размещение оборудование и организация работы процедурной комнаты
Приложение N 2. Стандарт оснащения процедурного кабинета
Приложение N 2
к требованиям к организации
и выполнению работ (услуг)
по сестринскому делу, утвержденным
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 11 декабря 2020 г. N 1317н
Стандарт оснащения процедурного кабинета
Наименование вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий
Наименование медицинского изделия
Количество (не менее), штук
Рабочее место медицинской сестры с персональным компьютером и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»
Стол для осмотра/терапевтических процедур, с питанием от сети
Стол для осмотра/терапевтических процедур, с гидравлическим приводом
Стол для осмотра/терапевтических процедур, механический
Стойка для внутривенных вливаний
Штатив для внутривенного капельного вливания
Стол для хирургических инструментов
Стол для лекарственных препаратов и медицинских изделий
Тележка медицинская универсальная
Тележка для медицинских инструментов
Стол для хирургических инструментов
Тележка для медицинских инструментов
Стол для хирургических инструментов
Тележка для медицинских инструментов
Кресло или стол для забора крови
Шкаф медицинский для инструментов
Шкаф для хранения медицинских инструментов, стерильных расходных материалов
Камера стерилизационная бактерицидная
Шкаф медицинский для инструментов
Шкаф для хранения медицинских изделий
Шкаф для хранения лекарственных средств
Шкаф для хранения лекарственных препаратов
Термометр инфракрасный для измерения температуры тела пациента, ушной
Термометр инфракрасный для измерения температуры тела пациента, кожный
Термометр капиллярный для измерения температуры тела пациента, ртутный
Термометр электронный для измерения температуры тела пациента в импульсном режиме
Термометр для измерения температуры
тела пациента с цветовой индикацией
Термометр капиллярный для измерения температуры тела пациента, безртутный, неспиртовой
Аппарат для измерения артериального давления электрический с ручным нагнетением, портативный
Аппарат для измерения артериального давления
Аппарат электронный для измерения артериального давления с автоматическим накачиванием воздуха, стационарный
Аппарат электронный для измерения артериального давления автоматический, портативный, с манжетой на плечо/запястье
Аппарат для измерения артериального давления анероидный механический
Лампа ультрафиолетовая бактерицидная
Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей
Очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, передвижной
Очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный
Контейнер для сбора колюще-режущих медицинских отходов
Емкости для сбора медицинских отходов
Контейнер для отходов с биологическими загрязнениями
Набор первой медицинской помощи, содержащий лекарственные средства
Укладка экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи 2
Укладка для оказания первичной медико-санитарной помощи взрослым в неотложной форме 3
Количество (не менее), штук
Шкаф для хранения медицинской документации
1 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2012, регистрационный N 24852) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 557н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2014 г., регистрационный N 35201), от 7 июля 2020 г. N 686н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 августа 2020 г., регистрационный N 59225).
2 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 января 2018 г. N 1н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладки экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2018 г., регистрационный N 50291).
3 Приказ Минздрава России от 30 октября 2020 г. N 1183н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладки для оказания первичной медико-санитарной помощи взрослым в неотложной форме» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2020 г., регистрационный N 61082).
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Требования к помещению и оборудованию процедурного кабинета
Как говорят медики, не бывает здоровых людей – бывают «недообследованные», и именно поэтому каждый человек должен хотя бы раз в год сдавать основные анализы, чтобы убедиться в отсутствии у себя скрытых заболеваний. Как правило, именно лабораторные исследования могут помочь вовремя поставить диагноз и назначить эффективное лечение.
Да, анализы можно сдать в государственной поликлинике, однако отнюдь не все из них покрываются полисом ОМС. Кроме того, чтобы получить направление на те или иные исследования, нужно посетить сначала терапевта, а потом, по направлению терапевта, еще и того или иного врача узкой специализации. Это путь долгий и не всегда результативный.
Действительно, анализы сам себе не назначишь, их назначает врач. Но сегодня всё больше граждан нашей страны вынуждено обращаться в коммерческие клиники, а соответственно, и анализы сдавать в коммерческих лабораториях. Хоть и платно, зато быстро и качественно.
Кабинеты забора анализов сегодня есть не только при государственных и частных клиниках. За прошедшие годы открылось много лабораторий, которые как принимают на исследование материал от частных клиник на договорной основе, так и развивают собственную и франчайзинговую сеть кабинетов забора анализов.
Если вы задумались об открытии собственного пункта приема анализов или процедурного кабинета в составе действующей, пусть и небольшой клиники, нужно отчетливо понимать, какие требования предъявляются к этим медицинским услугам и какое помещение и оборудование вам понадобятся.
Итак, если вы задумались об открытии процедурного кабинета по забору анализов, у вас есть две возможности:
В обоих случаях вам придется сделать финансовые вложения, однако «отдельностоящий» пункт приема анализов обойдется дороже кабинета в составе клиники.
Если вы собираетесь идти по первому пути, то не забудьте заранее тщательно подсчитать все капитальные и регулярные вложения: регистрацию предприятия в госорганах; аренду и ремонт помещения, соответствующего всем необходимым нормативам; коммунальные платежи; покупку франшизы какой-либо известной крупной лаборатории и роялти, расходы на услуги этой лаборатории; расходы на рекрутинг и зарплату сотрудников, на получение необходимой медицинской лицензии, на налоги и бухгалтерский учет, на покупку оборудования и материалов.
Второй вариант – расширение уже существующего медицинского бизнеса за счет интеграции в него дополнительного кабинета – процедурного. В этом случае также необходимо подсчитать затраты, но они окажутся существенно меньше, так как многие расходы уже просто не придется делать, например покупать франшизу. Достаточно будет заключить договор с подходящей лабораторией и по факту забора биоматериала отправлять его на исследование.
Кроме того, второй путь изначально подразумевает использование уже существующего определенного потока пациентов вашей клиники для направления на сдачу анализов, тогда как в первом реклама также ляжет на плечи предпринимателя. Конечно, лаборатория, которая продаст франшизу, поддержит – включит ваш пункт забора в свой сайт и в свою рекламу, но этого может оказаться недостаточно.
Какой бы путь вы ни выбрали, вам будет необходимо получить медицинскую лицензию на «сестринское дело», она подойдет для забора анализов у взрослых. А если вы планируете работать с детьми, то тогда вам понадобится лицензия на «сестринское дело в педиатрии», а также отдельный от взрослого процедурный кабинет и даже отдельный детский санузел.
Какие же требования существуют к самому процедурному кабинету?
Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» от 18 мая 2010 года № 58 (с изменениями на 10 июня 2016 года):
Вся мебель, медицинская техника, оборудование, дезинфекционные средства, изделия медицинского назначения и даже используемые медицинские технологии также должны быть разрешены к применению на территории Российской Федерации в установленном порядке. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
Какой же набор оборудования, мебели и медицинской техники понадобится для работы процедурного кабинета по забору анализов?
Оснащение процедурного кабинета
Мебель процедурного кабинета
В процедурном кабинете забора анализов необходимо иметь:
В некоторых случаях в процедурном кабинете может быть оборудовано и рабочее место медсестры процедурного кабинета. В таком случае список необходимой мебели дополняется столом и стулом.
Мебель для кабинета приема биоматериалов изготавливается из особо прочных материалов и нержавеющей стали – она более долговечна и устойчива к повреждениям. Вся мебель, как уже говорилось выше, должна быть разрешена для использования в медицинских учреждениях, поэтому приобретать ее следует только у надежного и проверенного поставщика, гарантирующего качество, эргономичность, безопасность и долговечность использования и регистрационное удостоверение Росздравнадзора!
Гузель Ганьшина, менеджер отдела продаж компании ООО «Медтехника МОСКВА»:
«Кресла компании ООО «Медтехника Москва» имеют высокую грузоподъемность, поэтому стопроцентно выдерживают даже самых крупногабаритных пациентов: разрешенная нагрузка – до 300 кг. Вся мебель (и кресла, и стульчики, и манипуляционные столики) многофункциональна и может использоваться в различных медицинских кабинетах – мы стараемся максимально упростить работу медиков.
Кресла и стульчики различаются по цветовой гамме: несмотря на то что белый цвет считается классикой, многие клиники стали отходить от этого и разрабатывать цветной дизайн кабинетов».
Центральное место кабинета – рабочая зона, в которой располагается процедурное кресло. Именно с ним обычно контактирует пациент, поэтому очень важно, чтобы ему было комфортно в кресле.
Гузель Ганьшина, менеджер отдела продаж компании ООО «Медтехника МОСКВА»:
«Мы понимаем, что в кабинете забора анализов кресло является одним из самых важных предметов. Наши кресла можно использовать и в медицинской сфере, и в косметологии – и там и там пациенту необходим комфорт. Med-Mos FIX-0B – очень функциональное кресло: его можно разложить горизонтально или оставить в исходном «сидячем» положении. Оно максимально комфортно по параметрам длины и ширины; подлокотники можно отрегулировать под любого человека и любую процедуру. Кресло имеет три секции, которые регулируются по углу наклона и положению. Так, есть возможность отрегулировать головную, спинную и ножную секции. Подлокотники регулируются по высоте. Всё выполняется механически, но мы можем предложить электрические и гидравлические аналоги – все разных цветов, так что кресло впишется в любой интерьер. Также кресло обтянуто винил-люксом, что удобно и разрешено для влажной уборки и дезинфекции».
Несмотря на то что чаще всего медсестры осуществляют манипуляции забора крови стоя, рядом с креслом пациента обычно располагается стул для медсестры, и это понятно, ведь специалисту тяжело проводить весь день на ногах. Стул должен быть удобным (мобильным – на колесиках) и помогать сохранять правильное положение позвоночника.
Гузель Ганьшина, менеджер отдела продаж компании ООО «Медтехника МОСКВА»:
«Стул для медицинского персонала также довольно важная часть кабинета. В нашей линейке представлены различные стулья для персонала в различной комплектации: со спинками и без, с разными формами сидений и видов спинок. Здесь всё подбирается индивидуально – как удобно каждому человеку. У нас большой ассортимент стульев, и мы можем проконсультировать и помочь выбрать самые подходящие для вашего предприятия. Работникам медицинских направлений, в частности кабинетов по забору крови, я бы посоветовала стулья с анатомической формой и спинкой, например стул Med-Mos МА-01 ТИП 1Н. Он имеет компактные размеры и не занимает много места, так что подойдет даже для небольших помещений. Модель оснащена колесиками и подъемным механизмом, поэтому является полностью функциональной. Стальной каркас выдерживает даже большие нагрузки, а сиденье и спинка обтянуты винил-люксом, что идеально подходит для дезинфекции поверхностей».
Манипуляционные столики – очень важная составляющая процедурного кабинета. На них располагаются лотки, пробирки, дезинфицирующий и перевязочный материал, жгуты и прочие необходимые в текущей работе материалы. Кроме того, на одном из манипуляционных столиков необходимо будет разместить центрифугу для пробирок с кровью.
Гузель Ганьшина, менеджер отдела продаж компании ООО «Медтехника МОСКВА»:
«В качестве манипуляционного столика лучше всего подойдет мобильная тележка на колесиках, оснащенная открытыми полочками с фиксирующими бортиками – в процедурном кабинете то, что уронили на пол, использовать уже нельзя. Отличное решение – столик C4 (ТМ-018АН-00) компании ООО «Медтехника МОСКВА». Он может использоваться не только в процедурном кабинете забора анализов, но и как реанимационный и анестезиологический. При компактности габаритов (720*460*980 мм) он очень функционален. У него три полки, выдвижной ящик, высокие фиксирующие двойные бортики. Обязательная функция – наличие фиксирующих тормозов. Столик изготовлен из нержавеющей стали, АБС-пластика и полиуретана, что делает его очень устойчивым и позволяет обрабатывать дезинфицирующими и моющими средствами. Помимо этой модели, компания ООО «Медтехника МОСКВА» предлагает огромное количество других модификаций, все из которых также имеют регистрационное удостоверение Росздравнадзора».
Оборудование процедурного кабинета:
Помимо обязательного перечня, хочется отметить и сегодняшние реалии: в условиях пандемии коронавируса не будет лишним приобрести для процедурного кабинета пульсоксиметр – прибор для измерения сатурации.
Гузель Ганьшина, менеджер отдела продаж компании ООО «Медтехника МОСКВА»:
«Очень важно как можно лучше оснастить свой процедурный кабинет, в нем должно быть всё необходимое в непредвиденных ситуациях, ведь пациенту может стать плохо во время забора крови. Так, например, часто возникают сложности с выбором тонометра: как известно, многие из них в один и тот же момент времени могут показывать совершенно разные результаты у одного пациента. Если же вам нужен надежный прибор, то стоит обратить внимание на плечевой тонометр PG-800B12. Он удобен в использовании и интуитивно понятен, имеет цифровой дисплей, долго держит заряд и имеет встроенную память на 90 последних операций.
Также сегодня не обойтись без термометра. Правда, мерить температуру пациенту необходимо еще до посещения процедурного кабинета – на входе в медучреждение. ООО «Медтехника Москва» предлагает самый удобный вариант: бесконтактный термометр PG-IRT1602 с точностью измерения 0,2 °C и шагом 0,1 °C. Он измеряет температуру без контакта с кожей, поэтому не требует постоянной дезинфекции и снижает риск заражения респираторными вирусными инфекциями.
Еще одной реалией, которую принесла с собой пандемия COVID-19, стали пульсоксиметры – приборы для определения сатурации (насыщения крови кислородом). Это недорогой, но важный прибор, который помогает вовремя определить состояние пациента и вовремя обратиться к врачу. Наша компания предлагает широкий выбор пульсоксиметров, включая наручные модели постоянного ношения».
Хочется также отметить, что важную роль играет размещение мебели и оборудования в процедурном кабинете: согласно требованиям всё тех же СанПиН кабинет по забору биоматериалов должен быть раззонирован – это связано с тем, что стерильные и нестерильные материалы не должны контактировать друг с другом. Зоны разделяются на асептическую, рабочую и хозяйственную. В асептической зоне должен располагаться шкаф с материалами и манипуляционный столик – в нем хранятся пробирки, иглы и прочие расходные материалы. В рабочей зоне, как правило, ведется прием пациентов: в ней ставится кресло, холодильник, в котором хранятся препараты, а также манипуляционные столики со жгутами и валиками под локоть. В хозяйственной зоне устанавливается раковина и находятся дезинфицирующие средства.
Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь процедурного кабинета должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее двух раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке.
Требования к помещению и оборудованию процедурного кабинета
Процедурный кабинет является частью медицинского учреждения, где выполняются разнообразные диагностические и лечебные процедуры. Изначально наличие процедурного кабинета требовалось с целью ограждения пациентов от угрозы инфицирования при проведении всевозможных манипуляций инвазивного типа (инъекции, сбор и сдача крови и т.д.).
Чуть позже процедурный кабинет стал неотъемлемой частью практически любой клиники. Конечно, процедурное помещение может иметь уникальное предназначение в зависимости от того, к какому лечебному профилю оно относится: стационар, медицинский центр, поликлиника, хирургическое или терапевтическое отделение.
Но все же Минздрав РФ предусмотрел общие требования к устройству работы процедурного кабинета (утверждение СанПиН 2.1.3.2630-100). Манипуляции допустимые для проведения в процедурном кабинете:
Зонирование процедурного кабинета условно выглядит следующим образом:
Процедурный кабинет должен быть оснащен умывальником с подачей холодной и горячей воды. В зимний период, особенно при наличии проблем с централизованным отоплением, в помещении должны находиться отопительным приборы, имеющие гладкую поверхность для облегчения уборки и дезинфекции оборудования.
В кабинете необходимо поддерживать благоприятный микроклимат с помощью современных систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Обязательно должна быть предусмотрена возможность естественного проветривания помещения.
Мебель, медицинская техника, инструменты, дезинфицирующие растворы и прочее оборудование должны быть разрешены к использованию в РФ согласно правовым и санитарным нормам.
Что касается бытовых норм, то процедурный кабинет должен иметь площадь не менее 12 кв.м. и высоту потолка 2,6 м. Допустимо наличие только гладких поверхностей без дефектов для облегчения уборки с использованием дезинфицирующих средств. В идеале стены должны быть покрыты водостойким материалом, чтобы при высокой влажности в помещении не образовывался грибок. Хорошее освещение – еще одно обязательное условие.
Оборудование и мебель
Для устройства помещения процедурного кабинета необходимо наличие профессионального инструментария и специальной мебели:
Эти рекомендации помогут оборудовать процедурный кабинет клиники согласно современным медицинским стандартам. Можно воспользоваться каталогом товаров компании «Леванта» для приобретения необходимого оборудования и расходников оптом или в розницу. Доступны хорошие скидки на товары для сотрудников медицинских учреждений, а также предусмотрена Программа лояльности!
Кроме того, всегда нужно следить за обстановкой. Вот уже второй год мы живем в условиях пандемии COVID-19. Поэтому не лишним будем купить дополнительные пульсоксиметры – приборы для измерения пульса и уровня кислорода в крови.
А если кратко?
Минздравом РФ был разработан план обустройства с прикрепленным перечнем инструментов и оборудования для процедурного помещения. Внимательно следуйте указаниям! Помимо этого, необходимо соблюдать санитарные нормы и требования к помещению в разные времена года. Особенно важно правильно зонировать кабинет, чтобы поддерживать гигиену при осмотре и лечении пациента.
Размещение оборудование и организация работы процедурной комнаты
ПОМЕЩЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО И МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Rooms in establishments social and medical service
Дата введения 2013-07-01
Сведения о своде правил
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Управлением градостроительной политики
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных
Введение
Настоящий свод правил «Помещения в учреждениях социального и медицинского обслуживания. Правила проектирования» разработан в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений».
Разработанный в развитие положений СП 59.13330 настоящий свод правил в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года и ратифицированной 3 мая 2012 г. [3], содержит нормы и правила по проектированию среды, адаптированной для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В настоящем своде правил учтены опыт исследований в данной области отечественных и зарубежных специалистов, а также разработки различных авторов и творческих коллективов.
1 Область применения
1.2 Свод правил распространяется на стационарные и полустационарные учреждения медицинского, социального и медико-социального обслуживания, связанные с уходом за немощными и хронически больными людьми.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:
СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»
СП 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования»
ГОСТ 25809-96 Смесители и краны водоразборные. Типы и основные размеры
ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества»
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
3 Термины и определения
3.1 жилая группа: (здесь) Планировочная единица, объединяющая жилые ячейки на 15-30 чел. и общие помещения (дневное пребывание, прием пищи, пост медсестры и др.), обслуживающие эти помещения.
3.2 жилая ячейка: (здесь) Планировочная единица, объединяющая жилую комнату на одного-двух человек и подсобные помещения при ней.
3.3 безбарьерная среда: Обеспечение независимости человеку, имеющему проблемы со здоровьем, в виде отсутствия физических барьеров на пути (ровный пол, широкие двери, возможность перемещения между этажами на лифте, приближенные к комнатам проживания уборные, механизмы, обеспечивающие доступность) в совокупности с понятной навигацией в пространстве: (ориентацией доступа): цветовые решения, яркие знаки, наименования, картинки.
3.4 санитарный узел: (санузел) Помещение, в котором размещены душ (ванна), унитаз и раковина.
3.5 уборная: Помещение, в котором размещены унитаз и умывальник.
4 Общие требования к проектированию помещений социального и медицинского обслуживания
4.1 Общие правила оборудования помещений
4.1.1 Настоящий свод правил направлен на создание полноценной пространственной среды в учреждениях социального и медицинского обслуживания при помощи рациональных планировочных решений, применения современного оборудования и мебели, обеспечивающих требуемый уровень доступности и безопасности социальных услуг и медицинской помощи, а также комфортность пребывания и проживания маломобильных групп населения в специализированных зданиях.
Из помещений, предназначенных для непосредственного пребывания людей, рассмотрены, в основном, те, которые имеют многократную повторяемость в объектах проживания, медицинского и социального обслуживания. Примерный набор мебели и оборудования для этих помещений приведен в приложении А.
4.1.2 Проектные решения по оборудованию и оснащению специализированных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям и потребностям проживающих. Под этим подразумевается адаптация архитектурной среды для нужд людей по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности.
4.1.3 Архитектурные и инженерные решения по внутреннему обустройству зданий социальных и медико-социальных учреждений рекомендуется ориентировать на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы и психики.
4.1.4 Основные направления создания комфортности (удобства):
повышение качества среды через оптимальную организацию пространства здания, учитывающую состояние здоровья человека, и создание дополнительных условий, помогающих ему в получении необходимых услуг и самообслуживании;
создание условий для минимальных затрат и усилий человека на удовлетворение своих нужд путем использования необходимого и эргономичного оборудования;
обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, а также получения нужной информации.
4.1.5 На обустройство и оборудование помещений, посещаемых МГН во всех типах общественных и жилых зданий, в том числе и специально для них предназначенных, распространяются все требования, которые изложены в СП 59.13330.
4.1.6 Расстановка мебели и оборудования в помещениях, где находятся или обслуживаются МГН, производится с учетом их основных антропометрических габаритов (рисунки А.1-А.5).
4.1.8 В связи с ослабленным зрением и нарушением координации движений значительной части МГН предназначенные для них элементы оборудования (выключатели, розетки и др.), должны иметь контрастные цвета по отношению к фону, на котором они расположены, чтобы их можно было при необходимости легко обнаружить.
4.1.9 Следует подбирать такие типы мебельной фурнитуры (ручки, защелки и др.), пользование которыми не представляет затруднений ослабленным людям.
4.1.10 При проектировании учреждений с постоянным нахождением МГН следует:
применять фитодизайн помещений, основанный на использовании оздоровительных растений и трав;
создавать в холлах для ожидания и местах тихого отдыха аквариумы, фонтанчики, цветочные композиции и другие элементы природной среды;
создавать внутренние дворики с местами для отдыха, элементами зимнего сада, «живого уголка», пруда с декоративными рыбками;
применять камины, которые могут служить центрами общения и организации более маленьких пространств внутри больших.
4.2 Особенности оснащения и обустройства помещений с учетом подвижности МГН
4.2.1 Люди, проживающие в учреждениях социального обслуживания по степени подвижности, влияющей на характер оборудования помещений, в которых они живут, делятся на следующие три категории:
с ограниченным передвижением в пределах дома, квартиры, комнаты, этажа;
4.2.2 Планировочные габариты помещений для людей с ограниченной подвижностью должны учитывать возможность их перемещения с помощью различных вспомогательных средств (рисунки А.6, А.7).
4.2.3 Принципы организации внутреннего пространства следует изменять по мере потери подвижности человека:
для свободно передвигающихся людей основной акцент делается на обеспечение удобного и безопасного передвижения;
для людей с ограниченной подвижностью основной акцент делается на обеспечение удобного и безопасного места отдыха и коммуникационных путей к нему (рисунок А.8);
для людей с потерей подвижности уменьшается необходимое пространство жилой зоны и увеличиваются размеры вспомогательных помещений для гигиенических процедур.