Upon what type of process control is scrum based
Upon what type of process control is scrum based
Мини-справочник и руководство по Scrum
Данная статья – это мини-справочник и руководство по методу Scrum, созданные в результате прочтения книги Сазерленда, статей из интернета и применения на практике.
Надо различать Agile и Scrum. Agile – это методология (наука), а Scrum – это метод достижения цели.
Применяя Scrum важно иметь настоящую команду профессионалов, соблюдать условия прозрачности, открытости и доверия.
Члены команды должны быть довольны своей деятельностью, быть счастливыми в своей работе. Состояние счастья приводит людей к превосходным результатам.
Счастливые люди успешнее на 50%. А значит они на 50% более продуктивные, если счастливы и находят смысл в своей работе. При этом они на 88% более лояльны, потому что понимают, что работают не зря, посвящая половину своего времени развитию этого бизнеса
— доктор Корри Блок, эксперт по стратегии бизнеса в области оценки счастья.
Мини-справочник Scrum
Scrum (скрам) – схватка, гибкий метод управления проектами. Термин пришел из игры рэгби.
Product Owner (продакт оунэр) – владелец продукта, связующее звено между заказчиком и командой разработки. Самая главная ответственность Product Owner – это создание и контроль Product Backlog.
Основные обязанности и ответственность Product Owner при управлении Product Backlog:
Scrum Master (скрам мастер) – арбитр, который организует и проводит совещания, следит за соблюдением всех принципов скрама, разрешает противоречия и защищает команду от отвлекающих факторов, проводит фасилитацию митингов, отвечает за учет, хранение и выдачу SCRUM-инвентаря. Данная роль не предполагает ничего иного, кроме корректного ведения скрам-процесса.
Scrum Master не дает заданий, а устраняет проблемы, появляющиеся внутри команды.
Кросс-функциональная команда разработчиков проекта, состоящая из специалистов разных профилей: программистов, тестировщиков, аналитиков, архитекторов и т.д.
Development Team (дэвэлопмэнт тим) – команда разработки, кросс-функциональная команда разработчиков проекта, состоящая из специалистов разных профилей: программистов, тестировщиков, аналитиков, архитекторов и т.д. Размер команды составляет от 5 до 9 человек (5 оптимально). Команда является единственным полностью вовлеченным участником разработки и отвечает за результат как единое целое. Данная рабочая единица является самодостаточной, самоуправляемой и самоорганизующейся. Это как некий единый организм, состоящий из отдельных элементов.
Stakeholders (стэкхолдэрс) – дословно акционеры, лица, которые инициируют проект (бизнес-заказчики), которым скрам-проект будет приносить выгоду. Они вовлечены в скрам только во время обзорного совещания по спринту (Sprint Review).
User – пользователь продукта.
Product Backlog (продакт бэклог) – или Backlog требования к продукту, пожелания заказчика по функционалу и дизайну, все «хотелки»; они расставляются по степени важности и ценности для заказчика.
Epic (эпик) – одна из нескольких глобальных функций продукта. В эпике могут содержаться User Story, например, пакет пожеланий одного пользователя или список задач (Task) для реализации Эпика.
User Story (юзер стори) – или Story, cюжет, в которых содержатся пожелания пользователя.
Task (таск) – задача, фрагмент, который необходимо выполнить для реализации цели проекта.
Sprint (спринт) – временной промежуток от 1 до 4 недель, за который команда создает часть продукта, готовую к демонстрации и ценную для заказчика. Оптимальная продолжительность спринта – 1-2 недели. Это делается для того, чтобы информация, полученная в начале первой недели, не забылась к концу второй недели и не требовалось время на восстановление связей.
Sprint Goal (спринт гоол) – цель спринта.
Sprint Planning Meeting (спринт плэнин митин) – планирование Sprint, скрам-собрание, где участвует Scrum Team. Выбираются задания из Бэклога, которые возможно выполнить за спринт.
Scrum Poker (скрам покэ) – быстрый и точный способ сбора оценок при помощи колоды карт с числами Фибоначчи (1,2,3,5,8,13). Можно использовать мобильные приложения для Scrum Poker. Задачи с оценкой 13 необходимо дробить на более мелкие.
Story Points (стори поинтc) – единица оценки сложности выполнения задачи. Story Points имеет смысл применять, если проект состоит из 3-х и более спринтов, так как у команды накапливается статистика и опыт оценивания задач. На проекте из одного-двух спринтов использовать Story Points нет смысла, если только не для получения практики.
Daily Scrum Meeting (дэйли скрам митин) – ежедневное собрание не более 15 минут, проводимое в одно и то же время. Участвует скрам тим, наблюдать могут все. Проводит скрам-мастер. Цель митинга – оперативный обмен информацией, все в курсе происходящего, нет коммуникационных разрывов. Задаются три вопроса: что сделал вчера? что будешь делать сегодня? какие препятствия встают на пути к цели?
Sprint Review (спринт ревью) – обзор спринта, участвуют все, встреча открытая. Команда рассказывает, что было сделано, и демонстрирует те части проекта, которые окончательно готовы.
Sprint Retrospective Meeting (спринт рэтроспэктив митин) – ретроспектива, участвует скрам тим. Собрание за «круглым» столом. Обсуждаются вопросы: что прошло хорошо, а что плохо? что можно было сделать лучше? Главное, никого не обличать! Рассматривается рабочий процесс. Цель – совершенствование рабочего процесса, стать «супер» командой.
Definition of Done (DoD) (дэфэнишин оф дан) – критерий, определяющий степень готовности задачи. Применяется в тех случаях когда окончательно невозможно проверить готовность задачи, например, если элемент функционала находится в другой скрам команде или компании. Описание DoD начинается со строчки «done = », например, done = функционал реализован в тестовой среде, требуется выгрузка и проверка в основной среде.
Velocity (велосити) – скорость команды; для аналитики строится график Velocity, где по оси Х кол-во спринтов, а по оси Y Story Points.На основе этих показателей выстраиваются средние Velocity и Story Points.
Burndown Chart (бёрдаун чарт) – диаграмма сгорания задач. Направление графика сверху вниз. Предназначен для отслеживания оставшегося объема работ, где по оси Х кол-во дней спринта, а по оси Y кол-во Story Points. Первому дню спринта соответствует максимальное кол-во Story Points.
Burnup Chart (бёрнап чарт) – диаграмма сгорания задач. Направление графика снизу вверх. Предназначен для отслеживания объема работ, где по оси Х кол-во дней спринта, а по оси Y кол-во Story Points. Последнему дню спринта соответствует максимальное кол-во Story Points.
Abnormal Termination (Абнормол тёрминэйшн) – остановка спринта, аномальное действие. Остановку инициирует Product Owner. Происходит митинг, на котором обсуждаются причины возникновения Abnormal Termination. Затем Спринт запускается вновь.
Руководство Scrum
Product Backlog
Формируется при общей встрече или индивидуальных интервью со всеми заинтересованными лицами (стэкхолдерами, пользователями). Записываются User Story, требования и пожелания.
Задачи с компонентами типа: 3IIIC, 5VE сложнее и требуют больше времени.
123, ABC – быстрее, потому что мозгу не надо переключаться между разными типами задач.
User Story
Происходит совместно с Development team. Команда должна оценить каждую задачу: выполнима ли она в принципе? достаточно ли информации для выполнения?
Формируется Sprint. Sprint Planning Meeting. Scrum Poker
Продолжительность митинга не более 8 часов. Для 2-x недельного спринта митинг длится 2 часа. Для визуализации исполнения задач в спринте удобно использовать Kanban-доску.
Расставление Story Points (за основу взят ряд Фибоначчи – 1,2,3,5,8,13). Задачи 13 и более поинтов необходимо дробить на более мелкие. Срок выполнения задачи одним разработчиком не более одного дня или 8 часов. Если в проекте всего один спринт, то нет смысла расставлять Story Points, потому что не будет статистики и соответственно не будет точности определения оценок.
Для корректного присвоения Story Points можно вести статистику, как, например, в такой таблице:
Проводится каждый день. Все могут наблюдать. Говорит только Scrum Team. Проводит Scrum Master.
Участвуют все. Знаменуется значительным приростом функционала продукта. Демонстрация работы готового продукта или функционала.
Длительность митинга: по одному часу на каждую неделю спринта (2 часа Sprint Review = 2-х недельному спринту).Подготовка к данной встрече не должна превышать 2-х часов.
Sprint Retrospective Meeting. Ретроспектива.
Проводится в последний день спринта.
Призвана оценить результат команды. Задаются вопросы: что можно улучшить? как? как повысить эффективность команды?
Время на ретроспективу для 2-х недельного спринта не более 2-х часов.
Понятие Кайдзен и счастье. Кайдзен – непрерывное совершенствование. Счастливые люди = высокая производительность команды.
Можно задать вопросы: Что может сделать вас счастливее в следующем спринте? Что сделает вас счастливее вообще?
What is Scrum?
A Better Way Of Building Products
Scrum is a framework within which people can address complex adaptive problems, while productively and creatively delivering products of the highest possible value.
Scrum is a lightweight framework that helps people, teams and organizations generate value through adaptive solutions for complex problems. Scrum co-creators Ken Schwaber and Jeff Sutherland have written The Scrum Guide to explain Scrum clearly and succinctly. This Guide contains the definition of Scrum. This definition consists of Scrum’s accountabilities, events, artifacts, and the rules that bind them together.
In a nutshell, Scrum requires a Scrum Master to foster an environment where:
Scrum Glossary
The Scrum Glossary is meant to represent an overview of Scrum-related terms. Some of the mentioned terms are not mandatory in Scrum, but have been added because they are commonly used in Scrum.
To learn more about the Scrum framework, to identify which of these terms are required elements of Scrum and to understand how the mentioned elements are connected, we highly recommend that you reference The Scrum Guide. To learn more about terms specific to software development teams using Scrum and agile software development techniques, reference the Professional Scrum Developer glossary.
The Scrum Framework
Scrum is simple. It is the opposite of a big collection of interwoven mandatory components. Scrum is not a methodology. Scrum implements the scientific method of empiricism. Scrum replaces a programmed algorithmic approach with a heuristic one, with respect for people and self-organization to deal with unpredictability and solving complex problems. The below graphic represents Scrum in Action as described by Ken Schwaber and Jeff Sutherland in their book Software in 30 Days taking us from planning through software delivery.
An Introduction to the Scrum Framework
This short video provides a simple overview of Scrum, allowing viewers to learn about the roles, artifacts and events and how they come together to deliver a product to market.
Learn about the latest version of the Scrum Guide release in November 2020
This series of articles and videos discuss the Scrum Guide, changes made since the previous release and provides great insight into Scrum as a whole.
The Scrum Values
Although always considered to be a part of Scrum and often written about, in July 2016, the Scrum Values were added to The Scrum Guide. These values include Courage, Focus, Commitment, Respect, and Openness. Read the Scrum Guide to learn more about these values, how they apply to Scrum and download this poster.
The Scrum Team
The fundamental unit of Scrum is a small team of people, a Scrum Team. The Scrum Team consists of one Scrum Master, one Product Owner, and Developers. Within a Scrum Team, there are no sub-teams or hierarchies. It is a cohesive unit of professionals focused on one objective at a time, the Product Goal.
Where Does Your Current Role Fit?
Watch this webinar on The Truth About Job Titles in Scrum to learn more about how roles have evolved and where you may fit.
Scrum defines three accountabilities, the Product Owner, Scrum Master and Developer. But what happens if you have a different job title? It doesn’t mean that you are out of luck or out of a job, in most cases it means the exact opposite with your job expanding to deliver more value in the Scrum Team. So, where do you fit in Scrum?
In this webinar, Dave West, CEO and Product Owner of Scrum.org talks about the roles of Scrum and how the three roles relate to your existing job titles. He describes the future of work in the context of an agile delivery model and what the implications are to job descriptions and career progression.
The Scrum Events
Prescribed events are used in Scrum to create regularity and to minimize the need for meetings not defined in Scrum. All events are time-boxed. Once a Sprint begins, its duration is fixed and cannot be shortened or lengthened. The remaining events may end whenever the purpose of the event is achieved, ensuring an appropriate amount of time is spent without allowing waste in the process. The Scrum Events are:
Scrum Artifacts
Scrum’s artifacts represent work or value to provide transparency and opportunities for inspection and adaptation. Artifacts defined by Scrum are specifically designed to maximize transparency of key information so that everybody has the same understanding of the artifact. The Scrum Artifacts are:
Professional Scrum
The Scrum framework is fairly simple being made up of a team with three accountabilities, who take part in five events and produce three artifacts. With Scrum, important decisions are based on the perceived state of the three artifacts making their transparency critical. Artifacts that have low transparency can lead to decisions that diminish value and increase risk. Transparency enables inspection and leads to greater trust among the team and others within the organization. Learn more about Professional Scrum.
Learn from the Community
There are over 100 books about Scrum on the market today, tens of thousands of papers, articles and presentations, but it all starts with The Scrum Guide. The Scrum Guide was written and is maintained by the creators of Scrum, Ken Schwaber and Jeff Sutherland and is considered as the Body of Knowledge for Scrum.
With over 500,000 members of our Scrum community, you can ask a question to the Forum and expect responses that will immediately help you. Our community of Professional Scrum Trainers (PSTs) are experts in their field and are always writing Blogs which provide insights from their experiences working directly on Scrum Teams. Articles, white papers, videos, webinars and other materials are often published by the community and available in the Resources section of the website and read other ways to learn about Scrum.
Scrum
Learn how to scrum with the best of ‘em
Browse topics
What is Scrum?
Scrum is a framework that helps teams work together. Much like a rugby team (where it gets its name) training for the big game, scrum encourages teams to learn through experiences, self-organize while working on a problem, and reflect on their wins and losses to continuously improve.
While the scrum I’m talking about is most frequently used by software development teams, its principles and lessons can be applied to all kinds of teamwork. This is one of the reasons scrum is so popular. Often thought of as an agile project management framework, scrum describes a set of meetings, tools, and roles that work in concert to help teams structure and manage their work.
In this article, we’ll discuss how a traditional scrum framework is comprised with the help of the Scrum Guide and David West, CEO of Scrum.org. We’ll also include examples of how we see our customers stray from these fundamentals to fit their specific needs. For that, our own Megan Cook, Group Product Manager for Jira Software and former agile coach, will give tips and tricks in our Agile Coach video series:
Get started free with the Jira scrum template
Scrum articles
Sprints
A sprint is a short, time boxed period when a scrum team works to complete a set amount of work.
Sprint Planning
Sprint Planning is an event in scrum that defines what can be delivered in the upcoming sprint and how that work will be achieved.
Four agile ceremonies, demystified
Learn how to facilitate great agile ceremonies like sprint planning, daily stand-ups, iteration review and retrospectives.
The product backlog: your ultimate to-do list
What is a product backlog in agile or scrum? Learn about the best practices for managing and prioritizing a healthy product backlog.
Three steps to better sprint reviews
Learn how sprint reviews demonstrate the hard work of the entire team: designers, developers, and the product owner.
Standups for agile teams
Learn how standups contribute to a healthy agile program and some tips and tricks for you and your team.
What is a Scrum Master?
Learn what a Scrum Master is (and what they are NOT), and how the role supports and works with other members of an agile team.
Agile retrospectives: Use the past to define the future
A retrospective helps teams perform better over time. See what the agile community is saying and learn how to run your own retrospective meetings.
Agile Scrum Roles
Learn about the responsibilities and activities associated with the three major agile scrum roles: scrum master, product owner, and development team.
Scrum of scrums
Scrum of scrums is a scaled agile technique that offers a way to connect multiple teams who need to work together to deliver complex solutions. Learn how to scale scrum with examples from Atlassian and others.
Learn scrum with Jira Software
A step-by-step guide on how to drive a scrum project, prioritize and organize your backlog into sprints, run the scrum ceremonies and more, all in Jira.
From silo to cohesion with Jira Scrum Boards
The Jira Scrum Board is the visual display of progress during the development cycle.
The framework
People often think scrum and agile are the same thing because scrum is centered around continuous improvement, which is a core principle of agile. However, scrum is a framework for getting work done, where agile is a mindset. You can’t really “go agile”, as it takes dedication from the whole team to change the way they think about delivering value to your customers. But you can use a framework like scrum to help you start thinking that way and to practice building agile principles into your everyday communication and work.
The scrum framework is heuristic; it’s based on continuous learning and adjustment to fluctuating factors. It acknowledges that the team doesn’t know everything at the start of a project and will evolve through experience. Scrum is structured to help teams naturally adapt to changing conditions and user requirements, with re-prioritization built into the process and short release cycles so your team can constantly learn and improve.
While scrum is structured, it is not entirely rigid. Its execution can be tailored to the needs of any organization. There are many theories about how exactly scrum teams must work in order to be successful. However, after more than a decade of helping agile teams get work done at Atlassian, we’ve learned that clear communication, transparency, and a dedication to continuous improvement should always remain at the center of whatever framework you choose. And the rest is up to you.
Scrum artifacts
Let’s start with identifying the three artifacts in scrum. Artifacts are something that we make, like a tool to solve a problem. In scrum, these three artifacts are a product backlog, a sprint backlog, and an increment with your definition of “done”. They are the three constants in a scrum team that we continue to revisit and invest in overtime.
As you can tell, there are lots of variations, even within artifacts, that your team can choose to define. That’s why it’s important to be remain open to evolving how you maintain even your artifacts. Perhaps your definition of ‘done’ provides undo stress on your team, and you need to go back and pick a new definition.
You should be just as agile with your framework as you are with your product. Take the necessary time to check in on how things are going, make adjustments if needed, and don’t force something just for the sake of consistency.
Scrum ceremonies or events
Some of the more well-known components of the scrum framework are the set of sequential events, ceremonies, or meetings that scrum teams perform on a regular basis. The ceremonies are where we see the most variations for teams. For example, some teams find doing all of these ceremonies cumbersome and repetitive, while others use them as a necessary check-in. Our advice is to start out using all of the ceremonies for two sprints and see how it feels. You can then perform a quick retro and see where you might need to adjust.
Below is a list of all the key ceremonies a scrum team might partake in:
Organize the backlog: Sometimes known as backlog grooming, this event is the responsibility of the product owner. The product owner’s main jobs are to drive the product towards its product vision and have a constant pulse on the market and the customer. Therefore, he/she maintains this list using feedback from users and the development team to help prioritize and keep the list clean and ready to be worked on at any given time. You can read more about maintaining a healthy backlog here.
Sprint planning: The work to be performed (scope) during the current sprint is planned during this meeting by the entire development team. This meeting is led by the scrum master and is where the team decides on the sprint goal. Specific use stories are then added to the sprint from the product backlog. These stories always align with the goal and are also agreed upon by the scrum team to be feasible to implement during the sprint.
At the end of the planning meeting, every scrum member needs to be clear on what can be delivered in the sprint and how the increment can be delivered.
Sprint: A sprint is the actual time period when the scrum team works together to finish an increment. Two weeks is a pretty typical length for a sprint, though some teams find a week to be easier to scope or a month to be easier to deliver a valuable increment. Dave West, from Scrum.org advises that the more complex the work and the more unknowns, the shorter the sprint should be. But it’s really up to your team, and you shouldn’t be afraid to change it if it’s not working! During this period, the scope can be re-negotiated between the product owner and the development team if necessary. This forms the crux of the empirical nature of scrum.
All the events — from planning to retrospective — happen during the sprint. Once a certain time interval for a sprint is established, it has to remain consistent throughout the development period. This helps the team learn from past experiences and apply that insight to future sprints.
Daily scrum or stand up: This is a daily super-short meeting that happens at the same time (usually mornings) and place to keep it simple. Many teams try to complete the meeting in 15 minutes, but that’s just a guideline. This meeting is also called a ‘daily stand-up’ emphasizing that it needs to be a quick one. The goal of the daily scrum is for everyone on the team to be on the same page, aligned with the sprint goal, and to get a plan out for the next 24 hours.
The stand up is the time to voice any concerns you have with meeting the sprint goal or any blockers.
A common way to conduct a stand up is for every team member to answers three questions in the context of achieving the sprint goal:
• What did I do yesterday?
• What do I plan to do today?
• Are there any obstacles?
However, we’ve seen the meeting quickly turn into people reading from their calendars from yesterday and for the next day. The theory behind the stand up is that it keep distracting chatter to a daily meeting, so the team can focus on the work for the rest of the day. So if it turns into a daily calendar read-out, don’t be afraid to change it up and get creative.
Sprint review: At the end of the sprint, the team gets together for an informal session to view a demo of, or inspect, the increment. The development team showcases the backlog items that are now ‘Done’ to stakeholders and teammates for feedback. The product owner can decide whether or not to release the increment, although in most cases the increment is released.
This review meeting is also when the product owner reworks the product backlog based on the current sprint, which can feed into the next sprint planning session. For a one-month sprint, consider time-boxing your sprint review to a maximum of four hours.
Sprint retrospective: The retrospective is where the team comes together to document and discuss what worked and what didn’t work in a sprint, a project, people or relationships, tools, or even for certain ceremonies. The idea is to create a place where the team can focus on what went well and what needs to be improved for the next time, and less about what went wrong.
SCRUM: стоит ли прогибаться под изменчивый мир?
Scrum — методология гибкой работы команды. На сегодняшний день пользуется большой популярностью, применяется во многих крупных компаниях. В этой статье разберемся, когда и при каких обстоятельствах возникла техника, на каких базовых принципах строится ее реализация, что важно учитывать при работе и многое другое.
История появления Scrum
У истоков развития разработки программного обеспечения стоял «водопадный» подход к работе, его использовало большинство команд и делило реализацию продукта на следующие этапы:
Так работали из года в год, пока одна команда новаторов долгое время наблюдала за успешными коллективами: теми, кому удавалось соблюдать дедлайны и делать качественный продукт. В результате у них возникло понимание, что успех кроется в гибкости процесса.
На основе выводов, сделанных по результатам долгих наблюдений, вывели «Манифест гибкой разработки программного обеспечения». В него включили четыре пункта:
В 2001 году они детально описали принципы своей методологии и выпустили книгу «Agile Software Development with SCRUM». На сегодняшний день этот подход считается одним из самых популярных среди разработчиков.
Базовые принципы Scrum
У методологии есть несколько базовых принципов, которые помогают ориентироваться на клиента и давать ожидаемый результат при минимальных ресурсных и временных затратах.
Базовые принципы Scrum:
Scrum-команда
Scrum-команда в большинстве случае состоит из 5-9 человек, реже — из 3-4. В рамках скрама коллектив не может быть больше, потому что усложняется взаимодействие между каждым звеном, что негативно сказывается на эффективности работы.
Состав
В команде есть три основные роли:
Владелец продукта
Владелец — ответственное за разработку лицо. Эту роль занимает заказчик продукта или его официальный представитель. В редких случаях — представитель рынка, на котором впоследствии реализуют запланированный проект.
Владелец отвечает за составление бизнес-плана, в котором отражается ожидаемый экономический эффект. Также в нем он определяет план развития, в котором для каждого пункта рассчитывается коэффициент окупаемости вложений. Еще один важный документ, формированием которого занимается владелец, — список требований, они сортируются по важности.
Если говорить просто, то владелец продукта — центр принятия решения для проектной команды. Он должен быть единственным в рамках проекта, иначе принцип быстрого принятия важных решений нарушается.
Примерный перечень обязанностей владельца:
Скрам-мастер
Скрам-мастер отвечает за соблюдение методологии Scrum в работе: контролирует инициативность и самостоятельность всех членов команды, удовлетворенность получаемыми результатами, атмосферу в коллективе и итоги работы в общем.
Причем важно понимать, что скрам-мастер — это не просто какое-то обособленное лицо, наблюдающее за разработкой со стороны. Он — член команды и должен наравне с контролем принимать непосредственное участие в технической реализации продукта.
Скрам-мастер отвечает за взаимодействие всех членов команды между собой, поддержание работоспособности на высоком уровне, устранение проблем, следованием намеченному графику работ.
Примерный перечень обязанностей скрам-мастера:
Разработчики
Разработчики — те, кто отвечают за техническую реализацию продукта. Как правило, на одну команду приходится 5-9 разработчиков. Первая задача — постановка реально достижимых, прогнозируемых, интересных и значимых целей для каждого спринта.
Вторая задача — достижение поставленных целей каждого спринта в установленные сроки (дедлайн). Достижение цели — растяжимое понятие и определяется в каждом проекте индивидуально. Например, где-то задачу считают выполненной после написания всех кодов, а где-то добавляют еще и окончание тестирования. В общем, все руководствуются собственным видением и опытом.
Ключевые навыки для команды разработчиков — планирование, объективная оценка выполненной работы, умение взаимодействовать с другими членами коллектива.
Примерный перечень команды разработчиков:
Принципы работы Scrum-команды
Успешная работа по методологии Scrum возможна при соблюдении трех принципов:
Процесс работы Scrum-команды
Работа команды, руководствующей методологии Scrum, условно делится на несколько этапов.
1. Планирование списка задач спринта. Каждый спринт начинается с планирования. Все члены команды собираются, оценивают бэклог продукта в целом и выбирают приоритетные задачи, которые необходимо выполнить в рамках текущей итерации. Так формируется список задач (бэклог) текущего спринта.
После этого на основе бэклога оговаривается объем работ и длительность цикла. Также заранее определяют результат: что должны получить по итогам спринта.
2. Проведение регулярных совещаний. Ежедневно или еженедельно команда проводит короткие совещания (не более 15-30 минут). В них участвуют владелец продукта, скрам-мастер и все разработчики. Цель встреч — получить от каждого ответы на три вопроса:
3. Организация скрам-доски. В конференц-зале, где проводятся регулярные совещания, вешается доска, разделенная на три части: «что нужно сделать», «в работе» и «сделано».
В каждой части размещают стикеры разных цветов с основными задачами. По мере выполнения они перемещаются от одной части к другой. Это помогает отслеживать прогресс текущего спринта каждому члену команды.
4. Изменение планов в ходе итерации. Команда должна быть открытой и если один специалист не успевает уложиться в срок, то сообщает об этом владельцу продукта. Он поменяет расстановку задач, оптимизирует рабочее время и поможет уложиться в дедлайн.
То же самое делается и при слишком быстрой работе, когда задачи выполняются быстрее запланированных сроков. Руководитель дополняет бэклог новыми целями по собственному усмотрению, чтобы реализация продукта протекала быстрее.
5. Подведение итогов. После завершения каждого спринта проводится тестирование выполненной части программного обеспечения. В нем также принимают участие потенциальные потребители (фокус-группа). Владелец собирает обратную связь и принимает решения для успешной работы в дальнейшем.
Артефакты Scrum
Scrum-проекты включают в себя три важных документа, их еще называют артефактами:
Журнал продукта
Журнал продукта в самом начале готовит владелец. Документ (артефакт) включает в себя требования, отсортированные по значимости. Первичную версию дополняют разработчики: оценивают стоимость реализации каждого требования.
Бэклог продукта должен включать в себя не только технические аспекты, необходимые для реализации, но и функциональные. Для каждого требования определяется приоритет (например, от 1 до 5). Самые приоритетные описываются детально, чтобы команда смогла оценить их и протестировать.
Владелец продукта обязан не только подготовить журнал продукта, но и предоставить его в оговоренные сроки. В противном случае своевременная реализация проекта невозможна.
Журнал спринта
Как вы помните, в рамках скрам-методологии продукт реализуется мелкими итерациями. Как правило, один спринт — одна функция. Для эффективной работы она разбивается на мелкие задачи так, чтобы на реализацию уходило не больше 2-3 рабочих дней.
Грамотная разбивка функций на задачи позволяет к концу итерации выполнить все необходимое, чтобы определенная часть программного обеспечения работала корректно и представляла ценность для конечного потребителя.
После составления бэклога спринта его оценивает команда разработчиков и сопоставляет с журналом продукта. При наличии существенных отклонений коллектив определяет наиболее приоритетные задачи в рамках текущего спринта и менее важные, которые допустимо перенести на следующую итерацию.
Задача владельца продукта — исключить из бэклога мелкие и незначительные задачи, выполнение которых никак не повлияет на конечный результат работы.
График спринта
График спринта — это расписанный задачами календарь работы в рамках текущей итерации. В нем отображается оставшийся до конца спринта объем работы. Команда регулярно оценивает график и при необходимости оперативно реагирует на какие-либо изменения.
Особое внимание календарю уделяет владелец продукта. По нему оценивается скорость работы и соблюдение дедлайнов. Например, если со временем объем работы не уменьшается, значит, в процессе есть какие-то отклонения и требуется срочная корректировка действий команды.
Как правильно внедрить Scrum-методологию
Для повышения эффективности работы команды необходимо правильное внедрение Scrum-методологии. Допущенные ошибки могут не только ничего не изменить, но и негативно сказаться на продуктивность.
Если вы решились на изменения, проводите внедрение поэтапно:
Кому-то из команды нововведения могут не понравиться. Это естественно, когда люди противятся чему-то новому. Ваша задача — донести до каждого члена команды пользу новой методологии.
Подведем итоги
Scrum — это методология гибкой разработки, основанная на принципах Agile. Ее разработкой занялись в 90-х годах прошлого столетия, а широкую известность она начала обретать в начале 00-х годов. На сегодняшний день скрам используют многие команды, чья деятельность тесно связана с проектами.
Scrum можно внедрить в свою компанию за 6 шагов, но следует тщательно подходить к организации процесса. Специальных знаний от сотрудников методология не требует, здесь скорее вопрос в организации и правильном построении рабочего времени.
При этом не забывайте, что скрам — не волшебная пилюля, если у вас наблюдается постоянный срыв дедлайнов, плохая атмосфера внутри коллектива, внедрение новой техники не решит всех проблем. Поэтому изначально наладьте коммуникации внутри команды, постройте эффективную работу, а затем внедряйте scrum для повышения продуктивности.
«Scrum. Революционный метод управления проектами». Книга за 15 минут
Недавно мы в MakeRight.ru с удовольствием прочитали книгу «Scrum. Революционный метод управления проектами» Джеффа Сазерленда. О чем она? В двух словах — о том, как организовать слаженную командную работу.
Начав внедрять элементы скрама на практике, мы пришли к выводу, что идеи книги действительно работают.
Революционный ли это метод, как указано в названии? Не знаем. Но, возможно, те, кто не читал книгу и не знаком с методикой, почерпнут для себя ряд полезных идей из нашего саммари (краткого изложения). Итак…
Что такое Scrum. Суть методики
«Порвите свои визитки. Избавьтесь от званий и титулов, от руководителей и иерархических структур. Дайте людям свободу делать то, что они считают правильным, и возможность нести за это ответственность. Результаты вас поразят».
Те, кто занимается управлением проектами, да и просто управлением, хорошо знают, насколько сложно организовать слаженную командную работу. Из-за отсутствия слаженности постоянно нарушаются планы, происходит отставание от графика, бюджет проекта раздувается, деньги и время утекают сквозь пальцы, задачи разных подразделений дублируются, люди спорят и не помогают друг другу, хотя, казалось бы, их усилия направлены на достижение одной цели. Кроме того, заказчики часто бывают неудовлетворены окончательным вариантом созданного продукта.
Методика Scrum, которую разработали Джефф Сазерленд и Кен Швабер, призвана решить все эти проблемы. Scrum — это противоположность классическому поэтапному подходу, применяемому к реализации проектов. Методику Scrum взяли на вооружение многие компании как из технологических отраслей, откуда она сама родом, так и из традиционных и даже некоммерческих. Подход, лежащий в основе методики Scrum, можно применять в разных видах деятельности, в которых требуется коллективная работа.
Важными характеристиками Scrum является ее гибкость и ориентированность на клиента, так как она предполагает его (клиента) непосредственное участие в процессе работы.
Scrum не требует внедрения каких-либо дорогостоящих инструментов. Схему методики Scrum вкратце можно описать следующим образом:
Недостатки традиционного подхода к управлению проектами
Как отмечает автор книги Джефф Сазерленд, у традиционного подхода к реализации проектов в виде каскадной модели, предполагающей поэтапное продвижение к цели, имеется масса недостатков. Весь процесс идет очень медленно, часто возникают непредсказуемые трудности и, более того, нередко бывает, что исполнитель создает продукт, который абсолютно не удовлетворяет заказчика.
Каскадная модель предполагает использование диаграмм Ганта — графиков, на которых обозначаются этапы работы и время на их выполнение. Ход проекта детально размечается и отражается каждый шаг работы. Предполагается, что каждая фаза проекта последовательно переходит в другую, — это и есть принцип каскада.
Изображение с сайта www.quickiwiki.com
«С распространением в 1980-е годы персональных компьютеров стало проще создавать разные затейливые диаграммы — и делать их по-настоящему комплексными — они превращались в подлинные художественные произведения. Весь ход проекта детально размечен. Каждый отдельный шаг. Любая стадия. Всякая дата поставки. Действительно, диаграммы Ганта производят глубокое впечатление. Существует лишь единственная проблема: они всегда неправильны — без исключения».
Почему? Как отмечает Джефф Сазерленд, Генри Гант придумал такие диаграммы еще в 1910 году. Они получили широкое распространение в Первой мировой войне. Однако, «каждый, кто изучал историю этой войны, знает, что ни подготовка кадровых ресурсов, ни система организации никогда не были ее сильными сторонами. Мне не дано понять, почему концепт времен Первой мировой войны становится-де-факто аналитическим инструментом проектирования и применяется даже в XXI веке. Мы отказались от принципов позиционной войны, но каким-то образом ее „окопные“ организационные идеи остаются популярными и по сей день».
В современных условиях эта схема неуместна и похожа на модель Политбюро ЦК КПСС, которое «верило» отчетам, которые оно получало накануне крушения Советского Союза и которые имели мало общего с реальным положением дел.
«Сегодня, как и в те годы, отчеты продолжают быть важнее действительности — а ведь они, судя по всему, призваны ее описывать, — но если вдруг всплывут несоответствия, то виновным назначают реальность, а не диаграмму».
Планы рассыпаются в прах. Альтернатива — это Scrum
В планах есть необходимость, но по убеждению Джеффа Сазерленда, следовать им крайне глупо, потому что при столкновении с реальностью все красивые таблицы и графики рассыпаются в прах. Поэтому так важно привнести в работу возможность изменений, открытий и реализации новых идей, что и происходит в Scrum. Применяя эту методику, можно на самом раннем этапе устранить ошибки, так как в Scrum работа ведется короткими циклами — спринтами, а также поддерживать постоянную связь с заказчиком, что исключает создание ненужного ему продукта.
Автор отмечает, что создавая свою методологию, он, прежде всего, смотрел на то, как работают успешные команды, а не слушал то, что они говорят.
Слово scrum («схватка») автор позаимствовал из игры в регби. Оно «обозначает метод командной игры, позволяющий завладеть мячом и вести его дальше по полю, а для этого нужны слаженность, единство намерений и четкое понимание цели. „Схватка“ представляет собой идеальную модель полного взаимодействия игроков». И это именно то, что требуется для успешной командной работы.
Изображение с сайта brendanmarsh.com
В отличие от традиционного подхода, предполагающего подконтрольность и предсказуемость, составление планов, таблиц и диаграмм, которые никогда не работают, методика Scrum дает возможность в четко обозначенные и непродолжительные циклы (спринты) добиваться поставленных целей.
«Каждый спринт планируется предварительно на специальных встречах. Участники оценивают, какой объем работ, на их взгляд, они смогут сделать, скажем, в течение следующих двух недель. Из списка задач, расставленных по приоритетам, они выбирают очередные единицы работы, предназначенные для выполнения, записывают их на стикеры, которые приклеивают на стену. Группа решает, сколько единиц работы они в состоянии выполнить за предстоящий спринт.
На завершающей стадии спринта участники снова собираются вместе и показывают друг другу, чего удалось достичь за время совместной работы. Они смотрят, сколько единиц работы, занесенных на стикеры, действительно доведены до конца. Не все удается выполнить? Значит, для этого спринта было отобрано слишком много задач. Бывает наоборот — недостаточное количество задач. В данном случае важно другое: у группы развивается чувство собственной скорости».
Когда все участники поделятся своими результатами работы, команда начинает разбирать все, что было сделано за спринт, но делая упор не на обсуждение продукта, а на то, каким образом он делался. «Как улучшить сотрудничество в следующем спринте? Что препятствовало в последнем спринте? Из-за чего мы продвигаемся не так быстро, как хотим?» — вот вопросы, которые они ставят перед собой».
Такой подход позволяет всем участникам эффективно взаимодействовать как с заказчиком, так и друг с другом, понимать правильность своего направления, соответствие последующей работы поставленным задачам, учитывать выявленные в спринте ошибки.
Как отмечает Джефф Сазерленд, благодаря использованию Scrum, группы учатся добиваться «сверхэффективности», поднимая свою производительность на триста или четыреста процентов.
Философия scrum
В методике Scrum нашло свое отражение увлечение автором книги японскими боевыми искусствами. По его словам, в Японии к «Scrum не относятся как к сиюминутной причуде. Японцы расценивают Scrum как подход к решению вопросов, как образ действий, как способ существования бытия — в общем, как образ жизни. Когда я обучаю людей этой методике, я часто рассказываю о своем многолетнем опыте занятий японским боевым искусством айкидо».
Общее у айкидо и Scrum то, что ими можно овладеть лишь в процессе работы, когда «ваше тело, ваш разум и ваш дух соединяются в единое целое через постоянную практику и стремление к совершенству. Занимаясь айкидо, мы постигаем понятие сюхари (Shu Ha Ri) — это одновременно и концепция боевых искусств, и показатель уровня мастерства».
Суть командной работы в Scrum
Scrum — это, прежде всего, командная работа. Автор выделяет три характеристики лучших коллективов:
Какого размера должна быть команда? Джефф Сазерленд рекомендует малочисленные группы — около семи человек. Он приводит данные, что если группа состоит из более чем девяти человек, то скорость ее работы падает.
Кроме того автор напоминает о «законе Брукса»:
«Если проект не укладывается в сроки, то добавление рабочей силы задержит его еще больше».
Главный в команде — это скрам-мастер. Его обязанность — обеспечивать короткие собрания, их открытость, помогать группе идти сквозь помехи, которые мешают работе, вести команду по пути постоянного совершенствования «и регулярно искать ответ на вопрос «Как нам делать еще лучше то, что мы уже делаем хорошо?».
Нет мультизадачности
Автор предостерегает от мультизадачности — на самом деле ее нет, наш мозг не может выполнять два действия одновременно, он просто переключается между задачами, а общее время выполнения каждой из них увеличивается по сравнению с тем, если бы мы выполняли их поочередно. Методика Scrum предполагает, что нужно поочередно выполнять все задачи, а не «сбалансированно вести пять проектов одновременно».
«Действуя традиционным методом, то есть пытаясь делать все и сразу, группа завершит свои три проекта до конца июля. Если группа подойдет к делу, вооружась гибкой стратегией, например, Scrum, и будет работать поочередно над каждым проектом, минимизируя затраты времени и сил на переключение контекста, она сможет закончить все к началу мая».
Никаких переработок
Уставшие сотрудники становятся более рассеянными и хуже выполняют свою работу. Недостаток энергии ведет к тому, что люди принимают больше импульсивных и неверных решений, и снижается их эффективность.
«Этот феномен окрестили „истощение эго“. Идея заключается в том, что принятие любого решения требует от вас энергетических затрат. Это странный вид истощения — вы не чувствуете физического утомления, но ваша способность принимать взвешенные решения снижается. Что на самом деле меняется, так это наш самоконтроль — наша способность быть дисциплинированными, вдумчивыми и просчитывать последствия».
Вывод: в нерабочее время отдыхайте, полностью отдалитесь от работы, заряжайтесь приятными впечатлениями.
«Методология Scrum подразумевает, что те, кто применяет ее, перестают измерять свою работу только часами. Часы отражают лишь затраты. Измеряйте лучше результат. Кого волнует, сколько кто-то потратил времени на то, чтобы что-то сделать? Единственное, что имеет значение, — как быстро и качественно это было сделано».
Суть работы — поток
Scrum помогает попасть в «поток» — состояние наивысшей концентрации, когда вы делаете то, что нужно, не затрачивая на это усилий, не заставляя себя и не подгоняя. Автор считает, что главное для успешной работы — достичь и управлять этим состоянием. «В своей работе вам нужно достичь главного — управления потоком, не требующего никаких усилий. В боевых искусствах или медитативных практиках мы достигаем чувства единения в движении, которое не требует усилий, — это энергия, беспрепятственно текущая сквозь нас. Когда вы смотрите на великих танцоров или певцов, то чувствуете, как они покоряются этой энергии. К достижению такого состояния мы должны стремиться в нашей работе».
Как его достичь? За состоянием потока стоит внутренняя дисциплина.
«Не должно быть ни одного движения впустую».
Скрам и счастье
Люди хотят быть счастливыми. Но Джефф Сазерленд уверен, что счастье — это не бездеятельное прозябание, а яркая, насыщенная и активная жизнь. Скрам вносит свой вклад в счастливую жизнь, так как помогает плодотворно работать и действовать.
В конце каждого спринта участники устраивают ретроспективное собрание, на котором рассказывают о своих работах и перемещают рассмотренные задачи в колонку «Сделано», а потом обсуждают, что хорошо, а что можно улучшить. Они находят основную помеху и думают, как ее устранить в следующем спринте. Это и есть решение проблемы непрерывного совершенствования.
«Анализируя только показатели производительности, вы никогда не узнаете о будущем снижении темпа, пока ситуация не выйдет из-под контроля. Но если вы внимательно следите за индексом счастья и замечаете его падение в коллективе, то сразу отмечаете будущую угрозу, даже при условии, что производительность продолжает расти. Вы предупреждены о проблеме и собираетесь с нею разобраться как можно быстрее».
Элементы скрам
Спринты
Как уже отмечалось выше, в начале спринта и для обеспечения открытости и наглядности, нужно завести специальную доску и поделить ее на три колонки: «Бэклог»; «В работе»; «Сделано». Перед каждым спринтом члены команды наклеивают в колонку «Бэклог» стикеры с задачами, которые, по их мнению, они могут выполнить за спринт. В течение спринта, любой член команды, взявшись за задачу, переклеивает стикер из раздела «Бэклог» в колонку «В работе». После выполнения задачи — в колонку «Сделано». Таким образом, каждый видит, над чем сейчас работают другие участники.
Изображение с сайта nyaski.ru
Однако есть важное замечание — «ничто не переносится в колонку „Сделано“ до тех пор, пока эта часть проекта не будет опробована клиентом».
«Еще один важнейший аспект спринта: как только команда утверждает список требований, задачи из этого списка „блокируются“. Никто не имеет права их менять или вносить добавления».
Автор рекомендует это из-за того, что любое вмешательство замедлит работу команды.
Ежедневные собрания
Суть в том, чтобы они проводились стоя, каждый день, в одно и то же время, их длительность не превышала пятнадцать минут и на них участники задавали одни и те же три вопроса: «Что ты делал вчера, чтобы помочь команде завершить спринт?», «Что ты будешь делать сегодня, чтобы помочь команде завершить спринт?», «Какие препятствия встают на пути команды?».
Делайте до конца
В Scrum важно научиться чувствовать ритм команды. Наихудший вариант — когда по завершении спринта что-то остается сделанным наполовину. Уж лучше вообще тогда не начинать это дело.
«Израсходованы ресурсы, силы, время, деньги, но полностью функционирующий продукт не получен».
Планирование в Scrum
Как происходит процесс планирования в Scrum? Для начала нужно составить список всех вещей, которые влияют на вашу цель. После этого расставить их по приоритетности. В случае если вы не будете укладываться во временные и финансовые рамки, тогда вы легче сможете исключить последние пункты списка.
Что делать потом? Каждый пункт списка нужно оценить на предмет того, сколько на его выполнение уйдет сил, времени и других ресурсов. Каким образом производить оценку? Автор предлагает шкалу относительных оценок. Например, можно сравнивать задачи «в собаках». Эта проблема — такса или ретривер? А может быть, дог?
Но в любом случае удобнее установить числовые значения. Например, «Такса — единица; дог — тринадцать; лабрадор стал пятеркой, а бульдог — тройкой».
Автор также предлагает использовать интересную методику покер планирования. Ее суть — каждому участнику процесса планирования дается колода карт с числами Фибоначчи — 1, 3, 5, 8, 13 и так далее. Каждый пункт списка, единица работы, которая должна быть оценена, выкладывается на стол. «Затем каждый участник группы берет ту карту, число на которой, по его мнению, соответствует объему необходимых усилий, и кладет ее на стол рубашкой вверх. Затем все одновременно открывают карты. Если расхождение не больше чем на две карты (скажем, пятерка, две восьмерки и тринадцать), команда просто их складывает, берет среднее арифметическое (в данном случае 6,6) и переходит к следующей задаче. Помните, мы говорим об оценках, а не о жестких планах. И оценках небольших фрагментов проекта. Если расхождение получается более чем на три карты, тогда те, кто положил карты с самым большим и самым маленьким значением, объясняют, почему они так считают. Затем проводится еще один раунд покера планирования. В противном случае они лишь усреднят оценки, что сделает результаты слишком приблизительными».
Требования — это истории
Для того чтобы успешно и понятно для всех сформулировать список требований к продукту и составить бэклог, в Scrum применяется неординарный подход. Вместо простого списка заданий составляются пользовательские истории — короткие сюжеты, в которых содержатся пожелания пользователей конечному продукту.
«Представьте, что вы составляете „пожелание пользователя Amazon.com“. Пробный вариант выглядит так: „Мне как потребителю нужен крупнейший в мире магазин книг, где я могу купить любую книгу в любое время“.
Это описание вполне отвечает характеру Amazon, но история получилась слишком расплывчатой, чтобы с ней можно было что-то сделать. Нужно фрагментировать нашу историю. Сделать ее действительно очень конкретной и функциональной. Приведу несколько образцов пользовательских историй, которые вы можете написать, имея в виду книжный интернет-магазин:
Пользовательская история должна быть завершенной, независимой от разных обстоятельств, реализуемой на практике. Эти критерии говорят о готовности истории. Также важно, чтобы историю можно было оценить на предмет ее выполнимости.
Как планировать спринт
В Scrum процесс планирования происходит в начале каждого нового спринта и так и называется — «планирование спринта».
«Все собираются вместе, просматривают список пользовательских историй, которые уже стоят в очереди на выполнение; выясняют, какое количество задач может взять на себя каждый участник группы; тщательно взвешивают, смогут ли они за этот спринт довести до полной готовности отобранные задания; смогут ли продемонстрировать заказчику сделанные единицы работ и показать ему готовые функции продукта; смогут ли сами себе в конце спринта сказать, что они со всем справились».
После этого команда дружно произносит: «Вперед!» — и принимается за работу
Но что такое работа? Рутина, обязаловка? С точки зрения скрам, работа — это история. Что это значит? Это означает, что вам следует представить человека, которому нужно то, что вы делаете; потом то, что это такое, и, наконец, зачем людям это нужно.
Командам нужно хорошо узнать свою динамику — сколько работы она может выполнить за один спринт. Это поможет ей работать разумнее и устранять все помехи на своем пути.
«Динамика x время = результат. Узнав, насколько быстро вы продвигаетесь, вы сможете понять, когда окажетесь на финише».
Открытость во всем
Скрам предполагает прозрачность всех действий и процессов.
Это выражается в доске с тремя колонками, к которой имеют доступ все участники команды.
Расстановка приоритетов
Эту диаграмму нужно иметь в виду каждому предпринимателю. Суть работы заключается в поиске золотой середины — сбалансированной концепции между тремя крайностями:
Бэклог
Как уже отмечалось, бэклог в скраме — это список требований и функций продукта, упорядоченный по степени важности задач. Он может содержать и сотни заданий или несколько.
«Смысл составления бэклога представляет создание максимально полного перечисления требований, предъявляемых к функциям продукта. На самом деле никто и не собирается выполнять подряд каждый пункт, но такой документ, содержащий все, что в принципе могло бы быть включено в концепцию проекта, всегда должен находиться под рукой. Некоторые требования отбираются в первую очередь».
Как правильно расставить приоритеты?
«Для этого нужно выяснить, какие пункты списка:
Владелец продукта
В скраме предполагается три роли: скрам-команда — исполнители конкретных проектов; скрам-мастер — это тот, кто следит за ходом проекта и помогает команде решать проблемы, и владелец продукта — тот, кто решает вопросы концепции продукта и составляет бэклог.
«Скрам-мастер и команда отвечают за то, каков будет темп их труда и как быстро они закончат проект. Владелец продукта ответствен за то, чтобы результативная командная работа превратилась в результат, приносящий прибыль». Владельцу продукта необходимо отлично знать рынок и у него должны быть полномочия для принятия решений.
Это может быть слишком большой зоной ответственности для одного человека, поэтому на больших проектах может работать бригада владельцев продукта.
Минимизация рисков в скраме
Так как в скраме предусмотрена пошаговая сдача проекта, то это способствует минимизации рисков. Это помогает быстрее показывать клиенту продукт и получать от него обратную связь.
«Методология Scrum полезна бизнесу тем, что быстро отвечает на вопрос: сможем ли мы заработать деньги, если сделаем то или иное?»
Вам не нужно тратить огромные средства перед тем, как понять, что-то не работает.
Как внедрить Scrum прямо сейчас
Джефф Сазерленд советует начать со сбора команды и составления бэклога. Нужно составить концепцию своего продукта и начать дробить его на задания. Не обязательно все требования сразу вносить в бэклог — можно выделить на это неделю. «Пока члены вашей команды проводят ежедневные собрания на ходу и первые спринты, вы сможете за это время составить довольно объемный бэклог, чтобы было чем занять команду на несколько спринтов вперед. Не забывайте почаще в него заглядывать, потому что команда начнет ускорять темп и будет выполнять больший объем работ, чем вы планировали в самом начале».
После этого составьте предполагаемый план действий: задайте вопросы: что вы можете осуществить на ближайшие несколько месяцев? Что хотите добиться к концу года? «Важно помнить, что это всего лишь стоп-кадр, так что не стоит слишком увлекаться планированием, просто набросайте варианты. Вы не составляете договор, обязательный к исполнению, а просто записываете собственные мысли, чего вам удастся достичь через какое-то время. Поверьте, картина изменится. Возможно, даже радикальным образом».
О нас
Мы рассказываем о ключевых идеях из лучших книг жанра нон-фикшн. В нашей библиотеке более сотни бестселлеров, в том числе и тех, которые еще не изданы на русском.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы быть в курсе всех последних новинок бизнес-литературы, а также эксклюзивных материалов из нашей библиотеки.