кнайпе что это такое
Кнайпе — от возникновения до наших дней
Кнайпе — от возникновения до наших дней. Кнайпе — это питейное заведение, основным алкогольным напитком которого считается пиво. Именно происхождение и дало название этому виду заведений — это традиционный немецкий паб, популярность которого преодолела границы государства.
История кнайпе
Германия — страна, в которой насчитывается свыше 1300 пивоварен. Реализация их продуктов происходила через большие и маленькие пивные, именно они и сформировали у немцев культуру потребления пива. Как и пабы в Англии, кнайпе несли в себе идею домашнего общения горожан, места для отдыха и обсуждения последних новостей. Само название, которое впервые появилось в XVIII веке, в переводе с немецкого языка означает «пивная». Этнологи утверждают, что название «kneipe» произошло от «knipen», что в дословном переводе «щипать». На что таким образом намекали немцы: на минимум пространства внутри заведения или тесноту общения — неизвестно, но само название прочно прижилось и дошло и до наших дней.
Изначально в заведение посетители приходили выпить недорогое пиво и пообщаться в хорошей компании. Постепенно заведения перешли на подачу традиционных национальных блюд:
Поддавшись духу времени, в кнайпе ввели спортивные виды развлечений: бильярд, дартс, начали трансляцию спортивных матчей.
Кнайпе в наше время
Немецкие заведения, которые существуют в наши дни, бережно относятся к традициям. Они поддерживают традиционную немецкую культуру пивного отдыха, приветствуют знакомства и общение между постоянными клиентами. Здесь высоко ценится атмосфера места, национальная немецкая еда, декор интерьера. В немецком городе Альтенбурге существует древняя пивная, находящаяся рядом с музеем пивоварения, где полностью сохранилась атмосфера начала прошлого века — посуда, мебель, стилистика, костюмы официантов.
При копировании активная ссылка на Gruzinskaya-Kuhnya.ru обязательна! Вы можете отправить этот пост в социальные сети и закладки:
Хотите получать на почту новые рецепты блюд грузинской кухни?
Особенности немецких пивных или Чем отличается Кneipe от Bierhaus, а Bierkeller от Biergarten
Питие пива для немцев – объединяющее начало. При этом в немецком языке нет такого единого понятия – пивная. Для обозначения пивных заведений имеется чрезвычайно много названий.
Gaststätte, Кneipe, Bräuhaus, Bierhaus, Bierstube, Biergarten, Bierkeller, Bierhalle, Lokale, Wirtshaus, Kloster, Schenke (отсюда, кстати, шинок) – это еще далеко не все варианты. Причин для такой терминологической разноголосицы предостаточно. Здесь и региональные различия, которые в Германии очень велики. Здесь и особенности развития сословных отношений в различных германских землях. Здесь и специфика производства и хранения пива, а также влияние законодательства, определявшего правила пивоварения и пивной торговли.
Ну, и, конечно же, все уважающие себя немецкие пивные объединены наличием в них большого количества сортов пива, изготовленного в строгом соответствии с принятым еще в 1516 году Reinheitsgebot – Законом о чистоте пива.
Рассмотрим наиболее типичные разновидности пивных заведений без особого углубления в детали.
Пивной кабачок
По своему статусу к кнайпе близка Gaststätte, в первую очередь в плане ежедневности посещения и круга завсегдатаев. Хотя она имеет совершенно другое и гораздо более древнее происхождение. Гастштетте ведет свою родословную от появившихся в раннем Средневековье Wirtschaft и Wirtshaus – эти названия обозначали, что заведением владел определенный хозяин (Wirt, Gastwirt), который держал постоялый двор и продавал пиво, обеспечивая своим гостям еще и еду, ночлег, защиту. Со временем гастштетте превратились в подобие кнайпе, но от них они отличаются большими размерами и более обильной кухней.
Пивной ресторан
Для того, чтобы появилась пивная, необходимо, чтобы сначала появилась пивоварня. И потому самые древние немецкие пивные возникали при пивоварнях. И сейчас Bräuhaus или Bierhaus – это, условно говоря, пивной ресторан при определенной пивоварне, крупной или мелкой, выпускающей эксклюзивные сорта пива, которые можно попробовать в данном заведении. Типичный бройхауз – знаменитая мюнхенская пивная Хофбройхауз, зародившаяся в начале XIX века при придворной пивоварне баварских курфюрстов.
Это сейчас в Хофбройхаусе набивается под завязку самый различный люд со всех концов света. Однако во многие средневековые бройхаузы пускали далеко не всякого. В ряде городов бройхауз стал местом собраний закрытых ассоциаций патрицианских и дворянских родов, бюргерских корпораций, цеховых союзов и т. п. Они были недоступны для «чужих», а иногда и для женщин. В то же время в маленьких городках и деревнях бройхаузы нередко выполняли функции ратуши, там собиралось все местное население, ассоциированное на основе церковных приходов (Bruderschaft). Ну, и, порешав свои вопросы, дуло пиво. Отсюда, кстати, и русское выражение, и обычай «пить на брудершафт».
От недемократичных средневековых времен в современных бройхаузах осталось разделение на три специфические зоны: Закрытая – Jagdsaal, Rittersaal и Wappensaal, где до сих пор проводятся собрания престижных «ферайнов». Общедоступная, но, условно говоря, «чистая половина», главный признак – скатерти на столах. Общий зал без скатертей, где гуляет и пьет основная часть посетителей.
Исторически место застолья закрытых сообществ называлось Bierstube (пивная труба) – сегодня это обычно «чистая» зона бройхауза или отдельное пивное заведение ресторанного типа, как, например, знаменитая берлинская бирштубе Zur letzten Instanz, основанная в 1600 году как простая кнайпе. По легенде, она располагалась на полпути между тюрьмой и судом, и конвой разрешал подсудимому выпить там последнюю кружку перед приговором. Поэтому и название – «У последней инстанции». И сейчас в этой пивной вместо счета вам выписывают «приговор», а официанты одеты тюремщиками.
Пивной подвал
От погребов, где в бройхаузах-бирхаузах хранилось пиво, произошли пивные подвалы – Bierkeller, где предполагается обязательное наличие свежесваренного бочкового пива.
Именно в таких заведениях можно чаще всего наблюдать знаменитое немецкое пивное ухарство, выражающееся в тевтонском реве и рыке, грохоте кружек, массовом пении «Айн мюзик, айн мюзик, гемютлихкайт!», качании, раблезианском поглощении пива и жратвы. Здесь же происходят всевозможные пивные ритуалы, например, так называемая «саламандра» студентов-корпорантов: презус (старшина) произносит, вернее, орет, длиннейший тост, делая в нужных местах паузу, заполняемую оглушительным ревом всей компании, затем «бурши» должны по его команде поднять кружки, по команде их осушить и одним ударом поставить их на стол, причем «горох» (разнобой) недопустим.
Пивной сад
Чисто баварское изобретение – пивной сад (Biergarten), появившийся в XVI веке и укоренившийся по всей Германии. Сейчас это пивные на открытом воздухе с длинными скамейками и столами, поставленными под каштанами. Раньше торговать там разрешалось только пивом, поэтому закуску приносили с собой. Потом пивовары добились лицензии и на продажу еды. Но традиция, разрешающая приходить «со своим», сохраняется. Если не разрешают достать принесенное, то настоящий баварец развернется и уйдет, а то и в морду даст. Обязательно играет музыка – мужики на аккордеонах или целый оркестр, как, например, в «Китайской башне», что в мюнхенском Английском саду.
Еще о пиве:
Немецкие пивные: как стать постоянным клиентом
В середине 80-х годов, еще во времена ГДР, один мой приятель был направлен на стажировку в Берлинский университет. См. далее.
Английский паб
Паб – это, прежде всего, традиция. Старая и добрая, как сама Англия. И в то же время паб – важный социальный институт, не менее священный для британца, чем монархия. См. далее.
Прага: пивной маршрут
Едва вступив на старинные мостовые Праги, ты попадаешь в какой-то ласковый плен, из которого нет ни возможности, ни желания вырваться. Но восприятие Праги. См. далее.
Что такое немецкая кнайпе
Всякому любителю пива хорошо известно, что в Германии существует около 1500 частных пивоварен, которые есть в каждом населенном пункте, порою по несколько десятков штук на город.
Но далеко не все знают, что развитие сети пивоварен неразрывно связано с питейными заведениями под названием «кнайпе». Именно в них была сформирована вся немецкая питейная культура.
Концепция кнайпе
Слово «kneipe» в немецком языке означает «зажатость», а точнее тесноту, которую испытывали посетители кнайпе, где традиционно не имелось отдельных столов и стульев.
Все люди, желающие выпить и поесть, были вынуждены садиться на общие скамейки, которые были расположены вдоль длинных столов.
Таким образом, посетители сидели в тесном кругу своих друзей, знакомых, соседей или коллег, что способствовало веселому досугу и задушевным беседам.
Именно в этом компанейском духе, который царил в подобных заведениях, выработались основные постулаты немецкой культуры распития пива.
Со времен своего появления в 1880-годах, кнайпе стали вторым домом и местом для сбора общин из одного дома, района города, поселка или работы.
Эти люди встречались в своей питейной, обсуждали проблемы, совершали деловые сделки, сплетничали, трапезничали и просто пили пиво. Уникальное пиво, ведь отличительной чертой кнайпе было наличие собственной пивоварни с уникальной рецептурой.
Современные кнайпе
В кнайпе старого образца был сделан упор на пиво и алкогольные напитки, а составу меню не уделяли особого внимания. В большинстве случаев там можно было заказать холодные мясные закуски и несколько горячих блюд из традиционной немецкой кухни.
Современные кнайпе сохранили тот самый дух старых германских питейных, но, при этом, они значительно расширили гастрономическое меню.
Таким образом, они превратились из обыкновенной пивнушки в полноценные пивные рестораны для гурманов и ценителей крафтового пенного напитка.
Российские кнайпе
Формат питейного заведения, где можно почувствовать атмосферу настоящей немецкой пивной, попробовать несколько десятков сортов пива и закусить их отменными блюдами из национальной или мировой кухни, пришелся по душе многим.
Поэтому кнайпе открываются во многих странах, в частности, и в России. Узнать местонахождение российских кнайпе можно на сайте Jagerhaus.ru.
Стоит отметить, что заведения такого формата только начинают проникать на отечественный ресторанный рынок, а потому количество кнайпе в России в сотни раз меньше, чем тех же английских пабов.
Далее на видео вы можете ознакомиться с обзором традиционной немецкой еды.
Раньше люди собирались в подобных заведениях, в первую очередь пообщаться, а сейчас общение в основном происходит дома, перед монитором, с помощью интернета. Увы, но таковы реалии.
Что такое кнайпе?
Кнайпе (от немецкого kneipe, что значит пивная) — это питейное заведение, в котором подают в основном пиво, но можно приобрести и другие напитки (как алкогольные, так и безалкогольные). Кнайпе является национальным немецким названием для пивных баров, которые характеризуются наличием в меню не только традиционных напитков, но и блюд этой страны.
Как известно, Германия является страной 1300 пивоварен, причем развитие маленьких местных пивоварен стало возможным именно благодаря кнайпе. Благодаря этим заведениям сформировалась вся немецкая культура потребления пива. Аналогично английскому пабу идея кнайпе заключена в тесном живом общении, дружелюбии и широкой душе.
Само название кнайпе появилось в 18 столетии, передавая специфику места. Тогда подобные заведения были небольшими и довольно тесными, в связи с чем гостям приходилось сидеть всем вместе, тем самым превращаясь в большую громкую, дружную, веселую компанию. Между тем термин kneipe происходит от слова knipen (нововерхненемецкий язык), что можно перевести как «щипать», «зажимать» Это подчеркивает тесноту самого места и общения в нем. По большей части в кнайпе сохраняется домашняя атмосфера, кроме того в таких заведениях сами хозяева чаще всего обслуживают посетителей — друзей и знакомых.
Интересно, что изначально кнайпе являлись исключительно пивными заведениями, куда люди приходили с целью выпить недорогого разливного пива, наслаждаясь хорошей компанией. Позже в заведениях начала подаваться традиционная немецкая простая еда: жареные колбаски, квашеные и тушеные овощи, а также прочие национальные блюда. Кроме того, со временем в кнайпе стали акцентировать внимание на спорте, предлагая посетителям футбол, бильярд, дартс и другие виды активной деятельности, поэтому они стали напоминать спортивные бары.
Завоевав мировую популярность, эстетика кнайпе высоко ценится и по сей день. Так, по всему миру появляются тематические пивные — кнайпе, которые поддерживают культуру потребления пива, уважают немецкие традиции, сохраняют атмосферу места наряду с рецептурой блюд и напитков, передают эстетику через соответствующий интерьер.
Ранее отличительной особенностью кнайпе (как и пабов) считалось наличие комендантского часа, который был законодательно введен в 1915 году. Его целью было предотвращение похмелья для тех людей, которые утром должны были оказаться на службе. В разных регионах время открытия и работы кнайпе варьировалось: например, 11-16 часов или 19-23 часов. В последнем случае за пятнадцать минут до закрытия заведения хозяин объявлял: «последний заказ!», что зачастую сопровождалось паникой и давкой среди посетителей, которые пытались заказать себе что-нибудь напоследок.
В современное время комендантский час, к счастью, можно считать пережитком прошлого: обычно кнайпе открыты до двух часов ночи, а то и дольше. Однако, существует довольно критическое мнение относительно того, что чем дольше работает заведение, тем большее количество алкоголя в нем потребляется и тем агрессивнее становятся посетители. Именно поэтому сторонники такого суждения ратуют за возобновление комендантского часа.
Оплата в немецких кнайпе может осуществляться как сразу (после того, как посетитель получил свой заказ), так и в завершении вечера (в тот момент, когда гость собирается покинуть заведение). Кроме того, у клиента всегда есть возможность отблагодарить бармена или хозяина заведения за хорошую работу – тогда оставляются деньги на пинту пива в сопровождении слов: «Спасибо хозяину заведения».
Примечательно то, что самую богатую культуру подобных заведений можно встретить в таких странах, как Великобритания и Ирландия, ведь именно там зародились первые пабы, которые впоследствии распространились практически повсеместно. Своей эстетикой и историей эти заведения очень схожи с кнайпе.
На территории нашего государства кнайпе начали появляться совсем недавно. Так, например, первое такое заведение было открыто в Санкт-Петербурге только в 2001 году. На сегодняшний день это сеть пивных заведений, которая отличается стилистикой аутентичной Германии прошлых столетий, богатейшим культурным подтекстом, а также обширным выбором качественного немецкого пива и кушаний, характерных для кнайпе. Помимо этого, традиционно там можно отведать приготовляемые по старинным рецептам настойки, в том числе знаменитый Jagermeister.
Если Вам понравилась информация, пожалуйста, нажмите кнопку
Кнайпе
Кнайпе (нем. Kneipe — «пивная») — это питейное заведение, где подаётся преимущественно пиво, но есть и другие алкогольные и безалкогольные напитки. Это национальное немецкое название пивных баров и пабов. Кнайпе также характеризуется наличием традиционных блюд в меню, а не только напитков.
Содержание
История
Германия — страна 1300 пивоварен и местные маленькие пивоварни развивались именно благодаря кнайпе. Они формировали всю немецкую культуру потребления пива. Как и английский паб (от слова public — публичный) кнайпе несёт в себе идею тесного живого общения, дружелюбия, широкой души. Название «кнайпе» родилось в XVIII веке, транслируя саму специфику места. Заведения были маленькими и тесными, поэтому гости сидели все вместе, превращаясь в большую дружную, громкую, весёлую компанию. Сам термин kneipe произошёл от слова нововерхненемецкого языка knipen, что в переводе означает «щипать», «зажимать», тем самым подчёркивая тесность общения и самого места. В большинстве случаев кнайпе сохряняют домашнюю атмосферу, в них хозяева заведения сами обслуживают гостей — друзей и знакомых.
Изначально кнайпе были исключительно пивным заведением, куда гости приходили выпить недорогого разливного пива и насладиться хорошей компанией. В дальнейшем в заведениях стали подавать традиционную немецкую простую еду: жареные колбаски, тушёные и квашеные овощи и другие национальные блюда. Со временем заведения также стали делать акцент на спорте, предлагая гостям бильярд, футбол, дартс и другие виды активности. Кнайпе стали напоминать спортивные бары.
В наши дни
Эстетика кнайпе завоевала мировую популярность и ценится и по сей день. По всему миру открываются тематические пивные — кнайпе, поддерживающие культуру потребления пива, уважающие немецкие традиции, сохраняющие атмосферу места и рецептуру блюд и напитков, транслирущие эстетику через интерьер в соответствующем стиле. Это стилистика, позволяющая поддерживать правильное настроение заведения.
И по сей день традиции бережно ценятся. Старинная пивная (Kneipe), примыкающая к музею пивоварения в Альтенбурге, бережно сохраняет атмосферу начала XX столетия — мебель, посуда, декор, костюмы оберов — всё, соответствующее эпохе кайзеровской Германии.
Часы работы заведения
Комендантский час в пабах был введен в 1915 году законом. Это должно было предотвратить похмелье для тех, кто на утро должен был оказаться на службе. Время открытия в разных регионах варьировалось, кнайпе открывались с 11 до 16, с 19 до 23 часов. В 22:45 хозяин провозглашал: «последний заказ!», такой восклик нередко сопровождался паникой и давкой среди посетителей, в попытке сделать последний заказ. В наши дни комендантский час можно считать ликвидированным. Кнайпе работают до двух часов ночи и дольше. Тем не менее, существует критическое мнение, что чем дольше открыто заведение, тем больше алкоголя потребляется, тем более агрессивней становятся посетители. Такие критики ратуют за восстановление комендантского часа.
Кнайпе в других странах
Самая богатая культура подобных заведений встречается в Великобритании и Ирландии. Именно там появились первейшие пабы, так распространившиеся повсеместно. Пабы своей эстетикой и историей очень схожи с кнайпе.
В Швейцарии с 1970 года кнайпе получили широкое распространение. Но подобные заведения в Швейцарии были созданы искусственно и располагались они в туристических местах, помогая путешественникам чувствовать себя как дома. Существуют и независимые пабы с аутентичной атмосферой, но их сравнительно немного.
В России кнайпе стали появляться совсем недавно. В Санкт-Петербурге первый кнайпе «Ягер Хаус» «Jager Haus» открыт в 2001 году. Сейчас это сеть пивных заведений в стилистике аутентичной Германии прошлых веков с богатым культурным подтекстом, большим выбором немецкого пива и блюд, характерных для кнайпе ([www.jagerhaus.ru www.jagerhaus.ru]). Также здесь традиционно можно выпить настойки, приготовляемые по старинным рецептам, в том числе Jagermeister.
Еда в кнайпе
Изначально кнайпе считались исключительно питейными заведениями. Тем не менее, с течением времени в заведениях стали появляться закуски и основные блюда. Немецкая кухня невероятно разнообразна. Кухня Германии — это всегда сочные, пряные блюда: солёные мясные колбаски, (немецкая кухня отличается огромным количеством сортов колбас), сочные свиные рёбрышки, овощи в качестве гарнира и густых супов-пюре. Среди овощных блюд часто встречается морковь, шпинат и бобы, а главным национальным блюдом считается квашеная или кислая капуста («Sauerkraut»), которая подаётся в разном виде, в том числе в тушёном. В Германии особенно высоко ценят хорошо приготовленное мясо. В большинстве случаев немцы готовят сочную и сытную свинину. Рецепты всегда зависят от региона, мясо запекают, жарят на гриле и тушат с овощами, получая густую мясную похлёбку. К мясным блюдам обычно подаётся ароматный золотистый поджаренный лук. Такая еда прекрасно насыщает и остаётся любимой местными посетителями.
Спорт в кнайпе
В определённый момент интерес спортом стал неотъемлемой частью кнайпе. Стали популярны разнообразные игры, получившие широкое распространение, такие как бильярд, дартс, а также более локальные, местные игры. Развивались азартные развлечения, делались пари и ставки. В наши дни традиция дружной азартной игры также распространена. Посетители предпочитают не только следить за игрой, но и участвовать. Также популярность приобрели видеоигры и онлайн-трансляции.
Правила поведения
В кнайпе всегда приходят друзья и знакомые владельца заведения. Именно поэтому они получили столь широкое распространение: такое тесное общение было гарантом хорошего вечера. Каждый гость уверен, что ему рады, что он обязательно встретит знакомого и обсудит последние новости. В кнайпе всегда царит дух свободы и настоящей искренности. Кнайпе не имеют жёсткого регламента. Правила поведения варьируются в зависимости от региона или заведения.
В немецких кнайпе оплата может производиться как сразу (как только гость получил свой заказ), так и в конце вечера (когда гость планирует покинуть заведение). Также гость всегда может отблагодарить хозяина или бармена заведения за хорошую работу. Для этого нужно оставить деньги на пинту пива со словами: «Спасибо хозяину заведения».
См. также
Напишите отзыв о статье «Кнайпе»
Отрывок, характеризующий Кнайпе
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.
В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.