катапетасма что это такое
катапетасма
Смотреть что такое «катапетасма» в других словарях:
Катапетасма — Царские врата с задернутой завесой Катапéтасма, катапетасма (греч … Википедия
Катапетасма — (греч завеса) завеса Царских врат … Православный энциклопедический словарь
Катапетасма — завеса, парус … Краткий церковнославянский словарь
Катапетасма — (горние двери) Занавес за иконостасом, разделяющий царские врата и престол. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
катапетасма — (грец.) Завіса за іконостасом у християнському храмі, що розділяє Царські врата і престол2. Також має назву горний престол. Успадкована від масах у єврейській синагозі (порівн. кісва) … Архітектура і монументальне мистецтво
катапетасма — і катапетазма Те саме, що завіса … Словник церковно-обрядової термінології
катапетасма — завеса … Cловарь архаизмов русского языка
Катапетасма — См. Завеса … Православие. Словарь-справочник
катапетасма — завеса … Църковнославянски речник
О катапетасме.
Вопрос: можно ли шить завесу из крестовой парчи (крестового шелка), есть ли какие-то каноны по использованию парчи и однотонной ткани при пошиве облачения храма?
катапетасму лучше делать однотонной
Да, я понимаю, что это удобней. Но я хотела бы узнать есть ли какое правило по пошиву облачения храма. Или выбор ткани зависит просто от достатка прихода? Опять же катапетасма из крестовой ткани смотрится очень красиво.
Эта книга мне очень помагает, в ней есть информация и по катапетасме. Скачайте с депозитфайла обычным скачиванием, для меня это одна из настольных книг. Бог в помощь!
Благодарствую, за мнение. Спаси Господи.
Еще прошу мнений, может ризничные откликнитесь, ведь тема облачения храма важна для всех нас, именно как шитая утварь, ведь мы этим делом занимаемся: облачение престолов, аналоев. Существует ли единое требование. В частности возникли разногласия при изготовлении катапетасмы:
1 Шьется ли завеса из крестовой ткани, которая идет на облачение священников или нужна однотонная ткань;
2 Нужно ли 7 завес всех цветов. В некоторых храмах катапетасма только красного цвета.
Думаю эта тема интересна многим, т.к. должно быть единство мнений, а не то, что хочу, так и делаю. Должно быть единство, сообразованное с нашими русскими православными традициями.
Тогда уж договорю))) У нас в храме мы сшили всех цветов) Тааак радостно!
а аналойники я люблю шить или из плотной портьерной или из крестовой) Лучше держит форму. Не проклеиваю флизелином. Так как мы все стираем после каждого переоблачения. А флизелин стягивать может. да и вообще.
И аналойники у нас тоже теперь всех цветов)
У нас пока только красная и черная, легкие. черную пошили на этот пост из такой полупрозрачной ткани ммммм. очень красиво.
Иногда шьют из «подкладочной» вискозной ткани с маленькими крестиками, ее еще используют как подкладку при шитье облачений, но это как батюшка благословит
У нас в храме была только красная катапетасма до сего года. И то только потому, что владыка резолюцию разослал в Великий Пост иметь черную катапетасму, синие лампадки в алтаре. Шила из черного креп-сатина. Крестов у нас на завесе нет, т.к. по центру крест Царских Врат расположен. Батюшка не благословил кресты, смысла нет
у нас, две парчевые завесы, красная и фиолетовая.
Вот вам и «единство, сообразованное с нашими русскими православными традициями»!
Вобщем Послушание-превыше всего:что батюшка благословил,то и шьется)))))
Мои «5 копеек» Мы вышивали три катапетасмы, красную (муар), белую (муар с мелким рисунком «мушками»), синюю (узорный штоф).
Последнюю мы сделали в марте, целиком фоток приличных нет, как обычно.
Вообще касательно того, можно ли шить из крестовой ткани какие-либо предметы утвари, кроме облачений священникам и диаконам, нет. Это скорее практика, так что думаю, если настоятель благословляет, то можно. Крестчатые ткани на облачение священников, диаконов были разрешены в 19 в. Алтарники носят их по современной практике.
есть еще статья Матвеевой в сборнике «Линтула» вып. 3, СПб. 2010г. на Рижском проспекте в храме прп. Андрея Критского.
Вообще, если у храма есть средства, то катапетасма в цвет облачения, меняется каждый праздник, также и аналойники, так в Москве.
В 17-18вв. катапетасма была одна и не менялась. Так в России.
Синяя просто сказка. Не фоткать вещи вовремя (дошить за ночь аврально и отдать) это повсеместная традиция многих мастериц и мастерских
Naskolko ja ponimau eto aplikacia? Sito na zeltoj tkani i pereneseno na sinuu
Нет, это шито на машине золотом и украшено жемчугом в шнуре и «каменьями».
Православная Жизнь
В православном храме нет ни одной вещи или действия, которые бы не несли смысловую духовную нагрузку. В том числе и иконостас, и завеса над Царскими вратами являются полноправными «участниками» богослужения.
Фото: Александр Шурлаков
В чем же состоит значение данных предметов в микрокосме православного храма?
Архитектура и внутреннее убранство православного храма – это, если можно так выразиться, небо на земле. Это модель духовного мира – Царствия Небесного – которую нам через святого пророка Моисея открыл Господь на горе Синай. Тогда Бог повелел создать ветхозаветную скинию по четкому образцу, данному Им Моисею вплоть до мельчайших деталей. Новозаветный православный храм имеет то же устройство, что и ветхозаветный, с той разницей, что Господь наш Иисус Христос вочеловечился и совершил дело спасения рода человеческого. Именно из-за этого грандиозного события произошли изменения в новозаветном храме относительно ветхозаветного.
Но неизменяемой осталась трехчастная структура храма. При святом пророке Моисее это были: двор, святилище и Святое Святых. В новозаветном храме это – притвор, средняя часть храма и алтарь.
Притвор и средняя часть храма символизирует собой Церковь земную. Здесь могут находиться все верующие православные христиане. Средней части храма соответствует ветхозаветное святилище. Раньше в нем не мог находиться никто, кроме священников. Но сегодня, так как Господь пречистой Своею кровию очистил всех нас и соединил с Собою Таинством Крещения, то в средней части храма – этом новозаветном святилище – могут пребывать все православные христиане.
Святому святых Моисеева храма соответствует в новозаветной церкви алтарь. Он – символ Царствия Небесного. Недаром он строится на возвышении относительно средней части храма и притвора. Само слово «altus» в переводе с латыни обозначает «высокий». Центром алтаря является престол. Это трон, на котором незримо в храме восседает сам Бог. Главное место православного храма. Даже священнослужитель без особой нужды (богослужения, требы) и необходимой богослужебной одежды (например, подрясника) не должен прикасаться к нему – это земля святая, место Господа.
Обычно между алтарем и средней частью храма возводится специальная стена, украшенная иконами. Она называется «иконостасом». Слово греческое, составное, образованное от слов «икона» и «стоять». Данная перегородка возведена, как иные неправильно думают, не для того, чтобы не было видно, чем батюшка занимался в алтаре. Конечно, нет. Иконостас имеет вполне определенную богослужебную и духовную нагрузку.
Практика возведения иконостасов очень древняя. По церковному преданию, первым, кто повелел закрыть алтарь завесой, был святитель Василий Великий во второй половине IV века. Но еще ранее известны перегородки между алтарем и средней частью храма. Например, в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.
Современный вид иконостаса был практически сформирован в церковном искусстве к началу XV столетия.
Итак, что же значит иконостас в духовном и богослужебном смысле?
Он символизирует собой мир святых и Ангелов – Царствие Небесное, еще недоступное нам. Это то место и состояние души, к которому нам нужно стремиться. Царствие Небесное для нас – живущих на земле – еще отделено и недоступно. Но всякий православный христианин обязан к нему идти и стремиться с помощью тех спасительных средств, которые нам предлагает Церковь и Ее Глава – Христос.
Визуальное отделение алтаря от средней части храма должно мотивировать нас стремиться туда – в горняя, и это стремление является стержнем жизни каждого православного христианина. Мы верим, что однажды милосердный Господь откроет нам двери в рай и введет в него, как любящий Свое дитя Отец…
С другой стороны, иконы иконостаса рассказывают нам историю спасения рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом. Например, иконостас может быть одно- и многоярусным. В первом ярусе посредине Царские врата. Это также место Бога. Даже священник не имеет права сквозь них проходить: только в облачении и в строго определенное время службы. Справа и слева находятся так называемые диаконские врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители и церковнослужители. Диаконскими они названы потому, что через них диаконы выходят из алтаря и заходят обратно во время произнесения специальных молитвословий (ектений) перед Царскими вратами. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, а слева Пресвятой Богородицы, на самих же диаконских вратах размещаются, как правило, иконы святых Архангелов Михаила и Гавриила – этих небесных диаконов Бога, или святых диаконов первомученика и архидиакона Стефана и мученика Лаврентия. Реже – иные иконы. За диаконскими вратами справа помещается храмовая икона.
Если есть в иконостасе второй ярус, он называется «деисусный чин». «Деисис» в переводе с греческого обозначает «моление, прошение». У нас часто распространена неправильная форма перевода на современный русский язык этого слова – «деисус». В центре ряда изображается Христос-Пантократор (Вседержитель) на троне, справа от него (если смотреть со стороны храма, то слева) – Пресвятая Богородица в молитвенной позе, а слева (если с храма – то справа) – святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн также с молитвенно протянутыми руками. Далее находятся иконы различных святых также в молитвенных позах, обращенных к Спасителю. Изображены могут быть различные святые Православной Церкви, чаще всего это – 12 апостолов.
Непосредственно над Царскими вратами размещается икона Тайной Вечери – ставшей первой Литургией, совершенной самим Богом. Это символ главного служения Церкви и храма в том числе – служение Святой Евхаристии – Тела и Крови Христовых.
Если есть в иконостасе третий ярус, то на нем размещаются иконы двунадесятых праздников. Именно они символизируют собой спасение Христом падшего человечества. Реже бывают (только в больших соборах) четвертый и пятый ярусы. В четвертом ряду изображаются святые пророки, в пятом – праотцы (святые прародители Адам и Ева, патриархи Авраам, Исаак и т. д.). В центре верхнего ряда иконостаса помещается икона Святой Троицы, а венчает его Святой Крест как главное орудие нашего спасения.
Завеса по-церковному называется греческим словом «катапетасма» (в переводе «занавес»). Она отделяет Царские врата со стороны алтаря от святого престола.
Все в храме: и Царские врата, и завеса имеют строго определенное значение.
К примеру, Царские врата – это, если можно так выразиться, двери Христа. Потому на них часто помещаются кругленькие иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех святых евангелистов – они благовествуют о Богочеловеке Христе. Открытие на богослужении Царских врат и прохождение через них священнослужителей – символ того, что Господь присутствует в храме и благословляет молящихся.
Начало всенощного бдения. После девятого часа открываются Царские врата, и священник в тишине совершает каждение, далее он возглашает перед престолом славословие Святой Троице и прочие уставные молитвословия, затем через Царские врата выходит из алтаря и кадит весь храм, иконы, молящихся. Все это символизирует начало Священной истории, сотворение мира, человечества. Каждение священником алтаря и молящихся символизирует то, что Бог пребывал в раю с людьми, и они непосредственно зримо общались с Ним. После каждения Царские врата закрываются. Совершилось грехопадение и изгнание людей из рая. Врата снова открываются на вечерне, совершается малый вход с кадилом – это обетование Бога не оставить согрешивших людей, но послать к ним Сына Своего Единородного для спасения.
Точно так же и на Литургии. Царские врата открываются перед малым входом – символ выхода Христа на проповедь, потому вслед за этим и несколько позже читаются Апостол и Евангелие. Великий вход с Чашей и дискосом – выход Спасителя на крестные страдания.
Закрытие катапетасмы перед возгласом «Вонмем. Святая святым» – символ смерти Христовой, положения Его тела во гроб и затворения гроба камнем.
К примеру, многие великопостные богослужения проводятся не только при закрытых Царских вратах, но и при затворенной завесе. Это символ того, что человечество изгнано из рая, что мы должны теперь плакать и сокрушаться о своих грехах перед закрытым входом в Царствие Небесное.
Открытие и завесы, и Царских врат во время пасхального богослужения – символ восстановления утраченного богообщения, победы Христовой над диаволом, смертью и грехом и открытие пути в Царствие Небесное для каждого из нас.
Это все говорит нам о том, что в православном богослужении, как и в устройстве храма, нет ничего лишнего, но все стройно, гармонично и призвано к тому, чтобы ввести православного христианина в райские чертоги.
Облачение храмовое
Что такое облачение для храма?
Так именуют совокупность церковного убранства, выполненного из ткани. По традиции, распространенной в Русской Православной Церкви, цвет храмового облачения, так же, как и цвет богослужебных облачений священнослужителей, соответствует переживаемому времени церковного года: празднику, посту и т.п. Подробнее о цветах облачений читайте в соответствующей статье нашего справочника.
Разновидности храмовых облачений
В облачение храма входят:
• Облачение на престол, являющийся основным предметом церковного убранства. Облачение престола может быть как тканевым, так и выполненным из твердых материалов: дерева, камня и т.п. Но наиболее традиционным является именно облачение на престол из материи. Оно имеет глубокую символику, о которой мы рассказываем в соответствующем разделе.
• Закладка для богослужебного Евангелия. Как ни странно, этот, не такой уж крупный, предмет, занимает значимое место в церковном интерьере. Дело в том, что богослужебное Евангелие лежит на престоле и хорошо видимо из основной части храма при открытых Царских вратах. Закладка, влагаемая в него, представляет собой широкую ленту из ткани, как правило, украшенную вышивкой или аппликацией: изображением креста, восьмиконечной звезды или иконы.
• Покровцы и воздухи – покрывала для церковных сосудов (Чаши и дискоса), используемые на Божественной Литургии. Чем покровцы отличаются от воздухов? Покровцы имеют форму креста. Центральная их часть покрывает богослужебный сосуд, а четыре ответвления спускаются вниз. Воздухи имеют прямоугольную форму.
• Аналойники – покрывала на аналои. Обычно имеют форму продолговатого прямоугольника, наподобие рушника.
• Катапетасма – завеса за Царскими вратами. Она напоминает о завесе Ветхозаветного храма, которая разодралась надвое, когда Христос испустил дух на Кресте. Также она указывает о плоти Христовой, о человеческой природе Спасителя, скрывающей за собой Его Божество. Украшением катапетасмы является вышитый крест, расположенный таким образом, что при задернутой завесе он оказывается в центре пространства над Царскими вратами.
Материал изготовления
Верхнее облачение на престол и жертвенник, покровцы и аналойники обычно шьют из узорной церковной ткани, чаще всего – плотного шелка или, в более богатом варианте, парчи. Катапетасму и закладку в Евангелие чаще изготавливают из однотонной ткани.
Значение слова «катапетасма»
катапе́тасма
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова стачечник (существительное):
Синонимы к слову «катапетасма»
Предложения со словом «катапетасма»
Понятия со словом «катапетасма»
Катапéтасма, катапета́сма (греч. καταπέτασμα — «занавес»), церковная заве́са в православных храмах — занавес за иконостасом, отделяющий царские врата и престол.
Отправить комментарий
Предложения со словом «катапетасма»
Часы, полунощница и повечерие служат в притворе при закрытой катапетасме.
Синонимы к слову «катапетасма»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.