сущность и виды и функции налогов налоговая система

Налоги: их виды и функции

Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.

Определимся с понятиями

Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.

Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.

Налоги: сущность, функции, виды

Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.

Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.

Классификация налоговых платежей

Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.

Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.

Итоги и выводы

Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.

Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).

Источник

Налог

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

13. Налоги: сущность и функции. Налоговая система и ее эффективность

Налогообложения представляет собой совокупность экономических и финансовых, а также организационно-правовых отношений, основанные на перераспределение денежной форме стоимости путем принудительного определенной части дохода в пользу государства.

Налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Выделяются следующие функции налогов:

Распределительная функция раскрывает сущность налогов в виде централизованного инструмента по перераспределению общественных доходов;

Фискальная функция является одной из основных во всех государствах и выражается в обеспечении финансовыми ресурсами государства с целью ее деятельности. Данной функции характерна возможность перераспределения определенной части НД, и с развитием рыночных отношений ее роль возрастает;

Контрольная функция выражает контролирование гос-вом посредством налогов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и граждан, т.е. проводит контроль над образованием доходов и их расходованием;

Регулирующая функция подразделяется на три подфункции:

а)стимулирующую (осуществляется через систему льгот. Предпочтений, а т.ж. исключений.т.о. ее назначение предусмотрено для развития соц-эк. Процессов);

б) дестимулирующую (ее действие связано с увеличением ставок налогов, что препятствует развитию соц-эк. Процессов);

в) воспроизводственную (осуществляется через платежи за пользование природ.рес., а т.ж. посредством поступления в дорожные фонды).

Твёрдые ставки налога – это фиксированные ставки на единицу налогообложения

При регрессионных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги взимаемые в ценах всегда регрессивные.

При пропорциональных налогах взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода.

При прогрессивных ставках налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой прогрессии ставка налога повышается для всего дохода.

— Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относится подоходный налог с населения, налог на прибыль, поимущественный налог. Они подразделяются на реальные и личные налоги.

Реальные – поземельный, подомовой, промысловый налоги и налог на ценные бумаги.

Личные налоги включают подоходный налог с населения, на прибыль корпораций, на доходы от денежных капиталов, на прирост капитала, на сверхприбыль, поимущественный, подушный.

— Косвенные – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

Принципы и механизм налогообложения.

Прогрессивность, однократность, обязательность, простота и удобство, гибкость, эффективность перераспределения ВВП.

В зависимости от направления поступления налогов и сборов различают: федеральные, региональные и местные налоги.

В зависимости от своего использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов гос-ва, без закрепления за каким-либо определённым видом расходов. Специальные имеют целевое назначение.

В любом цивилизованном государстве налогообложение основывается на определенных принципах:

принципе соразмерности (характеризует сбалансированность интересов гос-ва и налогоплательщиков)

принципе справедливости (предусматривает, что каждый обязан соразмерно своим доходам принимать участие в финансировании расходов гос-ва. Основные идеи данного принципа закл.в том, что сумма взимаемых налогов должна быть определена исходя их величины получаемых доходов налогоплательщиком, и тот, кто получает больший объем благ от гос-ва обязан платить сумму налогов в большем размере);

принципе учета интересов налогоплательщиков (основан на принципе определенности, заключающемся в простоте исчисления налога и его уплаты, т.е. способы и время платежей должны быть точными и заблаговременно известными для налогоплательщиков, а т.ж. на принципе удобства, предполагающем. Что налог необходимо взимать понятным способом и в такое время, которое наиболее удобно для плательщика);

принципе экономичности (выражается в сокращении затрат взимания налогов и рационализации системы налогообложения, иначе говоря,сумма сборов по определенному налогу должна быть больше издержек на его обслуживание);

принципе всеобщности (согласно данному типу каждый обяза уплатить налоги и сборы, установленные законом);

принципе равнонапряженности ( означает взимание налогов с налогоплательщиков по единым ставкам от уровня прибыли).

Источник

Сущность и виды налога

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и функции налогов

Начальной формой проявления сущности налогов является вносимые гражданами денежные средства на цели финансирования расходов публичной власти. В результате налоговое бремя на минимальном уровне определялось тем, какая сумма расходовалась на выполнение государством своих основных функций, в числе которых расходы на государственное управление, оборону, охрану порядка и суды. Расширение функциональной нагрузки государства естественным образом требовало увеличение налогов.

На современном этапе общественного развития налоги выступают в качестве важнейшего источника доходов бюджетной системы, причем доля налоговых доходов в отдельных странах может достигать 90 процентов от их общей суммы.

Степень правильности построения налоговой системы, организации сбора налогов прямо влияет на эффективность функционирования всей национальной экономики.

Вариации в отношении налогов и налоговых льгот обеспечивают воздействие на динамическое и структурное движение экономики, на величину капиталовложений и уровень занятости, темп развития научно-технического прогресса и так далее. Посредством налоговой политики государство наделено возможностью компенсировать дефекты, присущие рыночной системе, регулировать стихийно формирующиеся пропорции инвестиций и сбережений, доходность различных отраслей деятельности.

Российское налоговое законодательство дает четкое определение налога, согласно которому под последним понимается платеж обязательного индивидуально безвозмездного характера, взимаемый с юридических и физических лиц в виде отчуждения их денежных средств с целью финансирования нужд государственного и муниципального управления.

Законодательно утвержденное определение налога позволяет выделить следующие его основные черты, к числу которых относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность налогов раскрывается через выполняемые ими функции. К числу функций налогов относятся:

Классификация налогов

В современной налоговой практике существует множество классификаций налогов, определяющих их отдельные виды.

К числу основных классификаций налогов относятся:

Классификация налогов в соответствии с объектом, согласно которой выделяют два вида налогов:

В настоящее время граница между косвенным и прямым налогообложением максимально размыта. Однако следует признать, что именно на косвенные налоги преимущественно возлагается выполнение фискальной функции налогов, то есть именно этот вид обеспечивает формирование большей части государственных доходов.

Классификация налогов в соответствии с субъектом, согласно которой выделяют два вида налогов:

В российской практике данная классификация получила развитие в связи с формированием трехуровневой системы налогообложения. В связи с этим классификация налогов по субъекту включает следующие виды налогов:

Классификация налогов в соответствии с их целевым использованием, согласно которой выделяют два вида налогов:

Классификация налогов в соответствии с характером налогообложения, согласно которой выделяют два вида налогов:

Источник

Сущность, функции и виды налогов, принципы налогообложения

сущность и виды и функции налогов налоговая система. Смотреть фото сущность и виды и функции налогов налоговая система. Смотреть картинку сущность и виды и функции налогов налоговая система. Картинка про сущность и виды и функции налогов налоговая система. Фото сущность и виды и функции налогов налоговая система сущность и виды и функции налогов налоговая система. Смотреть фото сущность и виды и функции налогов налоговая система. Смотреть картинку сущность и виды и функции налогов налоговая система. Картинка про сущность и виды и функции налогов налоговая система. Фото сущность и виды и функции налогов налоговая система сущность и виды и функции налогов налоговая система. Смотреть фото сущность и виды и функции налогов налоговая система. Смотреть картинку сущность и виды и функции налогов налоговая система. Картинка про сущность и виды и функции налогов налоговая система. Фото сущность и виды и функции налогов налоговая система сущность и виды и функции налогов налоговая система. Смотреть фото сущность и виды и функции налогов налоговая система. Смотреть картинку сущность и виды и функции налогов налоговая система. Картинка про сущность и виды и функции налогов налоговая система. Фото сущность и виды и функции налогов налоговая система

сущность и виды и функции налогов налоговая система. Смотреть фото сущность и виды и функции налогов налоговая система. Смотреть картинку сущность и виды и функции налогов налоговая система. Картинка про сущность и виды и функции налогов налоговая система. Фото сущность и виды и функции налогов налоговая система

сущность и виды и функции налогов налоговая система. Смотреть фото сущность и виды и функции налогов налоговая система. Смотреть картинку сущность и виды и функции налогов налоговая система. Картинка про сущность и виды и функции налогов налоговая система. Фото сущность и виды и функции налогов налоговая система

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), контрольную, поощрительную, регулирующую.

1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л.Ходов, через налогообложение достигается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними».

Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

3. Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику3.

4. Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.)4. Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей, чем ведущей.

сущность и виды и функции налогов налоговая система. Смотреть фото сущность и виды и функции налогов налоговая система. Смотреть картинку сущность и виды и функции налогов налоговая система. Картинка про сущность и виды и функции налогов налоговая система. Фото сущность и виды и функции налогов налоговая система

— однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за опреде- ленный законом период;

— научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок нало­гообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению

— дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретитель­ную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования;

— стабильность ( устойчивость ) ставок налогообложения, действую­щих в течении довольно длительного периода и простота исчисления пла­тежа;

— использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том чис­ле гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны уста­навливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;

— четкое разделение налогов по уровням государственного управле­ния: федеральные ( центральные ), республиканские ( включая налоги краев, областей, автономных образований ) и местные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *