратился к властям с просьбой обеспечить лучшую защиту буддийских объектов, так как объекты находятся под эгидой ЮНЕСКО. Это не только откроет дорогу для постоянного потока средств от туризма, но и создаст возможности для занятости местных жителей.
Камни санкары что это
Металл был раскален докрасна. От несчастной жертвы не осталось и сл
еда: он сгорел дотла.
Ч Джай ма Кали! Джай ма Кали! Гхо-рам сундарам! Ч звучало многоголосое пе
ние толпы, которому вторил ветер.
Инди, Уилли и Коротышка смотрели на это беснование остекленевшими глаза
ми, не веря тому, чему только что были свидетелями. Уилли разрыдалась. Коро
тышка, сам едва сдерживаясь, обнял ее.
Ч Тихо! Ч прошептал Индиана.
Мола Рам скрылся за алтарем. Трое его помощников, вынырнув откуда-то из по
лумрака, принесли и поставили на алтарь какие-то предметы, завернутые в т
кань. Когда драпировки были сняты, под ними обнаружились три кварцевых к
онуса, которые жрецы установили у ног изваяния Кали, точнее, перед распол
оженным между ногами божества полутораметровым каменным черепом с дыр
ами вместо глазниц и носа. Камни, уложенные треугольником, начали вдруг и
злучать яркое, теплое сияние. Жрецы раздвинули кварцевые конусы Ч сияни
е прекратилось. Затем снова сдвинули их вместе и воткнули в три зияющих н
а каменном черепе отверстия. Странные конусы ярко засветились.
Ч Селяне знали, что их камень обладает магической силой, Ч зачарованно
проговорил Индиана. Ч Но они и представить себе не могли, что это один из
утерянных камней Санкары.
Ч Почему они светятся в темноте? Ч дрожа, спросил Коротышка.
Ч Согласно легенде, если камни поднести друг к другу, заключенные внутр
и них алмазы начинают сиять.
При звуке волшебного слова Уилли вытерла глаза.
Ч Алмазы. Ч переспросила она, испытывая от усталости и напряжения жел
ание расхохотаться.
Камни Санкары излучали алмазное свечение, притягивая всех, кто попал в п
аутину их чарующей власти. Трое жрецов, принесших волшебные конусы, непр
естанно кланяясь, стали пятиться на четвереньках и скрылись во мраке за
алтарем. Остальные священнослужители последовали за ними. Вскоре толпа
участников тоже начала таять, и через пару минут пещерный храм был пуст. Л
ишь сквозняк рыдал под его сводами, точно оплакивая ужас происшедшего.
Ч Итак, слушайте: вы вдвоем тихо сидите и ждете меня здесь, Ч обернулся к
своим спутникам Джонс.
Коротышка с готовностью кивнул. У него не было ни малейшего желания спус
каться туда. Он передал Инди бич и сумку. Уилли же не могла больше здесь на
ходиться и потому остановила Инди.
Ч Подожди! Что ты собираешься делать?
Ч Спуститься вниз, Ч объяснил тот, смерив взглядом перепад высот между
выходом из туннеля, где они находились, и полом храма далеко внизу.
Ч Спуститься? Ты рехнулся?
Ч Без этих камней я отсюда не уйду, Ч заявил Джонс в твердой решимости з
авладеть находкой века, которая способна коснуться его своим сиянием.
Ч Ага! Собрался проститься с жизнью в погоне за своим чертовым богатств
ом и славой! Ч вдруг разъярилась девушка.
Инди с нежностью взглянул ей в глаза: она и впрямь беспокоится о нем. Но он
обязательно должен завладеть священными камнями.
Ч Может, когда-нибудь в другой раз. Но не сегодня, Ч он ласково улыбнулся
ей и, не дожидаясь ответа, ухватился за край каменного пола туннеля и нача
л отвесный спуск.
В пористом камне стены попадалось достаточно опор для рук и ног. Умело пр
одвигаясь вниз, Инди сумел спуститься на одну из монументальных колонн в
глубине храма, а оттуда пядь за пядью начал сползать, хватаясь за вырезан
ных в камне кобр, львов и танцовщиц. Эта операция заняла довольно много вр
емени, но в конце концов он оказался внизу.
Перебежав на другую сторону храма, Индиана застыл на краю разлома и кину
л взгляд вниз. Там бурлило огненное месиво Ч точно душа храма. Испарения
обжигали глаза и нос, и он вынужден был отступить назад. Прямо перед ним по
другую сторону трещины стояли статуя Кали и каменный череп с торчащими
в нем тремя камнями Санкары. Прыгать было опасно: трещина чересчур широк
а. Индиана покрутил головой в поисках обходного пути, но ничего не обнару
жил.
Затем на глаза ему попались две колонны в дальнем конце расселины, на кот
орых возвышались каменные слоны. Инди размотал свой бич, взмахнул им и с т
очностью мастера захлестнул бивень ближнего к нему слона. После чего, де
рнув бич так, что тот натянулся, Джонс набрал в грудь воздуха, разбежался и
прыгнул. Натянутый бич с Инди на конце совершил маятниковое движение и п
еренес своего владельца через огненный провал на противоположную стор
ону. Джонс приземлился перед алтарем, обернулся и привычным движением вы
свободил конец бича. В лицо ему ударил внезапный порыв ветра.
Коротышка, стоя наверху у края туннеля, махнул Инди рукой: все спокойно. Вы
полнять обязанности телохранителя на расстоянии было трудно, но и в этой
ситуации парнишка серьезно отнесся к делу. Джонс заметил его жест, кивну
л, смотал бич и прицепил к поясу. После чего повернулся к алтарю.
Три магических камня продолжали светиться. Инди осторожно приблизился
к ним и принялся внимательно изучать. На среднем из них он различил три по
лосы: это явно был тот самый камень, похищенный из деревни. Инди протянул р
уку и прикоснулся к пламенеющей поверхности. Она оказалась холодной. Джо
нс аккуратно взял камень, поднес к глазам и устремил взгляд в его глубину.
Магический алмаз мерцал в теле кварца. Мерцание это было эфирным, гипнот
ическим, прекрасным. Радужный свет. Звездное свечение. Но побыв некоторо
е время вне своей ниши, светящийся конус начал тускнеть, покуда не погас с
овсем. Инди поднес его к двум другим: все три снова ярко засветились. Опять
отвел в сторону: не горят. Снова вместе: сияют. Джонс сложил все три камня в
сумку, и, оказавшись бок о бок, они засветились подобно маленькому неярко
му солнцу.
Уилли и Коротышка наблюдали за тем, как Джонс складывает камни Санкары в
сумку и затягивает шнурок, пряча внутри их свет. Кали, казалось, тоже следи
ла за его движениями. Индиана поднял взгляд на каменное божество и попят
ился. Кали, глядя сверху вниз на ничтожного смертного, заговорила. Инди о
т неожиданности отскочил в сторону. Демоническое лицо богини словно иск
азила злобная усмешка, гулкий голос бросал ему в лицо невнятные обвинени
я.
Стоп! Ч сказал себе Индиана. Голос Ч если это был голос Ч явно принадл
ежал не статуе, а кому-то, находившемуся за алтарем. Инди хмыкнул, хотя и не
слишком громко, и пустился в обход алтаря, чтобы выяснить источник этих з
вуков.
Ч Черт! Куда это он? Ч озабоченно воскликнула Уилли. Когда Джонс скрылс
я из виду, девушке и парнишке стало не по себе. В туннеле завывал ветер. Одн
ако теперь его ровное гудение прерывалось какими-то новыми, колеблющими
ся модуляциями, наподобие стаккато. Коротышка обернулся и увидел две при
ближающиеся темные фигуры. Именно они, попав в поток воздуха, изменили зв
учание этой аэродинамической трубы. Коротышка окаменел.
Ч Что ты там. Ч начала было Уилли, но тут же увидела то же, что и парнишка.
Мегалиты Карнака (Карнакские камни)
Мегалиты Карнака (Карнакские камни)
Карнакские камни — условное название крупнейшего в мире скопления мегалитических сооружений около французского города Карнак в Бретани. Карнакские камни находятся большей частью на территории французской коммуны Карнак ( Carnac ), меньшая их часть расположена восточнее, на территории коммуны Ла Трините-сюр-Мер ( La Trinité-sur-Mer ).
Комплекс мегалитов включает аллеи менгиров, дольмены, курганы и отдельные менгиры — более 3 000 доисторических мегалитов, высеченных из местных скал и воздвигнутых докельтскими народами Бретани.
В Бретани есть свои легенды Артуровского цикла, в соответствии с которыми волшебник Мерлин некогда обратил в стройные каменные ряды римский легион. По христианской версии легенды в камни преследовавших его воинов-язычников превратил папа Корнелий (Pope Cornelius).
Установка камней относится к одному из периодов неолита, вероятно 3300 гг. до н. э., однако некоторые сооружения могут датироваться приблизительно 4500 гг. до н. э.
В последние столетия многим каменным сооружениям не уделялось должного внимания. Есть сведения, что дольмены использовались как загоны, курятники и даже как печи. Ещё чаще камни разбирали, чтобы расчистить дорогу, или в качестве строительного материала.
Проблемы управления территорией археологического памятника остаются предметом дебатов.
На территории мегалитического памятника Карнак есть 3 крупные группы аллей менгиров:
Когда-то они представляли собой единую группу, но разделились, когда часть камней была утеряна, украдена или использована для других целей.
Аллея Малый Менек. Существенно меньшая группа, расположена к востоку от Керлескана. Она заходит на территорию коммуны Ла Трините-сюр-Мер. Это место заросло лесом, и камни, по большей части, обросли мхом и плющом.
Имеются также несколько земляных курганов, насыпанных над захоронениями. В здешних местах, курган обычно имеет проход, ведущий в центральную камеру, в которой некогда хранились древние ценные предметы:
В окрестностях расположен ряд дольменов. Их принято считать древними могилами, а отсутствие следов костей в них объяснять разрушительным действием кислотной почвы Бретани. Дольмены построены из нескольких больших камней, подпирающих один или несколько верхних камней, часто вытянутых и/или плоских. Сооружение из камней засыпалось сверху холмом земли. У многих дольменов такой земляной холм не сохранился, иногда из-за проведенных археологических раскопок. Из камней сохраняются наиболее крупные, и сами дольмены пребывают в той или иной степени разрушения.
Начиная с 1720-х годов сооружения Карнака вызывают растущий интерес исследователей. В 1796 году Теофиль Ла Тур д’Овернь полагал, что эти сооружения служили местом сборищ друидов. В 1805, A. Maudet de Penhoët утверждал, что сооружение есть символ звездного неба. Тем не менее, по сию пору на удивление мало законченных исследований, касающихся происхождения и назначения камней.
Раскопки Милна и Ле Рузика. Первые крупные раскопки провёл в 1860-е годы шотландский антиквар Джеймс Милн (1819—1881), по сообщению которого, из 3000 камней лишь менее 700 оставались на тот момент в стоячем положении. Около 1875 г. Милн привлёк местного парня по имени Закари Ле Рузик (1864—1939) в качестве ассистента, и последний изучил археологию в ходе полевых исследований. После смерти Милна результаты его раскопок остались в городе Карнак, где Робертом Милном (братом Джеймса) был основан музей для хранения артефактов. Ле Рузик стал директором музея и, несмотря на самообучение, стал авторитетом международного уровня по мегалитам в регионе. Результаты своих исследований он также оставил в Карнаке и теперь музей называется Доисторический музей имени Джеймса Милна и Закари Ле Рузика (Le Musée de Préhistoire James Miln — Zacharie le Rouzic).
В 1887 г. Э. де Клезю (H. de Cleuziou) выступил с гипотезой о том, что расположение каменных рядов связано с положением солнца во время солнцестояний.
Позднее (в 1970—1974 гг.) Александр Том вместе со своим сыном Арчи провёл подробный осмотр карнакских композиций и опубликовал ряд статей по расположению камней с позиций археоастрономии, а также о статистическому анализу в поддержку своей теории.
Широко известны работы Пьера Меро (Pierre Méreaux), который 30 лет посвятил полевым исследованиям мегалитов Карнака. Он в целом отвергает «культ предков» и считает возможным, что дольмены использовались как примитивный сейсмограф, поскольку Бретань — зона наибольшей сейсмической активности во Франции. Он также делает спорное утверждение, что раньше Бретань была ещё более сейсмоактивна из-за притока воды от отступающего оледенения. Кроме того, Мере указывает на корреляцию между расположением и ориентацией менгиров и геологических разломов и даже утверждает, что установка больших камней в неустойчивом равновесии могла служить эффективным способом регистрации землетрясений: «тяжёлые плиты этих монументов с их головокружительными выступающими элементами на трёх опорах должны быть очень неустойчивы при малейшем толчке. Лучшую станцию по наблюдению за землетрясением вы создать сегодня не в состоянии.»
Существуют несколько общих теорий по использованию камней как астрономических обсерваторий подобно Стоунхенджу. В соответствии с такими теориями массивный менгир у близлежащего городка Локмариаке был связан с композициями в Карнаке.
Доисторический музей имени Джеймса Милна и Закари Ле Рузика находится в центре охраняемой территории; в нём выставлены артефакты, найденные при раскопках каменного комплекса. Здесь также находится «крупнейшая в мире» коллекция доисторических предметов — свыше 6600 предметов из 136 различных мест раскопок.
Памятники были каталогизированы и приобретены государством в начале XX в., чтобы защитить их от уничтожения добытчиками строительного камня. Это вполне успешно удавалось, однако с середины века, по мере развития сельского хозяйства и туризма в этой местности, увеличился наплыв посетителей и снова начались утраты. Министерство культуры и коммуникации в 1984 году вернулось к проблеме сохранения памятников. В 1991 году была создана ‘Mission Carnac’, имевшая целью всячески содействовать сохранению и грамотному использованию мегалитов. В числе прочего, меры включали ограничение публичного доступа, ряд исследовательских программ, разработку планов консервации мегалитов и разумного благоустройства местности.
Политика управления памятником, как и в случае с британским Стоунхенджем, является предметом широких споров. С 1991 года главные группы камней были обнесены оградами «с тем, чтобы содействовать росту растительности». Посещение разрешено только для организованных экскурсий. Зимой ограды открыты.
Когда Джеймс Милн изучал камни в 1860-е годы, по его словам, менее 700 из 3000 камней стояли вертикально. В ходе последующих работ в 1930-е и 1980-е годы (с использованием бульдозеров) некоторые композиции были перестроены, некоторые камни вновь подняты, чтобы освободить место для дорог и ряда других сооружений. В 2002 г. на территорию памятника ворвалась группа протестующих; они открыли замки и позволили туристам свободно заходить на территорию памятника. В частности, группа Collectif Holl a gevred (франко-бретонск.: «коллектив всех вместе») занял центр посетителей Кермарио и потребовал немедленно прекратить действующие планы по развитию памятника и прислушаться к мнению местных жителей.
«Хан Соло»: все отсылки и связи со старым каноном
«Хан Соло», новый фильм из цикла «Звёздные войны: Истории», полон пасхалок, отсылок и параллелей с Расширенной вселенной, которые не всегда просто заметить. Для вашего удобства мы собрали все «пасхальные яйца» в одном материале.
Осторожно, спойлеры!
Их тут очень много!
Отсылки к прежним фильмам ЗВ
В первых же кадрах «Соло» Хан угоняет спидер и вешает на ветровое стекло свой счастливый талисман — золотые игральные кости. Перед расставанием с Ки’рой Хан отдает девушке кубики на удачу, а затем получает их обратно.
Эти кости впервые появились в кабине «Тысячелетнего сокола» еще в четвертом эпизоде, но символическое значение обрели в «Пробуждении Силы». В картине Абрамса Хан не расстается с ними и, вернув себе «Сокола», вешает их на привычное место. После смерти Хана кости попадают к Рей, а в восьмом эпизоде играют важную роль в финале фильма.
В «Последних джедаях» Люк передает кости Лее на память о муже, а потом их находит в грязи Кайло Рен. Правда, его экземпляр оказывается иллюзией и испаряется
Создатели одной из энциклопедий даже написали, что эти кубики стали счастливым талисманом Хана с тех пор, как с их помощью он выиграл «Сокола» у Лэндо Калриссиана. Теперь эту энциклопедию придётся редактировать: Хан в фильме выиграл корабль совсем иначе. Что ж, реткон случается даже в якобы едином и непротиворечивом каноне.
На борту «Сокола» Бэкетт учит Чубакку играть в дежарик — голографические шахматы, впервые показанные еще в «Новой надежде». Оказывается, Чуи всегда был плохим игроком. В очередной раз проиграв, он в гневе бьет лапами по столу, и с его поверхности исчезают две фигурки. Дизайн этих фигурок мастер по спецэффектам Фил Типпетт создал еще для четвертого эпизода. Всего он придумал десять монстриков, но Лукас использовал в финальной версии всего восемь. Угадайте, какие две фигурки забраковал Джордж?
Получается, Хан и Чуи так и не починили столик для дежарика и играли неполным набором
На Кесселе Лэндо печально замечает, что хуже горнодобывающих колоний ничего нет. Ирония судьбы: через десять лет Лэндо станет бароном Облачного города, где добывают газ тибанн. Лэндо, похоже, уже подумывает об этом, ведь на «Соколе» можно заметить миниатюрную модель Облачного города.
А память у Лэндо хорошая. Когда герои обманывают управляющего шахтами на Кесселе, Бэкетт одевается в скрывающий лицо костюм телохранителя Ки’ры. Точно такой же костюм примерит Лэндо спустя пятнадцать лет, когда внедрится во дворец Джаббы, чтобы спасти Соло.
Ну и, конечно, самая смешная отсылка скрывается в диалогах.
Отсылки к другим франшизам
По списку героев фильма можно проверять знание мировой культуры. Сэмюэл Беккетт — известный ирландский писатель. Джон Драйден — не менее известный английский поэт. А помните шестиглазого инопланетянина, который подглядывал в карты Хана? Его зовут Аргус Панокс, и он назван в честь Аргуса Паноптеса, многоглазого великана из греческой мифологии.
Каюта Драйдена Воса — кладезь необычных артефактов. Коллекция этого мафиози включает сокровища не только из далёкой галактики. Создатели разместили в этой сцене отсылки сразу к трем фильмам об Индиане Джонсе. Можно заметить идола плодородия из «В поисках утраченного ковчега», камни Санкары из «Храма судьбы» и Святой Грааль из «Последнего крестового похода». Разглядеть эти пасхалки так трудно, что создатели сами о них рассказали.
«Индиана Джонс» не единственная франшиза, на которую ссылаются создатели фильма. Кореллианские гончие приспешников Молоха — это отсылка к псам смерти из «Уиллоу», фэнтези-фильма Рона Ховарда по сценарию Джорджа Лукаса.
Знакомые персонажи
Главную роль в «Уиллоу» сыграл знаменитый актёр-карлик Уорик Дэвис. До этого он исполнил роль эвока Уикета в «Возвращении джедая», а позже появлялся и в других частях саги.
В «Призрачной угрозе» он сыграл крошечную роль Уизеля, зрителя гонок, который поставил на Энакина и неплохо заработал. В «Хане Соло» Дэвис играет повстанца по имени Уизель, и, согласно официальному справочнику, это тот же самый персонаж.
Кто сказал, что у третьестепенных персонажей в «Звёздных войнах» не бывает карьерного роста?
Кстати, о камео. У Рона Ховарда есть давняя традиция снимать в своих фильмах собственного брата Клинта. Тут он заправляет клеткой, где дерутся дроиды. Именно его хватает за лицо Эл-три.
Наставник Соло Тобиас Бэкетт — известный в криминальных кругах жулик. В числе его подвигов значится убийство Орры Синг, знаменитой охотницы за головами.
Судя по реакции остальных персонажей, убийство Орры никого не расстроило
Кто сказал, что у третьестепенных персонажей в «Звёздных войнах» не бывает карьерного роста?
Как и Уизель, Орра впервые засветилась на экране в сцене гонок на Татуине, но раскрыли персонажа в Расширенной вселенной. Синг попортила джедаям немало крови в серии комиксов «Республика», а затем в мультсериале «Войны клонов». Там Орра сотрудничала с такими известными охотниками за головами, как Кад Бейн, Боба Фетт и Босск.
Упоминается в «Соло» и Босск. Когда Бэкетт решает взять Хана и Чубакку в долю, его подруга Вэл возражает, что лучше бы они наняли профессионалов вроде Босска. А впервые он появился на экране среди охотников за головами, которых Вейдер отправил по следу Хана и Леи.
Босск, конечно, личность неприятная, но в его профессионализме сомнений нет
Отсылки к сериалам и играм
Один из самых ярких трофеев в логове Воса — полный комплект брони мандалорского воина. Да не какой-нибудь, а брони неокрестоносцев. В таких доспехах воевали во времена Мандалорских войн, описанных в серии игр Knights of the Old Republic и одноименной серии комиксов.
К слову, броня Облачных наездников из банды Энфис Нест выкована из бескара — металла, прославившего мандалорских оружейников
Когда Хан впервые предлагает Лэндо сыграть в сабакк, он ставит на кон несуществующий корабль. Но не абы какой, а модели «Призрак», как у героев мультсериала «Повстанцы». «Призрак» также появлялся в «Изгое-один» в битве за Скариф. Эту планету упоминают и в «Соло»: оказывается, на Скарифе можно переработать коаксеум. Но Бэкетт отметает эту идею. Похоже, он знает, что имперцы превратили Скариф в неприступную крепость.
В прошлом году Джон Кэздан выложил в социальных сетях фото, проанонсировавшее возвращение двух печально известных персонажей, Тага и Бинка. Неразлучная парочка была главными героями юмористической серии комиксов «Таг и Бинк» и умудрилась засветиться во всех мало-мальских событиях всех шести фильмов. Эта серия никогда не была частью старого канона, но персонажи были весьма популярны среди фанатов.
Если вы не заметили этих героев в фильме, то это потому, что их там не было. Сцену с ними вырезали из финальной версии фильма. А так Таг и Бинк должны были появиться в сцене, где Хана Соло с позором вышибают из имперской Академии
Бэкетт мечтает уйти на покой и научиться играть на валакорде. Этот музыкальный инструмент впервые упоминался в романе Чака Вендига «Последствия».
Шлем Энфис Нест украшен фразой на ауребеше. Ее перевод звучит так: «Пока мы не дойдём до конца, до последней звезды, откуда не сможем идти дальше»
Параллели с Расширенной вселенной
Сюжет «Хана Соло» во многом повторяет предысторию персонажа, рассказанную в книгах Энн Криспин. И там, и там Хан в юности оказался на улице и стал шестёркой преступного авторитета. В книгах его звали Гаррис Шрайк, а в фильме это госпожа Проксима.
А вот история его фамилии изменилась. В книгах она была настоящей. Когда в романе «Западня в раю» Хан узнал её, оказалось, что он принадлежит к весьма почитаемой семье. Его предки были королями, но отреклись от власти и провозгласили на планете демократию задолго до рождения Хана. По фильму же Соло не настоящая фамилия, а шутка чиновника, которому нужно было чем-то заполнить графу.
В книгах Хана выперли из имперского флота за спасение Чубакки. Именно после этого вуки поклялся служить своему спасителю. В фильме Хан тоже освобождает Чуи, но уже после отчисления из академии. И о «долге жизни» речи не заходит.
И в книгах, и в фильме Хана бросила его первая возлюбленная. Но книжная Брия Тарен была героиней Альянса. А заменившая её в фильме Ки’ра служит мафиозной организации, которую возглавляет Дарт Мол.
Действие «Соло» начинается на Кореллии, родной планете Хана. Кореллия впервые упоминалась еще в 1977 году, но в фильмах её раньше не показывали. Зато авторы Расширенной вселенной описали её как богатую и процветающую планету, а её столицу Коронет — как город, полный зелени. В фильме нам тоже показывает улицы Коронета, но теперь это грязный индустриальный мегаполис.
Кореллия славится своими кораблями, на которых летает чуть ли не каждый второй персонаж саги. Кораблестроение должно приносить сумасшедшую прибыль, так почему местная столица похожа на бомжатник?
Сбежав с Кореллии, Хан записывается в имперскую академию на Кариде. Впервые планета упоминается в романе Кевина Андерсона «Тёмный ученик». В местной имперской академии выучилось не одно поколение героев старого канона. А затем планету уничтожили вместе со всем населением. В новом каноне планета появлялась в «Войнах клонов», но там показали только вид из космоса. Да ещё Джеймс Лусено упомянул её в романе «Таркин».
После того как Хана Соло вышибают из имперской академии за инакомыслие, неудавшийся пилот попадает в пехоту и участвует в военной кампании на планете Мимбан. Этот покрытый джунглями мир впервые появился в вышедшей аж в 1978 году книге Алана Дина Фостера «Осколок кристалла власти», которая не входила даже в старый канон. Её создавали как черновик сценария для малобюджетного сиквела на случай, если «Звёздные войны» провалятся в прокате.
Сейчас «Осколок» выглядит очень странно. Чего стоит эротическая борьба в грязи Люка и Леи, про которых Лукас ещё не придумал, что они брат и сестра!
«Соло» особенно богат отсылками к книгам восьмидесятых. Например, к трилогии Брайана Дейли о приключениях Хана и Чубакки до знакомства с Люком. Контракт запрещал использовать места из фильма, поэтому Дейли отправил Хана искать сокровища древнего завоевателя Ксима Деспота. Похоже, не он один их искал. Среди экспонатов в коллекции Драйдена Воса можно увидеть хрустальный череп. Согласно справочнику, это навершие посоха Ксима Деспота.
На волне популярности книг о Хане издательство заказало трилогию и про Лэндо. Романы назывались «Лэндо Калриссиан и арфа души народа Шару», «Лэндо Калриссиан и огненный ветер Осеона» и «Лэндо Калриссиан и Звездная пещера ТонБока». В фильме, вспоминая о своих былых приключениях, Лэндо упомянул все три названия: сперва пояс Осеона, затем Звездную пещеру и под конец — затерянный храм народа Шару.
«Хан Соло»: все отсылки и связи со старым каноном 7
Насущные вопросы
Если вы не следите за новым каноном «Звёздных войн», просмотр «Соло» мог оставить у вас несколько вопросов.
Что такое гипертопливо и коаксеум?
Коаксеум — крайне ценное и в чистом виде нестабильное топливо для звездолётов. Даже крошечного количества хватит, чтобы заправить целый флот.
Что такое Кримзон Дон?
«Алый рассвет» — преступная организация, придуманная специально для «Хана Соло». Судя по всему, она тесно связана с «Чёрным солнцем» и «Коллективом теней», двумя синдикатами, засветившимися в «Войнах клонов». Прокатчики в России почему-то не перевели название, из-за чего многим показалось, что речь о каком-то «доне» — галактическом крёстном отце.
Дарт Мол жив? Что?
Появление ситха, которого Оби-Ван располовинил в финале «Призрачной угрозы», стало для большинства сюрпризом. Но вообще-то Мол воскрес ещё шесть лет назад, в четвертом сезоне сериала «Войны клонов». Оказалось, что потеря половины тела — не повод умирать, если персонаж очень популярен.
После воскрешения Мол успел многое. Он поучаствовал в Войнах клонов, побыл правителем Мандалора и возглавил «Коллектив теней» — криминальную организацию, объединившую мандалорский Дозор смерти, Черное солнце, синдикат пайков, хаттов и Братьев Ночи в борьбе против Дарта Сидиуса.
В итоге Мол проиграл учителю, но сохранил влияние в преступном мире. Более того, он успел погибнуть ещё раз! В финале третьего сезона «Повстанцев» Мол снова сразился с Кеноби, и старый джедай на сей раз добил врага. Вроде бы.
В «Повстанцах» Мол показан одиночкой. До выхода «Хана Соло» считалось, что он лишился влияния в конце Войн клонов и полтора десятилетия провел в изгнании. Но теперь выходит, что Мол не порвал связи с преступностью. В любом случае, в его истории еще хватает белых пятен.
В «Соло» Мола снова играет Рэй Парк, исполнявший эту роль в «Призрачной угрозе». А вот говорит Мол голосом Сэма Уитвера, который озвучивал персонажа во всех сериях «Войн клонов» и «Повстанцев».