Уровень прибыльности акций составляет 30
Зачем рассчитывать рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.
Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.
Как рассчитывается рентабельность
Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.
Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).
А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).
Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.
Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.
Виды показателей рентабельности
Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:
Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.
Порог рентабельности
Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».
Рентабельность активов (ROA)
Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.
Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.
П — прибыль за период работы;
ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.
Рентабельность продаж (ROS)
Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.
Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.
Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.
П — чистая прибыль организации за нужный период;
Цс — стоимость основных средств компании.
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.
Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.
П — чистая прибыль за определенный период;
Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.
Рентабельность капитала (ROE)
ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.
Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.
Уровень прибыльности акций составляет 30
Рассмотрев в комплексе показатель прибыльности продаж и отраслевой структуры инвестиций в основной капитал промышленности России, можно констатировать, что норма прибыли в различных отраслях промышленности значительно разнится. При этом различный уровень прибыльности не обязательно приводит к снижению объемов инвестиций в менее доходных отраслях. [c.334]
Уровень прибыльности выбранного сегмента рынка. Доля чистой прибыли, которую можно получить после перио-[ да окупаемости проекта [c.46]
Данный показатель можно интерпретировать по-разному. Значение IRR можно трактовать как нижний гарантированный уровень прибыльности инвестиционного проекта. Таким образом, если IRR превышает базу сравнения — среднюю стоимость капитала (например, ставку по долгосрочным банковским активам) в данной отрасли, то проект можно считать привлекательным. Внутренняя норма рентабельности определяет максимальную ставку платы за привлекаемые источники финансирования проекта, при которой последний остается безубыточным. При оценке эффективности общих инвестиционных затрат, например, это может быть максимальная ставка по кредитам. [c.317]
Однако показатель чистой прибыли за период подвергается колебаниям в отдельные промежутки времени, которые вызываются изменениями в конъюнктуре рынка, изменениями процентных ставок, инфляцией и другими факторами. Иными словами, вложения средств в финансовые активы связаны с риском. Поэтому при выборе финансового актива инвестору необходимо принимать во внимание два момента безопасный уровень прибыльности и плату за риск, которые в сумме образуют минимальный (требуемый) уровень прибыльности. За безопасный уровень прибыльности обычно принимается процентная ставка государственных облигаций. Уровень риска оценивается величиной бета-коэффициента, который определяет зависимость между общерыночными прибылями по всем акциям на бирже в целом и прибылями по конкретным акциям. [c.235]
Пример, Предположим, сумма ежегодно получаемых дивидендов с одной акции акционерного общества составляет 200 руб., требуемый уровень прибыльности — 42% годовых, текущая курсовая стоимость акции — 1000 руб. Действительная стоимость акции составит 476 руб. (200 0,42), что значительно ниже ее курсовой стоимости. Поэтому приобретение акций этого общества нецелесообразно, или, если они имеются, нужно продать по текущей рыночной цене. [c.236]
Как показывают результаты анализа (табл. 1.19), уровень прибыльности активов в отчетном году повысился по сравнению с предыдущим, однако он ниже среднего по отрасли. С точки зрения внешних инвесторов, предприятие с таким уровнем прибыльности инвестиций малопривлекательно. Но окончательный вывод только по этим данным делать нельзя, следует изучить перспективы развития, а они есть у предприятия, так как [c.83]
Сегментом деятельности называется структурный элемент компании, который производит однородную продукцию и отличается от других сегментов деятельности тем, что подвержен иным рискам и имеет другой уровень прибыльности. Критериями выделения таких сегментов служат [c.40]
Географический сегмент — это часть компании, которая производит продукцию или оказывает услуги в экономических условиях, сложившихся в конкретном географическом районе, и отличается от других сегментов тем, что подвержена иным рискам и имеет другой уровень прибыльности. Определение географического сегмента осуществляется по следующим критериям [c.40]
Главным в создании новой системы управления является накопление знаний о влиянии на уровень прибыльности компании, эффективность работы ее отделений, находящихся в разных странах (географический фактор). Первоначально оценка возможностей бизнеса основывалась на статистическом анализе или исторических данных. Когда первоначальные оценки стали давать неожиданные результаты ( 40% для одного показателя), оказалось необходимым проверить и улучшить качество накапливаемых знаний. На этой стадии была обнаружена важность некоторых переменных. Повсеместное подключение менеджеров региональных отделений с базами знаний обусловило скачкообразный процесс изменений в эффективности не только потому, что это было в интересах менеджеров, но и в результате понимания того, что эффективная работа возможна только в сотрудничестве с более удачливыми коллегами. [c.548]
Тем не менее коэффициенты помогают представить финансовую информацию компании содержательным аналитическим образом. Особенно полезны коэффициенты при сопоставлении компаний различных размеров, прежде всего в пределах одной отрасли. Они также облегчают анализ тенденций, что предполагает рассмотрение коэффициентов за ряд лет. Наиболее распространенные коэффициенты помогают проанализировать ликвидность компании (как в случае ликвидации, так и при продолжении функционирования), степень привлечения заемных средств (как с позиций ликвидации активов, так и покрытия задолженности) и уровень прибыльности. [c.312]
Интегральная система портфельного анализа. Этот анализ основан на использовании портфельной теории», в соответствии с которой уровень прибыльности портфеля фондовых инструментов рассматривается в одной связке с уровнем риска портфеля (система доходность—риск»). В соответствии с этой теорией можно за счет формирования эффективного портфеля» (соответствующего подбора конкретных ценных бумаг) снизить уровень портфельного риска и соответственно повысить соотношение рассматриваемых показателей в пользу уровня прибыльности. Процесс анализа и подбора в портфель таких ценных бумаг и составляет основу использования этой системной теории. [c.103]
Знание механизма воздействия финансового левериджа на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой формируемых инвестиционных ресурсов предприятия. [c.431]
Итак, значение IRR может трактоваться как нижний гарантированный уровень прибыльности инвестиционного проекта. Таким образом, если IRR данного проекта превышает альтернативную стоимость капитала (например, ставку рефинансирования), то проект можно считать привлекательным. [c.154]
В соответствии с финансовым планом предприятия определяется минимальный уровень прибыльности, необходимый при продаже каждого вида продукции, а также приоритетность задачи — получение наибольшего объема прибыли или получение прибыли в определенный срок для погашения задолженности по ранее привлеченным заемным средствам (включая неплатежи в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, работникам или поставщикам) [c.272]
В основе управленческого анализа лежит анализ текущей деятельности предприятия, а главная проблема связана с тем, как оценить эффективность этой деятельности прежде всего с точки зрения обеспечения будущей долгосрочной прибыли. Как правило, для оценки эффективности используются разные показатели прибыльность (доходность, рентабельность), уровень риска, доля рынка, стоимость активов, доля новых товаров и т. д. Традиционным является утверждение, что предприятие должно максимизировать свою прибыль, однако максимизация прибыли как цель деятельности одновременно означает повышение риска. Функция результат—риск показывает, что величина прибыли и вероятность ее получения находятся в обратной зависимости (рис. 4-i)5- Кроме того, уровень прибыльности (рентабельности) предприятия зависит не только от цены на продукцию и структуры ее себестоимости, но и от скорости оборота капитала. Отметим, что детально проблемы анализа финансовых показателей деятельности предприятия, в том числе с учетом системного риска и отраслевых барьеров, исследуются в книгах по финансовому менеджменту. Здесь лишь упомянем о том, что на практике наиболее приемлемым способом определения ожидаемого уровня прибыли является выбор показателя на основе сравнения результатов деятельности предприятия с показателями других отраслей и аналогичных предприятий в данной отрасли (межотраслевое и внутриотраслевое сравнение). [c.57]
Реальность, создаваемую показателями отчета о прибылях и убытках, можно анализировать и обсуждать с разных углов зрения. Можно посмотреть на средние результаты за отчетный период, или найти минимальный уровень за любое число лет, или рассчитать трендовые линии и показатели изменчивости. При анализе обыкновенных акций зачастую слишком большое внимание уделяется величине текущих показателей, что может стать источником заблуждений. Хорошо подготовленный аналитик использует прошлые отчеты о прибылях и убытках прежде всего как основу для оценки будущей прибыли или способности получать прибыль, что и станет основой для суждения о достоинствах данного выпуска обыкновенных акций. Прошлый уровень прибыльности — просто вероятная перспектива, но никак не предсказание новых рекордных результатов. [c.167]
Большинство компаний либо растут, либо выходят из дела. У растущих объем операций расширяется, что требует наращивания запасов. Так что у компании в конце первого года может быть 100 единиц запаса, а в конце второго года — 175. Если цены растут, купленные в первый год 100 единиц будут дешевле, чем купленные во второй год. Эти годовые приращения и называют слоями. Со временем компания накапливает много слоев по каждому виду продукции, и у каждого слоя своя стоимость. Если в какой-то год физический объем запасов начинает сокращаться, то сначала будут выбираться запасы из следующего ближайшего слоя, а если сокращение велико, то произойдет вторжение в более глубокие ценовые слои. А это означает, что все более дешевые запасы будут покидать балансовую ведомость и включаться в цену продаваемой продукции. Поскольку в инфляционные времена чем старее слой, тем ниже цены, уровень прибыльности будет расти. [c.218]
Можно также оценить доходность поступлений от исполнения. Другой подход заключается в том, чтобы оценить прибыль от использования дополнительного капитала, поступающего в результате исполнения прав, варрантов или опционов. Это более сложная процедура, но данный подход имеет смысл, когда ожидаемая дополнительная доходность от инвестирования оказывается существенно выше или ниже, чем текущий уровень прибыльности. [c.366]
Для некоторых компаний динамика индексов сбыта, прибыли и прибыли на акцию очень близка, а у других — нет. Аналитик должен выяснить причину расхождения в динамике отдельных индексов. Среди причин могут быть разбавление акционерного капитала в результате размещения дополнительных выпусков акций, высокие ставки процентов или низкий уровень прибыльности. [c.421]
Уровень прибыльности, оправдывающий вложения в облигации, зависит как от деловых позиций (положение в отрасли, отношения с потребителями, создание новой продукции, качество маркетинга и управления и пр.), так и от финансовых позиций (ликвидность, достаточность капитала, ценообразование, контроль издержек, планирование прибыли и пр.). Важно учитывать и состояние отрасли. Даже этот крат- [c.481]
Число учитываемых при прогнозе переменных и постоянное изменение роли каждой не позволяют выработать определенную и рациональную технику успешного прогнозирования финансового развития. Чтобы объяснить серию успешных прогнозов, приходится ссылаться на превосходную способность выделять и оценивать ключевые факторы, определяющие уровень прибыльности. При этом всякий прогноз по необходимости начинается с анализа прошлых результатов. Относительная ценность и значение такого анализа зависят от того, в какой степени можно рассчитывать на продолжение в будущем выявившихся в прошлом тенденций. В общем, чем шире анализируемый сегмент экономики, тем большей постепенностью отличаются изменения и тем инерционнее и устойчивее прошлые тенденции. Поэтому прогноз валового национального продукта — основного показателя национального производства оказывается более близким к действительности чаще, чем прогноз доходности обыкновенных акций в целом, а последний обычно бывает точнее, чем прогноз для отрасли или сектора экономики и, наконец, наименее точны прогнозы для отдельной компании. [c.546]
Рис. 4-21 50% уровень прибыльной цели после коррекции на 62%. [c.53]
Уровень прибыльной цели [c.63]
Другим фактором, определяющим уровень прибыльности банковского капитала, является процентная ставка по кредитам, характеризующая своего рода цену кредитных средств. В зависимости от состояния рынка ссудных капиталов и степени развития конкуренции эта ставка может колебаться в значительных пределах. Что касается ее минимальной величины, то она не поддается определению. Иногда (во время экономического спада) она может снижаться до уровня, близкого к нулю. [c.226]
Дополнительный налог на прибыль Посленалоговый уровень прибыльности, % Ставка, % [c.261]
На этой основе необходимо попытаться определить влияние ответных мер конкурентов на уровень прибыльности и эффективность той ценовой стратегии, которую предприятие предполагает осуществлять на рынке. Целесообразно определить уровень продаж и прибыльности каждого вида продукции, которые предприятие реально может достичь с учетом возможной реакции конкурентов, изыскать меры воздействия на конкурентов в целях достижения результатов своей ценовой стратегии и снижения потерь от конкурентной борьбы. Кроме того, необходимо определить возможности предприятия в повышении гарантированности достижения своих целей по объемам и прибыльности продаж продукции за счет сосредоточения усилий на тех целевых сегментах рынка, где ему легче добиться устойчивого конкурентного преимущества, а также выявить те сегменты рынка, в которых стратегически рационально прекратить расходование ресурсов (например, отказаться от производства предназначенной для этих сегментов рынка продукции). [c.252]
Метод внутренней нормы прибыли (ВНП) или маржинальной эффективности капитала (1RR) согласуется с главной целью финансового менеджмента — приумножение благосостояния акционеров. Он характеризует уровень прибыльности (доходности) инвестиционного проекта, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежных потоков от капитальных вложений приводится к настоящей стоимости авансированных средств. [c.204]
К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят 1) конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения 2) усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые 3 месяца, т.е. в квартальных отчетах 3) неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение 4) общее снижение значения этики в американском обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте 5) нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих. Существование этой последней причины подтверждается результатами проведенного более 20 лет назад исследования, в котором было установлено, что основное влияние на принятие неэтичных решений служащими имело поведение их руководителей30. В широком смысле то, что делает, и как ведет себя хозяин — основной фактор влияния на поведение подчиненного. Таким образом, ведя себя этично, вы как руководитель можете заметно влиять на этику поведения своих подчиненных. [c.152]
КБ «РОКОЛ», реализуя комплекс организационных, технологических, кадровых изменений намерен существенно повысить рентабельность своей работы и выйти на стабильно высокий уровень прибыльности операций. [c.782]
Мировой рынок капиталов активно обслуживает расширенное воспроизводство и новые капиталовложения. Несмотря на то, что, например в США, 50% инноваций в НИОКР финансируется государством, 50% нововведений выполняется за счет других источников, в том числе кредита. Порой бытует мнение, что банки не интересует уровень прибыльности инвестиций, сроки проведения мероприятий и др. факторы, и они не влияют на величину ссудного процента. Банк при этом руководствуется преимущественно величиной собственной прибыли. Однако практика показывает, что это не так. [c.187]
Данные, представленные в обоснование двух концепций — щедрых дивидендов и активного реинвестирования прибыли, свидетельствуют о наличии фундаментального различия между дивидендной политикой, подходящей для средних и ниже чем средних компаний, и для более эффективных или растущих компаний. Теоретически этот вывод предполагает полное реинвестирование прибыли компаниями, прибыльность которых существенно больше средней, поскольку трудно сформулировать четкие количественные критерии, определяющие уровень прибыльности, ниже которого выплата дивидендов оказывается более оправданной политикой4. [c.596]
Существует дополнительный налог, вводимый в ствие после того, как прибыльность подрядчика 27%. Для этого чистые годовые капиталовложения чика, умноженные по формуле сложных процентов со ставкой 27% годовых, складывают, пока результаты очередного года не станут положительными (годовой доход превышает годовые расходы). После этого начинает действовать 50%-ный налог на ренту. Его еще называют налогом на дополнительную прибыль (Additional Profits Tax, APT). Это отличительная черта системы, ориентированной на внутреннюю доходность. Этот налог называют также запускаемым налогом (Trigger Tax). Налог вводится в действие только после того, как достигнут минимальный (=нормативный) уровень прибыльности. Основная структура этого контракта отражена на рисунке 5.2. [c.120]
Как я анализирую акции перед покупкой
Личный опыт одного инвестора
Когда я впервые пришел на фондовую биржу, то подбирал бумаги в портфель практически наугад, полагаясь на советы в интернете.
Со временем я стал ответственней подходить к инвестированию. Ведь фактически я покупаю часть бизнеса — становлюсь миноритарным совладельцем компании, ее активов и долгов. Если смотреть под таким углом, становится понятно, почему важно полноценно изучать акции перед покупкой.
При оценке инвестиционной привлекательности эмитента я полагаюсь на комплексный подход, состоящий из следующих методик:
В этой статье мы подробно рассмотрим первые два пункта — этого обычно достаточно, чтобы оценить здоровье предприятия, справедливость цены и отсеять рискованные варианты.
Повторюсь: перечисленные методики должны рассматриваться в комплексе, а по отдельности могут сформировать ложное представление о бумаге.
Прежде чем перейти к дальнейшему разбору, хотел бы перечислить общие принципы, которыми я руководствуюсь при формировании портфеля.
Общие принципы моего портфеля
Макроанализ
Сначала нужно определить характер деятельности компании, то есть к какой экономической отрасли и сектору она относится. Благодаря этому можно составить представление о цикличности бизнеса, его технологичности, чувствительности к инфляции и изменениям процентных ставок. Это позволяет оценить стратегические перспективы.
Цикличность бизнеса означает его положительную корреляцию с фазами делового цикла: выручка компании следует за ростом и за спадом в экономике. Нециклический бизнес, наоборот, демонстрирует более или менее постоянную выручку независимо от состояния экономики.
Например, мы знаем, что компания производит мебель, это циклический товар длительного пользования. Когда экономика замедляется, можно предвидеть, что операционные показатели компании будут ухудшаться. Как правило, ожидания заранее закладываются инвесторами и отражаются на котировках бумаги. Таким образом, отталкиваясь от макроэкономической конъюнктуры, инвестор может планировать портфель.
О текущем положении дел в экономике мы можем судить по основным макроэкономическим маркерам той или иной страны:
Эти показатели помогают определить, в какой из четырех фаз бизнес-цикла — ранняя, средняя, закат, рецессия — экономика находится в текущий момент и что нас ожидает в обозримом будущем.