Рекламная акция пепси на филиппинах
Вам крышка: как ошибка Pepsi обернулась катастрофой на Филиппинах
В стремлении восстановить свои позиции в Юго-Восточной Азии, где 75% рынка принадлежали Coca-Cola, руководство Pepsi-Cola Philippine Inc. придумали гениальный маркетинговый план под названием The Number Fever («Числовая лихорадка»). План был прост: под пробками самых продаваемых напитков компании — Pepsi, Mountain Dew и 7 Up — размещался код из трех цифр и сумма выигрыша от тысячи до миллиона песо. Главный приз размером в миллион был предназначен единственному счастливчику, нашедшему номер, который должны были объявить в конце промо-акции.
Рекламная кампания удачно использовала свойственную всем людям жажду легких денег и любовь жителей региона к азартным играм Конечно, это сработало: продажи Pepsi за две недели выросли почти на 40%. Маркетологи обрадовались и увеличили число призовых крышек до полутора тысяч и позаботились, чтобы кампания дошла до самых отдаленных уголков страны. По оценкам, к моменту окончания кампании в ней поучаствовал 31 млн человек — более половины населения Филиппин. Да, успех был колоссальным, но история на этом не закончилась. Нужно было объявить победителя. И его объявили. А потом произошло вот что:
Упс. Как же так? На каждой крышке была напечатана сумма, которую обладатель получит в случае выигрыша, но узнать, является ли номер выигрышным, можно было только в день объявления результатов. Это само по себе было немного рискованно. В конце акции, которая длилась два месяца, Pepsi наконец объявила, что миллион песо получит тот, у кого под крышкой оказался номер 349. Однако они кое-что упустили. Согласно первоначальному плану, некоторые номера не должны были оказаться в числе выигрышных, и 349 как раз был среди них. Почему? Потому что он был напечатан на 800 тыс. крышек! Похоже, Pepsi крупно облажалась. За призами пришли десятки тысяч филиппинцев.
Представители компании делали все возможное, убеждая претендентов на приз в том, что произошла ошибка. Они ссылались на сбой компьютерной программы, распределявшей номера. Разочарованная публика впала в ярость, и в столице страны Маниле начались беспорядки. Почти 40 грузовиков компании сожгли, а в городе Давао три ее сотрудника погибли при взрыве гранаты. Протестующие закидывали заводы Pepsi бомбами и «коктейлями Молотова» и даже вынудили часть руководства компании бежать из страны.
Материнская компания PepsiCo мало что могла сделать. Технически, они задолжали «победителям» 1 млн * 800 тыс. = 800 млрд песо. Для сравнения, вся прибыль компании за 2012 год составила 240 млрд песо. И вот что за этим последовало.
Заголовок: «PepsiCo предъявлены иски на сумму около 400 млн долларов»
PepsiCo получила более тысячи уголовных и административных исков. Одна только сумма компенсации и судебных издержек составила приблизительно 10 млн долларов, что в пять раз превысило изначальный бюджет кампании. Помимо этого PepsiCо в качестве жеста доброй воли выплатила примерно 250 млн песо еще 500 тыс. филиппинцев, которые подали в суд, но не выиграли.
Многие думают, что Pepsi подвела мексиканская консалтинговая фирма D.G.Consultores, которая должна была случайным образом отобрать 60 выигрышных комбинаций. Ей была дана четкая инструкция не использовать некоторые номера, в том числе и злосчастный 349. Консультанты как-то упустили этот момент. И это обернулось для Pepsi кошмаром. В 2006 году Верховный суд Филиппин снял с Pepsi все обвинения, не обнаружив в действиях компании преступной халатности, и заявил, что Pepsi не несет ответственности за общественные беспорядки. Но она и так уже в полной мере ощутила последствия.
Нашел на Пикабу
Маркетинговый провал менеджеров Pepsi-Cola привел к беспорядкам и погромам на Филиппинах
В стремлении восстановить свои позиции в Юго-Восточной Азии, где 75% рынка принадлежали Coca-Cola, руководство Pepsi-Cola Philippine Inc. придумали гениальный маркетинговый план под названием The Number Fever («Числовая лихорадка»). План был прост: под пробками самых продаваемых напитков компании — Pepsi, Mountain Dew и 7 Up — размещался код из трех цифр и сумма выигрыша от тысячи до миллиона песо. Главный приз размером в миллион был предназначен единственному счастливчику, нашедшему номер, который должны были объявить в конце промо-акции.
Рекламная кампания удачно использовала свойственную всем людям жажду легких денег и любовь жителей региона к азартным играм Конечно, это сработало: продажи Pepsi за две недели выросли почти на 40%. Маркетологи обрадовались и увеличили число призовых крышек до полутора тысяч и позаботились, чтобы кампания дошла до самых отдаленных уголков страны. По оценкам, к моменту окончания кампании в ней поучаствовал 31 млн человек — более половины населения Филиппин. Да, успех был колоссальным, но история на этом не закончилась. Нужно было объявить победителя. И его объявили. А потом произошло вот что:
Упс. Как же так? На каждой крышке была напечатана сумма, которую обладатель получит в случае выигрыша, но узнать, является ли номер выигрышным, можно было только в день объявления результатов. Это само по себе было немного рискованно. В конце акции, которая длилась два месяца, Pepsi наконец объявила, что миллион песо получит тот, у кого под крышкой оказался номер 349. Однако они кое-что упустили. Согласно первоначальному плану, некоторые номера не должны были оказаться в числе выигрышных, и 349 как раз был среди них. Почему? Потому что он был напечатан на 800 тыс. крышек! Похоже, Pepsi крупно облажалась. За призами пришли десятки тысяч филиппинцев. Представители компании делали все возможное, убеждая претендентов на приз в том, что произошла ошибка. Они ссылались на сбой компьютерной программы, распределявшей номера. Разочарованная публика впала в ярость, и в столице страны Маниле начались беспорядки. Почти 40 грузовиков компании сожгли, а в городе Давао три ее сотрудника погибли при взрыве гранаты. Протестующие закидывали заводы Pepsi бомбами и «коктейлями Молотова» и даже вынудили часть руководства компании бежать из страны. Материнская компания PepsiCo мало что могла сделать. Технически, они задолжали «победителям» 1 млн * 800 тыс. = 800 млрд песо. Для сравнения, вся прибыль компании за 2012 год составила 240 млрд песо. И вот что за этим последовало.
Заголовок: «PepsiCo предъявлены иски на сумму около 400 млн долларов»
PepsiCo получила более тысячи уголовных и административных исков. Одна только сумма компенсации и судебных издержек составила приблизительно 10 млн долларов, что в пять раз превысило изначальный бюджет кампании. Помимо этого PepsiCо в качестве жеста доброй воли выплатила примерно 250 млн песо еще 500 тыс. филиппинцев, которые подали в суд, но не выиграли. Многие думают, что Pepsi подвела мексиканская консалтинговая фирма D.G.Consultores, которая должна была случайным образом отобрать 60 выигрышных комбинаций. Ей была дана четкая инструкция не использовать некоторые номера, в том числе и злосчастный 349. Консультанты как-то упустили этот момент. И это обернулось для Pepsi кошмаром. В 2006 году Верховный суд Филиппин снял с Pepsi все обвинения, не обнаружив в действиях компании преступной халатности, и заявил, что Pepsi не несет ответственности за общественные беспорядки. Но она и так уже в полной мере ощутила последствия.
Хех, я злился на кока колу когда в моем городе досрочно прекратилась акция по выдачи стаканов ))
Я жил в Пуэрто-Принцессе рядом со складом Пепси, интересно спалили его или нет. Прикол еще в том, что простая вода в бутылках там стоит дороже чем кола или пепси того же объема.
А можно было всё легально сделать и при этом сэкономить:
под крышками разместить рандомные цифры = выигрышу (главное чтобы не перестараться), который можно получить сразу, но крышка забирается в обмен на выигрыш. В конце акции объявляется победитель, который выигрывает миллион. Но чтобы определить победителя нужна крышка, которую люди будут сдавать. Так что есть вероятность миллионера сдать, а значит не получить главный приз. Скорее всего люди бы хранили крышки у себя, а это экономит деньги на моментальные выигрыши =) В общем либо там либо там можно сэкономить, и всё легально.
@moderator, Ссылочку в конце удалите)) рекламка однако
вот мне интересно..я сколько не сравинивал ну не вижу разницы между пепси и коллой..
Жизнь на Филиппинах: Теплое Счастье. 13. И мордобой случается.
Эту историю рассказал мне вчера местный приятель. Они вместе с филиппинской женой держат ресторанчик и несколько комнат для сдачи. Все мило, чистенько, вкусно — как для себя. Я и сам частенько захаживаю в их заведение поболтать, пивка выпить, поужинать от души.
В одной из комнат недель 5-6 назад поселится итальянец, который уже несколько лет живет в этих краях. Лет 50-ти с небольшим, ростом под 190, косая сажень в плечах, красавец мужчина. Всем рассказывает, что армейский полковник в отставке, но злые языки о другом поговаривают.
Поначалу было все мило и пристойно. Жил один, через недельку привел девушку, здесь редко без этого обходятся. Еще через пару недель рассорился с девушкой и привез свою бывшую с 5-месячным ребенком. На Филиппинах дети как-то быстро рождаются.
Мой приятель их принял безоговорочно, хотя разговору о том, что будет еще и грудной ребенок, изначально не было. Но хозяин заведения человек, как я его знаю, очень приличный, ветеран американской армии, с сильными семейными ценностями, и очень уравновешенный и спокойный, всегда старается сделать для клиентов и гостей все, что в его силах.
Не обошла чаша сия и моего приятеля. Несколько раз постоялец называл его непристойными словами, однажды даже пообещал сбросить со второго этажа, где находилась и его комната. Наутро он как обычно стал извиняться, но хозяин объяснил ему, что чаша терпения переполнена и его хамство и агрессивность разрушает бизнес, поэтому предложил в течение недели покинуть помещение. Надо сказать, что хозяин в возрасте почтенном, сильно за 60, но держится молодцом, никак не дать ему его возраст. Да и за словом в карман не полезет, всегда обходительный и приветливый, но жесткий, когда доходит до трений. Мне приходилось пару раз видеть, как он разводил в разные стороны подвыпивших клиентов.
В конце концов, и у них дошло до драки. Хозяин попросил сделать потише музыку, которая орала на все здание и мешала посетителям. Ну чем не повод для драки? И она случилась. Силы были неравными, учитывая разницу в возрасте и телосложении. Пришлось вызвать полицию, от которой гость быстренько протрезвел и полез мириться. Но не тут-то было. Хозяин заведения решил проявить твердость, получил медицинскую справку о травмах и подал заявление в полицию. Незадачливый гость наутро съехал от греха подальше, но грех уже свершился и механизм заработал.
Мой приятель сказал мне, что, пожалуй, освободит от этого типа не только свою территорию, но и другие местные заведения, которые он буквально терроризирует своими скандалами. После полицейской разборки любой следующий скандал может легко стать последним перед тюрьмой. Но друг мой решил заодно и позабавиться. Он готов отпустить итальянца с миром, если тот предъявит документы, что действительно является полковником и армейским ветераном. Ветеран ветерана готов простить, если тот угомонится и перестанет наводить ужас на мирную толпу. Ну, а если не предъявит. Тогда станет посмешищем для здешней экспатской публики, погрязжей в карантинной скуке и, конечно, жаждущей развлечений.
Сегодня разговаривал с несколькими своими друзьями. Местное сообщество в курсе этой истории и с нетерпением ждет продолжения. Вот повеселимся.
Рекламная кампания Pepsi привела к смертельным беспорядкам
Представьте себя на жарких улицах Манилы в начале 1990-х годов. Вы целыми днями, работаете на рисовом поле. Зарабатываете всего несколько долларов в день, чтобы содержать большую семью.
В 1992-ом, Pepsi решило отвоевать у Coca-Cola один из самых быстрорастущих рынков для прохладительных напитков — Филиппины.
Мгновения спустя, вы — один из тех кто сметает бутылки самых популярных брэндов — Pepsi, Mountain Dew и 7 Up, в надежде сорвать куш. В назначенный день вы смотрите по телевизору объявление призов и внезапно осознаете — у вас в руке крышка с выигрышным кодом! Вы не можете в это поверить, звоните семье, друзьям, маме. Но вы такой не один.
Руководство Pepsi было на седьмом небе от счастья. Продажи выросли на 40%, а доля рынка с 4% до почти 25%! Пора выплатить себе отличные бонусы!
Однако, была одна проблема. При печати, вместо двух крышек с номером 349, который был выигрышным, было напечатано 800,000! Получив огромное количество обращений, Pepsi решает выплатить всем победителям по 18, вместо 40,000 долларов. Общий бюджет выплат приблизился к 9 миллионам.
Общая сумма призов выигрышных крышек
Победители и жители Филиппин не восприняли эту новость с воодушевлением. Сформировался альянс 349, и в столице страны, Маниле, начались беспорядки.
В противовес протестующим, полиция начинает использовать слезоточивый газ. Затем случайный протестующий бросает живую гранату, которая рикошетит с грузовика «Пепси» и случайно убивает женщину и молодую девушку. Бои продолжаются в течение дня. К концу всей бойни пять человек погибают и десятки ранены.
После всего этого Pepsi столкнулась с тысячами судебных исков, которые она должна была решить в последующие годы. Был длительный процесс, и филиппинские суды в конечном итоге постановили, что ошибка Pepsi не была злонамеренной и она не совершила преступления.
В конце концов, общие совокупные убытки Pepsi, между физическими, юридическими другими затратами, составят около 20 миллионов долларов. Их доля на рынке резко упадет и займет годы, чтобы восстановиться.
Представьте себе такую ситуацию сейчас? Сумела-бы компания так легко отделаться?
Как популярный напиток «Пепси» стал причиной уличных протестов на Филиппинах
Филиппины к тому времени давно стали сферой влияния конкурентов «ПепсиКо», компании Coca Cola. «Пепси» вообще появился в результате стремления аптекаря Калеба Бредема создать похожий на Кока-колу напиток. Попытка удалась в 1898 году, и компания вступила в постоянное соперничество со своим могучим конкурентом, привлекая для рекламы голливудских звезд, «играя» с объемом бутылок, придумывая все новые марки освежающих безалкогольных напитков. «ПепсиКо» осваивала рынки Ближнего Востока, Латинской Америки, Китая и СССР.
В рекламе «Пепси» активно использовались образы голливудских звезд
В Филиппинах еще только предстояло завоевать настоящее признание населения. Три четверти местного рынка принадлежали компании Coca Cola. Тогда производителями «Пепси» был разработан маркетинговый план, который должен был привлечь внимание к их собственной коле. Несколькими годами ранее, в 1984 году, такой рекламный ход уже сработал для латиноамериканского рынка. «ПепсиКо» решила повторить успех.
В феврале стартовал конкурс под названием Number Fever, или «Числовая лихорадка». Под пробками напитков «Пепси» размещался код из трех цифр и денежная сумма, которую можно было выиграть по нему в случае удачи.
Под крышками к напиткам филиппинцы обнаруживали трехзначное число
Каждый вечер в телевизионной передаче объявляли номера, приносившие выигрыш – начиная от 100 песо, что составляло около 4 долларов США. Большая часть населения Филиппин тогда была занята тяжелым физическим трудом, минимальная призовая сумма акции была примерно равна заработку за день. Максимальный же приз – в один миллион песо или 40 000 долларов – для участвующих в лотерее был настоящим джекпотом. Такая крупная сумма была заработком обычного филиппинца за двадцать три года честного труда. Счастливый номер должны были объявить в конце акции.
В игру были вовлечены миллионы жителей Филиппин
Акция приносила успех, продажи «Пепси» росли с каждым днем. Весной 1992 года компании принадлежала почти четверть рынка, после тех четырех процентов, что были зафиксированы зимой. А вечера филиппинцев теперь сопровождали бутылки колы с номерами под крышечкой и просмотры телепередачи. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, по телевидению объявляли выигрышные номера с суммой, которая полагалась счастливчикам. Эти числа, приносившие победителям призы разного размера, были определены заранее, их список, во избежание злоупотреблений, хранился в банковском сейфе. К моменту окончания рекламной кампании в ней уже участвовали более 31 миллиона человек.
25 мая было объявлено: выигрыш в один миллион песо достается тому, кто обнаружил под крышкой число 349. Проблема состояла в том, что таких счастливчиков в Филиппинах оказалось 800 тысяч.
Где-то на этапе подготовки конкурса, в результате чьего-то недосмотра, а может быть, и умышленного саботажа, пусть это и не было подтверждено, возник сбой при распределении номеров по крышечкам. Компанией задумывался всего один победитель, лишь он должен был увидеть заветные цифры.
После отказа «ПепсиКо» от выплаты выигрыша в стране начались беспорядки
О том, чтобы выполнить свои обязательства перед владельцами крышечек с номером 349, не могло быть и речи – компания просто не располагала такими средствами, ведь речь шла уже о десятках миллиардов долларов. Руководство «ПепсиКо» заявило об ошибке и о техническом сбое, но люди, уже успевшие поверить в свою удачу, такую отговорку не приняли. В Маниле начались беспорядки. Штаб-квартиру компании осаждали покупатели, которые чувствовали себя обманутыми.
Компанию-производителя «ПепсиКо» обвиняли в обмане
Ни коррупция, ни уровень бедности, ни перебои с электроэнергией не смогли спровоцировать протесты такого масштаба, как один неудачный маркетинговый ход компании «ПепсиКо». На улицы выходили представители самых разных слоев общества и политических объединений, коммунисты и военные, бедняки и те, кто считал себя средним классом. Всех сплотил «обман» производителей колы.
Провал маркетинговой акции
Протесты не были бескровными. Начинаясь как мирные акции, они в результате подавления демонстраций полицией перетекали в уличные беспорядки, вплоть до применения протестующими ручных гранат. В результате погибло по меньшей мере пять человек, в том числе несколько сотрудников «ПепсиКо». Около сорока грузовиков компании оказались сожжены или разбиты, а продукцию теперь приходилось перевозить при сопровождении хорошо вооруженной охраны. «ПепсиКо» отозвала из Филиппин большую часть руководства, в столице состоялась экстренная встреча главы компании Кристофера Синклера и президента Филиппин Фиделя Рамоса.
Последствия уличных беспорядков в Маниле
В качестве жеста доброй воли каждому владельцу крышечки со злополучным номером 349 была предложена компенсация в размере 500 песо или двадцати долларов. На «синицу в руках» согласились почти полмиллиона человек. Это обошлось компании почти в девять миллионов долларов при первоначальном бюджете рекламной акции в два миллиона. От тех, кто не пожелал пойти на компромисс, посыпались обращения в суды; были поданы тысячи гражданских исков и заявлений о мошенничестве.
Суд отказал заявителям в праве на приз за каждую крышечку с номером 349, но присудил возместить им моральный вред в размере десяти тысяч песо каждому. После обжалования решения в суде второй инстанции сумма компенсации выросла до 30 тысяч песо.
Эта акция вот уже почти тридцать лет считается одним из крупнейших провалов в истории маркетинга
В 2006 году Верховный Суд Филиппин окончательно снял все обвинения с «ПепсиКо». В глазах правосудия, в действиях компании не содержалось состава преступления, а ошибка не была злонамеренной. В общей сложности на конкурсе 1992 года производитель прохладительных напитков потерял около двадцати миллионов долларов и значительно пошатнул свои позиции на рынке.
А инцидент с числом 349 вошел в историю бизнеса как одна из худших и самых дорогостоящих маркетинговых ошибок.
Почему на Филиппинах презирают компанию Pepsi и все что с ней связано
Продукция Pepsi Co известна во всем мире и, казалось бы, ее любят везде. Но это не так – на Филиппинах работа в этой компании считается позором, а к самим напиткам отношение, мягко скажем, пренебрежительное. А виновата во всем роковая ошибка, которую допустил в своей рекламной кампании производитель газировки.
Начиналось все очень прилично. В 1992 году Pepsi решила увеличить продажи на Филиппинах и прибегла к проверенному рекламному ходу. На обратной стороне крышечек с напитками поместили трехзначный код, который давал возможность выиграть от 100 до 1 миллиона филиппинских песо (от 300 до 3 миллионов рублей).
Среднестатистический филиппинец зарабатывал в начале 90‑х 1650 песо в месяц, поэтому даже минимальный выигрыш становился неплохим финансовым подспорьем. Что уж говорить о главном выигрыше, который делал счастливчика богачом, ведь 1 миллион песо – это заработок простого рабочего за 50 лет.
Разумеется, спрос на продукцию Pepsi невероятно подскочил. Несмотря на очень невысокие шансы выиграть главный приз, люди тратили последние деньги на покупку заветной бутылочки.
Всего за несколько дней напитки Pepsi, Mountain Dew и 7 Up стали хитом продаж. Их доля на рынке Филиппин составила 25%, а руководителям фабрик пришлось срочно набирать людей в штат, чтобы производить еще больше востребованных продуктов.
Компания PepsiCo была предельно честной со своими потребителями. К началу грандиозного скандала по 1 миллиону песо получили 18 жителей страны, а всего планировалось раздать в течение акции 50 миллионов песо.
Известия о получении выигрышей еще сильнее подхлестнули покупателей, которые сметали напитки с полок магазинов. Все закончилось 25 мая 1992 года, в день финального розыгрыша. 65 миллионов жителей Филиппин приникли к телевизионным экранам, желая узнать заветное выигрышное число и двух последних счастливцев.
Одна из выигрышных крышек
Им оказалось число 349, и страну охватила волна ликования. Выигрышных крышек оказалось 600 тысяч, и у некоторых филиппинцев было их даже по несколько штук! Виной всему стала ошибка производителей, из-за которой огромная партия бутылок оказалась промаркирована одним числом.
Утром 26 мая офисы Pepsi по всей стране подверглись атаке «миллионеров», требовавших свои деньги. Разумеется, компания не могла выплатить такие огромные деньги и оказалась в очень некрасивом положении.
Топ-менеджеры Pepsi в отчаянии звонили в Министерство торговли Филиппин, пытались объясниться с людьми через СМИ, предлагая снизить суммы и пытаясь объяснить, что произошла досадная ошибка – все было тщетно.
Горящий автомобиль возле офиса Pepsi в Маниле
Тысячные толпы, чувствуя себя обманутыми, уже не ликовали, а угрожали компании и выкрикивали под окнами оскорбления. Потом в ход пошли камни – сначала побили стекла в офисах, а затем принялись атаковать машины с продукцией. Дошло до того, что грузовики Pepsi перемещались по стране только в сопровождении охраны. Несколько машин все же были сожжены разъяренной толпой.
Некрасивая история закончилась тем, что компанию завалили судебными исками. Некоторые выигравшие согласились на выплату в 500 песо (примерно 1,5 тысячи рублей). Всего рекламная кампания вместо 50 миллионов песо обошлась фирме в 240 миллионов.
Еще 10 миллионов должны были выплатить тысяче граждан, отстаивавшим свои права в судах. Но разбирательство затянулось на долгие и годы и спустя 10 лет Верховный суд Филиппин постановил, что вины Pepsi в случившемся нет и эти деньги так и не были выплачены.
Конечно же, произошедшее сильно ударило по репутации Pepsi в стране. Компания продолжает и дальше продавать напитки на Филиппинах, но рекламные акции больше не проводит. А язык жителей страны обогатился новым выражением – «стать 349», что означает быть нагло обманутым.
Но в главном офисе Pepsi могут себя утешить тем, что их рекламный провал на Филиппинах оказался не самым грандиозным в истории. Были случаи и гораздо хуже.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!