квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы

Нюансы с этажностью

Продажа квартир на вторых этажах над коммерческими помещениями на вторичном рынке — достаточно узкий сегмент. Владельцам такого жилья рекомендуют реализацию с дисконтом. На первичном рынке такую квартиру можно купить как с небольшой скидкой, так и без нее.

Ситуация на вторичном рынке недвижимости в Петербурге сегодня такова, что наиболее успешно продается самое недорогое жилье. К этой категории, безусловно, относятся небольшие по площади квартиры в хрущевках, брежневках, «кораблях» и других представителях «старой панели». По данным агентства «Петербургская Недвижимость», цена квадратного метра в ходе реальных сделок с такими квартирами варьируется от 72 до 106 тыс. рублей. Помимо торга с продавцом, позволяющего снизить цену предложения, можно выбрать вариант, который заведомо будет стоить чуть меньше, чем аналогичные квартиры. Это жилье на вторых этажах над коммерческими помещениями. Однако есть нюансы.

Сила привычки

«Если человек уже жил на нижних этажах, то его не очень пугает перспектива жить там снова, — уверена Марина Гусакова, менеджер компании «Адвекс на Ланском». — Достаточно часто продавцы такого жилья делают приличный ремонт, понимая, что покупателя при продаже именно это может привлечь. В процентном отношении цена на такие квартиры меньше аналогичных предложений на других этажах примерно на 10%».

Кстати, нынешние владельцы жилья на вторых этажах в панельных домах могут жить гораздо спокойнее, чем раньше. Дело в том, что сегодня в большинстве городских районов на сделки по переводу из жилого фонда в нежилой практически наложено «вето». Это значит, что можно не беспокоиться, что скоро этажом ниже появится пивной бар или магазин. Зато раньше такие сделки, в особенности для домов, расположенных в местах с активным пешеходным трафиком, практиковались очень часто. Заведения различного типа появлялись на месте бывших квартир, в которых была осуществлена перепланировка. И причем далеко не всегда законным способом. Поэтому многие хозяева квартир на вторых этажах оказывались уже перед фактом, что внизу под их жильем появлялись пивные, кафе, магазины. Бороться с этим на этапе уже переведенного помещения оказывалось невозможно.

Непростой вариант

Собственник квартиры над коммерческими помещениями в готовом доме должен готовиться к тому, что продавать такое жилье будет сложнее. «Однозначно, плохо жить над магазином или заведением общепита, — говорит Юрий Полищук, заместитель генерального директора АН «Невский Альянс». — Все понимают, что кафе или ресторан — это не только дополнительные шумы от вытяжки, громкой музыки, разговоров посетителей, но и запахи. А иногда даже неприятные соседи — тараканы и грызуны. Строительные магазины — это химия, испарения и вредные вещества. В меньшей степени будет раздражать жильцов тихий офис на этаже или спокойное госучреждение».

По данным Ассоциации риелторов Санкт–Петербурга и Ленинградской области, при продаже жилые квартиры на вторых этажах над «коммерцией» стоят по уровню спроса и цене на одной и той же ступени, что и жилье на первых этажах. Они находятся в экспозиции в 2–3 раза дольше обычных. Традиционно и на те и на другие спрос ниже, чем на аналогичное жилье на других этажах.

Свой покупатель

Тем не менее, по словам Марины Гусаковой, продать такую квартиру можно будет в тот же срок, что и обычное жилье без особенностей, если правильно задать цену. Иными словами, продавцам не стоит жадничать. Как утверждает Геннадий Багрянцев, генеральный директор ООО «Акрополь СПб», в целом если планировки квартир по стояку одинаковы, то характеристики данного жилья не отличаются от аналогичных квартир, расположенных выше. Риелторы отмечают, что шумоизоляция, утеплители, специальные козырьки, защищающие от воздействия световой рекламы и светящихся вывесок, позволят нивелировать негативное влияние обитателей коммерческих помещений на квартиры этажом выше. На квартиры на нижних этажах всегда есть свой покупатель — пожилые люди, любители собак и кошек, люди, имеющие страх высоты, и некоторые другие категории.

Кстати, если жильем на втором этаже заинтересовались владельцы коммерческих помещений снизу, то в таком случае продать квартиру можно будет и дороже, чем в общем случае.

Нет разницы

Многие девелоперы, работающие в сегменте масс–маркет на первичном рынке, не считают, что квартира на втором этаже над коммерческими помещениями должна стоить дешевле. «В нескольких наших проектах на первых этажах располагаются коммерческие помещения, — рассказывает Артем Босов, директор по продажам ГК «КВС». — На стоимость квартир этажом выше этот факт непосредственного влияния не оказывает».

Такой же политики придерживаются и в компании «О2 Недвижимость». По словам Арины Швындиной, руководителя проектов компании, на рынке новостроек эконом– и комфорткласса, как правило, различий в стоимости между вторым, третьим и последующими этажами нет. «Квартиры на нижних и верхних этажах могут иметь совершенно одинаковые внутренние характеристики — планировку, отделку, — подтверждает эксперт. — Но внешнее окружение, конечно, будет отличаться. Квартиры на втором этаже имеют ряд преимуществ и недостатков. Например, двор и соседние дома — все, что увидят жители из окна. Еще один минус — более низкие показатели по шумоизоляции. Сигнализации автомобилей, разговоры людей на крыльце могут доставлять дискомфорт. Но проблема успешно решается установкой стеклопакетов. В защиту таких квартир — тут нет зависимости от лифта, пожилые люди смогут без проблем спуститься на улицу, а молодежь — вынести детскую коляску или велосипед. Кроме того, не нужно платить за подъем при доставке товаров. Спокойно можно оставить машину под окнами».

В некоторых компаниях есть различия в цене, но в основном они продиктованы разницей в этажности, а не конкретными характеристиками квартир над коммерческими помещениями. По словам Анжелики Альшаевой, директора по продажам и маркетингу ЗАО «Ленстройтрест», в проектах компании квартиры на втором этаже — причем не только те, что расположены над коммерческими помещениями, — стоят на 2–3% дешевле квартир, расположенных выше. Обусловлено это прежде всего тем, что более высокий спрос отмечается на жилье на средних этажах — начиная от третьего, а также на квартиры на верхних этажах, из которых открывается какой–то интересный вид. При этом жилье на втором этаже над «встройкой» проектируется с дополнительной тепло– и шумоизоляцией.

«Магазины, аптеки, кабинеты врачей, центры детского досуга — это удобно, экономит время, — уверена она. — И люди это понимают. Некоторые опасения вызывают предприятия общепита и продовольственные магазины, где продают алкоголь. Но здесь есть нюанс: крысы, тараканы, неприятные запахи возможны, если рестораном или продовольственным магазином стало помещение, изначально для этого не предназначенное. И при перепрофилировании не были соблюдены строительные и санитарные нормы». В новых жилых проектах, как правило, назначение коммерческих помещений предусматривается на стадии проектирования, и они изначально строятся с соблюдением всех требований.

Источник

квартира НАД магазином

09.09.04 11:21 Ответ на сообщение квартира НАД магазином пользователя OkSunny

09.09.04 11:54 Ответ на сообщение Re: квартира НАД магазином пользователя Wolf S

09.09.04 12:23 Ответ на сообщение Re: квартира НАД магазином пользователя OkSunny

В общем, я думаю, что над всякими такими помещениями жить не стоит.

09.09.04 12:45 Ответ на сообщение квартира НАД магазином пользователя OkSunny

квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Смотреть фото квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Смотреть картинку квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Картинка про квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Фото квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы

09.09.04 16:03 Ответ на сообщение Re: квартира НАД магазином пользователя KUG

10.09.04 10:36 Ответ на сообщение квартира НАД магазином пользователя OkSunny

Объект закрыт на реконструкцию

10.09.04 11:37 Ответ на сообщение Re: квартира НАД магазином пользователя Penelopa

квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Смотреть фото квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Смотреть картинку квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Картинка про квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Фото квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы

10.09.04 17:37 Ответ на сообщение Re: квартира НАД магазином пользователя OkSunny

10.09.04 17:57 Ответ на сообщение Re: квартира НАД магазином пользователя ak

10.09.04 20:16 Ответ на сообщение Re: квартира НАД магазином пользователя OkSunny

10.09.04 20:29 Ответ на сообщение Re: квартира НАД магазином пользователя OkSunny

14.09.04 17:23 Ответ на сообщение Re: квартира НАД магазином пользователя Wolf S

14.09.04 17:30 Ответ на сообщение Re: квартира НАД магазином пользователя Brenda

Источник

Преимущества и недостатки квартир над коммерческим помещением

Часто в новостройках первый этаж отводится под магазин, офис либо же салон красоты. И в случае если предлагают квартиру, расположенную над коммерческим помещением, то не все покупатели решаются на приобретение.

Чтобы понимать, следует ли вкладывать средства в такие объекты, следует изучить плюсы, минусы данного варианта.

Плюсы
• Стоимость. Квартиры, имеющие такое расположение, отличаются более низкой стоимостью, чем жилье, располагающееся на других этажах.

• Нет необходимости в использовании лифта. От жителей многоэтажных домов нередко можно услышать жалобы касательно того, что они ожидают лифт значительно дольше, чем добираются до требуемого пункта. Подняться на второй этаж несложно. Поэтому и потребности в ожидании лифта нет.

• Более высокий уровень безопасности. Если по каким-то причинам следует быстро покинуть квартиру, а воспользоваться лестницей нельзя, то выбраться можно через окно.

Минусы
• В дневное время в квартире, которая располагается над коммерческим объектом, достаточно шумно. Для того чтобы снизить уровень шума, следует устанавливать качественные стеклопакеты, звукоизоляционный слой.

• Если первый этаж отведен под кафе, то собственники квартиры, расположенных на втором этаже, сталкиваются с такой проблемой, как наличие насекомых, сторонних запахов.

• Вероятность проникновения в квартиру, которая располагается на втором этаже, велика. Поэтому возникает потребность в дополнительном вложении средств в сигнализацию, защитные элементы.

Чтобы приобрести квартиру над коммерческим объектом, а также минимизировать вероятность возникновения проблем, следует ответственно подходить к подбору варианта.

Источник

Инвестируем в коммерческие помещения в новостройках: советы экспертов

квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Смотреть фото квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Смотреть картинку квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Картинка про квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Фото квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы

2020 год показал хрупкость многих инвестиционных стратегий. На какое-то время весной этого года недвижимость превратилась из актива в пассив. Особенно больно пандемия ударила по арендному рынку жилья и торговым центрам. А вот главными победителями в 2020 году можно признать владельцев дач и коттеджей под аренду в Подмосковье (ведь спрос на загородное жилье растет даже осенью), а также владельцев коммерческой недвижимости внутри жилых кварталов (особенно тех из них, кто смог сдать свои помещения под аренду продуктовому ретейлу).

В этой статье разберем тему приобретения площадей под магазины внутри ЖК-новостроек. Вместе с аналитиками, частными инвесторами и девелоперами рассказываем, как инвестировать деньги в коммерческую недвижимость на первых этажах новостроек максимально выгодно.

В этой статье

Спрос на коммерческие площади в новостройках растет

Коммерческая недвижимость становится тихой гаванью для многих инвесторов. Это касается как инвестиций в апартаменты (данный формат относится к коммерческой недвижимости, а не жилой), так и инвестиций в офисы и стрит-ретейл.

Последний формат недвижимости оказался самым гибким в кризисном 2020 году. Благодаря этому интерес инвесторов к коммерческим помещениям под ретейл не только не падал, но даже вырос, говорят аналитики. «Спрос от частных инвесторов в 2020 году высокий и даже выше обычного, особенно на помещения под супермаркеты, аптеки и небольшие кафе. Помещения первой линии в бюджете до 50 млн руб. выкупаются задолго до ввода объекта в эксплуатацию», — подтверждает руководитель департамента брокериджа компании RRG Светлана Ярова.

квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Смотреть фото квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Смотреть картинку квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Картинка про квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Фото квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы

Два типа инвесторов в коммерческую недвижимость внутри ЖК

Инвесторов, которые вкладывают свои средства в коммерческую недвижимость в новостройках, условно можно разделить на два типа: инвесторы-сберегатели и инвесторы-бизнесмены. «К первому можно отнести тех, кого интересует долгосрочный пассивный доход. Такие инвесторы предпочитают приобретать недвижимость на старте проекта, им важен стабильный доход, который они станут получать от сдачи этого помещения в аренду после того, как дом будет введен в эксплуатацию. Ко второму типу инвесторов можно отнести людей, которые рассчитывают получить максимальную прибыль в наиболее короткие сроки. Например, они приобретают максимально готовое помещение, сдают его в аренду, а затем продают как готовый бизнес», — объяснила коммерческий директор ГК ФСК Ольга Тумайкина.

Сколько стоят коммерческие помещения в новостройках

Стоимость коммерческих помещений в ЖК-новостройках зависит от многих факторов: места, класса объекта, расположения внутри комплекса (первая или вторая линия), стадии готовности дома или проекта, площади самого помещения и пр.

По оценке RRG, в Москве (включая ТиНАО) коммерческие площади в новостройках стоят от 80 тыс. до 800 тыс. руб. за 1 кв. м. «На первой линии ЖК без ограничения доступа клиентов форматные помещения до 100 кв. м могут стоить от 380 тыс. до 800 тыс. руб. за 1 кв. м, а иногда и выше. Ходовые лоты в большинстве ЖК стоят 200–400 тыс. руб. за 1 кв. м. Если говорить про не самые ликвидные площади, то они могут стоить около 100 тыс. руб. за 1 кв. м и ниже», — рассказала Ярова из RRG.

квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Смотреть фото квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Смотреть картинку квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Картинка про квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Фото квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы

Примеры цен на помещения под ретейл в новостройках

квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Смотреть фото квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Смотреть картинку квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Картинка про квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Фото квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы

Ольга Тумайкина, коммерческий директор ГК ФСК:

— В наших московских проектах комфорт-класса средняя стоимость квадратного метра варьируется от 170 тыс. до 220 тыс. руб. К примеру, в ЖК «Настроение», который мы возводим в Ростокинском районе, можно приобрести помещение площадью 67 кв. м за 12,5 млн руб. Стоимость квадратного метра составит 187 тыс. руб.

В более дорогих проектах средняя стоимость квадратного метра варьируется в пределах 260–340 тыс. руб. В ЖК бизнес-класса «Рихард» в помещении площадью 153 кв. м метр квадратный стоит 263 тыс. руб.

В проектах, которые мы реализуем в Московской области, средняя стоимость варьируется в пределах 130–170 тыс. руб. за 1 кв. м. Например, в ЖК «Южная Битца», который мы строим в Ленинском районе, в помещении площадью 50,8 кв. м стоимость метра составляет 153 тыс. руб.

Ставки аренды на ретейл-помещения в новых ЖК

Ставки аренды в жилых комплексах определяются двумя основными факторами: числом жителей самого ЖК (то есть размером комплекса, его плотностью) и наличием/отсутствием дополнительного трафика извне.

«Если речь идет о небольшом закрытом объекте, то ставки в нем будут низкие, потому что там мало людей и можно рассчитывать только на тот трафик, который присутствует непосредственно в этом ЖК», — отметила консультант департамента стрит-ретейла Colliers International Анастасия Шакина.

Ставки аренды на ретейл-площади в новостройках могут разниться достаточно серьезно даже в рамках одного комплекса. «Скажем, витринное помещение правильной формы с достаточной электрической мощностью, выходящее на улицу с высоким трафиком, может стоить в два-три раза дороже, чем помещение в том же ЖК, расположенное со стороны двора и предназначенное для сопутствующих услуг или детского/образовательного центра, где уже нет и таких характеристик самого помещения, и высокой проходимости», — продолжила эксперт из Colliers International.

Какие площади под стрит-ретейл в новостройках востребованы, а какие нет

Инвесторам в стрит-ретейл в новостройках важно, чтобы их помещения нашли арендатора максимально быстро, дорого и надолго. «Основные профили арендаторов, типичные для стрит-ретейла жилых комплексов, — это аптеки, ателье и бытовые услуги, небольшие продуктовые магазины, пекарни, магазины алкогольной продукции, а также различные детские заведения: школы иностранных языков, детские развивающие центры и т. д.», — перечисляет Шакина из Colliers International.

По словам эксперта, возможность размещения арендатора того или иного профиля обусловлена размерами помещений, потребностью в данном профиле, размерами самого жилого комплекса и технической готовностью девелопера предлагать решения для более широкого круга арендаторов. Например, для ресторанных помещений требуется специальная вытяжка, а для супермаркетов — продуманная зона погрузки-разгрузки, не мешающая жителям шумом.

Востребованными инвесторами могут быть не отдельные помещения, а целые ЖК. «Помещения раскупаются в комплексах «понятных» застройщиков либо в районах плотной застройки (ЖК от 1 тыс. квартир), либо в ЖК, встроенных в окружение, где есть перспектива роста — будущая застройка, появление станции метро и т. д.», — рассказала Ярова из RRG.

С трудом покупаются помещения в бюджете от 200 млн руб. либо просто крупные помещения от 150 кв. м без возможности деления, неформатные, темные, с большим количеством несущих стен и др. либо расположенные в ЖК, который находится в глубине района. «Также с некоторым затруднением продаются помещения на огороженных территориях или с окнами и входной группой во двор, так как это, скорее, офисы либо помещения под свой бизнес — йога, школа, салон красоты и др. Но визуальная и физическая доступность для клиентов, формальность помещения и качество инфраструктуры и самого ЖК являются крайне важными для инвесторов сегодня. Ну и цена, конечно. Она должна давать возможность рассчитывать на доходность от 8% годовых, иначе нет смысла в такой инвестиции», — добавила эксперт из RRG.

квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Смотреть фото квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Смотреть картинку квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Картинка про квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Фото квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы

Личный опыт: интервью с инвестором в коммерческие площади в новостройках

квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Смотреть фото квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Смотреть картинку квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Картинка про квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы. Фото квартира над коммерческим помещением плюсы и минусы

Роман Лапурко — эксперт, в портфеле реализованных проектов которого находится более 40 торговых помещений коммерческой недвижимости различной квадратуры в Москве и Подмосковье

— Как выбрать локацию для покупки коммерческой недвижимости на первых этажах новостройки?

— В идеальном сценарии нужно выбирать локацию и инвестировать в покупку коммерческих площадей на первых этажах новостройки уже с расчетом на конкретную компанию-арендатора, согласовав эту покупку с ним. Сегодня на рынке нередки подобные случаи, и эти взаимодействия выгодны обеим сторонам. Если же таких партнеров у вас нет, то, обращая внимание на местоположение ЖК, вы должны исходить из того, что у большинства арендаторов какие-то районы максимально востребованы, какие-то менее, в каких-то часть арендаторов не развивается вообще. Здесь важна и густонаселенность, и покупательная способность. Скажем, потенциалы ЖК востока Москвы и западной части кардинально разные. Это касается и скорости сдачи помещения в аренду, и арендной ставки. Немаловажным фактором является близость к метро. Если говорить о Подмосковье, то учитывается удаленность ЖК от Москвы. Например, есть компании, не развивающиеся в удаленности более 15 км от МКАД. Но, помимо локации, вам необходимо обращать внимание на число жителей в ЖК. Если рассматривать самостоятельный ЖК, а не дома, вписанные в уже в существующий жилой фонд, то хороший сетевой арендатор, как правило, не рассматривает ЖК, где численность жителей менее 10 тыс. человек.

— А как выбирать помещения внутри ЖК-новостройки? На что обращать внимание при выборе?

— Каждый ЖК необходимо рассматривать индивидуально — факторов, влияющих на принятие решения, довольно много. Внутри новостроек, если это крупный ЖК с квартальной застройкой, самые топовые места находятся на основных трафиковых артериях либо рядом с крупными супермаркетами. Почти всегда хорошо работают въездные группы, где концентрируется максимальный трафик. Все просто — на въезде вас видят все жильцы, на периферии — только те, кто там живет. Локация очень важна для сетевых арендаторов — крупных компаний: кофеен, аптек, продуктового ретейла. Однако есть арендаторы, для которых локационные возможности не так важны. Например, коммерческие помещения где-нибудь вдали от пешеходного трафика, внутри ЖК, могут быть интересны различным службам доставки, дарк-китченам, студиям детского развития. Также надо понимать, в каком окружении находится дом, в котором предлагаются помещения, и стремиться искать соответствующих арендаторов. Например, если по соседству с объектом есть больница/поликлиника, то коммерческие помещения здесь могут стать магнитом для сопутствующего бизнеса — аптек, частных медицинских клиник, лабораторий. Школа или детский сад притягивают магазины канцтоваров, студии детского развития и дошкольного образования. В некоторых случаях также можно ориентироваться на близость помещения к остановкам общественного транспорта.

— Какие планировки удачные, а какие нет? Какие площади самые востребованные у арендаторов?

— Планировки коммерческих помещений в новостройках можно разделить на два типа: комнатные и зальные. Комнатные планировки в коммерческих помещениях — это наследие панельного домостроения, сегодня они считаются неликвидным активом и их очень сложно сдать в аренду. В последние годы застройщики даже при панельном строительстве стараются первый этаж, отведенный для нежилых помещений, делать монолитным. Это позволяет выводить на рынок гораздо большее количество помещений со свободными зальными планировками. Большое количество колонн, пилонов негативно влияет на сдачу помещения в аренду. Также необходимо учитывать меньшую ликвидность помещений, расположенных не на одном уровне с тротуаром, имеющих ступени. У помещения должны быть хорошие видовые и рекламные возможности — панорамные окна, двери должны выходить на проезжую часть либо трафиковую пешеходную артерию. Чем больше окон — тем лучше. Оптимальный размер коммерческого помещения в новостройках Москвы и Подмосковья, я бы сказал, от 60 до 90 кв. м. Многие компании работают в сегменте, предусматривающем открытия в такой квадратуре. Такие помещения находят арендаторов быстрее. Ну и, конечно, каждое помещение должно иметь мокрую точку.

— Если заранее арендатора найти не удалось, на каком этапе начинать его поиск?

— Я бы рекомендовал приступать к поиску уже в момент ввода корпуса в эксплуатацию, то есть за три-четыре месяца до получения ключей. Большинство компаний без проблем выходят на подписание предварительного договора аренды, тем самым заранее обеспечивая себя необходимым помещением.

— Как и где искать арендатора?

— Существует три основных варианта. Первый вариант назовем пассивным — через размещение объявления в интернете на специализированных площадках. Для этого достаточно короткого описания, плана помещения и нескольких фотографий объекта. Второй вариант — более активный — через работу с потенциальными арендаторами. Для этого необходимо найти контакты отдела развития интересующей вас сети, составить письмо — коммерческое предложение, отправить его потенциальному арендатору. Это более трудозатратная и профессиональная работа. Третий вариант, возможный только после передачи застройщиком помещения вам, — через застекольную рекламу. На окне-витрине своего помещения повесьте слово «Аренда» и оставьте телефон для связи. Самостоятельный поиск выглядит так. Все три варианта — рабочие, надо пользоваться всеми.

— Как собственнику определить ставку аренды?

— Самый верный способ правильно определить ставку — изучить конкурентную среду. Надо понять, какую ставку называют по помещениям в этом ЖК с максимально схожей локацией и квадратурой. Нужно понимать, что вы не можете проводить сравнение с помещением, расположенным на первой линии, и, например, помещением в глубине дворов. Характеристики должны быть максимально схожи. Так определяется стартовая ставка. Ставка ежегодно индексируется в среднем по рынку на 5%, это прописывается в договоре аренды. Повысить или пересмотреть ставку в новостройке возможно через некоторое время, после ввода основной части корпусов в эксплуатацию. В ЖК растет количество жителей, у вашего арендатора растет количество потенциальных клиентов, а значит, есть возможность повысить ставку. Но все зависит от ваших договоренностей с арендатором и от того, по долгосрочному договору вы работаете или краткосрочному. Желательно продумывать эти повышения заранее и согласовывать их с арендатором в самом начале взаимоотношений. Тогда ваши договоренности могут предусматривать градацию ставок на первый, второй, третий год аренды, что должно быть отражено в договоре. Встречаются такие примеры, когда за пару лет ставка может вырасти на 30–40% (с учетом, что количество жильцов в ЖК выросло как минимум на эту же процентовку).

Еще раз хотел бы уточнить: ориентировочное понимание арендной ставки должно определить целесообразность покупки помещения, прорабатывать этот вопрос необходимо еще до покупки. Нередко встречаются предложения с завышенным прайсом, да еще и с окончанием строительства корпуса и вводом его в эксплуатацию через два года. На этом непрофессиональный инвестор может обжечься и обмануться в своих ожиданиях.

— Как готовить помещение под арендатора? Стоит ли вкладываться в ремонт?

— Однозначно — нет. И сетевые арендаторы, и частный несетевой бизнес подписывают помещения «в бетоне», так как зонирование помещения, определение квадратуры торгового зала, склада, местонахождения санузлов и т. д. определяются индивидуально каждым арендатором в зависимости от специфики его деятельности. Например, студия детского творчества поделит ваше помещение на пять кабинетов, а алкомаркету нужны один торговый зал и небольшой склад. Зонирование совершенно разное, все очень индивидуально, по этой причине ремонт без подписанного арендатора выполнять не стоит. Также надо иметь в виду, что арендодатель частично компенсирует затраты на ремонт, давая арендатору арендные каникулы на время проведения строительных работ. Средний срок каникул для квадратуры 60–90 кв. м обычно составляет два-три месяца.

Еще одна важная деталь: каждому арендатору нужны определенные электромощности. Для большинства арендаторов, работающих в помещениях площадью 60–90 кв. м, мощность должна начинаться как минимум от 15 кВт.

— Стоит ли покупать коммерческие помещения на первых этажах новостроек с целью перепродажи для заработка на росте стоимости?

— Да, но для этого необходимо обладать глубокой рыночной экспертизой. Это возможно, но на сверхдоходность ориентироваться не стоит. Если сдать в аренду неправильно выбранное помещение тяжело, но все же возможно, пусть и запросив невысокую арендную ставку, то перепродать такое помещение с выгодой будет уже сложнее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *