киево печерский патерик это что

Киево-Печерский патерик

Ки́ево-Пече́рский патери́к — сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников.

Основанием послужили два послания, написанные в XIII веке. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским и Суздальским Симоном (умер в 1226 году) к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания — путем повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому архимандриту Акиндину и состоит также из рассказов об иноках обители. Позднее к этим посланиям присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету «Патерика», а иногда и без всякой связи с ним. Здесь можно встретить ответ Феодосия на вопрос великого князя Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и проч. Историки находят в «Патерике» сведения об экономических, социальных и культурных отношениях в Киевской Руси, анимистических представлениях тех времён, когда языческие верования сосуществовали с христианством.

Редактировался «Патерик» много раз; древнейший список относится к XV веку, позднейший к XVII веку. Древнейшие списки:

В 1635 году вышел печатный «Патерик» под редакцией Сильвестра Коссова на польском языке; в приложение этого издания вошли жития Нестора, Симона и Поликарпа. В 1661 году вышло первое церковнославянское издание (инициатор — архимандрит Иннокентий (Гизель)). В 1759 году в московской синодальной типографии вышло новое издание, тщательно пересмотренное и проверенное согласно с учением православной церкви (в редактировании участвовал ректор Новгородской семинарии архимандрит Иоасаф (Миткевич)]); впоследствии оно неоднократно переиздавалось. Отдельные части «Патерика» переводились на русский язык. В 1870 году опубликован русский перевод М. А. Викторовой.

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Киево-Печерский патерик» в других словарях:

КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК — (позднегреч. Paterixon книга об отцах церкви, от patnr отец) памятник древнерус. письменности 13 15 вв., сборник сказаний о монахах Киево Печерского монастыря, составленный с целью распространения религ. идеологии и возвеличения монастыря. Ядром… … Советская историческая энциклопедия

Киево-Печерский патерик — памятник древнерусской литературы, сборник рассказов о монахах Киево Печерского монастыря и его истории. Основу сборника составили послания, написанные в 20 х гг. 13 в. суздальским епископом Симоном и печерским монахом Поликарпом. В… … Большая советская энциклопедия

КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК — КИЕВО ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК, памятник древнерусской литературы XIII в., сб. рассказов об иноках и истории создания Киево Печерского монастыря (осн. в середине XI в.). Первый оригинальный русский патерик (в основе лежит переписка владимирского… … Литературный энциклопедический словарь

Патерик Киево-Печерский — – сборник произведений об истории Киево Печерского монастыря и первых его подвижниках. П. оказал определяющее влияние на развитие жанра «патерика» в древнерусской литературе: под его воздействием были составлены патерики Волоколамский, Псково… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК — один из памятников древнецерковной письменности, представляет собой сборник отдельных произведений, происходит из Киево Печерского монастыря, отчего назван Печерским. Основанием ему послужили два послания, написанные в XIII в. Первое написано… … Русская история

Печерский Патерик — один из известнейших памятников нашей древнецерковной письменности. Подобно другим патерикам (см.), он представляет собой сборник нескольких отдельных произведений; назван П. по месту своего происхождения (Киево Печерский монастырь). Ядром… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Печерский Патерик — – один из памятников древнецерковной письменности, представляет собой сборник отдельных произведений, происходит из Киево Печерского монастыря, отчего назван Печерским. Основанием ему послужили два послания, написанные в XIII в. Первое… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Захария, преподобный Киево-печерский — преподобный постник Киево печерский конца XI века. В летописи рассказывается об этом подвижнике следующее: отец его, киевлянин Иоанн, перед смертью своею поручил своего малолетнего сына Захарию другому киевлянину Сергию и оставил ему в наследство … Большая биографическая энциклопедия

Патерик — … Википедия

ПАТЕРИК — (ново греч. paterikon, от pater отец). Книга, содержащая в себе жития святых отцов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТЕРИК ново греч. paterikon, от pater, отец. Описание жития святых. Объяснение… … Словарь иностранных слов русского языка

Источник

Киево-Печерский патерик

Нестора, инока обители монастыря Печерского, сказание о том, почему монастырь был прозван Печерским

Во время княжения Владимира Святославича в Любече жил благочестивый муж, который захотел стать иноком. Он пришёл на Святую Гору Афон и в одном из тамошних монастырей принял монашество. Его постригли под именем Антония. Однажды игумен повелел ему возвратиться на Русь, чтобы там служить примером для других.

Антоний, придя в Киев, не захотел поселиться ни в одном из монастырей. Он нашёл в Берестове пещеру, которую некогда вырыли варяги, и поселился там. Когда князем стал Святополк Окаянный, убивший Бориса и Глеба, Антоний вновь удалился на Святую Гору.

Вскоре княжеский престол занял благочестивый Ярослав. В то время жил священник Иларион, он служил в Берестовской церкви да ещё выкопал себе маленькую пещерку на одном из днепровских холмов и там молился. Князь поставил Илариона митрополитом, а пещерка его сохранилась.

Однажды игумен афонского монастыря, где находился Антоний, повинуясь Божьему гласу, велел Анггонию снова идти на Русь. Когда монах вернулся в Киев, он стал жить в пещерке, выкопанной Иларионом, и молиться там Богу. Многие люди приходили к нему за благословением. Приходили и желавшие стать иноками.

Во время княжения Изяслава у Антония уже собралась братия в двенадцать человек, в том числе святой Феодосий. Монахи выкопали большую пещеру. Антоний поставил игуменом Варлаама; сам он привык к уединению и потому сделал себе особую пещеру. А братия уже в пещере не помещалась. Иноки поставили маленькую наземную церковь и решили построить монастырь. Антоний благословил это намерение, а князь Изяслав отдал им для постройки гору над пещерой. С тех пор монастырь называется Печерским, потому что раньше монахи жили в пещере.

Князь Изяслав вскоре перевел Варлаама на игуменство в монастырь святого Дмитрия. Тогда братия избрала игуменом Феодосия. Святой Феодосий собрал в обители сто иноков. Он ввёл в монастыре устав греческого Студийского монастыря. Феодосий в числе прочих постриг и семнадца­ти­летнего Нестора, который написал это сказание.

О смиренном и многотер­пеливом Никоне-черноризце

Инок по имени Никон был взят в плен половцами. Его держали в оковах. Родственники пришли выкупить Никона, но он отказался, решив, что есть воля Божия на то, чтобы он был в плену.

Родственники ушли, а половцы, желая получить выкуп, стали жучить инока. Его морили голодом, жаждой, зимой держали на морозе. Никон же надеялся, что Господь избавит его. Он поведал мучителям, что видел сон, в котором ему было сказано: «Через три дня ты будешь в монастыре». Половцы решили, что Никон хочет бежать, подрезали ему голени и крепко стерегли. Но на третий день он вдруг сделался невидим.

В этот миг он очутился в церкви Печерского монастыря. Изумлённая братия обступила инока. На Никоне были оковы, и он был весь изранен. Монах хотел скрыть чудо, но это было невозможно. Когда он обо всём рассказал братии, с него сняли оковы и перековали на вещи, нужные для алтаря.

Спустя время половчанин, у которого Никон был в плену, приехал в Киев. В монастыре он увидел своего бывшего пленника. Тогда половчанин вместе со своим родом принял крещение и сделался иноком.

Никон мог творить чудеса. Когда он был в плену, его товарищи заболели от голода, но он исцелил их молитвой, и они бежали, став невидимыми. А однажды, когда половчанин умирал, он приказал распять Никона над его могилой. Никон же молитвой исцелил его, а себя избавил от смерти.

О святом Афанасии затворнике, который умер, а на другой день снова ожил и прожил потом двенадцать лет

Один брат по имени Афанасий, проводивший святую жизнь, после долгой болезни умер. Целый день он оставался без погребения, потому что был беден и никто не хотел хоронить его.

Ночью игумен услышал голос, который сказал, что Афанасий второй день лежит без погребения. Игумен с братией пошли к умершему, но нашли его живым, сидящим в слезах. На все вопросы он повторял лишь: «Спасайтесь!» — и советовал пребывать в послушании и покаянии. Он прожил затворником в своей пещере еще двенадцать лет и никогда ни с кем не говорил. Перед смертью он повторил братии наставление о послушании и покаянии.

Один из братии, Вавила, страдавший болью в ногах, прикоснувшись к телу Афанасия, исцелился. Он рассказывал, что Афанасий явился ему в видении и сказал: «Приди, я исцелю тебя».

Об Арефе-черноризце, как украденное у него ворами богатство в милостыню ему вменилось, благодаря чему он получил спасенье

В монастыре жил инок по имени Арефа, родом половчанин. Он был богат, но ничего не подавал нищим. Однажды у него украли всё богатство. Арефа начал розыск и обвинил неповинных. Братия пыталась утешить его и уговаривала не искать пропавшего, но он и слушать не хотел.

Через некоторое время Арефа тяжело заболел. Будучи при смерти, он увидел ангелов и бесов, которые вели спор о его душе. Ангелы сказали, что если за потерю богатства человек благодарит Бога, то это более милостыни. Тогда Арефа воскликнул: «Господи, согрешил я, всё твоё, а я не жалуюсь». Тогда ангелы записали украденное у него добро как милостыню.

Арефа выздоровел и рассказал обо всём. С тех пор нрав его совершенно изменился, и он за всё хвалил Бога.

О двух враждовавших между собою братьях, Тите-попе и Евагрии-дьяконе

Жили два брата по духу, дьякон Евагрий и поп Тит. Они очень любили друг друга, но дьявол посеял между ними вражду и ненависть. Так, во вражде, прожили они долгое время.

Однажды Тит сильно разболелся и послал к Евагрию с мольбой о прощении. Но Евагрий не простил и не хотел идти к больному. Старцы привели его насильно, желая помирить братьев. Больной со слезами просил прощения, но дьякон немилосердно отказал. При этих жестоких словах Евагрий внезапно упал и умер. А Тит так же неожиданно выздоровел.

Потом Тит рассказал, что в эту минуту он увидел ангела с огненным копьём. Ангел поразил Евагрия копьем, а Титу подал руку и поднял его.

О Никите-затворнике, который потом был епископом Новгорода

В монастыре жил инок по имени Никита. Он хотел, чтобы его прославляли люди, и стал проситься у игумена Никона в затвор. Игумен не разрешал ему. Но Никита не послушался и затворился в келье.

Через несколько дней его прельстил дьявол. Бес предстал перед монахом в образе ангела. Он повелел Никите не молиться, а только читать книги. Никита послушался. Вскоре он начал пророче­ствовать, и пошла о нём слава как о святом.

Никита наизусть знал Ветхий завет, а о Новом даже слышать не хотел. И все поняли из этого, что он прельщён дьяволом. Тогда преподобные отцы, жившие в монастыре, отогнали от Никиты беса. Инок сразу же забыл Ветхий завет и вообще все книги, так что его с трудом научили грамоте.

После этого Никита стал иноком послушным, смиренным, доброде­тельным и даже чудеса мог творить. Он был поставлен епископом Новгорода.

О святом и блаженном Агапите, бескорыстном враче

При блаженном Антонии принял монашество киевлянин по имени Агапит. Он всегда помогал больным братьям и служил им. Господь дал ему дар исцеления. Многие больные выздоравливали по его молитвам.

Тяжело заболел князь Владимир Мономах. Лечение армянина не помогло ему. Князь стал просить, чтобы к нему пришёл Агапит. Но монах отказался, потому что он дал обет никогда не выходить из монастыря, а если он пойдет к князю, то должен будет ходить и к другим больным. Посланец князя просил, чтобы Агапит хотя бы дал лекарство. Агапит снова послал своей еды, и Владимир выздоровел.

Мономах пошёл в Печерский монастырь, чтобы поблагодарить Агапита, но тот скрылся. Потом князь прислал боярина с дарами Агапиту, но монах отказался что-либо брать. Боярин уговорил инока принять дары ради князя, тот согласился и сказал, что князь должен всё своё богатство раздать нищим. Потом Агапит потихоньку выбросил подарки из кельи. Князь же послушался Агапита и раздал имущество нищим.

Потом заболел сам Агапит. Армянин пришёл навестить его. Он стал беседовать с монахом о врачебном искусстве и понял, что Агапит ничего в этом не смыслит. Армянин сказал больному иноку, что он умрёт через три дня. «Если не будет так, то я сам стану монахом», — прибавил он. А сам Агапит сказал, что умрёт через три месяца — так ему возвестил Бог.

В это время к Агапиту принесли больного. Инок встал, как будто и не был болен, дал страждущему своей еды, и тот стал здоров. Узнав, что врач-армянин — иноверец, Агапит выгнал его из кельи. Святой умер, как и предсказывал, через три месяца

А лекарь-армянин отрёкся от армянской веры и принял монашество в Печерском монастыре. Он рассказывал, что блаженный Агапит уже после своей кончины явился ему и напомнил об обещании принять иноческий образ.

О святом Григории чудотворце

Григорий пришёл в монастырь и научился у святого Феодосия монашеской жизни. Он мог изгонять бесов.

Однажды враг рода человеческого научил злых людей украсть у Григория его единственное богатство — книги. Григорий, находясь в церкви, почувствовал, что в его келью пришли воры. По его молитве Бог наслал на злодеев сон. Они проснулись только через пять дней. Григорий покормил их и отпустил. Властелин города, узнав об этом, схватил воров. А Григорий отдал властелину свои книги, чтобы он выпустил этих людей. Остальные книги он продал, чтобы никому не было искушения украсть их, а деньги раздал нищим. Прощённые воры покаялись и стали работать в Печерском монастыре.

В другой раз воры хотели украсть плоды с огорода, принадле­жавшего Григорию. Но, взяв ношу, они не могли двинуться с места, так и простояли два дня. Григорий сказал, что будут они, как любители праздности, стоять здесь праздно до конца дней. Воры же поклялись, что теперь будут работать, а не воровать. Тогда святой отпустил их, и они, исполнив своё обещание, тоже стали работать в монастыре на огороде.

Когда блаженный Григорий пошёл к Днепру за водой, ему встретился князь Ростислав Всеволодич с братом Владимиром. Они собирались в поход на половцев, а по дороге хотели зайти в Печерский монастырь. Княжеские слуги начали насмехаться над святым. А старец уговаривал их покаяться, предсказывая, что скоро они вместе со своим князем погибнут в воде. Князь Ростислав, разгневавшись, велел утопить Григория. Так умер святой чудотворец. Братия искала его два дня, а на третий день тело Григория чудесным образом появилось в пещере.

Ростислав от ярости не стал заходить в монастырь, а его брат Владимир пошёл. И когда, спасаясь после битвы от половцев, князья переправлялись через реку, Ростислав утонул со своей дружиной, а Владимир — спасся.

О преподобном Моисее Угрине

Блаженный Моисей был родом венгр. Он служил князю Борису. Во время убиения Бориса Моисею удалось избежать смерти. Он стал жить у сестры князя Ярослава, Предславы. Польский король Болеслав, который ходил на Русь вместе с изгнанным князем Святополком Окаянным, взял в плен сестёр Ярослава и многих бояр, а с ними и Моисея. Его заковали в железа и стерегли.

Моисея увидела одна молодая знатная вдова. Она захотела склонить юношу к прелюбодеянию и даже была готова выйти за него замуж. Но Моисей отказался — он хотел сохранить душевную и телесную чистоту.

Тогда женщина выкупила Моисея, и он стал её невольником. Она пыталась обольстить юношу, одевала в драгоценные одежды, кормила сладкими кушаньями, однако это ни к чему не привело. Вдова решила морить его голодом, но один из её слуг тайком кормил Моисея. А прочие удивлялись его упорству и советовали жениться на знатной госпоже. Но Моисей стремился к монашеству.

Вдова задумала прельстить Моисея честолюбием. Его возили по принадлежащим ей городам и сёлам, и все кланялись юноше. Но ему это было совершенно безразлично.

В то время со Святой Горы пришёл один инок. Он постриг Моисея в монашество.

Вдова, отчаявшись в исполнении своего желания, приказала оскопить Моисея. А Болеслав изгнал из своей страны всех монахов. Но вскоре он внезапно умер, и в стране поднялся бунт, во время которого была убита и госпожа Моисея.

Моисей же пришёл в Киев, в Печерский монастырь. Он мог исцелять других людей от плотской страсти.

О черноризце Прохоре, который молитвою из травы, называемой лебеда, делал хлебы, а из пепла — соль

Во время княжения в Киеве неправедного и злого Святополка было много усобиц, половцы совершали набеги и был в Русской земле голод.

В те дни к печерскому игумену Иоанну пришёл человек из Смоленска. Он принял постриг и имя Прохора. Новый инок отличался удивительным воздержанием: даже не ел хлеба, а собирал лебеду и пёк из неё хлебы. Когда настал великий голод, люди, подражая Прохору, тоже стали печь хлеб из лебеды. А Прохор в это время особенно много трудился: он оделял своими хлебами всех желающих. Если он сам давал этот хлеб, то он бывал очень вкусен. А если кто-то крал у Прохора хлеб, то он становился со вершенно горьким, так что его нельзя было есть.

Один из братии украл у Прохора хлеб и не мог есть его. Так повторялось несколько раз. Провинившийся брат рассказал игумену Иоанну о своём грехе. Хлеб был горек. Тогда игумен послал попросить хлеб у Прохора: чтобы один хлеб взяли из его рук, а другой — тайно. Когда принесли к игумену эти два хлеба, украденный изменился у него на глазах: стал на вид как земля, а на вкус горьким. После этого чуда слава о Прохоре прошла по всей земле.

Когда началась усобица из-за ослепления князя Василька, во всей Русской земле не стало соли, потому что не пускали купцов. А Прохор собрал множество пепла, раздавал приходящим к нему, и этот пепел по молитве святого превращался в соль. Всем он раздавал эту соль бесплатно, так что на торжище цена соли сильно упала. Продававшие соль пришли к князю Святополку и стали жаловаться на Прохора. Князь решил отнять соль у инока и сам продавать её по высокой цене. Но когда у Прохора забрали соль, то увидели, что это просто пепел.

С тех пор Святополк стал любить и почитать святую обитель, особенно же Прохора. Он дал слово не творить больше зла и просил, чтобы Прохор своими руками положил его в гроб, если князь умрёт раньше. А если раньше скончается Прохор, то князь сам положит его в гроб.

Когда Прохор разболелся, князь был на войне. Святой послал к нему с просьбой прийти и исполнить своё обещание. Святополк распустил войско, пришел к Прохору. Тот перед смертью наставлял князя. Когда Прохор умер, Святополк положил его тело в гроб. После этого он продолжил войну и одержал победу над врагами.

С этого времени, когда Святополк шёл на войну, он всегда сперва приходил в монастырь поклониться погребённым там святым.

О преподобном Спиридоне просфорнике и об Алимпии иконописце

Спиридон пришёл в монастырь из села; он быстро выучился книгам. По повелению игумена Спиридон пёк просфоры и при этом беспрестанно пел Псалтирь.

Однажды Спиридон затопил печь, и от пламени загорелась кровля пекарни. Тогда святой Спиридон завязал рукава у своей рубахи, побежал к колодцу и налил в рубаху воды. Чудесным образом вода не вылилась из рубахи, и Спиридону удалось погасить пламя.

Преподобного Алимпия родители отдали учиться иконописи. Это было, когда греческие иконописцы расписывали церкви Печерского монастыря.

Мастера украшали мозаикой алтарь церкви, и вдруг сам собой возник сияющий образ Богородицы. Из уст Богородицы вылетел белый голубь и влетел в уста Спасовы. Художники попытались найти голубя в церкви, но тщетно. Потом они видели, как чудо повторилось. И Алимпий, помогавший мастерам, видел это.

При игумене Никоне Алимпий принял пострижение. Он хорошо выучился иконописному мастерству, писал множество икон и ничего не брал за это. Алимпий также обновлял обветшавшие иконы и ставил их на свои места. Игумен сделал его священником.

Один богатый киевлянин был прокажённым. Врачи не могли вылечить его. Друг уговорил прокажённого пойти в Печерский монастырь. Там его омыли и напоили водой из колодца святого Феодосия. Но из-за своего неверия прокажённый разболелся ещё сильнее.

Поразмыслив о своих грехах, больной пришел к преподобному Алимпию и покаялся. Алимпий отпустил ему грехи и красками разрисовал лицо, замазав струпья и придав ему прежнюю красоту. Потом прокажённый причастился, омылся святой водой и тотчас получил исцеление.

Другой муж из Киева поставил церковь и хотел сделать для неё иконы. Он дал двум монахам деньги и иконные доски, чтобы они передали все это Алимпию, а тот написал бы иконы. Монахи серебро взяли, а Алимпию ничего не сказали. Заказчику же они солгали, что Алимпий требует ещё денег. Человек дал ещё денег, а иноки снова присвоили их и растратили. В третий раз повторилось то же самое, а потом монахи заявили, что Алимпий деньги взял, но икон писать не хочет.

Тогда обиженный заказчик с дружиной пошёл в монастырь и стал жаловаться на Алимпия. Алимпий только удивлялся, потому что ничего не знал. Игумен велел привести монахов, взявших деньги, и принести иконные доски. Обманщики продолжали клеветать на Алимпия, что он не хочет писать иконы. Но иконы, ко всеобщему изумлению, оказались уже написанными — созданными самим Богом.

Иноков-обманщиков изгнали из монастыря, однако они не прекратили клеветать: теперь они утверждали, что сами написали иконы. Но чудеса показали, что эти иконы были не простыми. Та церковь, где они находились, сгорела, но иконы остались неповре­ждёнными. Князь Владимир, узнав об этом, взял одну из икон и отослал её в Ростов, в тамошнюю церковь. Эта церковь рухнула, а икона сохранилась. Её поместили в деревянную церковь, которая сгорела, но иконы огонь не коснулся.

Один человек заказал Алимпию икону к празднику. Иконописец разболелся, икона осталась ненаписанной, заказчик же скорбел и докучал преподобному. Тот советовал уповать на Бога: икона будет готова вовремя. Заказчик пришёл к Алимпию накануне праздника, а преподобному было совсем плохо. Человек стал укорять Алимпия: зачем, дескать, не предупредил его, он бы передал заказ другому иконописцу. Заказчик в печали ушёл, а в келье преподобного появился ангел и начал писать икону. Сначала Алимпий подумал, что это простой человек, но быстрота его работы показала, что это был ангел. Икона была закончена за три часа.

А человек, заказавший икону, наутро пошёл в свою церковь и, увидя сияющую новую икону, упал от страха Он пришёл к игумену монастыря и рассказал о чуде. Все вместе поспешили к Алимпию и увидели, что он умирает. Его стали спрашивать о создании иконы, и преподобный сказал, что она была написана ангелом. Этого ангела, готового принять душу, видел Алимпий у своего ложа. Когда святой иконописец умер, тело его положили в пещере с преподобными отцами.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК

Не позднее начала XIV века к этим текстам было присоединено летописное повествование из «По­вес­ти вре­мен­ных лет» (запись под 1074 годом) о первых черноризцах печерских. Этот цикл составил так называемую Основную редакцию Киево-Печерского патерика, в исконном виде до нас не дошедшую. В 1406 году или несколько ранее по поручению епископа Тверского Арсения была составлена новая редакция памятника, получившая в науке название Арсениевской. Из текста посланий Симона и Поликарпа были исключены некоторые фрагменты, имевшие частный характер; подвергся сокращениям, изъятиям и перестановкам ряд сказаний о печерских монахах: в частности, были устранены некоторые повествования, показывающие слабость монахов перед искушением славой и неспособность изгнать беса.

В 1460 и 1462 годах в Киево-Печерском монастыре книжником Кассианом были созданы две новые редакции Киево-Печерского патерика, получившие в науке названия 1-я и 2-я Кассиановские (вопрос о степени участия Кассиана в составлении 1-й редакции остаётся спорным). Текст был дополнен записями, заимствованными из летописи; в тексте 2-й редакции прослеживается тенденция расположения произведений в соответствии с хронологией описываемых событий. 1-я и 2-я Кассиановские редакции пользовались особенным вниманием читателей и получили широкое распространение в списках.

Большинство сказаний Киево-Печерского патерика по форме напоминают краткие жития. Для Киево-Печерского патерика характерны особого рода остросюжетность, сочетание символичности с предметной детализацией; изображаются соблазны, подстерегающие монахов, бесовские искушения, утаённая святость (сверхсмиренно утаиваемые святыми свидетельства их благодатной избранности). Памятник неоднократно привлекал внимание русских писателей (А. С. Пуш­ки­на, Н. С. Лес­ко­ва, Л. Н. Тол­сто­го).

Издания:

Па­те­рик Кие­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря / Под ред. Д. И. Аб­ра­мо­ви­ча. СПб., 1911

Па­мят­ни­ки ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си: XII век. М., 1980

Биб­лио­те­ка ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. СПб., 1997. Т. 4: XII век

Древ­не­рус­ские па­те­ри­ки: Кие­во-Пе­чер­ский па­те­рик. Во­ло­ко­лам­ский па­те­рик / Изд. под­гот. Л. А. Оль­шев­ская, С. Н. Трав­ни­ков. М., 1999.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *