кнессет что это такое

Значение слова «кнессет»

кнессет что это такое. Смотреть фото кнессет что это такое. Смотреть картинку кнессет что это такое. Картинка про кнессет что это такое. Фото кнессет что это такое

Так как Израиль является парламентской республикой, Кнессет является и верховным органом власти. После выборов в Кнессет президент Израиля проводит совещание с избранными фракциями и поручает сформировать правительство главе одной из них, тому, кто «наиболее способен» сформировать коалиционное правительство (впоследствии данный глава фракции становится главой правительства, премьер-министром). На практике данная функция обычно возлагается на главу самой большой из избранных фракций, хотя это не является обязательным: после выборов 2009 года президент поручил формирование правительства Биньямину Нетаньяху, чья фракция «Ликуд» набрала 27 мандатов, а не Ципи Ливни, чья фракция «Кадима» набрала 28 мандатов.

В 1996 и 1999 годах, при проведении выборов в Кнессет 14-го и 15-го созывов, премьер-министр избирался отдельным всенародным голосованием (в соответствии с принятым законом о прямых выборах главы правительства). Таким образом, в 1996 году правительство возглавил Биньямин Нетаньяху, а в 1999 — Эхуд Барак. В 2001 году в связи с отставкой Барака премьер-министр вновь был избран прямым голосованием (им стал Ариэль Шарон), при этом Кнессет не переизбирался. Затем прямые выборы премьер-министра были отменены.

Состав правительства, в свою очередь, должен быть поддержан большинством членов Кнессета. Члены Кнессета раз в семь лет избирают президента, который выполняет в основном церемониальные функции. Срок полномочий Кнессета — четыре года.

Один из Основных законов страны, закон о Кнессете, устанавливает четырёхгодичный период полномочий каждого парламентского созыва со дня его избрания. Закон назначает новые выборы на третий вторник месяца хешван в год окончания полномочий Кнессета данного созыва. В том случае, если предшествовавший последнему год был високосным, выборы происходят в первый вторник хешвана. Спустя четыре года объявляется роспуск Кнессета и проводятся новые выборы. Однако Кнессет вправе передвинуть дату роспуска, сократив или продлив срок своих полномочий.

В Израиле относительно низкий процентный барьер — 3,25 %, однако до недавнего времени он был даже ещё ниже — 2 %, поэтому в Кнессете обычно представлено не менее 10 партий. 120 депутатских мест распределяются между партиями, прошедшими проходной ценз, пропорционально количеству поданных голосов. При этом мандаты, оставшиеся «лишними», распределяются в соответствии с предварительно заключенными попарными соглашениями между списками. До сих пор ни одна партия в Израиле не смогла получить абсолютное (более 60 мандатов) большинство в Кнессете, и поэтому все правительства формировались на основе коалиций.

Источник

Кнессет

Источник: кнессет что это такое. Смотреть фото кнессет что это такое. Смотреть картинку кнессет что это такое. Картинка про кнессет что это такое. Фото кнессет что это такое

кнессет что это такое. Смотреть фото кнессет что это такое. Смотреть картинку кнессет что это такое. Картинка про кнессет что это такое. Фото кнессет что это такое

кнессет что это такое. Смотреть фото кнессет что это такое. Смотреть картинку кнессет что это такое. Картинка про кнессет что это такое. Фото кнессет что это такое

кнессет что это такое. Смотреть фото кнессет что это такое. Смотреть картинку кнессет что это такое. Картинка про кнессет что это такое. Фото кнессет что это такое

кнессет что это такое. Смотреть фото кнессет что это такое. Смотреть картинку кнессет что это такое. Картинка про кнессет что это такое. Фото кнессет что это такое

кнессет что это такое. Смотреть фото кнессет что это такое. Смотреть картинку кнессет что это такое. Картинка про кнессет что это такое. Фото кнессет что это такое

кнессет что это такое. Смотреть фото кнессет что это такое. Смотреть картинку кнессет что это такое. Картинка про кнессет что это такое. Фото кнессет что это такое

кнессет что это такое. Смотреть фото кнессет что это такое. Смотреть картинку кнессет что это такое. Картинка про кнессет что это такое. Фото кнессет что это такое

кнессет что это такое. Смотреть фото кнессет что это такое. Смотреть картинку кнессет что это такое. Картинка про кнессет что это такое. Фото кнессет что это такое

кнессет что это такое. Смотреть фото кнессет что это такое. Смотреть картинку кнессет что это такое. Картинка про кнессет что это такое. Фото кнессет что это такое

кнессет что это такое. Смотреть фото кнессет что это такое. Смотреть картинку кнессет что это такое. Картинка про кнессет что это такое. Фото кнессет что это такое

Содержание

Основные сведения

Кнесет представляет собой однопалатный парламент из 120 представителей, избираемых на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

Местопребывание — столица Израиля, Иерусалим. Официальный язык — иврит (арабские представители имеют право выступать на родном языке, для чего предусмотрен синхронный перевод).

Название израильского парламента происходит от Кнесет hа-гдола, действовавшего в начальный период эпохи Второго храма. В нем, как и в современном Кнесете, было 120 членов (хавре́й Кнесет; ед. число хавер Кнесет).

Порядок работы кнесета

Срок полномочий Кнесета — четыре года (если Кнесет не принимает решения о своем досрочном роспуске и проведении внеочередных выборов).

Выборы в Кнесет регламентируются соответствующим законом от 1969 г., а также законом о финансировании политических партий от 1973 г. Членом Кнесета может быть избран любой гражданин Израиля, не имеющий второго гражданства, достигший 21 года (если он не лишен судом этого права на основании соответствующего закона и не занимает одну из государственных должностей, оговоренных в Основном законе о Кнесете).

Представительство в Кнесете — пропорциональное: список (партийный или индивидуальный) получает число мест в Кнесете, пропорционально числу голосов, поданных за него на выборах (вся страна составляет единый избирательный округ); список, получивший менее 3.25% голосов избирателей, не получает парламентского представительства.

Полномочия остаются в руках прошлого состава Кнесета до тех пор, пока не состоится формальное образование нового Кнесета. Старейший член Кнесета предыдущего состава принимает присягу у новых членов, после чего вновь сформированный Кнесет избирает председателя и его заместителей (обычно — представителей главных партий); председатель и заместитель являются Президиумом Кнесета, который определяет парламентскую повестку дня.

Члены Кнесета могут проявлять личную парламентскую инициативу тремя следующими способами:

Абсолютная автономия Кнесета гарантируется законом о парламентской неприкосновенности его членов, освобождающим депутата от судебной ответственности за высказывания или действия, совершенные при исполнении им своих обязанностей в качестве парламентария. (Член Кнесета большинством голосов членов Кнесета может быть лишен неприкосновенности, полностью или частично, из-за специфического проступка, в совершении которого он подозревается.)

Функции кнесета

Основной функцией Кнесета является законодательная деятельность.

В функции Кнесета также входят:

Кнесет контролирует деятельность президента страны, который избирается голосами депутатов Кнесета.

Принятие законодательных актов осуществляется Кнесетом в соответствии с установленной формальной процедурой. Законопроект, представленный Кнесету одной из его фракций, отдельным членом или правительством, проходит три чтения:

Закон формально вступает в силу после подписания премьер-министром, ответственным министром и президентом и опубликования в «Решумот» («Официальных ведомостях»).

Кнесет занимается активной законодательной деятельностью. Так, в конце 1980–90-х гг. был принят целый ряд основных законов: О государственном контролере (1988 г.); О свободе и достоинстве личности (1992 г.); О свободе предпринимательства (первая редакция закона была утверждена в 1992 г., редакция, действующая сейчас, — в 1999 г.); О правительстве (последняя редакция закона была принята в 2001 г., см. ниже).

Текущая работа Кнесета осуществляется на пленарных заседаниях, открытых для прессы и широкой публики (если Кнесет не принял решение заседать при закрытых дверях) и в десяти постоянных парламентских комиссиях (по парламентским делам, по иностранным делам и обороне, финансовой, экономической, по вопросам внутренних дел и окружающей среды, по труду и социальному обеспечению, по вопросам конституции, права и судопроизводства, по государственному контролю, по вопросам образования и культуры, по репатриации и абсорбции) и их подкомиссиях.

В случае необходимости создаются особые парламентские подкомиссии для обсуждения конкретных актуальных проблем. В комиссиях Кнесета представительство парламентских фракций пропорционально их представительству в Кнесете в целом. Во главе комиссии стоят избираемый ею председатель, устанавливающий повестку дня работы комиссии, и его заместители. Задачей парламентских комиссий является: детальное изучение и доработка законопроектов, полученных ими от Кнесета, и их представление Кнесету для окончательного одобрения; контроль, и в случае необходимости расследование действий исполнительных органов и периодические доклады о результатах на пленарных заседаниях Кнесета. Члены кабинета и, с их разрешения, государственные служащие, военнослужащие и дипломатические представители Государства Израиль приглашаются на заседания комиссий для дачи информации по вопросам, входящим в компетенцию данной комиссии.

Формально каждый член Кнесета вправе голосовать по личному усмотрению; фактически же голосование членов Кнесета определяется фракционной дисциплиной (за исключением случаев, когда фракция предварительно принимает решение об освобождении своих членов или данного члена от следования партийной дисциплине в голосовании по данному вопросу). Нарушитель фракционной дисциплины может быть подвергнут партийным взысканиям и временному лишению своей доли в отведенном данной фракции на парламентские прения и запросы времени. Нарушитель фракционной дисциплины рискует своим местом в партийных списках к следующим выборам.

В комиссиях Кнесета существует практика замены представителя, не желающего голосовать в соответствии с позицией фракции по данному вопросу, другим членом фракции. Однако партия не может заменять одних своих представителей, избранных в Кнесет, другими. Член или группа членов может оставить свою фракцию и перейти в другую или создать свою собственную.

Протоколы пленарных заседаний Кнесета публикуются в специальных отчетах — «Диврей hа-Кнесет». Деятельность Кнесета широко освещается в прессе, а также по радио и телевидению.

Кнесет проводит активную внешнеполитическую деятельность. Происходит обмен делегациями с парламентами других стран. Парламентские общества дружбы связывают депутатов Кнесета с представителями законодательных органов 50-ти государств. Кнесет является коллективным членом Всемирного парламентского союза, в который входят парламентарии 140 стран.

Кнесет обладает статусом наблюдателя в Совете Европы, Европейском Парламенте, Парламентской ассамблеи государств — членов НАТО и в других международных ассоциациях. Председателями Кнесета были: 21 ноября 1988 г. – 13 июля 1992 г. Д. Шиланский, 13 июля 1992 г. – 24 мая 1996 г. Ш. Вайс, 24 июня 1996 г. – 7 июня 1999 г. Д. Тихон (родился в 1937 г.), 6 июля 1999 г. – 17 февраля 2003 г. А. Бург, 19 февраля 2003 г. – апрель 2006 г. Р. Ривлин, с апреля 2006 г. — Далия Ицик (родилась в 1952 г.).

В августе 1966 г. было открыто новое здание Кнесета, построенное преимущественно на средства, пожертвованные для этой цели бароном Эдмоном Джеймсом де Ротшильдом (архитекторы И. Кларвейн /1893–1970/ и Д. Карми). Особое полицейское формирование — мишмар hа-Кнесет — несет ответственность за охрану Кнесета.

Попытки изменений в организации работы кнесета

В 1980-х – начале 1990-х гг. многие израильские политики, ученые, рядовые граждане выступали с требования изменения израильской политической системы. Широкое недовольство в стране вызывало непропорционально сильное влияние маленьких политических партий, их стремление добиваться удовлетворения, в первую очередь, интересов небольших групп избирателей, которых они представляли. Одной из таких партий была ультрарелигиозная партия Шас. Возникло широкое движение, выступавшее за изменение одного из основных законов в стране — Закона о правительстве.

В 1992 г. была принята вторая редакция Закона о правительстве. Было решено, что избиратели будут голосовать отдельно за политическую партию и отдельно за главу правительства, который по новому тексту закона получил расширенные полномочия. Так, согласно первой редакции Закона о правительстве, для отставки кабинета и назначении новых выборов требовалось подписи 61 депутата Кнесета. По новой редакции, голоса 61 депутата Кнесета нужны для прямых выборов главы правительства. Для того чтобы состоялись перевыборы Кнесета, требуются голоса не менее 80 депутатов.

Первые выбора на основании измененного Закона о правительстве состоялись в мае 1996 г. в Кнесет 14-го созыва. Помимо введения прямых выборов главы правительства, для того, чтобы сократить число маленьких партий и их непропорционально большого влияния при формировании кабинета, был повышен избирательный ценз. С 1996 г. для того чтобы партийный список был избран в Кнесет, за него должны были проголосовать не менее 1.5% избирателей (раньше избирательный ценз состоял 1%).

Но измененный закон не оправдал ожидание ни политических деятелей, ни широких слоев населения. Так, в Кнесете 13-го созыва действовали фракции десяти политических фракций и движений, а в Кнесете 14-го созыва их число возросло до одиннадцати, в Кнесете 15-го созыва (выборы в который состоялись 17 мая 1999 г.) их число составляло пятнадцать.

Сократилось количество мандатов, которыми обладали крупные политические партии в Кнесете 14–15-х созывов. Так, в 1996 г. Израильская партия труда получила в Кнесете 14-го созыва 34 мандата, а в 1999 г. в Кнесете 15-го созыва — 26. Ликуд в Кнесете 13 созыва провел 32 депутата, а в Кнесет 15-го созыва — только 19.

Новая избирательная система привела к диаметрально противоположным результатам по отношению к тому, что предполагалось при ее введении: резко возросло влияние маленьких политических партий и увеличилось их число, а следовательно, при формировании правительственной коалиции, избранному главе правительства пришлось сталкиваться с очень большими трудностями и значение маленьких партий еще больше возросло. В 2001 г. была принята третья редакция основного Закона о правительстве, отменившая прямые выборы главы правительства.

В Кнесет 16-го созыва, выборы в который состоялись 28 января 2003 г. на основании третьей редакции Закона о правительстве, были избраны представители тринадцати партий. Ликуд сумел провести в Кнесет 38 депутатов по партийному списку, а после присоединения к нему фракции партии Исраэль ба-алия их совместный объединенный список составил 40 депутатов Кнесета. Это произошло, в первую очередь, благодаря огромной личной популярности А. Шарона.

Израильская партия труда сократило свое представительство в Кнесете до 17 депутатов. Выборы в Кнесет 17-го созыва, которые состоялись 28 марта 2006 г., показали, что падение популярности больших политических партий продолжается, число представителей Израильской партии труда составило 19 депутатов, Ликуд, после его раскола в конце 2005 г., сумел провести в Кнесет только 12 своих представителей, новая партия Кадима, образованная в конце 2005 г. группой депутатов Кнесета, вышедшей из Ликуда во главе с премьер-министром А. Шароном, к которой присоединились несколько депутатов из Израильской партии труда во главе с Ш. Пересом, образовала самую большую фракцию в Кнесете, в которую входило 29 человек.

Маленькие партии по-прежнему сохраняли свое большое влияние, в Кнесет 17 созыва были избраны представители 12-ти политических партий. Это произошло несмотря на то, что перед выборами был поднят избирательный барьер, который составил 2% голосов. Выборы показали разочарование широких слоев избирателей в израильской демократии, в деятельности парламента. В них приняло участие самое низкое за всю историю страны число избирателей — 62.3%. Значительно ниже был процент голосовавших в арабском секторе.

Так, в 2000 г., когда разразился скандал, связанный с президентом Израиля Э. Вейцманом, после того, как стало известно о том, что он в 1980-х гг. получал большие суммы денег от французского миллионера еврея Э. Сарусси, о которых не ставил в известность Главное налоговое управление, председатель Кнесета А. Бург, заявил, что если президент не подаст в отставку, он начнет в Кнесете процедуру импичмента. Под угрозой импичмента Вейцман подал в отставку.

Источник

кнессет что это такое. Смотреть фото кнессет что это такое. Смотреть картинку кнессет что это такое. Картинка про кнессет что это такое. Фото кнессет что это такое

Содержание

Члены

Члены Кнессета на иврите известны как חֲבֵר הַכְּנֶסֶת (Haver HaKnesset), если мужчина, или חַבְרַת הַכְּנֶסֶת (Гаврат ха-Кнессет), если женский.

Роль в израильском правительстве

Поскольку законодательная власть из Правительство ИзраиляКнессет принимает все законы, избирает президент, утверждает кабинет, и контролирует работу правительства через его комитеты. Он также имеет право отказаться от иммунитета своих членов, удалить Президент и Государственный контролер от должности, и распустить себя и объявить новые выборы.

Кнессет имеет де-юре парламентское превосходство, и может принять любой закон простым большинством, даже тот, который, возможно, противоречит Основные законы Израиляесли основной закон не содержит особых условий для его изменения; в соответствии с планом, принятым в 1950 году, Основные законы могут быть приняты и изменены Кнессетом, действующим в качестве Учредительное собрание. [5] Сам Кнессет регулируется Основным законом, который называется «Основной закон: Кнессет».

Помимо отсутствия формального конституция, и до сих пор не принят Основной закон, формально предоставляющий право судебный надзор к судебная власть, то Верховный суд Израиля с начала 1990-х годов, заседая в Высоком суде, заявила о своих полномочиях отменять положения законов Кнессета, которые он сочла несовместимыми с Основным законом. [5] Кнессет возглавляет Оратор и заместитель спикера.

Комитеты

Кнессет разделен на комитеты, которые вносят поправки в законопроекты по различным соответствующим вопросам. Председатели комитетов избираются их членами по рекомендации комитета палаты представителей, а их фракционный состав представляет собой состав самого Кнессета. Комитеты могут избирать подкомитеты и делегировать им полномочия или создавать совместные комитеты по вопросам, касающимся более чем одного комитета. Для дальнейшего обсуждения они приглашают министров правительства, высокопоставленных должностных лиц и экспертов по обсуждаемому вопросу. Комитеты могут запрашивать объяснения и информацию у любых соответствующих министров по любому вопросу, входящему в их компетенцию, и министры или назначенные ими лица должны предоставить запрошенные объяснения или информацию. [2]

В Кнессете есть четыре типа комитетов. Постоянные комитеты вносят поправки в предлагаемые законы, касающиеся их области компетенции, и могут инициировать законодательные акты. Однако такое законодательство может касаться только Основных законов и законов, касающихся Кнессета, выборов в Кнессет, членов Кнессета или Государственный контролер. Специальные комитеты действуют так же, как и постоянные комитеты, но назначаются для работы с особыми методами и могут быть распущены или преобразованы в постоянные комитеты. Парламентские комиссии по расследованию назначаются пленумом для рассмотрения вопросов, имеющих особое национальное значение. Кроме того, есть два типа комитетов, которые созываются только при необходимости: комитет по интерпретациям, состоящий из спикера и восьми членов, выбранных комитетом палаты представителей, рассматривает апелляции против интерпретации, данной спикером во время заседания пленума, правила процедуры или прецеденты Кнессета, а также общественные комитеты, созданные для решения вопросов, связанных с Кнессетом. [6] [7]

Кавказские

Члены Кнессета часто объединяются в формальные или неформальные группы, известные как «лобби» или «фракции», чтобы отстаивать определенную тему. Таких фракций в Кнессете сотни. В Группа христианских союзников в Кнессете и Кнессет Земли Израиля Кокус являются двумя из самых крупных и активных фракций. [9] [10]

Источник

Кнессет

кнессет что это такое. Смотреть фото кнессет что это такое. Смотреть картинку кнессет что это такое. Картинка про кнессет что это такое. Фото кнессет что это такое

Содержание

Члены

Члены Кнессета называются на иврите חֲבֵר הַכְּנֶסֶת (Хаврат ха-Кнессет ), если мужчины, или חַבְרַת הַכְּנֶסֶת ( Хаврат ха-Кнессет ), если женщины.

Роль в израильском правительстве

Комитеты

Кнессет разделен на комитеты, которые вносят поправки в законопроекты по различным соответствующим вопросам. Председатели комитетов избираются их членами по рекомендации комитета палаты представителей, а их фракционный состав представляет собой состав самого Кнессета. Комитеты могут избирать подкомитеты и делегировать им полномочия или создавать совместные комитеты по вопросам, касающимся более чем одного комитета. Для дальнейшего обсуждения они приглашают министров правительства, высокопоставленных должностных лиц и экспертов по обсуждаемому вопросу. Комитеты могут запрашивать объяснения и информацию у любых соответствующих министров по любому вопросу, входящему в их компетенцию, и министры или назначенные ими лица должны предоставить запрошенные объяснения или информацию. [2]

В Кнессете есть четыре типа комитетов. Постоянные комитеты вносят поправки в предлагаемые законы, касающиеся их области компетенции, и могут инициировать законодательные акты. Однако такое законодательство может касаться только основных законов и законов, касающихся Кнессета, выборов в Кнессет, членов Кнессета или государственного контролера.. Специальные комитеты действуют так же, как и постоянные комитеты, но назначаются для работы с особыми методами и могут быть распущены или преобразованы в постоянные комитеты. Парламентские комиссии по расследованию назначаются пленумом для рассмотрения вопросов, имеющих особое национальное значение. Кроме того, есть два типа комитетов, которые созываются только при необходимости: комитет по интерпретациям, состоящий из спикера и восьми членов, выбранных комитетом палаты представителей, рассматривает апелляции против интерпретации, данной спикером во время заседания пленума, правила процедуры или прецеденты Кнессета, а также общественные комитеты, созданные для решения вопросов, связанных с Кнессетом. [7] [8]

Кавказские

Члены Кнессета часто объединяются в формальные или неформальные группы, известные как «лобби» или «фракции», чтобы отстаивать определенную тему. Таких фракций в Кнессете сотни. Кнессет христианских союзников Caucus и кнессет Земля Израиль Форума является двумя из крупнейших и наиболее активных партийных совещаний. [10] [11]

Размер

Выборы

Избирательный порог ранее был установлен на уровне 1% с 1949 по 1992 год, затем 1,5% с 1992 по 2003 год, а затем 2% до марта 2014 года, когда был пройден текущий порог в 3,25% (действует с выборами в Кнессет 20-го созыва). [15] В результате низкого порога, в типичном Кнессете представлено 10 или более фракций. При таком большом количестве партий для одной партии или фракции практически невозможно управлять в одиночку, не говоря уже о том, чтобы получить большинство. Ни одна партия или фракция никогда не получала 61 место, необходимое для большинства; ближайшие будучи на 56 местах выиграли Alignment в 1969 выборах(Объединение на короткое время занимало 63 места перед выборами 1969 года после того, как было сформировано незадолго до этого в результате слияния нескольких партий, что было единственным случаем, когда какая-либо партия или фракция когда-либо имели большинство). Каждое израильское правительство было коалицией двух или более партий.

После выборов президент встречается с лидерами каждой партии, получившей места в Кнессете, и просит их рекомендовать, какой лидер партии должен сформировать правительство. Затем президент назначает лидера партии, который, скорее всего, получит поддержку большинства в Кнессете (хотя и не обязательно лидер самой крупной партии / фракции в палате). У назначенного премьер-министра есть 42 дня на то, чтобы сформировать жизнеспособную коалицию (продление может быть предоставлено, и часто это происходит), а затем он должен получить вотум доверия в Кнессете, прежде чем вступить в должность.

Текущий состав

Источник

ВСТУПЛЕНИЕ

История евреев была историей взаимодействия народа с остальным миром. Западные мыслители, воспитанные в христианском духе, признавали роль евреев и иудаизма в истории лишь отчасти и относились снисходительно ко всему, что с ними связано. В учебниках истории, социологии или философии редко содержались сведения о еврейском народе или о достижениях еврейской мысли после возникновения христианства. Эта тенденция, так долго отражавшаяся в книгах и программах христианских университетов, была унаследована светским академическим миром и сохранилась после ослабления религиозного влияния.

Все еще есть в мире страны, границы которых наглухо закрыты, а живущие в них евреи лишены элементарных национальных прав.

Не должна повториться ситуация, когда евреям негде спастись и они гибнут при равнодушном молчании всего мира. Так случилось, например, в 1942 году с кораблем «Струма», которому англичане не позволили пристать к берегам Эрец-Исраэль. Не приняли еврейских беженцев и порты других стран. Турецкие власти отбуксировали неспособный держаться на воде корабль в открытое море, где он затонул. Только двум пассажирам удалось спастись. 428 мужчин, 269 женщин и 70 детей погибли.

Когда во время второй мировой войны немцы предложили англичанам обменять сто тысяч евреев из нацистских концентрационных лагерей на десять тысяч грузовиков, закупленных еврейскими организациями в странах Запада, английский министр иностранных дел, отвергнув предложение, заявил: «Что мы будем делать со ста тысячами евреев?»

Американское правительство также оставалось глухо к судьбе европейского еврейства и отказывалось бомбить железные дороги, по которым немцы доставляли узников в концентрационные лагеря и крематории.

Даже после победы союзников уцелевшие евреи оказались нежелательным элементом во многих странах, а в Восточной Европе прошли погромы, и местное население не давало евреям вернуться в свои дома. Позорное молчание хранила церковь, когда они уничтожались в христианской Европе как скот, поточным методом.

Как живой памятник погибшим поднялось государство Израиль. Много ли есть в мире народов, которые говорят на том же языке, исповедуют ту же религию и населяют ту же страну, что и три тысячи лет назад?

5 мая отмечаеься день памяти Холокоста ( заживо сожженных евреев в концентрационных лагерях), а 11 мая – День независимости, 52 –ая годовщина создания государства Израиль. По этим причинам мне хотелось бы уделить особое внимание проблемам конституционного права молодого еврейского государства, обладающего многочисленными интересными и отличительными особенностями, которые незаслуженно игнорируются сегодня в учебной литературе; заглянуть в корни права страны, наибольшим образом повлиявшей на историю государств Запада и Востока, подарившей миру христианство, мусульманство и т.д.

ГЛАВА 1. ИСТОКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ИЗРАИЛЯ

Еврейское право – право религиозное, основанное на религиозном сознании народа. Это –национальное право, хотя развитие его началось уже после потери национальной независимости. Еврейский Закон покоится прежде всего на предписаниях Письменной и Устной Торы, на всех раввинских постановлениях, включая религиозно-юридические решения, которые дошли до нас через века в форме респонсов и комментариев великих ученых. Все это служит авторитетной основой процесса продолжающейся и в наши дни религиозно-правовой практики и обеспечивает его правовыми прецедентами.

Устная Тора (Тора шебеальпэ) поясняет Письменную. В ней содержатся «общие правила, согласно которым мудрецы могут находить правильные решения постоянно возникающих вопросов, исходя из того, что сказано в Писании коротко и намеком» (р.Йосеф Альбо). Например, Письменная Тора предписывает смертную казнь за некоторые преступления. Каким правовым нормам и процедурам нужно следовать перед вынесением смертного приговора, каковы ограничения? На все эти и другие вопросы отвечает Устная Тора.

ТАЛМУД

Тора, Письменная и Устная, представляет собой руководство к жизни. Хотя Тора обращена в первую очередь к еврейскому народу, она содержит указания для всего человечества. В ней рассматривается каждый аспект человеческого существования. Правила, регулирующие обрядовую сторону религии, составляют только часть всего комплекса заповедей. Законы Торы охватывают весь спектр индивидуального и социального поведения. Она выносит свое суждение о таких сторонах жизни человека, которые в других религиях обычно считаются относящимися к сфере этики и морали либо подпадают под статьи гражданских и уголовных кодексов. Даже в тех частях Торы, которые непосредственно не связаны с законами и правом, постоянно провозглашаются духовные идеалы и разъясняются тонкости неписаных этических и моральных норм.

В Тору (в широком смысле) входят, кроме того, книги Пророков (Невиим) и Писания (Ктувим). Они содержат учение пророков и летопись истории народа Израиля за семивековой период. В них рассказывается о Божественном откровении, которого удостаивались пророки, об их непрерывной борьбе за истинную веру против многочисленных лжепророков, которые пытались убедить еврейский народ сойти с пути, указанного Всевышним.

ГАЛАХА

Само слово галаха означает «путь, по которому идут».

Глава 2. Конституция Израиля

Причина, которая кроется в истории еврейского народа и которая особенно повлияла на сравнительно позднее развитие законодательства, – отсутствие государственного аппарата принуждения. В конце Х – начале Х I века был разрушен еврейский автономный центр Вавилонии, и национальная гегемония была перенесена в северную Африку и Западную Европу. После тысячелетней истории национальной культурно-юридической автономии в рамках языческого Рима, христианской Византии, Сасанидского Ирана и арабского Халифата, духовный центр еврейства попал во враждебную среду, которая не признавала законного статуса остатков уцелевшего еврейского народа.

Вот почему в Израиле, как и в Новой Зеландии и Канаде, нет единой писанной (в формальном смысле) конституции, несмотря на то, что согласно Декларации независимости (Декларация установления государства Израиль 14.05.1948) конституция должна была быть принята Конституционной Ассамблеей к 01.10.1948. Задержки ее разработки были вызваны проблемами столкновения светской конституции и Галахи.

Роль конституции здесь выполняют Основные Законы:

v Правительство 1992

v Президент государства 1964

v Судебная власть 1984

v Земли Израиля 1960

v Соглашение о секторе Газа и долине Иерихон1995

v Государственная экономика 1983

v Иерусалим. Столица Израиля 1980

v Государственный Контроллер 1988

v Свобода от оккупации 1992

v Человеческое достоинство и свобода 1994

В конце дебатов 13 июня 1950 года Кнессет решил одобрить резолюцию, известную как «Предложение Харари» по имени Ицхака Харари, лидера прогрессивной партии. Согласно его предложению: «Первый собравшийся Кнессет поручает Комитету Конституции, Закона и Правосудия разработку конституции. Она должна состоять из глав, каждая из которых будет являться отдельным основным законом. Главы будут предложены Кнессету по завершении разработки, и все вместе будут составлять Конституцию государства». Был образован комитет, возглавленный Зера Мизрахи, для разработки конституции. Но было очевидно, что работа над документом будет весьма сложной.

Отдельные лидеры даже были склонны рассматривать Декларацию независимости (Декларацию установления государства Израиль 14.05.1948) в качестве Конституции, т.к. она устанавливает основы государства, его правовую природу, часть государственных институтов, принципы их действия и права граждан. Но решения Верховного Суда Израиля определяют, что Декларация не имеет силы конституционного закона и не является верховным законом, при противоречии, с которым другие законы и нормы отменяются. Как бы то ни было, статья 1 Основного Закона о человеческом достоинстве и свободе и Основного Закона об освобождении от оккупации относится к принципам провозглашения независимости в качестве нормативного источника. В соответствии с этой статьей «основные права личности в Израиле базируются на признании значимости человека, святости его жизни и его свободы, и они должны уважаться в соответствии с духом принципов, названных в Декларации установления Государства Израиль».

Главным аргументом за конституцию были:

необходимость в документе, который бы установил все основные государственные институты и будет служить базисом правил функционирования государства

соответствие 181-й резолюции Генеральной ассамблеей ООН 29.11.47 о разделе Палестины на Еврейское и Арабское государства. Резолюция призывала к созданию демократической конституции конституционным Советом, которая должна была включать инструкции по сохранению основных прав и свобод граждан государства

многие государства имеют конституции

образовательная и культурная ценность, заключенная в конституции и служащая визитной карточкой государства

значимость в процессе «плавильного горшка наций»

ценность конституции как выражения революции, которая произошла в жизни Еврейского народа

Главные аргументы против конституции выдвигали оппозиционеры, возглавляемые Давидом Бен-Гурионом и религиозные партии. Они приводили пример Великобритании, где, несмотря на отсутствии кодифицированного акта, демократия и право едины, поддерживаются гражданские свободы. Декларация независимости включает основные принципы любой прогрессивной конституции, а переходный закон 1949 года, принятый Конституционным Советом, устанавливает исполнение обязательств по отношению к ООН. Аргументом «против» было и то, что в Израиле находится меньшая часть еврейского народа, поэтому государство не имеет права принять конституцию. Из-за проблем и особенной природы молодого еврейского государства было трудно достичь компромисса, принимая во внимание духовные принципы, которые должны были сформировать образ жизни людей. Эти дебаты могли привести к войне культур между религиозными и светскими общинами. Государство Израиль и сейчас находится посреди продолжающегося процесса перемен и формирования, что не совместимо с жесткой конституцией.

ГЛАВА 3. ПРЕЗИДЕНТ

Президент, глава израильского государства, избирается на 5 лет большинством Кнессета тайным голосованием. Он может быть переизбран только на 1 последующий срок. Президент осуществляет государственные полномочия на основании основного закона «Президент государства» и т.д.

В круг его полномочий входит:

Наиболее интересно и то, что Президент является представителем не только израильского государства, но и всего еврейского народа. В силу этого, на него возлагается широкий круг обязанностей помимо перечисленных в Основном Законе.

Он поддерживает связи с еврейскими лидерами Диаспоры и высокопоставленными иностранными представителями, обеспечивает развитие культурной и образовательной деятельности в Израиле, а также еврейского и сионистского образования среди молодежи Диаспоры, чтобы вдохновить их на иммиграцию в Израиль.

В свете своего положения его работа должна быть направлена на разрешение социальных проблем и обеспечение благосостояния в обществе, развитие наиболее слабых слоев общества. Президент совершает постоянные поездки по стране и поддерживает близкие отношения со всеми секторами населения.

Президент обладает исключительным правом помилования и смягчения наказания гражданских лиц и военнослужащих.

Полномочия президента на помилование и смягчение наказания определены в Основном законе секции 11в «Президент государства». Он может полностью помиловать осужденного. Смягчение может выразиться в форме сокращения наказания, наложенного судом, или вынесении менее строгого наказания. Президент получает тысячи прошений ежегодно, и каждое глубоко исследуется. Перед вынесением решений президент запрашивает соответствующую информацию в полиции, медицинских и социальных учреждениях. По гражданским делам он запрашивает мнения экспертов в Министерстве юстиции. Министерство обороны предоставляет мнению о лицах, осужденных в военных судах (террористы и солдаты).

Законодательство наделяет президента полномочиями по назначению отдельных должностных лиц, чтобы подчеркнуть их значимость и автономию. Наиболее широкая и важная группа таких должностных лиц состоит из чиновников судебной системы. В соответствии с поправкой от июня 1986 года к закону О военной юстиции 1955 года. Президент также назначает военных судей.

На Президента возложено и множество других государственных и публичных обязанностей, не оговоренных в законе. Например, он поддерживает публичные ассоциации и агентства, принимает официальные делегации и гостей. Предыдущие президенты, как и ныне действующий, превращали президентство в эмблему еврейского национального и культурного сообщества.

Сегодня глава государства возглавляет исследовательскую группу Диаспоры, Президентский фонд (обеспечивает финансовое участие президента в жизни тех, кто находится в бедственном положении. Он был образован во время второго Президента и приобрел статус благотворительного фонда при четвертом. Фонд имеет отделения и действует по всей стране. Он помог тысячам семей, решая их проблемы и поддерживая в медицинском, культурном и образовательном отношении. Помощь выделяется после тщательного изучения их социально-экономического положения и рекомендации ответственных профессиональных служб), Фонд Амоса ( содействие школьникам и авторам, продвижение публикаций особых книг).

Президентство – это круглосуточная работа. В дополнение к церемониальным обязанностям, Президент проводит много времени, принимая различных представителей израильского общества и иностранных государств, чтобы быть в курсе проблем, волнующих Израиль, и затрагивающих международные отношения.

Законодательная власть представляет в Израиле Кнессет, состоящий из 120 членов, которые избираются каждые 4 года в рамках партий, соревнующихся друг с другом за голоса избирателей. Каждая партия избирает своих кандидатов в Кнессет.

Главная функция Кнессета – издавать законы и пересматривать их по мере необходимости. Дополнительные обязанности включают формирование правительства, принятие политических решений,

наблюдение за деятельностью правительства, избрание Президента государства и Государственного Контролера.

Кнессет работает в пленуме и комитетах. Пленум, верховная власть органа, проходит в 2 ежегодных заседаниях, которые длятся по меньшей мере 8 месяцев и образуют сессию.

Кнессет может быть созван между сессиями, если 30 членов Парламента подали письменное прошение об этом или если Правительство требует этого. Решения Пленума принимаются простым большинством заседающих членов Кнессета. Исключение составляют специальные случаи, когда требуется квалифицированное большинство.

Основные дебаты проводятся по поводу законопроектов или обычных вопросов политической жизни. Дебаты по законопроекту включают голосование, однако дебаты на обычные темы не обязательно оканчиваются голосованием.

Предложения по повестке дня – это предварительные обсуждения, затрагивающие вопросы, поднятые членом Парламента.

Парламентский запрос подает член Кнессета министру по поводу действий правительства, чтобы привлечь внимание Правительства и публики к проблеме, которая по мнению представляющего запрос, требует корректировки. Данные запросы представляются в письменном виде. Министр должен ответить на пленуме Кнессета в течение установленного Кнессетом периода.

С 1984 года в практику также ведены устные запросы. Они подаются в течение 2 дней, когда члены парламентских фракций могут задавать дополнительные вопросы. Любая фракция может выразить вотум недоверия Правительству. Кнессет должен голосовать по данному вотуму на первом заседании в течение недели после выражения вотума.

Тем не менее, главной функцией Кнессета остается законотворчество. Несмотря на то, что Правительство является инициатором большинства законодательных инициатив, любой член Кнессета может инициировать законопроект ( Частный парламентерский проект).

Законопроект проходит 3 стадии прежде чем стать законом. Сначала – первое чтение, то есть основные дебаты на Пленуме. На данной стадии билль может быть принят и передан соответствующему комитету или возвращен в Правительство. Если законопроект принят, он поступает в комитет для решения по деталям. Комитет может предложить сколь угодно много поправок, пока основная тема не потеряет актуальности. Затем комитет возвращает дополненный законопроект на Пленум для второго чтения.

Здесь уже проходят обсуждения и голосования по каждому пункту отдельно. В третьем и окончательном чтении, билль представляется в той форме, в которой он принят на втором чтении.

Голосования могут проводиться как открыто, так и закрыто или путем электронного голосования. ( Впервые оно было применено 12-тым Кнессетом).

Кнессет состоит из следующих комитетов:

v Комитет по развитию статуса женщин

v Конституционный комитет права и юстиции

v Экономический комитет

v Комитет по образованию и культуре

v Финансовый комитет

v Комитет иностранных дел и безопасности

v Комитет законодательного собрания

v Комитет внутренних дел и окружающей среды

v Комитет труда и соцобеспечения

v Комитет по науке и технологическим исследованиям и развитию

v Государственный контрольный комитет

v Комитет по борьбе с наркотиками

Существует множество комитетов с особенными полномочиями, которые действуют подобным образом, но в пределах ограниченных сроков. Сегодня образованы 2 функциональных комитета : комитет по развитию правового статуса детей и комитет иностранных рабочих.

Председатели комитетов избираются их членами по рекомендации Главного комитета Комитеты могут избирать подкомитеты и делегировать им свои полномочия. Они могут и объединяться для решения многосторонних задач.

В дополнение к законодательным функциям, комитеты обсуждают нормативные акты Правительства или любой другой вопрос, отнесенный к их компетенции Пленумом.

Для дальнейших обсуждений они приглашают министров Правительства, высших должностных лиц и экспертов по поводу предмета обсуждения. Участники комитета могут требовать объяснений и дополнительной информации от ответственных министров по любому вопросу в пределах их компетенции. Министры, в свою очередь, или назначенные ими лица, обязаны предоставить объяснения и требуемую информацию.

Если вотум недоверия правительству собирает большинство голосов присутствующих, «побежденное» правительство передает свои функции временному правительству до тех пор, пока не будет сформирован новый состав

В соответствии с законом О Кнессете парламентеры обладают пожизненным личным иммунитетом от судебного преследования за голосование, деятельность и выражение личного мнения в Парламенте во время исполнения своих обязанностей. На срок службы они также пользуются иммунитетом от личного и домашнего обыска ( исключение – таможенный досмотр). Они не подлежат аресту, если они не пойманы во время совершения насильственного преступления, нарушения общественного порядка или государственной измены. Для сравнения

Этот иммунитет может быть ограничен или отменен по решению пленума Кнессета.

ГЛАВА 5. ПРАВИТЕЛЬСТВО

Правительство традиционно представляет исполнительную ветвь власти. Израильская форма правительства базируется на интернациональных моделях, в частности примерах Западной Европы.

Премьер –министр должен быть не младше 30 лет. На выборах он одновременно возглавляет список кандидатов в Кнессет. Если проводятся специальные выборы, кандидат должен быть членом Парламента.

Пункт 14 Закона о Правительстве обязывает точно соблюдать процедуру представления Правительства. Если данные формальности будут нарушены, проводятся специальные выборы Премьер министра. Если ошибка повторится, данная кандидатура на пост Премьер-министра больше не будет рассматриваться.

Если Премьер-министр установит, что оппозицию Правительству составляет большинство в Кнессете и это препятствует эффективному функционированию Правительства, он имеет право с одобрения Президента распустить Кнессет. Однако в этом случае через 60 дней проводятся новые выборы Кнессета и Премьер-министра. (ст.22). Также специальные выборы проводятся в случае отставки Премьер-министра или, если он отказывается занимать пост члена Кнессета.

Глава Правительства обладает иммунитетом. Против него не может быть возбуждено уголовное дело. Он ответственен лишь перед Генеральным Атторнеем (аналог английского Генерального Прокурора или американского министра юстиции), который вправе инициировать импичмент Премьер-министра. Если же он будет виновен в совершении аморального преступления, Кнессет может отстранить его от занимаемой должности простым большинством голосов. Также 40 членов Кнессета могут инициировать отстранение Премьер-министра от должности. Они передают свое предложение спикеру Кнессета, который выносит его на рассмотрение комитета Кнессета. Однако ни Комитет, ни сам Парламент не могут решать вопрос об отстранении, пока сам Глава Правительства не поставит вопрос на голосование.

Статьи 28-31 подробно регламентируют случаи временной неспособности Премьера исполнять свои обязанности, смерти, временного отсутствия или отстранения от должности.

Число министров должно быть не меньше 8, но не больше 18. Однако, половина министров должны быть членами Кнессета. Если общее число министров, включая Главу правительства, не превышает 8, они не могут быть смещены со своего поста. Если это число меньше 8, Премьер назначает Министра министров, чтобы восполнить недостаток.

Министр может назначить Помощника министра из состава Кнессета. Число таких помощников не может превышать шести.

Обсуждения и решения Правительства по следующим вопросам секретны – их разглашение или публикация запрещена:

v Государственная безопасность

v Иностранные отношения

v Те вопросы, которые Правительство определило как секретные в соответствии с их значимостью для государства

v Те вопросы, которые Правительство решило не разглашать и сохранить в секрете. Публикация и разглашение этих вопросов влечет ответственность только для того, кто знал о данном решении

Существует особый вид парламентского контроля: распоряжения Правительства, накладывающие санкции за их нарушения, вступают в силу только после их одобрения специальным комитетом Кнессета, ответственным за данную проблему.

Государство может вступать или начинать войну только по решению Правительства. Оно подает свое решение в Комитет Кнессета по безопасности и иностранным делам как можно скорее. Одновременно Премьер-министр извещает Пленум. Правительство обеспечивает комитет всей необходимой информацией.

Статья 54 предписывает Правительству уведомлять Кнессет в следующих случаях:

v Передача полномочий от одного комитета Правительства другому

v Истечение срока службы помощника министра

Кнессет должен дать публичный отчет в официальном издании Решумот по следующим вопросам:

v Выражение недоверия Правительству

v Отстранение министра от должности

v Одобрение передачи одним министром своих полномочий другому

v Определение должностных окладов и выплат членам Правительства

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 336 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тип статьи:Регулярная статья