кладбище что это за место

Значение слова «кладбище»

кладбище что это за место. Смотреть фото кладбище что это за место. Смотреть картинку кладбище что это за место. Картинка про кладбище что это за место. Фото кладбище что это за место

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

КЛА’ДБИ’ЩЕ, а, ср. Место, где хоронят умерших.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

кла́дбище

1. специально отведенное место, предназначенное для погребения, захоронения умерших людей ◆ Государь и великий князь приехали только в церковь и на дому не были, но провожали гроб из церкви до могилы на новом кладбище и тут оставались до первой горсти земли, посыпанной на гроб. М. А. Корф, «Из дневника», 1838-1839 г. (цитата из НКРЯ) ◆ На кладбище священник крестообразно посыпает землей покрытое саваном тело покойного, совершается лития. Василий Голованов, «Закон неотвратимости // «Вокруг света»», 2004 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

кладбище что это за место. Смотреть фото кладбище что это за место. Смотреть картинку кладбище что это за место. Картинка про кладбище что это за место. Фото кладбище что это за местоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова надключичный (прилагательное):

Источник

Православная Жизнь

…Здесь «звучит» какая-то особая атмосфера тишины и покоя, мира и тайны. Здесь встречаешь то, что уже за порогом этой жизни, а значит – царствующую Вечность.

Два чувства дивно близки нам, —
В них обретает сердце пищу,
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.
А. С. Пушкин

Соприкосновение с прошлым

кладбище что это за место. Смотреть фото кладбище что это за место. Смотреть картинку кладбище что это за место. Картинка про кладбище что это за место. Фото кладбище что это за место

Могилы, надгробия, кресты, памятники из уже далекого-предалекого 19-го серебряного века… Ученые, офицеры, выдающиеся киевляне. Здесь могила легендарного киевского летчика Петра Нестерова (+1913), совершившего на заре авиастроения над заливными лугами Оболони первую в мире знаменитую «мертвую петлю Нестерова» и героически закончившего жизнь первым в мире воздушным тараном в небе в бою с германцами, увенчавшего себя немеркнувшей в столетиях славой… На многих цитаты из Священного Писания на русском или старославянском или просто: «Мир праху твоему…»

А вот под каменным крестом в виде дерева фотопортрет юной девушки с локонами в белом платье и надпись «Сонечка Лопухина, 1896-1913»… От чего прервалась жизнь этого 17-летнего прекрасного создания? Может, она, современница известного летчика-героя, почившая с ним в один год, знала его при жизни и даже танцевала с ним, как Наташа Ростова из «Войны и мира» на балу? А может, Господь упредил ее будущие земные страдания грядущего кровавого 20-го века или не дал ей одеть кожаную тужурку, вступить в ряды строителей «светлого прекрасного». Кто знает.

Мученики за веру

кладбище что это за место. Смотреть фото кладбище что это за место. Смотреть картинку кладбище что это за место. Картинка про кладбище что это за место. Фото кладбище что это за место

Молитва

кладбище что это за место. Смотреть фото кладбище что это за место. Смотреть картинку кладбище что это за место. Картинка про кладбище что это за место. Фото кладбище что это за место

В тот апрельский день с ночи шел обложной весенний дождь. Старинное Лукьяновское кладбище на центральной аллее встретило огромными мокрыми елями. Пустынно и тихо. Но вот слева от центральной аллеи на возвышенности вдруг открывается красавец-храм великомученицы Катерины. И оттуда, будто с неба, доносится стройное пение…

Идет Литургия Преждеосвященных даров, которую с сонмом духовенства киевского кладбищенского благочиния возглавляет епископ Феодосий, викарий Северного викариатства столицы. Они собрались здесь для совместной молитвы со всех киевских погостов, чтобы принести священническую исповедь перед Пасхой, как это обычно бывает в Великий пост. Исповедовал священников духовник викариатства 76-летний протоиерей Анатолий (Затовский). Оказывается, батюшка пребывал на лечении в больнице, но ради службы и исповеди приехал в лукьяновский кладбищенский храм св. Екатерины.

Из истории

кладбище что это за место. Смотреть фото кладбище что это за место. Смотреть картинку кладбище что это за место. Картинка про кладбище что это за место. Фото кладбище что это за место

На Лукьяновском кладбище впервые была построена часовня в 1887 году, но она не могла удовлетворить погребальных треб киевлян, которых было более 500 в год. Почетный киевлянин, полковник Иван Мирович предложил за свой счет переоборудовать часовню на храм с условием переименования ее в честь вмч. Катерины, в память о почившей и погребенной здесь его супруги. Иван Мирович до конца дней оставался старостой построенного деревянного храма вмч. Катерины, службы прекратились лишь после революции. Храм пришел в негодность, но после войны 1941-45 гг. был восстановлен силами православных киевлян и действовал до хрущевского закрытия в 1961 г. Накануне 30-летия Победы, в 1974-м, ожидался приезд на кладбище к могилам советских воинов иностранных гостей, храм был разобран. На его месте сейчас мемориальная могила героям последней войны, и символично, что оказалась она за алтарем нового храма вмч. Екатерины.

Службы на Лукьяновском кладбище начались в 1993 году в часовне-склепе, сооруженной над могилой городского головы, профессора Киевской духовной академии Стефана Сольского, похороненного здесь в начале прошлого XX века. Храм-часовня названа в честь новомучеников и исповедников (настоятель – игумен Валериан Головченко).

В 2003 году началось воссоздание Церкви св. Екатерины под руководством главного архитектора храма и реконструкции всего Лукьяновского мемориального кладбищенского комплекса Галины Лукошкиной, которое завершилось в 2011 году. Храм расписан известной иконописицей Анной Пирковой, был освящен приснопамятным Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Настоятель – протоиерей Александр Бескровный.

И память их в род и род…

кладбище что это за место. Смотреть фото кладбище что это за место. Смотреть картинку кладбище что это за место. Картинка про кладбище что это за место. Фото кладбище что это за место

…Как-то особенно проникновенно пел хор, молящееся духовенство становилось на колени, творило великие поклоны, возносилась молитва к Богу.

И казалось, что участвуют в ней невидимо души нескольких поколений, живших еще в позапрошлом веке, затем в безбожном, терзаемой революциями и войнами двадцатом, и погребенных здесь уже в мирное время недавнего прошлого…

Души их во благих водворятся, и память их в род и род…

…Когда, переступая порог погоста, спешишь к родной могиле, осознаешь – сейчас произойдет встреча…
Точнее – она возобновится с новой силой, поскольку встреча эта не прекращается никогда, она связана во времени, и вне его, в мире вечности, связана Любовью.

Источник

Что представляет собой кладбище

кладбище что это за место. Смотреть фото кладбище что это за место. Смотреть картинку кладбище что это за место. Картинка про кладбище что это за место. Фото кладбище что это за место

Кладбище выглядит как совокупность могил на территории, которая используется с целью погребения умерших, в том числе захоронения праха после кремации. Древнейшим и популярным способом похоронить усопшего является предание останков земле.

Что такое кладбище и как оно появилось

Существует несколько типов мест массового захоронения. Вид и порядки, связанные с содержанием и посещением объекта, определяются погребальными обрядами, присущими разным народностям, религиям и социальным группам. Исторически могильники возникли вследствие ряда причин:

В древние времена создание кладбищ не было распространенным явлением. У кельтов места упокоения имели минималистичный вид. Они закапывали урны, содержащие прах, на поле. Могилы старались располагать в ряд, соблюдая расстояние.

В Египте было принято создание некрополей у густонаселенных пунктов, таких как Мемфис и Фивы.

Жители старого Рима не могли быть погребены в стенах города. Только за чертой. Позднее погребение на кладбище в городе стало почетным для именитых граждан.

Христианам присуща традиция хоронить умерших в катакомбах, зданиях церквей и храмов. Со временем погребение на территории церкви стало привилегией. Выдающихся личностей позволялось похоронить на церковном дворе.

Увеличение числа горожан требовало создания организованных мест захоронения. Возникла традиция хоронить мертвых на кладбищах, устраиваемых на городской окраине. В XVIII веке из санитарных соображений появился запрет на погребение при храмах и церквях. В XIX веке утвердился закон, запрещающий размещение участков упокоения в городах. Он был вызван частыми эпидемиями, появление которых провоцировало плохое устройство некрополя.

Согласно православным обрядам самоубийц нельзя хоронить на территории. Разрешено только за его оградой. Мусульманский обычай погребения тела выполняют не в гробу, а в саване. Покойник лицом должен быть обращен в сторону Мекки.

Виды кладбищ

Существует несколько разновидностей погостов. В городах, имеющих богатую историю, можно видеть многочисленные некрополи. Большинство оказалось в центральной части современного города. Возможности их расширить нет. Места упокоения, которые не имеют территории для новых могил, относятся к разновидности закрытых.

Порядок захоронения на кладбище закрытого типа предусматривает возможность погребения на «родственном» пае при наличии свободной территории или если с последних похорон прошло 15 лет. При втором варианте разрешено хоронить покойника в могиле с предком, похороненным более 15 лет назад (по принципу «гроб на гроб»).

На территории закрытого некрополя допустима реализация проектов колумбариев — родственной закладке урн. По договоренности возможно приобретение участков под семейно-родовые захоронения на закрытых кладбищах. Распространенным типом является открытый в виде общего некрополя, который находится за городской чертой. Участку на открытом некрополе характерен размер, достаточный для двух могил.

Разновидность церковных кладбищ распространена в сельской местности. Место для захоронений выглядит как территория с могилами, расположенная рядом с храмом. Существует вид, называемый монастырским — участок погребения предназначен только для лиц монашеского чина, выглядит как обычный земельный участок. Разновидность кладбища, именуемая мемориальным комплексом, выглядит как территория с находящейся на ней совокупностью монументальных архитектурных сооружений:

В мемориальных местах можно видеть множество памятников, посвященных значимым событиям, которые касаются истории государства, народа. Большинство комплексов внешне напоминают парк, имеющий четкую планировку с аллеями и крупными партерами. Там присутствуют зеленые насаждения в виде деревьев, имеющих плакучую или пирамидальную форму кроны.

Чем погост отличается от кладбища

Человеку присущ страх смерти. Отношение наших предков к местам захоронения выглядело иначе. Им было свойственно с почтением относиться к территории, где мертвые обрели покой. Люди видели в почивших предках «корни» своего рода, без которых невозможно его будущее.

Погостами начиная с XVIII века называли сельские места упокоения умерших. Слово применялось в отношении поселения вокруг приходской церкви и кладбища при ней. Данные объекты, как и христианский крест, символизировали защиту Бога.

Участки с могилами до XVIII века выглядели как центр общественной деятельности. Живые там ощущали связь со своими «корнями», чтили традиции, связанные с днями поминовения. Погост на кладбище выглядел особенно многолюдным по большим церковным праздникам. Обязательным было посещение участка захоронения в годовщину смерти, в «родительский день».

Правила благоустройства кладбища

В старину кладбищенскими и похоронными порядками заведовала церковь. В современном мире данная роль отведена органам городского управления или администрации муниципального образования.

Кладбищенские земли являются собственностью муниципалитета. Купивший участок не приобретает права собственности на него. На приобретенной земли можно хоронить родственников, облагораживать могилы, устанавливая памятники (кресты или изваяния в виде ангелов), следить за порядком.

Согласно законодательным актам, уход за захоронением выглядит как право и обязанность одновременно. Муниципалитет может передавать право управлять кладбищем специальной организации. Ее обязанностью будет содержание объекта, проведение похорон, деление территории на секторы, составление списков могил. Управляющую организацию городская (областная) администрация выбирает, проводя конкурс.

Администрации кладбищенской территории положено:

Есть ли запах на кладбище

Люди, посещающие погосты, не ощущают наличия в воздухе неприятных запахов. Там присутствуют ароматы хвои, зеленых насаждений, сырой земли.

Мистическое значение

Некоторые посетители ощущают умиротворение и покой, их тянет на кладбище. Эзотерики убеждены, что разные эмоции вызывает у человека на местах захоронений энергетика смерти. У любых мест упокоения отошедших в иной мир имеется собственная аура.

Комфортная обстановка для человека, которая не нагнетает хандру и угнетение – энергетика древних погостов ( XVII– XVIII веков и старше). Кладбищенская земля вбирала в себя на протяжении многих столетий доброту и светлые помыслы посетителей. Приходящие сюда, независимо от религии, которую они исповедуют, ощущают благоприятную ауру.

На территории, где почили те, кого настигла насильственная, мучительная кончина — могильники времен мировых войн и репрессий, присутствует негативная энергетика кладбища. Места пропитаны болью и страданиями живым трудно долго пребывать возле таких захоронений.

Ухудшение самочувствия провоцирует скопившаяся энергия страданий похороненных, их родственников.

На энергетическое поле места вечного упокоения может оказать влияние построенная на его территории часовня или храм. Особенно если в них правят службы и проводят религиозные обряды. Посетители церквей при кладбище отгоняют от себя негатив и плохие мысли. Аура выглядит позитивной, не может оказать дурного воздействия на живых. По славянской традиции не принято праздно гулять по погосту. Существуют специальные поминальные дни и годовщины.

Кладбище издревле считается участком для погребения умерших. С ним связано много поверий о душах усопших и демонах. Территория захоронений — святое место, где необходимо соблюдать определенные религиозные правила.

Источник

Смерть и память. Почему кладбище — это не только место погребения

Ал Ковальски

Почему одни кладбища располагаются за городской чертой, а другие в центре города? Как и когда они появились? Можно ли относиться к некрополю как к парку и меняется ли его смысл со временем? Изучением разных аспектов кладбищ занимаются историки, филологи, социальные антропологи, урбанисты и другие ученые. Также существуют отдельные направления исследований и дисциплины, где кладбищу и смерти уделяется особое внимание: death studies, cemetery studies, некрополистика. «СПИД.ЦЕНТР» поговорил с экспертами об устройстве кладбища и о том, какие смыслы оно несет.

Как появились современные кладбища

Исторически людей хоронили при монастырях и церквях: это были небольшие кладбища, для обозначения которых в английском языке даже есть специальные определения, churchyard или graveyard. А кладбища современного типа называют словом cemetery. В русском такого разделения нет, однако некрополи точно так же располагались на прицерковной территории. На Красной площади было 16 церквей и, соответственно, 16 кладбищ.

После эпидемии чумы в 1770–1772 годах Екатерина Великая запретила хоронить людей в черте города, чтобы предотвратить распространение болезни. Так в Москве появились кладбища за Камер-Коллежским валом (земляная насыпь, которая следовала за Садовым кольцом. — Прим. ред.). К сохранившимся некрополям того времени относят, в частности, Ваганьковское и Введенское. Кладбища стали выносить за городскую черту еще и вследствие развития исследований в области городской санитарии. Считалось, что некрополи грязные, поэтому их не стоит располагать рядом с жилыми зданиями.

Другая версия появления современных кладбищ связана с тем, что люди стали иначе относиться к смерти, и им больше не хотелось жить рядом с местами захоронения. «Есть и простой ответ — масштаб. Города XIX века стали крупнее, и маленькие кладбища не справлялись с увеличившимся количеством умерших. Мне кажется, правда в том, что все эти версии [верны и дополняют друг друга]», — пояснил «СПИД.ЦЕНТРу» аспирант факультета ландшафта и общества Норвежского университета наук о жизни (NMBU) Павел Грабалов.

Традиция хоронить людей за городской чертой сохранилась и тогда, когда выяснилось: кладбища безопасны, если строить их правильно и они эксплуатируются в нормальном режиме (без сотен и тысяч умерших каждый день). Единственное, что может произойти, — это заражение грунтовых вод, пояснил Грабалов. Эта проблема решается на этапе проектирования. Место должно выбираться так, чтобы грунтовые воды не залегали близко к поверхности.

Однако в российском законодательстве по-прежнему прописано требование располагать кладбища не менее чем в 300 метрах от жилой застройки. Эксперт считает такой подход несколько старомодным. С точки зрения санитарии кладбища не мешают жизнедеятельности и благополучию человека. Более рациональная причина их расположения за чертой города — недостаток земель. В городах осталось мало незастроенных пространств, и их невыгодно использовать под кладбища.

Устройство и проблемы российских кладбищ

Изначально правил внутреннего устройства кладбищ не существовало. Однако одни из них могли считаться престижными (там хоронили знатных людей), другие предназначались только для представителей конкретной национальности. Например, немецкое, армянское кладбища. Внутри некоторых некрополей хоронили людей по конфессиональному признаку.

«Когда Введенское кладбище открылось, там было четкое деление на конфессионные участки. Был участок католиков, был участок лютеран, англиканцев и так далее. Уже после революции, когда стали хоронить вне зависимости от вероисповедания, все перемешалось», — пояснила «СПИД.ЦЕНТРу» московский экскурсовод Светлана Бахметьева. Советское время повлияло и на другие кладбища. Часть некрополей (например, монастырские) были уничтожены, другие стали расширять.

Территория Новодевичьего кладбища увеличивалась несколько раз — по мере того как там заканчивалось место. Новые участки присоединяли в 50-е и 70-е годы (сейчас это новая и новейшая части). Более современные кладбища увеличиваются по тому же принципу. На других старых некрополях новые захоронения могут быть запрещены или разрешены только для родственников умерших: в этом случае предоставляют документы о родстве.

Помимо традиционных мест захоронения, выделяют кенотафы, где нет праха и костных останков. Такие памятники устанавливают, когда тело умершего было утрачено или уничтожено, нет возможности его перевезти, неизвестно место гибели и в ряде других случаев. Пример кенотафов — памятные таблички жертвам ДТП, куда приносят цветы, свечи, какие-то вещи. Обычно они располагаются вдоль автомобильных трасс.

В Новосибирске для этих целей используется Парк памяти при местном крематории. «Он разделен на небольшие участки, которые могут приобрести люди. Как правило, их выкупают или арендуют. Там ставят лавочки, памятники, украшения, которые связывают с покойным. Летом туда высаживают цветы, и это выглядит как живой парк. Это место памяти, куда можно прийти и вспомнить о человеке, провести время», — рассказала в разговоре с корреспондентом «СПИД.ЦЕНТРа» арт-директор и экскурсовод новосибирского Музея мировой погребальной культуры Инна Исаева.

Российские кладбища принадлежат государству, а внутреннее устройство и разные аспекты похоронного процесса регламентируются законодательством. Там прописано, в частности, где территориально располагать новые кладбища, сколько деревьев и зелени должно быть на территории, какой глубины должна быть могила, кто следит за кладбищенской территорией и так далее. На практике далеко не все требования соблюдаются.

Озеленением часто не занимаются, и кладбище может находиться в поле, где практически отсутствует инфраструктура. А весной их часто затапливает (как в небольших населенных пунктах, так и в крупных городах, например в Санкт-Петербурге), а в числе причин указывают выход грунтовых вод на поверхность. Это означает, что место для захоронения выбрали с нарушениями. Ритуальные услуги, в свою очередь, обычно контролируются частными лицами.

Не только для мертвых

Первая и основная функция некрополя — это, конечно, место для захоронения. Тела нужно физически где-то расположить, чтобы впоследствии они прошли процесс разложения. Еще один, не менее важный смысл связан с необходимостью оставить память: в виде памятника, могильной плиты и попросту точки в пространстве, куда могут прийти родственники умершего, проститься и помянуть. «Некрополь — город мертвых. Но важно понимать и то, что память остается в живых людях. Мы ухаживаем [за могилой], продолжаем заботиться о человеке, который ушел и который был для нас важен», — прокомментировала Инна Исаева.

Старинные кладбища, помимо этого, играют роль культурного и исторического наследия. Их можно воспринимать как некие архивы, способные рассказать о городе. По этой причине отдельные старинные некрополи официально признаются музеями под открытым небом. На кладбищах можно найти работы признанных скульпторов (памятники, статуи, бюсты), а по визуальному облику склепов и надгробий можно проследить черты главенствующего в ту эпоху архитектурного стиля.

«В XVI веке был определенный орнамент на плитах, по которому можно узнать примерный период установки плиты. В период барокко появляются саркофаги на львиных лапках, а для классицизма свойственны памятники в виде статуй и ангелов. Далее памятники и скрепы начинают отражать неорусский стиль и так далее. Ну и наступает советское время, когда известным людям делали памятники с символикой, относящейся к тому или иному человеку. Например, ноты на могиле Шостаковича. У Александра Фадеева на памятнике находятся герои “Молодой гвардии”», – рассказала Светлана Бахметьева.

Сейчас экскурсии на старые некрополи — достаточно распространенное явление, но не новое. По мнению экскурсовода, людей всегда тянуло на кладбище. Изучением их занималась Мария Барановская (1902–1975), жена реставратора Петра Барановского, который спас многое из культурного наследия. А у писателя-краеведа Алексея Саладина есть книга «Очерки истории московских кладбищ», которую он написал в 1916 году.

Новосибирский Музей смерти не имеет прямого отношения к кладбищам, однако тоже по-своему интерпретирует эту тему. Он расположен на территории действующего крематория, поэтому посетители и посетительницы волей-неволей видят то, как хоронят прах, как выглядят колумбарные ячейки. При этом сам Музей остается культурным местом, где проходят мероприятия и встречи на различные тематики, а экспозиции посвящены ритуальным атрибутам и разным бытовым аспектам похорон. Как и экскурсии на кладбища, это рассказ о культуре и истории.

Кладбище как общественное пространство

Традиция проектировать кладбища и делать их визуально привлекательными не нова. Многие норвежские ландшафтные архитекторы создавали еще и некрополи, а последние 80 лет этим занимаются и в вузах. Скандинавские кладбища воспринимаются как парки, потому что их изначально такими задумывали. Люди приходят туда, чтобы погулять, побыть наедине со своими мыслями, почитать книгу в тишине. Такие места менее активны, чем парки, и кому-то может не хватать именно этого.

Такой подход не подразумевает глобального изменения смысла кладбища. В обществе должно сохраняться понимание, куда они приходят, какие действия здесь разрешены, а какие нет. В скандинавских странах считается нормальным устроить пикник на кладбищенском газоне, а где-то ведутся дискуссии о том, допустимо ли загорать в таком месте. Граница дозволенного достаточно подвижна, однако она должна обсуждаться в обществе.

«Кладбище по своей природе — общественное пространство. Каждый может прийти туда, не обязательно к родственникам. [Гулять] не запрещено. Ведь общественное пространство — это не только место, где мы встречаемся, веселимся, проводим время за столиком в кафе. Это и место, где можно побыть одному или подумать о менее веселых вещах. И чем больше существует общественных пространств с разными смыслами, тем лучше», — прокомментировал Павел Грабалов.

Формально российские кладбища — это тоже общественные пространства. Хотя бы потому, что вход туда открыт для всех людей. Почему люди относятся к ним иначе, чем жители других стран, вопрос открытый. Потому что в России иное отношение к смерти? Потому что кладбища исторически строились иначе, поэтому их не привыкли воспринимать как место для отдыха, тихой рекреации? По мнению Грабалова, одно накладывается на другое.

Те кладбища, которые строятся в России последние десятилетия, даже физически сложно воспринимать как парки. Хотя в законодательстве и прописано, что не менее 20 % территории должно быть отведено под зеленые насаждения, на практике это не всегда исполняется. Нет удобных для прогулок аллей или она всего одна, мало деревьев и кустарников.

«Современные российские кладбища преследуют единственную цель — расположить могилы в геометрическом порядке. И чтобы техника смогла доехать, — продолжил Грабалов. — А все новые скандинавские кладбища строятся с идеей о том, что мы должны приходить в красивое место, которое помогает смириться с потерей, вспомнить о близких».

По мнению эксперта, визуальный облик российских кладбищ должен меняться, однако сейчас это не первостепенная задача. Для начала нужно решить проблемы, связанные с инфраструктурой и ритуальным бизнесом: кто забирает людей в морг, что потом происходит с телом, сколько стоят похороны. Сейчас рынок похоронных услуг существует полулегально и практически никак не контролируется. Когда это изменится, можно будет думать и о том, как будут выглядеть кладбища.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *