счет 109 в бюджетном учете для чего используется
Счет 109 в бюджетном учете для чего используется
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В учетной политике бюджетного учреждения указано, что общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный месяц, распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг пропорционально прямым расходам на оплату труда. За отчетный месяц ФОТ с начислениями учреждения распределился следующим образом: 109 61 100 000 рублей; 109 62 180 000 рублей; 109 80 60 000 рублей. Прочие расходы сформировались следующим образом: 109 61 50 000 рублей; 109 80 300 000 рублей.
Каким образом следует отразить в учете бюджетного учреждения распределение общехозяйственных расходов в данной ситуации?
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг. Счет 109 00 (для бюджетной сферы);
— Путеводитель по бухгалтерскому учету в бюджетных и автономных учреждениях (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ) (для определения соответствующих значений 15-17 и 24-26 разрядов счета 0 401 10 1ХХ и счета 0 109 60 000).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панкратова Галина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если организация не ведет приносящую доход деятельность
Рассмотрим ситуацию на конкретном примере:
Бюджетное учреждение получает субсидии на выполнение госзадания (оказание дополнительных образовательных услуг). Приносящую доход деятельность организация не ведет. Как правильно относить расходы на счет 109 00 и какие? В целях выполнения госзадания в учреждении осуществляются расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, заработной платы, содержания имущества, прочих услуг, расходов,стоимости материальных запасов (ГСМ, канцелярских товаров, хозяйственного инвентаря), основных средств.
Бухгалтер школы, Пензенская обл.
В соответствии с требованиями п. 134 Инструкции № 157н счет 109 00 “Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг” обязательно должен использоваться бюджетными учреждениями в целях учета операций по формированию себестоимости оказываемых ими услуг, в т. ч. и в рамках выполнения государственного задания.
Конкретный порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определяется соответствующим соглашением, которое бюджетное учреждение заключает с учредителем. При этом размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат:
Исходя из положений абз. 3 п. 153 Инструкции № 174н такие расходы,как правило, отражаются по кодам 262, 263, 273, 290 КОСГУ. Кроме того, непосредственно в дебет счета 4 401 20 271 “Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов” могут списываться суммы амортизации, начисленной по основным средствам, используемым при оказании госуслуг, ведь суммы амортизации и расходы по приобретению основных средств (кроме малоценных), как правило, не учитываются при расчете размера субсидии на выполнение госзадания.
Следующий этап работы – распределение расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг, на:
Накладные расходы также непосредственно связаны с оказанием госуслуг. Однако такие расходы не могут быть соотнесены с конкретным видом госуслуг и подлежат распределению по каждой услуге.
К общехозяйственным расходам относятся затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с процессом оказания госуслуг.
К издержкам обращения относятся затраты, произведенные в результате реализации услуг, в т. ч. в процессе их продвижения.
Как видим, определить перечни затрат в целях их распределения по конкретным видам расходов можно только исходя из специфики деятельности конкретного учреждения.
Применительно к рассматриваемой ситуации с большой долей вероятности можно сказать, что издержек обращения в учреждении не будет.
А вот иные расходы полностью или частично могут учитываться как в составе прямых, так и в составе накладных, общехозяйственных расходов. Допустим, учреждением оказывается несколько госуслуг.
В состав прямых расходов (относящихся только к какой-то одной услуге)могут войти, например, расходы по выплате заработной платы соответствующим сотрудникам, уплате страховых взносов. Начисление прямых расходов необходимо будет отражать следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 4 109 60 211, 4 109 60 213
Кредит 4 302 00 730, 4 303 00 730.
В состав накладных расходов могут быть, например, включены стоимость использованных при оказании услуг расходных материалов, а также некоторые прочие расходы. Начисление накладных расходов необходимо будет отражать такими записями:
Дебет 4 109 70 272, 4 109 70 290
Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 208 00 660.
Часть материальных запасов (например, канцелярские принадлежности, используемые бухгалтерией) может учитываться при выдаче в составе общехозяйственных расходов. К таким расходам могут относиться связанные исключительно с нуждами управления расходы по оплате услуг связи, а также расходы по оплате прочих услуг (например, консультационных), расходы по оплате труда управленческого персонала.
Начисление общехозяйственных расходов необходимо будет отражать следующими записями:
Дебет 4 109 80 211, 4 109 80 213, 4 109 80 221, 4 109 80 226,4 109 80 272
Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 303 00 730.
Следующий важный этап учетной работы – распределение накладных и общехозяйственных расходов на основании Справки (ф. 0504833) и соответствующих расчетов. В соответствии с учетной политикой бюджетного учреждения такое распределение может осуществляться, например, ежемесячно. При этом способ распределения также необходимо определить в учетной политике.
При распределении накладных и общехозяйственных расходов делаются записи по соответствующим аналитическим счетам:
Дебет 4 109 60 000
Кредит 4 109 70 000, 4 109 80 000.
Общехозяйственные расходы, которые в соответствии с положениями учетной политики не подлежат распределению, списываются бухгалтерской записью (например, могут не распределяться расходы по оплате консультационных услуг):
Дебет 4 401 20 200
Кредит 4 109 80 000.
Допустим, в учреждении в отношении накладных и общехозяйственных расходов выбран одинаковый способ распределения – пропорционально прямым затратам по оплате труда, ежемесячно. Прямые расходы по оплате труда на услугу № 1 равны 500 000 руб., а на услугу № 2 – 300 000 руб. В данном случае расходы, накопленные на счетах 4 109 70 000, 4 109 80 000, ежемесячно должны распределяться в следующих размерах по каждому коду КОСГУ:
Очевидно, что периодичность отражения в учете подобных операций зависит от специфики оказываемых учреждениями госуслуг. При этом Инструкция № 174н по данному вопросу содержит только одно требование – в дебет счета 4 401 20 200 должны списываться только суммы, относящиеся к уже оказанным услугам.
Если содержание государственного задания, соглашения о предоставлении субсидии и иных документов, имеющихся в распоряжении учреждения, не позволяет должным образом обосновать периодичность отражения в учете описанной выше операции, то решение о периодичности полного или частичного списания расходов, накопленных на счете 4 109 60 000, желательно согласовать с учредителем. Такая операция может осуществляться ежемесячно.
На вопросы отвечала Ю.А. Кошелева, эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Опубликовано в журнале «Бюджетный учет и отчетность в вопросах и ответах» №8, август 2012 г.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Счет 109 в бюджетном учете для чего используется
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В бюджетном учреждении операции по списанию материальных запасов (лотки для бумаг, степлеры) были отражены с применением счета 109 80 и отнесены на доходы учреждения (не в 2019 году). Согласно положениям стандарта «Запасы» материальные ценности сроком эксплуатации более 12 месяцев и не поименованные в п. 99 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, должны учитываться в составе основных средств. Комиссией принято решение, что в прошлые годы данное имущество было ошибочно отнесено к материалам и списано.
Как в учете бюджетного учреждения восстановить списанные в прошлые годы материальные запасы (лотки для бумаг, степлеры)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Исправление ошибок прошлых лет, связанных с неверным применением счета учета материальных ценностей, в данной ситуации может быть отражено с использованием счетов 304 96 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные в отчетном году», 401 19 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году» и 401 29 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Исправление ошибок прошлых лет в учете нефинансовых активов (для бюджетной сферы);
— Энциклопедия решений. Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета и отчетности (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Вместо «Х» указывается аналитическая составляющая кода КОСГУ, соответствующая типу контрагента в рассматриваемой ситуации.
*(2) Если в 22, 23 разрядах номера счета бухгалтерского учета указано «ХХ» или «Х, то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Счет 109 в бюджетном учете для чего используется
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии рекомендаций органа-учредителя по вопросу отнесения на финансовый результат деятельности учреждения нераспределяемых общехозяйственных расходов, до утверждения соответствующих отраслевых стандартов бюджетное учреждение вправе самостоятельно определить в рамках учетной политики перечень нераспределяемых общехозяйственных расходов с указанием условия их отнесения на расходы текущего финансового года или на уменьшение финансового результата по доходам. При этом само по себе наличие в учетной политике перечня нераспределяемых общехозяйственных расходов обязывает учреждение включать в учетную политику условие о порядке отнесения таких расходов на финансовый результат деятельности учреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Простой учет операций по формированию себестоимости работ и услуг для бюджетных учреждений
Для учета операций по формированию себестоимости выполняемых работ и оказываемых услуг применяются счета группы 109: 109.61, 109.71 и 109.81
Нельзя добавлять дополнительные субконто на счета 109.61, 109.71 и 109.81, не предусмотренные типовой конфигурацией. Добавлять можно только одно дополнительное субконто «Направление деятельности». Иначе счет 109.61 не закроется!
Простой учет операций по формированию себестоимости работ и услуг для бюджетных учреждений
Для учета операций по формированию себестоимости выполняемых работ и оказываемых услуг применяются счета группы 109:
Нельзя добавлять дополнительные субконто на счета 109.61, 109.71 и 109.81, не предусмотренные типовой конфигурацией. Добавлять можно только одно дополнительное субконто «Направление деятельности». Иначе счет 109.61 не закроется!
Настройка учета затрат в программе БГУ 1.0 осуществляется следующим образом:
1. Заполняются справочники для настройки аналитики в разрезе номенклатуры, видов затрат и направлений деятельности.
Обязательным субконто для счетов группы 109 является «Вид затрат», которое закрепляется в справочнике «Виды затрат». Оно определяет аналитику по элементам затрат и КОСГУ. (Рис. 1).
Рис. 1 Пример заполнения справочника «Виды затрат»
Для счета 109.61 обязательным субконто является «Номенклатура», то есть продукция, работа или услуга по которой определяется себестоимость. Номенклатурная карта вводится в справочнике «Номенклатура».
Обратите внимание на тип номенклатуры, она может быть только нескольких видов: «Работа», «Услуга», «Тара», «Готовое блюдо» или «Продукция». Иначе распределение накладных и общехозяйственных расходов регламентной операцией происходить не будет!
Рис. 2 Заполнение номенклатурной карты
Рис. 3 Поиск справочников в БГУ 1.0
Справочник «Направления деятельности» необходимо заполнить, если учреждение оказывает несколько видов услуг (например, «Медицинские услуги», «Питание», «Коммунальные услуги» и т.п.)
Рис. 4 Заполнение справочника «Направления деятельности»
2. Настраивается аналитика учета на затратных счетах. Если учреждение оказывает несколько видов услуг настраиваем учет по направлениям деятельности.
Это можно сделать в форме «Настройка параметров учета» (Раздел «Операции»/ «Константы»/ «Настройка параметров учета»), на закладке «Аналитический учет». В этой форме следует включить флажки для тех счетов, на которых предполагается учет по субконто «Направление деятельности» (Рис. 5).
Рис. 5 Управление аналитическим учетом на счете 109.00
Обратите внимание, если аналитика по направлениям деятельности установлена хотя бы для одного счета общих расходов (109.71 или 109.81), то ее следует обязательно установить и для счета 109.61. В то же время, возможно ведение учета по направлениям деятельность только на счете 109.61. При этом в отмеченных счетах в Плане счетов (ЕПСБУ) появится дополнительное субконто «Направления деятельности». Совет: если необходим учет по направлениям деятельности, достаточно установить его на счете 109.61.
3. В учетной политике учреждения закрепляется порядок и база распределения затрат на себестоимость.
Это можно сделать в форме «Учетная политика учреждения» (Раздел «Учреждение»/ «Учреждения»/ «Учетная политика учреждения»), на закладке «Производство». Устанавливаем флажки на счетах по которым требуется автоматическое распределение затрат (Рис. 6).
Рис. 6 Настройка порядка распределения накладных расходов
Общепроизводственные и общехозяйственные затраты распределяются в соответствии с указанной базой распределения. Открываем гиперссылку «Методы распределения общих затрат» и выбираем базу для распределения (Рис. 7).
Рис. 7 Настройка базы распределения накладных расходов
В программе имеется возможность выбора следующих баз распределения общих затрат на себестоимость продукции:
— материальные – пропорционально оборотам в дебет счета 109.61 с кредита счета 105.00;
— оплата труда – пропорционально оборотам в дебет счета 109.61 с кредита счета 302.10;
— выручка – пропорционально оборотам по реализации в дебет счета 205.00 с кредита счета 401.10 за вычетом суммы НДС.
4. При оформлении текущих операций по учету затрат обращайте внимание на корректность и полноту заполнения данных.
На что следует обратить внимание. Во-первых внимательно изучите субконто по счетам группы 109 в Плане счетов. Если на счетах 109.81 и 109.71 ведется учет по направлениям деятельности, то не забывайте заполнять соответствующий реквизит (рис. 8).
Рис. 8. Пример заполнения субконто счета 109.81 в документе «Списание материалов»
Во-вторых, учтите, что регламентная операция по закрытию производственных счетов автоматически формируется на начало дня выбранной даты (00:00:00), поэтому, все операции, введенные в базу в течении этого дня уже не будут участвовать в распределении.
Рис. 9. Пример заполнения субконто счета 109.71 и 109.81 в документе «Отражение заработной платы в учете»
5. В правильной последовательности выполняем регламентные операции по распределению расходов.
Напоминаем, что распределяются и списываются только те общие затраты, для которых в учетной политике указана необходимость их распределения.
Рис. 10. ОСВ счета 109.61,109.71 и 109.81 до проведения документа «Закрытие производственных счетов»
Так же обратите внимание на дату документа, если в течении последнего дня периода формировались документы по учету затрат, то время закрытия производственных счетов лучше установить 23:59:58.
Рис. 11. Заполнение реквизитов документа «Закрытие производственных счетов»
Рис. 12 Справка-расчет «Распределение косвенных затрат»
Отчет показывает распределение общих затрат по выпущенной продукции. Распределение приводится по каждой статье затрат.
Накладные расходы и распределяемые общехозяйственные расходы в конце месяца должны списываться полностью, т.е. остатков на счете 109.71 и 109.81 оставаться не должно.
Рис. 13. ОСВ счета 109.61, 109.71 и 109.81 после проведения документа «Закрытие производственных счетов»
При открытии документа обратите внимание на заполнение даты и времени. Поле КФО должно быть обязательно заполнено. Для автоматического заполнения сумм и корреспонденций счетов необходимо перейти в режим заполнения, нажав на соответствующую кнопку в рабочей панели документа.
Рис. 14. Порядок заполнения документа «Списание затрат по услугам (работам)»
После открытия режима заполнения откроется помощник, который состоит из двух панелей «Заполнить по остаткам» и «Панель услуг». В панели «Заполнить по остаткам» можно настроить заполнение затрат по номенклатуре, нажав кнопку «Заполнить», при этом можно либо выбрать номенклатуру из справочника, либо заполнить по всем учетным данным.
Рис. 15. Порядок заполнения номенклатуры документа «Списание затрат по услугам (работам)»
Нажав кнопку «Заполнить по остаткам», произойдет заполнение нижней табличной части «Панели услуг» с перечнем видов и сумм затрат. Для заполнения аналитики счета учета расходов необходимо нажать кнопку «Заполнить счет дебета» в верхней части таблицы. Счет списания затрат определяется учетной политикой Учреждения, в нашем случае рассмотрен пример включения затрат текущего периода в расходы текущего финансового года (счет 401.20).
Рис. 16. Порядок заполнения номенклатуры документа «Списание затрат по услугам (работам)»
В итоге документ «Списание затрат по услугам (работам)» формирует движение по кредиту счета 109.61 и дебету счета, указанного в верхней панели (в нашем случае это счет 401.20 «Расходы текущего финансового года»).
Рис. 17. Пример корреспонденции счетов документа «Списание затрат по услугам (работам)»
Как результат, счет 109.61 не имеет остатков на конец периода, а по дебету счета учета расходов аккумулируются затраты текущего периода.
Рис. 18. ОСВ счета 109.61 и 401.20 после проведения документа «Списание затрат по услугам (работам)»
6. Формируем справки и отчеты.
На каждом этапе распределения и списания затрат в типовой конфигурации формируются печатные формы.
Для документов «Закрытие производственных счетов» и «Списание затрат по услугам (работам)» это Справка по форме 0504833 в ред. 52 н.
Рис. 19. Бухгалтерская справка по форме 0504833 к документам «Закрытие производственных счетов» и «Списание затрат по услугам (работам)»
Дополнительно, для документа «Списание затрат по услугам (работам)» предусмотрен печать ведомости (рис. 20).
Рис. 20. Печатня форма «Ведомость списания затрат» к документу «Списание затрат по услугам (работам)»
Таким образом, организовать учет себестоимости работ или услуг в БГУ 1.0 довольно просто, достаточно правильно настроить аналитику по счетам, заполнить данные трех справочников, заполнять полностью документы текущего учета и соблюдать хронологию проведения двух регламентных документов закрытия периода.