кмб учебка в чем разница
Сколько обычно длится КМБ в армии, прохождение курса
Что значит КМБ?
Многие призывники и даже непричастные к военной службе люди сталкивались с такой таинственной аббревиатурой как «КМБ», при том звучит это обычно в сочетании с армией. Что же значит КМБ в армии? КМБ = курс молодого бойца. Это целый комплекс разнообразных мероприятий по подготовке новобранца, целью которых является улучшение его физической формы, моральной составляющей для последующей успешной службы в войсках. Учебка является своеобразным «мостиком» между гражданкой и полноценной службой в армии для только что призванных молодых людей.
При том данное сокращение можно услышать и на гражданке, пускай и в немного ироничном ключе, когда, например, нанятого на работу человека ускоренно вводят в курс дел и порядок трудовой деятельности в организации. Однако КМБ в прямом значении термина все относится к армии, расшифровка аббревиатуры явно указывает на это.
Какие цели преследует курс?
Целью курса является адаптация новобранца к армейским условиям, многое из них весьма непривычно и непонятно для молодого пополнения. И это не удивительно, ведь многих солдат призывали прямиком после школы или колледжа, высшего учебного заведения.
В армейских рядах весьма важно быстро ориентироваться в любой ситуации, молниеносно реагировать на любые вызовы, выполнять ответственно поручения командования. Также необходимо понять саму суть воинского ремесла, наладить отношения как с сослуживцами, так и с командирами, заработать положительную репутацию у них.
Подготовить из «зеленых» новичков настоящих бойцов помогает ряд мероприятий, осуществляемых под чутким руководством командиров:
Если суммировать вышесказанное, то можно сделать вывод, что КМБ нужен для того, чтобы погрузить призванного юношу в армейскую атмосферу.
Основы курса
Едва попавшему в армию молодому человеку следует старательно проходить каждый этап начальной подготовки к армейскому делу, что позволит успешно дослужить до конца срока. Основные аспекты и нюансы, как проходит КМБ для новобранцев в армии, мы перечислим ниже.
Улучшение физической подготовки
На практике выясняется, что подавляющее большинство молодых людей в наше время уделяет мало внимания физической культуре, занятиям спортом, укреплению своей физической формы. Потому очень мало кто может с первого раза сдать нормативы по скорости, выносливости и силе.
Пробелы приходится восполнять во время КМБ, поскольку армия предусматривает достаточно интенсивную «физуху». Впрочем, какой же это солдат, если он не может пробежать сотню метров и подтянуться с десяток раз? Что он будет делать на поле боя, если будет такая потребность?
Так что под чутким контролем юноши бегают, выполняют различные упражнения ежедневно, постепенно увеличивая нагрузку, что позволяет в сжатые сроки достичь неплохих результатов. Также тренируются подтягиваться, отжиматься, качать пресс и др.
Обучение строевой подготовке
Некоторые военнослужащие недостаточно серьезно относятся к данным мероприятиям, считая их бессмысленными и малополезными в боевых условиях, однако это происходит из-за глубокого непонимания основ армейской подготовки. Строевая подготовка позволяет достичь солдатам военной выправки, а также научиться взаимодействовать и синхронизовать свои действия с другими военнослужащими.
Никакой другой тип подготовки не позволяет научить настолько тесно взаимодействовать солдат между собой, ведь все они отличаются физической формой, интеллектом, моральной составляющей. Пускай и на строевую подготовку отводят по паре часов в день, она явно является полезной и пригодится в будущем.
Новобранцам стоит уяснить, что строевая подготовка – важный этап перед принятием присяги и отнестись к ней стоит со всей серьезностью.
Обучение обращению с огнестрельным оружием
Обучение навыкам рукопашного боя
Во время ведения боевых действий солдат может попасть в ситуацию, когда он окажется безоружен, но столкнется с атакующим его противником. По этой причине боец обязан уметь обезвредить врага с помощью своих голых рук, для чего и тренируют рукопашный бой. Данное обучение входит в обязательный перечень курса.
Занятия по теории
Во время курса бойцами изучается Устав Вооруженных Сил. Знать его на зубок является прямой обязанностью военнослужащих, ведь вся служба в армии исходит из правил, описанных там.
Формирование самодисциплины
КМБ адаптирует новобранцев жизни по строгому распорядку, нарушать который воспрещается любому военнослужащему. Юноши должны научиться сами создавать для себя комфортные условия прохождения службы, после чего поддерживать их.
Так, солдаты привыкают заступать в наряд, мыть пол в казарме, заправлять свою кровать, ровнять тумбы и табуреты, внимательно следить за чистотой и опрятностью формы, убирать мусор.
Кто проводит КМБ?
Командует молодым пополнением специально отобранный пул опытных сержантов. Они имеют спокойный и адекватный характер, лояльно относятся к малому опыту новобранцев. Также за их действиями следят другие военные, имеющие более высокие звания, а еще комитет солдатских матерей.
Поскольку едва поступившие в войска юноши еще ничего не знают об армии и ее особенностях, то курс проходит в максимально лояльной атмосфере. Даже в частях, где практикуются неуставные отношения (попросту говоря, дедовщина), к новобранцам заставляют относятся мягко, за чем следят офицеры.
Продолжительность КМБ
Того, сколько идет КМБ для новобранцев в армии, достаточно для прививания минимальных основ армейского ремесла, а также для адаптации призванных молодых людей.
Главной целью курса является ознакомление новобранцев с необычными армейскими условиями и устоями, где весьма важен каждый аспект, как и отношения с другими служащими.
Друг рассказал как сейчас служат,думаю многим будет интересно.
Пост о том как я жил на военном танкере
По просьбам некоторых подписчиков, пилю сей пост. Итак, время зима 2001-2002, мне дано задание, как старшему группы, выдвинуться для осуществления охраны корабля. Для тех кому лень, про корабль тут https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Березина_(корабль_комплексного_снабжения)
Итак, отрок 19 лет + двое подчинённых, отправляется нести службу на заброшенном корабле.
За давностью лет, могу блажить, но по-моему справа «Иван Бубнов».
Было много интересного. Двигатель внутреннего сгорания может быть размером с трёх-этажный дом. Воронки на концах (которыми корабль привязан к берегу), чтобы крысы не бегали. Кабак под трапом. Круизный лайнер, в ста метрах по причалу. И крысы, которые разбегаются по унитазам, когда включаешь фонарь, при входе в гальюн. За забором, минно-торпедный арсенал.
Итак, как я описал выше, под трапом был кабак. Сразу за ним, причал и забор минно-торпедного арсенала. Эти две конструкции создавали угол, в который посетители этой таверны, отпускали свои потребности. Выйдя с одним из завсегдатаев учреждения справить нужду, узнал, что данный угол называется Залив Сейченова. На мой вопрос: Почему? Собеседник ответил, что сюда упал боцман по фамилии Сейченов.
Ловили бычков с борта, готовить носили в этот самый кабак. При очередном визите, познакомился с экипажем круизного лайнера Assedo, который стоял чуть дальше по причалу.
После визита на борт к этим уважаемым господам, я не смог подняться к себе на корабль, ввиду того что трап был поднят. Немного поболтавшись под ним, смог залезть в гамак под трапом, где благополучно и заснул. Встретил рассвет вместе с холодом, который поднимался от воды.
Весь смысл этого поста можно свести к тому, что если ты ни разу не видел большой корабль, то первые ощущения будут ого-го, да впрочем как и воспоминания 20 лет спустя.
Понимаю.
Почувствуй разницу
Ответ на пост «С такими защитниками и враги не нужны»
Появилось видеообращение того самого Асхаба Магомедова из вчерашнего поста.
Так же он дал пояснения журналистам «КП-Ставрополь»:
— Что меня смущает в это ролике? Парень лежит, а вы его бьете по голове ногой.
— Я его бил не по голове, а по перчаткам. Если вы посмотрите видео повнимательнее, вы не найдете ни одного точного удара в лицо. Вы также видите, что он плачет, но этот человек потом благодарил меня. По сей день общаюсь с ним. Когда начался резонанс, я ему позвонил. С ним все в порядке.
Видео со спаррингом сопровождали скриншотом следующей сториз Магомедова. В нем он якобы объяснял, почему так поступил с сослуживцем:
«А меня жалко не было, когда меня вырубили? Когда меня три человека били и вырубили в туалете? У меня тоже есть родители, мне тоже голову пробили».
Но в беседе с корреспондентом «КП-Ставрополь» Магомедов опроверг, что писал такое.
— Кто-то записал происходящее с экрана телефона и только через 1,5 года выложил видео. Возможно, это не один и тот же человек. Но я даже не знал, что видео у кого-то сохранилось. Эта запись идет в связке с моими критическими высказываниями в адрес Максима Марцинкевича, что подлило масла в огонь.
Ежедневно в личные сообщения Магомедова, по его словам, приходит более тысячи посланий. Много кто угрожает парню расправой.
Сейчас Магомедов продолжает заниматься смешанными единоборствами. Некоторые пользователи знали его и раньше по кулачным боям и по схваткам в любительских лигах MMA.
Молодые люди призывного возраста достаточно активно интересуются всеми нюансами службы в армии, чтобы хотя бы приблизительно узнать, какая жизнь их ожидает после призыва. Один из популярных вопросов, которые они задают, касается учебки. Наша статья расскажет вам, что представляет собой учебная войсковая часть, чем она отличается от обычной и сколько времени будет длиться обучение в 2017 году.
Выясняем, что же такое учебка
Сразу после призыва подавляющее большинство новобранцев отправляется в боевые части, где начинает изучать армейскую науку в формате курса молодого бойца. Некоторые же счастливчики попадают в учебку, откуда по истечении определенного срока выходят специалистами в какой-либо воинской сфере.
Почему в учебные части не отправляются абсолютно все призывники? На этот вопрос можно найти сразу несколько вариантов ответа. Во-первых, далеко не все воинские специальности требуют столь тщательного обучения, которое организуется в учебке. Во-вторых, количество подобных частей ограничено, и они просто не в состоянии принять огромное число молодых людей, призываемых на службу два раза в год. Наконец, в-третьих, если все будут отправляться в учебки, значит, возникнет серьезная нехватка кадров в боевых подразделениях. Именно по этим причинам направление на обучение является скорее исключением, чем правилом.
Учебка в российской армии представляет собой войсковую часть, в которой новобранцы проходят обучение по какой-либо специальности.
От обычных боевых подразделений ее отличают следующие особенности:
Главная особенность – это абсолютно равные условия для всех, значительно более высокая, чем в боевых частях, степень социальной справедливости. Каждый курсант учебки идет в наряд в порядке очередности, а не по чьей-то прихоти, военнослужащие делят поровну содержимое посылок из дома, а также все тяготы и лишения воинской службы.
Сколько длится обучение в учебке
Совсем недавно, когда срок службы в армии составлял 2 года, обучение каким-либо воинским премудростям в учебных частях могло занимать 6-9 месяцев. Сегодня ситуация несколько изменилась. В зависимости от специальности, срок обучения может составлять всего от 3-х месяцев до полугода. То есть оно представляет собой лишь растянутый во времени курс молодого бойца, которого чаще всего хватает лишь на то, чтобы несколько раз съездить на стрельбы да подтянуть физическую подготовку, если новобранец до армии вообще не уделял время спорту.
СБОРНЫЙ ПУНКТ (ОБЕЗЬЯННИК)
Сборные пункты везде разные это может быть вшивник, с царящим там полу уголовным беспределом и хаосом, а может быть вполне благовидный образ казармы с армейской дисциплиной. На сборном пункте состоится Ваша покупка, т. есть приедет из части офицер с сержантами и будут набирать себе в часть солдат. Чем раньше Вас купят, тем лучше на сборном пункте ничего полезного не происходит, будет только очередная медкомиссия, на которой желающим попасть в элитные войска лучше скрыть все свои болячки и забыть о травмах головы. Кого купят к концу призыва попадут в войска на подобие железнодорожных.
На сборном пункте вы уже начнете ощущать прелести армейской системы. Вас будут пытаться унизить более наглые и сильные, уже здесь от умения противостоять зависит ваше дальнейшее армейская жизнь. На сборном пункте можно смело давать отпор любому ублюдку, так как шанс что вы попадете служить в одну часть минимален. Не давайте снимать с себя вещи, с помощью обмена на более поношенные и рваные, ни в коем случае не выполняйте ни за кого каких-либо обязанностей, будь то мытье полов, заправка постели или уборка территории, все это вам еще предстоит делать в войсковой части.
На сборных пунктах часто процветает бурная коммерческая деятельность, так как каждый призывник везет с собой определенное количество денег и все кто работает на сборном пункте будут всеми правдами и не правдами пытаться на вас заработать. Будь то платные экскурсии, по принципу «кто не хочет, чистит снег» или банальные предложения, не хочешь стоять дневальным, плати деньги.
Так же:
Солдат без бирки, что п….а без дырки.
Товарищ сержант, а какая разница
— Одна дает, другая дразница.
Вполне возможно, что сразу в учебке будут отбирать кандидатов в сержантскую школу, отбор происходит чаще всего по следующей схеме. Поручили вымыть полы, кто-то вымоет все сушилку, бытовую комнату, взлетку, туалет. Кто-то скажет сушилку помою, а туалет мыть не буду. Кто-то молча подумает, ничего я мыть не буду, лучше других заставлю и напряжет того кто по слабже выполнить за себя данную работу, вот именно таких и возьмут в сержантскую школу. Кто может заставить другого, тот сможет командовать. Некоторые офицеры отправляют в сержантскую школу тех, кто постоянно пытается дать сдачи и дерется. Есть уникальные части, где сержантов презирают и иметь на погонах лычки заподло. В таких частях появляется такое явление, как слабовольные сержанты. Те солдаты, которым по должности положено иметь сержантское звание, но внутри себя они ничего не представляют, не могут ни командовать, ни иметь твердой силы воли. В первой части, которой я служил, был всего лишь один такой сержант, он числился в медсанчасти и потому получил звание. Каждый кто в в/ч 52386, в простонародье Тучково, имел на погонах хотя бы по одной сопле, то есть носил звание ефрейтора, мог построить роту на плацу с матрасами и заставить ходить гусиным шагом.
В армии культивируется мнение, что нижняя кровать (шконка), престижнее верхней и чем дальше кровать от прохода, тем лучше. Второе суждение верно в любом случае, по проходу может гулять сквозняк, чем дальше ты от глаз дежурного по роте тем лучше, в любом случае на ночную «непредвиденную работу» подымут ближайшего с верхней шконки. Нижняя кровать неудобна в том случае, если сосед сверху болеет инорезом (и таких берут в армию, потом правда комиссуют), если полы в казарме не просыхают и от пола постоянные испарения. Вас начнут учить подшиваться, в армии подшиваются не для красоты, а что бы ворот форменной куртки не натирал шею, и не образовались фурункулы. Грязная подшива грозит подшиванием, до 150 раз за ночь, дежурный по роте пока не пойдет спать будет постоянно контролировать вас, отрывая каждый раз подшиву и заставляя подшиваться снова. Самые «продвинутые», в том числе и Вашего призыва будут пытаться заставить или просить подшиться за них, нужно либо жестко отказать или прикинуться, что не умеешь. Чистить пряжку ремня, начищать до блеска сапоги, стирать форму это все те способы заставить Вас «служить дедушке». Можно упереться не буду, Вас несколько раз попресуют и оставят в покое. Можно пойти в отмах на попытку оказать на Вас физическое и психологическое воздействие, но здоровья надо много, бить будут долго и численностью в десять раз Вас превосходящей. Но если Вас в призыве много и Вы держитесь дружно, с Вами справиться не удастся. Мытье полов в Армии, чаще всего приравнивается к унизительной работе, самое не престижное мытье туалета, но через эту процедуру проходят все. Часто в туалете не только убираются моя половой тряпкой полы, но и начищая сам толчок лезвием до блеска. Так как в свое время через эту процедуру прошли все сержанты, они строго следят, чтобы из молодого призыва ни один не избежал этой участи, блатной не блатной.
В армии действует очень мудрый армейский принцип, отвечает один за всех и все за одного. Например один из молодых расслабился выпил бутылочку пива, его попалили или что вероятнее всего сдали свои же более ушлые. Помирать на плацу с гантелями в руках, бегом, гуськом, ползком будет весь молодой призыв.
Есть такая профессия Родину защищать, а самым главным и значимым в этой профессии, является принятие присяги. Присягу можно принимать в валенках в сушилке, можно на плацу с автоматом. Бывает это торжественно, бывает как комедия, когда некоторые солдаты не умеют не то что бы читать, они то на русском говорят с трудом. Присягу я принимал, в бытовой комнате, команду мне подавал прапорщик, а самое замечательное во всем этом был праздничный ужин, с четвертинкой апельсина и одним пельменем на всю тарелку. Мой брат принимал присягу на плацу, с автоматом Калашникова, к нему даже после принятия подошел генерал, пожал руку, спросил пишет ли он домой, у него на присяге была наша мама. Тогда были выборы в думу и одна из политических партий прислала ей приглашение на присягу. Приезжайте на присягу своих сыновей, это поистине знаменательный день в их жизни, если вы к ним приедете их обязательно отпустят в увольнение. А старослужащие воспользовавшись моментом, стрясут с каждого пошедшего в увольнение рублей по 150 рублей и поесть, традиция.
Проходят столетья, меняются люди,
Но твердо звучит на всех языках.
Кто не был, тот будет, кто был, не забудет,
Семьсот тридцать дней в сапогах.
(при прочтении пищу не принимать, брезгливым – не читать )
Сколько у нас учебных воинских частей в России? А сколько было в Советском Союзе? Не сосчитать! Все они похожи друг на друга, и все разные. Пишу так не из-за того, что все знаю и очень умный – просто всегда во всем военном есть некая похожесть. Иногда просто до одури – помните, как в фильме «Брат-2» герой спрашивал у таксиста в Америке про брата в Москве? Вот-вот, и тут так же. Вроде и звания разные, и внешне не очень похожи, а повадки у сволочей одинаковые до жути! Ну, а разница – это естественно. Виды войск, географическая привязка, климатическая… Много чего.
Моя учебка стояла на берегу озера. Сразу, как привезли, объяснили: тут, дескать, Петр Первый свой потешный флот строил. Поэтому служить здесь великая честь и все такое. Какая связь между царскими игрушками и нашим армейским профилем, никто объяснять не стал. Но мы с первого дня к этой простой военной логике были привыкшие, да и не заплакали – на флоте-то на год больше служить бы пришлось! Зато, чего не отнять, вокруг красота: озеро это самое, церквушки из казармы видать…
Впрочем, это были почти все плюсы.
Призванные курсантики в основной своей массе – ну хорошо, процентов 50, и, как правило, городские – не умели наматывать портянки. А с утра ведь как? «Рота, 45 секунд – подъем!» Некоторые с вечера ложили портянки сверху на голенища сапог и потом просто засовывали туда ногу – и так бежали! Я опять же понимаю, если бы это было хотя бы после года службы, там уж нога превращается в некий костыль, ей ничего не страшно, по себе помню. А тут-то – ведь почти младенцы с города приехали! Вот и результат: мозоли, кровавые, причем иногда страшенные, во всю ступню. А климат тут был… а хрен его знает, как это по-научному, но влажность из-за этого самого озера была просто офигеть! Как результат: ноги начали гнить. И руки. Кто-то заусенец погрызет (каюсь, я был из оных), кто-то царапнет – вот тут и появляется нагноение.
А надо сказать, в санчасти был еще один, редкий для учебки плюс. Там была ОНА. Я уже за давностью лет не помню, как ее звали, вроде – Наташа, и кем она там была – медсестрой или врачом. Помню, что вместе с ней работал такой же молодой, как она, доктор, тоже весь себе такой Аполлон, но он-то интересовал нас, курсантов, только в том смысле, чтобы не очень больно процедуру какую сделать – помазать рану, перевязку сделать, если закровило, или – никто не ест? точно? – снять кожу, если на пальцах крайняя фаланга распухла от гноя, и, все это обработав, замотать. Вот сейчас пишу и вспоминаю… брр, у меня на одной руке на всех пальцах так было. Ужас, кровь идет, башка кружится!
Так о чем это я? А! Там была ОНА. И вот подойдет к тебе пустьбудетНаташа, заговорит с тобой своим ангельским голосом, посмотрит на тебя ласково – и все, нет никакой боли, нет головокружений. Лишь прекрасный лик перед тобою… А в двери уже стучат: эй, братан, не засиживайся, тебе уже все там замотали, и всем хочется на пустьбудетНаташу еще раз посмотреть.
Кстати, не буду исключать, что кто-то специально что-нибудь себе там расковыривал, лишь бы лишний раз в санчасть прийти и на нашу Мадонну взглянуть. Но основной части, к коим я отношу и себя, хватало имеющегося – и это при том, что с ногами у меня проблем не было. Но вот пальцы подкачали, грешен был, любил до армии заусенцы покусать. С тех пор такой привычки нет.
Любопытно, что помимо нас, курсантов, в тапочках поневоле ходили и некоторые ученики школы прапорщиков, которая была расположена на этой же территории. Вот над ними было не грех поржать: будущие «куски», взрослые (для нас тогдашних) дяденьки, некоторые – так и вовсе мордовороты, чапают в тапочках как пацаны!
Кто-то, прочитав вышенаписанное, наверняка подумает негодное: ага, ходили на девку молодую пялиться, а потом ночами или где потише занимались, чем ни попадя, прости Господи? Рискую разочаровать. Потому как, во-первых, нет в учебке тихих мест. Не оставят тебя командиры одного и надолго. А ночью обычно усталый за день курсант спит. И даже если б он захотел… Лично у нас были двухъярусные железные кровати, поставленные по две в ряд, и если бы кто-то ритмично задвигался посреди ночи, он вмиг разбудил бы всех своих соседей. Но и это не главное. Потому что, и это во-вторых, в армии есть бром.
Но сержанту-одесситу это, конечно, не нравилось. И по нарядам он меня погонял – будь здоров! Стоя «на тумбочке» или будучи дежурным по роте, по ночам, я представлял себе, как буду целых полгода служить с этим уродом. Понятно, что он, став «старым», все свалит на меня. И все косяки будут мои. Хапну горя, факт. Но и отказываться от сержантства было чревато. «Команды» я почти все к тому времени сформировал, и откажись я от перспективы, озвученной мне руководством – что бы они мне тогда сказали?
Фото? – вместе вскрикнули мы в ночи.
Подойдя поближе к дежурной лампе, я открыл конверт. Оставив письмо на потом, я достал фотографию. Лучше бы я так не торопился! Изображенная там девушка была… как бы это помягче сказать? – не очень красивой.
Ну чего там? – вожделенно спросил коллега по наряду.
Те порви. А это с фоткой дай мне пока.
Возможно, он меня не так понял. Или подумал что-то плохое. Но у меня появилась идея.
Иногда у нас появлялось так называемое «свободное время». Можно было подшить свежий подворотничок, написать домой или любимой письмо. Я подошел к комвзвода, молодому старлею с хитрыми глазами и гусарскими усами, и предложил в приказном порядке занять «свободное время» иначе. Идея ему понравилась. Взвод, как всегда, расселся на табуретах в своем закутке, и комвзвода, подозвав меня, сказал:
Короче, делаем сейчас так. А как – вот он объяснит.
«Гиганты» покраснели и синхронно кивнули.
За всем происходящим издали наблюдал сержант-одессит. Все это ему явно не нравилось, но что он мог сделать, когда вместе со всеми письма писал комвзвода, почесывая ручкой усы, а «старый», придя откуда-то с улицы, долго сокрушался, что не нашел этого письма раньше и не ответил неизвестной «Белладонне».
Письма написали все, я успел даже два. Очень медленно, аккуратно, все написали на конвертах правильный адрес доставки. Очень хотелось узнать, что ощутила деваха, получив всю нашу корреспонденцию…
А после очередного наряда я понял, что в учебке мне будет очень нелегко. Возможно, кто-то обвинит меня в том, что я испугался трудностей, но и тогда, и сейчас, по прошествии лет, я считаю, что поступил правильно. И когда я с тяжелым сердцем подошел к старому прапору и сообщил ему, что не хочу оставаться сержантом в роте, и готов это сказать командиру роты («старому» и комвзвода я до этого уже все сказал), он устало посмотрел на меня, вздохнул и ответил:
Ты сам выбрал этот путь. И за это я засуну тебя к белым медведям…
Благодаря ему я попал в ту самую «команду», в которой были собраны все одинокие и недружелюбные. Нас забрали и везли несколько дней, с пересадкой. Но старый «кусок» в чем-то ошибся, и белых медведей я так и не увидел. Как не увидел через неделю и своих попутчиков, которых судьба разбросала по разным частям. Я увидел… Украину. И прослужил в армии всего 645 дней вместо положенных 732, что входят в полные два года.
А той учебки, насколько я знаю, больше не существует. Все снесено, и на месте казарм стоят коттеджи. А то! Место на берегу озера, церквушки вокруг. Красота…
Год в армии — какой он? Что случается с солдатом за эти 365 дней? Через что он проходит и к чему готовится?
Сегодня я хочу рассказать вам о том, из чего состоит год в армии для военнослужащего по призыву. Конечно, последовательность событий, описанная в этой статье, верна не для всех. Она является конкретным случаем для меня и моих товарищей по Учебному батальону младших специалистов ВИ ЖДВ и ВОСО.
Но я уверяю вас, что после общения со многими товарищами, друзьями и знакомыми, которые уже служили или служат сейчас, описанная в этой статье последовательность — максимально близка к истине. К тому, через что мы проходим за 1 год в армии на самом деле.
Прямо сейчас о том, через что мы уже прошли, чем занимаемся сейчас, и что нас ждет впереди.
КМБ или Курс молодого бойца
Когда я узнал о смысле этого понятия впервые в жизни, у меня перед глазами встала вот такая картина.
Вон там, слева вдалеке — это я!
Наверное, я даже частично к такому готовился. Но это было ровно до того момента, пока не узнал, что в армии существует тихий час, а в столовой дают 2 блюда на выбор. После этого мои ожидания от армии существенно изменились. В том числе и о КМБ.
Я до последнего вообще не верил, что он у нас будет. Однако, этот курс мне и моим друзьям пройти пришлось.
В моем случае он длился 5 недель. У кого-то меньше, у кого-то больше. Максимальный срок курса молодого бойца был у моих сослуживцев, которые призвались второго июня.
Вся фишка в том, что КМБ идет до присяги. У нас присяга была 1 августа. Поэтому у некоторых КМБ был не 1, а 2 месяца.
Так что же из себя представляет этот курс молодого бойца сейчас?
У нас КМБ состоял из следующих элементов:
Куда же без нее. Основа армейской жизни — занятия по строевой. Это как становая тяга для бодибилдеров. Все свободное время в первый месяц уделялось именно строевой. И правильно. Ходить мы все равно не умели. Но практика творит чудеса!
Да, кстати. Для тех, кто не знает. Уставов в ВС РФ больше, чем один. Намного больше! Именно поэтому в нашем КМБ отдельное внимание отводилось знакомству и разбору отдельных глав уставов. Общевоинского, строевого, дисциплинарного и других.
Как я и говорил в одной из своих статей, учеба у нас началась уже на третий день службы. А то и на второй.
В общем, чего-то еще особенного я больше не припомню. Учеба занимала бОльшую часть времени. Так и было до присяги, а после принятия присяги наша жизнь несколько изменилась.
Учебка
Кто-то называет «учебкой» как раз тот период, когда у нас был КМБ — первый месяц службы до присяги. Возможно так и есть. Вот только я иначе действующий период службы назвать не могу. Все из-за того, что теперь учебы стало еще больше!
Пары идут каждый день, кроме воскресенья, с 09.00 до 16.30 минимум. С перерывом на обед, конечно. Но все же!
Это настоящая учебка в прямом смысле этого слова. Строевой стало в разы меньше, а вместо Уставов мы теперь по вечерам читаем друг другу книжки со стихами иностранных поэтов.
Все из-за того, что кто-то в течение дня обматерился, а это услышал ответственный офицер.
Вчера, кстати, так и было. Целых 4 провинившихся по очереди зачитывали перед всей ротой по 3 стиха. С такой интонацией, так душевно! Вы бы это слышали…
Кроме бОльшего количества учебы стало больше «рабочки». Парней теперь активно используют в столовой, на складах, на отдельных объектах института и вообще по мелочи. Например, покрасить плац. Занятие ответственное. Вроде бы простое, но занимает весь день.
Как говорили нам офицеры: «Пока вы не приняли присягу, мы с вас практически ничего требовать не можем. А вот как примете…»
Так и получается. Теперь солдаты здесь составляют бесплатную рабочую силу.
Экзамены
Говорю вам. Это настоящий университет, школа и армия вместе. Все в одном. Экзамены будут по каждой дисциплине в районе конца октября — начала ноября 2015 года. До 5 ноября, я думаю, 3 из 4-х рот сдадут уже все экзамены. А после нас всех ждет…
Выпускной
Это мероприятие больше похоже на присягу. Как минимум тем, что проходит на большом плацу и в присутствии родителей.
Только вместо священных слов присяги мы будем получать дипломы об освоении специальности, а некоторым достанутся погоны младших сержантов.
Вот, например, как он проходил пол года назад.
Распределение
Буквально на следующий день после выпускного начнется распределение в войска.
Схема примерно такая же, как я описывал в своей статье про первый день в армии с «покупкой» призывников в части. Только здесь покупатели будут приезжать к нам в часть и забирать к себе отсюда. В остальном — все также.
Служба в войсках
Вот по этому пункту у меня пока что мало информации. Есть только несколько знакомых, которые уже успели убыть в войска. Они говорят о том, что весь день сейчас проводят на «рабочке».
То есть красят, ремонтируют, чистят, убирают, строят. Что только не делают. Ведь мы солдаты. Мы должны все уметь!
Воинская часть в Красном селе считается топовой для наших ребят. Ее активно пиарят и офицеры, и сержанты, и сами военнослужащие. Все туда хотят. Но когда я спрашиваю, что там делать, и чем она хороша, аргументированного ответа не получаю.
Один мой хороший друг-сослуживец однажды сказал, что есть возможность в той части служить на КПП. Типа охранником. А что, хорошее место, по-моему. Сидишь себе спокойно, в камеры смотришь. Или даже больше в компьютер с интернетом. Кофе/чай/вода. Все, что нужно для счастья солдату!
Еще знаю немного информации по воинской части в 40 км от Москвы. Называется 2-я гвардейская Таманская мотострелковая дивизия . Если не вдаваться в подробности, то «гвардейская» означает, что ее солдаты, в свое время, отличились в боях за Родину в лучшую сторону.
Что же касается службы там, то у меня сложилось о ней хорошее впечатление. Я даже считаю ее элитной частью.
Впечатление сложилось на основании общения с тремя офицерами оттуда. Там все совсем не так, как у нас.
Я бы сказал, что у нас тут детский сад по сравнению с тем, что происходит там. У них настоящие подъемы по тревоге. С беготней, выводом техники и так далее. Это мероприятие занимает пол ночи, а не 1 час, как было у нас здесь.
Плюс к этому, 29 человек человек с нашего забрали именно в эту дивизию. Они говорят, что там лучше, чем здесь. Лучше — понятие растяжимое, конечно.
Мне вот, например, и здесь нравится! 😉
Кстати по поводу меня. Последний пункт про распределение меня не коснется так, как коснется моих друзей. Они разъедутся в разные части страны, по разным родам и видам войск.
А я останусь здесь продолжать свою службу вплоть до дембеля. И знаете что? Я рад этому!
Конечно во всем есть свои плюсы и минусы. Но здесь для себя я нашел больше плюсов, чем смог найти для службы в войсках.
Впрочем, до распределения еще есть несколько недель. Поэтому можно все обдумать.
Кстати, мой предшественник сам изъявил желание и уехал по распределению в войска, как бы не просили мои командиры остаться его здесь. А на второй день прислал СМС моему начальнику с текстом: «Зря я это сделал».
Довольно поучительная история, вам так не кажется? А ведь он занял место того, кто рвался туда всеми силами!
Вот такое бывает в нашей жизни. Друзья, я еще раз хочу напомнить один из законов нашей жизни, который я уяснил именно благодаря армии: «Все, что ни делается — все к лучшему!»
Желаю и вам каждого дня лучше предыдущего, до скорого!
Здесь нужно остановиться на одной особенности современной армии, смысл которой лично для меня остаётся неясным до сих пор. Речь идёт о том, что после призыва не все молодые отправляются сразу в боевые части, кое-кто попадает в части учебные; однако таких «счастливчиков» оказывается меньшинство. Сразу возникает закономерный вопрос: почему не всех солдат отправляют учиться? Казалось бы: поголовное обучение воинским специальностям позволит повысить уровень профессиональной подготовки солдат и повысит качество увольняемых в запас на случай мобилизации. Возможно, причина в том, что и в обычных частях солдат в должной мере обучают военной специальности? На некотором уровне, конечно, обучают, но такое самопальное «обучение» редко дотягивает до профессиональной подготовки в учебной части, так как сильно разбавляется поручениями дедов и муштрой уставщины. Значит, причина в чём-то другом.
Учебные войсковые части на армейском жаргоне именуются «учебками». Их организационной особенностью является то, что в каждый конкретный момент времени здесь учится только один призыв, организуемый более опытными сержантами, оставшимися здесь от предыдущих наборов призывников. Соответственно, в лице учебки мы получаем растянутый на всё время обучения КМБ, отличающийся ярко уставными отношениями без примесей дедовщины.
В целом отношения здесь характеризуются высокой степенью социальной справедливости. Полученное в посылках делится между солдатами поровну, все в равной степени участвуют в нарядах по части, даже наказаниям подвергается, в лучших традициях уставщины, всё подразделение.
Срок обучения обычно составляет 6 месяцев, однако в некоторых учебных частях он может быть и больше, достигая 9 месяцев. Качество обучения не берусь оценивать, так как отзывами солдат оно измеряться не может. Обучение оценивается отдачей и квалификацией выпускников, о которых следовало бы поспрашивать опытных офицеров. Единственное, мне довелось плотно столкнуться с работой учебной части разведки, которая мне показалась весьма качественной. Также в нашу часть приходили неплохо подготовленные сапёры, которые, по крайней мере, знали устройство и параметры основных мин, в отличие от пришедших сразу в войска гражданских.
После окончания курса обучения некоторым выпускникам предлагается остаться в учебке в качестве сержантов для следующих призывов, если, конечно, имеются вакансии. Больше всего командование натерпливается страху, когда предыдущий призыв ещё ожидает отправки в войска, а новый уже приступил к обучению. Тогда сержанты и офицеры стремятся полностью изолировать новый призыв от старого, однако, это не всегда удаётся. С другой стороны, ребята отзывались, что такая изоляция не достигает своей цели, и старый призыв всё равно пообщается с молодым, как бы его ни пытались от этого отвадить. Правда, во всех известных мне случаях общение старого призыва с молодым никогда не приводило к драматическим последствиям и велось обычно с позиции покровительственного отношения старожил к молодым. С ними делились бытовым опытом, узнавали новости «большого» мира, свежие истории из жизни – в общем, старожилы вели себя, как деды по отношению к молодому пополнению в первые дни его прибытия. В любом случае, период совместного сосуществования старожилов и молодых в учебке совершенно незначителен как по времени, так и по взаимному влиянию, ведь новый и старый коллективы почти не пересекаются, не выполняют единого дела и не образуют единой общности, связанной официальной или неофициальной иерархией.
Так что для дедовщины в учебке просто нет никаких организационных оснований по причине отсутствия дедов как вида. Основная проблема для командования – чтобы сержанты не зарывались и не пытались использовать молодых в своих интересах. Это обеспечивается, в том числе, развитой системой доносительства, которая здесь поддерживается на более-менее приемлемом уровне, а также частым соприкосновением солдат с офицерами. Последнее связано с организацией в учебках распорядка, когда большая часть времени посвящается реальному обучению, а функции учителей при этом выполняют офицеры. Дополнительно сержантов сдерживает от произвола их боязнь потерять место и отправиться в войска.
В учебках также редко практикуются примитивные методы мордобития, работа с личным составом поставлена более тонко и строится на системе коллективных наказаний: за провинность одного отвечает всё подразделение. Ответственность приходит либо в форме большого количества физических упражнений (отжимания, приседания), либо бегом в полной химической защите с надетыми противогазами, либо в виде дополнительных нарядов по части.
В итоге, самое страшное для молодых не в соприкосновении со старожилами и не в произволе сержантов, а в последующем попадании в войска. В некоторых частях положение выходцев из учебки хуже, чем положение духов. При этом служивые рассуждают так: «Раз они полгода проё…, то теперь должны получить по полной!» На них сваливается вся тяжесть обслуживания дедов и общественной работы по части, так что таким слонам не позавидуют даже зелёные духи.
А в день приезда в войска им устраивают демонстрацию, эдакую локальную Варфоломеевскую ночь. Поздно вечером деды, черпаки и организованные ими слоны вооружаются дужками от кроватей, табуретками и любыми другими подручными средствами и хорошенько отхаживают вновь прибывших, проводя параллельно назидательное внушение. Новички должны в полной мере проникнуться атмосферой РЕАЛЬНОЙ армии, понять, кого им следует уважать и бояться и каково теперь их собственное социальное положение. Так заканчивается обучение и начинается служба.
Обрисованная ситуация показывает судьбу любого «исключения из правил» в армии, которым оказывается в том числе и обучение в учебке. С другой стороны, данная акция направлена на разобщение вновь прибывших из учебки молодых, которые в учебной части успели образовать коллектив со своими лидерами и своими эгоистичными интересами. Иногда дедам не удаётся разрушить такой коллектив, и вновь прибывшие оказывают организованное сопротивление, но такие случаи не слишком часты: обычно в войска попадает не весь коллектив учебки, который распределяют по разным частям страны на вакантные должности по профилю обучения, а лишь некоторые его «ошмётки». Гораздо более часты ситуации, когда сопротивление оказывает часть прибывших, и тогда этих бойцов оставляют в покое, – особенно, если сопротивление оказывает не один отмороженный боец, а небольшая спаянная за время совместного обучения группа.