существенные условия договора оказания услуг по передаче электрической энергии
Энциклопедия решений. Существенные условия договора энергоснабжения. Предмет договора энергоснабжения
Существенные условия договора энергоснабжения. Предмет договора энергоснабжения
Любой гражданско-правовой договор, не исключая и договора энергоснабжения, считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Во всех случаях существенным является условие о предмете договора. Кроме того, к существенным относятся условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Помимо предмета договора, закон называет ряд условий, существенных для договора энергоснабжения. Так, этот договор должен предусматривать количество энергии, подаваемой абоненту через присоединенную сеть. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (п. 1 ст. 541 ГК РФ).
— расчетные и контрольные приборы учета, показания которых используются для определения объемов потребления электроэнергии (мощности);
— порядок учета электроэнергии (мощности) с использованием приборов учета и порядок взаимодействия сторон договора в процессе такого учета;
— требования к качеству поставляемой электроэнергии, которые должны соответствовать требованиям законодательства РФ (п.п. 42, 137, 158 Основных положений).
Это относится не только к договору энергоснабжения, но и к договору купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности). Различия между существенными условиями этих видов договоров определяются их правовым характером.
Поставка электроэнергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) возможна только при условии обеспечения возможности передачи электроэнергии потребителю, поэтому одним из существенных условий для данного вида договора является обязанность потребителя (покупателя) урегулировать отношения по передаче электроэнергии в отношении энергопринимающих устройств потребителя в соответствии с Основными положениями и Правилами недискриминационного доступа и уведомить гарантирующего поставщика о дате заключения с сетевой организацией договора оказания услуг по передаче электроэнергии (п.п. 40, 41 Основных положений).
Наличие приборов учета электроэнергии не является обязательным условием заключения договора. Если на дату заключения договора точки поставки электроэнергии оборудованы приборами учета, в договоре должны быть указаны имеющиеся приборы учета, места их расположения, их заводские номера, дата государственной поверки приборов учета и показания на дату и время начала исполнения договора. Если приборы учета на момент заключения договора отсутствуют, договор должен предусматривать обязанность потребителя (покупателя) обеспечить оборудование точек поставки приборами учета электроэнергии. В этом случае в договор также должны быть включены условия о порядке определения объема потребления электроэнергии (мощности), оказанных услуг по передаче электроэнергии в случае отсутствия приборов учета (п.п. 40-42 Основных положений).
— «заявленная мощность» как величина мощности, планируемой к использованию,
— и «максимальная мощность» как наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) (п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).
Если стороны не согласовали все существенные условия договора энергоснабжения, такой договор считается незаключенным (постановление ФАС Поволжского округа от 17.05.2012 N Ф06-3109/12). Вместе с тем следует иметь в виду, что к договору энергоснабжения применяется правило, общее для всех видов гражданско-правовых договоров, в соответствии с которым сторона, которая приняла от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердила действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1, п. 3 ст. 432 ГК РФ). Таким образом, абоненту, который фактически принял и использовал определенное количество электроэнергии, судом может быть отказано в удовлетворении требования о признании договора энергоснабжения незаключенным.
Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 492 «О существенных условиях и порядке разрешения разногласий о праве заключения договоров в отношении объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 492
«О существенных условиях и порядке разрешения разногласий о праве заключения договоров в отношении объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии со статьями 7 и 21 Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
перечень существенных условий договоров о порядке использования организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам или иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
Правила разрешения разногласий о праве заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам или иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
а) объект принадлежит хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность по производству и купле-продаже электрической энергии, а также по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с использованием принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими ему энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, который направил в федеральный антимонопольный орган уведомление об использовании указанных объектов электроэнергетики и соблюдает установленные Правительством Российской Федерации особенности функционирования таких хозяйствующих субъектов;
б) объект находится в собственности межрегиональной распределительной сетевой компании, сформированной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2007 г. N 1857-р, ее дочернего или зависимого общества, акционерного общества энергетики и электрификации или сетевой организации, учрежденной указанным обществом или созданной в результате его реорганизации, и является одним из следующих:
линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 (150) кВ и вывод их из работы приводит к технологическим ограничениям перетока электрической энергии (мощности) по сетям более высокого класса напряжения;
оборудование распределительных устройств напряжением 110 (150) кВ и связанное с ним вспомогательное оборудование на трансформаторных и иных подстанциях, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 (150) кВ, обеспечивающие транзитные перетоки электрической энергии по указанным линиям электропередачи;
линии электропередачи (воздушные и кабельные) после реконструкции (модернизации), если их проектный номинальный класс напряжения 220 кВ был обеспечен в результате такой реконструкции (модернизации):
обеспечивающие выдачу в сеть мощности электрических станций, общая установленная мощность каждой из которых составляет не менее 200 мВт;
обеспечивающие соединение и параллельную работу энергетических систем различных субъектов Российской Федерации;
обеспечивающие выдачу энергетической мощности в узлы электрической нагрузки с присоединенной трансформаторной мощностью не менее 125 МВА;
трансформаторные и иные подстанции после реконструкции (модернизации), соединенные с указанными линиями электропередачи, если их проектный номинальный класс напряжения 220 кВ был обеспечен в результате такой реконструкции (модернизации), а также технологическое оборудование, расположенное на этих подстанциях, за исключением распределительных устройств электрических станций, входящих в имущественный комплекс генерирующих объектов;
комплекс оборудования и производственно-технологических объектов, предназначенных для технического обслуживания и эксплуатации указанных объектов электросетевого хозяйства;
системы и средства управления указанными объектами электросетевого хозяйства;
в) правомочия собственника или иного законного владельца объекта осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, или осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, или осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, или осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере внутренних дел;
г) объект является частью имущественного комплекса федерального ядерного центра, атомной электростанции или иного объекта, работающего с ядерными топливом и материалами. При этом потребителями услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием объекта собственником или иным законным владельцем федерального ядерного центра, атомной электростанции или иного объекта, работающего с ядерным топливом и материалами, являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами электроэнергетики и (или) энергопринимающими устройствами, технологически присоединенными к объекту;
д) объект ограничен в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Существенные условия договора оказания услуг по передаче электрической энергии
от 15 июня 2009 г. N 492
СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ДОГОВОРОВ О ПОРЯДКЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЕДИНОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ (ОБЩЕРОССИЙСКОЙ) ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТЬЮ
ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ДРУГИМ
СОБСТВЕННИКАМ ИЛИ ИНЫМ ЗАКОННЫМ ВЛАДЕЛЬЦАМ И ВХОДЯЩИХ
В ЕДИНУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ (ОБЩЕРОССИЙСКУЮ)
б) обеспечивать возврат собственнику объекта доходов, получаемых в результате осуществления его прав;
в) предоставлять собственнику сведения о заключении, об изменении и о расторжении договоров оказания услуг;
г) предусматривать в договорах оказания услуг условие о переходе прав и обязанностей организации по этим договорам к собственнику в случае нарушения организацией существенных условий, предусмотренных настоящим перечнем, с даты, определенной в письменном уведомлении собственника;
д) осуществлять согласование порядка использования (вывода из эксплуатации) объекта.
2. Обязанности собственника:
а) совершать действия, необходимые для обеспечения надлежащего использования объекта организацией при оказании услуг по передаче электрической энергии, и воздерживаться от действий, препятствующих его надлежащему использованию;
б) согласовывать с организацией порядок использования (вывод из эксплуатации) объекта;
г) уведомлять в письменной форме всех потребителей услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием объекта, о дате, с которой права и обязанности организации по договорам оказания услуг переходят к собственнику и которая не может наступить ранее получения такого письменного уведомления последним из потребителей указанных услуг (с приложением копии документа, подтверждающего нарушение организацией существенных условий договора об использовании объекта, предусмотренных настоящим перечнем);
д) уведомлять организацию о дате, с которой права и обязанности организации по договорам оказания услуг переходят к собственнику, до наступления этой даты.
3. Срок, на который заключается договор об использовании объекта, и порядок продления срока его действия.
4. Сведения об объекте (при этом сведения об объекте, составляющие государственную тайну, указываются в договоре об использовании объекта в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации о государственной тайне):
а) полное наименование объекта с указанием его места нахождения;
г) проектный номинальный класс напряжения, протяженность линий электропередачи, характеристики пропускной способности и иные технические характеристики в соответствии со сведениями об объекте, содержащимися в реестре;
д) сведения о наличии (об отсутствии) ограничений (обременений) прав собственника на объект;
е) перечень движимого и недвижимого имущества, входящего в состав объекта, с указанием его балансовой стоимости, реквизитов первичных учетных документов на объект и технических характеристик указанного имущества;
ж) перечень земельных участков под объектом с указанием их кадастровых номеров (если осуществлен их кадастровый учет) и сведений о правах на них.
5. Размер платы, обеспечивающей возврат собственнику доходов, получаемых в результате осуществления его прав организацией, а также порядок определения величины экономически обоснованных расходов организации на эксплуатацию объекта, предусматривающий подтверждение расходов, включаемых в указанную величину, в случае если в соответствии с условиями договора об использовании объекта осуществление эксплуатации объекта отнесено к обязанностям организации.
При этом плата, обеспечивающая возврат собственнику доходов, получаемых в результате осуществления его прав (включая стоимость нормативных технологических потерь электрической энергии, возникающих на объекте) и определяемых как доходы, которые он получил бы в случае самостоятельного осуществления своих прав путем оказания на возмездной договорной основе услуг по передаче электрической энергии с использованием объекта, рассчитывается исходя из установленного для собственника тарифа на услуги по передаче электрической энергии и соответствующих количественных характеристик услуг по передаче электрической энергии, оказанных организацией с использованием объекта.
В случае если в соответствии с условиями договора об использовании объекта осуществление эксплуатации объекта отнесено к обязанностям организации, размер указанной платы уменьшается на величину экономически обоснованных расходов организации на эксплуатацию объекта и стоимость нормативных технологических потерь электрической энергии, возникающих на объекте, определяемую исходя из соответствующей ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, входящей в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о регулировании тарифов в электроэнергетике, и величины потерь электрической энергии, возникающих на объекте.
6. Указание стороны договора об использовании объекта, осуществляющей эксплуатацию объекта, и связанных с этим следующих обязанностей:
а) обязанность собственника при осуществлении эксплуатации объекта:
обеспечивать сбор и обработку показаний средств измерения и учета электрической энергии на объекте и предоставлять данные учета организации;
совершать на основании заявок организации действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и необходимые для введения ограничения и возобновления режима потребления электрической энергии;
совершать предусмотренные законодательством Российской Федерации об электроэнергетике действия, необходимые для выявления фактов бездоговорного или безучетного потребления электрической энергии и введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в случае выявления фактов бездоговорного потребления, в установленном порядке составлять акт о неучтенном потреблении электрической энергии, производить расчет объема бездоговорного потребления электрической энергии, доводить до сведения организации информацию о выявленных фактах бездоговорного или безучетного потребления электрической энергии и направлять организации копии всех документов, составленных по этим фактам;
приобретать электрическую энергию (мощность) для компенсации фактических потерь электрической энергии, возникающих на объекте;
б) обязанность организации при осуществлении собственником эксплуатации объекта предоставлять в течение 10 дней с даты получения запроса собственника имеющиеся у нее сведения о заключении, об изменении и о расторжении договоров, на основании которых обеспечивается снабжение электрической энергией покупателей с использованием объекта, а также основные условия этих договоров, позволяющие определить объем и режим подачи электрической энергии;
в) обязанность организации в течение 10 дней с даты заключения договора об использовании объекта уведомлять системного оператора о том, какая сторона этого договора осуществляет эксплуатацию объекта, который является объектом диспетчеризации системного оператора;
г) обязанность организации при осуществлении эксплуатации объекта:
использовать объект исключительно в целях оказания услуг по передаче электрической энергии;
обеспечивать надлежащую охрану объекта, содержать объект в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом состоянии, нести расходы по содержанию объекта в соответствии с условиями договора об использовании объекта;
обеспечивать сбор и обработку показаний средств измерения и учета электрической энергии на объекте и предоставлять данные учета собственнику;
приобретать электрическую энергию (мощность) для компенсации фактических потерь электрической энергии, возникающих на объекте;
ежегодно, до 1 апреля, предоставлять собственнику расчет расходов на эксплуатацию объекта на следующий год с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета);
д) обязанность организации в случае предоставления ей объекта во временное владение и (или) пользование:
использовать объект исключительно в целях оказания услуг по передаче электрической энергии;
обеспечивать надлежащую охрану объекта;
содержать объект в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом состоянии;
нести расходы по содержанию объекта в соответствии с условиями договора об использовании объекта;
согласовывать с собственником вывод объекта в ремонт, а также уведомлять его о незамедлительном отключении объекта или об автоматическом отключении объекта в результате его неисправности;
вернуть собственнику объект в том состоянии, в котором организация его получила (с учетом нормального износа), по истечении определенного договором об использовании объекта срока, на который объект предоставлен организации во временное владение и (или) пользование, или в случае нарушения организацией предусмотренных настоящим перечнем существенных условий договора об использовании объекта, являющегося основанием для неприменения ограничения права собственника на заключение договоров оказания услуг;
приобретать электрическую энергию (мощность) для компенсации фактических потерь электрической энергии, возникающих на объекте.
7. Процедура согласования собственником с организацией порядка использования (вывода из эксплуатации) объекта, которая предусматривает:
а) согласование с организацией вывода объекта в ремонт и из эксплуатации до согласования этих действий с системным оператором;
б) предельный срок согласования организацией вывода объекта в ремонт и из эксплуатации, который не может превышать 10 дней;
в) уведомление организации о незамедлительном отключении объекта или об автоматическом отключении объекта в результате его неисправности;
г) порядок согласования с организацией планов реконструкции и технического перевооружения объекта, включая предельный срок согласования организацией планов реконструкции и технического перевооружения объекта, который не может превышать 10 дней;
д) порядок уведомления организации о переходе, об ограничении (обременении) прав собственника на объект, в том числе о внесении его в качестве залога, вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ, паевого взноса в производственный кооператив в срок, который не может превышать 10 дней;
е) условия взаимодействия организации и собственника, обеспечивающие соблюдение единых требований при эксплуатации, ремонте и реконструкции объекта и включающие порядок взаимодействия по вопросам оперативного технологического управления, развития, реконструкции и технического перевооружения объекта, а также при осуществлении его технического обслуживания и ремонта.
Такое нарушение подтверждается признанной организацией претензией о нарушении условий договора об использовании объекта, которая рассматривается организацией в течение 10 дней с даты ее получения, или решением, принятым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по результатам рассмотрения разногласий о праве заключения договоров оказания услуг, если оно не было обжаловано в судебном порядке, или решением суда.
9. Порядок изменения договора об использовании объекта.
10. В случае заключения организацией с собственником договора об использовании объекта, предусматривающего право собственника самостоятельно заключать договоры оказания услуг, а также в случае, когда объект не используется для оказания услуг по передаче электрической энергии третьим лицам, договор об использовании объекта должен содержать условия, предусмотренные подпунктом «д» пункта 1, подпунктом «б» пункта 2, пунктами 4, 7 и 9 настоящего перечня.
Существенные условия договора оказания услуг по передаче электрической энергии
Статья 26. Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии
(в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 26
Споры в суде общей юрисдикции:
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 471-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Допускается осуществлять технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, только энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии с уровнем напряжения 110 киловольт и выше, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 06.11.2013 N 308-ФЗ)
Допускается осуществлять технологическое присоединение объектов микрогенерации только к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 вольт.
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 471-ФЗ)
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:
правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора;
процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов микрогенерации (в том числе типовую форму договора об осуществлении технологического присоединения объекта микрогенерации к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 471-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;
состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;
ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.
(см. текст в предыдущей редакции)
Технологическое присоединение объектов микрогенерации должно предусматривать обеспечение технического ограничения выдачи электрической энергии в сеть с максимальной мощностью, не превышающей величину максимальной мощности принимающих устройств потребителя электрической энергии, которому принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты микрогенерации, и составляющей не более 15 киловатт.
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 471-ФЗ)
Лица, обратившиеся к сетевой организации для заключения договоров об осуществлении технологического присоединения или заключившие такие договоры, вправе обратиться в органы государственного регулирования цен (тарифов) для урегулирования споров, связанных с установлением и применением сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе в части оснащения устройствами релейной защиты и автоматики, включая противоаварийную и режимную автоматику, и требований о возможности их воздействия на объекты электроэнергетики или энергопринимающие устройства, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в части технологического присоединения должно предусматриваться раскрытие сетевыми организациями:
информации, являющейся существенной для принятия юридическими и физическими лицами решений об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, в том числе о предполагаемом размере платы за технологическое присоединение и сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению, а также согласованных с системным оператором планов развития сетевой инфраструктуры;
сведений о полученных заявках на технологическое присоединение, результатах их рассмотрения, плановых и фактических сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению.
Фактические прием или подача напряжения в ходе технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства осуществляется после получения разрешения на допуск в эксплуатацию, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, в порядке, в случаях и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 141-ФЗ)
2. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
Обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.
При необоснованном уклонении сетевой организации от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении сетевой организации заключить указанный договор в соответствии с гражданским законодательством.
Сетевая организация в соответствии с настоящим Федеральным законом, правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков вправе отказать покупателю в исполнении своих обязательств по договору оказания услуг по передаче электрической энергии в случае, если такой организации стало известно о неисполнении покупателем своих обязательств по договору купли-продажи электрической энергии.
Потребители услуг по передаче электрической энергии, определяемые правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие оказанные им услуги по передаче электрической энергии, обязаны уплатить сетевой организации пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие услуги по передаче электрической энергии для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по передаче электрической энергии уплачивают сетевой организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
Управляющие организации, приобретающие услуги по передаче электрической энергии для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по передаче электрической энергии уплачивают сетевой организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
3. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации и включают в себя:
правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, включающие в себя существенные условия указанных договоров;
порядок доступа к электрическим сетям в условиях их ограниченной пропускной способности;
порядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусматривающий учет степени использования мощности электрической сети;
порядок предоставления информации о стоимости услуг по передаче электрической энергии и наличии пропускной способности электрических сетей;
порядок рассмотрения жалоб и заявлений по вопросам предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятия по этим жалобам и заявлениям решений, обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами;
порядок раскрытия информации о пропускной способности электрических сетей, об их технических характеристиках организациями, осуществляющими деятельность по передаче электрической энергии (сетевыми компаниями), в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
порядок определения потерь в электрических сетях и порядок оплаты этих потерь.
Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии исключается в условиях ограниченной пропускной способности электрических сетей возможность взимания дополнительной платы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
3.1. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливают критерии, при соответствии которым у энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков и потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления сетевой организации обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, а также порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, требования к условиям его предоставления.
При установлении критериев, при соответствии которым у указанных в абзаце первом настоящего пункта потребителей услуг по передаче электрической энергии возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате данных услуг, Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии у лиц, не имеющих неисполненных обязательств по оплате данных услуг.
Правила определения суммы, на которую гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация предоставляют сетевой организации обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации исходя из размера не исполненных гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии.
Указанная в абзаце первом настоящего пункта обязанность не устанавливается в отношении потребителей услуг по передаче электрической энергии, являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями, собственниками и пользователями (законными владельцами) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, действующими в соответствии с жилищным законодательством управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Сетевые организации обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, энергосбытовые организации и гарантирующих поставщиков, которые соответствуют установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии. В направляемом указанным потребителям услуг по передаче электрической энергии уведомлении указываются основания возникновения у них обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено сетевой организации, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
В случае, если потребитель услуг по передаче электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии устранил допущенное нарушение обязательств по оплате данных услуг, послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей услуг по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых сетевыми организациями установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии.
Информация об устранении потребителем услуг по передаче электрической энергии допущенных нарушений обязательств по оплате данных услуг учитывается при ведении предусмотренного настоящим пунктом перечня потребителей услуг по передаче электрической энергии, обязанных предоставлять обеспечение, в соответствии с устанавливаемым Правительством Российской Федерации порядком формирования и ведения данного перечня.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии предоставляется потребителями услуг по передаче электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными сетевыми организациями в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении сетевой организацией гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем услуг по передаче электрической энергии обеспечиваемых гарантиями обязательств.
Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказываемых по договорам оказания данных услуг.
Банковские гарантии должны быть предоставлены банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии банковских гарантий, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации условиям предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, сетевая организация обязана принять указанные гарантии в качестве обеспечения.
Указанными в настоящем пункте потребителями услуг по передаче электрической энергии по согласованию с сетевой организацией может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Расходы потребителей услуг по передаче электрической энергии, связанные с предоставлением обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, не учитываются при установлении (утверждении) для указанных потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов).
Срок, в течение которого действует обязанность потребителя услуг по передаче электрической энергии, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного сетевой организацией, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
4. В случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения. Размер платы по такому договору устанавливается в соответствии с требованиями настоящей статьи. Деятельность по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.
(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
При установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики гарантирующий поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии такими устройствами или объектами, а их собственник или иной законный владелец обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость потребленной до момента ввода ограничения электрической энергии и иные связанные с потреблением электрической энергии расходы.