каршеринг что это значит
Что такое «каршеринг» и откуда взялось это слово?
Приветствую Вас, друзья!
Слово «каршеринг» с каждым годом становится всё более и более популярным, поскольку в нашей стране, наконец, наступила эпоха развития этой услуги. Однако, до сих пор не все понимают что такое каршеринг, поскольку термин этот для нашей страны достаточно новый. Давайте раз и навсегда разберемся, что означает этот термин, чтобы впредь всегда понимать, о чем речь.
Что такое «каршеринг»?
Каршеринг – это услуга по кратковременному прокату автомобилей, позволяющая быстро получить машину в пользование, и оплачиваемая в соответствии с установленными тарифами безналичным платежом. Наиболее распространенным тарифом является поминутный, хотя есть ещё почасовой и посуточный. Одна минута аренды в среднем обходится в 8 рублей для бюджетных авто до 50 рублей для престижных автомобилей. Всё взаимодействие с пользователями осуществляется через фирменное приложение каршеринговой компании.
Данная услуга в России ещё не развита в полном объеме. Однако, благодаря удобству, финансовой выгодности и прочим преимуществам она пользуется всё большим интересом. Машину можно арендовать на 30 минут или на целый день, при этом не требуется никакого оформления. Достаточно один раз зарегистрироваться в системе, и можно пользоваться автомобилями компании практически без ограничений.
Как появился термин?
Чтобы лучше понять, что такое каршеринг, давайте разберемся с происхождением и значением термина. Английское слово «carsharing» образовано слиянием двух слов: car (автомобиль) и sharing (совместное пользование, разделение). Таким образом, данный термин подразумевает, что группа людей совместно пользуется одним автомобилем.
Слово carsharing появилось в 1948 году, когда швейцарский бизнесмен придумал интересную схему обеспечения своих сотрудников транспортом. Автомобили были приобретены на средства компании, но любой сотрудник мог на выгодных условиях арендовать одну машину на любое время и пользоваться ей без ограничений (допускалось использование в личных целях).
Уже в 1970-е годы предпринимались попытки реализовать каршеринг в современном виде. Несколько европейских компаний пытались предоставить обычным людям возможность пользоваться арендованным транспортом с максимальным удобством. Но тогда реализовать задумку не удалось, поскольку отсутствовали технические средства, необходимые для удаленного контроля транспортных средств.
Первое действительно удачное внедрение каршеринга произвела в 1994 году компания «Communauto», остающаяся и сегодня одним из лидеров отрасли. За 25 лет развития каршеринг прочно закрепился на рынке услуг США, охватив более 500 крупных американских городов.
Почему каршеринг так популярен?
Существует несколько причин, по которым каршеринг с каждым годом становится всё более популярным и массовым. Остановимся лишь на нескольких плюсах:
Недостатки каршеринга
Помимо существенных плюсов, у этой услуге также есть ряд минусов. К их числу относится:
Как это работает?
Итак, что такое каршеринг, мы с Вами разобрались, тепер давайте узнаем как пользоваться данной услугой. Самым сложным для нового клиента является этап регистрации. Потребуется ввести паспортные данные, реквизиты платежной карты и идентификационную информацию с водительского удостоверения (необходимо иметь 3 года водительского стажа). После регистрации в системе пользоваться каршеринговыми авто довольно просто:
Весь процесс максимально автоматизирован. Деньги снимаются с зарегистрированной в системе платежной карты в момент, когда пользователь оставляет авто на стоянке.
Все каршеринговые компании ведут чёрные списки, помогающие им избегать «проблемных» клиентов. В них попадают те, на чьем счету имеются ДТП, а также мошенники, снимающие запчасти с арендованных автомобилей.
Принципы каршеринга
У каждой организации, предоставляющей услуги краткосрочной аренды автомобиля, имеются свои особенности. Тем не менее, существует ряд принципов, которые едины для всех, и на которых базируется каршеринг:
Заключение
Дорогие друзья, вот мы с Вами и разобрались с тем, что такое каршеринг, во всех подробностях. Благодарю Вас за внимание, Ваши вопросы можете оставлять в комментариях. Удачи!
Каршеринг: что это такое простыми словами?
Форматов частного извоза становится все больше, а главное, такси становятся все дешевле (во Франции, к примеру, на эту тему вообще происходят митинги лицензированных таксистов). Последнее привело к появлению новой, еще более дешевой (чтобы выиграть конкурентную борьбу) разновидности предоставления услуг передвижения на легковом транспорте. Речь идет о каршеринге, который на настоящий момент является не только весьма популярным и распространенным, но и уже успел сформировать новое качество жизни в городах, где он есть. Итак, каршеринг: что это такое простыми словами?
В чем суть каршеринга?
Каршеринг – это централизованный сервис аренды автомобиля (без водителя) с почасовой, но, как правило, чаще с поминутной оплатой.
В целом, к аренде автомобиля граждане уже давно успели привыкнуть. Особенно, туристы. Приезжая на каникулы в какую-нибудь интересную для путешествий страну, многие предпочитают прямо в аэропорту арендовать машину и пользоваться ею весь срок своего пребывания в стране, обретая, таким образом, ценную мобильность. Является ли данная услуга каршерингом? Определенно, нет.
Что же тогда нужно для каршеринга, то есть, какие условия выделяют его из привычного формата аренды авто и какие плюсы он имеет? Попробуем разобраться. Во-первых, что означает слово «каршеринг»? Слово происходит от англ. «car» – автомобиль и «share» – делиться. Сервис очень похож по внешним признакам на ситуацию, как если бы кто-то «поделился» соей машиной с желающими. А теперь расставим верные названия:
Иными словами, что такое каршеринг автомобиля? Это бизнес – можно сказать, что это разновидность услуг таксомоторных перевозок, которые осуществляются силами самого арендатора машины (заказчика). А с учетом того, что стоимость услуг водителя здесь не предусмотрена вовсе, оплата такого вида транспорта по своему размеру существенно дешевле, чем в традиционном такси.
Преимущества каршеринга
Выше была вскользь упомянута фраза, что пользователь выбирает ближе всего расположенное к нему авто. Что это означает с точки зрения организации сервиса? Традиционная аренда легковых автомобилей подразумевает наличие центров (базовых станций), где машины хранятся (автостоянка) и выдаются в аренду всем желающим. Оттуда начинается их «арендный» пробег и туда же пользователи должны их вернуть (или в другие, но тоже определенные центры).
Это очень хорошо, если пункт проката автомобилей располагается в непосредственной близи от того места, куда вам надо.
Именно потому такими местами в крупных городах мира являются вокзалы и аэропорты.
Но что, если вы находитесь в городе, далеко от точки сдачи машины, и понимаете, что больше вам она не понадобится. В случае традиционной аренды вам срочно нужно ехать в пункт сдачи, чтобы не набегали лишние машино-часы пользования авто, а обратно, видимо, придется брать такси. Не очень-то удобно, вернее сказать, это совсем не жизнеспособная концепция, которая вовсе не облегчает жизнь, а делает использование арендованного легкового транспорта исключительно избирательным и «секторальным» – то есть, пользуются им исключительно путешествующие туристы.
В случае каршеринга никаких «базовых станций» и пунктов выдачи машин не существует вовсе. Свой автомобиль пользователь буквально выбирает в приложении, указывая свои координаты (активируя датчик геолокации) и получая информацию о ближайших к нему машинах.
В свою очередь, автомобили данного сервиса не хранятся на специализированных стоянках, а размещаются по всему городу в определенных диспетчерским центром районах на свободных (бесплатных) парковочных местах. Размещают их туда предшествующие водители, которые заказывали пользование каршеринговыми авто и «по договоренности» с диспетчерским центром запарковали их на данном месте.
На самом деле, как таковой договоренности и нет: речь идет о том, что программное приложение, анализируя запрос действующего пользователя авто о том, что он бы хотел эту машину оставить (то есть, закончить пользование услугой каршеринга), выбирает определенную зону для возможной парковки (учитывая пожелания клиента), где эта машина могла бы быть интересна с точки зрения удобства доступа к ней другим пользователям. Водителю через его приложение сообщается этот ареал, а далее действуют общие правила каршеринга, относительно парковки.
«Диспетчерского центра», как такового (с многочисленными операторами) также нет. Есть интеллектуальное программное приложение и функция технической поддержки: если не получается решить какой-то вопрос напрямую через приложение, отправляйте сообщение в техподдержку.
Итак, чем выгоден каршеринг в первую очередь? Реализуется концепция: «Вышел из пункта А, немного прошел до места, где стоит автомобиль, проехал поближе к требуемому пункту Б, оставил машину, прогулялся к пункту Б». Преимущества:
Фактически, располагая автомобилем в личном пользовании, заказчики услуги не связываются ни с каким вопросами, относительно их эксплуатации. Машину не нужно ни чинить, ни регулярно возить на автомойку, ни переживать о ее сохранности – обо всем этом позаботится каршеринговый сервис.
И при всем при этом каршеринг минимум вдвое (за очень редким исключением) дешевле классического такси при поездках на расстояния, свыше 10 км, что позволяет привлекать к данному сервису все новых пользователей!
Технические аспекты реализации проекта
Напрашивается вопрос, почему же такой чудесный сервис не появился еще очень давно? К примеру, еще в советское время? Главным стопором данного процесса является уровень развития технологий:
Пожалуй, это главное ограничение, которое требовалось преодолеть, чтобы каршеринг смог начать работать, как единая система. Классические диспетчерские с большим количеством персонала, отвечающего на звонки клиентов, в данном случае оказываются слишком «маломощными». Современная диспетчеризация осуществляется с учетом очень большого количества факторов (от учета пробок на дорогах до предположения вероятности о наличии свободных парковочных мест). И все это необходимо для того, чтобы рассчитать наиболее эргономичную точку парковки.
Работать в полную силу система каршеринга начала лишь через четверть века после появления интернета и только тогда, когда были решены все указанные технологические трудности.
Каршеринг: что это значит с точки зрения экономики процесса
Конечно же, технологические ограничения – это лишь одна сторона вопроса, если говорить о том, что такое каршеринг и как это работает. Многое из того, что технологически вполне возможно и осуществимо, не имеет распространения в связи с тем, что итоговая себестоимость продукта имеет запредельные, невыгодные параметры. (Например, речь может идти о том же термоядерном электричестве).
И конечно же, каршеринг никогда не стал бы популярным, если бы он не был дешев. Прежде всего, дешев относительно возможных альтернатив:
Каковы же главные факторы, которые обуславливают относительную дешевизну каршеринга?
1. Отсутствие необходимости в водителях
Это фундаментально. Современные профессиональные таксисты – это весьма неплохо зарабатывающие частные предприниматели (особенно, с учетом развития мобильных агрегаторов). Теперь, если говорить о каршеринге, то все эти деньги, получается, формируют условный резерв и могут быть в определенной пропорции поделены между организатором сервиса и его клиентами. В какой именно пропорции – определяется конкурентной средой. Но резерв этот велик, а значит, и падение цены на арендуемое авто неизбежно приведет к тому, что разовая поездка на каршеринговой машине будет обходиться дешевле поездки на такси.
Ну, а ситуацию с собственной машиной вообще лучше вывести за скобки. Собственный транспорт – это самый дорогой формат перемещения с любой точки зрения.
2. Отсутствие необходимости в специализированной парковке
Существует такое понятие, как таксопарк. Все централизованные службы традиционного такси где-то должны хранить и обслуживать свои машины. Из положения различные компании выходят по-разному, но так или иначе, стоимость стоянки неизбежно вкладывается в себестоимость поездки.
Каршеринговые авто хранятся (то есть, паркуются) непосредственно на улице, в максимальной доступности и готовности к использованию в режиме 24/7. Машины проходят регулярный технический осмотр, но если возникают какие-то технические проблемы в процессе работы, то на место парковки автомобиля выезжает либо сотрудник компании, который отгоняет машину в сервис, либо сразу подъезжает эвакуатор (если машина не на ходу) и забирает транспортное средство в ремонт.
В соответствии с правилами эксплуатации каршеринговых авто пользователь обязан оставлять машину только в разрешенных для парковки, свободных от оплаты зонах. Поэтому никакой специализированной инфраструктуры здесь не требуется и при этом автомобиль перманентно находится в готовности к работе.
Отсутствие затрат на парковку – это еще один резерв для снижения цены на услуги сервиса.
3. Неисчерпаемый источник преимуществ из-за логистики
Пояснение – речь идет о том, что, выражаясь по-простому, машину всегда можно «бросить», если движение по пути следования (и в окрестностях) затруднено настолько, что проще будет пешком или на метро. То есть, стоим настолько плотно, что уже даже скучно и не объехать.
Это крайне интересная черта каршеринга, которая добавляет эффективности всей экономике (в рамках которой функционирует каршеринг) в целом. Главный ресурс – время – хозяйствующие субъекты начинают расходовать более эффективно:
Резюме
Итак, каршеринг: что это такое простыми словами? Резюмируя, можно определить, что с каршерингом такой дорогостоящий ресурс, как автомобиль начинает быть востребованным именно тогда, когда он действительно нужен и до тех пор, пока острая необходимость в нем не отпала.
Приятно, когда появляются целые сервисы – хозяйственные идеологии, способствующие повышению эффективности всей экономики в целом! Поэтому правильно будет сказать, что каршеринг – это новая эволюционная ступень такой транспортной сферы, как частный извоз.
Предприниматель, бизнес-тренер, специалист по обучению персонала по следующим темам: менеджмент, улучшение клиентского опыта, личная эффективность, работа с возражениями.
Что такое каршеринг и как он работает
Сфера услуг в области транспорта постоянно развивается. Обычная аренда машины уже не так популярна как и владение собственным авто.
Появление новой услуги каршеринга позволяет получать удовольствие от поездок и при этом не тратить лишние деньги. Что это за услуга и в чем ее особенности?
Что такое каршеринг
Под каршерингом понимают краткосрочную аренду автомобиля. Такой сервис позволяет воспользоваться авто в любой нужный момент. При этом не требуется оформление договора или предоставление каких-либо документов.
Предоставляют услугу каршеринга специальные компании. Они имеют в своем распоряжении определенное количество автомобилей и мобильное приложение. На все машины нанесена маркировка и установлено приложение.
По сути каршеринг означает одноразовую аренду машины на короткий срок. Оплата за услугу производится за время фактического пользования автомобилем. Каждая компания устанавливает свой вид оплаты – за минуты пользования или за расстояние, которое проехала машина.
Преимуществами каршеринга можно назвать:
Клиент платит только за время пользования машиной. Можно арендовать авто даже на несколько минут.
Несмотря на все преимущества, услуга имеет и свои недостатки:
Многие уже считают, что каршеринг может полностью заменить собственный автомобиль. С помощью этой услуги можно забыть об обслуживании и содержании машины, при этом пользоваться ею в любое нужное время.
Откуда произошло слово
Дословно «carsharing» переводится как аренда авто на короткий срок. Впервые данный термин был применен в 1948 году в Швейцарии. Один владелец фирмы приобрел несколько автомобилей и давал их в пользование своим сотрудникам за небольшую плату.
Более активное развитие услуга получила только в 70-е годы прошлого столетия. Европейские компании создали программу по предоставлению услуги. Но из-за отсутствия технического обеспечения контроль за машинами был практически не возможен. Все фирмы обанкротились и закрылись.
Появление GPS изменило ситуацию. В 1994 году был создана фирма Communauto, которая положила начало развитию каршеринга во всем мире. Она работает и в настоящее время и считается одной из самых крупных компаний в данной сфере.
Самую большую популярность каршеринг получил в Америке. На сегодняшний день сеть данных компаний охватывает более 500 городов страны. Самая известная фирма ZipCar насчитывает около миллиона пользователей и более 10 тысяч авто в своем парке.
В России услуга появилась в 2012 году. Изначально она была доступна только корпоративным клиентам. На сегодняшний день ею могут воспользоваться все желающие. Каршеринг развит в Москве, Санкт-Петербурге и в Краснодаре. Территория развития услуги в России постоянно расширяется.
Самыми популярными компаниями в г.Москва являются:
В России услуга появилась в 2012 году. Изначально она была доступна только корпоративным клиентам.
Принцип работы
Услуга каршеринга имеет простой принцип работы. Аренда автомобиля осуществляется через специальное мобильное приложение. Его необходимо установить на телефон и пройти процедуру регистрации. Для этого необходимо ввести данные паспорта, водительского удостоверения и банковской карты. Обязательными условиями пользования услугой является стаж вождения не менее 3 лет.
Дальнейшие действия по аренде:
Оплата за пользование авто производится автоматически с привязанной карты по окончанию поездки.
Практически все компании каршеринга имеют свой черный список клиентов. В него заносятся те, кто становятся виновниками аварий, ДТП или мошенничают с запчастями. В будущем таким клиентам отказывают в аренде.
Каким образом фирмы выявляют изменения в авто? На многих моделях установлены датчики, которые срабатывают при затрагивании технически важных узлов автомобиля. В этот момент выезжает сотрудник компании для установления повреждения. Как правило, клиенту выписывается штраф.
Виды каршеринга
Существует три основных вида каршеринга:
Каждый вид каршеринга развит в той или иной стране. Большое влияние оказывает потребность рынка и менталитет людей. В России большую популярность имеют первые две разновидности данной услуги.
Какие авто
Услуга каршеринга довольно развита в столице России. В клиентской базе начитывается большое количество людей. Благодаря увеличению потребительской базы у компаний появилась возможность расширению ассортимента предлагаемых авто.
В аренду можно взять авто практически на любой вкус:
Большая часть машин представлена иностранными марками машин, но в некоторых компаниях предлагают и авто отечественного производства. Категория и марка машины напрямую влияет на стоимость услуги по ее аренде. Прокат элитных марок обойдется клиенту в 2-3 раза дороже.
Особенности услуги
Каршеринг имеет некоторые особенности, о которых следует знать:
Правила использования
Правила аренды машины в разных компаниях имеют свои отличия. Но, несмотря на наличие индивидуальных условий, можно выделить основные общие правила каршеринга для всех компаний.
Общая последовательность действий при аренде авто:
Средние цены
Стоимость аренды авто различается в разных компаниях. Большинство компаний применяют поминутный отсчет времени, но встречается и почасовой. Отсчет ведется с точностью до каждой секунды. Списание денежных средств производится автоматически после завершения поездки с привязанной банковской карты клиента.
Общая сумма аренды состоит из двух частей – время ожидание и непосредственное время пользования авто. В зависимости от марки в разных компаниях минута аренды стоит от 5 до 15 рублей, ожидание расценивается от 1 до 2,5 рублей в минуту.
Многие компании запускают свои уникальные акций, пакеты услуг и специальные предложения. Очень популярны корпоративные тарифы для организаций. В некоторых фирмах предусмотрен первоначальный взнос.
Сравнение цен в нескольких московских компаниях
Услуга | Делимобиль | BelkaCar | Яндекс.Драйв | Anytime | Car5 |
---|---|---|---|---|---|
Пользование авто | 7-15 рублей | 8-16 рублей | 5-14 рублей | 3-15 рублей | 5-17 рублей |
Простой машины | 2 рубля | 2,5 рубля | 1,5 рубля | 2 рубля | 2,5 рубля |
Суточный тариф | 1990 рублей | 2000 рублей | нет | 2400 рублей | нет |
Бесплатное бронирование | 20 минут | 15 минут | 20 минут | 10 минут | 15 минут |
Советы
Услугой каршеринга воспользовалось уже большое количество клиентов. Оценить все ее достоинства и недостатки можно только на собственном опыте. Однако существуют несколько рекомендаций, которые помогут избежать неприятных моментов и возможных проблем при аренде авто.
Разные компании добавляют свои условия пользования и возможные наказания за их невыполнение.
Каршеринг ставится очень популярным в России. Такая аренда позволяет клиентам воспользоваться авто в нужное время и не тратить денежные средства на его содержание. Одна такая машина заменяет до 10-15 машин в личном владении. Это в свою очередь позволяет разгрузить транспортную обстановку в крупных городах и уменьшить количество вредных выбросов в экологию.
Получи деньги на бонусный счет при регистрации в каршеринге.
Проще аренды и дешевле такси? Что такое каршеринг, и как он развивается в России
Каршеринг – модное слово, которое, в отличие от других шедевров новояза вроде «хипстеров», «бодипозитивщиков» и «ламберсексуалов», не уйдет в прошлое через пару лет, а напротив, должно стать еще популярнее вместе с явлением, которое оно принесло в нашу жизнь. Явлением не новым, но логичным, простым и потому перспективным. Разберемся, что такое каршеринг, чем он так хорош, и какие недостатки у него есть.
Как и почему каршеринг стал таким популярным?
С ама идея каршеринга как явления лежала на поверхности фактически с начала массового производства автомобилей. Неудивительно, что некоторые исследования относят зачатки каршеринга еще в конец 40-х годов – но если не обобщать излишне, его настоящее развитие началось примерно лет двадцать назад, а хорошие темпы набрало в последние десять. Что это вообще такое? Если вы действительно не знакомы с понятием «каршеринг», то поясним: это краткосрочная аренда автомобиля с возможностью поминутной тарификации и быстрой оплаты без посещения офисов и подписания договоров перед каждой поездкой. Фактически именно это в сочетании с умеренной ценой и формирует ключевые преимущества каршеринга: машину можно взять быстро, оплатить – удобно, а оставить – почти где угодно.
Фундаментальная основа такой краткосрочной аренды тоже проста: она прежде всего выгодна тем, кто не нуждается в автомобиле постоянно, а совершает краткосрочные ежедневные поездки или вовсе ездит на машине лишь в случае необходимости, а на постоянной основе использует мотоцикл, велосипед или общественный транспорт. Покупка автомобиля в таком сценарии логично видится излишней: ведь даже дешевая подержанная машина неизбежно приносит с собой необходимость обслуживания, ремонта, мойки, заправки, страхования, покупки и замены шин и прочие прямые и не очень затраты. Новая машина – это еще менее выгодный сценарий: мало того, что она изначально дороже, так еще и за каско придется доплатить немало, и при продаже потерять прилично. Ну а каршеринг подразумевает, что все затраты, включая обслуживание, ремонт, мойку, страхование и даже заправку, берет на себя компания-собственник, предоставляющая машины для аренды.
Еще один важный нюанс знаком прежде всего тем, кто живет в крупных городах, и особенно в Москве: это парковка. Парковка здесь давно перестала быть базовой возможностью, превратившись в платную привилегию – а каршеринг позволяет освободить кошелек своего потребителя и от этого бремени. Возможным это стало благодаря поддержке московских властей: в 2015 году был запущен проект «Московский каршеринг», одним из результатов которого стали льготные тарифы на парковку для «общих» машин. Затраты снизились в буквальном смысле на порядок: разрешение на парковку для прокатной машины обходится компаниям в 24 тысячи рублей в год, в то время как годовой парковочный абонемент для граждан стоит от 150 до 300 тысяч рублей. И одних только этих сумм для многих будет достаточно, чтобы полностью покрывать потребность в автомобиле, используя каршеринг, где за парковку платить самому не нужно.
Как это работает?
Ключевыми потребителями услуг каршеринга, как несложно догадаться, являются жители крупных городов с развитой, но перегруженной дорожной инфраструктурой. Правительство Москвы, к примеру, говорит о том, что один каршеринговый автомобиль способен заменить до десяти личных и планирует, что развитие сервиса поможет ощутимо разгрузить дороги, а заодно и снизить ущерб городской экологии. В начале осени московские чиновники рассказали, что парк прокатных машин превысил 11,5 тысяч единиц, а число поездок клиентов за 8 месяцев года составило более 12 миллионов, в то время как за весь 2017 год услугами каршеринга воспользовались около 6,5 миллионов раз. С одной стороны, учитывая, что автомобилей в столице сейчас почти 5 миллионов, объем каршеринговых поездок можно счесть незначительным в общем объеме – но нужно учитывать то, что, во-первых, далеко не весь автопарк используется для ежедневных поездок, а во-вторых, популярность краткосрочной аренды выросла вдвое с прошлого года.
Очевидно, что доли игроков на рынке каршеринга прежде всего зависят от объема автопарка, и этот рынок делят несколько крупных компаний. В числе лидеров – Яндекс Драйв, Делимобиль и BelkaCar: первый располагает более чем 4 тысячами автомобилей, а остальные два имеют свыше трех тысяч каждый. Кроме того, значительными участниками этого рынка стоит считать «прокатчиков» Anytime и YouDrive.
Автопарк всех этих компаний неоднороден: арендовать можно машины разных классов. Самые распространенные варианты – это проверенные и недорогие модели В-класса: Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid и Volkswagen Polo. Если доплатить, можно получить кроссовер: к примеру, в обойме Яндекса и Делимобиля работают Renault Kaptur. Однако этим предложения не ограничиваются: можно покататься и на автомобилях премиум-брендов. К примеру, в BelkaCar работают Mercedes-Benz CLA и GLA, а в Яндексе – Audi A3 и Q3, BMW 520i, Mercedes-Benz E-класса и даже такая экзотика как Porsche Macan и 911 Carrera 4s! Их, впрочем, стоит рассматривать скорее как имиджевый элемент – всю основную работу делают те самые Volkswagen Polo и Hyundai Solaris.
От автомобиля же прежде всего зависят и тарифы на поездки. Конкретные расценки обычно доступны в мобильном приложении: для того, чтобы пользоваться услугами каршеринга, необходимо загрузить его на смартфон, пройти процедуру регистрации с подтверждением личности, а также привязать к нему платежную карту для оплаты услуг. Есть, конечно, разница в цене и между самими компаниями. К примеру, Яндекс заявляет стоимость аренды машин «от 5 рублей за минуту», но она динамическая и может меняться в течение дня в зависимости от спроса, дорожной обстановки и других данных, которые собирают сервисы Яндекса. В Делимобиле есть прогрессивная, но единая шкала расценок, с которой можно ознакомиться заранее: и для Volkswagen Polo, и для Renault Kaptur цены стартуют с 3 рублей за минуту в ранние утренние часы и достигают 8 рублей в самое «горячее» вечернее время. На сайте у BelkaCar указана более простая система: 8 рублей за минуту и никаких «колебаний курса». Но это, конечно, для базовых моделей – Mercedes, выделенные в каршеринг бизнес-класса, стоят уже 14 рублей за минуту.
Выбирая, каким из сервисов воспользоваться, стоит не только выбирать модель и цену, но и обращать внимание на условия аренды: они различаются от компании к компании, и в определенных случаях можно выбрать гораздо более выгодное предложение. Отличаться может многое: максимальный суточный пробег, условия заправки и мойки, продолжительность бесплатного ожидания для того, чтобы добраться до машины, условия парковки, требования к клиенту и так далее.
К примеру, в BelkaCar суточный пробег ограничен 100 километрами, а каждый километр сверх этой нормы будет стоить еще 7 рублей. Кроме того, эта компания предлагает возможность оставить машину в одном из московских аэропортов – для этого там есть специальные бесплатные места.
У Делимобиля есть суточный тариф с неплохим ценником в 3-3,5 тысячи рублей, но пробег в нем ограничен 70 километрами – в масштабах Москвы это кажется довольно скромной дистанцией, а доплата за каждый «лишний» километр составит 8 рублей. Зато тариф «Сказка» за 3,5 тысячи может показаться привлекательным неопытным водителям: доплата относительно стандартного тарифа составляет 500 рублей, но в случае ДТП по вине клиента с него не будут взыскивать убытки и штрафы за повреждение машины. Кроме того, Делимобиль лояльнее к молодым водителям: минимальный возраст для получения машины составляет 19 лет, а стаж вождения – от 1 года, в то время как в других компаниях планку обычно устанавливают не ниже 21 года (к примеру, в BelkaCar это 21 год возраста и 2 года стажа).
А одним из интересных преимуществ Яндекс Драйва является возможность оплачивать штрафы за нарушение ПДД со скидкой в 50%: обычно каршеринговые сервисы просто переадресовывают штраф клиенту, и иногда процедура может затянуться более чем на 20 «льготных» дней, а Яндекс оплачивает штрафы самостоятельно в льготный период и затем списывает сумму штрафа с карты клиента-нарушителя, который экономит и время, и деньги. Кстати, такая же возможность прописана и в договоре аренды у Делимобиля.
Все слишком гладко, в чем подвох?
Разумеется, у любого, даже самого удачного сервиса, наверняка есть подводные камни и недостатки – есть они и у каршеринга. Во-первых, все мы понимаем, что бизнес создается ради прибыли, а не благотворительности, а потому «бесплатная заправка, мойка и парковка», а также обслуживание автомобилей заложены в стоимость аренды. Клиент пусть и опосредованно, но платит за все это – преимуществом является лишь то, что платить приходится не «все сразу», а строго пропорционально тому, сколько он ездит.
Во-вторых, беря автомобиль в прокат, стоит смотреть не только на выгоды, но и на ограничения и запреты, а также штрафные санкции, предусмотренные за их нарушение. Штрафы зачастую настолько высоки, что кажутся необоснованно высокими – но такова плата за простоту и удобство использования. В условиях, когда получить доступ к автомобилю за пару десятков рублей может любой желающий, приходится действовать жестко, а потому не удивляйтесь огромным штрафам за нарушения условий договора.
К примеру, Делимобиль предполагает штраф в 50 тысяч рублей за то, что за руль сядет не тот, кто арендовал машину — а если передать управление человеку без прав, то наказание составит уже 200 тысяч! За отключение GPS-трекера договором аренды предусмотрен штраф в 150 тысяч, и даже «безобидный» дрифт на прокатном автомобиле обойдется легкомысленному клиенту в 100 тысяч рублей! На этом фоне 100 тысяч за парковку на газоне уже кажутся ожидаемыми, а 5 тысяч за повреждение или удаление фирменных наклеек с кузова – сущей мелочью. В BelkaCar в случае, если за руль сядет не тот, кто забронировал машину, штраф еще выше – не 50, а 100 тысяч рублей. Кроме того, в автомобиле строго запрещено курение (оно обойдется минимум в 5 тысяч рублей), а также перевозка крупных животных и крупногабаритных и пачкающих грузов.
Еще один крайне важный нюанс связан с приемом и сдачей автомобиля: если перед поездкой клиент не заметит дефект, неисправность или повреждение, уже имевшееся в автомобиле, то ответственность за них в полном объеме ляжет на него. Поэтому автомобиль стоит принимать максимально чистым, а также тщательно осматривать перед поездкой и отправить оператору фотографии принимаемой машины и всех найденных дефектов, если таковые есть. К сожалению, избежать логики «кто последний, тот и виноват» здесь практически невозможно, поэтому более внимательный клиент, получающий автомобиль после менее внимательного, может легко сделать его виновным в нанесении ущерба автомобилю – и разобраться, кто именно и когда этот ущерб нанес на самом деле, уже не удастся.
За границей лучше?
Привычка полагать, что за рубежом и сервис, и цены, и отношение компаний к своим клиентам не в пример лучше, чем в России, буквально заставляет нас взглянуть, что же предлагают операторы каршеринга в других странах. И тут выясняется, что российский каршеринг кое в чем оказывается даже более клиентоориентированным, широкопрофильным и лояльным, чем зарубежный. К примеру, один из крупнейших в мире игроков на этом рынке – компания Zipcar, предлагающая аренду автомобилей в США и Канаде. И уже беглый анализ предложения здесь показывает два важных отличия.
Во-первых, здесь не продвигается поминутная тарификация: приведенные расценки – почасовые и начинаются с 10 долларов в час за хэтчбек Ford Focus, Honda Civic или Volkswagen Golf. Из кроссоверов на сайте представлены только Honda CR-V и Jeep Renegade, но зато их стоимость лишь на доллар выше, чем для хэтчбеков. Впрочем, несмотря на отсутствие поминутных тарифов, доступность этих предложений в США даже выше, чем в России, ведь в пересчете на рубли ценник оказывается вполне сравнимым – 11-12 рублей за минуту. В крупных городах вроде Нью-Йорка цены чуть выше – 12 долларов за хэтчбеки и 14 за кроссоверы.
Еще одно преимущество Zipcar – наличие в ассортименте предлагаемых автомобилей Ford Transit. Правда, доступен он не во всех штатах, а лишь в некоторых – в частности, в Нью-Йорке. Сценарий его аренды очевиден: покупка мелкой мебели, крупной бытовой техники и прочих габаритных вещей, везти которые на собственном автомобиле жалко. А вот по ассортименту предлагаемых моделей Zipcar заметно отстает от российских компаний: единственное «премиум-предложение» – это С-класс от Mercedes, да и тот доступен в единичных штатах. Отчасти утешением может служить гораздо большая «свобода движения» американских и канадских пользователей: допустимый суточный пробег составляет целых 180 миль, то есть, почти 300 километров – неслыханная щедрость по меркам наших операторов.
В качестве европейского примера возьмем сервис Car2go и Германию. Здесь на сайте в числе прокатных машин выставлены только Мерседесы – не считая «младшего» smart. Здесь, в отличие от Zipcar, поминутная тарификация есть, и за крошечный smart просят 19 центов в минуту – то есть, примерно 14 рублей. А вот за «полноразмерный» автомобиль придется отдать заметно больше – 0,28 евро (21 рубль) за Mercedes A-class и 0,31 евро (23 рубля) за B-class, CLA и GLA.
Что будет дальше?
В развитии каршеринга и в России, и за рубежом стоит отметить два ключевых направления. Первое — это создание автопроизводителями собственных программ краткосрочной аренды. К ним можно отнести, к примеру, программу Care by Volvo, которая реализует идею «автомобилей по подписке», и другие сервисы вроде Chery Drive и так далее. В отличие от шведов, китайцы уже запустили и в России свой сервис каршеринга, где работают хэтчбеки Tiggo 2.
Однако ключевым для нашего рынка пока остается второе направление: это соглашения крупных дилеров с операторами каршеринга. Именно такие «оптовые» продажи масштабнее всего пополняют актуальный автопарк — и здесь тоже есть свои лидеры. Среди моделей, как мы уже знаем, лидируют “корейцы” и седан Volkswagen Polo: “немец”, в частности, занимает почти 20% этого рынка суммарным объемом более 15 000 машин. Но о том, почему Volkswagen Polo получил здесь такую популярность, мы еще поговорим — а пока перейдем к распределению рынка среди крупных дилеров.
В отличие от “потребительской” стороны каршеринга, одним из крупных игроков в поставках автомобилей для всех каршеринговых парков является компания АА Мейджор Авто. Это крупный холдинг, являющийся официальным дилером 41 бренда и имеющий 83 салона в одном только московском регионе. С 2016 года компания поставила в автопарки операторов каршеринга более 12,5 тысяч автомобилей — то есть, доля компании в общем объеме всех каршеринговых машин составляет около 85%.
Таким образом, дальнейшее развитие каршеринга как в России, так и в мире будет идти двумя параллельными курсами: силами производителей и независимых операторов. На стороне первых – доступность собственных машин, упрощение процессов их обслуживания и ремонта, а также возможность оперативно отвечать на запросы рынка по объему машин на линии. Ну а вторые, как и сейчас, будут сильны за счет гибкой системы предложений, более разнообразного автопарка и накопленного опыта по продаже и обслуживанию автомобилей разных брендов. Потребитель же в любом случае остается в плюсе, имея возможность выбирать вариант, удобный лично для него.