сущность власти и формы власти
Понятие и сущность власти, концепция, признаки и виды власти
Содержание:
↑ Концепции власти
Согласно этой концепции источник власти – реальное и естественное превосходство «сильных» над «слабыми». «Слабые» («подчиненные») протестуют против власти сильных. Поэтому, чтобы оправдать законность господства «сильных», создаются мифы о происхождении власти. Так, мифы «о божественном характере власти» использовались в традиционных обществах Древнего Востока, Античности, Средневековья.
Теологическая концепция власти.
Согласно данной концепции вся государственная власть происходит от Бога, а монархи – исполнители божественной воли.
Биологическая концепция власти.
Согласно данной концепции власть – механизм обуздания человеческой агрессивности, которая заложена в инстинктах человека как биологического существа.
Бихевиористская концепция власти
Власть связана с особенностями человеческого поведения, согласно которым одни люди командуют, а другие – подчиняются. Политическая власть зависит от индивидуальных стремлений к власти. Стремление подчинять своей воле других индивидов – доминирующий мотив политической активности человека.
Психологическая концепция власти
Мотивы и истоки власти находятся в сфере бессознательного. Стремление к власти – это проявление психологической энергии. Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания.
Структурно-функциональная концепция власти
Власть – это способ самоорганизации общества, который основан на разделении функций управления и исполнения. Власть – это отношения неравноправных субъектов, поведение которых зависит от выполняемых ими ролей.
Конфликтологическая концепция власти
Власть – это отношения господства и подчинения одних классов другим (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Господство обусловлено экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Класс, обладающий собственностью, может подчинять своей воле экономически зависимые классы.
Дуалистическая концепция власти
Происхождение власти дуально (двойственно): с одной стороны, власть основывается на прямом принуждении, с другой стороны, на убеждении подчиняющихся в справедливости своего подчинения.
↑ Понятие власти
Власть — необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы. Вся политическая история человечества — это история борьбы за власть. Исторически понятие «власть» связано с административным управлением древнегреческих полисов (городов-государств). Необходимо было регулировать взаимоотношения граждан и реализовывать их интересы на территории полисов. Отсюда и возникла власть как определенная насильственная деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов, оказывающая регулирующее воздействие на поведение людей. Искусство управления гражданами — «политами», регулирование их поведения с помощью права, насилия, авторитета, общественного мнения стало обозначаться понятием «политика».
Однако политика и власть не одно и то же. Категория «власть» по своему объему более общая, чем категория «политика». Если политика – это искусство управлять, то власть – это способность одного человека оказывать влияние на других.
Из множества определений власти наиболее часто употребляется осовремененное определение немецкого социолога и политолога М. Вебера: «Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана».
↑ Сущность власти
Определение власти, сформулированное Вебером, помогает выделить важные положения, характеризующие сущность политической власти:
1. Политическая власть связана с «собственной волей», т.е. волей, предполагающей использование государства или влияния на него.
2. Для проведения собственной воли используется любая возможность, «независимо от того, на чем такая возможность основана». В политике эти возможности могут базироваться на экономической зависимости или психологической зависимости от средств массовой коммуникации, которые дают возможность тиражировать политические взгляды и оценки, влиять на политическое поведение масс.
3. Проведение собственной политической воли происходит «внутри данных социальных отношений». Это означает, что в различных типах социальных отношений, в различных обществах будут использоваться разные формы, методы, темпы, привлекаемые средства для достижения политических целей. Несмотря на то что власть предполагает использование любой возможности для решения стоящих перед ней задач, она имеет и определенные ограничения, которые устанавливают ей традиции, общественная нравственность, закон.
4. Понимание политической власти связано с тем, что воля господствующих сил проводится вопреки сопротивлению подвластных. Сопротивление власти, противодействие ей имеют под собой веские причины: непризнание большинством «права» на власть и управление за субъектами, их осуществляющими (т.е. нелегитимность власти); безальтернативность принятых властью решений; внедрение новаций, политическая модернизация, будь то революция или реформирование всего общества, все, что так или иначе нарушает традицию, привычный ход жизни; несоответствие политики важнейшим потребностям большинства членов общества.
↑ Признаки власти
↑ Виды власти
В зависимости от признака классификации выделяют различные виды власти.
Так, с точки зрения социального уровня различают власть: в масштабе всего общества; внутри коллектива (социальной общности); в отношениях между индивидами.
По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть: тоталитарную; авторитарную; либеральную; демократическую.
С точки зрения эволюции власти проводится различие между общинной или недифференцированной властью (при родовом строе), индивидуализированной и персонифицированной властью (при племенном строе, теократических и феодальных режимах) и институализированной, т.е. автономной в правовом отношении (современное государство).
По содержанию можно выделить власть: семейную, чувственно-эмоциональную, духовную, религиозную, экономическую, политическую, информационную и др.
Политическая власть и государственная власть
Государственная власть | Политическая власть |
Государственная власть формализована, легализована, закреплена в правовой форме, реализуется специальным государственным аппаратом, выполняет арбитражную роль в обществе. Это один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны. | Политическая власть — опирается на группы давления, политические партии, представительство в органах государства, использует общественное мнение. Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели. |
Специфика государственной власти определяется, прежде всего, ее монополией на легальное, легитимное и универсальное принуждение от имени общества, обладанием юридического верховенства в обществе, универсальностью и суверенностью.
Государственная власть олицетворяется всей совокупностью институтов, мощью управляющей машины, средствами силового и «мягкого» принуждения, что обеспечивает общеобязательный характер государственных решений. Политическая власть рассредоточена среди различных субъектов политики — политических партий, социальных движений, групп интересов и групп давления. Ее влияние во многом определяется ресурсными возможностями различных социальных групп. В демократической политической системе победившая на выборах политическая партия, получает доступ к рычагам государственного аппарата управления и, используя его ресурсы, реализует свою программу на практике. Смысл демократической политической системы заключается в обеспечении равных условий политической конкуренции различных социально- политических сил. Это означает неприемлемость монополии на политическую власть в политической системе, построенной на принципах конституционализма и представительной демократии.
↑ Власть и авторитет
Власть связана с личностью лидера. Власть создает благоприятные правовые или юридические возможности для осуществления политического лидерства, которое, в свою очередь, опирается на авторитет и доверие.
Лидер использует свой авторитет для осуществления целей и задач политической деятельности. Обычно авторитет лидера определяется либо личными качествами политика, либо престижем проводимой им политики или статусом возглавляемого им органа.
Специфической особенностью авторитета является то, что он основан на добровольном признании личных заслуг и достоинств субъекта авторитета, а не на навязывании чужой воли.
В политологии авторитет рассматривается в качестве одного из методов осуществления политики, как один из мотивов подчинения властным органам, как выражение отношений субъекта и объекта политической деятельности. В основе авторитета лежит вера объекта политики в то, что политический лидер обладает определенными качествами для политического управления.
Политологи выделяют два вида авторитета руководителей:
Применительно к системе власти можно предположить, что авторитет представителей высших эшелонов власти (президент, премьер-министр и т.д.) в большей мере является должностным.
На более низких уровнях (региональные, местные администрации) все более определяющую роль начинает играть психологический авторитет, что объясняется меньшей дистанцией между властью и населением.
В основе политического авторитета лежит доверие объекта авторитета субъекту, вера объекта в то, что субъект обладает определенными основаниями и качествами для того, чтобы подчиняться ему. Доверие по отношению к политическим лидерам возникает в том случае, если люди уверены (или предполагают), что политический лидер сможет разделить их ценности. Особенности его выражения основаны на прошлом опыте лидера и его окружения и определяются сложившимися нормами и ценностями данной общности людей. Человек доверяет тем людям, взгляды и представления которых соответствуют сложившейся у него системе ориентаций и ценностей. Он воспринимает как истинную информацию, поступающую в первую очередь от вызывающих у него доверие людей. Не случайно кредит доверия (равно, как и его отсутствие) существенно влияет на поведение как политического лидера, так и его последователей.
СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ВЛАСТИ
Управление это процесс принятия решений. Менеджер, осуществляя управление принимает множество решений. Существуют три способа принятия решений: интуитивный, адаптационный и рациональный.
Поскольку решений принимается множество все они классифицируются и ранжируются по определенным признакам, а затем распределяются между исполнителями.
Для того чтобы организация эффективно выполняла свои задачи, необходимо осуществлять все функции управления. Однако, по аналогии с процессом принятия решений, руководство является тем видом деятельности, который пронизывает всю систему управления. Невозможно эффективно выполнять функции планирования, организации, мотивации и контроля, если нет эффективного руководства. РУКОВОДСТВО – суть любого управления, оно и есть управление. РУКОВОДСТВО –это такая комбинация убеждения, принуждения и примера, которая способна заставить людей выполнять то, что от них требуется. Другими словами, руководство – это способность направлять энтузиазм подчиненных на достижение поставленных целей. Без руководства любая организация есть ни что иное, как скопище людей и машин. Действенность руководства проявляется в способности убеждать других с энтузиазмом искать эффективное решение поставленных задач. Это некий человеческий фактор, связывающий трудовой коллектив воедино и мотивирующий его к достижению текущих и долговременных целей.
Соответственно, руководитель – это лицо, которое управляет другими людьми в их совместной деятельности по достижению определенных целей.
Для того чтобы руководить, необходимо иметь ВЛАСТЬ, то есть возможность влиять на поведение, условия труда и жизни других людей с целью подчинения их своей воле. Эта возможность влияния делегируется индивиду. В зависимости от характера делегирования власть может принимать два вида: личной и должностной.
Личная власть \неформальная \ в организации делегируется снизу – от подчиненных. Её объем зависит от степени уважительного, хорошего и преданного отношения со стороны подчиненных. Что в свою очередь зависит от имеющихся у носителя этой власти властных ресурсов. Личная власть может быть отнята подчиненными у руководителя, как реакция на его неправильные действия \уменьшение или ухудшение властных ресурсов \. Следовательно, личную власть необходимо регулярно получать от подчиненных и поддерживать.
Должностная власть \формальная \ проистекает не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен, то есть сверху. Её объем зависит от уровня доверия, которое обладатель должности может получить у того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно наверх. Следовательно, не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти. Их соотношение ситуационно и индивидуально.
Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной, и личной властью. Однако в большинстве ситуаций достичь этого очень трудно.
Власть – это влияние. Влияние – это «любое поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида». Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации таким «ножом» может быть угроза увольнения.
Все способы влияния на подчиненных можно подразделить на эмоциональные\ «заражение», подражание \ и рассудочные \внушение, убеждение, участие, просьба, угроза, подкуп, приказы и пр.\.
Правила повышения эффективности влияния:
1.исполнитель должен рассматривать влияние, как источник удовлетворения или неудовлетворения потребностей.
2.работник, на которого влияют, должен считать, что исполнение или неисполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению потребностей.
3.Влияние будет самым сильным, когда исполнитель очень высоко ценит ту потребность, к которой аппелирует руководитель
4.Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию – фактическому труду, необходимому для достижения целей организации.
Что же лежит в основе власти? Здравый смысл подсказывает, что для обладания властью необходимо иметь возможность держать под своим контролем что-то важное для исполнителя, то, что обусловит его зависимость от вас и заставит действовать так, как желаете вы. Это «что-то» есть у каждого из нас. Это – потребности. Власть основывается на обращении к активным потребностям исполнителя. То на что опирается власть, называется ресурсомили источником власти. К.Хэйлс выделяет четыре источника личной и должностной власти, подчеркивая их различия.
Используя свои ресурсы, ВЛАСТЬосновывается на обращении к активным потребностям исполнителей и может приобретать разнообразные формы:
· Принуждения (влияние через страх)– заключается в способности добиться желаемых действий под страхом наказания. В ее основе лежит наличие у руководителя возможностей и методов наказания подчиненного \физических, экономических, социальных \, которые могут помешать удовлетворению существенных потребностей последнего или причинить какие либо другие неприятности. Методами принудительной власти являются, например, не только кнут, но и словесные нападки или присутствие руководителя во время выполнения работ его подчиненными.
· Вознаграждения (влияние через положительное подкрепление)– подчиненные выполняют порученную им работу в надежде на вознаграждение, которое может принимать разные формы. Основывается на имеющихся у руководителя возможностях удовлетворить насущные потребности исполнителя или же доставить удовольствие.
· Эталонная власть еще называется властью примера (влияние через слепую веру). Суть ее в том, что личные качества руководителя настолько привлекательны для подчиненного, что последний хочет приобрести их, выполняя поручения и приказы руководителя.
· Законная власть (влияние через разумную веру) предоставляется индивиду в рамках его официальной должности в организации. Должность наделяет выполняющего определенные обязанности сотрудника конкретными формами власти. Например, он имеет право распределять нагрузку, осуществлять набор персонала и т.п. Эту власть еще называют традиционной, поскольку она вытекает из иерархической структуры управления.
Традиция подчиняться должностному лицу передается людьми из поколения в поколение. Ориентация на должность, не зависимо от личности того, кто ее занимает, придает такой власти дополнительную прочность, поскольку недостатки, присущие конкретному человеку, здесь игнорируются. Традиционная власть, основывается на бездумной покорности, поощряет посредственных людей. Ибо они наиболее восприимчивы к ней, генерирует презрение к человеческой индивидуальности, консерватизм и т.п. Она мало согласуется с условиями и требованиями современной действительности. Переход к профессиональному комплектованию вооруженных сил, появление возможностей альтернативной службы, снижение роли церкви и религиозных обрядов в жизни общества и многолетнее забвение их в СССР, привели к ослаблению традиций послушания, формировавшейся прежде у большей части, особенно мужского населения. Сегодняшняя мобильность работников, их широкие внешние связи, легкость доступа к информации (Интернет) и т.п., значительно облегчают для хороших специалистов поиск нового места приложения своих способностей. Это делает их менее зависимыми от администрации. В итоге, традиционная власть руководителей над подчиненными существенно ослабляется, меняет формы проявления, становится более гибкой. В ряде случаев руководители делятся этой властью с подчиненными (делегирование полномочий, коллективное принятие решений)
В последнее время внутренняя среда фирм претерпела значительные изменения: повысился образовательный уровень работников, стираются социальные и финансовые различия. Следовательно, становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традициях и даже компетенции. Появляются новые формы влияния, наиболее распространенными являются убеждение и участие. Но и они имеют свои недостатки. Подумайте, в чем сущность и каковы недостатки этих методов?
Современный менеджмент требует, чтобы руководство людьми осуществляли не формальные начальники, а лидеры, которые пользуются в коллективе неформальным авторитетом. В связи с этим рассмотрим более детально понятия полномочия руководство, лидерство, власть и менеджмент.
Понятие и сущность власти
Содержание
1. Понятие и сущность власти
2. Типология власти
3. Проблема оптимальной организации структуры власти и предотвращения злоупотреблений ею
4. Основные тенденции властных отношений в современном российском обществе
Список использованной литературы
Введение
В последние годы в российском обществе власть как социальный институт претерпевает процессы трансформации, охватывающие ее на всех уровнях. Процесс преобразования данного социального института начался с распадом СССР и, по нашему мнению, еще не завершился. Формирование властных элит в настоящее время осуществляется не в соответствии с нормами демократии и избирательного права населения, ее выбирающую. Структура властных элит в России существенно не изменилась с переменой общественно-политического строя общества, также начался процесс отчуждения власти от населения.
Цель работы – анализ понятия «власть» как общественного явления и основных тенденций властных отношений в современном российском обществе.
Понятие и сущность власти
Власть как таковая представляет собой особый вид общественных отношений, присущий человечеству на всех этапах его развития. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и организации.
Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.
Отличительными признаками политической власти являются:
— верховенство, то есть обязательность, ее решений для всего общества;
— всеобщность, то есть функционирование на основе права от имени всего общества;
— моноцентричность, то есть существование общего государственного центра принятия решений;
Объектом власти могут быть отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти.
Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическими режимами народ является только объектом политической власти.
Границы отношения объекта власти к ее субъекту простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Готовность к подчинению зависит от качеств объекта, от характера предъявляемых ему требования, от средств воздействия на него, от восприятия субъекта.
Качества объекта политической власти во многом определяются политической культурой населения. Так, патриархальный и подданнический типы культуры формируют покорность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой». Активистский тип культуры формирует гражданина, готового нести ответственность за страну, а не покорного слугу власть предержащих.
Власть обычно применяет различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в их использовании располагает государство.
Процесс властвования характеризуется механизмом и способами властвования.
Существуют два главных подхода к властвованию:
1) побуждение объекта к действиям, угодным субъекту, и
2) обеспечение бездействия подвластных, блокирование нежелательных для субъекта видов их поведения.
Способы властвования могут быть классифицированы на: демократические (при участии исполнителей в принятии решений); авторитарные (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными); тоталитарные (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом); конституционные (правление в рамках закона); деспотические (всевластие и произвол); либеральные (уважение свободы и прав личности) и пр.
При классификации способов властвования нередко учитывается стиль поведения правителей. Так, Н. Макиавелли различал среди них «львов» (приверженцев откровенного прямолинейного господства, склонных к применению насилия) и «лис» (властителей гибких). Эти психологические характеристики впоследствии были использованы известным итальянским ученым В. Парето, исследовавшим роль элит в процессах оптимизации власти.
Типология власти
Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта и ресурсов) и способы их взаимодействия используются в качестве оснований для ее типологии.
В соответствии с ресурсами, на которых основывается власть, ее классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную.
Социальная власть, частично совпадая с экономической, предполагает возможность влиять на положение широких слоев населения, обеспечивая их лояльность и поддержку.
Наконец, принудительная власть предполагает контроль над людьми путем применения или угрозы применения силовых ресурсов.
Общественные власти находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Политическая власть, испытывая сильное влияние со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна играть по отношению к ней первенствующую роль. Вместе с тем многие политологи, прежде всего марксистского направления, считают важнейшей власть собственников средств производства и других общественных богатств.
Слияние политической, экономической, социальной и культурно-информационной власти при определяющей роли политики характерно для тоталитарных государств. Демократический строй предполагает разделение властей и каждой из них. В политике оно осуществляется путем разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые поддерживают определенный баланс между собой, а также между основными институтами политической системы. В экономике разделение власти осуществляется благодаря наличию множества конкурирующих центров влияния. В культурно-информационной сфере имеет место плюрализм средств массовой информации и других источников знания.
Критерии эффективности власти таковы:
— достаточность оснований власти и оптимальность использования ее ресурсов;
— рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;
— действенность и своевременность контроля за выполнением своих распоряжений;
— организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;
— наличие действенной системы санкций в случае невыполнения распоряжений властных структур;
— действенность системы самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.
В современных демократических государствах важнейшими факторами эффективного функционирования власти являются наличие общенационального консенсуса по вопросу о целях и путях развития данного общества, сплоченность и стабильность властвующей элиты. Отсутствие этих условий, как показывает и опыт России последних лет, способно вызвать ожесточенное противостояние ветвей власти, которое усугубляет раскол общества, может вести к смуте, беспорядкам и гражданским войнам.
В современном западном обществе политическая власть стремится к национальному консенсусу и поэтому во многом ориентируется на так называемый «средний класс». В странах постиндустриального типа на его долю приходятся три четверти населения. Он представлен такими группами, как рабочие, фермеры, интеллигенция, служащие.
Таким образом, политика любого государства должна состоять в выявлении, учете и реализации основных интересов классов, социальных слоев и групп. Игнорирование этого принципа неизбежно ведет к отчуждению общества от власти, нарастанию социальных, национальных и религиозных конфликтов.
Функционирование политической власти во многом определяется системой мотивационных ориентации граждан. Мотивы политического подчинения делятся на ценностные, заинтересованные и принудительные.
Ценностная мотивация подчинения предполагает действия, совершаемые по внутреннему убеждению, из чувства долга, на основе веры в справедливость принимаемых решений. Добровольное подчинение политической власти определяется положительным отношением граждан к тем или иным аспектам ее деятельности.
Характерной особенностью ценностной мотивации является ее безвозмездность. Она не связана с ожиданием улучшения материального положения людей, получения выгод, привилегий.
Ценностная мотивация обычно соотносится с наличием в обществе легитимной власти. Поэтому ценностное подчинение является наиболее эффективным способом сохранения и укрепления политической власти. Прочность и устойчивость ценностных мотиваций облегчает власти сохранение общественного порядка.
Любая политическая власть стремится сохранить и укрепить веру народа в существующий порядок, добивается того, чтобы народ признавал его своим, правильным и необходимым. Она заинтересована в том, чтобы предотвратить эрозию ценностной мотивации подчинения, сохранить социально-психологическую основу своего авторитета.
Заинтересованный тип подчинения основан на получении от власти благ, выгод и привилегий. Его оборотной стороной являются покорность граждан, конформизм. Этот тип подчинения играет важную роль в политической жизни общества, поскольку правящие круги стремятся обеспечить наиболее приемлемое для себя поведение населения.
Заинтересованное подчинение является весьма дорогостоящим по сравнению с ценностным. Для удовлетворения запросов, потребностей людей необходимо развивать промышленность, сельское хозяйство, строительство, сферу обслуживания. В принципе это оправдывает себя, так как обеспечивает возрастание общественного богатства страны.
Среди различных мер принуждения широко применяются меры экономические (понижение зарплаты, лишение должности). Однако при наличии высокого жизненного уровня они не приводят к желаемому результату. Материально защищенные люди труднее поддаются экономическому принуждению.
Поэтому правящие круги восполняют недостаточную эффективность этого вида принуждения акциями политическими и духовно-идеологическими. Могут использоваться различные виды устрашения (проверка на благонадежность, слежка, шантаж, провокации).
Однако практика показывает, что длительное время такие акции срабатывать не могут. Для сохранения политического режима власть идет на реформы, прибегает к мерам идейно-психологического воздействия.