дезагрегирован блок сигарет что это
Маркировка табака
Чего ждали до последнего, не протестировали заранее?
(18) И без обращения туда не происходит разбора блока на пачки.
С чегой-то вдруг. Скриншот из ЛК показать, или так поверите?
Как видите, в первой строке код блока, дальше коды входящих в него пачек. Все на страничку не вмещаются, последняя, десятая пачка на следующей странице.
И уж поверьте, никаких «обращений в ЧЗ» не было, кассир на кассе просто продала блок отсканировав его ШК DataMatrix. Естественно, сами пачки она не сканировала. И так работает уже давно, с конца прошлого года точно, может и раньше, просто я не отслеживал.
(18) но на практике Честный Знак скорей мёртв, чем жив.
PS Да, по продажным ценам. У меня настроено так, что продажи сигарет идут всегда по МРЦ из DataMatrix. Если не удается ее получить(например старые, тестовые пачки), тогда берется загруженная из базы цена.
PS в принципе, (19) было достаточно. Но со мной сегодня пару раз связались, с вопросом типа твоего. Поэтому, дополнил ответ постом (36), что-бы не было непоняток.
во-первых,проблема не честного знака в том,что решили начать с розницы.
если бы как в егаис,начинали с опта,то не было бв проблем с тем,что коды могут быть у кого,угодно.
то,что кто-то решил использовать Base80 при кодировании-это основная проблема.
можно было,например,выбрать base85 или base93,которые лучше приводятся в биты,а можно было писать просто цифрами,чтобы регистр был не важен.
в ЕГАИС,например,регистр слетает только в путь,но коды сразу становятся не валидными.
кроме того,к почти всех сканеров есть передача символов через alt комбинацию,да медленно,но ничего не слетает.
опять же,передача и кодов и УПД в чесный знак,изначально,не предполагала,что честный знак может вернуть отрицательный ответ,поэтому,получается полная фигня вместо учета маркировки.
почему-то,опыт ЕГАИС никому не подошел,ах да,там же и ключ специальный и программное обеспечение нужно ставить,но,зато там работает помарочный учет без каких-либо серьезных проблем,а для остальной маркировки изобретают велики.
Что такое код агрегации и как агрегировать коды маркировки в транспортную упаковку (КИТУ) + АТК
Постановления и законы, действующие на 2021 год, однозначно обязывают участников оборота ряда товаров работать с маркировкой продукции. Этикетка с дата матрикс уже должна присутствовать на упаковке 9 товарных групп и перечень продолжает расширяться: с 1 сентября 2021 года стартует маркировка бутилированной воды.
В рамках системы цифровой маркировки на каждый продаваемый товар наносится свой уникальный код. Но оперировать продукцией на уровне единичных кодов на объемах, присущих товарам массового спроса, неэффективно. Поэтому в системе Честный ЗНАК предусмотрены специальные механизмы, упрощающие взаимодействие логистических партнеров, обменивающихся маркированным товаром.
Зачем нужна агрегация и основные понятия
Система Честный ЗНАК отслеживает движение по цепи поставок кода маркировки каждого товара. При смене собственника, приемке или отгрузке, нужно сверить каждый поступивший код, отсканировав штрихкод с маркировкой. При оптовых поставках такой процесс займет много времени. Поэтому агрегация нужна, чтобы не приходилось сканировать код маркировки каждого товара, отгружаемого оптовыми партиями, коды объединяют (агрегируют) в транспортную упаковку.
Агрегирование — объединение единичных товаров в потребительской упаковке в транспортную упаковку, либо транспортных упаковок в логистическую единицу следующего уровня. За счет связки исходных кодов маркировки и объединенной транспортной единицы коды маркированного товара отслеживаются по коду объединенной упаковки.
Агрегированная транспортная единица организована по принципу матрешки: внутри каждого верхнего уровня находится следующий по вложенности. Таких уровней может быть много. Например, код-агрегат контейнера содержит внутри коды-агрегаты паллет, которые, в свою очередь, содержат коды-агрегаты коробок, в которых уже непосредственно заключена потребительская упаковка. Также в агрегаты могут быть одновременно включены транспортные упаковки и единичные товары.
Код индивидуальной транспортной упаковки или код идентификации транспортной упаковки — это уникальный цифровой код, присваиваемый объединенной транспортной упаковке. В КИТУ можно объединить только продукцию под одним ТН ВЭД. Код соответствует правилам создания кодов маркировки, передается и фиксируется системой Честный ЗНАК. Этикетка с таким кодом наносится на саму упаковку-агрегат. Для удобства используется аббревиатура КИТУ.
Используя КИТУ, можно менять статусы входящих в него товаров и передавать их контрагентам. Однако, следует учитывать, что смена статуса или собственника, входящего в КИТУ единичного товара или транспортной упаковки автоматически приведет к расформированию всех вышестоящих агрегатов.
Агрегированный таможенный код — это уникальный цифровой код, присваиваемый группе индивидуальных упаковок для прохождения таможенного оформления. Признаком для группировки может выступать товарная группа или номенклатурный код ТН ВЭД. Информация о формировании кода-агрегата и вложенных в него кодах передается в систему Честный ЗНАК. Для удобства используется аббревиатура АТК.
АТК содержит коды маркировки единичных товаров и не может включать коды-агрегаты (КИТУ). Является виртуальным кодом, физически наносить его на продукцию необязательно. Используется для оформления маркированных товаров при:
В таможенной декларации для кодов маркировки предусмотрен раздел 13 графы 31 «Грузовые места и описание товаров». Существует несколько вариантов правильного заполнения таможенной декларации при импорте маркированных товаров:
Коды указываются однократно, то есть указывать код, одновременно входящий в состав внесенных в декларацию КИТУ или АТК — неверно. Если КИТУ создается для импортного товара и будет указываться в таможенной декларации, нужно соблюдать правило: один код — один ТН ВЭД — одна строка декларации. То есть если продукция в транспортной упаковке соответствует трем строкам декларации, то формируется три КИТУ.
Маркировка транспортных упаковок — распространенное явление в международной торговле. Транспортная этикетка, промаркированная штрихкодом, позволяет:
Стандарты, регламентирующие такой штрихкод, могут быть внутриотраслевыми. Но для использования штрихкодирования в международной торговле и логистике необходим единый стандарт.
Регулирующий ГОСТ и основные требования к КИТУ и АТК
Прежде чем читать инструкцию как объеденить КМ в логистическую упаковку, необходимо понимать, какие существуют стандарты. В данном разделе разберем ГОСТы и требования.
Установленный документ и что стандартизирует
Штрихкод для логистических упаковок регулирует ГОСТ ISO 15394-2013. Фактически это русскоязычная версия стандарта ISO 15394:2009. Создавался документ при участии ЮНИСКАН/ГС1 РУС — российского представительства международной ассоциации автоматической идентификации GS1.
В России ГОСТ для маркировки упаковки штрихкодами действует с 2013 года. Росстандарт одобрил его добровольное применение приказом N106-ст. Также документ одобрен советом по стандартизации СНГ. Кроме РФ он применяется в Армении, Беларуси, Киргизии, Молдове, Таджикистане и Узбекистане.
Обычно штрихкод печатается на этикетке и наносится на перевозимую транспортную единицу. ГОСТ касается штрихкодов упаковки, содержащих линейные и двумерные символы. Документ содержит минимальные требования, касающиеся:
В качестве штрихкода для обязательной маркировки Честный ЗНАК выбран GS1 DataMatrix. При разработке параметров штрихкодов был учтен ГОСТ ISO 15394-2013. Эти требования относятся к формированию кодов маркировки единичных товаров, КИТУ и АТК.
При формировании дата матрикс в начале строки проставляется специальный символ «FNC1». Это признак GS1 Data Matrix, позволяющий идентифицировать код. Сама последовательность содержит три группы данных:
Требования к формированию кодов маркировки:
В качестве символов в коде маркировки используются спецсимволы (& ‘ » () * +
Требования к КИТУ
КИТУ организации получают в системе GS1. В терминах GS1 он называется SSCC код. Сокращение расшифровывается как Serial Shipping Container Code, что на русском означает — серийный код транспортной упаковки. Подробнее о номере логистической упаковки можно узнать по ссылке.
В Честный ЗНАК нужно передать ИНН, сформированный SSCC и коды, включенные в агрегат. При подаче данных код проверяется оператором маркировки на уникальность. В состав последовательности включается 18 символов, при несоблюдении условия система выдаст ошибку.
КИТУ состоит только из цифр, буквы не используются. В одной транспортной упаковке должны содержаться коды маркировки одного статуса.
Требования к АТК
Честный ЗНАК создает АТК. Он состоит из 25 символов и содержит 2 группы данных:
Правило формирования агрегированного таможенного кода соответствует правилу заполнения одной строки таможенной декларации. В АТК можно поместить товар только со статусом эмиссии «Ввезен в РФ».
В ГИС МТ передается информация при агрегации в транспортную упаковку и при формировании АТК для импортируемого товара. Способами подачи сведений об агрегации являются:
Для всех товарных групп, подлежащих обязательной маркировке, процесс агрегации в системе Честный ЗНАК идентичен.
Удобный способ работы с кодами агрегации
Автоматическая агрегация из заказа кодов маркировки, возможность задать кратность, формат для печати сразу на упаковку — все это работа с кодами агрегации в программном решении GetMark. Веб-сервис не требует установки или скачивания и отлично подойдет любому типу бизнеса: оптовикам, импортерам, производителям и розничным предприятиям.
Агрегация кодов маркировки с GetMark — это:
В GetMark уже встроен ЭДО и обмениваться документами с партнерами можно сразу после начала работы. Интеграция с Честным ЗНАКом, GS1 RUS и Национальным каталогом экономит время и позволяет работать с данными в едином окне. Сервис объединяет в себе полный набор функций для работы с маркировкой Честный ЗНАК и управление торговлей: закупки, продажи, товары и склады.
Работа с контрагентами
Карточка контрагента заполнится автоматически — по ИНН система подтянет все данные: адрес и реквизиты, данные банка и номер расчетного счета. Новые контрагенты будут проверены на наличие регистрации в Честном ЗНАКе.
Управление товарами
Новые товары можно добавить вручную или импортировать в систему из ГИС МТ. Можно добавить модификации, получить GTIN. Обмен данными с экосистемой маркировки происходит автоматически. Мониторинг КМ наглядно покажет текущий статус товара, а аналитика по товарам позволит отслеживать показатели продаж: выручку, прибыль и оборачиваемость.
Работа со складами
В систему можно добавить все склады организации и организовать адресное хранение. Ордерная схема складов позволит отслеживать размещение и перемещение товарных единиц и контролировать товарные остатки. Встроенная аналитика покажет оборачиваемость по каждому складу.
Отличные возможности
GetMark использует современные технологии для работы с маркировкой. Мобильное приложение для iOS и Android позволит работать с телефона: неограниченное количество скачиваний, встроенный сканер и мобильная УКЭП бесплатно на всех тарифах.
С GetMark легко работать с кодами агрегации таких категорий товаров, как обувь, легпром и молочная продукция.
Агрегирование кодов маркировки в транспортную упаковку
При агрегации кодов маркировки данные о полученном агрегате должны поступить в Честный ЗНАК. При этом в системе хранится информация о взаимосвязи агрегата и входящих в него товаров. Процесс агрегации включает в себя формирование транспортной упаковки, расформирование транспортной упаковки, а также ее трансформацию: добавление или изъятие из объединенной логистической единицы одного или нескольких товаров.
Процесс формирования в Честном ЗНАКе
Приведем пошагово процесс передачи сведений об объединении товаров в транспортную упаковку-агрегат в ручном режиме.
Шаг 1. Сформировать и нанести КИТУ.
В отличие от остальных кодов маркировки, КИТУ не заказать в Честном ЗНАКе. Необходимо сформировать его самостоятельно. Сгенерировать SSCC-код можно в своей учетной программе, онлайн-приложении GS1 Print или в специальных сервисах. При создании кода учитываются требования контрагентов (отправителя и получателя груза) и стандарт GS1-128. Методические рекомендации GS1 по формированию логистической этикетки можно посмотреть по ссылке.
Полученный код логистической упаковки сохраняется в системе Честный ЗНАК, поэтому важно обеспечить его уникальность. В один КИТУ рекомендуется включать не более 10 тысяч товарных позиций. Штрихкод с номером SSCC печатается на этикетке и каждое транспортное место приклеивается своей маркировкой.
Шаг 2. Создать документ «Агрегирование»
Открыть раздел «Документы» личного кабинета в ГИС МТ Честный ЗНАК. Нажать «Добавить» и выбрать документ с названием «Агрегирование». Теперь необходимо заполнить форму нового документа данными. Обязательные атрибуты система подсветит красным. Вносимые сведения:
Если выбран способ «Эмитирован.Получен», появится окно для заполнения «Выбрать способ ввода товара в оборот», и система предложит три варианта в виде выпадающего списка: «Произведен в РФ», «Ввезен в РФ», «Маркировка остатков».
Агрегацию для кодов маркировки в статусах «В обороте» и «Эмитирован.Получен» → «Маркировка остатков» может подать любой участник оборота: розничный магазин, оптовик, производитель или компания-импортер. Товары со статусом «Эмитирован.Получен» → «Произведен в РФ» может агрегировать только производитель, со статусом «Эмитирован.Получен» → «Ввезен в РФ» — только импортер.
На этом и последующих этапах созданный документ можно сохранить как черновик (кнопка находится в нижнем правом углу) и продолжить работу с ним в любое удобное время. Найти черновик среди остальных документов легко с помощью фильтра по дате, наименованию и регистрационному номеру документа, имени создавшего документ пользователя.
Шаг 3. Добавить товары
Переходим к добавлению товаров на второй вкладке документа «Агрегирование». Нажмите «Добавить товары», в выпавшей форме выберите необходимые позиции — проставьте слева в строке товара отметку в виде галочки. Фильтр позволяет отсортировать список по коду идентификации или по наименованию товаров. В этом же списке доступны для выбора транспортные упаковки.
Чтобы добавить выбранные товары в документ, нажмите «Добавить Z записей» в левом верхнем углу окна, где Z — количество отмеченных товаров. Чтобы удалить из создаваемого агрегата ненужные позиции, отметьте их галочкой и выберете над списком опцию «Действие» → «Удалить». Когда список заполнен, нажмите «Перейти к подписанию» → «Подписать и отправить». В этот момент система проверяет информацию в заявке на агрегацию: уникальность КИТУ и статусы всех товаров в упаковке.
Как только заявка одобрена, документ получит статус «Обработан». В нем можно посмотреть информацию об агрегате и включенные в КИТУ товары. На вкладке «Общая информация» указан номер агрегата. Нажав на него, можно попасть в карточку кода идентификации и удостовериться, что получен статус «Сформирован». Зайдя в карточку КИТУ, транспортную упаковку можно расформировать либо трансформировать.
Трансформация транспортной упаковки
При работе с логистической упаковкой может потребоваться изъять, переложить входящий в нее товар или расформировать агрегат полностью. В таком случае производится операция трансформации. В разделе «Коды маркировки» найдите нужную транспортную упаковку и на вкладке «Общая информация» карточки нажмите «Редактировать». В открывшейся форме можно добавить или удалить товары (или вложенные упаковки). Аналогичные действия можно выполнить на вкладке «Содержимое упаковки».
Добавление товаров в транспортную упаковку
Нажмите «+ Добавить товар». Найдите и отметьте нужные позиции из появившегося списка. Нажмите «Добавить Z записей» слева вверху формы.
Изъятие товаров из транспортной упаковки
Отметьте галочкой строку с позициями, которые нужно удалить. Нажмите «Действие» в вверху формы. В раскрывшемся списке нажмите «Удалить». Товары пропадут из списка. Если изъять все товары, получим пустую упаковку и данный код идентификации в дальнейшем можно будет наполнить новыми товарами.
Чтобы сохранить внесенные изменения, необходимо нажать кнопку «Сохранить». Затем документ подписывается УКЭП.
Расформирование транспортной упаковки
Чтобы разагрегировать транспортную упаковку, нужно нажать кнопку «Расформировать» внизу экрана. В этом случае КИТУ выводится из системы и больше не может использоваться. Статус документа «Агрегирование» изменится на «Расформирован».
Подача сведений о формировании АТК при импорте
Ввод импортного товара в оборот и таможенные процедуры изменились с введением требований об обязательной маркировке. Для удобства таможенного оформления в Честном ЗНАКе предусмотрен механизм объединения кодов декларируемой продукции в агрегаты — АТК.
Что это такое
Агрегированный таможенный код — это виртуальная сущность, которая формируется в Честном ЗНАКе. Его не нужно печатать и наносить на транспортную упаковку. Достаточно просто сформировать код и подать сведения в систему маркировки. При дальнейшем заполнении таможенной декларации код проставляется в строке 31.13.
Эта операция не является обязательной и используется исключительно для удобства организации процесса ввоза продукции компанией-импортером. Подать таможенную декларацию в федеральную таможенную службу и заявку на ввод в оборот импортных товаров в систему мониторинга можно как с АТК, так и без него.
С агрегированным таможенным кодом доступны операции формирования, трансформации и расформирования. Если таможенная упаковка создана, изменена или разагрегирована, сведения об этом должны поступить в ГИС МТ.
Формирование агрегационного таможенного кода
Перейдем к созданию агрегата. В разделе «Документы» личного кабинета ГИС МТ нажмите «+ Добавить» и выберите из списка строку «Формирование АТК». Система сразу заполнит обязательные атрибуты на вкладке «Общая информация»:
Переходим на вкладку «Товары». В один АТК рекомендуется включать не более 10 тысяч товарных позиций. Коды идентификации должны иметь один код ТН ВЭД. Включить КИТУ в АТК невозможно.
Выбираем нужные позиции, отметив строку с товарами слева галочками. Нажимаем «Добавить X записей» в левом верхнем углу окна, где X — количество отмеченных товаров. Переходим к следующему шагу — сохраняем и подписываем документ УКЭП. Система получит и зарегистрирует данные, сформировав агрегированный таможенный код.
Посмотреть документ можно в реестре. Будет указан способ получения «Ручной ввод», статус «Обработан». Наименование документа «Формирование АТК». Зайдя в документ, можно увидеть статус, дату и время создания, название собственника и код АТК. Именно его необходимо указать в графе 31.13 декларации, а не перечислять все коды маркировки, которые были объединены. Это удобно и упрощает для импортеров внесение сведений о маркировке.
Коду присваивается статус «Сформирован». Он является кликабельным и при нажатии открывается карточка АТК. Переход можно выполнить также из раздела «Коды маркировки», нажав на нужный АТК. При внесении в декларацию по мере прохождения таможенных процедур, статус АТК меняется со значения «Сформирован» на «На контроле в ФТС». После этого товар можно ввести в оборот.
Трансформация АТК
Если до начала таможенного оформления возникла необходимость изменить состав или содержание АТК, выполняется его трансформация. Для этого в разделе «Документы» нажмите кнопку «Добавить». В раскрывшемся списке выберите строку «Трансформация АТК».
Вкладка «Общая информация» заполнится автоматически, за исключением номера АТК, который нужно добавить. Останется внести изменения на вкладку «Товары».
Чтобы сохранить изменения, нажмите «Сохранить как черновик». При этом к документу можно вернуться для редактирования позже или сразу же подтвердить трансформацию, подписав его УКЭП. Заявка поступит на проверку в систему. После обработки появится документ «Формирование АТК» с новыми сведениями. Исходный АТК будет расформирован.
Расформирование АТК
В разделе «Документы» личного кабинета ГИС МТ нажмите «+ Добавить» и выберите из списка строку «Расформирование АТК». Вкладка «Общая информация» заполнится автоматически. Останется заполнить вкладку «Товары».
Нажмите «Добавить товары» и в открывшемся окне отметьте таможенные коды, которые нужно разагрегировать. Метки в виде галочки проставляются в строке слева от колонки АТК. Кнопка «Добавить Z записей», где Z — количество отмеченных строк, внесет выбранные позиции в документ «Расформирование АТК».
Список можно корректировать:
Готовый к расформированию список нужно подписать УКЭП. Для этого нажать «Перейти к подписанию» → «Подписать и отправить». Подписанный документ поступит в систему мониторинга на проверку, после которой:
Расформирование АТК возможно при статусе «На контроле в ФТС». Такой статус код получает во время таможенных процедур: вначале или по завершении.
Работа с агрегацией через файлы XML и CSV
Если требуется загрузить большое число кодов идентификации, подойдет вариант загрузки файлов. Система Честный ЗНАК поддерживает работу с XML и CSV форматами. Важно правильно подготовить данные для загрузки.
Форматирование документа в формате csv
Файл CSV для разных товарных групп формируется одинаково. В разделе «Помощь» личного кабинета системы Честный ЗНАК есть примеры файлов для работы с агрегацией. Выберите нужный тип файла и скачайте его. Внимание, после загрузки файл нужно импортировать, а не открывать сразу в Excel!
Для этого создайте и откройте новую книгу Excel. Импортируйте файл: в пустой книге перейдите на вкладку «Данные» → «Импорт из текстового или CSV файла», выберите скачанный шаблон файла. В окне импорта выберите кодировку Юникод UTF-8. Если данные отобразились корректно, нажмите «Загрузить».
Верхняя строка заголовка не нужна, ее нужно удалить. Теперь можно редактировать данные:
После внесения данных остается сохранить файл в формате csv. Выберите «Сохранить как», укажите формат файла CSV UTF-8, введите название и подтвердите сохранение. Разделителями ячеек должны быть запятые, иначе система не сможет корректно обработать данные при загрузке.
Форматирование документа в формате xml
Шаблон файла XML для загрузки можно также найти в разделе «Помощь». XSD-схемы содержат структуру, по которой нужно создать XML документ. Для редактирования сохраненный файл нужно открыть в текстовом редакторе, например, в Блокноте. Сохраняя заданную шаблоном структуру файла, нужно:
Коды идентификации в нужном формате можно скачать в станции управления заказами (СУЗ) личного кабинета ГИС МТ. Если коды идентификации содержат спецсимволы, необходимо их экранировать. То есть преобразовать в такую последовательность, которую программа не сможет принять за управляющие символы.
Как экранировать символы:
Рекомендации по замене спецсимволов в коде маркировки можно найти в описании алгоритма экранирования ГИС МТ.
Заполненный файл нужно сохранить, теперь он готов к загрузке.
Загрузка файлов в личном кабинете ГИС МТ
Чтобы загрузить файлы, нужно перейти в личный кабинет Честного ЗНАКа. Загрузка данных происходит через раздел «Документы». Внизу, под перечнем документов, находится кнопка «Загрузить». Выберите тип документа, который необходим:
Откроется окно поиска файла, в котором нужно указать подготовленный CSV или XML файл и нажать «Открыть». В окне предварительного просмотра наглядно видно как заполнены параметры и поля. Если данные отображаются корректно, нажмите «Подписать и отправить» и файл будет загружен в систему. Статус файла изменится на «Обработан».
Дополнительную информацию о передаче данных в систему с помощью обмена файлами можно найти в мануалах ГИС МТ: описание API и описание True API.
Или наладить в своей компании автоматический обмен данными с системой Честный ЗНАК и забыть про форматирование файлов, ручное добавление сведений и переключение между программами. Созданное совместно с ЦРПТ программное решение GetMark возьмет на себя автоматизацию процессов маркировки, вам останется работать в простом и понятном интерфейсе и пользоваться преимуществами маркировки.
Маркировка сигарет. Хотели как лучше, а получилось как всегда
Этот лозунг лучше всего подходит для внедряемого в России проекта маркировки.
Сразу договоримся, что я не буду писать о банальных вещах, о которых рассказывают на всякого рода конференциях, официально проводимых ЦРПТ, производителями ККМ или операторами ЭДО. Об этом вы и сами можете посмотреть на сайте Честный знак.
На всех форумах говорят одну и туже мантру: «Внедрение маркировки проходит легко и сама маркировка защитит покупателя от контрафакта».
Но это, мягко говоря, неправда.
Я расскажу о том, о чем вам никогда не расскажут на официальных мероприятиях. О проблемах, возникающих при внедрении маркировки.
Введение
Я работаю руководителем отдела ИТ и отвечаю за внедрение маркировки в учетных системах 1С в группе табачных компаний (от производителя до розничной торговли).
Сегодня я хочу поделиться опытом моей команды и особенностями внедрения маркировки сигарет.
Всё, что я буду писать ниже, относится только к табачной продукции. Опыта для обувной продукции у меня нет, но, возможно, там аналогичные проблемы.
Для дальнейшего понимания вас нужно погрузить в некоторую техническую часть
Маркированными являются те сигареты, на потребительской упаковке которой нанесен код в соответствии с требованиями оператора(эмитента) кодов маркировки.
Надо помнить, что в течение переходного периода для производителей (2018-07.2019) состав маркировки менялся. Производители сигарет совместно с оператором ЦРПТ пытались найти приемлемые решения. Выявляли ошибки работы оборудования, как при нанесении маркировки, так и при их регистрации в самом ЦРПТ. В это время производилась наладка оборудования, выявлялись ошибки в программных средствах производителя при бесконечно меняющихся правилах от ЦРПТ. Исправлялись ошибки в работе СУЗ от ЦРПТ, которых тоже было много.
Давайте быстро разберем строение кода маркировки сигарет, действующего сегодня.
Для кодирования серийного номера сигарет, МРЦ используется 80 символов:
Алгоритм кодирования-декодирования МРЦ основан на переводе МРЦ в копейках в 80-чную систему счисления, используя следующий алфавит:
1. Берём первый символ МРЦ: “A”
2. Индекс символа “A”: 0
3. Возводим 80 в степень 3 (позиция текущего символа, считая от конца строки из 4 символов) и умножаем на 0, получаем 0
4. Прибавляем 0 к результирующему значению строке: 0
5. Берём второй символ МРЦ: “C”
6. Индекс символа “C”: 2
7. Возводим 80 в степень 2 и умножаем на 2, получаем 12800
8. Прибавляем 12800 к результирующей строке: 12800
9. Берём третий символ МРЦ: “W”
10. Индекс символа “W”: 22
11. Возводим 80 в степень 1 и умножаем на 22, получаем 1760
12. Прибавляем 1760 к результирующему значению: 14560
13. Берём четвёртый символ МРЦ: “.”
14. Индекс символа “.”: 70
15. Возводим 80 в степень 0 и умножаем на 70, получаем 70
16. Прибавляем 70 к результирующему значению: 14630
17. Итоговое значение МРЦ = 14360к или 146р30к
Поскольку на практике МРЦ(максимальная розничная цена) округляется до рублей и имеет диапазон от 60 до 500 рублей, можно сделать вывод: МРЦ в 80-ричной кодировке всегда начинается с «A», а заканчивается на один из четырех символов «A»,«U»,«o,»8″. Можно использовать это для проверки валидности МРЦ в коде маркировки пачки.
Рассмотрим маркировку на примере Сигарет с фильтром «T&W» ОРИДЖИНАЛ КОМПАКТ МРЦ 106″
Вот как выглядит маркировка на пачках и блоках:
Извините, я не нашел блок с МРЦ 106, для фото брал 115.
04610030141527 00000Hd AB0o OnE1
Строка длиной 29 символов, содержит:
(01)04610030141534 (21)00000!& (8005)106000 (93)yikZ
Строка длиной не менее 41 символов и содержит код в формате GS1. Скобочки добавлены для наглядности. Содержит символы GS1
В код могут быть включены дополнительные данные, но первыми должны идти коды 01 и 21.
(01)14610030141524 (21)0011986 (8005)106000 (37)50
Строка длиной не менее 25 символов. Содержит обязательные коды 01 и 21 в формате GS1. Каждый производитель сам определяет состав кода маркировки для транспортной упаковки. Не имеет криптохвоста. Может быть нанесен как GS-1 DataMatrix код.
Часто производители дублируют GS-1 (CODE-128) и GS-1 DataMatrix, вот пример:
Другие производителя иногда не указывают МРЦ, а некоторые добавляют элемент 240 для указания внутреннего кода номенклатуры производителя.
Разберем наш пример кода маркировки транспортной упаковки «короб»:
В код могут быть включены дополнительные данные, но первыми должны идти коды 01 и 21.
Строка длиной 20 символов. Содержит префикс 00 и обязательный логистический код паллеты (контейнера) SSCC.
На все упаковокb, кроме пачек, наносится как машиночитаемый код, так и его человекочитаемый эквивалент. Это позволяет набрать код маркировки вручную, если по какой-то причине код не сканируется сканером.
Агрегации и дезагрегации.
В маркировке от ЦРПТ заложены такие возможности как агрегация и дезагригация упаковок.
До недавнего времени агрегация производилась только на заводе изготовителе. С завода информация передается в ЦРПТ. Не только о нанесенных кодах маркировки, но и об ее агрегации. JSON файл, передаваемый с завода в СУЗ ЦРПТ, содержит структуру, в которой нельзя отправить данные о маркировке без данных о заводской агрегации. На заводе, агрегация блоков/коробов/паллет производится при повторном сканировании маркировки с каждого вложенного элемента и кодов упаковки. Этим обеспечивается проверка читаемости кода и гарантия соответствия кодов, входящих в состав упаковки, коду самой упаковки.
Поэтому старайтесь сохранять заводскую упаковку до последнего момента. Вскрыв заводскую коробку, уже нельзя гарантировать, что все блоки относятся именно к этому коробу. Привет всем торговым сетям, которые проверяют вложенные блоки и вскрывают короба для этого 😉
Недавно функция агрегации сигарет появилась в API для торговых организаций. Видим большую перспективу здесь для отгрузки паллетами с логистических складов.
Дезагрегация производится автоматически, как только вложенная в упаковку единица была использована в документах выбытия или смены собственника. Другими словами, если продать пачку сигарет, то блок, в котором она находилась, автоматически дезагрегируется на пачки, а короб, в котором находился этот блок, дезагрегируется на блоки и т.д. Использовать в дальнейшем дезагрегированные коды блока, короба, паллет будет невозможно. Это, кстати, «ахиллесова пята» маркировки сигарет, создающая наибольшие проблемы в обороте сигарет. Но об этом ниже.
Теперь разберем проблемы, с которыми мы столкнулись при внедрении прослеживаемости движения сигарет
Криптохвост на сигаретах никому не нужен и нигде не проверяется
«… фабрика наносит код, который генерирует единая система, а защищает его криптография, поэтому подделать или скопировать его невозможно… То есть система замкнутая и ни у кого нет возможности на каком-либо этапе добавить в партию нелегальный товар».
Вот только он забыл добавить, что на всех участках криптохвосты обрезаются, и никуда не передаются, и нигде не запоминаются. Криптохвост существует только на упаковке и в недрах баз данных органов власти (я на это искренне надеюсь). Доказать задним числом, что ты продал подделку или оригинал невозможно, если ты ранее приобретал аналогичную продукцию.
Нет, наверное, можно проверить криптохвост, пока сохранена сама упаковка у покупателя, но при продаже, узнать та ли конкретная упаковка продавалась или другая с подменным криптохвостом невозможно. Злоумышленнику все, что нужно, это попасть на существующий в природе серийный номер (благо он нумеруется по порядку у всех, кроме у ФилипМорис)
Обратите внимание на последние четыре символа — это для теста подмененный «криптохвост».
Когда мы эту картинку показали ЦРПТ, они признались, что у них нет технической возможности проверять криптохвосты. Более того, у них нет информации о том, по какому алгоритму генерируются криптохвосты. И, что они сделали после нашего обращения? Они обновили приложение «честный знак» и теперь обрезают криптохвосты и не показывают его на экране. Наверное, чтобы никто не мог тыкать их носом. Но мы-то снимок экрана сохранили 🙂
К чему приводит отказ от проверки криптохвостов ЦРПТ?
Первая и самая главная проблема, это возможность выводить из оборота сигарет продукцию, которая вам не принадлежит. Вы можете даже не иметь под рукой настоящую пачку сигарет. Для вывода из оборота сигарет вам нужны только ЕАН13 и серийный номер, который у большинства производителей идет по порядку в 80-ричном исчислении (см. выше).
В частности, в ККМ и оператору ЭДО через УПД передается только первые 21 символ кода маркировки с пачек или 25 символов с блоков сигарет. И даже если вы каким-то чудом отправите более длинную строку, в ЦРПТ поступят исключительно первые 21/25 символов на выбытие сигарет или смены собственника.
Вы можете самостоятельно провести эксперимент: сосканируйте код с пачки сигарет в notepad, замените криптохвост (последние 4 символа) на любые другие 4 символа и из полученного результата обратно сгенерируйте DataMatrix. Программа для проверки подлинности продукции «честный знак» покажет, что этот код подлинный.
Другими словами, никто в цепочке от предпринимателя до оператора ЦРПТ, не проверяет соответствие серийного номера пачки сигарет его криптохвосту. Я даже больше скажу, ЦРПТ не проверяет даже соответствие серийного номера к указанному МРЦ в коде. Программа честный знак показывает размер МРЦ, динамически рассчитывая его из кода, ограничивая верхнюю и нижнюю планку, после которой МРЦ просто не выводится.
Вы можете сказать: «Ну и что, ну не проверяет криптохвост, нам же лучше». А вот и не лучше! Сейчас объясню почему в следующем пункте с проблемами.
Бесконтрольная дезагрегация транспортных упаковок
Впервые мы столкнулись с этой проблемой, когда ЦРПТ стал отказывать в отражении смены собственников по некоторым нашим ЭУПД. Это было еще в 2019 году, когда использовать ЭДО обязаны были только производители и первые покупатели.
Причина отказа — дезагрегация транспортной упаковки (короба).
На каждый такой случай ЦРПТ писал: «короб дезагрегирован, потому что из короба была продана одна пачка или блок».
ЦРПТ обвинял всех, кроме себя. Мы тоже полагали, что это внутренний пересорт. Но однажды подвернулся случай. В день, когда мы узнали об очередной такой дезагрегации, дезагрегированный короб еще не покинул наш склад. Конечно, мы его тут же вскрыли и увидели, что пачка, которая по данным ЦРПТ была выведена из оборота через розницу, лежит целая и нетронутая в коробке.
Посмотрели в личном кабинете, кто и когда продал эту пачку. Договорились с розничным продавцом и получили все его logи из POS систем по нашим сигаретам.
Увидели, что была продажа пачки сигарет с совпадающим серийным номером, но с совершенно кривым МРЦ и другим киптохвостом. Связались с производителем POS, а он пояснил, что у этих продавцов 2D сканеры воткнуты «в разрыв клавиатуры» и на результат их сканирования влияют: текущий вид OS (там был линукс), кодировка раскладки клавиатуры, CapsLock и SHIFT.
Если ЦРПТ находил похожий серийный номер сигарет и вне зависимости от того, кто собственник, он проводил выбытие этой пачки/блока, попутно дезагрегировав все вышестоящие упаковки.
Когда стал доступен TrueAPI мы провели инвентаризацию на складах, и обнаружили еще не проданных от производителя, но уже дезагрегированных 63 короба на одном центральном складе и 23 короба на другом центральном складе.
И, отгружая через неделю из проверенных остатков, мы вдруг обнаруживаем, что появились еще несколько дезагрегированных коробов по той же причине.
По этому поводу мы написали в ЦРПТ официальную заявку. Более того, мы поднимали этот вопрос на собрании совместно с другими производителями и министром промышленности. Заявленная проблема была занесена в протокол собрания, но так и не была решена до сих пор. Любой участник оборота может продать ваши сигареты, просто случайно попав на ваш серийный номер.
Последнее заявление, которое мы получили от ЦРПТ примерно такое:
мы разработали систему маркировки для гос.органов, в которой у нас самих нет технической возможности проверять валидность эмитируемых нами кодов маркировки. Мы опознаем сигареты и отражаем их движение ориентируясь исключительно на серийные номера.
Трудно представить, как такая маркировка будет применяться на лекарствах.
И даже, если мы будем проверять статусы маркировки перед каждой отгрузкой, а мы это уже делаем, нет гарантии того, что пока машина едет до покупателя, все короба останутся недезагрегированными на момент приемки.
Я уже молчу о том, что при продаже в рознице у вас будут пачки, которые по данным ЦРПТ уже выведены из оборота кем-то другим.
Напоминаю, что ЦРПТ говорит:
это не наши проблемы и ничего пока исправлять не будем».
Рекомендации ЦРПТ проверять статус и собственника маркированного товара перед подписанием документов о покупке или продаже
Действительно, с появлением TRUE_API.pdf, у участников оборота появилась возможность получить данные о кодах маркировки, их вложенность в агрегаты, текущих собственниках и др. информацию.
Многие сети решили с помощью данного API внедрить проверку собственника перед покупкой и сделали это одним из условий договоров.
Да что там греха таить, некоторые производители ККМ и операторы ЭДО решили обезопасить своих клиентов, и не дают им продавать или подписывать документы, пока данные о собственнике маркированного товара не будут соответствовать участникам сделки. Не будем во всех тыкать пальцем, по хочу передать привет особенно компании 1С, СБИС и АТОЛ.
Как всегда хорошие задумки этих компаний разбиваются об айсберг действительности.
Особо пытливые умы могут проверить на примере:
Верхняя пачка в приложении «Честный знак» не проходит проверку (слева), а нижняя проходит (справа):
Что бы не дезинформировать потребителей в ЦРПТ обещали исправить свое приложение уже на следующей неделе. Но вот когда они поправят ГИС МТ для предпринимателей?
Что касается проверки информации о текущем собственнике, в реальности, дела обстоят так: сегодня, когда я пишу эту статью 26.06.2020, в ЦРПТ отражена смена собственников только до 15.06.2020. Ни один документ после 15.06.2020 еще не отражен в базе данных ЦРПТ. У нас были случаи, когда ЭУПД появлялась в личном кабинете ЦРПТ спустя месяц, и только после обращения в службу поддержки ЦРПТ.
Как это обычно происходит. Мы видим, что наши документы не появляются в ЦРПТ слишком долго (более недели). Пишем в поддержку ЦРПТ обращение. Поддержка ЦРПТ пишет, что они не получали наших ЭУПД. Пишем оператору ЭДО. Оператор ЭДО пишет, что все ЭУПД давно направлены в ЦРПТ. Вот так и бегаем от одних к другим.
А покупатели, наслушавшись невыполнимых рекомендаций ЦРПТ об обязательной проверке, бегают и мучают нас вопросами: «Почему у меня не отразилось в личном кабинете?», «Почему ваши сигареты не проходит проверку в ЭДО?», «Почему ККМ не дает продать ваши сигареты?»
На практике за один день собственник может смениться несколько раз (производитель-первый покупатель-торговая сеть).
И не забываем, что маркированные сигареты вы могли совершенно законно приобрести на бумажном носителе до 01.07.2020. Но их собственник в ГИС МТ будет отражен неверно.
Помножим проблему несвоевременного отражения в ЦРПТ информации о смене собственников на проблему о бесконтрольной дезагрегации и получим недостоверность данных, отраженных в ГИС МТ.
Подытожим. Внедрение проверки статусов и собственников при приемке товаров и при продаже товаров пока дает лишь головную боль участникам оборота, а не защищает вас от штрафов.
Согласие на передачу информации в ГИС МТ третьим лицам
ЦРПТ ввел сбор «согласия» тогда, когда мы продемонстрировали в поддержку ЦРПТ, как можно по кодам маркировки смотреть всю историю движения сигарет, в том числе, не принадлежавших нам, и скачивать все ЭУПД по всей цепочке продаж с вложенными кодами маркировки и ценами.
Вы не представляете, какое было желание продать все блоки конкурента по цене 0.01 коп. Это бы привело к выводу из оборота и дезагрегации всех заводских коробов конкурента. Однако удержались и написали об этой уязвимости в поддержку ЦРПТ.
Как справили эту уязвимость в ЦРПТ? Придумали брать согласие от поставщиков на передачу данных своим покупателям. Даешь согласие, снимаешь с ЦРПТ ответственность за утечку информации.
И в чем проблема? Да в том, что ЦРПТ, приучив всех участников рынка сигарет пользоваться TrueAPI, вдруг объявляет, что будет закрывать доступ к данным, если поставщик маркированной продукции не будет давать «согласие на предоставление данных из ГИС МТ». Соответственно все сети поголовно стали требовать от своих поставщиков такого «согласия». Но давая его, поставщик дарит покупателю возможность в личном кабинете скачать все свои ЭУПД и смотреть, по каким ценам он покупает или продает сигареты конкурентам.
Мы уже написали об этой уязвимости в поддержку ЦРПТ, ждем их реакции.
Ниже приведен пример копии экрана из личного кабинета покупателя, отраженного заштрихованного в самой последней строке внизу. Как видите, он может просматривать ЭУПД вышестоящих участников в цепочке продаж.
Скачивать их и смотреть цены.
P.S.: В день, когда я закончил писать статью, ЦРПТ временно сделал запрет на скачивания всех документов и теперь показывает заглушку вместо списка документов.
ЭДО, материальная ответственность и COVID-19
Для запуска ЭДО, все участники оборота должны иметь цифровую квалифицированную подпись для подписания ЭУПД. На каждом собрании (семинаре) от ЦРПТ нам заявляют, что практически все предприниматели и организации уже имеют такой ключ ЭЦП, полученный на директора компании или на индивидуального предпринимателя. Также заявляется, что ЭДО позволит избавится от лишних бумаг.
Про бумаги мы сразу скажем: для перевозки сигарет автотранспортом все еще нужны бумажные ТТН. Но я не об этом.
Сигареты, это высоколиквидные материальные ценности, которые все время воруют из транспорта, со складов, магазинов. В случае обнаружения недостачи, с материально ответственных лиц нужно удержать выявленную недостачу, и не всегда добровольно — через в суд. Как раз суду-то и плевать на ваш электронный документооборот, он просит предоставить документы с личной подписью материально ответственного лица. Если у вас все отгрузки и поступления подписаны только цифровой подписью директора, то в суд вам нести нечего.
Сегодня есть два нормальных решения:
Мы применяем первый вариант, так как он единственно рабочий.
В варианте, где всё подписывается директорской подписью есть проблемы: сложно доказать отсутствие фиктивности сделок перед налоговой инспекцией. Например, когда документы подписываются директорской цифровой подписью, а тот при этом он находился за границей.
Для другого варианта, нужно отправить всех материально ответственных лиц за квалифицированной электронной подписью. Каждая бабушка — продавец, из каждого магазина с сигаретами, должна ехать в период пандемии в город за ЭЦП? Минпромторг вы в своем уме?
Сейчас мы склоняемся к гибридному варианту, когда будет и на бумаге, и электронных подписей будет несколько — генерального директора и нескольких региональных руководителей.
Корректировочный ЭУКД
Даже не хочу об этом писать. Если вы не программист и не специалист в маркировке, вы вряд ли сможете оформить электронную корректировку.
Потому что коды маркировки там нужно указывать особым способом и вперемешку.
Да и заявленное ЦРПТ ранее уведомление об уточнении счет фактуры также не стандартизировано, и все претензии в нем пишут просто текстом, кто во что горазд.
Лучшее решение сегодня — не подписывать покупателем входящий ЭУПД, если есть претензии. А выслать ТОРГ-2 и коды маркировки поставщику, которые нужно убрать или добавить в УПД. На основании их поставщик аннулирует ЭУПД и выпишет новый, уже правильный. Но если покупатель успел продать дальше или дезагрегировать транспортные упаковки, ваша дорога только одна, через ЭУКД.
Учитывайте всегда, что могут быть ошибки в указании МРЦ в кодах маркировки
В код маркировки встроен параметр «МРЦ» и первое что приходит в голову разработчикам POS систем — будет классно, если POS система сама будет определять цену, по которой нужно продавать сигареты в рознице.
Так делают, например, кассы «ЭВАТОР».
Не буду расписывать — вот примеры:
Нам известна пока только одна POS система, которая правильно работает с такими ошибками.
Непечатаемые символы в маркировке
Позвонил клиент с жалобой, что 1С не пропускает наш код маркировки, так как он имеет нестандартные символы… сразу вспомнил о еще одной проблеме. Раз клиент не может загрузить такую маркировку в 1С, то видать компания 1С не в курсе.
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789!”%&’*+-./_,:;=<>?» это не все символы, используемые в маркировке.
При выдачи кодов маркировки оператором эмиссии — ЦРПТ, коды могут содержат непечатаемые символы в криптохвосте.
Когда мы с этим столкнулись в начале 2020 года, мы добавили новый алгоритм в оборудование, работающее на производстве с СУЗ. Теперь мы получаем гораздо более большой пул кодов, чем нам нужно для производства, и отбрасываем те коды, которые имеют непечатаемые символы, чтобы защитить наших покупателей.
Конечно, это произошло не сразу и мы успели выпустить много продукции с такими криптохвостами. Такая продукция все еще ходит в обороте. Как решают этот вопрос другие производители мы не знаем.
Мифы о маркировке, которые мне приходится каждый день развеивать
если сигареты куплены по бумажному УПД, то 01.07.2020 придется их все сканировать и подавать остатки в ЦРПТ;
поскольку немаркированные сигареты с 01.07.2020 уже нельзя продавать, то их можно только выбросить (утилизировать);
До 01.12.2020 можно самостоятельно маркировать и наклеить стикеры с маркировкой на продукцию. Ждем информацию от ЦРПТ, как это сделать.
в каждом УПД содержится информация обо всех вложенных пачках сигарет (информация об агрегации);
В УПД содержится только тот код маркировки, в котором производится отгрузка. В коробах — значит код короба, в блоках — код блока. Информации о вложенности нет. Отсюда и проблема во многих учетных системах, которые пытаются проверить на совпадение EAN в коде маркировке и ЕАН внесенный в 1С (как правило вносят ЕАН только для пачек и проверка не работает).
если Честный знак показывает, что такой пачки в ГИС МТ не числится или такой блок уже дезагрегирован, то продать эту пачку будет невозможно;
Система маркировки от ЦРПТ является уведомительной системой, а не как в ЕГАИС — разрешительной. Задача покупателя, в соответствии с законом, оформить ЭУПД через своего оператора ЭДО, приложить к нему отгружаемые коды маркировки и подписать документ своим ЭЦП. Никакой проверки, ни поставщик и ни покупатель не обязаны проводить. Сегодня все проверки, это проверки, придуманные производителями ПО POS систем или 1С или операторами ЭДО, основанных на! РЕКОМЕНДАЦИЯХ. Участник оборота так же не обязаны проверять работу ЦРПТ и следить за тем, что они у себя отражали все правильно. Следует отметить, что в личном кабинете ЦРПТ, проблемные ЭУПД имеют значёк «х», но привлечь к ответственности за это невозможно, так как нельзя доказать — это неверные коды или ошибка в ЦРПТ.
ЦРПТ ведет остатки табачной продукции за каждым предприятием также, как ЕГАИС;
Учет построен по другому. Есть реестр всех эмитированных кодов маркировки. Для каждого кода маркировки, при появлении более позднего документа, устанавливается новый статус и новый владелец. (Аналог периодического регистра сведений в 1С). Легко можно пропустить несколько участников оборота и закончить выбытием в ККМ. Сами коды маркировки заказывают и вводят в оборот производители. Сейчас будут еще и те, кто будет маркировать не маркированные сигареты. Именно по причине, что остатки не проверяются возможна ситуация, когда сторонний розничный продавец продает сигареты, которые на самом деле ему не принадлежат, а лежат на вашем складе.
продать в розницу один и тот же код маркировки много раз невозможно;
Можно, если вы не используете такую POS систему, которая сохраняет проданную маркировку и/или проверяют ее через ГИС МТ на предмет выбытия. Все запреты — это желание производителей ПО для POS помочь как-то своим клиентам «не залететь на штрафы». Таких запретов, как в ЕГАИС, нет.
Могу привести свои случаи: POS система накапливает выбывшие коды и не дает их продавать повторно. Если дело доходит до пачки с уже выбывшем кодом, продавцы просто меняются проблемными пачками с продавцами из другого магазина. А если включить контроль по ГИС МТ, то в нем информация меняется с большим запозданием и это тоже не решение.
код маркировки не проходит проверку в Честном знаке, потому что он является контрафактным;
Читайте статью, и поймете, что если что то не отражается в ГИС МТ — это еще не значит что продукция плохая. На практике, это почти всегда сбои в ЦРПТ.
на коробах/паллетах коды маркировки должны быть в виде datamatrix, как на блоках и пачках;
Читайте правила нанесения маркировки. Любая маркировка на заводе проходит согласование с ЦРПТ. Если завод ее наносит на упаковку, значит она нанесена в соответствии с законом. На коробах маркировка может быть нанесена как при помощи GS-1 CODE128 так и при помощи GS-1 DataMatrix. Содержание кодов одинаково.
можно использовать бесплатный ЭДО Лайт от ЦРПТ для оптовой торговли с другими операторами, настроив роуминг (пока это неправда);
Пока это только реклама. Еще не один клиент не смог настроить роуминг с ЭДО Лайт. Надеемся что скоро изменится ситуация.
На остальные вопросы буду отвечать в комментариях.