карахат в исламе что это
Нежелательные для намаза временные промежутки
Вопрос: В какое время после утренней и послеобеденной молитв нельзя совершать намаз (когда начинается нежелательное время и сколько длится в минутах)?
Ответ: Нежелательно (карахат ат-тахрим – нежелательность, близкая к запрету) молиться после утренней молитвы и до восхода солнца над горизонтом в размере установленного копья. Время в минутах может меняться в зависимости от сезона; если вы посмотрите на Рузнама (график времени молитв), там приводится время утреннего азана и время восхода солнца.
Также нежелательно совершать молитву, когда солнце находится в зените (по центру неба), то есть в 11:45, 12:00, до азана на обеденную молитву (то есть до склонения солнца от центра); кроме того, нежелательно совершать молитву после послеобеденной до азана на вечерний намаз (то есть заход солнца на горизонте).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не совершайте молитву до восхода солнца утром и до захода солнца вечером, ибо в это время восходят рога шайтана» (имам аль-Бухари, имам Муслим, ан-Насаи).
Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Порицаемо совершать молитву в полдень (когда солнце на зените) кроме как в пятничный день, ибо в пятницу пламя Ада утихает» (Абу Давуд, аль-Байхаки).
Здесь идёт речь о нежелательности, близкой к запрету, то есть если без причины совершить подобное действие три раза подряд, то это превратится в грех.
Идёт речь о нежелательности совершения в полдень тех намазов, у которых причина совершения опережает молитву. К примеру, намаз-тахият (приветствие мечети): если человек вошёл в мечеть, то желательно совершить молитву в два ракаата. То есть причиной стал вход в мечеть, который опередил молитву.
Точно также – молитва после омовения, молитвы затмения солнца и луны, заупокойная молитва, пропущенные молитвы, если они не специально отложены на эти времена.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда пропустил два ракаата желательного намаза, перед обеденной молитвой возместил его после предзакатной молитвы (то есть до захода солнца) (передали имам аль-Бухари, имам Муслим).
Теперь что касается тех молитв, у которых причина следует после самой молитвы. К примеру, молитва-истихар: человек совершает вначале молитву, чтобы истихар засчитывался, то есть причина молитвы – истихар, который рассматривается только после совершения молитвы; или молитва ихрам (вступление в обряды хаджа).
Нежелательность совершения молитв в перечисленные периоды времени не касается территории Харама города Мекки (независимо от того, в мечети или нет). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
يَا بَنِي عَبْدِ مَنَافٍ لَا تَمْنَعُوا أَحَدًا طَافَ بِهَذَا الْبَيْتِ وَصَلَّى أَيَّةَ سَاعَةٍ شَاءَ مِنْ لَيْلٍ أَوْ نَهَار
«О дети Абду Манафа! Не преграждайте никому совершать обход Каабы и совершения молитвы (в мечети) в любое время дня и ночи» (ат-Тирмизи и другие; хадис с достоверной цепочкой передатчиков).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Дорогие братья и сёстры!
Каждую пятницу с 13.00 до 14.00 в Мечети г. Хабаровска по адресу: Костромская 23 проводится коллективный намаз.
Лекции об исламе каждую субботу в 10-00 по адресу г. Хабаровск, ул. Луговая 10. оф 41 Тел: 8-924-303-8411 Всё бесплатно
Лекции об исламе каждую субботу в 10-00 по адресу г. Хабаровск, ул. Луговая 10. Тел: 8-924-303-8411
Время
СОБЛЮДЕНИЕ ВРЕМЕНИ НАМАЗА (ВАКТ)
ВРЕМЕНА КАРАХАТ (НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА)
Есть три периода времени, когда намаз не совершается:
2 ровно в полдень и в течение 15-20 минут перед полуденным намазом, пока солнце находится в зените;
3. в течение 45 минут перед вечерним намазом (аль-магриб) непосредственно до захода солнца. Однако в это время можно совершать фарз послеполуденного намаза текущего дня.
Совершение нафиль-намаза после наступления времени намаза (фаджр) (за исключением сунната утреннего до восхода солнца и после послеполуденного намаза (аср)до захода солнца считается макрух.
Карахат в исламе что это
Макрух или (карахат) лингвистически означает «неприязнь» или «ненависть». Практически это относится к действиям, которые нежелательны в шариате.
Есть два вида действий макрух:
1) Макрух танзихан или карахат танзихийя относится к действиям, которые считаются порицаемыми в шариате без обещания наказания за их совершение. Оно ближе к дозволенному (мубах), чем к запретному (харам).
Примеры таких действий:
1) Тратить лишнюю воду во время совершения омовения (или наоборот, проявлять скупость в отношении нее).
2) Употребление в пищу конины,
3) Не произносить «бисмиллях» в начале совершения омовения.
5) Не использовать сивак во время совершения омовения.
Решение в отношении этих действий:
Тот, кто воздерживается от их совершения, будет вознагражден, кто, совершает его, не будет наказан. Однако, будет считаться грехом, если превращать это в привычку.
Макрух тахриман или караха тахримийя является повелением воздержанием от чего-то, которое было выведено на основе ясных доказательств (далиль занни). Оно ближе к незаконному (харам), а также может быть определено как противоположность ваджибу.
Примеры таких действий:
1) Задержка молитвы аср, пока солнце не начинает менять цвет.
2) Торопиться в совершении различных частей молитвы, таких как два земных поклонов (саджда) или сидение между ними.
3) Пост в день Ид аль-Фитр,
4) Использование золотой и серебряной посуды для мужчин и женщин,
5) Покупка или продажа во время призыва к пятничной молитве (азана) в день джума.
Решение в отношении него:
Совершение таких действий является грехом и заслуживает наказания в будущей жизни, хотя наказание будет в меньшей степени, чем для тех, кто совершает харам, а воздержание от него заслуживает вознаграждения. Тот, кто отвергает обязательность этого, не выходит из ислама, в отличие от совершающих харам.
В ханафитском мазхабе, если слово «макрух» или «карахат» употребляется в общем (мутлакан), это, как правило, относится к макрух тахриман. Это общий принцип, из которого существуют и исключения.
Вышеприведенная статья была основана на трудах великого шейха Абдульфаттаха Абу Гудда (да помилует его Аллах) и взята из введения к его трактату по ханафитскому мазхабу «Фатх баб аль-инайя шарх китаб ан-нукайя».
Понятие «макрух» или «карахат» в ханафитском мазхабе
Вопрос:
Не могли бы вы раскрыть понятие «карахат» (нежелательное, порицаемое) согласно ханафитскому мазхабу? Каким образом его выводят из определенных текстов? Например, какое решение выводят из хадиса: «Соедините ряды (во время молитвы), иначе Аллах произведет раскол в ваших сердцах» — означает ли это карахат, тахрим или что-то иное?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Макрух или (карахат) лингвистически означает «неприязнь» или «ненависть». Практически это относится к действиям, которые нежелательны в шариате.
Есть два виде действий макрух:
1) Макрух танзихан,
2) Макрух тахриман.
1) Макрух танзихан или карахат танзихийя относится к действиям, которые считаются порицаемыми в шариате без обещания наказания за их совершение. Оно ближе к дозволенному (мубах), чем к запретному (харам).
Примеры таких действий:
1) Тратить лишнюю воду во время совершения омовения (или наоборот, проявлять скупость в отношении нее).
2) Употребление в пищу конины,
3) Не произносить «бисмиллях» в начале совершения омовения.
5) Не использовать сивак во время совершения омовения.
Решение в отношении этих действий:
Тот, кто воздерживается от их совершения, будет вознагражден, кто, совершает его, не будет наказан. Однако, будет считаться грехом, если превращать это в привычку.
Макрух тахриман
Макрух тахриман или караха тахримийя является повелением воздержанием от чего-то, которое было выведено на основе ясных доказательств (далиль занни). Оно ближе к незаконному (харам), а также может быть определено как противоположность ваджибу.
Примеры таких действий:
1) Задержка молитвы аср, пока солнце не начинает менять цвет.
2) Торопиться в совершении различных частей молитвы, таких как два земных поклонов (саджда) или сидение между ними.
3) Пост в день Ид аль-Фитр,
4) Использование золотой и серебряной посуды для мужчин и женщин,
5) Покупка или продажа во время призыва к пятничной молитве (азана) в день джума.
Решение в отношении него:
Совершение таких действий является грехом и заслуживает наказания в будущей жизни, хотя наказание будет в меньшей степени, чем для тех, кто совершает харам, а воздержание от него заслуживает вознаграждения. Тот, кто отвергает обязательность этого, не выходит из ислама, в отличие от совершающих харам.
Примечание:
В ханафитском мазхабе, если слово «макрух» или «карахат» употребляется в общем (мутлакан), это, как правило, относится к макрух тахриман. Это общий принцип, из которого существуют и исключения.
Вышеприведенная статья была основана на трудах великого шейха Абдульфаттаха Абу Гудда (да помилует его Аллах) и взята из введения к его трактату по ханафитскому мазхабу «Фатх баб аль-инайя шарх китаб ан-нукайя».
Краткий исламский словарь
Ислам – букв. «покорность Всевышнему»; выполнение того, что предписано исполнять Всевышним, и воздержание от того, что Им запрещено; религия, исповедующая покорность Единому Богу.
Иман – вера, истинная вера, мусульманская вера.
Ихсан – состояние, когда человек помнит и осознает, что Всевышний видит и слышит его, что Он ведает всё о нём и о его помыслах, хотя сам человек Бога и не видит.
Ихлас – искренность намерений, совершение поклонения и других деяний только во имя Аллаха, с намерением служить только Ему, безо всякой корысти, не имея никаких других желаний, например, показать это людям, завоевать популярность, авторитет и т. д.
Хузур – состояние, при котором все внимание и мысли мусульманина сосредоточены исключительно на Создателе, на лучшем поклонении Ему.
Шариат – свод норм и законов, установленных Создателем, регулирующих как поведение отдельного человека, так и жизнедеятельность общества в целом.
Шариат указывает, какие деяния являются запретными (харам), какие – обязательными (фард), какие – желательными (сунна) и нежелательными (макрух), дозволенными (мубах) и т. д.
Шариат разъясняет, как правильно совершать поклонение Всевышнему, как трудиться, учиться, отдыхать, поступать в тех или иных ситуациях, налаживать отношения с людьми, как обустроить общественную жизнь и управлять ею и т. д. Одним словом, шариат охватывает все сферы человеческой жизни.
Шариат является составной частью религии наряду с вероубеждением (акидой). Каждому посланнику Всевышним был дан свой шариат, регулирующий жизнедеятельность той общины, к которой он был послан. Каждый последующий шариат, ниспосланный определенному народу, отменяет предыдущий, ниспосланный с предыдущим посланником.
Поскольку Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является последним пророком (наби) и посланником (расул) Всевышнего, и поскольку он был послан ко всему человечеству, то свод законов, принесенный им, отменяет все своды законов и норм, принесенные предыдущими посланниками. То есть единственно правомочным Шариатом со времени Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по сей день и до конца света является Шариат, принесенный им. Поэтому, когда мы произносим или пишем слово «Шариат», мы имеем в виду Шариат Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Нормы шариата вытекают из Корана и сунны. Они в основном были сформулированы ещё самим Пророком (мир ему и благословение), а с развитием общественных отношений были дополнены его сподвижниками (асхабами) и великими, общепризнанными имамами-муджтахидами.
Фард – обязанность; то, что предписано для обязательного выполнения; то, что вменяется в обязанность мусульманину; священный долг мусульманина.
За исполнение обязательных предписаний мусульманин получит великое вознаграждение, причем размер его зависит от искренности и стараний при их совершении. А за их сознательное невыполнение (без уважительных причин) он будет строго наказан. Фард, не выполненный вовремя, следует совершить при первой возможности.
Различают два вида обязательных предписаний: фард уль-‘айн и фард уль-кифайя.
Фард уль-‘айн – это индивидуальная обязанность каждого мусульманина, то есть обязанность, возлагаемая на каждого совершеннолетнего, умственно-полноценного мусульманина. Например, совершение обязательного намаза, соблюдение поста в месяц рамадан и т. д.
Фард уль-кифайя – это обязанность мусульманской общины; то, что следует выполнить хотя бы минимальным числом мусульман, или хотя бы несколькими людьми из общины, или хотя бы одним человеком. Например, оглашение азана – призыва на молитву, похороны умершего и т. д. Если фард уль-кифайя останется неисполненным хотя бы одним человеком, то вся община (джамаа) впадает в грех.
Ваджиб – то, что мусульманину следует выполнить. По степени важности выполнения и вознаграждения за него ваджиб идет вслед за фардом. За выполнение ваджиба мусульманин также получит большое вознаграждение, а невыполнение его сознательно является грехом. Ненарочное его неисполнение обычно искупляется штрафом (кафара).
Сунна – путь; пример.
1) Путь, указанный Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) словами, деяниями, поступками или состоянием (хал) все, что говорил, делал, одобрял или не одобрял Пророк (мир ему и благословение).
2) Совокупность хадисов, рассказывающих об этом пути, доносящих до нас образ жизни Пророка (мир ему и благословение).
3) То, что желательно выполнить сверх обязательного. За выполнение сунны мусульманин получит вознаграждение, в то же время её невыполнение не считается грехом. Но не допускается относиться к сунне пренебрежительно, считать её чем-то маловажным. Следует помнить, что выполнение её является лучшим для мусульманина.
Мубах – то, что не является ни обязательным, ни желательным, ни запретным, ни нежелательным; нейтральное, разрешенное.
Караха (или макрух) – то, что нежелательно для совершения, неодобряемое. Различают два вида неодобряемого: карахату-т-тахрим и карахату-т-танзих. Карахату-т-тахрим – более нежелательное, неодобряемое среди них, приближающееся к запретному (харам).
Харам – запретное; то, что шариатом запрещено ясно и однозначно.
За воздержание от совершения запретного мусульманин получит соответствующее вознаграждение (саваб) от Всевышнего, в противном же случае, он будет строго наказан (‘азаб).
Хадис – букв, «изречение», «рассказ» – предание о словах и деяниях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), связанных с самыми различными ситуациями в жизни человека и общества.
Хадис состоит из двух частей: матн – информационная часть, содержащая непосредственное сообщение о высказываниях или поступках Пророка (мир ему и благословение) в тех или иных ситуациях, и иснад – перечисление цепочки людей, передававших матн из поколения в поколение. Собиратели хадисов тщательно изучали биографию каждого из передатчиков, чтобы удостовериться в их порядочности и исключить искажение информации.