сущность налога на имущество организаций
Налог на имущество организаций
Как рассчитать и заплатить
Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.
Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.
Плательщики налога на имущество организаций
Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.
Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.
Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.
Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.
УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.
ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.
Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.
Объекты налогообложения
Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:
Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:
Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.
Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.
Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.
Что еще не признается объектом налогообложения:
Также не облагается налогом на имущество:
Налоговая база
По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.
Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.
Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.
Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.
Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.
Остаточная стоимость считается по формуле:
Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация
Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.
При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.
Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.
Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.
С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.
Налоговый и отчетные периоды
Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.
Отчетными периодами признаются:
Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.
Налоговая ставка
Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.
Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.
Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.
Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.
Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.
Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.
РАЗДЕЛ 4. ИМУЩЕСТВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Целью данной темы является изучение имущественного налогообложения юридических лиц. Имущественные налоги играют существенную роль в современных налоговых системах большинства стран. Их преимущество заключается в стабильности налогооблагаемой базы в течение налогового периода, отсутствии зависимости суммы налога от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что обусловливает их фискальную значимость.
После изучения материалов данной темы студенты смогут:
Оглавление
4.1.1. Сущность имущественного налогообложения
Налог на имущество предприятий, веденный в действие в налоговую систему РФ в 1992 г., заменил плату за фонды, действующую в бывшем СССР в период с 1965 по 1992 г. Цель введения этого налога в налоговую систему России сохранилась – стимулировать производительное использование имущества предприятий, сократить излишние запасы сырья и материалов. Однако при введении налога на имущество предприятий в 1992 г. существенно расширился объект налогообложения, что было обусловлено рыночными условиями хозяйствования. С 1 января 2004 г. в соответствии с гл. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» объектом налогообложения являются основные средства налогоплательщика. Ранее помимо основных средств налогом облагались нематериальные активы, запасы и затраты.
Налог на имущество предприятий, являясь важнейшим налогом в системе имущественного налогообложения в РФ, до настоящего времени не играл существенной роли в формировании доходной базы региональных и местных бюджетов. Так, например, доля налога на имущество предприятий в составе доходов бюджета Санкт-Петербурга в 2001 г. составила 7,7 %. Удельный вес поимущественных налогов в структуре налоговых поступлений в бюджетную систему в 2003 г. составил 3,9 %.
В перспективе имущественным налогам уготована более активная роль как в налоговой, так и в бюджетной системе. Преимущество имущественных налогов заключается в высокой степени стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней.
Однако практика применения действующей в РФ системы имущественного налогообложения выявила ее серьезные проблемы, к которым, в частности, относятся несоответствие правового регулирования таких налогов первой части НК РФ, низкий уровень поступлений от этих налогов, отсутствие стимулов для эффективного использования имущества, перегруженность налоговыми льготами, установленными на федеральном уровне.
Важным этапом в развитии имущественного налогообложения в РФ стало введение с 1 января 2004 г. гл. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». Этот налог является региональным, вводится законами субъектов РФ и согласно ст. 56 Бюджетного кодекса РФ подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 %. В 2004 г. доля налога на имущество организаций в доходах бюджета Санкт-Петербурга составила 6,5 %, в 2005 г. – 5,4 %, в 2006 г. – 4,8 %.
4.1.2. Плательщики, объект и налоговая база
по налогу на имущество организаций
Налогообложение имущества организаций в РФ осуществляется по принципу резидентства. Плательщиками налога на имущество являются:
В отличие от ранее действующего налога на имущество предприятий с 2004 г. в качестве объекта налогообложения предусмотрены только основные средства, учитываемые по правилам бухгалтерского учета (см. табл. 4.1). Исключение из состава объекта налогообложения нематериальных активов, запасов и затрат, стало серьезным фактором финансовой поддержки предприятий, особенно имеющих длительный технологический цикл или большие нормативные запасы.
Не являются объектами налогообложения:
Объекты налогообложения налогом на имущество организаций
движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета
Иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство
движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств
Иностранная организация, не осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство
находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.
Налоговой базой является среднегодовая стоимость облагаемого имущества. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, является инвентаризационная стоимость таких объектов по данным органов технической инвентаризации.
Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества:
4.1.3. Льготы по налогу на имущество организаций
Льготы по налогу на имущество, установленные на федеральном уровне, можно разделить на две группы. К первой группе относятся льготы, связанные с полным освобождением от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков. Так, от налогообложения освобождаются:
Вторая группа льгот связана с освобождением от налога отдельных видов имущества, а именно:
Следует отметить, что с 1 января 2004 г. были отменены многие федеральные льготы по налогу на имущество, а именно в отношении бюджетных учреждений, органов законодательной и исполнительной власти, предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, предприятий народных художественных промыслов. В этой связи данные льготы были установлены на региональном уровне многими субъектами РФ. Поскольку в соответствии с гл. 30 НК РФ при установлении налога на имущество на территории соответствующего субъекта РФ законом субъекта могут предусматриваться дополнительные налоговые льготы. Так, в частности, Законом Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций» установлена льгота для государственных учреждений, которые созданы органами государственной власти Санкт-Петербурга и деятельность которых осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на основе сметы доходов и расходов. Например, в соответствии с Законом Ленинградской области «О налоге на имущество организаций», освобождаются от налогообложения:
4.1.4. Ставки, порядок исчисления и уплаты налога
на имущество организаций
Предельный размер налоговой ставки на имущество организаций установлен на федеральном уровне и не может превышать 2,2 %. До 2004 г. ставка налога составляла 2 %. Конкретные ставки налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах максимальной налоговой ставки, предусмотренной в НК РФ. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Так, например, Законом Санкт-Петербурга для организаций, осуществивших начиная с 1 января 2005 г. на территории Санкт-Петербурга на протяжении любого календарного года вложения в основные средства для производственных целей на сумму не менее 150 млн руб., установлена пониженная ставка налога на имущество в размере 1,1 %. Право на применение этой ставки предоставляется налогоплательщику на три налоговых периода.
Налоговым периодом определен календарный год, отчетными – первый квартал, полугодие, девять месяцев. При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налог исчисляется нарастающим итогом, вносится в бюджет поквартально и в конце года проводится его перерасчет.
По итогам каждого отчетного периода определяется сумма авансового платежа по налогу по следующей формуле
где А – сумма авансового платежа; СИ отч – среднегодовая стоимость имущества за отчетный период; С % – ставка налога на имущество организаций.
При этом расчет среднегодовой стоимости имущества за отчетный период производится по следующим формулам:
СИ за I кв. = (ОСИ 01.01 + ОСИ 01.02 + ОСИ 01.03 + ОСИ 01.04) / 4;
СИ за I полугод. = (ОСИ 01.01 + ОСИ 01.02 + ….. + ОСИ 01.06 + ОСИ 01.07 )/ 7;
СИ за 9 мес. = (ОСИ 01.01 + ОСИ 01.02 + …… + ОСИ 01.09 + ОСИ 01.10) / 10;
где СИ I кв. – среднегодовая стоимость имущества за I квартал; СИ I полугод – среднегодовая стоимость имущества за 1- е полугодие; СИ 9 мес. – среднегодовая стоимость имущества за 9 месяцев;
По итогам налогового периода определяется сумма налога по следующей формуле
Н за год = СИ за год × С %,
где С % – ставка налога на имущество организаций; СИ за год – среднегодовая стоимость имущества за налоговый период, которая рассчитывается по следующей формуле:
СИ за год = (ОСИ 01.01 + ОСИ 01.02 + … + ОСИ 01.12 + ОСИ 01.01 сл. года) / 13,
где ОСИ 01.01 сл. года – остаточная стоимость имущества на 1 января года, следующего за отчетным.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется по следующей формуле:
Н бюджет = Н за год – А,
где Н за год – сумма налога за налоговый период; А – сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных и уплаченных в течение налогового периода по итогам отчетных периодов.
Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянные представительства в РФ, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку. Сроки уплаты налога и авансовых платежей устанавливаются законами субъектов РФ (см. табл. 4.2).
Сроки уплаты налога на имущество организаций
Отчетный
Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное
Налоговый
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ
Так, например, в Санкт-Петербурге они совпадают со сроками представления налоговой отчетности по налогу на имущество. В Ленинградской области авансовый платеж по налогу по итогам отчетного периода уплачивается налогоплательщиками не позднее 35 дней по окончании отчетного периода, а по итогам налогового периода – до 10 апреля года, следующего за отчетным.
Таким образом, гл. 30 НК РФ расширены реальные полномочия субъектов Российской Федерации по использованию налога на имущество организаций в качестве инструмента для проведения экономической политики, поскольку последние вправе самостоятельно устанавливать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, а также дифференцированные налоговые ставки для отдельных категорий основных средств. Кроме того, уплата налога производиться в бюджеты тех территорий, где физически находится имущество организации.
Экономическая сущность налога на имущество организации
План
1. Экономическая сущность налога на имущество организации
2. Налогоплательщики налога на имущество организации
3. Объекты налогообложения
4. Налоговая база налога на имущество организации
5. Налоговые льготы
6. Изменения налога на имущество организации в 2012
7. Налоговый период, отчетный период, налоговые ставки
8. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организации
Список рекомендуемой литературы
1.Налоговый кодекс РФ (вторая часть Глава 30) от 28.07.2012
2. Ф.Н. Филина Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2012.-156 с.
3. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. 7 изд.-перераб. И доп. – М.:Юрайт-Издат, 2012. 356 с.
Экономическая сущность налога на имущество организации
Налог на имущество организаций относится к региональным, прямым налогам, устанавливается НК РФ и региональными законами, вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Налог на имущество организаций в своем нынешнем виде введен Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ.
Экономическая сущность налога на имущество организаций – изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования, облагаемого налогом имущества. Из этого вытекает стимулирующая функция налога на имущество организации (субъектов предпринимательской деятельности) – эффективное производственное использование имущества, сокращение размеров неиспользуемых запасов сырья, материалов. Данный налог в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации отличается своей стабильностью, поскольку у организаций для ведения экономической деятельности имеется значительный производственный и непроизводственный имущественный фонд, к которому в целях налогообложения относится движимое или недвижимое имущество.
При его взимании реализуются также стимулирующая и контрольная функции через заинтересованность организаций в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества, и обновлении основных фондов.
Налог на имущество организации введен в целях стимулирования не используемых в производстве материальных ценностей.
Налогоплательщики налога на имущество организации
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения:
— иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Не признаются налогоплательщиками:
(применяется до 1 января 2017 г.):
1. организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;
3.Объекты налогообложения:
1. для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
2. для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
3. для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.
Не признаются объектами налогообложения:
1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Налоговые льготы
В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ устанавливается два вида налоговых льгот по налогу на имущество организаций:
1. налоговые льготы, предоставляемые на федеральном уровне в виде полного освобождения от уплаты налога;
2. налоговые льготы, устанавливаемые субъектами РФ, которые в основном предусматриваются в законодательных актах о введении налога в действие на территории соответствующего субъекта РФ.
Федеральные льготы по уплате налога на имущество организаций установлены статьей 381 Налогового кодекса РФ. Дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество организаций могут быть предусмотрены в региональном законодательстве.
Освобождаются от налогообложения:
10) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
11) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
12) имущество государственных научных центров;
15) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;
16) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 НК РФ. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», а также данные учета доходов (расходов);
19) организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.
Налоговая ставка
1.Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента.
Налог на имущество организаций является прямым региональным налогом. Ставка налога на имущество организаций в Оренбургской области 2,2%.
2.Допускается установление дифференцированных (различных) налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В большинстве субъектов РФ установлены максимальные налоговые ставки.
Задача 1.
Необходимо рассчитать среднюю стоимость имущества за 1 кв.
31.03.12- 605 000 (620 000-15 000)
Средняя стоимость (650 000+635 000+620 000+605 000)/4= 627 500
Теперь среднюю стоимость умножаем на ставку налога и разделим на 4 (т.к. в году 4 квартала)
627 500х2,2%/4=3 451,25 округляем до целых 3 451 руб.
Задача 2.
Объектом обложения налогом на имущество является только амортизируемое имущество, из приведенного списка амортизируемым является:
здания, транспортные средства, сооружения и оборудование. Складываем их стоимость и определяем стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.
План
1. Экономическая сущность налога на имущество организации
2. Налогоплательщики налога на имущество организации
3. Объекты налогообложения
4. Налоговая база налога на имущество организации
5. Налоговые льготы
6. Изменения налога на имущество организации в 2012
7. Налоговый период, отчетный период, налоговые ставки
8. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организации
Список рекомендуемой литературы
1.Налоговый кодекс РФ (вторая часть Глава 30) от 28.07.2012
2. Ф.Н. Филина Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2012.-156 с.
3. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. 7 изд.-перераб. И доп. – М.:Юрайт-Издат, 2012. 356 с.
Экономическая сущность налога на имущество организации
Налог на имущество организаций относится к региональным, прямым налогам, устанавливается НК РФ и региональными законами, вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Налог на имущество организаций в своем нынешнем виде введен Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ.
Экономическая сущность налога на имущество организаций – изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования, облагаемого налогом имущества. Из этого вытекает стимулирующая функция налога на имущество организации (субъектов предпринимательской деятельности) – эффективное производственное использование имущества, сокращение размеров неиспользуемых запасов сырья, материалов. Данный налог в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации отличается своей стабильностью, поскольку у организаций для ведения экономической деятельности имеется значительный производственный и непроизводственный имущественный фонд, к которому в целях налогообложения относится движимое или недвижимое имущество.
При его взимании реализуются также стимулирующая и контрольная функции через заинтересованность организаций в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества, и обновлении основных фондов.
Налог на имущество организации введен в целях стимулирования не используемых в производстве материальных ценностей.