какие цели преследовали первопроходцы что их объединяло
Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 25
РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВОПРОХОДЦЫ XVII В.
Вопросы в тексте параграфа
Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев, осуществлённые в XVII в.?
Однозначно, походы русских путешественников и первопроходцев XVII века имели огромное значение для формирования привычных нам очертаний современной России. В XVII веке русские первопроходцы прошли всю Сибирь и Дальний Восток, дошли до Тихого океана, побывали на Камчатке, обогнули восточную оконечность Азии и открыли острова в проливе между Азией и Северной Америкой. Именно в XVII веке Россия обрела привычные нам очертания, присоединив к себе обширные территории Сибири и Дальнего Востока, богатые разнообразными природными ресурсами. В дальнейшем это сыграло огромную роль для становления экономики нашей страны.
Что такое острог?
Острог — это фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен. Русские первопроходцы закладывали остроги на открытых землях Сибири, показывая тем самым, что отныне эта земля принадлежит Российскому государству. В дальнейшем в остроги прибывали переселенцы, купцы и промышленники, государевы люди. Они устанавливали отношения с местным коренным населением территории, организовывали сбор ясака, вели оборонительные и наступательные действия. Многие остроги развились до городов и стали региональными центрами новых земель.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какие экономические интересы побуждали людей осваивать Сибирь?
Сибирь привлекала своими пушными богатствами, новыми землями и полезными ископаемыми. В освоении новых земель были заинтересованы не только торговые и промышленные люди, которые получали с нее доход. Активно переселялись в Сибирь крестьяне. В Сибири не было ни вотчин, ни поместий, и крестьяне там не знали крепостного права. Для многих крестьян Сибирь отождествлялась со свободой. Государство также было заинтересовано в освоении богатых земель, суливших пополнение казны. Поэтому правительство поощряло заселение ссудами и податными льготами, нередко смотря сквозь пальцы на уход в Сибирь бывших крепостных.
2. Объясните значение термина «первопроходец».
Первопроходцами называли людей, которые проложили новые пути или открыли новые земли. Дословно первопроходец – это тот, кто первым прошел по какой-то земле.
3. Завершите предложение: «Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был… »
Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был Иван Москвитин со своим отрядом.
4. Оцените значение составления «Чертежа реки Амура» с точки зрения экономики.
«Чертеж реки Амура» был первой схематической картой Приамурского региона. Она была достаточно условна и далека по точности от реального положения объектов на местности. Однако даже такая карта позволяла следующим путешественникам, купцам, государевым людям, а также военным отрядам идти в эти земли со знанием того, что их там ждет. Вряд ли эта карта могла принести большую пользу с точки зрения экономики – все-таки на ней не было нанесено расположение пахотных полей, залежей полезных ископаемых и т.д.
5. Сравните достижения Пояркова, Атласова и Хабарова по выбранным вами критериям. Чьи достижения вы считаете более значительными?
Конечно же, все походы первооткрывателей изобиловали военными столкновениями, и даже грабежами, разбоями и погромами местного населения. Однако, в результате Российское государство получило сведения о новых землях и смогло приступить к их освоению и укреплению. Следует отметить, что во времена Великих географических открытий европейские колонизаторы просто вырезали туземное население новых земель – вероятно, чего не делали русские исследователи. Я склонен придать большую значимость походу Атласова, поскольку он действительно отправился в неизведанные земли и провел значительную исследовательскую работу. С одобрением можно отнестись и к стремлению Атласова устанавливать взаимоотношения с коренными жителями Камчатки мирным путем. Прибыв в Москву, Атласов предоставил первые сведения о рельефе и климате Камчатке, о ее флоре и фауне, о морях, омывающих полуостров и об их ледовом режиме. Также Атласов дал детальную этнографическую характеристику населения Камчатки и сообщил некоторые данные о Курильских островах и довольно обстоятельные известия о Японии.
6. Перечислите плюсы и минусы взаимодействия местных племён с русскими переселенцами.
Далеко не все туземные племена Сибири и Дальнего Востока могли похвастаться хорошими отношениями с русскими первопроходцами и переселенцами. Однако те, кому удалось наладить добрососедские отношения, стали перенимать у русских более совершенные технологии земледелия, строительства жилищ, а также изучать новые ремесла. Они стали ставить рубленые избы и хозяйственные постройки, использовать новые орудия труда и выращивать ранее незнакомые им земледельческие культуры. Русские переселенцы в свою очередь тоже перенимали новые для себя некоторые бытовые обычаи: одевались как местные жители, ездили на собачьих и оленьих упряжках. Однако вместе с переселенцами среди местных жителей стали распространяться неведомые им болезни и ряд нехороших привычек.
По карте проследите маршруты путешествий Дежнёва, Пояркова и Хабарова. Какой из этих маршрутов был более протяжённым? Какой из них, на ваш взгляд, был более сложным? Объясните критерии сложности, которые вы использовали при оценке маршрута.
Рассмотрим карту в атласе на странице 22-23.
Путешествие Семёна Дежнёва проходило в самых суровых природных условиях. Маршрут путешествия практически полностью находится за северных полярным кругом. Во время морского похода корабли путешественников несколько раз попадали в сильные шторма. В результате обогнуть крайнюю северо-восточную оконечность Азии (мыс Дежнёва) удалось только двум суднам. При высадке на берег оставшиеся путешественники подверглись нападению коренного населения — чукчей, а продолжив морской путь снова попали в шторм и потеряли друг друга. Первопроходцы смогли перезимовать и выжить в суровых условиях Крайнего Севера, а потом продолжить свои открытия и основать новое поселение на Дальнем Востоке. Протяжённость всего маршрута составила примерно 3 700 км.
Путешествие Василия Пояркова продолжалось 3 года. Продвигаясь по неосвоенным территориям, отряд изучал самые разные местные племена и народы. Путешественники преодолевали болезни и голод, отбивались от атак враждебно-настроенных местных жителей. Протяженность маршрута Пояркова составила около 8 000 км.
Путешествие Ерофея Хабарова было предпринято с целью освоения земель дауров, нанайцев и маньчжур — коренных народов этого края. Во время экспедиции отряд преодолевал мощное сопротивление местного населения, брал штурмом поселения, собирал дань в пользу Российского государства и составлял географические карты, необходимые для заселения края русскими поселенцами. Протяженность маршрута Хабарова составила около 10 000 км (2 500 км от Якутска до устья Сунгари, потом 2 500 км обратно, а потом ещё 2 500 + 2 500 во время второй экспедиции).
Наиболее протяжённый маршрут экспедиции статистически был у отряда Хабарова, но фактически по неисследованным землям он прошёл только 2 500 км, а далее повторял свой путь несколько раз. Поэтому наиболее длинным исследовательским маршрутом можно назвать маршрут Пояркова — 8 000 км.
Наиболее сложным маршрутом стал маршрут экспедиции Дежнёва, поскольку он проходил в наиболее сложных климатических и природных условиях, которые привели к гибели большей части отряда путешественников.
1. Кому из российских царей была направлена эта челобитная?
Эта челобитная Дежнева была написана в 1630 году царю Михаилу Федоровичу Романову.
2. О каких способах передвижения путешественников говорится в отрывке?
В отрывке говорится о путешествии морем на лодках-кочах, а также о передвижении по земле на лыжах и ездовых санях.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя дополнительные материалы (в том числе Интернет), опишите орудия для ловли рыбы, использовавшиеся первопроходцами Сибири.
Трудно сказать, какими именно средствами добывали рыбу первопроходцы Сибири, ведь их задачей было открытие новых земель, а не промышленный лов рыбы на продажу. Скорее всего их орудия рыбной ловли мало чем отличались от существовавших в те времена в России – удочки, сачки, неводы, бредни. Возможно, отличия были в рыболовной оснастке, которая могла быть перенята у местного населения. Так, с учетом характера дна и скорости потока сибирских рек можно предположить, что первопроходцы использовали снасти не с глиняными грузилами, которые с большой вероятностью разбивались в бурных потоках о каменистое дно сибирских рек, а галечные грузила, которые были в ходу у местного населения.
Если говорить не о первопроходцах, а о переселенцах, то они действительно занимались рыбной ловлей в больших масштабах. Рыба шла как для обеспечения самих переселенцев, так и для снабжения исследовательских отрядов, государевых людей, купцов и промышленников. Довольно рано в документах о рыбной ловле в Сибири начинают упоминаться и различные виды сетей — невода, бредни и т. д. Они делались в основном «по русскому обычаю» и иногда достигали гигантских размеров — до 100 м. Орудия и методика лова рыбы были разнообразными. Во время весеннего разлива рыбу ловили в поймах рек сетями. Когда вода шла на убыль, в ход пускались всевозможные заграждения и ловушки, преграждавшие рыбе путь обратно в реку. Затем до поздней осени занимались неводным ловов. Применялись и более простые способы добычи — с помощью удочки, а также остроги или даже охотничьего лука. Зимой широко использовали плетенные из прутьев ловушки, ставили сети в устьях малых рек и ручьев. А ранней весной начиналась добыча рыбы, которая шла «подышать» к прорубям и другим свободным ото льда местам.
2. Какие цели преследовали первопроходцы? Что их объединяло?
Первопроходцы были людьми смелыми, активными, решительными и даже жестокими. Они не останавливались, даже если их дальнейшие действия противоречили общечеловеческой морали. Они шли в неизведанные земли и считали, что действуют во благо отечества, приумножая его территориями и богатствами. Ради этой цели, как они считали, любые средства хороши, тем более по отношению к племенам, находящимся на более низкой ступени развития.
3. Какие из современных городов Сибири основали первопроходцы?
Первопроходцы во время своих походов в Сибирь основали города Тюмень, Березов, Сургут, Тобольск, Мангазея, Томск, Туруханск, Енисейск, Красноярск, Якутск, Чита, Улан-Уде, Нерчинск.
4. Ознакомьтесь с материалами интернет-сайта одного из краеведческих или археологических музеев Сибири (например, с интернет-сайтом Красноярского краевого краеведческого музея — http://www.kkkm.ru/). На основании информации о первопроходцах, представленной на нём, сделайте сообщение перед одноклассниками.
В Красноярском краеведческом музее есть программа «Освоение Сибири русскими». В программе раскрывается один из важнейших периодов истории культуры Сибири — начало ее освоения Российским государством. Доминантой экспозиции является коч, символизирующий романтику путешествия, научного поиска, познания неизвестного. Доминантой экспозиции является коч – северное морское судно поморов. Именно кочи сыграли решающую роль, не только в освоении сибирских просторов, но и в исследованиях северного морского пути.
В Красноярском краевом краеведческом музее представлен макет этого судна — в два с половиной раза меньше своих исторических предшественников. Секрет устройства, мобильности, морозоустойчивости и способности к выживанию в северных морских просторах кроется, прежде всего, в корпусе, имеющем яйцеобразную, округлую форму и обшитым вторым слоем лиственницы, которая, попадая в соленую морскую воду, естественным образом морилась и приобретала свойства стали. Это давало кочам основные преимущества — не погибнуть в ледяных торосах, так как при сжатии льдами судно выталкивалось наружу практически без повреждений корпуса.
Сам экспозиционный зал условно делится на две половины: освоения и исследования Сибири. Охватывает исторический период XVII – первая треть XIX веков. Знакомясь с первой частью зала, обратите внимание на макет части Красноярского острога XVII века. В центре него расположена первая деревянная Преображенская церковь.
5. Найдите в Интернете описание коча. Сравните коч с английским или испанским судном XVII века. Результаты работы оформите в виде электронной презентации.
Еще до Петра Великого русские поморы строили уникальные корабли, которые имели узкую специализацию, но в своей сфере не имели равных. Это однопалубные, одномачтовые, парусно-гребные промысловые суда под названием кочи.
КОЧ — слово это пришло к поморам с новгородской земли, где «коца» или «коча» означало одежду. Название выбрано не случайно, так как суда буквально «одевались в шубу» — корпус их был защищён от натиска льдов двойной обшивкой. На таких судах поморы могли ходить за тысячи километров по северным морским просторам, занимаясь рыбным промыслом. Кочи славились своей прочностью.
Коч был распространён на Русском Севере и в Сибири. Изначально кочи строились поморами. Позднее строительство кочей началось за Уралом. Кочи активно использовались в исследовательских походах по северным морям русскими первопроходцами.
Использовались большие и малые кочи. Большие суда вмещали 35 — 42 человек. Малые кочи применялись для плаваний в устьях рек.
Для сравнения возьмем одно из самых распространенных судов, использовавшихся морскими державами европейского севера – шнява. Этот корабль, конечно, не похож по классу на поморский коч, но больше всех других приближен к нему. Дело в том, что к XVII веку уже практически все морские державы отказались от кораблей парусно-гребного типа (именно таким был коч). Они, конечно, строились, но единицами. Их коэффициент полезного действия был небольшим и их мало использовали.
Итак, шнява – небольшое торговое или военное парусное судно, похожее на бриг. В XVII веках было распространено в Англии, Франции и Швеции. Шнява несла две мачты с прямыми парусами. Длина шнявы была 20-30 м, ширина 5-7,5 м, водоизмещение около 150 т, экипаж до 80 человек. Военные шнявы вооружались 12-18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы. В отличие от коча, шнява обладала высокой скоростью и маневренностью. Она с успехом могла использовать для движения практически любой ветер. Однако, ее глубокая посадка, профиль шпангоутов не позволяет говорить о том, что она могла хорошо плавать во льдах. Тем более не идет речи о том, чтобы шняву можно было вытащить на лед или перетащить волоком по земле. Коч же, наоборот, был приспособлен как для плавания в битом льду и в мелкой воде, так и для передвижения волоком.
Постройка коча начиналась с днища: оно больше всего разрушалось при плавании в северных морях, поэтому его делали особо прочным. Киль коча в длину достигал 21,6 м. От повреждения при волоке или посадке на мель его предохранял фальшкиль — доски или брусья, пришитые снизу. Это изобретение поморов впоследствии позаимствовали и зарубежные мастера — оно применялось до окончания эры деревянного судостроения.
Детали корабля сшивались с помощью еловых или сосновых корней (вицы). Это делало коч более дешевым и легким. Доски бортовой обшивки сочленялись особым образом: в месте швов они покрывались планками, прикрепленными к бортам небольшими скобами, — типичный для северорусского судостроения способ герметизации бортов. Чтобы полностью «ускобить» коч, требовалось несколько тысяч металлических скоб. Пазы обшивки конопатились смоленой паклей. Поверх основной обшивки крепилась коца — ледовая обшивка, доски которой прибивались вгладь
На этих уникальных судах поморы достигали таких арктических широт, которые были недоступны никаким другим судам, даже с металлическим корпусом и механическими двигателями. Уникальны они были не только своей защитной «шубой», но также яйцевидной формой корпуса. Днище корпуса было округлым, напоминавшим половинку ореховой скорлупы. Если льды сдавливали такое судно, его корпус не раздавливался, а выжимался наружу. Эти суда, слывшие самыми долговечными на протяжении пяти столетий, приобрели, благодаря мастерству и пытливости ума поморских мастеров, ещё одну необычную особенность: корма и нос имели практически одинаковую форму и срезаны были под углом 30 градусов, что позволяло легко вытаскивать их на берег.
Именно особенности и яйцевидная форма корпуса кочей легли в основу первого в мире ледокола. Эти гениальные изобретения древних поморских мастеров оказались настолько удачны, что и сегодня, через столетие после создания первого в мире ледокола «Ермак», они считаются непревзойдёнными для строительства судов ледового плавания.
Какие цели преследовали первопроходцы что их объединяло
Саша Литовко запись закреплена
Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев, осуществленные в XVII в.?
Для будущего России походы русских путешественников и землепроходцев, осуществленные в XVII в., имели большое значение. Расширялась территория государства, присоединенные земли были богаты полезными ископаемыми, населявшие народы обогащали культуру народов России, шло взаимное развитие этих народов. Построенные первопроходцами крепости-остроги, превращались в города.
Что такое острог?
1. Острог — фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4 — 6 метров.
Изначально острогом называлась сама ограда из острых кольев и плетня, устраиваемая во время осады неприятельских городов, на Руси.
Начиная с XIII века, острог состоял из бревенчатого тына (ряда кольев) и так называемых тарас, то есть бревенчатых венцов. Бревенчатая ограда острога помещалась на плоской местности или на вершине небольшого земляного вала и была окружена с наружной стороны рвом. Острог чаще всего имел четырёхугольную форму. По углам четырёхугольника размещались башни. Для сообщения с полем использовались проезжие башни.
1. Какие экономические интересы побуждали людей осваивать Сибирь?
Осваивать Сибирь людей побуждали экономические интересы: прибыльность торговли – на один вложенный рубль получали до 30 рублей выгоды.
2. Объясни значение термина «первопроходец».
«Первопроходец» значит человек, первым прошедший неосвоенную территорию, проложивший новые пути.
3. Завершите предложение: «Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был…».
«Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был Семен Дежнев»
4. Оцените значение составления «Чертежа реки Амура» с точки зрения экономики.
Значение составления «Чертежа реки Амура» с точки зрения экономики в том, что на основании этого чертежа планировались походы русских казаков, шло заселение земель вдоль Амура, строились населенные пункты, добывалась пушнина. Освоение и развитие новых земель приносили в казну новые доходы.
5. Сравните достижения Пояркова, Атласова и Хабарова по выбранным вами критериям. Чьи достижения вы считаете более значительными?
6. Перечислите плюсы и минусы взаимодействия местных племен с русскими переселенцами.
+ Земледелие, ремесла, обработка железа.
– Подавление населения военной силой, обложение данью (ясаком).
Изучаем документ
1. Кому из российских царей была направлена эта челобитная?
Эта челобитная была направлена царю первому Романову Михаилу Федоровичу
2. О каких способах передвижения путешественников говорится в отрывке?
В отрывке говорится о способах передвижения путешественников: водным, по суше – на лыжах, нартах.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя дополнительные материалы (в том числе Интернет), опишите орудия для ловли рыбы, использовавшиеся первопроходцами Сибири.
Следует отметить, что к XVII-XVIII вв. способы и орудия лова у русских не так существенно изменились по сравнению с предшествующим периодом, но в Сибири появилась определенная местная специфика. Так, глиняные грузила для сетей пришли в Притомье вместе с русским населением с Европейского Севера и севера Сибири – там дно рек илисто-песчаное.
Но горные реки, такие как Томь, имеют каменистое дно и быстрое течение. В таких условиях глиняные грузила быстро выходили из строя и уступили место галечным, используемым местным населением. Судя по материалам таможенных книг сибирских городов, в продаже были широко представлены сети, невода, бредники как в готовом виде, так и в виде полуфабрикатов для их изготовления.
В Кузнецке было найдено галечное грузило в берестяном кульке, подобные использовались на Руси для крупных сетей. Кроме сетей рыбу добывали удой и охотничьим луком, стреляя стрелами со специальными однотипными наконечниками.
2. Какие цели преследовали первопроходцы? Что их объединяло?
Цели, которые преследовали первопроходцы: служба Отечеству, разведка новых земель, ну и материальные выгоды. Хотя, например, С. Дежнев не получал жалованья от государства 19 лет, а служил верой и правдой России. Это объединяло всех первопроходцев.
3. Какие из современных городов Сибири основали первопроходцы?
Современные города Сибири, основанные первопроходцами: Тюмень, Березов, Сургут, Тобольск, Мангазея, Томск, Туруханск, Енисейск, Красноярск, Якутск, Чита, Улан-Уде, Нерчинск.
4. Ознакомьтесь с материалами интернет-сайта одного из краеведческих или археологических музеев Сибири (например, с интернет-сайтом Красноярского краевого краеведческого музея – http:// www.kkkm.ru). На основании информации о первопроходцах, представленной на нем, сделайте сообщение перед одноклассниками.
Семён Иванович Дежнёв
Родился около 1605, Великий Устюг, умер в нач. 1673, Москва) — русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, торговец пушниной. Первый известный мореплаватель, прошедший по Берингову проливу, соединяющему Северный Ледовитый океан с Тихим и разделяющему Азию и Северную Америку, Чукотку и Аляску, причём сделал это за 80 лет до Витуса Беринга, в 1648 году.
Примечательно, что Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, тогда как Дежнёв прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине.
Родился в Великом Устюге, в каком возрасте попал в Сибирь — не установлено. В Сибири Дежнёв сначала служил рядовым казаком с 1635 года в Тобольске, а затем в Енисейске. Среди больших опасностей 1636—1646 годов «смирил» якутов. Из Енисейска он с отрядом П. И. Бекетова в 1638 году перешёл в Якутский острог, только что основанный по соседству с ещё непокорёнными племенами инородцев. Уже в 1639—1640 гг. Дежнёв приводит в покорность туземного князя Сахея. В 1639 году был послан якутским приказчиком П. Ходырёвым на Вилюй для сбора ясака, в августе 1640 года Дежнёв примирил два якутских рода на реках Татта и Амга (притоки Алдана) и склонил к уплате ясака воинственного «князца» племени кангаласов Сахея.
В 1641 году Дежнёв, с партией в 15 человек, собирает ясак на реке Яне и благополучно доставляет его в Якутск, выдержав по дороге схватку с шайкой в 40 человек. В том же году вместе с Михаилом Стадухиным, Дежнёв отправился в поход на Оймякон для сбора ясака. В апреле 1642 года в стычке с воинственными «ламутскими тунгусами», как и многие другие казаки, был ранен. Потеряв лошадей, отряд попал в тяжёлое положение. Пришлось построить судно. Когда сошёл лёд, казаки спустились вниз по Оймякону и продолжили искать «неясачных людишек» в низовьях Индигирки. Но там сборщиков ясака уже было предостаточно, поэтому отряд отправился дальше на восток и дошёл до реки Алазеи. Здесь им встретился отряд такого же землепроходца десятника Дмитрия Михайлова по прозвищу Ярило Зырян. Дежнёв вновь проявил свой дипломатический талант, уговорив Зыряна соединиться с отрядом Стадухина под его началом.
Летом 1643 года Семён Дежнёв в составе отряда землепроходцев под командованием Михаила Стадухина открыл реку Колыму. Казаки поднялись вверх по реке и основали Колымское зимовье, позже ставшее крупным острогом Среднеколымск — опорным пунктом русской колонизации в этих местах.
В 1644 году Дежнёв основал ещё один острог, названный позднее Нижнеколымском. В 1645 году Стадухин и Зырян, с ясаком и половиной людей, отправились по реке Лене в Якутск, оставив в Колымском острожке Дежнёва и ещё 13 человек. Дмитрий Михайлов (Зырян) с дороги вернулся обратно, а между тем Дежнёву пришлось отразить нападение более 500 юкагиров, хотевших уничтожить малочисленный гарнизон острожка. На Колыме Дежнёв прослужил до лета 1647 года. Летом того же года корабли вышли в плавание, но крепкие льды закрыли им путь. Федот Попов и Семён Дежнёв возвратились на Колыму и стали дожидаться более благоприятного для похода времени.
20 июня 1648 года Федот Попов и Семён Дежнёв на кочах вышли в море. Три коча сразу потерялись в буре при выходе из устья Колымы в Ледовитый океан. Оставшиеся неуклонно пошли вперёд. В августе 1648 года пошёл ко дну ещё один коч. Около 20 сентября 1648 года Дежнёв и его спутники увидели тёмный и грозный “Большой Каменный Нос”, окаймлённый полосой пенных бурунов. Мимо Носа прошли лишь три судна: два коча Дежнёва и Попова и один — Герасима Анкудинова. Судно Дежнёва разбилось в Олюторском заливе южнее устья реки Анадырь.
Отряд Дежнёва на лыжах и нартах 10 недель через Корякское нагорье добирался до реки Анадырь, где он и зазимовал. Летом 1649 года на построенных лодках Дежнёв поднялся вверх по Анадырю на 600 км. Тут, на среднем течении реки Анадырь, было устроено зимовьё, названное потом Анадырским острогом. На верхнем течении Анадыря русские встретили кочевых анаулов — незнакомое им юкагирское племя.
Только на третий год к Дежнёву пришло подкрепление. Но это была не смена. Казак Семён Мотора искал сухопутную дорогу между Колымой и Анадырем через горный проход, он-то и выручил Дежнёва. Этим путём, более удобным, нежели морской, воспользовался и Дежнёв, для отсылки в Якутск собранной им моржовой кости и пушнины.
5. Найдите в Интернете описание коча. Сравните коч с английским или испанским судном XVII в. Результаты работы оформите в виде электронной презентации.
Судно типа «коч» — одно из самых загадочных в истории отечественного судостроения. По многочисленным архивным источникам XVII века мы знаем, что именно на кочах была освоена огромная территория Сибири и Дальнего Востока.
В то время, пока английские и голландские путешественники пытались пробиться на восток арктическими морями и не смогли пройти восточнее Новой Земли, русские ежегодно на кочах организовывали морские экспедиции в устье р. Оби, а в течение XVII века поэтапно прошли весь Северный морской путь, обогнули самую восточную оконечность Азии и вышли в Тихий океан (Охотское – «Ламское» море).
К сожалению, мы крайне мало знаем о том, что собой представлял коч. Не сохранилось его достоверных изображений, архивные источники дают крайне отрывочные данные о его конструкции.
Мы знаем, что коч соответствовал следующим критериям:
судно должно было быть приспособлено для плаваний, как в море, так и по рекам, соответственно, кроме паруса, должно быть ходким на веслах.
по документам мы знаем, что кочи перетаскивали по волокам, соответственно, они должно быть достаточно легким и устойчивым при переволакивании на катках.
на кочах выходили в Студеное море (Северный Ледовитый океан), преодолевали значительные расстояния, соответственно, кочи должны были быть приспособлены к плаванию в сложных ледовых условиях.
По архивным документам мы знаем, что размеры кочей вирировались в пределах 15 – 20 м с глубиной осадки до 2-х метров, кочи имели одну мачту, которая несла прямой парус.
Важно отметить, что поморы строили свои суда практически без использования металлических связей. Для соединения досок обшивки друг с другом использовалась «вица» — распаренный корень сосны, можжевельника или ели, прутья ивы, которыми пришивали к килю и штевням и плотно стягивали друг с другом доски обшивки, и уже к готовому борту «пришивали» и прибивали деревянными нагелями шпангоуты. Подобная технология широко известна на севере Европы, но строили так преимущественно небольшие лодки. Нужно учитывать дефицит и высокую стоимость железа, малочисленность населения на громадных пространствах Русского Севера и большой навык работы с деревом россиян. Наши судостроители, достигли в деле шитья таких сложных судов верха мастерства. Нигде в мире не строили столь крупных шитых судов, как в Поморье и в Сибири.
Впечатляют археологические находки, сделанные в вечной мерзлоте первого заполярного русского города в Сибири – Мангазеи. Там были обнаружены сшитые вицей бортовые доски. Средняя толщина досок составляет 7,5 см, ширина до 30 см. Получались суда с мощной обшивкой, но при этом достаточно легкие для волоков. В период своего расцвета, в XVI–XVII вв., технология шитья в русском судостроении применялась во впечатляющих масштабах: так строился весь флот северных поморов, суда которых регулярно ходили из Архангельска с Северной Двины и с Печоры на Новую Землю и за Урал в Мангазею на Оби, а из Колы (близ современного Мурманска) – до Шпицбергена. С первой половины 17в. на этих судах осуществлялись промысловые плавания Северным Морским Путем в Сибири, между реками Хатанга, Лена, Колыма, Анадырь.
В целях реализации историко-навигационного эксперимента – экспедиции по следам отечественных первопроходцев в Арктике и Сибири был разработан специальный проект экспедиционного парусного судна. Этот проект не является копией старинных кочей, на данный момент информации для полноценной реконструкции недостаточно.
При проектировании судов для проекта «Арктика – территория открытий» Виктор Дмитриев, автор первой в истории реплики коча «Помор» аккумулировал огромный массив информации об исторических технологиях судостроения на Русском Севере, накопленный за тридцать лет и применил их на практике со специалистами клуба «Полярный Одиссей».
Построенные суда по своим теоретическим обводам, форме носа и кормы близки к соймам, поморским карбасам и кочмарам – традиционным судам Русского Севера, упоминаемым в архивных документах с середины XVI века и сохранившимся на чертежах ХIХ века.
§ 25. Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
сообщение о русском путешественнике 17 века!