клиффхэнгер что это такое
Клиффхэнгер
Клиффхэ́нгер (англ. cliffhanger или cliffhanger ending ) — художественный приём в создании сюжетной линии (в литературе или кино), в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения. Этот приём часто используется авторами, чтобы увеличить вероятность того, что зрители будут заинтересованы в продолжении в надежде узнать, чем закончилась история.
Не стоит путать клиффхэнгер с понятием интриги в художественной литературе. Клиффхэнгер подразумевает достаточно быстрое развитие сюжета (чаще в течение одного эпизода сериала), в то время как интрига лишь наводит зрителя на мысли о возможном развитии главной сюжетной линии.
Так, при наличии интриги в конце сезона телевизионного шоу, герои могут даже не подозревать о событиях, которые должны в будущем произойти, в то время как клиффхэнгер чаще имеет остросюжетный или даже криминальный характер (вероятные убийства и самоубийства, когда зритель до следующего эпизода не знает, погиб ли герой или нет; взрывы, несчастные случаи и пр.) и требует мгновенной развязки. Во многих сюжетах (заговор правительства и НЛО в «Секретных материалах») клиффхэнгер является поворотным моментом в истории, когда герои узнают какую-то важную новость или тайну, которые меняют ход повествования или отношение к проблеме.
Содержание
Истоки
Идея заканчивать рассказ в момент, когда читатель в напряжении ожидает развязки (которая, в большинстве случаев, происходит в начале рассказа следующего) стара настолько же, насколько сама литература. Этот приём, в частности, является главной темой персидского сказочного цикла «Тысяча и одна ночь», где центральный персонаж цикла царица Шахерезада, спасая свою жизнь, использовала всё своё красноречие, рассказывая царю сказки до восхода солнца (который не без умысла наступал на самом интересном месте повествования). В XIX веке традиция такой концовки получила своё развитие в рассказах, печатавшихся «с продолжением» в газетах и журналах и стала настолько избитой, что Марк Твен, сам неоднократно её использовавший, гротескным образом продемонстрировал её в 1870 году в рассказе «Средневековый роман». [1]
Запутанный и интригующий сюжет рассказа завершается фразой:
Нынешнее же название, по мнению учёных-филологов, возникло благодаря приключенческим фильмам немого кино ранних 1930-х годов, в которых главный герой буквально стоит на краю обрыва (фраза дословно переводится как висящий над обрывом и как скалолаз по словарю), хотя первое упоминание в Оксфордском Словаре Английского языка относится к 1937 году.
Из-за специфики языка, в английской речи слово клиффхэнгер также используется как прилагательное, характеризующее подобный авторский ход в работе над сюжетом.
Примеры в кино
Примеры на ТВ
Телевидение в России
Телевидение в СССР
Апфронт · Рейтинг Нильсена
Замена в середине сезона
Премьера сезона
Финал сезона · Клиффхэнгер
Прайм-тайм · Закадровый смех
Ситком
Процедурная драма
Ток-шоу
Мини-сериал
Реалити-шоу
Категории
Многие сериалы используют такой приём не только в конце эпизода (чаще всего заканчивая серию фразой Продолжение следует…), но и в конце сезона, подогревая интерес во время ожидания новых серий на протяжении нескольких месяцев съёмок.
Клиффхэнгер
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cliffhanger. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | На самом интересном месте!! | » |
— Ярость попугая Кеши |
Клиффхэнгер (англ. cliffhanger, букв. «висящий над обрывом») — идиома, означающая захватывающий сюжетный поворот с неопределённым исходом, задуманный так, чтобы зацепить зрителя/читателя и заставить его волноваться в ожидании развязки. Например, в кульминационной битве злодей спихнул героя с обрыва, и тот висит, из последних сил цепляясь за край. «А-а-а, что же будет?!» — грызя ногти, думает зритель. Нет лучшего момента для того, чтобы оборвать повествование и написать «Продолжение следует…»!
Данный троп старше, чем феодализм: Шехерезада рассказывала царю сказки всю ночь до рассвета, умышленно останавливаясь на самом интересном месте.
Сериальный кинематограф с большим удовольствием взял на вооружение этот приём. Особо качественный клиффхэнгер приберегается на конец сезона, чтобы повысить вероятность того, что зрители запросят ещё. Мелкие клиффхэнгеры в середине серии забиваются рекламой.
Искусство клиффхэнгера: что заставляет людей марафонить сериалы
Рождение клиффхэнгера
Представьте: вы читаете любимую книгу, переживаете за персонажей и приближаетесь к развязке. Главный герой любуется морской красотой и надвигающимся штормом, стоя на краю обрыва. Вдруг мокрые скалы дают о себе знать — ваш любимец оступается и падает вниз, где его ждут бушующая вода и острые, как пики, камни. Сердце замирает от страха, и в следующих строчках вы находите надежду: герой сумел зацепиться за небольшой клочок травы, который едва ли выдержит его вес. Выживет или нет? Вы грызете ногти, волнуетесь, хотите получить ответ, а автор вместо этого на протяжении 30 длинных и мучительных абзацев философствует и описывает прибрежные пейзажи. В общем, делает все, кроме главного — того, что интересует вас. Усмирить любопытство, конечно, получится, но далеко не сразу и ценой нескольких нервных клеток — ответ автор даст, когда ваши надежды будут постепенно угасать.
Именно так поступил со своим героем английский писатель Томас Гарди в романтическом романе «Голубые глаза» (1873). К тому моменту понятия клиффхэнгера еще не сформировалось, но, вероятно, сюжетное решение Гарди дало название этому приему. В переводе с английского клиффхэнгер — «повисший на скале». Устоялось выражение гораздо позже, уже после того, как прием проник в кино, литературу и другие сферы искусства.
Клиффхэнгером называют художественный прием, используемый в создании сюжетных линий — действие обрывается на пике зрительского любопытства, когда он больше всего ожидает развязку. Чаще всего в такие моменты герой сталкивается либо со сложной дилеммой, либо с последствиями чьих-то поступков, либо, как было у Гарди, с внезапной случайностью.
Литература, как главный повествовательный вид искусства, была прародителем клиффхэнгеров. Особенно популярным художественный прием стал во второй половине XIX века, когда молодежь зачитывалась так называемыми литературными сериалами — бульварными романами, поделенными на выпуски и издававшимися по несколько глав. Практически каждый отрывок заканчивался на самом интересном месте, а любознательные читатели скупали весь тираж следующих выпусков.
Клиффхэнгеры и сериалы в XX веке: есть ли будущее?
С возникновением кинематографа клиффхэнгеры обрели новую форму — теперь ими стали пользоваться не только писатели и издательства, мечтающие продать как можно больше книг и газет, но и первые киностудии. Однако в начале XX века клиффхэнгеры, несмотря на их психологические (для зрителя) и коммерческие (для студии) преимущества, не были популярными. Во многом это объяснялось тем, что их использование возможно только в сериалах или долгоиграющих франшизах — иначе историю было не разделить.
Тогда такие форматы считались дорогостоящими и коммерчески не привлекательными, поэтому появились в арсенале продюсеров гораздо позже.
Новый бум мыльных опер, завязанных на использовании клиффхэнгеров, случился только во второй половине XX века, когда на американском телевидении был запущен сериал «Даллас» (1978-1991). Шоу повествует о семействе Юингов — уроженцев Техаса, которые занимаются сельским хозяйством и нефтедобычей.
Подозрения зрителей падали абсолютно на всех героев. Некоторые букмекеры и вовсе принимали ставки: к примеру, в Великобритании на одного из персонажей поставили более 200 тысяч долларов — баснословную по тем временам сумму. Ответы на будоражащие общество вопросы тщательно скрывались, даже актеры не знали, кто окажется убийцей. Несложно догадаться, к чему привел весь этот ажиотаж. Рейтинги сериала зашкаливали — ожидаемый эпизод в итоге привлек к экранам рекордные 83 млн зрителей, и это только в США.
Психология зрителя
В чем кроется феномен клиффхэнгера? Как работает наше любопытство? Даем слово науке. Неугасимое желание отыскать ответы на возникающие вопросы объяснила советский психолог Блюма Зейгарник.
Названный в честь нее эффект заключается в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершенные. Наблюдая за официантами в одном из венских ресторанов, она заметила, что работники могли помнить заказы, которые находились в процессе обслуживания, но не могли удержать в памяти уже закрытые. Вернувшись в свою лабораторию, она провела эксперимент, попросив 20 участников вместе решить несложную головоломку — нужно было нанизывать бусинки на деревянную основу. Некоторых участников прервали на полпути. В итоге выяснилось, что те, кто не завершил головоломку, лучше запоминали все, что они делали — какие бусинки и в каком порядке нанизывали.
Другое объяснение можно найти в гештальтпсихологии. С немецкого «гештальт» переводится как «целостная форма». Просто представьте себе четыре прямых угла, которые расположены парами друг напротив друга. Если мы увидим такую картинку, мозг автоматически достроит ее до прямоугольника. Пользуясь этой логикой, немецкие специалисты сумели объяснить динамику психики — люди стремятся к целостной структуре.
Фактически, когда человек смотрит интригующий сериал, он полностью в него включается: отдает свои эмоции, энергию, внимание и интерес, желая получить конечный результат (ответы на все вопросы, которые возникли во время просмотра) и обдумать его. Вдруг сериал прерывается на самом интересном месте, а впереди — несколько месяцев ожидания. Зритель оказывается в сложной ситуации: он сосредоточен на сериале и не может вывести свою энергию и эмоции из него. Пока не будет закрыт этот гештальт, человеку будет сложно моментально переключиться на следующий. Его мысли будут погружены в сериал, что в итоге выльется в дискуссии, споры и догадки в социальных сетях или в кругу друзей.
Клиффхэнгеры в современных сериалах
Шоураннеры современных сериалов не могли обойти стороной такие свойства психологии человека. С 1990-х многие долгоиграющие телевизионные шоу и крупнейшие кинофраншизы попросту не обходятся без клиффхэнгеров. Прием выступает художественной заменой надписи «Продолжение следует» и рождает множество пересудов в перерывах между сезонами.
Одним из самых мощных и обсуждаемых клиффхэнгеров на телевидении до сих пор является концовка второго сезона культового сериала Дэвида Линча «Твин Пикс». Герой Кайла МакЛоклена, бьющийся о зеркало в номере отеля, на 26 лет стал одновременно и головной болью, и незакрытым гештальтом нескольких поколений зрителей. Был бы этот клиффхэнгер настолько известным и будоражащим сознание поклонников сериала, если бы пауза между сезонами не длилась больше четверти века? Сложно судить, зато можно смело утверждать, что клиффхэнгер «Твин Пикса» помог сериалу стать поп-культурным феноменом, который еще долго будут изучать киноведы и психологи. Тем более вышедший в 2017 году третий сезон ответил лишь на некоторые вопросы, заданные в 1991-м, и поставил множество новых. Однако на них, вероятно, ответов мы так и не дождемся — они «Твин Пиксу» и не нужны.
В нулевых главным триггером зрительской любознательности стал сериал «Остаться в живых», который возвел использование клиффхэнгеров в абсолют. Художественным приемом заканчивались не только многочисленные сезоны сериала (всего их было шесть), но и практически каждая серия, а иногда клиффхэнгеры и вовсе помещались внутри серий перед рекламными блоками. Причем эпизоды выходили раз в неделю, поэтому сезоны затягивались на несколько месяцев. Подобная структура не давала зрителям усмирять свое любопытство — о сериале говорили месяцами напролет, не останавливаясь. Рейтинги стали падать только к четвертому сезону, но значительная часть зрителей все же оставалась у экранов до финала истории.
Вообще в эру социальных сетей и мессенджеров клиффхэнгеры стали правилом хорошего тона. Без них сериалам сегодня практически невозможно существовать. Многочисленные фанатские сообщества и чаты, в которых поклонники обсуждают перипетии финальных серий только что вышедших сезонов, подогревают интерес к будущим эпизодам. Такое зрительское любопытство приносит успех и популярность продюсерам, а студиям — новые коммерческие предложения и, соответственно, большую прибыль.
Некоторые талантливые шоураннеры и вовсе глумятся над фанатами. Так, к примеру, создатели сериала «Шерлок» крайне уместно и искусно использовали клиффхэнгеры в конце каждого из сезонов. Самым ярким стал момент, где Шерлок подстраивает самоубийство, а в первом эпизоде третьего сезона герои сериала выдвигают различные версии того, как сыщик мог остаться в живых. Прыжок с крыши на кабеле для банджи-джампинга, сброс тела Мориарти в маске Шерлока и многие другие откровенно нежизнеспособные версии кажутся виртуозной насмешкой над зрителями, которые тоже два года обсуждали спасение Холмса.
Однажды Марк Твен, часто использовавший клиффхэнгеры в своих книгах, закончил рассказ «Средневековый роман» чрезвычайно гротескным образом:
«Окончания этой потрясающей и полной драматических событий истории нельзя отыскать ни в этой, ни в другой книге, ни сейчас, ни в будущем. По правде говоря, я завел моего героя (или героиню) в такое безвыходное и запутанное положение, что сам не знаю, как теперь с ним (или с нею) быть, а поэтому умываю руки и предоставляю ему (или ей) самостоятельно отыскать выход или оставаться в том же положении».
Любопытство — ресурс возобновляемый, поэтому марафонить сериалы мы будем до тех пор, пока их создатели не перестанут использовать клиффхэнгеры. Продюсеры современных шоу, прекрасно понимающие психологию зрителя, никогда не откажутся от такого действенного инструмента для привлечения внимания. Посему не стоит винить их в том, что очередной день был полностью инвестирован в просмотр любимого сериала — все вопросы к нашим инстинктам. Таков путь.
Клиффхэнгер как генератор любопытства
Очередной материал рубрики «Кинословарь» мы посвящаем клиффхэнгеру – одному из самых спекулятивных способов удержать зрительское внимание
Английский писатель Томас Гарди в 1873 году проделал замечательную штуку: заставил героя своего романтического романа «Голубые глаза» мистера Найта оступиться под дождем и соскользнуть с высокогорного обрыва, повиснув на пучке зажатой в кулаке мокрой травы. После этого автор долго мучил читателей, рассуждая на отвлеченные темы, и только через 29 абзацев нарисовал спасение: возлюбленная Найта Эльфрида связала из своих нижних юбок некое подобие каната, по которому герой, уже попрощавшийся было с жизнью, смог выбраться наверх. «Голубые глаза», поразившие читателей этой неожиданной триллерной вспышкой, не попали в сокровищницу мировой литературы, но явление под названием «клиффхэнгер» (Cliffhanger – «повисший на скале») очень скоро стало неотъемлемым элементом писательского труда и в наступившем ХХ веке оккупировало все новые виды медиа.
Иллюстрация к роману «Голубые глаза»
Разумеется, и до Гарди существовали мастера художественной интриги, начиная еще с Гомера: в конце четвертой книги своей «Одиссеи» он позволил злодеям устроить засаду сыну главного героя, после чего переключился на приключения Одиссея, и лишь как следует подразнив аудиторию, соизволил поведать, что же таки стало с Телемаком. Великолепно умела разжигать любопытство Шахерезада из «Тысячи и одной ночи», которую намеревался казнить персидский хан Шахрияр. Чтобы монарх не отрубил ей голову на рассвете, девушка стала рассказывать ему сказку за сказкой, оставляя самое интересное на потом. Заинтересованный Шахрияр, стремясь узнать все подробности, многократно переносил намеченную казнь и в итоге отменил ее вовсе, поскольку влюбился в рассказчицу, которая за три года успела родить ему троих детей. Отношения современных ТВ-шоураннеров с их аудиторией не столь романтичны, но в целом работают по той же формуле, обрывающей анекдот на полуслове, чтобы, пока идет реклама, зритель терзался вопросом: «А что же случилось дальше?»
Чарльз Диккенс, самый известный из великих английских сериальщиков того времени, виртуозно играл у публики на нервах, заставляя ее переживать за своих персонажей, как за собственных родственников. Биографы писателя описывают случай, когда в нью-йоркский порт зашел британский корабль со свежей прессой, и толпа почитателей Диккенса, ждавших очередного выпуска романа «Лавка древностей», устроила на пристани настоящую свалку, крича подплывающему судну: «Малышка Нелл мертва или нет?!» Это массовое помешательство имело не только адептов, но и критиков: в СМИ велись серьезные дискуссии на тему пагубности экспериментов над психикой доверчивого читателя, кои, как считалось, вызывали у него зависимость сродни наркотической (при том, что опиумные притоны пользовались едва ли не меньшей популярностью, а в «лечебных целях» маковое зелье тогда свободно продавалось в любой аптеке).
Естественно, авторы первых немых приключенческих киносериалов не могли пренебречь таким ценным сюжетообразующим элементом, как клиффхэнгер. Пионером приключенческого киножанра стали «Приключения Кэтлин» – 13 коротких (длиной в одну катушку пленки) историй о блондинке Кэтлин, которую жизнь постоянно сталкивала с дикими зверями – львами, леопардами, тиграми, волками, обезьянами, слонами и прочей живностью из личного зоопарка, которым владел продюсер. Эти и другие неприятности героиня, как следует из сценария, преодолевала с помощью «натуральной электрической силы, которой англосаксы традиционно контролируют темнокожих людей». Несколькими месяцами позже, весной 1914-го, вниманию американской публики были представлены «Опасные приключения Полины» режиссеров Луи Ж. Ганье и Дональда МакКензи – история в 20 выпусках с интригующими названиями вроде «Испытание огнем», «Авиакрушение» или «Пиратские сокровища», героиня которых, эмансипированная дамочка с неуемным характером, вечно попадала в затруднительные ситуации. В сериале ей приходится скакать на лошадях, мчаться на автомобиле, летать на воздушном шаре, бороться с пиратами, индейцами, шпионами и – куда уж тут без классики! – висеть над пропастью.
Кадр из сериала «Опасные приключения Полины»
Появились эти сериалы в результате войны чикагских СМИ, принявшей к 1913 году весьма ожесточенную форму. Началось все с того, что, сражаясь с конкурентами за увеличение тиражей, владелец чикагской Tribune Роберт МакКормик переманил у Уильяма Рэндолфа Херста расторопного начальника отдела распространения Макса Анненберга (который отличился тем, что первым нанял настоящую гангстерскую банду, чтобы потеснить чужих продавцов прессы с перекрестков, где шла особенно бойкая торговля). Анненберг тут же выступил со свежей идеей синергетического романа-киносериала: в газете ежедневно печатается по фельетону о приключениях Кэтлин, а в конце недели экранизацию всех семи историй можно посмотреть в кинотеатрах; для тех же, кто пропустил и то и другое, газетные истории позже собираются в книгу. Параллельно можно наладить выпуск открыток с Кэтлин, запустить линию одежды, выдумать именной коктейль…
Все это было проделано в сжатые сроки. 13-серийная новинка, агрессивно разрекламированная на уличных билбордах («Юные леди! Держитесь! Кэтлин идет!»), имела громкий успех среди представительниц рабочего класса. Тираж «Трибьюн» резко подскочил, и Херст, не желая отставать, весной 1914-го ответил на это «Опасными приключениями Полины» (20 серий). МакКормик отбил подачу – запустил в производство роман-киносериал «Тайна миллиона долларов», увеличив количество эпизодов до 23. Здесь к гонке медиамагнатов подключились прочие игроки рынка, быстро почуявшие запах денег, и Америку охватил настоящий бум на сериалы. В Европе, где как раз началась война, новый жанр внедрить не удалось, зато в США в следующие 30 лет он процветал, успешно дожив до появления звукового и цветного кинематографа.
Оксфордский словарь дает слову «клиффхэнгер» два определения: «конец эпизода в сериальной драме, оставляющий аудиторию в напряжении» или «событие с ярко выраженным элементом саспенса». К тому моменту как термин стал применяться специалистами, феномен клиффхэнгера уже пустил корни на радио, где рассчитанные на домохозяек сериалы быстро захватили 90% эфирного времени. Один из самых громких хитов нового жанра – сериал радиостанции BBC о частном детективе Поле Темпле, просуществовавший с 30-х по 60-е годы и в итоге перешедший в киноформу, – не стеснялся триллерных концовок, а в заставке недвусмысленно использовал мелодию симфонической сюиты «Шахерезада». В начале 60-х годов клиффхэнгер взяли на вооружение авторы комиксов: брошюрки с рисованными историями продавались куда лучше, когда приключения супергероя обрывались на самом интересном месте.
Как ни удивительно, но ТВ распробовало волшебную формулу позже других медиа. Первые годы существования телевидения это было дорогое развлечение для избранных, продюсеры которого больше вдохновлялись книгами и бродвейскими драмами, нежели радиошоу и киносериалами. Телешоу того времени, делавшиеся в Нью-Йорке, не пользовались клиффхэнгерами – это были дорогие односерийные постановки либо антологии, составленные из сюжетно не зависящих друг от друга историй. Даже тогда, когда в конце сороковых производство стало перетекать в Лос-Анджелес, бал на ТВ правили сериалы, эпизоды которых можно было смотреть в любом порядке. Взять клиффхэнгер на вооружение не постеснялись только некоторые дневные ситкомы, сюжеты которых разворачивались медленно, и, чтобы удержать зрителя, требовались сильные средства. Многие радиошоу 30-40-х гг. обрели второе рождение в телепространстве (развитие которого в конечном итоге убило радиосериалы как жанр). С радио пришел и запущенный газетчиками термин «мыльная опера», подразумевавший банальные вещи, выдававшиеся за высокую драму (т.е. женские причитания на ровном месте, прерывающиеся на рекламу продукции компаний Colgate и Procter & Gamble). Настоящей находкой стал клиффхэнгер для сценаристов вестернов: теперь злодеи могли сколько угодно захватывать в плен друзей и любимых девушек главного героя, щекоча зрительские нервы демонстрацией связанных жертв под зловещий хохот похитителей, – сюжету это только шло на пользу. Шоу, более сосредоточенные на разговорах, чем на экшене, популяризировали другой вид клиффхэнгера, заключающийся в вываливании на зрителя некоего шокирующего откровения, а если зритель был уже в курсе, то откровение вываливалось на кого-то из персонажей, чтобы после рекламной паузы аудитория имела возможность насладиться ошеломленной реакцией последнего.
Первое время «мыло» на ТВ было задвинуто на вторые роли и могло позволить себе быть «зрелищем не для всех», но к середине 50-х телевизоры подешевели, и «мыльные оперы» стали подгоняться под вкусы формирующейся аудитории. По мере того как росло количество владельцев телевизоров, заказчики рекламы требовали от телеканалов все более простых и понятных зрелищ, – без зауми и «на позитиве». Пришло время «счастливых шоу про счастливых людей со счастливыми проблемами». Клиффхэнгеры стали визитной карточкой жанра: например, стартовавшее в 1977-м на канале ABC ночное комедийное шоу под названием «Мыло», пародировавшее популярные дневные сериалы, завершало каждую серию перечислением вопросов, которые могли возникнуть у зрителя, и словами: «На эти и многие другие вопросы будет дан ответ в следующем эпизоде “Мыла”». А в 1979-м на NBC недолгое время выходил сериал, так и называвшийся – «Клиффхэнгеры!». Шоу носило экспериментальный характер с сильным привкусом немых сериалов начала века и было закрыто после десяти эпизодов.
Индустрия немедленно приняла случившееся к сведению: «мыло» хлынуло в прайм-тайм, заставив даже серьезные телешоу освоить приемы из арсенала «низкого жанра». Но если авторы «Далласа» дразнили аудиторию вполне осознанно, то следующий клиффхэнгер, обсуждавшийся столь же широко, на мировую славу вовсе не претендовал: герой Кайла МакЛахлена, бьющийся лбом об зеркало в финале второго сезона «Твин Пикса», вряд ли вызвал бы столько пересудов, если бы Дэвиду Линчу дали продолжить сериал. Загадка, оставшаяся без разрешения, сделала телешоу непревзойденным поп-культурным феноменом, и третий сезон, который (спустя 20 лет!) все же обещают наконец снять, уже никак не отменит этого факта. Конечно, безвыходных ситуаций не бывает: при желании вопрос с невыстрелившим клиффхэнгером почти всегда можно закрыть с помощью дополнительного мини-сериала или «полного метра», которые бы ответили на все оставшиеся вопросы. Иногда связать воедино оборванные сюжетные нити помогает новеллизация. Но обычно шоураннеры, закругляя сезон, просто стараются не допускать столь грубых просчетов: береженого бог бережет.
Сегодня «мыла» больше нет на телевидении – некоторые известные сериалы успешно шли в эфире десятки лет, но в этом веке почти все они вымерли, как динозавры, освободив место для разнообразных ток- и реалити-шоу. Клиффхэнгер же, которым они заразили современность, продолжает жить в телешоу самих разных жанров – «24 часах» и «Во все тяжкие», «Задержке в развитии» и «Безумцах», «Грани» и «Просветленной», «Лосте» и «Родине», «Друзьях» и «Побеге»… Известнейшие кинотрилогии Голливуда, такие как «Назад в будущее», «Матрица», «Хоббит», «Пираты Карибского моря», оставляют красноречивые зацепки в конце каждой киноленты (это же относится к кинокомиксам студии Marvel, традиционно припасающим для зрителя сюрпризы после финальных титров) – можно сказать, что в приличном обществе клиффхэнгер сегодня служит изящной заменой классического титра «продолжение следует». Кто-то использует его демонстративно, кто-то – осторожно и экономно, строго по необходимости, но никто уже не пренебрегает клиффхэнгером только потому, что этим приемом когда-то увлекались авторы бульварного чтива и низкопробных радиопостановок. Клиффхэнгер вызывает отвращение, только когда он убого сделан, качественные же, годные клиффхэнгеры награждают зрителя гаммой незабываемых переживаний.
Кадр из сериала «Твин Пикс»
«Важно понимать принципы, по которым строится повествование на ТВ, – рассказывает создатель детективного сериала “Убийство на пляже” Крис Чибналл. – В Великобритании после каждого 12-минутного кусочка идет перерыв. Требуется убедиться, что в конце каждого такого кусочка развешаны клиффхэнгеры. А потом надо напрячься и выдать самый большой клиффхэнгер в конце часа, так чтобы люди сказали себе: “Хочу увидеть следующий эпизод немедленно!”»
Почему это работает из года в год? Психологи связывают понятие клиффхэнгера с т.н. эффектом Зейгарник-Овсянкиной. Данный эффект проявляется в том, что человек лучше запоминает прерванные занятия, чем завершенные, и при первой же возможности стремится закончить начатое, поскольку в 90% случаев это снимает внутреннюю напряженность и приносит облегчение. Если верить ученым, именно поэтому удачно подобранный клиффхэнгер застревает в памяти как рыболовный крючок. Конец серии создает напряжение, начало следующей дает облегчение – и так до бесконечности.
Вы столь самонадеянны, что в сотый раз даете себе зарок не тратить время на новое шоу канала HBO, ограничившись просмотром «пилотного» эпизода? Дерзайте. Мы тоже любим рисковать.