классный час на тему что такое совесть 4 класс
Классный час на тему «Совесть» (4 класс)
Конспект классного часа
МОУ «СОШ № 63» г.Магнитогорска
Учитель: Юсупова Анжелика Адильбековна
Тема занятия: «Совесть»
Тип занятия: рассуждение
Классный руководитель с заранее подготовленными ребятами разыгрывает сценку. Между реплик актёров, задаются вопросы и слушаются ответы остальных обучающихся.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке.
Как бы вы ответили на этот вопрос? Что главное в человеке?
Ответы обучающихся: добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, скромность, тактичность и др.
– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: ( пауза )…
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!
— Конечно всё, что вы назвали очень важно в человеке, но автор считает главным в каждом – совесть. И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Оно является ключевым в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.
1)Работа по рассказу.
-Ребята, я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно его послушайте.
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Беседа с обучающимися;
– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
– Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?
– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести?
– Как бы вы озаглавили этот рассказ?
-Спасибо, ребята! А ведь о совести говорят не только в рассказах, особенно о ней идёт речь в пословицах. Вот сейчас и узнаем, кто у нас хорошо фольклор изучает.
2)Работа в группах «Пословицы»
— Ребята, в своих группах из половинок собрать целую пословицу, обсудить ее смысл. После один представитель выступает с защитой.
1. Как не мудри, а совести не перемудришь.
2. От человека утаишь, от совести не утаишь
3. Волосом сед, а совести нет.
4. Платье черненько, да совесть беленька.
5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
6. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
-Спасибо огромное, ребята!
А) «Минута раскаяния»
Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления.
— Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.
(Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.)
Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
-Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Все знают такой праздник, как Масленица.
Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».
Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?
(Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.)
-Советую вам провести такое упражнение дома.
— Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? (Ответы детей)
— Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? (Ответы детей)
4) «Жизненные ситуации»
-Ну, а сейчас поработаем в парах. У вас на столах лежат картинки с разными жизненными ситуациями о совести. Рассмотрите, проанализируйте в паре ситуацию, предложите свое положительное решение вопроса. После каждая пара выступит перед ребятами.
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть и вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям! (Сергей Островский)
— Спасибо вам за честность, искренность.
— Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?
-Предлагаю вам изобразить наше солнце. А каким оно будет, зависит от вашего впечатления от занятия. На ваших столах лежат лучики, их следует раскрасить по следующей схеме.
Оранжевый – всё понравилось, но был неуверен в себе.
Жёлтый – мне всё понравилось, я был в себе уверен и активно участвовал в беседе.
Классный час «Беседа о совести» 4 класс
Тема: «Беседа о совести»
Цель: расширять представления детей о понятии «совесть», о совестливых и бессовестных людях; учить рассуждать о том, зачем человеку совесть; на примере рассказа В. Осеевой «Почему?» рассмотреть поступок мальчика, пошедшего против своей совести, но сумевшего достойно выйти из неприятной ситуации.
Ход классного часа.
Учитель: что такое совесть и зачем она человеку? Давайте поговорим сегодня об этом.
Нечто невидимое, неслышимое, не определяющееся на ощупь, зовущееся совестью, является способностью человека контролировать свои поступки и самостоятельно оценивать их.
Все мы совершаем ошибки, кто-то чаще, кто-то реже. Вспомните случаи, когда вам было стыдно.
Чувство стыда – это показатель наличия совести у человека.
Какие чувства, ощущения вы испытывали?
Учитель: Народ придумал много крылатых выражений, пословиц о совести:
Совесть замучила; совесть гложет; душа не на месте; сгореть от стыда; совесть без зубов, а загрызет; наперед спроси у совести; угрызения совести.
И об её отсутствии:
Хоть наплюй в глаза: ему всё божья роса; хоть о стенку горох; душа христианская, а совесть-то цыганская.
Учитель: как отличить совестливого человека от бессовестного? Очень просто. Кто искренне переживает свой неблаговидный поступок, терзается, мается без сна, потерял покой и сам, без давления со стороны, хочет искупить свою вину, не боясь при этом вслух признаться, попросить прощения или загладить свою ошибку другим, достойным поступком, тот, несомненно, человек совестливый.
Чего не сделает человек совестливый?
ü Не обидит слабого, старого, малого.
ü Не влезет без очереди.
ü Не будет сидеть в переполненном автобусе, если рядом стоит старый человек.
ü Не свалит свою вину на другого.
ü Не станет обещать, зная, что не сдержит слова.
ü Не выгонит из дома состарившегося пса.
ü Не будет радоваться чужому горю.
Учитель: о том, какие муки совести может испытывать человек, хорошо написала в своем рассказе «Почему?» В. Осеева.
(чтение рассказа учителем или хорошо читающим учеником).
Учитель: как вы думаете, почему мальчик не признался сразу?
-Почему мама после признания сына не стала бранить его?
-Есть ли совесть у этого мальчика?
-Кто может сказать, какого цвета совесть?
-А где она находится?
-Если совесть мучает, как её успокоить? (загладить вину: попросить прощения, покаятся, совершить хороший поступок)
-Для чего человеку совесть, если она доставляет ему столько неудобств? Наверное, для того чтобы человек смог остаться человеком, умел отличать добро от зла, контролировать свои поступки, быть судьёй самому себе, отвечать за свои действия перед самим собой. А как думаете вы?
Учитель: повторю, мы все временами совершаем ошибки. Но давайте учиться признавать их – это самое трудное! Давайте учиться быть мужественными и честными перед собой, своей совестью. Это нужно, прежде всего, нам самим для того, чтобы мы могли себя уважать, и тогда нас будут уважать и окружающие. Давайте жить в ладу с собой и миром!
Учитель: продолжите фразу: «Сегодня я понял…»
— Смотри, Бум, — шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.
Послышался звон… Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. Папина чашка… папина чашка… — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: — Это ты?
Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.
— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?
Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.
Уши мои горели. Я развёл руками:
— Он немножечко подпрыгнул… и лапами…
Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.
— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.
Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.
— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?
Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.
— Ты очень испугался? — повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.
— Если ты… нечаянно, — медленно начала она.
Но я перебил её, торопясь и заикаясь:
— Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его, пожалуйста!
Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.
— Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.
Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа…
Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.
Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания — я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.
Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:
— Не надо было разбивать чашку.
После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.
— Хоть в кухню… мамочка!
Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.
— Иди спать, — со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся…
То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.
Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.
Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.
— Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума…
Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»
Мама долго не спала. Она тоже думала:
«Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»
И я тоже думал, лёжа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»
В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё «почему».
Разработка классного часа в 4 классе на тему: «Стыд и совесть»
Выбранный для просмотра документ стыд и совесть 4 класс.doc
ГБОУ АО «Шенкурская СКОШИ»
Разработка классного часа в 4 классе
Выполнила социальный педагог:
Третьякова Олеся Николаевна
уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд и совесть;
способствовать развитию умения признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;
побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, о своих чувствах.
Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня тема нашей встречи: «Стыд и совесть». Слышали ли вы такое понятие «Советь спит»
Ребята отвечают: «Да».
У нас в гостях стыд и совесть. Сегодня мы с Вами постараемся разбудить нашу совесть, которая находится внутри каждого из нас, для этого мы должны немного поговорить и порассуждать на эту тему. Скажите, пожалуйста, знаете ли Вы что такое совесть?
-чувство, которое мучает тебя, что ты сделал неправильно;
-чувство, которое испытывает человек при угрызениях души и др.
Давайте посмотрим, как же по-другому можно назвать совесть.
Совесть – это внутреннее сознание добра и зла
-это «тайник своей души»
-это внутренний голос каждого.
разговариваете ли Вы внутри себя со своим внутренним голосом?
Давайте посмотрим проснулась ли у нас совесть? нет, совесть еще спит. Продолжаем дальше рассуждать.
Вы, наверное, не раз слышали в обиходе общения людей таки фразы:
«совесть спать не дает»
Дети начинают рассуждать…
А теперь давайте поиграем, чтобы наша совесть проснулась.
Упражнение «Голос совести»
Послушаем свою совесть. Каждый день нам нужно выбирать между добром и злом, выбирать, какой сделать поступок – хороший или плохой: помочь классному руководителю полить цветы или оскорбить классного руководителя; сказать доброе слово однокласснику или ударить одноклассника. Каждый день мы выбираем свои действия благодаря нашей совести. Совесть нам в этом помогает.
Поэтому давайте сейчас мы поработаем вместе с нашей совестью. Я буду предлагать поступки, а вы вместе со своей совестью определите, какие это поступки – Добросовестные поступки (совесть спокойная) или Недобросовестные поступки (мучает совесть):
Полить цветы в классе
Оскорбить классного руководителя
Хорошо дежурить в классе
Вежливо общаться с педагогом
Вежливо общаться с одноклассниками
Спрятать портфель одноклассника
Нецензурно выражаться в школе
Плохо себя вести на уроке
Нарушать правила поведения в школе
Списать самостоятельную работу у соседа
Помочь соседу решить задачу
Нарушать режим тишины после отбоя
Прибрать свою комнату
Уйти без спроса за территорию школы
Сорвать урок своим плохим поведением
Скажите, пожалуйста, а какие поступки проще делать- хорошие или плохие? А какие поступки нужнее?
А теперь давайте посмотрим – проснулась ли наша совесть. Совесть открыла глаза, но еще зевает….
Давайте рассмотрим 3 ситуации:
1. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил 4, а тебе 5. Ваши действия? Как вы поступите? Что вам говорит совесть?
2. На весенних каникулах вы совместно с классным руководителем планируете поход. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сломал в кабинете дверь и не признается. Классный руководитель просит признаться того, кто виноват. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поход отменяется. А вы знаете, что дверь сломал ваш друг. Что вы сделаете? Ваши действия?
3. Вы покупаете в магазине продукты, а продавец по ошибке дает вам лишнюю сдачу. Как вы поступите?
А теперь давайте посмотрим, проснулась ли наша совесть?
Нет, совесть все еще зевает. Давайте позовем помощника совести –стыд.
А что же такое стыд?
Стыд – это чувство сильного смущения; это чувство, которое возникает у человека при совершении им поступков, которые противоречат нормам морали, поступков, которые делают больно другому человеку.
Вы, наверное, не раз слышали в обиходе общения людей таки фразы
«можно сгореть со стыда»
«можно провалиться сквозь землю со стыда»
Чего можно стыдиться? За что может быть стыдно вам, приведите примеры?
Дети рассуждают и приводят примеры:
-стыдно за поведение,
-стыдно за небрежный внешний вид
-стыдно за нецензурную брань и т.д.
Я буду показывать слова, а вы говорите вслух хором – стыдно/ нестыдно.
Стыдно иметь неряшливый вид (стыдно)
Стыдно иметь старомодную одежду (нестыдно)
Стыдно обзывать одноклассников (стыдно)
Стыдно быть безграмотным (стыдно)
Стыдно грубить людям (стыдно)
Стыдно помогать учителю (нестыдно)
Стыдно говорить без нецензурных слов (нестыдно)
Стыдно мыть пол (нестыдно)
А теперь последнее упражнение «Минута раскаивания» (музыка).
Давайте вспомним каждый свои плохие поступки на этой неделе за которые ваша совесть вас ругает и вам за них стыдно. Давайте очистим свою совесть и раскаимся в плохом поступке.
Мне очень стыдно за….
Меня грызет моя совесть за….
Давайте, наконец, посмотрим проснулась ли наша совесть…Ура! Совесть проснулась!
Итак, дорогие дети, сегодня мы с вами поговорили о совести и о стыде. Я надеюсь, что Ваша совесть никогда не будет спать, вы не будете ощущать чувство стыда. А если вдруг чувство стыда к Вам нагрянет, что мы сделаем?
1. Попросим прощения у человека;
2. Исправим ситуацию;
3. Пообещаем, что такого больше не повториться;
4. Выполним данное обещание.
Выбранный для просмотра документ стыд совесть.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое совесть. это внутреннее сознание добра и зла, «тайник своей души», в котором отзывается одобрение или осуждение своего поступка. Это внутренний голос каждого, который ругает или хвалит за сделанный поступок.
Люди говорят: «грызет совесть» «мучает совесть» «совесть спать не дает» «угрызения совести» «совесть заговорила» «Чистая совесть» «Спокойная совесть»
Упражнение «Голос совести»
Ситуация: вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил 4, а тебе 5. Ваши действия? Как вы поступите? Что вам говорит совесть?
Ситуация: На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете в поход. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сломал в кабинете дверь и не признается. Классный руководитель просит признаться того, кто виноват. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поход отменяется. А вы знаете, что дверь сломал ваш друг. Что вы сделаете? Ваши действия?
Ситуация: Вы покупаете в магазине продукты, а продавец по ошибке дает вам лишнюю сдачу. Как вы поступите?
Люди говорят: «можно провалиться сквозь землю со стыда» «можно сгореть со стыда» «можно сгореть со стыда»
Игра «Стыдно – нестыдно»
Упражнение «Минута раскаивания»
Курс профессиональной переподготовки
Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе
Курс повышения квалификации
Профориентация школьников: психология и выбор профессии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-160165
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.