квартира улановой на котельнической набережной фото
Полвека на высоте: квартира Галины Улановой на Котельнической набережной
«РБК-Недвижимость» начинает серию публикаций, посвященных истории знаковых московских домов и их обитателей. Первый текст — о высотке на Котельнической набережной, где в разное время жили Василий Аксенов, Клара Лучко, Никита Богословский, Фаина Раневская, Александр Твардовский, Константин Паустовский и многие другие. Самой известной долгожительницей дома была балерина Галина Уланова.
Дом на Котельнической набережной — одна из семи сталинских высоток — связан с именами многих выдающихся ученых, актеров, писателей, художников. Пожалуй, самой знаменитой обитательницей 176-метровой башни в устье Яузы была балерина Галина Уланова, которая прожила здесь без малого полвека. В 2004 году в доме открылся ее мемориальный музей.
Строительство этого дома, как и других высоток, началось после Великой Отечественной войны. В начале 1947 года вышло постановление Совета Министров СССР о строительстве в Москве восьми высотных зданий — их закладка состоялась в том же году и была приурочена к 800-летию столицы. Однако реализовать удалось только семь — от восьмой высотки, которая должна была появиться в Зарядье, решили отказаться.
Курировал строительство дома Лаврентий Берия, он же настоял на том, чтобы здание возводили именно на набережной, на месте восьмиэтажного недостроя, замороженного во время войны. Именно это обстоятельство и определило черты будущего здания. «В плане высотка на Котельнической набережной выглядит странно: она стоит не под прямым углом, как все остальные дома, а под раскрытым — это связано с сильным перепадом высоты участка. Его сложная конфигурация отразилась не только на силуэте здания, но и на темпах строительства», — говорит историк, профессор кафедры советской и современной зарубежной архитектуры Юрий Волчок. Строительная площадка развернулась на территории целого квартала — в результате пришлось снести четыре соседних переулка (Большой и Малый Подгорные, Курносов и Свешников).
Строительство было поручено Главному управлению лагерей промышленного строительства МВД, поэтому основной рабочей силой стали заключенные и немецкие военнопленные. Они же позировали скульпторам для барельефов рабочих высотой в человеческий рост, украшающих фасады и вестибюль высотки. Автором ряда скульптур была дочь Дмитрия Чечулина Галина.
По градостроительному плану рядом с домом предполагалось построить кинотеатр (будущий «Иллюзион»), но из-за сложной конфигурации участка Дмитрий Чечулин — один из авторов проекта и в то время главный архитектор Москвы — решил разместить его в теле дома. Чтобы компенсировать потерянную таким образом жилую площадь, архитектор увеличил центральную часть высотки с 16 до 26 этажей (вместе с техническими помещениями — 32 этажа). В итоге в здании удалось разместить 700 квартир, которые сначала распределяли среди сотрудников НКВД. Затем сюда стали вселять ученых и деятелей культуры. Самыми престижными считались квартиры, расположенные в центральном корпусе. Это отражалось и в интерьере вестибюля, стены которого были облицованы мрамором, полы — гранитом и мрамором, а потолки украшены росписью, лепниной и барельефами.
Галина Уланова вместе с первыми жильцами вселилась в высотку на Котельнической набережной в октябре 1952 года, и не в центральный корпус, где теперь находится ее мемориальный музей, а в трехкомнатную квартиру, расположенную в соседнем крыле Б. 34 года спустя она выменяла ее вместе с квартирой своей помощницы на более просторную четырехкомнатную квартиру на шестом этаже главного крыла — на фасаде возле центрального подъезда установлена мемориальная доска в честь Улановой.
Фоторепортаж: Балерина Галина Уланова у себя дома. 1960 год
Обстановка этой 145-метровой квартиры с панорамным видом на Кремль сегодня выглядит так же, как при жизни балерины: здесь выставлены ее личные вещи, сценические костюмы, афиши, фотографии, письма, подарки от поклонников, картины и скульптуры. В комнатах много антикварной мебели, в том числе привезенной из старой петербургской квартиры балерины — Уланова хранила ее на протяжении всей жизни.
На первых этажах высотки были оборудованы овощной, кондитерский и универсальный магазины, почтовое отделение, кинотеатр. «Дом в Котельниках отличает одна важная деталь, которой нет в других высотках, — большой подземный гараж, над которым находится спортивная площадка. Она спроектирована таким образом, что догадаться о его существовании невозможно — машины попадают в гараж, минуя двор», — говорит Юрий Волчок. За свой проект архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский вместе с инженером Леонидом Гохманом получили Государственную премию — это первый и последний случай в истории, когда столь высокая награда досталась архитектурному проекту, а не самой постройке.
Фото: Взгляд сквозь время
Сколько стоят квартиры в этом доме сегодня
Сегодня самая дешевая квартира в доме на Котельнической набережной, по данным агентства «Инком-Недвижимость», стоит 27 млн руб. Она расположена на шестом этаже в корпусе А (боковое крыло вдоль набережной Москвы-реки). Общая площадь квартиры — 60 кв. м, жилая — 38 кв. м, кухня — 7 кв. м. Самое дорогое предложение оценивается в 154 млн руб. 144-метровая квартира находится на седьмом этаже центрального корпуса. В квартире две гардеробные, две лоджии, есть возможность сделать второй санузел, из окон открывается вид на Кремль.
senart_artdeco
Senart_artdeco
Об интерьерах и не только.
Музеем квартира Галины Улановой в знаменитой высотке на Котельнической набережной стала не благодаря, а как водится в России, а вопреки. Сначала, когда мы узнали о таком музее, засобирались, чтобы посмотреть суперизвестный дом изнутри, и только после прикоснулись и к быту балерины-символа СССР.
Коротко о том, как стала квартира музеем. Когда строился этот дом, то распределением площади занимался, наверное, и Сталин. В основном, поселились здесь военные при чинах, немного советской художественной элиты, архитектору дома Чечулину выделили квартиру на первом этаже, хотя он, наверняка, надеялся на лучший вариант. Галина Сергеевна приехала в этот дом в 1947 году, в двухкомнатную квартиру. И только в 80-х, объединившись вместе со своей подругой и верным помощником журналисткой Татьяной Агафоновой, переехали в этом же доме в четырехкомнатные апартаменты. Так что, тот интерьер, который видим родом из позднего СССР.
Каталога у музея пока нет, фотографировать особо не разрешают, но для нас сделали небольшое исключение, им злоупотреблять не стали, так что, сделали несколько снимков и воспользовались интернетом.
Когда попадаешь в квартиру, то первое, на что сразу обращаешь внимание – это чудесные распашные двери, явно выполненные на заказ. И паркет «елочка». Старый, милый, добрый друг. Мы уже пережили увлечение и широким дубовыми досками-массив, и экзотическими породами. мирбау, венге и зебранами всякими. И вот пришли к выводу, что в наших широтах и домах, все же лучше дуба «елочки» вряд ли, что лучше можно придумать. Городская, и не только, классика.
Теперь о мебели. Все очень просто, в смысле, Галина Сергеевна, как говорят экскурсоводы, вообще ничего не покупала в дом. Мебель, в основном, перешла от ее родителей из Ленинграда. В том числе, и любимый диван. Чудесный портрет балерины художника Тихомирова как запечатлел ее тут. Даже обивка не поменялась – это покрывало, привезенное откуда-то не то из Узбекистана, не то с Кавказа. Больше половины предметов – это русский антиквариат середины 19 века, немного Буля, немного Жакоба, совсем чуть-чуть конца 19 века.. Все в свободной, почти не дизайнерской расстановке :)) К сожалению, не нашли фото кухни – вполне современные фасады (реечные) на кухонных шкафах, дуб некрашеный. Очень понравилось. Есть и холодильник, зеленого цвета, родом из 60-х, японский, до сих пор работает, красивый :)) Кстати, вынесен в коридор, в отдельную нишу. Закрывает запасную дверь выхода из квартиры, наверное, в этом доме того требовала пожарная безопасность.
Никакого тюля на окнах. Более, чем скромные карнизы для штор, но все же сделанные на заказ, в продаже таких у нас не было в то время. Сами шторы скромные, с классическим рисунком «полоски и мелкие цветы», без подкладки. Какой уж там коэффициент. Просто одна высота полотна и все. Сами окна, конечно, с особой конструкцией. Верхние фромуги открываются отдельным рычагом. Подоконники – чуть ли не серый, самый простой песчаник.
К слову, об антиквариате. Здесь чувствуется, что мир этих вещей согрет любимыми людьми, их хранят поколениями, они дороги как ПАМЯТЬ. И в этом мире очень органична сама хозяйка.
Чудесная библиотека. Много портретов и книг о Грете Гарбо.
А еще потрясает воображение гардероб Галины Сергеевны! Музейщики его меняют по сезону. То есть все туалеты не помещаются в квартире, и частями переезжают в Бахрушинский музей. Вдоль всех коридорных помещений сделаны встроенные дубовые шкафы. А там вся история послевоенного европейского костюма. На месте модных журналов черпала бы там вдохновение или писала книгу об истории костюма. Все лучшие модельеры есть. А нас поразили зимние полусапожки с каблуком, в которых есть пустота для каблука туфель. То есть в туфлях входишь прямо в эти сапожки. Чудесно!
По стенам висят оригиналы выдающихся художников – один Фонвизин чего стоит!
Много интересно осталось за кадром, но хотелось показать быт великой Улановой на фоне быта СССР.
Тихомиров Л.П. Галина Сергеевна Уланова. 1967
Выставочная комната, расположенная между гостиной и кухней. Здесь собрана небольшая экспозиция, состоящая из фотографий выступлений, репетиций, афиш. Выставлен костюм Улановой из Лебединого озера, другие ее костюмы находятся в Петербурге в коллекции Бахрушинского музея.
Музей-квартира Галины Улановой
В доме на Котельнической набережной балерина жила с 1986 года. После её смерти интерьер помещения остался практически нетронутым. Любимые вещи, фотографии, картины, фарфор, милые безделушки, мебель, подарки друзей и поклонников — здесь всё именно так, как было при жизни Галины Сергеевны.
Галина Уланова (1910—1998) оставила яркий след в искусстве XX века. В квартире, где она проживала с 1986 года, работает музей, посвящённый памяти великой балерины.
Галина Сергеевна родилась в Санкт-Петербурге в семье артистов Мариинского театра. В Москву переехала в 1944 году и сразу стала примой-балериной Большого театра. В отличие от яркой сценической жизни, в быту она была неприхотлива, не отличалась страстью к собирательству, вела довольно замкнутый образ жизни и имела небольшой круг друзей. В четырёхкомнатную квартиру, которая позже стала мемориальным музеем, Уланова въехала в 1986 году, решив прожить последние годы (на тот момент ей было 76 лет) вместе с подругой — журналисткой Агафоновой. До конца жизни балерина сохраняла свой вес — 49 килограммов — и делала ежедневную гимнастику, опираясь на спинку стула.
Практически весь антиквариат в квартире — подарки от почитателей таланта и друзей. Мебель была привезена из Ленинграда, картины подарены Верейским, Фонвизиным, Соколовым, Рындиным (бывшим мужем). Фарфоровые статуэтки выполнены скульптором Е. Янсон-Манизер, страстной поклонницей балерины. В доме собрана отличная библиотека — свыше 2400 томов. Многие книги украшают дарственные надписи.
За каждой вещью в квартире стоит своя история. Так, фигурки фарфоровых собачек на подставке ассоциировались у хозяйки с королевским пуделем, которого ей прислали из Лондона. История этого пуделя довольно любопытна. На английских гастролях балерина познакомилась с дамой, выгуливавшей роскошную собаку. Балерина потрепала пса, дама узнала Уланову — так завязалось знакомство. Щенок из очередного помёта был отослан самолётом в Москву. Он прожил у балерины 16 лет — после его кончины хозяйка очень горевала.
Антикварный шкаф у окна хранит коллекцию лебедей (дары от многочисленных поклонников), собрание мемориальных вещей от американской ценительницы её таланта Эвелин Кёрнант — портсигар Шаляпина (вырезан из карельской берёзы и раскрашен художником Билибиным) с автографом владельца, украшенный бисером кошелёк (его вышивала Мария Тальони, первая балерина, вставшая на пуанты), фарфоровая посуда Кузнецовского императорского завода.
На стенах — множество фотографий, из которых выделяется фото группы учениц балетной школы 1901 года — на нём мать Галины Сергеевны стоит неподалёку от Анны Павловой. В спальне балерины находится «Золотая маска» — самая престижная театральная награда страны. Она вручена Улановой на 85-летие, в 1995 году.
Посещение музея возможно только по предварительной записи. Полный билет обойдётся в 300 рублей, а льготный — в 150 рублей.
Музей-квартира Г.С.Улановой
Память о Галине Сергеевне Улановой навсегда останется в истории балета и в жизни каждого культурного человека. Очень многие её поклонники хотели бы чуть больше знать о личной жизни великой балерины. Но Галина Сергеевна всегда была очень закрытым человеком и на протяжении своей жизни доверяла и открывалась лишь очень немногим. Даже её квартира, её личное пространство, её вещи, вряд ли скажут о ней больше, чем она хотела, чтобы о ней было известно. Всё, что мы знаем о Галине Сергеевне, это воспоминания тех, с кем она была близка. Это небольшое эссе — не только экскурсия по её дому, но, в первую очередь, рассказ о жизни необыкновенного человека — Галины Сергеевны Улановой.
Родилась Галина Сергеевна в Санкт-Петербурге 8 января 1910 года. До 1944 года она жила в Ленинграде, там же, где и её родители, артисты Мариинского театра. До конца дней она считала себя петербурженкой и очень мечтала вернуться в город своего детства. В Москву она ехать не хотела, но пришлось, это была воля партии. Позже она вспоминала: «Вскоре после войны мне дали понять: пора переезжать в Большой театр. Можно сказать, приказали…. Но вообще-то Москва и Большой театр отнеслись ко мне по-доброму. И я старалась отвечать им так, чтобы они были довольны мною.»
В высотном доме на Котельнической Уланова поселилась в 1952 году, на 9-м этаже, после смерти её гражданского мужа И. Берсенева, до этого она жила на Новослободской. А в четырёхкомнатную квартиру, ныне занятую её мемориальным музеем, переехала в 1986 году, когда съехалась со своей подругой Татьяной Владимировной Агафоновой. Прожила она 88 лет и до конца дней каждый день упражнялась у станка. Хотя в этой квартире специального станка не было, ведь Галине Сергеевне было уже 76 лет, когда она переселилась сюда, но ежедневно по 40 минут выполняла необходимые для балерины движения, держась за спинку стула. Галина Уланова до конца дней сохранила свой вес — 49 кг.
Знаменитая балерина не отличалась страстью к коллекционированию. Все антикварные вещи и картины в её доме — подарки друзей и поклонников. Мебель в квартиру она перевезла из Ленинграда, из своего дома. Тогда были так называемые «эрмитажные» распродажи и многие антикварные вещи можно было купить за вменяемые деньги. Даже зеркало в гостиной приехало из «Северной Пальмиры». Это только часть гарнитура, половина большого зеркала, которое они с матерью разделили на две части.
Уланову неоднократно рисовали и фотографировали, в квартире много портретов, но некоторые повесили уже после её смерти. Здесь нет её сценических костюмов, она сама решила передать в Санкт-Петербург, в музей Театрального и Музыкального искусства.
О.Верейский. Галина Уланова
Один из портретов на стене в гостиной написал О.Г.Верейский. Это самый удачный портрет знаменитой балерины, она выглядит такой, какой была в жизни, это точный её образ, её «зеркальное» отражение.
Полотна на стенах — подарки её друзей. Картина Фонвизина «Всадница» ценна ещё и тем, что на ней дарственная надпись: «В память о спектакле, который я никогда не забуду».
Есть в доме и картина одного из Кукрыниксов, Н.Соколова. Все фарфоровые скульптуры уже были здесь при её жизни. Исключение сделали лишь для небольшой фигуры, автором которой была Вера Мухина, фигура одного из персонажей балета «Ромео и Джульетты», Галина Сергеевна очень любила этот балет и танцевала Джульетту, когда ей было уже за 40.
Акварель на стене — подарок её мужа, Рындина, он был театральным художником и знал, что жена любила полевые цветы, поэтому решил написать букет незатейливых луговых ромашек. На полотне его дарственная надпись.
Акварель Рындина — подарок Г.С.Улановой
Две небольшие картины на стенах гостиной — К.Сомова и А.Бенуа. Все фарфоровые скульптуры самой Галины Сергеевны выполнены одной художницей, Еленой Янсон-Манизер, это подарки Улановой.
Одна из фигур на зеркале — изображение Айседоры Дункан. Вот так, с одним лишь алым шарфом, обнажённая Айседора Дункан танцевала «Интернационал» на сцене Большого в красной Москве. (В центре, у зеркала, изогнувшаяся фигура.)
Фарфоровые собачки на подставке — в память о королевском пуделе, который жил в доме Улановой 16 лет. Назвали его БОльшик, в честь Большого театра. С этим пуделем связана романтическая история. Однажды на гастролях в Лондоне Галина Сергеевна гуляла в парке и увидела даму с королевским пуделем. Уланова была неравнодушна к собакам, они всегда жили в доме её родителей. Уланова. подошла, потрепала собачку, а хозяйка узнала балерину, которой рукоплескал весь Ковент Гарден. Они познакомились, завязалась переписка и владелица пуделя подарила Улановой щенка песочной масти из следующего помёта, предварительно выслав снимки, чтобы балерина выбрала понравившегося. Щенок один летел на самолёте в Москву и всё свою собачью жизнь прожил в доме с Галиной Сергеевной.
В шкафу у окна расположена коллекция на тему театра, имеющая очень интересную историю.
Она связана с именем американской поклонницы Улановой по имени Эвелин Кёрнант. С 1951 года Уланова стала её кумиром и в течение 13 лет на всех гастролях балерина получала букеты цветов с запиской «от Эвелин». Во Франции Эвелин основала свою балетную труппу и взяла псевдоним Анна Галина, в честь двух великих русских балерин. В 1964 году, выучив русский язык, она приехала в Москву, предварительно попросив балерину принять её и привезла в подарок Улановой костюм Фёдора Шаляпина. Позже Эвелин передала в дар Улановой своё собрание театральных предметов. В то время, в 1982 году, в Советском Союзе передать коллекцию из одних частных рук в другие было почти невозможно. В дело вмешался легендарный коллекционер, Илья Самойлович Зильберштейн, и всё уладилось. Вещи в этой коллекции уникальные. Это и кошелёк, вышитый бисером самой Марией Тальони, первой балериной, которая встала на пуанты,
это и портсигар Фёдора Шаляпина из карельской берёзы с рисунком Билибина и автографом певца,
и маленькая скульптура Анны Павловой, которую балерина вылепила сама. Эта фигурка которая стояла у постели Г.Улановой.
Анна Павлова
На второй полке — коллекция лебедей. Все старались подарить Улановой лебедя и она принимала всех, из чего бы они ни были сделаны.
На нижней полке — фарфор Императорского завода и завода Кузнецова. Эта посуда — отнюдь не музейный экспонат — в доме Улановой ею активно пользовались. На многих чашках и тарелках заметны сколы и трещинки.
В этой комнате много фотографий. На стене — детский портрет Т.В.Агафоновой — компаньонки балерины. Татьяна Владимировна была на 20 лет моложе Улановой, но умерла раньше.
На другой стене — детские фотографии с матерью,
копия её свидетельства о рождении,
снимок в детском возрасте. Поразительно, что Галина Сергеевна сохранила свою внешность, лицо её мало изменилось, хотя большинство людей на детских снимках неузнаваемы. Маленькая Галя запечатлена на снимке в матроске — это была её любимая одежда, она мечтала стать моряком!
По её отрывочным рассказам друзьям мы знаем, что она совсем не хотела становиться балериной, как её родители. И, наверное, если бы не 1917 год, она никогда бы ею и не стала. Но настали другие времена и надо было приобретать профессию. В 1919 году её отдали в бывшее императорское балетное училище. Первым преподавателем стала её мать, Мария Фёдоровна, позже наставником стала Агриппина Яковлевна Ваганова. Галина ненавидела занятия, сбегала с уроков, но родители заставляли её заниматься. В училище Уланова осознала, что «жизнь балерины состоит наполовину из слова «должна», а на вторую половину — из слова «нельзя». Доля артиста балета заключается в тяжёлой и постоянной физической работе. «Ничего, переболеешь, мышцы окрепнут, тело привыкнет, полюбишь», — говорила её мать.
Фотография Галины Сергеевны сделана после спектакля «Лебединое озеро».
На другом снимке Галина Сергеевна со своей подругой Татьяной Вечесловой в 1928 году, в год выпуска из балетного училища. На всю жизнь две балерины оставались близкими подругами. Вечеслова тоже была ученицей Марии Фёдоровны и позже вспоминала, что мать никогда не выделяла дочь и не хвалила Галину, даже когда она этого заслуживала.
Групповое фото воспитанниц императорской балетной школы было сделано в 1901 году. В верхнем ряду справа — мать Г.С.Улановой, Мария Фёдоровна, во втором сверху ряду в центре — Анна Павлова. Фото очень хорошо сохранилось, тогда при фотопечати добавляли серебро.
В спальне находится и одна из самых престижных театральных наград России. Она именуется «Золотой маской» Её вручили Галине Улановой в 1995 году, в честь 85-летнего юбилея.
Изящная бронзовая статуэтка также изображает великую танцовщицу. Её, как и многие другие скульптурные портреты Улановой, создала Е. Янсон-Манизер. По образцу этой фигурки создали прижизненный памятник балерине в Стокгольме. Когда его открывали, присутствующая виновница торжества старалась не смотреть на себя в бронзе. Уланова прятала лицо в мех воротника, когда на неё направляли объективы кинокамер или же отступала за чью-то спину. Балерина упрямо говорила: «Памятник не мне, а балету». Фоном для статуэтки служит фотопортрет Анны Павловой в танце.
Талант Галины Сергеевны признан во всём мире. В Голландии в её честь вывели сорт тюльпанов, «Уланова».
Тюльпаны «Галина Уланова»
Цветы балерина очень любила, дом всегда был ими наполнен.
Над кроватью висит семейное фото с родителями, Сергеем Николаевичем Улановым и матерью, Марией Фёдоровной Романовой. Галина Сергеевна поразительно похожа на отца.
В семье танцовщиков Галину хвалили очень редко и скупо. «Ты сегодня была ничего»… — ронял иногда отец, и это считалось высшей похвалой. Когда Уланова стала звездой мирового балета, она пригласила отца на свой юбилейный концерт. Отец прежде никогда не видел её из зрительного зала, только из-за кулис. После концерта он долго молчал, а потом сказал: «Я и не знал, что ты — такая…».
Над кроватью висит акварель Владимира Васильева, подарок балетмейстера Галине Сергеевне на юбилей. (В.Васильев — член Союза Художников).
В коридоре, соединяющим все четыре комнаты квартиры, стоит бутафорский Щелкунчик. На 80-летний юбилей балерины, сразу после спектакля, кукла переехала в её дом вместе с афишей, на которой расписались все участники постановки.
На стенах коридора также находится множество фотографий: в кадр попали Уланова с Козловским и Уланова с Рихтером. Известно, что С.Прокофьев полностью поверил в балет и его возможности лишь после того, как Г.С.Уланова исполнила главную партию в поставленном на его музыку «Ромео и Джульетте». Известно её высказывание, когда после премьеры она пошутила: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Все весело засмеялись, а композитор — громче всех. Позже, специально для Улановой, С.С.Прокофьев написал балет «Золушка».
На другой стене представлено несколько фотографий балерины на отдыхе. Уланова ездила и в Карловы Вары, и на Кавказ, но лишь два места были её любимыми — это Коктебель и Селигер, балерина возвращалась туда снова и снова. Она обожала кататься на лодке.
Часто брала в лодку проигрыватель с любимыми пластинками и слушала их в уединённом месте. Музыка и природа вместе были для балерины неземным удовольствием. Своей дачи у Улановой никогда не было. Но балерина мечтала о небольшом загородном доме и собиралась купить. Но ей приходилось пользоваться либо государственной дачей, либо снимать у хозяйки.
Четыре фотографии её любимых мужчин, в разное время они были её мужьями.
Все её мужчины оказывались много старше её и весьма солидными людьми. Говорили о её раннем и недолговечном «петербургском» браке. Детей у нее не было; годы спустя Галина Сергеевна признавалась, что помнила наказ матери о том, что если балерина не хочет распрощаться со своей сценической жизнью, она не должна иметь детей.
Супругом Улановой был Евгений Дубовской — дирижёр Кировского театра.
Актёр, красавец Юрий Завадский был старше Галины Сергеевны на шестнадцать лет. Они познакомились на отыхе в Барвихе, в 30-е годы и Завадский был сражён обаянием Улановой. Он приехал в Ленинград, чтобы добиться взаимности балерины. Они поженились, но через некоторое время стали жить по отдельности. Окончательно расставшись после войны, они остались друзьями. На протяжении многих лет бывший муж запросто приходил к ней вечерами на чай и неизменно робел перед маленькой и хрупкой балериной.
Роман Улановой с актером и режиссером Иваном Берсеневым был самым ярким. Иван Николаевич был женат, с актрисой Софьей Гиацинтовой он прожил в браке 35 лет. Жену он прежде очень любил, но ничего не мог поделать с новым чувством. Сначала они встречались в «Метрополе», а потом переехали в квартиру балерины на Новослободской. Галина Сергеевна очень любила Берсенева и не скрывала этого. В дом на Котельнической набережной, потерявшая любимого балерина, переселилась после смерти Берсенева.
С художником Большого театра Вадимом Рындиным Уланова сошлась в конце 50-х. Рындин очень любил Галину Сергеевну, но ещё больше любил выпить. С годами он стал пить всё больше, в конце концов Улановой это надоело и она указала ему на дверь, отдав при этом все книги по искусству из своей обширной библиотеки. По тем временам это был царский подарок.
В библиотеке Улановой хранится 2400 книг, более 300 из них — с дарственными надписями. Необычный экспонат — миниатюрное полное собрание сочинений Шекспира на английском языке в 39 томах. Это подарок из Лондона, уникальное издание, напечатанное на рисовой бумаге вышло в 1902 году.
Одна из витрин библиотеки включает фотографии балерины, которые представляют её вклад в искусство балета. Она стала первой драматической актрисой-балериной и передавала сценический образ не только танцем, но и драматической игрой, что до неё мало кто делал. А так, как играла на сцене Галина Сергеевна — не мог сделать никто.
Галина Уланова танцевала до 50 лет, что по тем временам было невероятно долго. Сохранилась её фотография с американским импрессарио, на которой ей уже 49 лет. И когда она ушла, то многие жалели об этом, уговаривали вернуться. Но она отвечала: «Танцевать можно, но кто смотреть будет?» Ушла она из балета в один день, заранее никому не объявляя о своём решении. Даже труппа не знала, что она танцует в последний раз, это было 29 декабря 1960 года, за несколько дней до 50-ти летнего юбилея. Спектакль был дневной, «Шопениана», она танцевала ту же партию Сильфиды, что и в 1928 году. Получилось так, что «Шопенианой» она и начала, и завершила свою балетную карьеру.
Интересна ранняя фотография Галины Улановой. Здесь ей всего лишь 18 лет. Фото сделано после её дебюта в «Лебедином озере». Это единственное фото балерины, где она смотрит открыто и улыбается.
На остальных снимках её взгляд всегда направлен в сторону, внутрь, в себя. Ведь для неё, для её закрытого характера, быть на публике всегда было мукой и она каждый раз преодолевала себя. Позже Галина Сергеевна признавалась, что очень стеснялась быть на виду у публики и долго не могла привыкнуть к этому, поэтому смотрела вниз. Но потом научилась отключаться от зрителей. Её пугали сотни глаз, следящих за каждым её движением. Однажды ей посоветовали смотреть поверх зала, вдаль. Так она объясняла воспетый многими отрешённый, «улановский» взгляд.
Первый её выход в «Лебедином озере» был не совсем удачным. Она заменила заболевшую балерину и за две недели подготовила роль. Но после этого поняла, что это не тот срок, за который готовится танец и 70 лет своей жизни простояла у балетного станка.
Необычный экспонат её дома — музыкальная шкатулка-шарманка. Галина Сергеевна привезла её из родительского дома в Санкт-Петербурге. Посетители музея могут послушать незатейливую мелодию. Балерина слушала этот инструмент ещё в детстве, в шкатулке 8 мелодий, все с оттенками и переливами.
Особое место занимает фотография Греты Гарбо, Уланова была её большой поклонницей, в её доме была внушительная видеотека, она любила пересматривать фильмы с обожаемой актрисой.
Фотография фрески Ботичелли здесь очень уместна, критики говорили, что Уланова — балерина ботичеллиевского толка.
Фото Т.В. Агафоновой, журналистки «Комсомольской правды», которую Галина Сергеевна называла своей «приёмной дочерью» и с которой жила под одной крышей несколько лет. Их дружеские отношения вызывали недоумение, пересуды и даже грязные сплетни.
Про Татьяну Агафонову говорили, что она всех отвадила от дома Улановой. Но вряд ли такое случилось, если бы Галина Сергеевна сама бы этого не хотела. Человеком она была очень мягким и предпочитала принять нежелательного гостя, потерпеть, но не вступать с ним в конфликт. Татьяна Владимировна была совсем другого замеса. Она могла и за дверь выставить, и резко ответить по телефону, что Галина Сергеевна отдыхает. Именно Агафонова добилась того, чтобы Галине Улановой дали второго Героя Соцтруда и она смогла пользоваться всеми тогдашними благами жизни. Будучи журналисткой, Агафонова была очень «пробивной», напористой.
В коридоре за дверью висит грамота почётного гражданина Москвы, вручённая Лужковым. Галина Сергеевна очень переживала, считала, что не может носить этот титул, ведь она не урождённая москвичка.
В кладовке коридора — её дорожные вещи. Одевалась она всегда изысканно, любила классику. Чувство меры, вкус у неё всегда был отменными. Она носила вещи от знаменитых западных модельеров и чемоданы от Гуччи, когда никто о них в Союзе и не слышал. Галина Сергеевна до старости носила обувь на каблуках, даже её домашние тапочки — на небольшой платформе.
В коридоре, который ведёт в комнату Татьяны Владимировны в витрине выставлено несколько платьев Улановой, в них она ходила на спектакли, конкурсы.
Комнату Т.В.Агафоновой переделали под музейную экспозицию, подлинная обстановка не сохранилась. Экспозиция посвящена преподавательской деятельности Улановой. Много фотографий — Агриппина Яковлевна Ваганова, Елизавета Ивановна Тиме. Е.И.Тиме — русская драматическая актриса — она сыграла большую роль в жизни Улановой, научила её драматической игре. В петербургском периоде жизни родители Улановой даже ревновали дочь к Тиме, насколько часто Галина Сергеевна посещала её.
Уланова пробовалась на роль Анастасии Романовны в фильме С.М.Эйзенштейна «Иван Грозный» и знаменитый режиссёр очень хотел её снимать. Но Галина Сергеевна отказалась, когда поняла, что ей придётся на полгода или больше забыть о балете. Девизом её жизни были слова матери: «Выбери в своей жизни что-то одно и делай это одно хорошо».Эйзенштейну пришлось отдать роль Целиковской.
В комнате Агафоновой находится балетный станок. В этой квартире его не укрепляли, но станок сопровождал Уланову всю её жизнь. С раннего детства отец не разрешал ей отдыхать от занятий дольше, чем две недели.
Здесь много фотографий учеников.
Кухня небольшая, со вкусом обставлена деревянной финской мебелью. В доме балерины была вся известная на то время бытовая техника, включая тостер и кофемашину.
Вид из окна — на Кремль и Храм Василия Блаженого, набережные. Галина Сергеевна ценила вид на воду, это у неё осталось от Санкт-Петербурга.
Площадь квартиры — 145 кв. метров.
Уланова никогда не была членом партии. Никогда не танцевала для Сталина. Надо сказать, что он больше предпочитал оперу, а если и смотрел балет, то с Лепешинской, она была его любимой балериной. Но Уланова четырежды награждалась сталинской премией. И всегда была вне политики.
Умерла она от инсульта на 89-м году жизни 21 марта 1998 года.
Музей-квартира балерины производит очень сильное впечатление. Это прикосновение к жизни большого человека, её таланту, внутреннему миру. Погружение в этот мир начинается уже в парадном вестибюле — иначе не назовёшь большой, торжественный холл дома на Котельнической набережной.
И сам этот дом — одна из знаменитых сталинских высоток, дальше парадной которого вас не пустит строгий консьерж.
Основные сведения статьи записаны со слов экскурсовода музея-квартиры Г.С.Улановой.
Посещение музея возможно только по предварительной записи по телефону. (495) 915-44-47.
Составители статьи сердечно благодарят внимательного читателя Елизавету за редакцию статьи.
О жизни многих замечательных людей: поэтов, исторических деятелей, художников и военачальников можно узнать в ходе пешеходных экскурсий по Москве.