Торгуются ли акции автоваза на бирже
АвтоВАЗ покинет Московскую биржу. Что делать инвесторам?
Оферта, которую выставит совместное предприятие «Ростеха» и Renault — Alliance Rostec Auto B.V. — миноритарным акционерам, подразумевает выкуп обыкновенных акций по 12,4 руб. за штуку и привилегированных — по 12,2 руб. за штуку. Это соответствует средней цене акций за последние шесть месяцев.
На новости о делистинге обыкновенные акции компании АвтоВАЗ выросли на 3%, а привилегированные — на 1,3%. Таким образом бумаги приблизились к ценам выкупа.
«Процедура была запланирована заранее, и она была известна участникам фондового рынка. В случае, если доля акционера в капитале превышает 75%, по закону об акционерных обществах, оферта должна быть выставлена», — отмечал в мае аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов.
«Мы рекомендуем инвесторам соглашаться на предложенную оферту», — заявил старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук.
В апреле глава «Ростеха» Сергей Чемезов называл сроки рекапитализации АвтоВАЗа. По его словам, ее заключительный этап состоится в октябре 2018 года. Тогда же, отвечая на вопрос о возможном делистинге акций автопроизводителя с МосБиржи, председатель совета директоров компании Сергей Скворцов заявил, что перед этим компании нужно проанализировать, сколько акций будет предъявлено к выкупу.
Исключение ценных бумаг из списка ценных бумаг, допущенных к торгам (котировального списка биржи) по инициативе компании-эмитента или в связи с дефолтом эмитента. После делистинга ценные бумаги этого эмитента могут торговаться только на внебиржевом рынке, а капитализация компании не может быть рассчитана.
Было ПАО — стало АО: мое мнение зачем Автоваз ушел с биржи как только начал выходить в прибыль и причем тут бюджетные деньги
Было ПАО — стало АО. «АвтоВАЗ» ушел с биржи и теперь его акции нельзя купить или продать даже на внебиржевом рынке.
Раньше такой трюк уже проделывали «Уралкалий», «Дикси», «МегаФон» и некоторые другие компании, а теперь помахал ручкой и ушел в тень наш автогигант. Ушел с биржи, но не с рынка.
Зачем он это сделал и что стало с акционерами — я навел справки и нашел много интересного. Теперь делюсь с вами.
Немного предыстории и нынешнее положение
Долго рассказывать про отечественную гордость автопрома не буду — вы и так хорошо в курсе. Вкратце пройдусь по ключевым моментам:
По ходу нулевых завод более или менее успешно развивался и активно поглощал госдотации, а в 2012 году «АвтоВАЗ», значительная часть которого принадлежала «Ростеху», влился в альянс Renault-Nissan под руководством Карлоса Гона.
Гибрид частного концерна и госкорпорации на 76,25 % принадлежал уже упомянутому Alliance Rostec Auto BV, который (внезапно!) зарегистрировался в Нидерландах.
В общем, компания вроде российская, принадлежит французам, а базируется в Голландии.
В таком виде автогигант худо-бедно просуществовал до 2017, терпя убытки и пожирая дотационные деньги, а в 2018, впервые после 2014-го выйдя на приличные показатели, объявил о делистинге.
У простых инвесторов забрали все бумаги в пользу материнской компании и объявили, что вскоре компания вернется на российский рынок после глобальной реорганизации.
И вот до чего мы дожили
Акции «АвтоВАЗа» перестали существовать в ноябре 2018 года. К тому времени уже 96,64 % было собрано в руках французов; пользуясь законным правом, компания принудительно выкупила актив.
Интересно, что сам процесс «выкупа» был тем еще цирком.
Условия были прописаны очень странно. Например, электронный обмен запретили. У миноритариев отняли возможность получить деньги сразу на свой брокерский счет. За обменом нужно было ехать в Тольятти, чтобы получить на руки наличку.
Представьте, что вы живете во Владивостоке и внезапно узнаете, что нужно явиться в Тольятти лично. Всего лишь 8 с гаком тысяч км преодолеть, чтобы еще неизвестно когда попасть к нотариусу.
В общем, понятно, что большинство мелких акционеров, доля которых стоит меньше 50К рублей, буквально подарили свои деньги хитрецам из правления.
Кто, зачем и почему
Я видел много разных версий, но самыми правдоподобными мне показались две.
Первая: распил дивидендов. Акции разделили между своими, чтобы не делиться дивами. Если что, по уставу «АвтоВАЗ» дивиденды платить должен. Но не делал этого из-за убыточности.
К 2017 компания начала выбираться из падения и очень неплохо нарастила продажи. Статистика говорит сама за себя.
Причем завод не стеснялся регулярно поднимать цены. Он делал это в 2017 и в 2018, а в 2019 целых три раза. Как видно, на горизонте замаячили перспективы неплохо заработать, а значит, и дивиденды.
Вот тут-то акции и изъяли по хитрой схеме, чтобы побольше выплат ушли только своим.
Вторая версия — инсайдерские телодвижения. Бизнес хотят сделать монополией. Для этого нужно модернизировать производство и накачать его деньгами от западных инвесторов и российской нефтебаксовой кубышки.
Сейчас происходит и то, и другое. Это объясняет стремление «АвтоВАЗа» не светить публично своими операционными данными. Посторонние не должны знать, сколько и кто вкладывает в компанию.
Ребята, видимо, больше не нуждаются в бирже для привлечения инвестиций (а ведь за деньгами на биржу и идут). Если так, значит, вопрос с финансами уже решен.
И он решен. «АвтоВАЗ» и Министерство промышленности и торговли РФ подписали договоры о сотрудничестве.
Сделано это в форме СПИК — Специального инвестиционного контракта, с помощью которого можно вливать государственные деньги в промышленные предприятия без волокиты и лишней отчетности.
Другая сторона взамен проведет реструктуризацию производства и даст технологии. Например, со следующего года завод не будет пилить собственные платформы, и почти 70 % автопарка будет клепать по трафарету CMF-B-LS — самой популярной модульной платформе Renault, придуманной еще в 2013.
По задумке, компания выйдет на рынок уже с позиции силы (см. график выше), заработает кучу денег и поделит все между «Рено» и «Ростехом».
А может, даже и проведет новый листинг, чтобы хайпануть на успехе. Хотя тут я уже выдумывать ничего не буду, доживем — увидим.
В заключение
«АвтоВАЗ» больше не наш? Не расстраивайтесь, он давно уже не наш. Еще с середины нулевых. Стоит ли проливать слезы? Смотрите сами.
Как видно, дела на рынке так себе. Наши компании сильно отставали от западных и без подобных слияний просто загнулись бы или продолжали тянуть деньги из бюджета впустую.
К автопрому (и нашему, и западному) я вообще отношусь прохладно. Не вкладывал и особо не горю.
Хотя LADA бодро рапортует о повышении продаж за ноябрь 2020 — на 1/5 по сравнению с ноябрем 2019-го. На первом месте Granta, дальше Vesta и Largus.
А вам как «АвтоВАЗ» — перспективная компания или нет? Будете покупать их акции, если они вдруг вернутся на биржу?
Частный инвестор, предприниматель и автор этого блога.
Акции ОАО «АвтоВАЗ» AVAZ
График изменения котировок стоимости акций «АвтоВаз» AVAZ
Как купить акции ОАО «АвтоВАЗ»
Ценные бумаги ОАО «АвтоВАЗ» торгуются на Московской Бирже.
Дивиденды по акциям ОАО «АвтоВАЗ»
Последнюю выплату дивидендов по акциям руководство компании произвело в 2007 году. Дивидендная доходность значительно снизилась и составила 29 копеек за акции вне зависимости от её типа: обыкновенного или привилегированного. С 2008 года цена акций ОАО «АвтоВАЗ» стала неустойчивой из-за финансового кризиса. С декабря 2007 по декабрь 2008 года ценные бумаги подешевели с 47 до 6 рублей. Компания остановила выплаты дивидендов на неопределённый срок. Акционеры планируют получать доход после выплаты заводом долга перед «Ростехом», кредит по которому рассчитан до 2032 года. Точные сроки выплат дивидендов по акциям компании неизвестны.
Об эмитенте ОАО «АвтоВАЗ»
ОАО «АвтоВАЗ» — крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Предприятие имеет 270 дочерних организаций, которые работают на территории 17 стран. Компанию контролирует альянс Renault-Nissan. Ранее завод выпускал популярные в СССР модели автомобилей: «Жигули», «Самара», «Нива», «Ока». В настоящее время предприятие выпускает модели Vesta, X-Ray, автомобили марки Renault, Nissan и Datsun.
Акции завода вышли в обращение 25 декабря 1998 года. Ценные бумаги компании пользуются популярностью в связи с государственной поддержкой предприятия. Купить акции ОАО «АвтоВАЗ» физическим лицам можно при помощи профессионального участника рынка ценных бумаг, открыв специальный брокерский счёт.
АвтоВАЗ уходит с биржи
Добровольный выкуп бумаг у акционеров АвтоВАЗа
В июне 2018 г. основной владелец концерна АвтоВАЗ, совместное предприятие Renault (66,2%) и Ростеха (33,8%), зарегистрированное в Нидерландах — Alliance Rostec Auto B.V. объявил об обязательной оферте о выкупе акций. Такой шаг связан с приобретением 30% акций общества в результате рекапитализации и допэмиссии бумаг в 2016 г. (26,1 млрд руб.) по открытой подписке и в 2017 г. по закрытой подписке (61,4 млрд руб.)
Цена выкупа обыкновенной акции по обязательной оферте составила 12,4 руб., привилегированной — 12,2 руб. Также было объявлено о планах делистинга акций АвтоВАЗа с Московской биржи. Перед объявлением обязательного выкупа акций Alliance Rostec Auto B.V. владело 85% обыкновенных бумаг и 47% привилегированных акций.
В результате обязательной оферты, которая завершилась 10 сентября 2018 г., альянс Ростеха и Renault консолидировал 96,64% всего акционерного капитала, выкупив у миноритариев около 1,5 млрд акций. Французско-японская Renault-Nissan, таким образом, стала владеть контрольным пакетом акций российского автопроизводителя, который на текущий момент составляет без малого 64%.
Свой пакет в рамках оферты продала и Renaissance Securities, которая в первый этап допэмиссии стала владельцем 24% уставного капитала по 10,3 руб. за обыкновенную акцию. Долг АвтоВАЗа в процессе рекапитализации сократился на 100 млрд руб.
У оставшихся миноритариев купят акции
Руководство АвтоВАЗа в лице генерального директора Николя Мора ранее озвучивало планы не только уйти с биржи, но и довести долю Alliance Rostec Auto B.V. в компании до 100%. Это значит, что с переходом планки 95% владения компанией у главного акционера появилось право принудительного выкупа оставшихся бумаг. Соответствующее требование Alliance Rostec Auto B.V. должен направить в течение 6 месяцев с момента пресечения порога 95%.
Но согласно статье 84.7 закона «Об акционерных обществах», у оставшихся миноритариев АвтоВАЗа также есть право требования выкупа их бумаг. Для этого Alliance Rostec Auto B.V. в течение 35 дней с момента приобретения доли выше 95%, должна направить владельцам ценных бумаг уведомление о наличии у них права требования выкупа. Датой наступления основания, в силу которого Alliance Rostec Auto B.V. приобрело право распоряжаться более 95% количеством голосов считается 25 сентября 2018 г.
Согласно законодательству, владельцы ценных бумаг должны предъявить их к выкупу не позднее чем через 6 месяцев со дня направления уведомлений о праве требовать выкупа. Alliance Rostec Auto B.V. обязано оплатить выкупаемые ценные бумаги в течение 15 дней с даты получения документов. После этого, регистратор обязан списать ценные бумаги с лицевого счета владельцев, без их распоряжения и зачислить на счет главного акционера в течение 3 дней.
В случае, если главный акционер не направит миноритариям уведомление о праве требования выкупа ценных бумаг, владельцы ценных бумаг могут самостоятельно направить в общество требование о выкупе. Оно должно быть направлено в течение 1 года с момента, когда стало известно о возникновении у миноритарного акционера права требовать выкупа ценных бумаг, но не ранее истечения 35 дней с даты приобретения крупным акционером 95% ценных бумаг.
За сколько выкупают акции
Цена принудительного выкупа будет определяться оценщиком и может базироваться на средневзвешенном значении за последние 6 месяцев. Но она должна быть рассчитана без учета ее изменения в результате действий эмитента, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций.
Также, согласно закону «Об акционерных обществах» цена принудительного выкупа не должна быть ниже той, по которой мажоритарный акционер приобретал акции, в результате чего он и стал контролировать более 95% акционерного капитала. В нашем случае это 12,4 руб. и 12,2 руб. за обыкновенную и привилегированную акцию. Новостей об объявлении принудительного выкупа акций пока не поступало.
БКС Брокер
Последние новости
Рекомендованные новости
Главное за неделю. Скок-отскок
Итоги торгов. Еще одна неделя в минусе
Рынок нефти 2022. Сколько будет стоить баррель в новом году
Как зарабатывать на облигациях в период изменения ставок
Рынок США. Технологичные бумаги провалились
Банк России повысил ключевую ставку до 8,5%
Акции, которые обеспечат будущее вашим детям
В погоне за трендами. Роскосмос тянется к IPO?
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Цена акций Автоваза на сегодня: онлайн-график AVAZ + аналитика и прогноз
Сегодняшний обзор для тех, кого интересуют акции Автоваза стоимость сегодня.
Акционерное общество «АвтоВАЗ» — это крупнейший российский автогигант, который охватывает рынки 46 стран. После реструктуризации объединенная группа насчитывает почти три сотни филиалов и дочерних компаний, а общее количество занятых в производстве сотрудников превышает 20 000 человек.
Такие показатели превращают компанию в одного из лидеров отечественного бизнеса. В теории. Но на практике все не так гладко, как хотелось бы.
Стоимость акций на бирже: онлайн-график
Данные о ценных бумагах
Тикер | AVAZ (АО), AVAZP (АП) |
Торговые площадки и время торговли | Московская биржа (10:00 — 23:50) |
Название | «АвтоВАЗ» |
Кол-во бумаг в обращении | 5 188 752 418 |
Номинал | 5,00 RUB |
Дивиденды (есть\нет) | Есть, но с 2008 года фактически не выплачивались |
Год основания | 20 июля 1966 |
Кем основана | Совмин СССР |
Штаб-квартира | Россия, Тольятти |
Официальный сайт | http://www.lada.ru/ |
Динамика курса за все время
Общая динамика курса акций говорит о высокой волатильности. Временные всплески, вызванные новостями или релизами о новых моделях, имеют краткосрочный эффект и сменяются обратным движением.
О компании
Современное акционерное общество «АвтоВАЗ» — это продукт кооперации известной нам российской автомобилестроительной компании и французской Renault Group. На протяжении многих лет производитель был лидером российского рынка.
В настоящий момент выпускает машины под своим брендом, а в рамках аутсорсинга с конвейера ВАЗа выходят машины под торговыми марками Datsun, Nissan и Renault.
С 2014 года проводится массовая реструктуризация компании. В частности, французский автоконцерн вложил в производство почти 2 млн., а совместная российско-нидерландская группа Alliance Rostec Auto B.V. стала владельцем 100% активов Автоваза. После этого акции изъяты из публичных торгов на Московской бирже.
Продукция компании
Сегодня концерн выпускает обычные и коммерческие автомобили. Кроме того, с помощью дочерних компаний группа присутствует в таких сферах деятельности, как строительство, связь, энергетика, а также страхование и финансы.
Главные акционеры
До 2017 года основными акционерами являлись:
Оставшиеся акции находились в свободном доступе.
Но в январе 2019 года российско-нидерландская Alliance Rostec Auto BV выкупила все активы, стала единственным акционером. После этого Автоваз изъял акции с Московской биржи.
Ключевая фигура и ее роль
Ив Каракатзанис — французский промышленник. С июня прошлого года занимает пост президента ВАЗа.
Николя Мор — профессиональный топ-менеджер в области автомобилестроения. С 2016 по 2018 год занимал пост президента. Под его началом концерн получил доступ к крупному иностранному капиталу.
Дочерние компании
Всего есть более 270 филиалов и дочерних компаний. Наибольший интерес представляют:
Планы компании на будущее
Несмотря на сложный переходной период, в планах Автоваза на ближайшие 5 лет — выпуск 12 новых моделей LADA. Подробностей и конкретных планов пока нет, но известно, что это будут бюджетные «тележки» и автомобили средней ценовой категории.
Также известно, что в долгосрочных планах альянса — создание нескольких базовых платформ, на которых будет построено 80% всего автомобильного ряда.
По предварительной оценке, на полную мощность российский автогигант заработает к 2026 году.
Статистика дивидендов
Интересные факты о компании
АвтоВАЗ является одним из лидеров среди отечественных компаний по сумме убытков. В частности, в 2015 году чистые убытки составили 80 млрд. рублей.
Где и как купить акции сегодня
До недавнего времени частные инвесторы могли приобрести ценные бумаги Автоваза у официального брокера или партнерских инвестиционных компаний. Но с недавних пор это стало невозможно.
В конце 2018 года производитель подал заявление на Московскую биржу, требуя делистинга своих акций. В результате компания Alliance Rostec Auto B.V. стала единственным держателем всех активов ВАЗа. Официально торги акциями приостановлены с ноября 2018 года.
Что влияет на цену акций
На стоимость акций оказывают влияние такие факторы:
Перспективы компании
Перспективы Автоваза — спорный вопрос. На первый взгляд, позитивные подвижки есть. Новые акционеры концерна провели докапитализацию, чем не только сократили убытки, но и вывели предприятие в прибыль. Впрочем, эти показатели не гарантированы в долгосрочной перспективе. Даже сам нынешний президент завода крайне осторожен в оценках.
По его словам, российский автомобильный рынок пока зависит от очень многих факторов. Это колебания валютных курсов, угроза санкций, высокая конкуренция. Он говорит, что лучше сперва дождаться первых результатов от внедрения новой программы, а уже потом составлять прогноз по Автовазу.
Аналитика и прогноз по бумаге
Если смотреть на графики, видно, что январь—март этого года выдался удачным для Автоваза. Завод продал почти 80 тысяч автомобилей, увеличив прошлогодний показатель заработка в рублях на 28,8%. Благодаря этому доля бренда на российском рынке возросла до 20%. Сегодня автомобили Lada входят в десятку самых популярных на отечественном рынке.
Альтернатива в этой отрасли
Основными конкурентами Автоваза на российском рынке сегодня являются:
Заключение
Сейчас трудно делать какие-то выводы по поводу инвестиций в акции АвтоВАЗа. Компания переживает переходной период, ее активы принадлежат одному акционеру и не торгуются на бирже.
Оценивая доступную информацию, можно предположить, что ничего привлекательного для инвесторов со стороны российского автогиганта пока не предвидится. Даже, по словам самого президента Автоваза, раньше 2022 года о каких-то серьезных успехах можно и не заговаривать.
Согласны ли вы с такими выводами об Автовазе? Добро пожаловать в комментарии.